Политические проекты декабристов пестель муравьев кратко

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Конституции Н. Муравьева и П. Пестеля

В. Псарев «Декабристы»

Восстание декабристов было первым политическим вооруженным выступлением против царизма, причем впервые это выступление имело политическую программу. О движении декабристов много писали и спорили. Пишут и спорят до сих пор, оценивая его с разных классовых и нравственных позиций.

Конституция Никиты Муравьева

Это программный документ Северного общества декабристов. Н. Муравьев работал над ней в течение 1821-1825 г.г. Знакомство с ней поможет лучше понять политические взгляды декабристов.

При составлении Конституции Никита Муравьев изучил и использовал опыт Западной Европы, творчески его переработав. Он глубоко изучил и проанализировал и современную ему политическую литературу и сам написал несколько работ исторического характера: анализ «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, работ Суворова и других.

Рукописные тексты Конституции Муравьева и «Русской правды» Пестеля

Работая над Конституцией, Н. Муравьев постепенно отходил от республиканских воззрений и склонялся к идее конституционной монархии.

Вопрос о крепостном праве. Н. Муравьев объявлял освобождение крестьян, но земли помещиков оставлял за ними, т.е. крестьяне освобождались без земли. Однако в последнем варианте Конституции он под давлением других участников тайного общества ввел положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и еще по две десятины на двор в порядке общинного владения.

Имущественный ценз. Этот вопрос имел варианты, но окончательно автор Конституции остановился на общем цензе для избирателей – 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах, а избираемые на общественные должности должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления – волостного старшины – отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались «все граждане, без изъятия и различия». Для других выборных должностей ценз не только сохранялся, но и возрастал соответственно значимости должности, в некоторых случаях он доходил до 60 тысяч рублей серебром.

Избирательное право. По Конституции Н. Муравьева, его были лишены женщины. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через 20 лет после принятия Конституции предполагалось ввести требование грамотности: неграмотный лишался избирательных прав. Кочевники также не имели избирательного права.

Избирательное право крестьянина-общинника также было ограничено, т.к. он не являлся владельцем по Конституции Муравьева.

Крепостное право. Конституция Н. Муравьева отменяла крепостное право: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным».

Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом». «Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны». Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский».

Право собственности. Конституция Н. Муравьева утверждала право собственности, но это право относилось только к собственности вещи, но не к человеку: человек не может быть собственностью другого, а «право собственности, заключающее в себе одни вещи, – священно и неприкосновенно».

Военные поселения. По Конституции Никиты Муравьева, они должны были быть ликвидированы: «Военные поселения немедленно уничтожаются». Военные поселяне должны были перейти на положение казенных крестьян, а земля передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли (земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома) передавались во владение крестьянам.

«Табель о рангах», разделявшая военных и гражданских служащих на 14 классов, отменялась.

Национальные вопросы. Н. Муравьев выступал своей Конституцией против засилья иностранцев: «Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского». Понятие «русский» по Конституции не относилось непосредственно к национальности – оно означало гражданина Российского государства.

Патриотизм. «Каждый Русский обязан носить общественные повинности – повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон».

Н.А. Бестужев «Портрет Н. Муравьева»

Конституционные свободы: свобода передвижений и занятий, свобода слова, печати и свобода вероисповеданий.

Судебная система. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.

Законодательная, исполнительная и судебная власти по Конституции Никиты Муравьева были разделены.

Верховным органом законодательной власти по Конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей. Народное вече должно было собираться 1 раз в год. Дума, по проекту Муравьева, должна состоять из 42 членов: в нее выбирались по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один — от Донской области. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора). Каждые два года переизбиралась одна треть членов Верховной думы. Принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.

В державах также существовала двухпалатная система. Все должности в управлении государством были выборными. Судьи также были выборными.

Император — только «верховный чиновник российского правительства», законодательной власти император не имел. Это, конечно, было решительным отходом от неограниченной царской власти. Император, получая большое жалованье (8 млн. рублей в год), мог за свой счет содержать придворный штат. Зная из истории о дворцовых интригах, фаворитах и их влиянии на политику, Н. Муравьев считал необходимым придворных императора считать личной прислугой и лишить их избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского звания.

Российская федерация. Россию Никита Муравьев видел федеральным государством и, как Североамериканские Соединенные Штаты, она делилась на федеративные единицы, которые он называл державами.

Источник

Восстание. Вопрос №30. Движение декабристов и его итоги. Конституционные проекты П. Пестеля и Н. Муравьева

Северное и Южное общества

Первые общества

Предпосылки

Вопрос №30. Движение декабристов и его итоги. Конституционные проекты П. Пестеля и Н. Муравьева

Отказ прав-ва от политики преобразований и усиление реакции вызвали появление первого в России революционного движения, основу которого составили прогрессивно настроенные военные. Одним из истоков вольномыслия в России стала Отечественная война. Нищета и рабство народа-победителя, произвол самодержавия – унижало национальное самосознание и оскорбляло патриотические чувства.

В 1814-1815г. возникли первые тайные офицерские общества (Союз русских рыцарей, Священная артель). Их основатели (Орлов, Муравьевы) считали недопустимым сохранение крепостного состояния народа, совершившего подвиг во время наполеоновского нашествия. В 16г. в Петербурге по инициативе Муравьевых, Муравьевых-Апостолов, Трубецкого и Якушкина был создан Союз спасения.

Через год союз принял статус – программа и устав, после чего организация стала именоваться Обществом истинных и верных сынов Отечества. Целью борьбы объявлялись уничтожение крепостного права и установление конституционного правления. Эти требования предполагалось предъявить в момент смены власти на престоле. Споры о способах достижения цели вызвали необходимость принятия нового устава и программы. 1818г. специальная комиссия разработала «Зеленую книгу». Первое общ-во было ликвидировано и создан Союз благоденствия. Членами союза могли стать не только военные, но и купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. Перед ними ставилась задача в течение 20 лет подготовить общ. мнение к необходимости перемен. Союз оформился организационно: им руководила Коренная управа в П., гл.управы находились в М. и на Украине.

Неудовлетворенность просветительской деятельностью в условиях роста крестьянских и армейских волнений привела крадикализации части Союза. На съезде Коренной управы Союз был объявлен распущенным. Почти одновременно возникли тайные Северное и Южное общ-ва, объединившие сторонников военного переворота.

Читайте также:  Щенок средство от клещей для

§ Председателем Южного общ-ва стал Пестель. Южное общ-во приняло составленный им программный документ – «Русскую правду». Он провозглашал диктатуру Временного верховного правления на все время революции. Россия должна была стать единым централизованным гос-вом с республиканской формой правления. Законодательная власть принадлежала Народному вече. Органом исполнительной власти становилась Державная дума, избираемая на вече. Высшим контрольным органом был Верховнй собор из 120 граждан, избираемых пожизненно. Все граждане наделялись полит. правами. Крепостное право отменялось. Земельный фонд каждой волости делился на общест. И частную половину. Из первой землю получали освобождаемые крестьяне. Вторая подлежала купле-продаже.

§ В Петербурге сформировалось Северное общ-во (Муравьев, Тургенев, Пущин, Трубецкой). По их проекту Россия становилась конституционно-монархическим гос-вом. Власть делилась на законодательную (Народное вече), исполнительную (Император), судебную (Верховное судилище). Сословный строй и крепостное право отменялось.

Наиболее напряженная деятельность организаций приходится на 24-25г. Велась подготовка к открытому вооруженному восстанию. В мае 21г. о заговоре декабристов стало известно А1, но он ничего не предпринял. Его внезапная смерть изменила планы заговорщиков. На 14.12 была назначена присяга Н1. Момент для осуществления их планов был очень благоприятным. Диктатором восстания был избран Трубецкой, было решено вывести войска на Сенатскую площадь, помешать присяге Сената, от его имени провозгласить отмену креп. права, свободу печати, совести, а власть передавалась, Врем.прав-ву. Но выполнить план не удалось. На Сенатскую площадь вышло только 3тыс.солдат, выяснилось, что Н1 уже привел к присяге Сенат. Нужно было менять план, но Трубецкой в решительный момент не явился на площадь. Нов.диктатаром стал Оболенский, но время было упущено. Н1 приказал стрелять по мятежникам картечью, тогда было убито около 1200чел. Инициаторы восстания были повешены, остальных разжаловали. Солдат и матросов приговорили к розгам или к отправке на Кавказ.

Выступление Северного общества 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади Петербурга закончилось поражением. Характер этого выступления остается спорным. (Что это было: Восстание? Дворцовый переворот? Демонстрация гражданского неповиновения?). Восстание Черниговского полка (организованное Южным обществом) началось на Украине 29 декабря 1825 г. и было подавлено 3 января 1826 г.

Источник

Политические проекты декабристов пестель муравьев кратко

Конституционные проекты декабристов – «Русская Правда» П.И. Пестеля (Южное общество) и «Конституция» Н.М. Муравьева (Северное общество).

Конституционные проекты декабристов – уникальные памятники русской политической мысли.

Декабристы были сторонниками «представительного правления», т.е. выборного законодательного органа (парламент, дума), ограничения верховной власти основными законами (конституцией), равенства всех граждан перед законом, соблюдения прав личности (свободы слова, вероисповедания, неприкосновенности личности), и конечно отмены крепостного права.

Конституционные проекты П.И. Пестеля (Южное общество) и Н.М. Муравьева (Северное общество) в ряде важных пунктов отличаются друг от друга.

П.И. Пестель много внимания уделил многонациональному составу империи, предложил радикальную аграрную реформу (разделение всех сельскохозяйственных земель пополам между помещиками и крестьянами), равные избирательные права, республиканскую форму правления и считал необходимой диктатуру временного революционного правительства. П.И. Пестель работал над «Русской Правдой» примерно с 1822 г. Работа не была завершена, поэтому рукопись черновая, с многочисленными правками.

Н.М. Муравьев предусматривал введение имущественного избирательного ценза, сохранение помещичьей собственности на землю, конституционную монархию. Когда Н.М. Муравьева арестовали, рукописи конституционного проекта среди его бумаг не нашли. На допросе он заявил, что сжег ее, но может восстановить по памяти. И в тюрьме снова написал текст конституции.

Источник

Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева

Разработка конституционных проектов и планов вооруженного выступления занимала первостепенное место в деятельности декабристских обществ после 1821 г. В 1821—1825 гг. были созданы две политические программы революционных преобразований в России — «Русская Правда» П. И. Пестеля и Конституция Ники­ты Муравьева; в принципе был согласован и план совместного вы­ступления обоих обществ.

В основу декабристских проектов политического и социально­го переустройства России были положены принципы «естественно­го права», выработанные мыслителями Века Просвещения, — Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями кото­рых авторы декабристских конституций были хорошо знакомы. Под «естественным правом» понимались неприкосновенность личности, свобода слова и совести, равенство всех перед законом, непризна­ние сословных различий, гарантии защиты частной собственности, а в политическом плане — введение представительного образа прав­ления при разделении властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Эти положения были направлены против фео­дально-абсолютистских порядков и содержали в себе большой для того времени революционный заряд. Они закладывали основы бур­жуазного правового государства. При разработке своих проектов

Пестель и Н. Муравьев опирались и на конституционный опыт дру­гих государств Европы и Америки.

«Русская Правда» Пестеля провозглашала решительное уничтожение крепостного права, установ­ление в России республики и равенства всех граждан перед зако­ном. «Рабство крестьян должно быть решительно уничтожено, — писал Пестель, — и дворянство должно непременно навеки отречь­ся от гнусного преимущества обладать другими людьми». Крестья­не должны были получить не только личную свободу, но и землю.

При решении аграрного вопроса Пестель исходил из двух пред­посылок: земля есть общественное достояние, из которого каждый гражданин имеет право получить земельный надел, но вместе с тем признавалась и частная собственность на землю, ибо «труды и ра­боты есть источник собственности». Пестель стремился согласовать общественное и частное начала путем деления всего земельного фонда страны на две части — землю общественную и землю частную. Общественная земля передавалась в распоряжение волостно­го общества (первичной административно-хозяйственной ячейки

страны), поэтому она называлась «волостной». Каждый гражданин должен был быть для этого приписан к определенной волости. Чем бы он ни занимался (торговлей, промышленностью и пр.), в случае неудачи в своей деятельности он всегда мог найти в своей волости средство пропитания за счет причитающегося ему участка общест­венной земли. Эта земля не могла быть ни продана, ни заложена, а предоставлялась в безвозмездное пользование каждого, который желал заняться сельским хозяйством. Она, по мысли Пестеля, пред­назначалась для производства «необходимого продукта», чтобы обес­печить необходимые жизненные средства каждому гражданину и тем самым должна была служить гарантией от нищенства и голода.

В общественный земельный фонд должны были войти все ка­зенные и монастырские земли. Кроме того, для его пополнения пре­дусматривалась частичная конфискация земли у крупных поме­щиков-землевладельцев: у имевших свыше 10 тыс. десятин поло­вина отбиралась без всякого вознаграждения, у владельцев от 5 до 10 тыс. десятин половина отчуждалась либо за денежную компен­сацию, либо за предоставление равноценного участка в другом мес­те. Частные земли находились в свободном товарном обращении и служили «доставлению изобилия», т. е. были призваны содейство­вать развитию частной предпринимательской инициативы в сель­скохозяйственном производстве.

Свое отношение к частной собственности Пестель строил, ис­ходя из разумного сочетания общественного и частного интереса («блага»). «Богатые всегда будут существовать, — писал он, — и это очень хорошо». Однако, подчеркивал он, «недопустимо присое­динять к богатству другие политические права и преимущества в ущерб остальному населению», т. е. устанавливать, например, иму­щественный ценз для занятия государственных должностей. Пре­дусматривая ряд мер для защиты частной собственности и частно­го предпринимательства, Пестель вместе с тем выступал против крупных собственников (или, как он говорил, «аристокрации бо­гатств»), которые, как он видел на примере Англии и Франции, оказывают сильное влияние на политику правительства. Пестель считал «аристокрацию богатств» даже более опасной, нежели «аристокрацию феодальную».

Подлежало упразднению прежнее сословное деление. Все со­словия «сливаются в единое сословие — гражданское». Граждан­ские и политические права получали мужчины, достигшие 20-лет­него возраста. Вместо прежней рекрутчины вводилась всеобщая воинская повинность с 15-летним сроком службы. Ликвидирова­лись военные поселения. «Русская Правда» декларировала свободу слова, печати, собраний, занятий, передвижения, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, введение нового суда, равного для всех граждан, с гласным судопроизводством и правом обвиняемого на защиту. Однако предусматривались и ограничения в пользовании некоторыми из этих прав. Категорически запреща-

лись всякие общества и объединения, «хоть открытые, хоть тай­ные, потому что первые бесполезны, а последние вредны». Беспо­лезность первых Пестель видел в том, что их занятия «входят в круг действий самого правительства»; вторые вредны потому, что сам факт тайной деятельности заставляет подозревать их в «зло­вредности», ибо новый общественный порядок «ничего доброго и полезного не принуждает скрывать, но даже , напротив того, все средства дает к их введению и обнародованию законным поряд­ком». Устанавливалась цензура нравов. «Сочинитель» и издатель привлекались к суду за произведения, нарушающие «правила нрав­ственности» или наносящие урон чести и достоинству гражданина. Правительство обязывалось иметь «бдительный и строгий надзор» за различного рода частными и общественными «празднествами и увеселениями», чтобы «они не были противны чистейшей нравст­венности и не заключали в себе разврата и соблазна».

Читайте также:  Густые волосы как от них избавиться

Обучение детей, согласно проекту Пестеля, должно проводиться в правительственных учебных заведениях. Частным лицам катего­рически запрещалось «заводить пансионы и другие учебные заве­дения». Этот запрет Пестель мотивировал невозможностью контро­лировать частные учебные заведения со стороны правительства.

В «Русской Правде» провозглашалась свобода совести. Православие объявлялось «господствующей верою великого государства Российского», однако предоставлялась свобода и другим вероиспо­веданиям, «если только не противны они российским законам, ду­ховным и политическим, правилам чистой нравственности и не на­рушают естественных обязанностей человека». Духовные лица рас­сматривались как государственные чиновники, «исполняющие осо­бые должности». Сохранялись монастыри, но постригаться в мона­хи разрешалось лицам не моложе 60 лет.

В «Русской Правде» детально разработаны гражданские и семейно-правовые отношения. Возрастом совершеннолетия предла­галось считать 15 лет, когда юноши и девушки в торжественной обстановке приносят присягу на верность отечеству. С этого момен­та девушки получают право вступать в брак; юноши же получают такое право с 20 лет, равно как и право избирать и быть избранны­ми в органы государственного управления на всех уровнях, посту­пать в военную и гражданскую службу. Над несовершеннолетними детьми родители имеют полную власть, но и несут ответственность за их воспитание и поступки.

Пестель выступал горячим сторонником установления в Рос­сии республиканского правления. Называя самодержавие «разъя­ренным зловластием», он выступал против любой формы монархи­ческого правления, полагая, что всякая монархия неизбежно «кон­чится деспотизмом». Как установило следствие, Пестель считал необходимым во время революционного переворота «истребление» всей царствующей фамилии.

По «Русской Правде» будущая Российская республика долж­на быть единым и нераздельным государством, с сильной центра­лизованной властью. Пестель был противником федерации, пола­гая, что она будет способствовать развитию центробежных и сепа­ратистских тенденций и тем самым — ослаблению государства, а возможно и его распаду. Федеративное устройство он рассматри­вал как восстановление «прежней удельной системы», какая суще­ствовала на Руси, со всеми ее отрицательными последствиями. В административном отношении Российская республика должна была состоять их десяти больших областей, в каждую из которых входи­ли бы пять округов (или губерний); округа делились на уезды (или поветы), а уезды — на волости.

Высшая законодательная власть, по «Русской Правде», при­надлежала однопалатному Народному Вече в составе 500 человек, избираемых на 5 лет. Каждый год 1/5 часть Народного Веча пере­избиралась. Исполнительную власть предстояло осуществлять Дер­жавной Думе в количестве 5 человек, избираемой Народным Вечем также на 5 лет. Председательствовал в Думе тот, кто пребывал в ее составе последний, пятый, год. Высшая контрольная («блюстительная») власть вручалась Верховному собору из 120 человек. В него пожизненно избирались наиболее авторитетные и заслуженные граждане страны. Распорядительную власть на местах осуществ­ляли областные, окружные, уездные и волостные «наместные соб­рания», а исполнительную — областные, окружные, уездные и во­лостные «наместные правления». Главами «наместных собраний» и одновременно «наместных правлений» должны были стать выбор­ные «посадники» (в волостях — «волостные предводители»). Мест­ные органы власти избирались сроком на один год.

При решении национального вопроса Пестель исходил из двух противоречащих друг другу принципов: «права народности», т. е. права национального самоопределения, и «права благоудобства» — признания за «всяким большим государством» его стремления «к установлению границ, крепких местным положением и сильных естественными оплотами», и вместе с тем — стремления «к тому, чтобы силы маленьких народов, его окружающих, умножали его собственные силы, а не силы какого-либо соседственного большого государства, основывая сие стремление и старание на праве безо­пасности». Оба права Пестель называл одинаково законными и спра­ведливыми, однако, по его мнению, право на самоопределение ре­ально можно предоставить только тем народам, которые имеют силы и возможности «оное сохранить», в противном случае они не могут «по слабости своей пользоваться самостоятельною политическою независимостью» и неизбежно попадут под власть «которого-либо из больших соседственных государств». Поэтому это право для ма­лых народов есть «мнимое и несуществующее». «К тому же малень­кие народы, между большими находящиеся, служат всегдашним поприщем военным действиям, разорениям и гибельным действиям

всякого рода». Поэтому, указывал Пестель, «лучше и полезнее бу­дет для них самих, когда они соединятся духом и обществом с боль­шим государством». Исходя из этих посылок, Пестель считал, что по отношению к народам, населяющим Россию, должно действо­вать «право благоудобства». Исключение он делал для Польши, ко­торая получала политическую самостоятельность при условии, что в ней при помощи русской революции утвердится демократическая ч республика и будут произведены те же преобразования, как и в России, с которой она вступит в «вечный союз».

У Пестеля всякий житель России именовался «русским». Это наименование обозначало не столько принадлежность к русской национальности, сколько определяло статус гражданина Россий­ской республики. Вхождение малых народов в состав Российского государства не связывалось им с насильственной христианизацией и русификацией. Не допустима, по мысли Пестеля, никакая дис­криминация по национальному признаку: все народы пользуются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности. Отдавая явный приоритет «праву благоудобства», Пестель указывал, что в перспективе «не должно противиться враждебными чувствами и действиями правильному отдельному существованию народов, мо­гущих воспользоваться полною политическою независимостью».

«Русская Правда» Пестеля была призвана служить «Наказом» Временному правительству, облеченному диктаторской властью сроком на 10 лет. В течение этого необходимого, по Пестелю, пере­ходного периода оно проводит в жизнь записанные в «Наказе» пре­образования. По истечении 10-летнего срока должна была быть принята новая конституция, закреплявшая произведенные, соглас­но «Русской Правде», преобразования, а Временное революционное правительство слагало свои полномочия.

«Русская Правда» Пестеля является самым радикальным кон­ституционным проектом декабристов. Записанные в ней преобра­зования предполагалось провести с помощью жесткой революци­онной диктатуры, предусматриваемой Пестелем.

Конституционный проект Н. М. Муравьева исходил из иной политической концепции. В отличие от «Русской Правды» Пестеля проект Муравьева предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Кроме того, Му­равьев был противником строго централизованной власти и унитарного государства. Россия, по его проекту, должна стать федера­цией из 14 «держав» и двух областей (по второму проекту — из 13 «держав» и двух областей) со своими столицами и самостоятель­ным управлением. По мнению Муравьева, в такой обширной стра­не, как Россия, федеративное устройство явится противовесом чрез­мерному усилению центральной власти, которая в централизован­ном государстве неизбежно превратится в деспотию. Таким обра­зом, федеративное устройство страны лучше обеспечит сохранение свобод граждан.

Но при определении федеративного устройства Муравьев ис­ходил не из национальных, а хозяйственно-экономических особен­ностей тех регионов, которые должны были стать «державами». По его проекту «державы» привязывались либо к берегам морей или крупным судоходным рекам. Соответственно они и получали на­звания: Ботническая, Балтийская,3аволжская, Камская, Обийская, .Ленская, Окинская, Бужская, Днепровская, Черноморская и т. д. Столицами «держав», по мнению Муравьева, должны были стать крупные торгово-промышленные центры, речные или морские пор­ты. В Российскую Федерацию не включалась Польша, она должна была получить государственную самостоятельность. «Державы» делились на «поветы»(уезды), которых должно было насчитывать­ся в общей сложности 569, а они в свою очередь — на волости по 500—1500 жителей мужского пола в каждой. Столицей федерации должен был стать (как и у Пестеля) Нижний Новгород, который переименовывался в Славянок (у Пестеля — во Владимир).

Муравьев проводил строгое разделение властей — на законо­дательную, исполнительную и судебную, что было призвано, наря­ду с федеративным устройством, стать гарантией против возник­новения в стране диктаторской власти. Высшим законодательным органом власти в будущей Российской Федерации являлось двух­палатное Народное Вече, состоявшее из Верховной думы (верхней палаты) и «Палаты представителей народных» (нижней палаты). Депутаты в обе палаты избирались не 6-тилетний срок, при этом каждые два года 1/3 их переизбиралась. В верхнюю палату изби­рались по 3 депутата от каждой «державы» и два — от «области», а в нижнюю — один депутат от 50 тыс. жителей мужского пола.

Читайте также:  Как избавиться от жерушника

В каждой «державе» законодательным органом являлось Дер­жавное вече, состоявшее также их двух палат — Державной думы и Палаты выборных. Державное вече избиралось на 4 года, при этом 1/4 часть его состава ежегодно переизбиралась.

Право участвовать в выборах в центральные и местные орга­ны власти получали граждане мужского пола в возрасте не менее 21 года. Кроме того, они должны были иметь постоянное место жи­тельства, недвижимую собственность не менее чем на 500 руб. се­ребром или движимую на 1000 руб., исправно платить налоги и исполнять общественные повинности, а также не быть у кого-либо «в услужении». А для того чтобы быть избранным в местные и центральные органы власти или занимать государственные долж­ности, устанавливался еще более высокий имущественный ценз. Для занятия высших государственных должностей необходимо было иметь на 30 тыс. руб. серебром недвижимого и на 60 тыс. руб. дви­жимого имущества. Таким образом, высокий имущественный ценз давал доступ к участию в активной политической жизни страны главным образом имущим слоям населения, при этом, как видим, владельцы недвижимой собственности (а это были в основном дво­ряне-землевладельцы) имели двойное преимущество перед обла­дателями капитала (буржуазией).

Высшая исполнительная власть принадлежала императору. Он являлся Верховным главнокомандующим, в его компетенции были переговоры с другими странами, он назначал с согласия Верховной думы послов и консулов, судей верховных судебных мест и мини­стров. При вступлении на престол император должен был прино­сить присягу в верности и защите конституции. Он считался «пер­вым чиновником государства». Ему выделялся высокий оклад жа­лованья (от 8 до 10 млн. руб. серебром в год), на который он мог содержать свой двор. Однако придворные, как находившиеся «в услужении», на время своей службы императору лишались изби­рательных прав и тем самым участия в политической жизни страны.

Исполнительную власть в «державе» осуществляли держав­ный правитель и его наместник, назначаемые Державным вечем.

Распорядительная и исполнительная власть в уезде вручалась вы­борному тысяцкому.

В проекте Муравьева детально разработано преобразование судебной системы. Вводился гласный суд с присяжными заседате­лями, адвокатурой, состязательностью сторон. Суд объявлялся рав­ным для всех граждан страны. Высшим судебным органом страны являлось Верховное судилище, в державах — державное, а в уез­дах — уездное судилища, Низшей судебной инстанцией становил­ся волостной «совестный суд».

Проект Муравьева провозглашал упразднение сословной струк­туры общества, введение всеобщего равенства граждан перед зако­ном, защиту неприкосновенности личности и имущества, широкую свободу слова, печати, собраний, свободный выбор занятий. Проект Муравьева, в отличие от проекта Пестеля, считал неотъемлемым правом граждан создавать различного рода объединения и сообще­ства.

В Конституции Муравьева торжественно декларировалась S ликвидация крепостного права: «Крепостное право и рабство отме­няются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свобод­ным». Однако помещичье землевладение объявлялось неприкосно­венным («земли помещиков остаются за ними»). Первоначально Муравьев предполагал освободить крестьян совсем без земли, и лишь в последнем варианте своего проекта он предусматривал пре­доставить бывшим помещичьим крестьянам их усадьбы и по две десятины на двор, что было явно недостаточно для нормального ведения крестьянского хозяйства и неизбежно заставило бы кре­стьянина идти в кабалу к своему бывшему помещику. В более вы­годном положении оказывались государственные и удельные кре­стьяне, а также военные поселяне: за ними закреплялась вся на­дельная земля, которой они пользовались ранее. Муравьев пола­гал, что в будущем вся земля, в том числе и крестьянская надель­ная, должна стать частной собственностью их владельцев.

Принято было считать, что конституционный проект Муравье­ва как более «умеренный» носит на себе в большей степени «черты классовой, дворянской, ограниченности» и поэтому стоит «ниже»

пестелевского. Между тем проект Муравьева ближе подходил к условиям тогдашней России, нежели проект Пестеля. Еще в 1820 г. Никита Муравьев стоял за республику, но после глубоких размыш­лений и изучения тогдашнего состояния России, в которой среди широких народных масс преобладали царистские иллюзии, при­шел к выводу о целесообразности для страны конституционной мо­нархии. Введение им имущественного ценза для занятия государ­ственных должностей преследовало цель во время социально-по­литических преобразований в стране опереться на состоятельные, наиболее активные слои населения, предоставляя им более благо­приятные условия для хозяйственного предпринимательства.

Оба конституционные проекта декабристов не были заверше­ны. Из десяти предполагаемых глав «Русской Правды» Пестель написал только пять, а до этого им был составлен краткий конспект проекта под названием «Конституция Государственный Завет». Что же касается Конституции Никиты Муравьева, сохранились два не­оконченные списка и краткое содержание ее, написанное им в ка­земате Петропавловской крепости по требованию следствия.

Варианты этих конституционных проектов обсуждались в уз­ком кругу декабристов и по существу не были приняты как про­граммные документы. Несмотря на ограниченность в решении важ­ных социальных проблем, противоречивость и утопичность отдель­ных положений, оба проекта являются замечательными памятни­ками декабристской политической мысли, они отражают горячее стремление декабристов приспособить к российским условиям пе­редовые идеи Века Просвещения.

Петербургские совещания 1824—1825 гг. характерны активизацией деятельности декабристских организаций, особенно Северного обществ Южного общества. Значительно возросла их численность за счет приема преимущественно в 1824 г. военной молодежи. Вплотную была поставле­на задача непосредственной подготовки военного выступления.

Весной 1824 г. в Петербург прибыл Пестель с целью догово­риться с руководством Северного общества об объединении его с Южным. Переговоры шли трудно. Пестель добивался объединения обоих обществ на идейной платформе «Русской Правды». Его про­ект вызвал бурные споры в Северном обществе, руководство кото­рого (особенно Н. М. Муравьев и С. П. Трубецкой) выступало против предлагаемой Пестелем диктатуры Временного правительства на переходный период, отстаивало идею Учредительного собрания и федеративного устройства будущей России. Возражало оно и про­тив проекта Пестеля «разделения земель». Серьезным препятстви­ем к объединению служили и опасения «честолюбивых», «дикта­торских» намерений, в которых подозревали Пестеля. Хотя объе­динения обоих обществ не произошло, тем не менее стороны дого­ворились о выработке компромиссного варианта конституционного

проекта, а главное — о совместном выступлении, намечавшемся на лето 1826 г.

Планы восстания Предполагалось начать выступление в Петербурге, «яко средоточии всех властей и правлений», вос­станием гвардии и флота, затем «вывезти царскую фамилию в чу­жие края» (за исключением самого императора, который удержи­вался под арестом до решения вопроса о форме правления — кон­ституционной монархии или республики), созвать Сенат, «дабы чрез него обнародовать новый порядок вещей». На периферии («в армии и в губерниях») тамошние члены тайного общества должны были оказать военную поддержку восстанию в столице. Это было, по свидетельству Пестеля, «главнейшее мнение».

Но руководители Васильковской управы Южного общества С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин выдвигали дру­гой план переворота: начать восстание не в столице, а на перифе­рии. По их плану, во время царского смотра войск члены тайного общества, переодетые в караульных солдат, должны арестовать царя, поднять войска, затем двинуться с ними в двух направлени­ях — на Москву и на Киев, присоединяя к себе на пути другие воинские части. Одновременно должны были быть изданы две про­кламации — к войску и народу — о целях восстания.

Васильковская управа дважды пыталась реализовать этот план во время царских смотров войск в Бобруйске в 1823 г. и в Белой | Церкви в 1824 г., но по настоянию Пестеля (из-за неготовности тай- ;

ного общества к выступлению) вынуждена была отказываться от ;

этих замыслов. Новый план захвата царя, намеченный на 1825 г. во время предполагавшегося смотра царских войск в Белой Церкви, отпал из-за того, что Александр I, осведомленный из поступивших доносов о готовившемся против него заговоре, отменил смотр.

В 1823 г. руководители Васильковской управы вошли в кон­такт с Польским патриотическим обществом (возникло в Варшаве в 1821 г.). Переговоры вел под контролем Пестеля М. П. Бестужев-Рюмин. В 1825 г. было заключено предварительное соглашение о поддержке выступления декабристов польскими революционными силами.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей