Постэмбриональное развитие
Период от выхода организма из яйцевых оболочек или рождения до смерти называется постэмбриональным. Мы с вами находимся в этом периоде. Для него характерен дальнейший рост и развитие организма.
У животных рост ограничен, у растений и грибов возможен неограниченный рост (он ограничен лишь условиями среды, субстратом).
В постэмбриональном развитии организма можно выделить несколько периодов:
- Дорепродуктивный
Особенно активный рост и развитие организма, половое созревание.
Функционирование взрослого, сформированного организма. Размножение.
Постепенное угасание процессов жизнедеятельности, старение.
Прямое и непрямое развитие
Выделяют два основных варианта постэмбрионального развития:
- Прямое
В этом случае взрослая особь отличается от молодой только бо́льшими размерами. Молодая особь ведет тот же образ жизни, что и взрослая. Такой тип развития свойственен наземным позвоночным.
Непрямое развитие отличается от прямого тем, что из яйца появляется личинка, которая сильно отличается от взрослой особи. Непрямой тип развития характерен, например, для всех насекомых.
Непрямое развитие может протекать с неполным метаморфозом (неполное превращение) или с полным метаморфозом (греч. μεταμόρφωσις — превращение). В ходе метаморфоза (полного превращения) происходит глубокое преобразование строения организма или отдельных его органов.
Молодая особь (личинка) весьма заметно отличается от взрослой (имаго). Так, например, гусеницы — личинки, ползают на листьях растений и усиленно питаются ими, быстро растут.
На определенном этапе происходят коренные преобразования личинки — ее метаморфоз. Гусеница превращается в куколку: разрушаются почти все органы и системы, кроме нервной и кровеносной систем.
Из кокона выходит совершенно «новый» организм — бабочка, имеющая крылья и способная к полету. Основная функция бабочки — взрослой особи (имаго) — размножение и расселение.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник
Биология. 10 класс
Конспект урока
Биология, 10 класс
Урок 12. «Постэмбриональное развитие организма. Определение пола. Саморегуляция и гомеостаз. Стволовые клетки.»
3. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;
На этом уроке будут раскрыты особенности периодов онтогенеза организмов.Вы познакомитесь с характеристикой и значением ювенильного, пубертатного и сенильного периодов в жизни человека и животных. Узнаете о прямом и непрямом развитии. Механизмы регуляции процессов становления организма. Как гормоны влияют на организм. А ещё мы узнаем о новых победах в борьбе с болезнями и старением организма.
4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);
Онтогенез, типы онтогенеза, эмбриональный и постэмбриональный периоды, метаморфозпериоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение; прямое и непрямое развитие.
5. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);
Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д. К. Беляева и профессора Г. М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В. Саблина.- М.: Просвещение, 2018г., стр.75-78
1.А.А.Кириленко «ЕГЭ. Биология. Раздел «Генетика» , Учебно- методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2009г. С 68-70
2.А.Скворцов, А. Никишов, В. Рохлов. Универсальное учебное пособие. Биология, 6-11 классы
Школьный курс. М. «АСТ-Пресс», 2000 г.стр. 394-395
3.О.Л.Ващенко»Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы (+CDpc)
6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;
Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Делится на два периода.
Эмбриональный — от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек
Постэмбриональное развитие – период от рождения или выхода их яйцевых оболочек до смерти организма.
Подразделяется на три периода – ювенильный, пубертатный и период старения.
Первый период, ювенильный, продолжается до окончания полового созревания.
Мало кто задумывается о том, что каждый этап жизни имеет свое название. Так, науке известно эмбриональное и постэмбриональное развитие. Данные периоды сильно отличаются друг от друга и имеют разные характеристики
Тот момент, когда эмбрион покидает плодные оболочки, является переходным из эмбрионального периода в постэмбриональный. В народе это время называется рождением. Стоит отметить, что у разных живых организмов данный процесс сильно отличается. Виды развития живого организма
Постэмбриональный период может характеризоваться двумя видами развития. Науке известно прямое и непрямое преобразование живого организма. Прямое развитие К данному виду относится преобразование организма, который очень похож на взрослый. Так, постэмбриональное развитие человека имеет прямой вид. Сюда же можно отнести развитие животных и некоторых пресмыкающихся. После появления на свет эмбрион очень сильно похож на взрослый организм. Однако он отличается размерами и отсутствием навыков. характеристика постэмбрионального периода
Непрямое развитие, или метаморфоз. Постэмбриональный период может иметь непрямой вид (метаморфоз). В этом случае из плодных оболочек появляется организм, который сильно отличается от взрослого. Сюда можно отнести некоторых беспозвоночных, моллюсков и пресмыкающихся. В качестве примера можно взять обычную бабочку. Постэмбриональное развитие организма в этом случае характеризуется нахождением в виде личинки. Лишь после этого бабочка становится похожей на взрослую особь. постэмбриональное развитие человека Характеристика постэмбрионального периода (прямое развитие) Как уже говорилось выше, сразу после того, как новый организм покидает плодные оболочки, начинается новый этап в развитии.
Постэмбриональное развитие человека делится на несколько ступеней. Завершающим этапом является половое созревание. Рассмотрим основные ступени постэмбрионального периода.
1. Первый этап развития: от рождения до полугода На этом этапе малыш приспосабливается к новой окружающей среде. Он учится слышать и фокусировать свой взгляд на определенных вещах. Питание на этой ступени развития исключительно жидкое. Малыш еще не может самостоятельно кушать взрослую пищу и полностью зависит от матери. Некоторые дети более быстры в развитии, чем остальные. Они переходят на следующую степень постэмбрионального периода быстрее. Так, некоторые малыши в полгода уже могут стоять, сидеть и ползать. Однако это лишь физические навыки. Науке неизвестен еще случай, когда ребенок на данном этапе начал изъясняться понятным взрослому языком. Стоит отметить, что многие животные и пресмыкающиеся, которые проходят прямой путь постэмбрионального развития, живут примерно так же. Однако у них данный период может проходить гораздо быстрее, чем у человека.
2. Второй этап развития: до одного года На этом этапе маленький человек учится сидеть ползать и ходить. Данная ступень характеризуется приобретением физических навыков. Также молодой организм начинает постепенно привыкать к новой пище. Многие детки на этом этапе начинают издавать новые звуки. Так они учатся разговаривать на понятном взрослому человеку языке. Если ребенок развивается быстрее, то на данном этапе он может уже говорить некоторые слова или даже простые предложения. Пресмыкающиеся и животные в этот период уже полностью готовы ко взрослой жизни. Они сами могут добывать себе еду и уже не зависят от взрослых особей. постэмбриональный период
3. Третий период: рост и обучение Человеческий организм характеризуется самым длительным постэмбриональным развитием. На данной ступени ребенок уже вполне может сам себя обслуживать, однако прожить без родителей ему еще очень трудно. В обычной жизни дети на этой ступени посещают дошкольные, а потом и школьные учреждения. Они растут, развиваются и обучаются всему, что пригодится им во взрослой жизни. Млекопитающие и животные на этом этапе уже полностью прошли постэмбриональный период и считаются взрослыми особями.
4. Четвертый период: половое созревание Итак, какое развитие называют постэмбриональным, вы уже знаете. У человека оно заканчивается примерно в 16-20 лет. На данной ступени начинают работать важные части организма. Гипофиз и надпочечники вырабатывают определенные гормоны. У женщин начинают функционировать яичники и появляется менструация. Мужчины же приобретают половую зрелость и способны продолжать свой род. Завершается постэмбриональный период переходом во взрослую жизнь. Человек уже в состоянии самостоятельно жить и создавать собственную семью.
Подведение итогов и заключение теперь вам известно, какое развитие называют постэмбриональным. Стоит отметить, что непрямое преобразование происходит значительно быстрее, нежели прямой постэмбриональный период. Человек претерпевает самое долгое течение данного этапа. Однако человеческие навыки позволяют выжить даже в самых трудных условиях. Этого нельзя сказать о пресмыкающихся или животных. За развитием человека в постэмбриональном периоде следят некоторые врачи: педиатр, невролог и другие. Также особенно внимательно наблюдают родители малыша. Каждый человек должен знать, что такое постэмбриональный период.
8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Выделите цветом правильные утверждения в тексте
Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные):
1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.
2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.
3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.
4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.
5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.
7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.
1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.
2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.
3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.
4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.
5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.
7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.
Выделите цветом правильные утверждения в тексте
Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные):
1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.
2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.
3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.
4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.
5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.
7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.
1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.
2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.
3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.
4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.
5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.
7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.
Соберите мозайку, что бы получился ответ на вопрос «Как называется процесс превращения личинки во взрослую особь?»
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Источник
Постэмбриональное развитие насекомых
Стадия эмбрионального развития у насекомых протекает в яйце и в большинстве случаев завершается выходом наружу личинки. Постэмбриональная стадия развития стартует с момента выхода личинки и длится до окончательного превращения ее во взрослое насекомое и смерти.
Какие два типа постэмбрионального развития существуют? В чем их различия?
1. Прямое развитие.
a) Укажем три стадии прямого развития: яйцо — дочерний организм (похож на взрослый организм) — имаго (взрослое насекомое).
b) Понятие «личинка» неуместно использовать при прямом развитии, так как он используется в связи с непрямым развитием.
c) При прямом развитии молодой организм демонстрирует основные морфологические признаки половозрелой особи, хотя у него еще недоразвита половая система. Прямое развитие наблюдается, например, у птиц и млекопитающих.
d) Прямое развитие редко встречается у насекомых, хотя можно привести в пример наиболее примитивных насекомых, относящихся к скрыточелюстным (щетинохвостка, чешуйница). Молодь морфологически практически сходна со взрослой особью, в процессе роста ее организм не претерпевает никаких значимых изменений. При прямом развитии щетинохвостки у нее лишь несколько изменяются пропорции тела и развивается половая система.
2. Непрямое развитие (также называемое развитием с превращением, метаморфозом). Только у насекомых выделяют два вида непрямого развития:
a) Непрямое развитие с неполным превращением. В этом случае выделяются три стадии развития: яйцо — личинка — имаго (взрослое насекомое). Личинки по внешнему и внутреннему строению во многом похожи на взрослое насекомое — имеют тот же ротовой аппарат, обитают в сходных условиях, питаются сходной пищей. Однако, внимание, есть и отличия личинки от взрослого организма. Она имеет зачаточные крылья и может не иметь простых глазков (а у суданского кузнечика, например, личинки мимикрируют под муравьев, живущих по соседству). У нее так же, как и при прямом развитии, недоразвита половая система. Насекомые, как правило, неоднократно проходят линьку на личиночной стадии, а во взрослом возрасте не линяют и уже не растут. При неполном превращении в ходе последней линьки личинка превращается в имаго. Нимфы — это личинки насекомых, развивающихся с неполным превращением. Наяды — водные личинки (нимфы) стрекоз, подёнок, веснянок.
b) Непрямое развитие с полным превращением. Подразделяется на четыре стадии: яйцо — личинка (не похожа на взрослое насекомое) — куколка (последняя линька) — имаго. Именно здесь личинку часто называют гусеницей — она активно питается, превращается в куколку и потом во взрослое насекомое (так происходит у тутового шелкопряда).
Биологический смысл развития с полным превращением
1. Насекомые этого типа легче выживают в природе, их личинки не конкурируют со взрослыми особями за ресурсы, так как используют другую пищу.
2. На одной из четырех стадий развития насекомые с полным превращением способны без потерь пережить неблагоприятные условия среды (майский жук).
3. Личинки способствуют широкому расселению вида.
Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда — подготовка к ЕГЭ по биологии онлайн
Источник