Как маме справляться с тревогой за ребенка?
Большинство мам испытывает различные страхи и тревогу за своих детей: они боятся за их жизнь и здоровье, развитие, за то, как будут складываться их отношения с окружающими и какими они будут, когда вырастут. Это совершенно естественно, поскольку материнский инстинкт направлен на то, чтобы сохранить жизнь потомства и защитить его, обеспечить всеми необходимыми условиями для полноценного существования.
Тревога и страх – это нормальные реакции на возможную опасность, позволяющие активировать внутренние ресурсы, это необходимо для выживания.
Повышенная (невротическая) тревога за ребенка — это постоянное чувство внутреннего беспокойства и волнения за него, мысли о том, что с ним может произойти что-то плохое, как правило, мало связанное с реальной ситуацией. Такая тревога с большой вероятностью приведет к негативному влиянию на формирование личности ребенка. В отличие от нормальной тревоги, невротическая тревога носит иррациональный характер. Причинами такой тревоги чаще всего являются субъективные переживания и волнения матери, связанные с каким-либо внутренним конфликтом в ее психике или негативным опытом.
Приведем примеры. Например, когда малыш бежит в сторону проезжей части, у мамы появляется объективная причина для тревоги за своего ребенка.
А вот когда мама боится оставлять ребенка с другими вполне адекватными родственниками или в детском саду, не отпускает его от себя на детской площадке или постоянно кутает его, звонит каждые полчаса школьнику – это уже проявления повышенной тревоги за свое чадо.
В процессе диагностики психологических проблем ребенка часто обнаруживается связь с повышенной тревогой у мамы. Как правило, ребенок, живущий с тревожной мамой, лишен возможности получения собственного жизненного опыта, так как его действия постоянно критикуются («не лезь на забор — упадешь и станешь инвалидом», «не дружи с этим мальчиком, он научит только плохому»). Большое количество запретов и предостережений, навязчивый контроль лишают ребенка инициативы, а постоянные одергивания и негативные послания снижают самооценку.
В итоге ребенок вырастает несамостоятельным, инфантильным человеком, с ограниченными путями развития, неуверенным в себе, с множеством различных страхов, в том числе страхом совершать ошибки, повышенной тревожностью. Пребывание мамы в тревожном состоянии на протяжении длительного времени, как правило, провоцирует возникновение повышенной тревоги и у ребенка, что может вызвать у него нервные подергивания, навязчивые движения, психосоматические заболевания (заикание, энурез и т.п.), ночные кошмары, плохой сон, истерики и т.п. Кроме того, запреты на проявление физической активности и общение с друзьями могут замедлить его физиологическое развитие и социализацию. Чрезмерная опека, тревога и навязчивый контроль над действиями ребенка могут вызвать в подростковом и взрослом возрасте негативное отношение к матери и нежелание поддерживать с ней эмоционально близкие отношения и делиться тем, что происходит в жизни, поскольку это сопровождается с ее стороны неадекватной реакцией на события.
Какие же внутренние конфликты у матери лежат в основе тревоги за детей? Во-первых, отсутствие реализации себя как личности, когда женщина отдает своему ребенку все свои силы, время и внимание, превращает его воспитание в единственное дело в своей жизни. Это, в свою очередь, может быть связано с неудовлетворенностью супружескими отношениями или с отсутствием профессиональной самореализации. Во-вторых, повышенная тревога может возникнуть в том случае, если женщина пережила смерть другого ребенка, в т.ч. перинатальную потерю (выкидыши, внематочные или замершие беременности), смерть других близких родственников или если в роду были похожие ситуации, когда умирали дети. Еще тревогу у матери могут спровоцировать очень тяжелые роды, угроза жизни малыша в первые месяцы жизни, проблемы с зачатием. В- третьих, невротическая тревога может сформироваться, если родители женщины также проявляли невротическую тревогу по отношению к ней.
Причин повышенной тревоги за детей может быть много и в каждом случае они индивидуальны. Но самое главное в этой ситуации дифференцировать реальную угрозу для ребенка и свои субъективные эмоции и переживания на этот счет.
Рекомендации для снижения тревоги за ребенка могут быть следующие:
- Попытайтесь понять истинную причину вашей тревоги в каждой конкретной ситуации — почему вы боитесь именно этого? (это можно делать ежедневно в письменной форме, чтобы потом проанализировать и сделать выводы)
- Подумайте, какова вероятность того, что события будут развиваться именно так, как вы думаете?
- Проанализируйте, насколько уровень вашего контроля за ребенком соответствует его возрасту?
- Не зацикливайтесь на ребенке и его интересах, уделяйте больше времени себе: займитесь своей внешностью и здоровьем, найдите увлекательное хобби, встречайтесь и общайтесь с подругами, по возможности проводите время наедине с супругом, поделитесь своими тревогами по отношению к ребенку с ним.
- Если в вашем окружении есть тревожные люди, которые доводят вас до паники, по возможности сократите время общения с ними или переводите разговор на другие менее тревожные для вас темы.
- Постарайтесь исключить просмотр передач и чтение сообщений СМИ, которые усиливают у вас тревогу.
Отдельно хотелось бы сказать про мам особых детей, которые имеют вполне объяснимое беспокойство, смогут ли их дети жить без них. Каждый случай здесь индивидуален. Задача родителей — максимально подготовить ребенка к самостоятельной жизни, адаптировать к социуму, научить ухаживать за собой и обслуживать свои нужды. Многие диагнозы, такие как алалия, синдром Дауна, СДВГ, РАС, ДЦП, слабые слух и зрение, не являются приговорами. Общество знает много примеров, когда даже люди с инвалидностью имеют высокое качество жизни. Важно объективно оценить физические и умственные возможности ребенка, для этой цели можно проконсультироваться у специалистов, у которых ребенок наблюдается.
Материнская тревога может усугубить ситуацию, если мама не может с ней совладать. Также не стоит забывать о таком понятии, как вторичная выгода, когда мама получает повышенное внимание к себе и своему ребенку из-за особенностей его развития, играет роль Жертвы, подсознательно делает ребенка еще более зависимым от себя, не дает произойти процессу сепарации. Это не пойдет на пользу ребенку. Важно понять и проанализировать свои чувства и чувства по отношению к ребенку, проработать негатив, взять ответственность за свою жизнь, но при этом не «утонуть» в чувстве вины.
Кроме вышеперечисленных рекомендаций можно также обратиться к психологу для прохождения личной психотерапии с целью снижения уровня тревоги за ребенка и разрешения сопутствующих проблем.
Также опыт работы с психологическими проблемами и психосоматическими заболеваниями у детей показывает, что динамика положительных изменений во много раз выше, если их мамы проходят личную психотерапию.
Источник
Тревожное расстройство. Симптомы, виды, лечение|Центр Сухаревой
Для начала разберем понятия: тревожное расстройство, тревога, тревожность.
Тревога – это эмоциональное состояние выраженного внутреннего беспокойство, которое связано с ощущением и прогнозированием опасности. Страх в сознании человека возникает как четкая угроза жизни, здоровью. Тревога же не несет в себе конкретного предмета для беспокойства. То есть под тревогой понимают дискомфортное чувство ожидания какого-либо неприятного события, которое может произойти, а может и нет.
Человек ощущает беспокойство, незащищенность, беспомощность, с трудом принимает даже простые решения. В теле появляются неопределенные, смутные ощущения, которые не всегда можно описать словами. Чаще всего они возникают в груди, нередко сопровождаются различными физическими нарушениями: учащенное сердцебиение, повышенная потливость, кожный зуд, нарушение сна.
Тревожность является психологической особенностью, которая проявляется склонностью человека к тревоге.
Тревожное расстройство – группа расстройств, характеризующаяся часто возникающей продолжительной тревогой, ощущениями напряжения, выраженного беспокойства, негативными предчувствиями.
Согласно статистике, проблемы с тревогой есть у каждого восьмого ребенка. Показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, боли в животе и головные боли).
Количество тревожных детей увеличивается с каждым годом, так же как и тревожных подростков.
Тревожное расстройствоу детей. Симптомы, причины возникновения
Тревога является естественной реакцией, усиливающей внимание и активизирующей защитные механизмы в ситуации угрозы. Если же тревога нарастает, сохраняется достаточно длительное время, процесс адаптации организма нарушается. В этом случае можно говорить о тревожном расстройстве. Причинами тревожного расстройства у детей могут стать:
- Наследственные факторы. Существует риск развития тревожных расстройств у детей, в случае, если ими страдают родители или другие близкие родственники. Если человек склонен к возникновению тревоги, не обязательно, что подобные состояния появятся у сына или у дочери.
- Физические заболевания. Иногда повышенная тревожность является прямым следствием проблем со здоровьем. Тревога может возникать при болезнях органов дыхания, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, сахарном диабете.
- Психотравмирующие события. Тревожное расстройство часто возникает у детей, которые стали свидетелями преступлений, подверглись физическому (психологическому) насилию, воспитываются в семьях с жесткими директивными методами или гиперопекой, частыми конфликтами внутри семьи, испытывают разлуку с близкими. Повышенную тревожность может провоцировать резкое ухудшение материальных возможностей семьи, катастрофы и природные катаклизмы.
В группе риска, в плане развития тревожных состояний, находятся ребята, имеющие поражения нервной системы вследствие гипоксии плода, недоношенности, другой патологии, перенесенной матерью во время беременности.
В норме проявления тревоги носят кратковременный характер и могут поддаваться контролю. Однако если проявления тревоги становятся значительными, продолжительными, нарушают физическое и психическое состояние ребенка, то можно говорить о тревожном расстройстве, которое требует помощи специалистов.
Основные симптомы тревожных расстройств у детей и подростков включают:
- Опасения (волнение, беспокойство на тему возможных неудач, затруднение в концентрации внимания на каком-либо виде деятельности);
- Физическое напряжение (дрожь в теле, головная боль, напряжение, невозможность расслабиться);
- Вегетативные проявления (повышенная потливость, учащенное сердцебиение и дыхание, головокружение, боль в животе, груди).
Причины возникновения тревоги могут быть разными. Они напрямую связаны с особенностями нервной системы и возрастом ребенка.
- 1 – 3 года. В этом возрасте малыши еще плохо говорят, поэтому тревогу можно «заподозрить» на основании изменения привычного поведения: суетливость или напряженность, появление беспокойного взгляда, плача или крика на фоне изменения окружающей обстановки. Частой причиной тревоги становится одиночество (например, когда ребенок теряет из вида маму), неожиданные или громкие звуки, боль (например, тревога перед медицинскими процедурами).
- 3 – 5 лет. Маленькие дети боятся остаться без родителей. Они стараются привлечь их внимание, постоянно быть рядом с ними. Это позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Возможно ухудшение уже сформированных навыков: ребенок может перестать разговаривать или «разучиться» делать то, что уже умеет, «вернуться» на более ранний уровень развития. Дети могут бояться темноты, различных животных, насекомых, сказочных героев.
- 5 – 7 лет. В данном возрастном периоде причиной беспокойства может стать страх смерти и событий, которые могут к ней привести. Зачастую тревогу провоцирует неблагоприятная обстановка внутри семье – конфликты между родителями и другими родственниками, неправильные подходы к воспитанию, недостаток внимания. Поведение ребенка может отражать семейные проблемы и эмоциональное состояние родителей.
Дети школьного возраста могут сформулировать жалобы самостоятельно: «страшно», «неспокойно», «не по себе». Формулировка бывает разной, но обычно затрагивают привычную среду ребенка (школа, семья). Иногда затрагивает будущее, в котором дети предчувствуют неудачи, катастрофы, проблемы и т.д.
- 7 – 12 лет. Тревожность в этом возрасте связана с отношениями в детском коллективе. Помимо семьи, все большее значение для ребенка начинают приобретать отношения со сверстниками. Тревожность становится основой для развития новых страхов. Дети боятся оказаться «лишними» в детском коллективе, стать «не таким, как все». Тревожность в школе может проявиться проблемами в учебе, конфликтами с одноклассниками и педагогами. Параллельно с этим, ухудшается общее самочувствие, появляется усталость, слабость, различные болезненные ощущения. При этом, новые тревоги наслаиваются на старые.
- 12–17 лет. Тревожность у подростков проявляется в изменении эмоционального фона и поведения. Подросток становится замкнутым, плаксивым или излишне самоуверенным, агрессивным. Причинами проблем могут являться конфликты с учителями, неприязненные отношения со стороны ровесников. Зачастую дети начинают отдаляться от родителей, пытаясь скрывать свои чувства. В дальнейшем, это может привести к появлению различных комплексов, депрессии и даже попыткам суицида. Любые резкие перемены в жизни подростка – переход в новую школу, ухудшение материального положения в семье могут повышать уровень тревоги.
Виды тревожных расстройств у детей и подростков
- Генерализованное тревожное расстройство – состояние, при котором тревога не связанна с конкретной ситуацией и объектом. Тревога может сопровождаться общим напряжением, дрожью в теле, учащенным сердцебиением, головокружением, потливостью. Находясь в таком состоянии, ребенок стремится найти поддержку у родителей и других близких людей. Проявляет избегающее поведение, опасаясь неожиданных событий, сложных ситуаций, боится допустить ошибку. Как бы «оберегая» себя, перепроверяет важные дела, составляет списки, подолгу обдумывает события. Часто ребенок сосредоточен на предмете своего беспокойства.
- Панические атаки – состояния, характеризующиеся спонтанным возникновением паники, не имеющей связи с конкретной причиной. Паническая атака сопровождается приступом сильного страха, который продолжается в течение нескольких минут. При приступе возникают субъективные симптомы: чувство нехватки воздуха, дискомфорт и боль в груди, дрожь, головокружение, потливость, иногда страх смерти. В течение длительного времени после окончания приступа сохраняется тревога по поводу развития повторных приступов.
- Социальные фобии сопровождаются страхом ситуаций, связанных с социальными контактами и поведением в обществе. Ребенку может казаться, что он сделает «что-то не так», чем вызовет насмешки, негатив со стороны окружающими. Дети боятся ситуаций, в которых они оказываются в центре внимания: сдача экзаменов, ответы на уроках перед классом, общение с учителями и старшими, новые знакомства. В ряде случаев страхи касаются только публичных выступлений. Иногда ребенок избегает более широкого круга ситуаций.
- Специфические фобии. Фобия – неконтролируемый страх или тревога перед конкретной ситуацией и объектом. Различают огромное количество различных фобий, ограниченных определенными действиями, ситуациям или объектами. Наиболее часто встречаются фобии, связанные с различными видами животных, объектами окружающей среды, медицинскими манипуляциями. Например, дети отказываются от прогулок, экскурсий на природу, боясь встречи с животными, насекомыми.
- Селективный мутизм – состояние, при котором ребенок не отвечает на вопросы и никак не дает понять (жестами, мимикой), что готов вступить во взаимодействие. Состояние возникает при поступлении ребенка в детский сад, при подготовке к школе. При этом, у малыша не нарушена способность понимать обращенную речь и разговаривать. Он осознанно отказывается от любого вида речевого общения в неприятных для себя ситуациях! Обратите внимание, что он действительно не в состоянии это делать. Впоследствии ребенок старается избегать ситуаций, провоцирующих селективный мутизм.
- Сепарационная тревога – расстройство, при котором дети переживают тревогу из-за расставания с родителями или другими людьми, к которым есть сильная привязанность. У ребенка снижается настроение, он становится замкнутым, пассивным. Не может находиться в одиночестве, просит, чтобы кто-то из родителей и близких постоянно был рядом. Как правило, сепарационная тревога проходит по мере взросления, когда ребенок начинает посещать школу. В некоторых случаях тревога сохраняется более продолжительное время – в начальной школе и позже. Дети начинают испытывать тревогу даже дома, отказываются ходить в школу, стремятся проводить время рядом с родителями.
Диагностика и лечение
Если вы заметили признаки и симптомы тревожных расстройств у ребенка, следует обратиться за квалифицированной помощью к детскому врачу-психиатру. Врач проведет полное обследование, при необходимости направит к психологу для проведения специальных диагностических тестов.
Лечение тревожных расстройств у детей основывается на комплексном подходе, которое включает в себя назначение медикаментозных препаратов и различных видов психотерапии.
Новиков Александр, детский врач-психиатр Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ
Источник