- Тест по теме Факторы эволюции
- Резистентность тараканов: что это и почему происходит
- Чем опасны тараканы
- Виды резистентности
- Причины развития невосприимчивости
- Научные исследования
- Как победить незваных гостей
- Заключение
- Конспект урока «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции» план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Тест по теме Факторы эволюции
3082. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания примеров действия стабилизирующей или дизруптивной форм естественного отбора. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1. В результате действия естественного отбора у организмов возникают новые адаптивные признаки и свойства. 2. Так, например, размеры ушных раковин у зайцев колеблются в незначительных пределах. 3. Короткоухие зайцы погибают чаще летом от перегрева, а длинноухие — зимой от переохлаждения. 4. В изменяющихся условиях среды организмы приобретают новые признаки: например, устойчивость к антибиотикам или ядохимикатам (у бактерий, насекомых, грызунов). 5. В некоторых случаях естественный отбор сохраняет особей с крайними значениями признака против ранее установившегося его среднего значения — например, в некоторых водоёмах живут быстро и медленно растущие хищные рыбы. 6. Это ослабляет конкуренцию за пищу между разными видами.
Верный ответ: 235
В предложениях 2 и 3 содержится описание стабилизирующей формы естественного отбора, которая направлена на сохранение среднего значения признака. В предложении 5 содержится описание дизруптивной (разрывающей) формы естественного отбора, которая направлена на сохранение в популяции крайних значений признака.
Предложение 4, где дано описание движущей формы естественного отбора, не подходит (по условию задания следует выбирать только описания стабилизирующей или дизруптивной форм).
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 3082.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА
А) действие фактора направленно
Б) носит случайный характер
В) представляет собой колебания численности популяций
Г) единственная причина возникновения адаптаций
Д) существует в нескольких формах
Е) обеспечивает селекцию генотипов
1) популяционные волны
2) естественный отбор
Верный ответ: 211222
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 3083.
1) Вследствие высокой концентрации ядохимикатов погибают естественные враги насекомых-вредителей, хищники, которые питаются вредителями
2) Наследственная изменчивость (мутации) и естественный отбор приводят к выживанию наиболее приспособленных особей, которые не погибают от ядохимикатов
3) Благодаря высокой скорости размножения насекомых они передают полезные признаки (устойчивость) следующим поколениям
4) Вредители, которые приобрели устойчивость, получают преимущество: в обилии пищевых ресурсов и отсутствии естественных врагов они размножаются и оставляют потомство
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 3121.
1) Мутации являются материалом для естественного отбора
2) Особи, которые сохраняют в своем генотипе мутации, размножаются, в результате чего генетическая неоднородность популяции увеличивается
3) Результатом естественного отбора является сохранение особей с полезными признаками, их размножение, в результате чего совершенствуется приспособленность организмов и возникают новые виды
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 3177.
1) Движущий отбор проявляется в изменяющихся условиях среды, движущий отбор приводит к изменению средней нормы признака или группы признаков
2) Искусственный отбор осуществляет человек, в ходе искусственного отбора человек оставляет животных и растений с наиболее ценными в хозяйственном и декоративном отношении особей, получая от них потомство с желаемыми свойствами
3) Сходство между движущим и искусственным отборами заключается в том, что в обоих случаях результатом отбора являются новые формы организмов (подвиды, виды, сорта, штаммы)
4) Движущий отбор происходит в природе естественным образом, а искусственный осуществляет человек
Источник
Резистентность тараканов: что это и почему происходит
Тараканы — единственные насекомые, способные пережить ядерную зиму.
Это связано с высокой степенью приспосабливаемости насекомых к неблагоприятным факторам окружающей среды.
Причем тараканов, оккупировавших жилище человека, очень трудно вывести. При контакте с большинством видов ядов в их организме вырабатывается резистентность.
С чем связана высокая степень резистентность тараканов, что это и почему происходит?
Чем опасны тараканы
Наибольшую опасность для человека представляют рыжие тараканы Blatella germanica.
Именно этот вид насекомых отличается высокой степенью адаптации к ядам, критически низким температурам и другим неблагоприятным факторам.
Жилище человека для таракана – излюбленное место обитания. Здесь не только тепло, но и сытно.
Насекомые с удовольствием подъедают крошки и остатки еды с немытых тарелок.
А благодаря устойчивости рыжих тараканов к ядам, использование различных приманок не всегда помогает достичь желаемого результата.
Считается, что в чистой квартире эти насекомые никогда не заведутся. Это мнение глубоко ошибочно, так как тараканы всеядны. При отсутствии доступной пищи они способны питаться бумагой, включая книжные переплеты, обувной кожей и тканями.
В редких случаях насекомые способны питаться эпидермисом человека. Наиболее часто они обгрызают нежную детскую кожу (с губ, век, шеи и локтей). На человека они нападают исключительно в ночное время суток.
Учитывая высокую миграционную способность, тараканы переносят на себе более 4-х десятков инфекционных возбудителей, несколько видов гельминтов и простейших.
В процессе линьки они сбрасывают с себя хитиновый покров, вызывающий сильнейшую аллергическую реакцию.
Виды резистентности
Адаптация тараканов к инсектицидам является настоящей проблемой для всего человечества.
По мнению ученых, в развитии резистентности участвуют сразу несколько механизмов, что способствует появлению популяций мультирезистентных особей, которые устойчивы к ядам на основе различных действующих веществ.
Выделяют два вида резистентности:
Приобретенная резистентность. Причинами развития приобретенной резистентности является следующее:
- контакт насекомого с обработанной поверхностью;
- прямой контакт с ядом, концентрация которого недостаточна для гибели насекомого.
В данном случае речь идет о неправильном применении инсектицидных средств. Часто с целью экономии жидкие инсектициды разводят до незначительной концентрации.
В результате шестиногие получают небольшую дозу яда, которая их не убивает. Зато, попав в организм насекомого, она вызывает привыкание. Механизм действия таких средств схож с вакцинацией у людей.
Врожденная резистентность. Устойчивость тараканов к ядам может быть и врожденной. Они ее приобретают от предыдущих поколений, которые перенесли воздействие инсектицидов и, несмотря ни на что, выжили. Данная особенность формируется на генном уровне и передается следующим поколениям.
Тараканы могут приобретать невосприимчивость к одному действующему веществу, к какой-либо группе действующих веществ, либо ко всем препаратам сразу.
К примеру, насекомые могут быть устойчивы именно к циперметрину, либо ко всем средствам на основе фосфорорганических соединений.
Но у них может развиться невосприимчивость и к разным действующим веществам, обладающим аналогичным механизмом воздействия, например, блокирующим деятельность каких-либо ферментов.
Причины развития невосприимчивости
Привыканию тараканов к инсектицидам способствуют несколько факторов.
Массовое применение инсектицидов. В данном случае речь идет о ядах, приобретаемых в обычных магазинах. Их состав разработан с учетом безопасности препаратов для людей и животных.
То есть концентрация ядов в них достаточно мала. Их использование не способно привести к истреблению насекомых. С их помощью можно лишь уменьшить численность.
Некачественная работа санитарной службы. Выбирая ту или иную санитарную службу, многие люди стремятся сэкономить.
Снижение стоимости выполняемых работ достигается за счет использования санитарной службой малоэффективных препаратов, либо за счет уменьшения рекомендуемых концентраций растворов.
Человеческий фактор. Часто жильцы квартир недооценивают опасность, представляемую тараканами, и проводят неполную обработку жилищ.
К примеру, заметив полчища насекомых на кухне, но, не обнаружив их в других комнатах, они обрабатывают только одно помещение. В итоге насекомые мигрируют из помещения в помещение, скрываясь от губительного действия ядов.
Научные исследования
Борьба с насекомыми – это серьезная проблема, требующая профессионального подхода.
Резистентность тараканов к инсектицидам, принадлежащим к разным классам, исследуется в НИИ Дезинфектологии.
Производилась оценка 15 видов рыжих тараканов, обитающих на предприятиях нескольких российских городов.
Ученым удалось выяснить, что практически все популяции невосприимчивы к пиретроидам, проявляют высокую устойчивость к фипронилу и фосфоорганическим соединениям, имидаклоприду и ацетамиприду. Причем некоторые препараты оставались малоэффективными при попадании на тело насекомых.
Но специалистам, все же, удалось установить, что практически все популяции рыжих тараканов чувствительны к карбаматам, авермектинам и неоникотиноидам.
Как победить незваных гостей
Чтобы полностью избавиться от насекомых, необходимо соблюдать следующие правила:
- доверять проведение обработки только профессионалам (желательно СЭС);
- на период действия препаратов все жильцы дома и животные должны его покинуть;
- обрабатываться должны не только стены и полы, но и мебель;
- после проведенной обработки необходимо тщательно вымыть всю квартиру и вычистить мебель.
С целью профилактики специалисты рекомендуют использовать средства на основе следующих действующих веществ:
Остаются весьма эффективными приманки, содержащие борную кислоту. Она заполняет желудок, нарушая процесс пищеварения, и вызывая гибель насекомого.
Рекомендовано использование и безинсектицидных порошков на основе диатомового порошка (Гектор с борной кислотой, Экокиллер).
Заключение
Борьба с тараканами – задача не простая, но вполне решаемая.
Избавиться от насекомых можно, если в процессе обработки тем или иным препаратом, четко следовать рекомендациям, указанным в инструкции.
Но полное избавление от насекомых могут гарантировать только специалисты и то не всегда, читайте нашу статью
Источник
Конспект урока «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Разработка конспекта урока по теме «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_eo.doc | 61 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема: «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции».
Тип урока : урок применения знаний и умений, семинар с групповой работой.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации и её применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию: образовательная (смотрите учебные ориентиры); развивающая : продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации; оформлять работу в виде схемы-конспекта; публично защищать результаты творческой деятельности; воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.
Методы: репродуктивный, частично поисковый.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Средства обучения: литература: учебник Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2005. Грин Н.; Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах – под ред. Р. Сопера – М.: Мир, 1990 – С. 290. Высоцкая Л. В., Глаголев С. М., Рувинский А. О. и др. Общая биология: учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 2001 – С. 265 – 266.
Дидактические материалы: Таблица: «Естественный отбор», гербарные экземпляры растений, коллекция насекомых.
Оборудование: персональный компьютер с диапроектором.
- Организационный момент;
- Целеполагание и мотивация (бегло просмотрев п. 4.9, учащиеся самостоятельно ставят цели и задачи урока).
- Актуализация знаний и умений (см. приложение № 1).
- Изучение нового материала (работа в группах по учебному ориентиру см ниже).
- Закрепление и применение знаний (заполнение схемы-конспекта и защита его разделов).
- Контроль знаний.
- Подведение итогов (рефлексия). Достигли ли мы поставленных целей и задач урока ? В какой степени ? Какие затруднения встретились ? Оцените свою работу на уроке. (информация спикеров).
- Домашнее задание: п. 4.9, схема-конспект. По желанию: подобрать примеры проявления разных форм естественного отбора в вашей местности. Предложите опыты, доказывающие наличие естественного отбора и его форм в природе.
Спасибо за работу!
Учебные ориентиры к уроку по теме:
«Естественный отбор – главная движущая сила эволюции» ( для каждого обучающегося).
- Сформировать систему знаний об естественном отборе и его роли в эволюции.
- Раскрыть связи естественного отбора с борьбой за существование.
- Сравнивать формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам.
I. Прочитайте материал текста учебника п. 4.9 на стр. 232 — 233 и установите:
- Что является закономерным результатом борьбы за существование ?
- Что создает материал для отбора?
- Что приводит к возникновению конкуренции и, как следствие, к борьбе за существование?
- В чем выражается творческая роль естественного отбора ? Найдите подтверждение в тексте (подчеркните карандашом).
II. Работа в группах:
2.1. Первая группа знакомится с текстом на стр. 233 – 236 учебника и определяет
признаки движущего отбора.
Вторая группа знакомится с текстом на стр. 236 – 237 учебника и определяет признаки стабилизирующего отбора.
Третья группа работает с материалом дополнительной литературы: Грин Н.; Стаут У.,
Тейлор Д. Биология. В 3-х томах – под ред. Р. Сопера – М.: Мир, 1990 – С. 290.
Высоцкая Л. В., Глаголев С. М., Рувинский А. О. и др. Общая биология: учебник для
10-11 классов с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 2001 – С. 265 –
266 и определяет признаки дизруптивного отбора. (15 мин.).
2.2. Заполните и объясните (защита) свою часть схемы – конспекта (на доске или компьютере (7 минут):
Источник