- Пределы с иррациональностями. Первая часть.
- Раскрытие неопределенности $\frac$. Схема решения стандартных примеров такого типа обычно состоит из двух шагов: Избавляемся от иррациональности, вызвавшей неопределенность, домножая на так называемое «сопряжённое» выражение; При необходимости раскладываем выражение в числителе или знаменателе (или и там и там) на множители; Сокращаем множители, приводящие к неопределённости, и вычисляем искомое значение предела. Термин «сопряжённое выражение», использованный выше, будет детально пояснён в примерах. Пока что останавливаться на нём подробно нет резона. Вообще, можно пойти иным путём, без использования сопряжённого выражения. Иногда от иррациональности может избавить удачно подобранная замена. Такие примеры редки в стандартных контрольных работах, поэтому на использование замены рассмотрим лишь один пример №6 (см. вторую часть данной темы). Нам понадобится несколько формул, которые я запишу ниже: Кроме того, предполагаем, что читатель знает формулы для решения квадратных уравнений. Если $x_1$ и $x_2$ – корни квадратного трёхчлена $ax^2+bx+c$, то разложить его на множители можно по следующей формуле: Формул (1)-(5) вполне хватит для решения стандартных задач, к которым мы сейчас и перейдём. Найдём отдельно пределы числителя и знаменателя: В заданном пределе мы имеем неопределённость вида $\frac$. Раскрыть эту неопределённость нам мешает разность $\sqrt-2$. Для того, чтобы избавляться от подобных иррациональностей, применяют умножение на так называемое «сопряжённое выражение». Как действует такое умножение мы сейчас и рассмотрим. Умножим $\sqrt-2$ на $\sqrt+2$: Чтобы раскрыть скобки применим формулу №1, подставив в правую часть упомянутой формулы $a=\sqrt$, $b=2$: Как видите, если умножить числитель на $\sqrt+2$, то корень (т.е. иррациональность) в числителе исчезнет. Вот это выражение $\sqrt+2$ и будет сопряжённым к выражению $\sqrt-2$. Однако мы не вправе просто взять и умножить числитель на $\sqrt+2$, ибо это изменит дробь $\frac<\sqrt<7-x>-2>$, стоящую под пределом. Умножать нужно одовременно и числитель и знаменатель: Теперь вспомним, что $(\sqrt-2)(\sqrt+2)=3-x$ и раскроем скобки. А после раскрытия скобок и небольшого преобразования $3-x=-(x-3)$ сократим дробь на $x-3$: Неопределенность $\frac$ исчезла. Сейчас можно легко получить ответ данного примера: Замечу, что сопряжённое выражение может менять свою структуру – в зависимости от того, какую именно иррациональность оно должно убрать. В примерах №4 и №5 (см. вторую часть данной темы) будет использован иной вид сопряжённого выражения. Запишем пределы числителя и знаменателя: Мы имеем дело с неопределённостью вида $\frac$. Избавимся от иррациональности в знаменателе данной дроби. Для этого доможим и числитель и знаменатель дроби $\frac<3x^2-5x-2><\sqrt
-\sqrt<7x^2-19>>$ на выражение $\sqrt +\sqrt<7x^2-19>$, сопряжённое к знаменателю: Вновь, как и в примере №1, нужно использовать формулу №1 для раскрытия скобок. Подставив в правую часть упомянутой формулы $a=\sqrt $, $b=\sqrt<7x^2-19>$, получим такое выражение для знаменателя: Вернёмся к нашему пределу: В примере №1 практически сразу после домножения на сопряжённое выражение произошло сокращение дроби. Здесь перед сокращением придётся разложить на множители выражения $3x^2-5x-2$ и $x^2-4$, а уж потом перейти к сокращению. Чтобы разложить на множители выражение $3x^2-5x-2$ нужно использовать формулу №5. Для начала решим квадратное уравнение $3x^2-5x-2=0$: Подставляя $x_1=-\frac$, $x_2=2$ в формулу №5, будем иметь: $$ 3x^2-5x-2=3\cdot\left(x-\left( -\frac\right)\right)(x-2)=3\cdot\left(x+\frac\right)(x-2)=\left(3\cdot x+3\cdot\frac\right)(x-2) =(3x+1)(x-2). $$ Теперь настал черёд разложить на множители выражение $x^2-4$. Воспользуемся формулой №1, подставив в неё $a=x$, $b=2$: Используем полученные результаты. Так как $x^2-4=(x-2)(x+2)$ и $3x^2-5x-2=(3x+1)(x-2)$, то: Сокращая на скобку $x-2$ получим: Всё! Неопределённость исчезла. Ещё один шаг и мы приходим к ответу: В следующем примере рассмотрим случай, когда иррациональности будут присутствовать как в числителе, так и в знаменателе дроби. Найдём пределы числителя и знаменателя: Имеем неопределённость вида $\frac$. Так как в данном случае корни наличествуют и в знаменателе, и в числителе, то дабы избавиться от неопределённости придется домножать сразу на две скобки. Во-первых, на выражение $\sqrt +\sqrt $, сопряжённое числителю. А во-вторых на выражение $\sqrt -\sqrt$, сопряжённое знаменателю. Раскрывая скобки с помощью формулы №1, получим: Возвращаясь к рассматриваемому пределу, имеем: Осталось разложить на множители выражения $-x^2+x+20$ и $x^2-8x+15$. Начнем с выражения $-x^2+x+20$. Чтобы разложить его на множители требуется решить уравнение $-x^2+x+20=0$, а затем воспользоваться формулой №5: Для выражения $x^2-8x+15$ получим: Подставляя полученные разожения $-x^2+x+20=-(x-5)(x+4)$ и $x^2+8x+15=(x-3)(x-5)$ в рассматриваемый предел, будем иметь: В следующей (второй) части рассмотрим ещё пару примеров, в которых сопряжённое выражение будет иметь иной вид, нежели в предыдущих задачах. Главное, помните, что цель использования сопряжённого выражения – избавиться от иррациональности, вызывающей неопределённость. Источник Пределы с корнями: примеры решений Среди задач на решение пределов попадаются пределы с корнями. В результате подстановки значения $ x $ в функцию получаются неопределенности трёх видов: Перед тем, как приступить к решению определите тип своей задачи Тип 1 $ \bigg [\frac\bigg ] $ Для того, чтобы раскрывать такие неопределенности необходимо домножить числитель и знаменатель дроби на сопряженное к выражению содержащему корень. Пример 1 Найти предел с корнем $$ \lim \limits_ \frac<4-\sqrt > $$ Решение Подставляем $ x \to 4 $ в подпределельную функцию: Получаем неопределенность $ [\frac] $. Домножим числитель и знаменатель на выражение сопряженное к нему, так как он содержит корень: $ 4+\sqrt $ Используя формулу разности квадратов $ (a-b)(a+b) = a^2-b^2 $ приведем предел к следующему виду: Раскрываем скобки в знаменателе и упрощаем его: Сокращам функцию в пределе на $ x-4 $, имеем: Если не получается решить свою задачу, то присылайте её к нам. Мы предоставим подробное решение. Вы сможете ознакомиться с ходом вычисления и почерпнуть информацию. Это поможет своевременно получить зачёт у преподавателя! Ответ $$ \lim \limits_ \frac<4-\sqrt > = -8 $$ Тип 2 $ \bigg [\frac<\infty> <\infty>\bigg ] $ Пределы с корнем такого типа, когда $ x \to \infty $ вычислять нужно по-другому в отличии от предыдущего случая. Необходимо определить старшие степени выражений числителя и знаменателя. Затем вынести самую старшую из двух степеней за скобки и сократить. Пример 2 Решить предел с корнем $$ \lim \limits_ \frac <\sqrt > $$ Решение Вставляем $ x \to \infty $ в предел и получаем $ [\frac<\infty><\infty>] $. Определяем, что в числителе старшая степень это $ x^2 $, а в знаменателе $ \sqrt $. Выносим их за скобки: Теперь выполняем сокращение: Снова подставляем $ x \to \infty $ в предел, имеем: Ответ $$ \lim \limits_ \frac <\sqrt > = \infty $$ Тип 3 $ \bigg [\infty-\infty \bigg ] $ Этот вид пределов часто попадается в дополнительных заданиях на экзамене. Ведь часто студенты не правильно вычисляют пределы такого типа. Как решать пределы с корнями данного вида? Всё просто. Необходимо умножить и разделить функцию, стоящую в пределе, на выражение сопряженное к ней. Пример 3 Вычислить предел корня $$ \lim \limits_ \sqrt -x $$ Решение При $ x \to \infty $ в пределе видим: После домножения и разделения на сопряженное имеем предел: Упростим числитель, используя формулу разности квадратов: $ (a-b)(a+b)=a^2-b^2 $ После раскрытия скобок и упрощения получаем: Далее выносим $ x $ за скобки и сокращаем: Снова подставляем $ x \to \infty $ в предел и вычисляем его: Источник Пределы с иррациональностями. Вторая часть. Нам понадобится несколько формул, которые я запишу ниже: Так как $\lim_ \left(\sqrt[3]-\sqrt[3] \right)=0$ и $\lim_ (16-x^2)=0$, то мы имеем дело с неопределённостью вида $\frac$. Чтобы избавиться от иррациональности, вызвавшей эту неопределенность, нужно домножить числитель и знаменатель на выражение, сопряжённое к числителю. Формула №1 здесь уже не поможет, ибо домножение на $\sqrt[3]+\sqrt[3] $ приведёт к такому результату: Как видите, такое домножение не избавит нас от разности корней, вызывающей неопределённость $\frac$. Нужно домножить на иное выражение. Это выражение должно быть таким, чтобы после домножения на него исчезла разность кубических корней. А кубический корень может «убрать» только третья степень, посему нужно использовать формулу №2. Подставив в правую часть этой формулы $a=\sqrt[3]$, $b=\sqrt[3] $, получим: Итак, после домножения на разность кубических корней исчезла. Именно это выражение будет сопряжённым к выражению $\sqrt[3]-\sqrt[3] $. Вернемся к нашему пределу и осуществим умножение числителя и знаменателя на выражение, сопряжённое числителю $\sqrt[3]-\sqrt[3] $: Задача практически решена. Осталось лишь учесть, что $16-x^2==-(x-4)(x+4)$ (см. формулу №1). Кроме того $4x-16=4(x-4)$, поэтому последний предел перепишем в такой форме: Рассмотрим ещё один пример (пример №5) в данной части, где применим формулу №4. Принципиально схема решения ничем не отличается от предыдущих примеров, – разве что сопряжённое выражение будет иметь иную структуру. Кстати, стоит отметить, что в типовых расчётах и контрольных работах часто встречаются задачи, когда, например, в числителе размещены выражения с кубическим корнем, а в знаменателе – с корнем квадратным. В этом случае приходится домножать и числитель и знаменатель на различные сопряжённые выражения. Например, для при вычислении предела $\lim_ \frac<\sqrt[3] -2><\sqrt -3>$, содержащего неопределённость вида $\frac$, домножение будет иметь вид: Все преобразования, применённые выше, уже были рассмотрены ранее, поэтому полагаю, особых неясностей здесь нет. Впрочем, если решение вашего аналогичного примера вызывает вопросы, прошу отписать об этом на форум. Так как $\lim_ (\sqrt[4]<5x+6>-2)=0$ и $\lim_ (x^3-8)=0$, то мы имеем дело с неопределенностью $\frac$. Для раскрытия оной неопределённости используем формулу №4. Сопряжённое выражение к числителю имеет вид Домножая числитель и знаменатель дроби $\frac<\sqrt[4]<5x+6>-2> $ на указанное выше сопряжённое выражение будем иметь: Так как $5x-10=5\cdot(x-2)$ и $x^3-8=(x-2)(x^2+2x+4)$ (см. формулу №2), то: Так как $\lim_ (\sqrt[5]-1)=0$ и $\lim_ (\sqrt[3]-1)=0$, то мы имеем дело с неопределенностью $\frac$. В таких ситуациях, когда выражения под корнями одинаковы, можно использовать способ замены. Требуется заменить выражение под корнем (т.е. $3x-5$), введя некоторую новую переменную. Однако простое использование новой буквы ничего не даст. Представьте, что мы просто заменили выражение $3x-5$ буквой $t$. Тогда дробь, стоящая под пределом, станет такой: $\frac<\sqrt[5] -1><\sqrt[3] -1>$. Иррациональность никуда не исчезла, – лишь несколько видоизменилась, что нисколько не облегчило задачу. Здесь уместно вспомнить, что корень может убрать лишь степень. Но какую именно степень использовать? Вопрос не тривиален, ведь у нас два корня. Один корень пятого, а другой – третьего порядка. Степень должна быть такой, чтобы одновременно убрать оба корня! Нам нужно натуральное число, которое одновременно делилось бы на $3$ и на $5$. Таких чисел бесконечное множество, но наименьшее из них – число $15$. Его называют наименьшим общим кратным чисел $3$ и $5$. И замена должна быть такой: $t^=3x-5$. Посмотрите, что такая замена сделает с корнями: Корни исчезли, остались лишь степени. И дробь $\frac<\sqrt[5]<3x-5>-1><\sqrt[3]<3x-5>-1>$ станет такой: Однако это ещё не всё. Переменная $x\to 2$, но к чему стремится переменная $t$? Рассудим так: если $t^=3x-5$, то $t=\sqrt[15]$. Так как $x\to 2$, то $<(3x-5)>\to 1$, $\sqrt[15]\to 1$, посему $t\to 1$. Теперь можем вернуться к нашему пределу: Корни исчезли, – но неопределённость $\frac$ осталась. Чтобы убрать её, нужно учесть, что при $t=1$ имеем $t^3-1=1^3-1=0$ и $t^5-1=1^5-1=0$. Из сказанного следует, что $t=1$ — корень многочленов $t^3-1$ и $t^5-1$. Следовательно, оные многочлены делятся на $t-1$. Разделим многочлен $t^5-1$ на $t-1$ с помощью схемы Горнера: Результаты применения схемы Горнера можно записать так: $t^5-1=(t-1)(t^4+t^3+t^2+t+1)$. К многочлену $t^3-1$ можно также применить схему Горнера, но лучше использовать формулу №2: $t^3-1=t^3-1^3=(t-1)(t^2+t+1)$. Вернёмся к рассматриваемому пределу: Источник Решение пределов с корнями Методы решений Для вычисления пределов с корнями, применяются приемы и методы, аналогичные методам вычисления пределов с многочленами (см. «Решение пределов с дробями из многочленов»). При этом возможны следующие дополнительные приемы, специфичные для функций с корнями: 1) убрать корни с помощью подстановки, применяя теорему о пределе сложной функции; Примеры ⇓ 2) разделить числитель и знаменатель на x s (в случае неопределенности вида ∞/∞ при x → ∞ ), где s – некоторое подобранное число; Пример ⇓ 3) выразить бесконечно малые функции, содержащие корни, через бесконечно малые линейные функции, используя приведенные ниже формулы (то же самое в случае разности бесконечно больших функций); Примеры ⇓ 4) иногда удобно бесконечно малую функцию преобразовать в сумму или разность бесконечно малых функций, пределы от которых легко находятся. Пример ⇓ В последних двух случаях применяются следующие формулы: ; ; ; . . . . . . . . . Например: ; ; . Эти же формулы применяют и для раскрытия разности бесконечно больших функций: . Примеры решений Все примеры Далее мы приводим подробные решения следующих примеров. Найти предел последовательности: решение ⇓ ; найти следующие пределы функций с корнями: ⇓ , ⇓ , ⇓ , ⇓ , ⇓ . Решение подстановкой Пример 1 Подставим . Тогда . При . Мы имеем неопределенность вида . Замечаем, что от корня можно освободится, если сделать подстановку . Отсюда ; при . Тогда функцию за знаком предела можно представить как сложную: , где , . Далее необходимо применить теорему о пределе сложной функции. Для ее применения должны выполняться два условия: 1) должны существовать пределы , ; 2) должна существовать такая проколотая окрестность точки , на которой значения функции не равны . В нашем случае функция непрерывна на всей области определения . Поэтому . Предел функции мы вычислим позже. Рассмотрим условие 2). Оно является важным, если функция не является непрерывной в точке . В нашем случае не определена при . Поэтому, если бы в любой проколотой окрестности точки , существовали такие точки , для которых , то сложная функция была бы не определена в этих точках и поэтому не имела бы предела. Однако, если существует такая окрестность точки , на которой функция строго монотонна, то условие 2) выполняется автоматически. В нашем случае, строго возрастает на всей области определения. Поэтому второе условие выполнено. В самом деле, поскольку строго монотонна, то она может принимать значение только в одной точке. Это точка , которая не принадлежит ни одной проколотой окрестности точки . А если это была бы другая точка, то мы могли бы сузить проколотую окрестность, чтобы эта точка оказалась за ее пределами. Теперь вычисляем второй предел: . Он не содержит корней. То есть мы свели задачу к пределу от разности дробей многочленов. Применяем методы, изложенные на странице «Решение пределов с дробями из многочленов». Разложим знаменатель на множители и приводим дроби к общему знаменателю: ; . Делим числитель и знаменатель на . При имеем: . Находим предел: . Пример 2 Все примеры ⇑ Найти предел последовательности: . Преобразуем элемент заданной последовательности, воспользовавшись свойствами корней: . Далее, если мы найдем предел функции , то согласно определению предела функции по Гейне, искомый предел заданной последовательности будет равняться этому пределу: , поскольку при . Находим предел отношения многочленов, выделяя и сокращая в числителе и знаменателе множитель : . Неопределенность ∞ / ∞ Пример 3 Все примеры ⇑ Найти предел отношения корней: . Здесь, при числитель и знаменатель стремятся к . У нас неопределенность вида . Для ее раскрытия, последовательно выносим бесконечно большую часть в числителе и знаменателе за скобки. При имеем: ; ; ; ; . Линеаризация бесконечно малых (больших) функций Пример 4 Все примеры ⇑ Найти предел дроби с корнями: . Подставим в числитель и знаменатель: ; . Числитель и знаменатель обращаются в нуль. Мы имеем неопределенность вида 0/0 . Для ее раскрытия, линеаризуем бесконечно малые функции, используя формулу: (П4.1) . Делим числитель и знаменатель на и находим предел: . Здесь , . Пример 5 Подставим в числитель и знаменатель: ; . Мы имеем неопределенность вида 0/0 . Чтобы упростить вычисления, здесь удобно представить бесконечно малые функции в числителе и знаменателе в виде сумм и разностей других бесконечно малых функций: (П5.1) . Применим формулу: . Подставим : . Отсюда , где . Заметим, что . Применим формулу: . Подставим : . Отсюда , где . Заметим, что . Применим формулу: . Подставим : . Отсюда , где . . Наконец, применим формулу: . Подставим : . Отсюда , где . . Подставляем полученные выражения в (П5.1): . Делим числитель и знаменатель на x . В результате мы освобождаемся от неопределенности и находим предел непрерывной функции: . Можно было записать и так: . После чего вычислить пределы: . Пример 6 Все примеры ⇑ Найти предел функции с корнями при x стремящемся к бесконечности: . Поскольку, при , и , то мы имеем неопределенность вида +∞ – (+∞) . Применим формулу: (П6.1) . Подставим : . Отсюда, при имеем: (П6.2) . В числителе опять неопределенность +∞ – (+∞) . Применяем формулу (П6.1) еще раз. Подставим : . Отсюда . Подставим в (П6.2): , где . Теперь у нас неопределенность вида ∞/∞ . Для раскрытия этой неопределенности, преобразуем знаменатель. Выделим бесконечно большую часть и вынесем ее за скобки. При имеем: ; ; ; ; ; . Делим числитель и знаменатель в функции на . При имеем: . Находим предел. При , , . Использованная литература: Н.М. Гюнтер, Р.О. Кузьмин. Сборник задач по высшей математики. Том 1. Москва, 1957. Л.Д. Кудрявцев, А.Д. Кутасов, В.И. Чехлов, М.И. Шабунин. Сборник задач по математическому анализу. Том 1. Москва, 2003. Б.П. Демидович. Сборник задач и упражнений по математическому анализу. Москва, 1997. Автор: Олег Одинцов . Опубликовано: 02-02-2019 Изменено: 06-02-2019 Источник - Пределы с корнями: примеры решений
- Тип 1 $ \bigg [\frac\bigg ] $ Для того, чтобы раскрывать такие неопределенности необходимо домножить числитель и знаменатель дроби на сопряженное к выражению содержащему корень. Пример 1 Найти предел с корнем $$ \lim \limits_ \frac<4-\sqrt
> $$ Решение Подставляем $ x \to 4 $ в подпределельную функцию: Получаем неопределенность $ [\frac] $. Домножим числитель и знаменатель на выражение сопряженное к нему, так как он содержит корень: $ 4+\sqrt $ Используя формулу разности квадратов $ (a-b)(a+b) = a^2-b^2 $ приведем предел к следующему виду: Раскрываем скобки в знаменателе и упрощаем его: Сокращам функцию в пределе на $ x-4 $, имеем: Если не получается решить свою задачу, то присылайте её к нам. Мы предоставим подробное решение. Вы сможете ознакомиться с ходом вычисления и почерпнуть информацию. Это поможет своевременно получить зачёт у преподавателя! Ответ $$ \lim \limits_ \frac<4-\sqrt > = -8 $$ Тип 2 $ \bigg [\frac<\infty> <\infty>\bigg ] $ Пределы с корнем такого типа, когда $ x \to \infty $ вычислять нужно по-другому в отличии от предыдущего случая. Необходимо определить старшие степени выражений числителя и знаменателя. Затем вынести самую старшую из двух степеней за скобки и сократить. Пример 2 Решить предел с корнем $$ \lim \limits_ \frac <\sqrt > $$ Решение Вставляем $ x \to \infty $ в предел и получаем $ [\frac<\infty><\infty>] $. Определяем, что в числителе старшая степень это $ x^2 $, а в знаменателе $ \sqrt $. Выносим их за скобки: Теперь выполняем сокращение: Снова подставляем $ x \to \infty $ в предел, имеем: Ответ $$ \lim \limits_ \frac <\sqrt > = \infty $$ Тип 3 $ \bigg [\infty-\infty \bigg ] $ Этот вид пределов часто попадается в дополнительных заданиях на экзамене. Ведь часто студенты не правильно вычисляют пределы такого типа. Как решать пределы с корнями данного вида? Всё просто. Необходимо умножить и разделить функцию, стоящую в пределе, на выражение сопряженное к ней. Пример 3 Вычислить предел корня $$ \lim \limits_ \sqrt -x $$ Решение При $ x \to \infty $ в пределе видим: После домножения и разделения на сопряженное имеем предел: Упростим числитель, используя формулу разности квадратов: $ (a-b)(a+b)=a^2-b^2 $ После раскрытия скобок и упрощения получаем: Далее выносим $ x $ за скобки и сокращаем: Снова подставляем $ x \to \infty $ в предел и вычисляем его: Источник Пределы с иррациональностями. Вторая часть. Нам понадобится несколько формул, которые я запишу ниже: Так как $\lim_ \left(\sqrt[3]-\sqrt[3] \right)=0$ и $\lim_ (16-x^2)=0$, то мы имеем дело с неопределённостью вида $\frac$. Чтобы избавиться от иррациональности, вызвавшей эту неопределенность, нужно домножить числитель и знаменатель на выражение, сопряжённое к числителю. Формула №1 здесь уже не поможет, ибо домножение на $\sqrt[3]+\sqrt[3] $ приведёт к такому результату: Как видите, такое домножение не избавит нас от разности корней, вызывающей неопределённость $\frac$. Нужно домножить на иное выражение. Это выражение должно быть таким, чтобы после домножения на него исчезла разность кубических корней. А кубический корень может «убрать» только третья степень, посему нужно использовать формулу №2. Подставив в правую часть этой формулы $a=\sqrt[3]$, $b=\sqrt[3] $, получим: Итак, после домножения на разность кубических корней исчезла. Именно это выражение будет сопряжённым к выражению $\sqrt[3]-\sqrt[3] $. Вернемся к нашему пределу и осуществим умножение числителя и знаменателя на выражение, сопряжённое числителю $\sqrt[3]-\sqrt[3] $: Задача практически решена. Осталось лишь учесть, что $16-x^2==-(x-4)(x+4)$ (см. формулу №1). Кроме того $4x-16=4(x-4)$, поэтому последний предел перепишем в такой форме: Рассмотрим ещё один пример (пример №5) в данной части, где применим формулу №4. Принципиально схема решения ничем не отличается от предыдущих примеров, – разве что сопряжённое выражение будет иметь иную структуру. Кстати, стоит отметить, что в типовых расчётах и контрольных работах часто встречаются задачи, когда, например, в числителе размещены выражения с кубическим корнем, а в знаменателе – с корнем квадратным. В этом случае приходится домножать и числитель и знаменатель на различные сопряжённые выражения. Например, для при вычислении предела $\lim_ \frac<\sqrt[3] -2><\sqrt -3>$, содержащего неопределённость вида $\frac$, домножение будет иметь вид: Все преобразования, применённые выше, уже были рассмотрены ранее, поэтому полагаю, особых неясностей здесь нет. Впрочем, если решение вашего аналогичного примера вызывает вопросы, прошу отписать об этом на форум. Так как $\lim_ (\sqrt[4]<5x+6>-2)=0$ и $\lim_ (x^3-8)=0$, то мы имеем дело с неопределенностью $\frac$. Для раскрытия оной неопределённости используем формулу №4. Сопряжённое выражение к числителю имеет вид Домножая числитель и знаменатель дроби $\frac<\sqrt[4]<5x+6>-2> $ на указанное выше сопряжённое выражение будем иметь: Так как $5x-10=5\cdot(x-2)$ и $x^3-8=(x-2)(x^2+2x+4)$ (см. формулу №2), то: Так как $\lim_ (\sqrt[5]-1)=0$ и $\lim_ (\sqrt[3]-1)=0$, то мы имеем дело с неопределенностью $\frac$. В таких ситуациях, когда выражения под корнями одинаковы, можно использовать способ замены. Требуется заменить выражение под корнем (т.е. $3x-5$), введя некоторую новую переменную. Однако простое использование новой буквы ничего не даст. Представьте, что мы просто заменили выражение $3x-5$ буквой $t$. Тогда дробь, стоящая под пределом, станет такой: $\frac<\sqrt[5] -1><\sqrt[3] -1>$. Иррациональность никуда не исчезла, – лишь несколько видоизменилась, что нисколько не облегчило задачу. Здесь уместно вспомнить, что корень может убрать лишь степень. Но какую именно степень использовать? Вопрос не тривиален, ведь у нас два корня. Один корень пятого, а другой – третьего порядка. Степень должна быть такой, чтобы одновременно убрать оба корня! Нам нужно натуральное число, которое одновременно делилось бы на $3$ и на $5$. Таких чисел бесконечное множество, но наименьшее из них – число $15$. Его называют наименьшим общим кратным чисел $3$ и $5$. И замена должна быть такой: $t^=3x-5$. Посмотрите, что такая замена сделает с корнями: Корни исчезли, остались лишь степени. И дробь $\frac<\sqrt[5]<3x-5>-1><\sqrt[3]<3x-5>-1>$ станет такой: Однако это ещё не всё. Переменная $x\to 2$, но к чему стремится переменная $t$? Рассудим так: если $t^=3x-5$, то $t=\sqrt[15]$. Так как $x\to 2$, то $<(3x-5)>\to 1$, $\sqrt[15]\to 1$, посему $t\to 1$. Теперь можем вернуться к нашему пределу: Корни исчезли, – но неопределённость $\frac$ осталась. Чтобы убрать её, нужно учесть, что при $t=1$ имеем $t^3-1=1^3-1=0$ и $t^5-1=1^5-1=0$. Из сказанного следует, что $t=1$ — корень многочленов $t^3-1$ и $t^5-1$. Следовательно, оные многочлены делятся на $t-1$. Разделим многочлен $t^5-1$ на $t-1$ с помощью схемы Горнера: Результаты применения схемы Горнера можно записать так: $t^5-1=(t-1)(t^4+t^3+t^2+t+1)$. К многочлену $t^3-1$ можно также применить схему Горнера, но лучше использовать формулу №2: $t^3-1=t^3-1^3=(t-1)(t^2+t+1)$. Вернёмся к рассматриваемому пределу: Источник Решение пределов с корнями Методы решений Для вычисления пределов с корнями, применяются приемы и методы, аналогичные методам вычисления пределов с многочленами (см. «Решение пределов с дробями из многочленов»). При этом возможны следующие дополнительные приемы, специфичные для функций с корнями: 1) убрать корни с помощью подстановки, применяя теорему о пределе сложной функции; Примеры ⇓ 2) разделить числитель и знаменатель на x s (в случае неопределенности вида ∞/∞ при x → ∞ ), где s – некоторое подобранное число; Пример ⇓ 3) выразить бесконечно малые функции, содержащие корни, через бесконечно малые линейные функции, используя приведенные ниже формулы (то же самое в случае разности бесконечно больших функций); Примеры ⇓ 4) иногда удобно бесконечно малую функцию преобразовать в сумму или разность бесконечно малых функций, пределы от которых легко находятся. Пример ⇓ В последних двух случаях применяются следующие формулы: ; ; ; . . . . . . . . . Например: ; ; . Эти же формулы применяют и для раскрытия разности бесконечно больших функций: . Примеры решений Все примеры Далее мы приводим подробные решения следующих примеров. Найти предел последовательности: решение ⇓ ; найти следующие пределы функций с корнями: ⇓ , ⇓ , ⇓ , ⇓ , ⇓ . Решение подстановкой Пример 1 Подставим . Тогда . При . Мы имеем неопределенность вида . Замечаем, что от корня можно освободится, если сделать подстановку . Отсюда ; при . Тогда функцию за знаком предела можно представить как сложную: , где , . Далее необходимо применить теорему о пределе сложной функции. Для ее применения должны выполняться два условия: 1) должны существовать пределы , ; 2) должна существовать такая проколотая окрестность точки , на которой значения функции не равны . В нашем случае функция непрерывна на всей области определения . Поэтому . Предел функции мы вычислим позже. Рассмотрим условие 2). Оно является важным, если функция не является непрерывной в точке . В нашем случае не определена при . Поэтому, если бы в любой проколотой окрестности точки , существовали такие точки , для которых , то сложная функция была бы не определена в этих точках и поэтому не имела бы предела. Однако, если существует такая окрестность точки , на которой функция строго монотонна, то условие 2) выполняется автоматически. В нашем случае, строго возрастает на всей области определения. Поэтому второе условие выполнено. В самом деле, поскольку строго монотонна, то она может принимать значение только в одной точке. Это точка , которая не принадлежит ни одной проколотой окрестности точки . А если это была бы другая точка, то мы могли бы сузить проколотую окрестность, чтобы эта точка оказалась за ее пределами. Теперь вычисляем второй предел: . Он не содержит корней. То есть мы свели задачу к пределу от разности дробей многочленов. Применяем методы, изложенные на странице «Решение пределов с дробями из многочленов». Разложим знаменатель на множители и приводим дроби к общему знаменателю: ; . Делим числитель и знаменатель на . При имеем: . Находим предел: . Пример 2 Все примеры ⇑ Найти предел последовательности: . Преобразуем элемент заданной последовательности, воспользовавшись свойствами корней: . Далее, если мы найдем предел функции , то согласно определению предела функции по Гейне, искомый предел заданной последовательности будет равняться этому пределу: , поскольку при . Находим предел отношения многочленов, выделяя и сокращая в числителе и знаменателе множитель : . Неопределенность ∞ / ∞ Пример 3 Все примеры ⇑ Найти предел отношения корней: . Здесь, при числитель и знаменатель стремятся к . У нас неопределенность вида . Для ее раскрытия, последовательно выносим бесконечно большую часть в числителе и знаменателе за скобки. При имеем: ; ; ; ; . Линеаризация бесконечно малых (больших) функций Пример 4 Все примеры ⇑ Найти предел дроби с корнями: . Подставим в числитель и знаменатель: ; . Числитель и знаменатель обращаются в нуль. Мы имеем неопределенность вида 0/0 . Для ее раскрытия, линеаризуем бесконечно малые функции, используя формулу: (П4.1) . Делим числитель и знаменатель на и находим предел: . Здесь , . Пример 5 Подставим в числитель и знаменатель: ; . Мы имеем неопределенность вида 0/0 . Чтобы упростить вычисления, здесь удобно представить бесконечно малые функции в числителе и знаменателе в виде сумм и разностей других бесконечно малых функций: (П5.1) . Применим формулу: . Подставим : . Отсюда , где . Заметим, что . Применим формулу: . Подставим : . Отсюда , где . Заметим, что . Применим формулу: . Подставим : . Отсюда , где . . Наконец, применим формулу: . Подставим : . Отсюда , где . . Подставляем полученные выражения в (П5.1): . Делим числитель и знаменатель на x . В результате мы освобождаемся от неопределенности и находим предел непрерывной функции: . Можно было записать и так: . После чего вычислить пределы: . Пример 6 Все примеры ⇑ Найти предел функции с корнями при x стремящемся к бесконечности: . Поскольку, при , и , то мы имеем неопределенность вида +∞ – (+∞) . Применим формулу: (П6.1) . Подставим : . Отсюда, при имеем: (П6.2) . В числителе опять неопределенность +∞ – (+∞) . Применяем формулу (П6.1) еще раз. Подставим : . Отсюда . Подставим в (П6.2): , где . Теперь у нас неопределенность вида ∞/∞ . Для раскрытия этой неопределенности, преобразуем знаменатель. Выделим бесконечно большую часть и вынесем ее за скобки. При имеем: ; ; ; ; ; . Делим числитель и знаменатель в функции на . При имеем: . Находим предел. При , , . Использованная литература: Н.М. Гюнтер, Р.О. Кузьмин. Сборник задач по высшей математики. Том 1. Москва, 1957. Л.Д. Кудрявцев, А.Д. Кутасов, В.И. Чехлов, М.И. Шабунин. Сборник задач по математическому анализу. Том 1. Москва, 2003. Б.П. Демидович. Сборник задач и упражнений по математическому анализу. Москва, 1997. Автор: Олег Одинцов . Опубликовано: 02-02-2019 Изменено: 06-02-2019 Источник - Тип 2 $ \bigg [\frac<\infty> <\infty>\bigg ] $
- Тип 3 $ \bigg [\infty-\infty \bigg ] $
- Пределы с иррациональностями. Вторая часть.
- Решение пределов с корнями
- Методы решений
- Примеры решений
- Решение подстановкой
- Пример 1
- Пример 2
- Неопределенность ∞ / ∞
- Пример 3
- Линеаризация бесконечно малых (больших) функций
- Пример 4
- Пример 5
- Пример 6
Пределы с иррациональностями. Первая часть.
Пределы, содержащие иррациональности (или, попросту говоря, корни) крайне популярны у составителей типовых расчётов и контрольных работ по высшей математике. Обычно рассматриваются три группы неопределённостей:
- Неопределённость вида $\frac<0><0>$. Пример: $\lim_
\frac<\sqrt<7-x>-2><4-\sqrt<13+x>>$. - Неопределенность вида $\frac<\infty><\infty>$. Пример: $\lim_
\frac<9\cdot \sqrt[3]<5x^4-x^2+1>+7\cdot\sqrt[4] ><11\cdot \sqrt[6] +4x-10>$. - Неопределенность вида $\infty-\infty$. Пример: $\lim_
\left( \sqrt -\sqrt \right)$.
В данной теме мы рассмотрим все три перечисленные выше группы пределов с иррациональностями. Начнём с пределов, содержащих неопределенность вида $\frac<0><0>$.
Раскрытие неопределенности $\frac<0><0>$.
Схема решения стандартных примеров такого типа обычно состоит из двух шагов:
- Избавляемся от иррациональности, вызвавшей неопределенность, домножая на так называемое «сопряжённое» выражение;
- При необходимости раскладываем выражение в числителе или знаменателе (или и там и там) на множители;
- Сокращаем множители, приводящие к неопределённости, и вычисляем искомое значение предела.
Термин «сопряжённое выражение», использованный выше, будет детально пояснён в примерах. Пока что останавливаться на нём подробно нет резона. Вообще, можно пойти иным путём, без использования сопряжённого выражения. Иногда от иррациональности может избавить удачно подобранная замена. Такие примеры редки в стандартных контрольных работах, поэтому на использование замены рассмотрим лишь один пример №6 (см. вторую часть данной темы).
Нам понадобится несколько формул, которые я запишу ниже:
Кроме того, предполагаем, что читатель знает формулы для решения квадратных уравнений. Если $x_1$ и $x_2$ – корни квадратного трёхчлена $ax^2+bx+c$, то разложить его на множители можно по следующей формуле:
Формул (1)-(5) вполне хватит для решения стандартных задач, к которым мы сейчас и перейдём.
Найдём отдельно пределы числителя и знаменателя:
В заданном пределе мы имеем неопределённость вида $\frac<0><0>$. Раскрыть эту неопределённость нам мешает разность $\sqrt<7-x>-2$. Для того, чтобы избавляться от подобных иррациональностей, применяют умножение на так называемое «сопряжённое выражение». Как действует такое умножение мы сейчас и рассмотрим. Умножим $\sqrt<7-x>-2$ на $\sqrt<7-x>+2$:
Чтобы раскрыть скобки применим формулу №1, подставив в правую часть упомянутой формулы $a=\sqrt<7-x>$, $b=2$:
Как видите, если умножить числитель на $\sqrt<7-x>+2$, то корень (т.е. иррациональность) в числителе исчезнет. Вот это выражение $\sqrt<7-x>+2$ и будет сопряжённым к выражению $\sqrt<7-x>-2$. Однако мы не вправе просто взять и умножить числитель на $\sqrt<7-x>+2$, ибо это изменит дробь $\frac<\sqrt<7-x>-2>
Теперь вспомним, что $(\sqrt<7-x>-2)(\sqrt<7-x>+2)=3-x$ и раскроем скобки. А после раскрытия скобок и небольшого преобразования $3-x=-(x-3)$ сократим дробь на $x-3$:
Неопределенность $\frac<0><0>$ исчезла. Сейчас можно легко получить ответ данного примера:
Замечу, что сопряжённое выражение может менять свою структуру – в зависимости от того, какую именно иррациональность оно должно убрать. В примерах №4 и №5 (см. вторую часть данной темы) будет использован иной вид сопряжённого выражения.
Запишем пределы числителя и знаменателя:
Мы имеем дело с неопределённостью вида $\frac<0><0>$. Избавимся от иррациональности в знаменателе данной дроби. Для этого доможим и числитель и знаменатель дроби $\frac<3x^2-5x-2><\sqrt
Вновь, как и в примере №1, нужно использовать формулу №1 для раскрытия скобок. Подставив в правую часть упомянутой формулы $a=\sqrt
Вернёмся к нашему пределу:
В примере №1 практически сразу после домножения на сопряжённое выражение произошло сокращение дроби. Здесь перед сокращением придётся разложить на множители выражения $3x^2-5x-2$ и $x^2-4$, а уж потом перейти к сокращению. Чтобы разложить на множители выражение $3x^2-5x-2$ нужно использовать формулу №5. Для начала решим квадратное уравнение $3x^2-5x-2=0$:
Подставляя $x_1=-\frac<1><3>$, $x_2=2$ в формулу №5, будем иметь:
$$ 3x^2-5x-2=3\cdot\left(x-\left( -\frac<1><3>\right)\right)(x-2)=3\cdot\left(x+\frac<1><3>\right)(x-2)=\left(3\cdot x+3\cdot\frac<1><3>\right)(x-2) =(3x+1)(x-2). $$
Теперь настал черёд разложить на множители выражение $x^2-4$. Воспользуемся формулой №1, подставив в неё $a=x$, $b=2$:
Используем полученные результаты. Так как $x^2-4=(x-2)(x+2)$ и $3x^2-5x-2=(3x+1)(x-2)$, то:
Сокращая на скобку $x-2$ получим:
Всё! Неопределённость исчезла. Ещё один шаг и мы приходим к ответу:
В следующем примере рассмотрим случай, когда иррациональности будут присутствовать как в числителе, так и в знаменателе дроби.
Найдём пределы числителя и знаменателя:
Имеем неопределённость вида $\frac<0><0>$. Так как в данном случае корни наличествуют и в знаменателе, и в числителе, то дабы избавиться от неопределённости придется домножать сразу на две скобки. Во-первых, на выражение $\sqrt
Раскрывая скобки с помощью формулы №1, получим:
Возвращаясь к рассматриваемому пределу, имеем:
Осталось разложить на множители выражения $-x^2+x+20$ и $x^2-8x+15$. Начнем с выражения $-x^2+x+20$. Чтобы разложить его на множители требуется решить уравнение $-x^2+x+20=0$, а затем воспользоваться формулой №5:
Для выражения $x^2-8x+15$ получим:
Подставляя полученные разожения $-x^2+x+20=-(x-5)(x+4)$ и $x^2+8x+15=(x-3)(x-5)$ в рассматриваемый предел, будем иметь:
В следующей (второй) части рассмотрим ещё пару примеров, в которых сопряжённое выражение будет иметь иной вид, нежели в предыдущих задачах. Главное, помните, что цель использования сопряжённого выражения – избавиться от иррациональности, вызывающей неопределённость.
Источник
Пределы с корнями: примеры решений
Среди задач на решение пределов попадаются пределы с корнями. В результате подстановки значения $ x $ в функцию получаются неопределенности трёх видов:
Перед тем, как приступить к решению определите тип своей задачи
Тип 1 $ \bigg [\frac<0> <0>\bigg ] $
Для того, чтобы раскрывать такие неопределенности необходимо домножить числитель и знаменатель дроби на сопряженное к выражению содержащему корень.
Пример 1 |
Найти предел с корнем $$ \lim \limits_ |
Решение |
Ответ |
$$ \lim \limits_ |
Тип 2 $ \bigg [\frac<\infty> <\infty>\bigg ] $
Пределы с корнем такого типа, когда $ x \to \infty $ вычислять нужно по-другому в отличии от предыдущего случая. Необходимо определить старшие степени выражений числителя и знаменателя. Затем вынести самую старшую из двух степеней за скобки и сократить.
Пример 2 |
Решить предел с корнем $$ \lim \limits_ |
Решение |
Ответ |
$$ \lim \limits_ |
Тип 3 $ \bigg [\infty-\infty \bigg ] $
Этот вид пределов часто попадается в дополнительных заданиях на экзамене. Ведь часто студенты не правильно вычисляют пределы такого типа. Как решать пределы с корнями данного вида? Всё просто. Необходимо умножить и разделить функцию, стоящую в пределе, на выражение сопряженное к ней.
Пример 3 |
Вычислить предел корня $$ \lim \limits_ |
Решение |