Про муравей для детей

«Вот какой он — муравей». Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе

Елена Фёдоровна Бондаренко
«Вот какой он — муравей». Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 комбинированного вида.

Подготовила и провела воспитатель:

Бондаренко Елена Фёдоровна

Непосредственная образовательная деятельность

в старшей группе.

Тема. «Вот какой он муравей».

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка».

Программное содержание. Закреплять у детей об образе жизни муравьёв, устройстве муравейника. Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника, развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Муравейник с муравьями, (изготовленные, детьми с помощью воспитателя); дидактическая игра «Собери муравья»(для каждого ребёнка) схема муравейника, заготовки с контуром муравья, ватные палочки гуашь; ватман с изображением большого муравейника; письмо.Аудиозапись: «Звуки леса»

Ход занятия.

Воспитатель. – Ребята, Нам пришло письмо от нашего друга Лесовика, но вместо письма, здесь только игра «Самые – самые» Поиграем! Вижу, согласны.

Дидактическая игра «Самые-самые»

Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).

Самая маленькая птица, это … (колибри).

Самые крупные яйца несет … (страус).

Самый трусливый зверь, это … (заяц).

Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).

Самая длинная шея у … (жирафа).

Самая маленькая лошадка, это — … (пони).

Самый быстрый зверь, это … (гепард)

Самый хитрый зверь, это … (лиса).

Самые умные животные, это … (обезьяны).

Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

Воспитатель. — Всё правильно, но странно как-то, обычно наш друг Лесовик пишет большие и познавательные письма, а тут только игра. Да тут ещё,что-то мелким почерком написано: «Кто самый сильный?. Когда дадите правильный ответ, расскажите всё, что вы знаете о нём. Лесовик» Мне кажется, наш Лесовик хочет нас запутать, но я думаю, у него это не получится. Ребята, я всегда думала, что на земле самый сильный — это

Слон или бегемот. Но я ошибалась. Кто же может быть самым сильным на земле, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Загадки про муравьёв:

Но больше себя ношу. (Муравей)

Кто трудолюбивее всех на свете (Муравей)

Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов. (Муравьи)

Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно. (Муравей)

За пнем бугорок, а в нем – городок. (Муравейник)

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит.

Без пилы и без гвоздей,

Кто строитель? (Муравей)

Выстроен семьи трудом

Днем все сто дверей открыты,

Ночью их и не ищи ты. (Муравейник)

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

Кто на свете всех сильнее? (Муравей)

Воспитатель. Верно, ребята, самые сильные — это муравьи. Ведь они могут переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Воспитатель. — Ребята, расскажи мне – а муравей, кто это?

Дети: — Муравей – это насекомое, обитающее на земле, на деревьях.

Воспитатель. — Правильно, насекомое. А как вы думаете муравьи полезные?

Читайте также:  Нимфа рыжего таракана как избавиться

Дети: — Муравьи очень полезные для леса, ведь их называют «санитарами леса». Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается.

Воспитатель: — А где они живут? Кто видел муравейник?

Дети: — Муравьи живут в муравейниках, но не только в них, но и в стволах и на стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов

Воспитатель: — Правильно, ребята! Муравьи в основном живут в муравейниках. Ведь муравьи – великолепные строители! Поэтому муравейник – это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборником и туалетом, с хорошей вентиляцией. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Давайте рассмотрим схему муравейника. А вы, ребята, расскажите, что вы знаете про этот многоэтажный дом.

Дима: — Муравейник имеет покрытие из иголок и веточек, которое защищает жилище от превратностей погоды. Ремонтируется жилище и обновляется рабочими муравьями.

Диана: — В муравейнике есть «Солярий» – это камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.

Артём: — Один из входов в муравейник охраняется «солдатами», он также служит вентиляционным каналом.

Олеся: — Это «Кладбище». Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

Настя: — В муравейнике есть зимовальная камера. Там насекомые собираются, чтобы пережить холода.

Дима: — Есть у муравьёв и «Хлебный амбар», здесь они хранят зерна.

Олеся: — А это царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

Артём: — Как и у нас детей у муравьёв есть детские комнаты. Но это комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.

Настя. – А этот этаж муравьи называют «Коровник», здесь муравьи содержат тлей.

Диана. — У муравьёв есть и «Мясная кладовка», куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.

Проводится физкультминутка «Я весёлый муравей».

Воспитатель: — Правильно, есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять. Ребята, давайте расскажем стихотворения, какие вы знаете о муравьях.

Есть строитель муравей

Он любитель кирпичей

Лапок много у него

Быстро строит оттого

Только солнышко проснулось

И роса земли коснулась

Он спешит на стройку вновь

Инструмент ему готовь

Муравейник так растёт

И откуда сил берёт

Чудный мастер молодец

Муравейников творец1

Воспитатель. А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т. е. детишками. Как бы вы их назвали?

Под пенёчком домик чей?

Он без окон, без дверей!

Горка-башня из земли,

Ах, живут здесь муравьи!

Что-то в домик свой заносят,

А из домика выносят

Работяги-муравьи

Целый день снуют,

От восхода до зари,

Воспитатель показывает муравейник с муравьями, дети продолжают читать стихотворения

Заблудился муравей

Средь травы высокой.

Помоги ему скорей,

Ждет давно его семья,

Муравьиха плачет.

Муравьята – сыновья,

Тоже слезы прячут.

И вздыхает муравей:

«Где мой муравейник.

Нет с ним рядом сыновей,

Муравья – к семье, домой,

И подружатся с тобой

Муравьи – трудяжки.

Вот домик муравья.

Читайте также:  Как избавиться от реактивного психоза

К нему подсела я.

Смотрю, а муравьишко

Листок несет в домишко.

И кажется, что он

Шагает под зонтом.

По травинкам, по листочкам,

По канавкам и по кочкам

Рыжий муравей бежит,

По делам своим спешит.

Он как солнышка кусочек,

Тоже золотистый очень.

Не смотри, что кроха он,

Он могучий словно слон.

Не боится он труда,

Не ленится никогда.

Воспитатель: — Какие красивые стихотворения про таких маленьких насекомых. Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. Пазлы все любите собирать! «Кто быстрее соберёт муравья»

Дидактическое упражнение «Собери муравья в разрезе».

Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять коробку с перемешанными в ней картинками и предлагает детям собрать их последовательно.

Воспитатель: — Молодцы быстро справились с заданием, за это я вам расскажу рассказ, который придумала я сама. Готовы слушать.

Воспитатель рассказывает детям рассказ о Муравье. «Однажды муравей вышел из муравейника, солнце только – только начинало всходить. Но Муравей наш был трудолюбив, он много работал. Он искал прочный материал для муравейника и не заметил, как заблудился. Долго Муравей пытался найти дорогу к муравейнику, но так и не смог её найти.

Быстро стемнело, и наступила ночь. В лесу все спали, только ветер тихонько шумел.

«Ветер, ветер! Подскажи где мой муравейник? Как мне найти дорогу домой». – Спросил муравей у ветра.

Светила ярко луна.

«Луна, Луна! Покажи мне, пожалуйста, дорогу домой». — Попросил у луны муравей.

Вдруг луну закрыла чёрная туча. Лишь успел услышать муравей: «Не могу, не могу, не могу»

Загрустил муравей, заплакал, не кому ему помочь. Видно пропадать, погибать ему в чужом незнакомом месте…»

— Хороший рассказ? Но только очень грустный. Давайте попробуем помочь муравью, чтоб у нашего рассказа был хороший конец.

Дети сами придумывают конец рассказа: все муравьи — друзья дружно пошли на поиски муравья и нашли его.

Воспитатель предлагает раскрасить заготовки муравья и его друзей.

Проводится пальчиковая гимнастика «Муравьиная семья».

Дети раскрашивают каждый свою заготовку муравья в технике нетрадиционного рисования (ватными палочками) после того, как все муравьи (друзья) будут раскрашены, каждый ребёнок придумывает ему имя, и вывешивают свои рисунки на ватман, где нарисован большой муравейник, с названием «Дружная семья».

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Источник

Беседа о муравьях с детьми дошкольного возраста

Рогожина Любовь Евгеньевна
Беседа о муравьях с детьми дошкольного возраста

Беседа с детьми старшей группы о муравьях.

Воспитатель загадывает загадки.

Тащит он соломинку

К маленькому домику

Все букашек он сильней

Наш трудяга …. муравей.

На полянке возле ёлок.

Дом построен из иголок.

За травой не виден он

А жильцов в нём миллион.

(Муравейник)

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением муравья, предлагает назвать части тела.

Воспитатель. У муравья есть голова, грудь, брюшко, шесть лапок, усы. Усиками муравьи разговаривают, чувствуют запахи. Муравьи едят гусениц, жуков, пьют берёзовый сок

Дом муравьёв называется муравейник. Муравейник состоит из подземной части и наземной. Наземная часть состоит из хвоинок и палочек. Подземная часть- это множество ходов, которые уходят на глубину 1-2 метра.

Как муравьи находят путь домой?

Муравьи помечают свой путь капельками пахучей жидкости, они прижимаются брюшком к земле и передают свой запах.

В муравейнике есть царица. В молодости у ней были небольшие крылышки, и она любила полетать. Но когда она становится матерью большого семейства, она отгрызает себе крылышки. Царица откладывает яички, из которых появляются личинки. Рабочие муравьи кормят личинок, ухаживают за куколками — переносят их поближе к поверхности, или прячет вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорождённым выбраться из оболочки кокона. Охраняют муравьиный терем муравьи солдаты — бесстрашные защитники крепости, готовые не на жизнь, а на смерть сражаться с врагами. Есть «папы» самцы муравьи, которых называются «Трутнями», они являются самыми крупными и крылатыми. Они не работают как рабочие муравьи.

Читайте также:  Кошка умерла от ушного клеща

Особенностью муравьев является то, что насекомые могут совершенно безопасно находиться под водой на протяжении нескольких суток, и это совершенно не грозит им никакими изменениями.

Царица может жить до 20 лет, рабочие особи живут от нескольких месяцев до 3 лет. Самцы, однако, живут всего несколько недель.

Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву. Из муравьев готовят препараты кровоостанавливающего действия. В медицине известен муравьиный спирт, выделяется из рыжих лесных муравьёв.

Муравьев едят птицы. Ими лакомится медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда муравьи облепят его, а потом проглотят всех разом.

Некоторые птицы прилетают к муравейнику, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазать перья муравьиной кислотой. Серая ворона, раскопав муравейник, любит принимать «муравьиную ванну». Она ложиться на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом ворона давит муравьёв и смазывает перья муравьиной кислотой, содержащей в брюшке муравья.

«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников.

Беседа о перелётных и зимующих птицах с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Углубление знаний детей о перелетных и зимующих птицах. Задачи: Уточнить и расширить представления у детей о перелетных и зимующих.

«Веточка мимозы». Беседа с детьми дошкольного возраста Цель: — познакомить детей с растением мимоза; — рассказать о строении и особенностях этого растения; — воспитывать интерес и любовь.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Исконные символы России» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Исконные символы России». Воспитатель : Крупская Елена Владимировна Описание: Беседа.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Умей дружбой дорожить» Цель беседы: учить детей анализировать, рассуждать по данной теме. Задачи:воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку вместе.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Полтавской битве 10 июля. День победы в Полтавской битве10 июля мы отмечаем день воинской славы – победу в Полтавской битве, которая состоялась в 1709 году.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Пролётные птицы — снегири» Программное содержание: Сформитовать доброжелательное отношение у детей к живой природе. Учить сопереживать «братьям нашим меньшим»; замечать.

Беседа «Весна пришла» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: закрепить представления детей о весне. (Растаял снег, потекли ручьи. Ярко светит солнце, и небо синее-синее. Люди сняли зимнюю одежду.

Познавательная беседа о традиционной тряпичной кукле с детьми дошкольного возраста «Косу длинную сплели, ленточка в косе — Русскую красавицу в мире знают все!» Цель — познакомить детей с традиционной тряпичной игрушкой;.

Познавательная беседа с детьми дошкольного возраста «В гости к нам пришли матрёшки» Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Задачи: — познакомить детей с народной игрушкой матрёшка;.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей