Проблемы речи как от них избавиться

Нарушение речи у взрослых

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

  • Первичная консультация — 4 000
  • Повторная консультация — 2 500

Записаться на прием

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, —
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Читайте также:  Запах китайских вещей как избавиться

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Источник

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения, развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.
Читайте также:  Муравьиная ферма с муравьями обзор

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь, лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Источник

Психологическая и другая помощь при избавлении от заикания

Заикание (логоневроз) – это проблема детей и взрослых, причиняющая множество неудобств. Из-за дефекта дикции ребенка подвергают насмешками, школьник чувствует дискомфорт, отвечая на уроке, получает за невнятную речь низкие оценки. Взрослые тоже испытывают неловкость, разговаривая, пытаясь что-то объяснить. Обычно они не могут из-за этого построить карьеру, выбрать нравящуюся профессию. Однако делу может помочь занятия с логопедом, психологические и психотерапевтические методы, лечение у невролога.

Причины особенностей говорения

Заикание происходит от русского слова «икать». Скорее всего, что в давние времена кому-то показалось, что запинающийся человек икает. На самом же деле это не так. К слову, на других языках такой дефект обозначают термином типа «спонтанное движение языка». Давайте разбираться, что же это такое.

Человек, страдающий логоневрозом, испытывает спазм при произнесении некоторых слов, у него нарушена плавность речи, ее темп. В этом виноваты судороги – непроизвольные сокращения при работе артикуляционного аппарата. Поэтому звуки или слоги повторяются. Кроме этого, заикающийся индивид может испытывать нервный тик, совершать руками непроизвольные движения, теребить одежду.

Специалисты возлагают вину появления дефекта на:

  • детскую травму в возрасте от 1 до 3 лет, когда речь активно формируется. Это может быть какое-либо страшное или травмирующее психику событие – болезнь, смерть близкого человека, конфликты в семье. Возможен и сильный испуг от криков родителей, внезапно появившейся огромной собаки и т.п.;
  • болезни нервной системы, мозга, т.е. биологические причины. К ним относятся перенесенные в детстве травмы головы, менингит, внутриутробные поражения мозга и родовые травмы;
  • ускоренное развитие речи ребенка. Родители, пытаясь сделать свое чадо вундеркиндом, заставляют его учить непонятные стихотворения, сложные слова;
  • невротические переживания. Люди любых возрастов, совершенно нормально говорящие в обычной жизни, начинают заикаться при публичных выступлениях, на сцене, в особо ответственных ситуациях. К слову, логоневроз такого типа самый частый.

Необходимо отметить, что девочки реже страдают заиканием, чем мальчики. Утверждается, что это связано с гендерной особенностью мозга и нервной системы. Все дело в том, что у представительниц слабого пола правое полушарие, отвечающее за эмоции, всегда активно, им можно капризничать и плакать. Потому они вполне адаптированы к такому состоянию. А для сильного пола это не характерно, и если у них оно сильно возбуждается, то левое – рациональное, начинает конфликтовать с правым, развивается заикание. Так же обстоит дело и с левшами – среди них много заик, ведь правое полушарие у них тоже активно.

Многие взрослые с таким недостатком маскируют его междометиями типа «кхм», «ммм», «эээ». Так они вроде бы скрывают наличие проблемы, но все равно речь получается некрасивой, прерывистой, и слушать такого индивида довольно тяжело.

Итак, логоневроз – это психосоматическое заболевание, которое можно диагностировать и комплексно лечить. Этим занимается логопед, невролог, также необходима психологическая помощь.

Логофобия и социофобия

При формировании и усугублении заикания у индивида возникает иррациональный страх его ожидания, произношения некоторых звуков, определенных ситуаций. Человек моделирует негативный результат, даже еще не начав говорить. Такой необоснованный страх – логофобия, в свою очередь, сам по себе стимулирует заикание. Получается замкнутый круг, из которого вроде бы нет выхода.

Справится с логофобией, как и с любой из многочисленного списка фобий, практически невозможно, хотя взрослый, в отличие от ребенка, вполне осознает, что никаких объективных причин для страха нет. Тут не поможет обычный способ, используемый логопедом – молчание, помогающее остановить речедвигательный стереотип. Требуется обратиться к психотерапевту, который подберет методику лечения и подходящие фармакологические препараты (если они действительно необходимы).

Бывает так, что больное отрицает наличие у него такой фобии. При ближайшем изучении оказывается, что он просто не осознает ее присутствие, тщательно избегая определенных ситуаций, где ему нужно говорить.

Следует иметь в виду, что избавиться от заикания без лечения логофобии просто невозможно. Такой страх закрепляет дефект, делает его сильнее и заметнее. Если пренебречь терапией, то индивид получит осложнение в виде социофобии – боязни социальной активности. Страдающие ей люди зациклены на себе, они переживают, что о них думают окружающие, им кажется, что все на него смотрят и обсуждают в негативном ключе. В итоге они начинают ограничивать свои контакты, стараются отсидеться дома, не быть в обществе.

Заикающийся лого-, социофоб продумывает ситуации, которые гипотетически могут случиться, где ему нужно будет проявлять социальную активность, беседовать с кем-то. В его «багаже» сохранено большое количество негативного опыта: то плохое, что было с ним, он не забывает. Он осознанно избегает подобных, по его мнению, тревожных ситуаций, видит себя в негативном свете, предъявляет к себе завышенные требования. Его поведение схоже на то, что демонстрирует больной обсессивно-компульсивным расстройством.

Обращаемся за помощью

Главный специалист, способный оценить тяжесть нарушения речи и определить состояние речевого аппарата – это логопед. Его пациенты, в основном дети. Методика лечения довольно длительная, поэтапная, но эффективная:

  1. Сначала происходит обучение пациента правильному произношению, то есть, сформирует «шаблон» речедвигательного навыка. Логопед, изучив тембр и звучность голоса больного, корректирует движения артикуляционной мускулатуры, «ставит» правильное дыхание с помощью специальных упражнений, помогает сделать речь плавной.
  2. Комментирование событий, чтение книг и т.п. позволяет закрепить пройденный материал.
  3. Пациенту нужно много разговаривать, применять полученные навыки, беседуя с членами семьи, друзьями, знакомыми – для автоматизации речи.
Читайте также:  Если нашел сихр как отнего избавиться

Избавление от социофобии, логофобии, а с ними – и от заикания, возможно с помощью невролога (он позаботится о нервной системе, выписав необходимые препараты), а также психолога и психотерапевта.

Клинический психолог выяснит причину логоневроза и подберет комплекс упражнений, который позволит индивиду в дальнейшем снимать стресс, напряжение, тревожность. Он сделает так, чтобы больной осознал иррациональность своего страха и сформировал разумные взгляды на себя и окружение.

Как уже говорилось, лечение заикание проводится комплексно, и психотерапия здесь занимает далеко не последнее место, так как имеет отличную эффективность. Имеет место психотерапия прямая (словесная) и косвенная (посредством окружающих предметов).

При воздействии словом больному объясняют причины его недуга, почему так происходит, внушают новые убеждения, обучают методикам устранения проблемы.

Существует два способа прямой психотерапии:

  • разъяснительная (по Бехтереву) или рациональная (по Дюбуа). Данный способ применяется при легкой форме логоневроза – если заикание появляется на фоне стресса, и в начальной стадии болезни. Больному рассказывают о заикании, как оно появляется и что делать его исчезновения;
  • суггестивная. Пациента вводят в транс под гипнозом и в таком состоянии проводят с ним беседу. Так специалист может узнать подсознательные страхи больного, его переживания. Это положительно сказывается на состоянии клиента. Сюда же входит внушение в бодрствующем состоянии и самовнушение.

Психотерапия направлена на устранения страха ситуаций, говорения, чувства подавленности, переживаний по поводу дефекта. Кроме этого, она перестраивает отношение пациента к социальным контактам с окружающими.

Другие методики

Очень часто в терапии используются группы поддержки и самопомощи. В основе их формирования лежит утверждение: нет лекарства от логофобии, это психологический барьер, который нужно преодолеть. Больным в группе совместно проще смириться со своей проблемой, жить с ней в ладу – таким образом уровень стресса у них снижается, они меньше заикаются или вовсе перестают это делать.

Применяется психотерапия по Мясищеву, изменяющая систему отношений больного и корректирующая его поведение. При этом учитывается особенность личности пациента и совокупность причин возникновения неблагополучного невротического состояния.

В наше время развития технического прогресса для лечения заикания, исправления речи, используют и специальные компьютерные программы, например, BreathMake. Суть состоит в том, что человек, испытывающий тревожность в общении с себе подобным, разговаривает с искусственным интеллектом более свободно. Тут работает измененная обратная связь, синхронизирующая слуховой и речевой центры мозга – Брока и Вернике соответственно.

Происходит это так. Пациент говорит в микрофон, подключенный к ПК. Компьютерная программа исправляет речь, и звук подает в наушники. То есть, больной слышит правильный плавный вариант, и это снимает напряжение, делает его более уверенным. Кроме того, так можно тренировать навык говорения, подстраиваясь под «голос» компьютера.

Существуют и такие программы, которые способны смоделировать какую-либо жизненную ситуацию. Пациент отвечает на такой запрос, пользуясь микрофоном. Его ответ оценивается, и если заданные параметры не соблюдены, больной пробует сказать что нужно снова и снова, пока ему не удастся сделать это правильно.

А можно ли проводить поведенческую терапию для лечения логоневроза, пользуясь методом десенсибилизации? Специалисты пробовали, но успеха это не принесло.

Как помочь самому себе не заикаться

Одновременно с занятием с логопедом и психологической помощью страдающий заиканием человек должен и сам прикладывать силы к собственному выздоровлению.

  • Прежде всего, нужно научиться расслабляться. Начиная говорить, можно перебирать четки, скрещивать пальцы, сгибать и разгибать лист края листа бумаги.
  • Заикание – это невроз, проявляющийся в момент волнения, тревоги. Справиться с ним позволят медитационные практики, которые не так уж и сложно освоить.
  • Еще один вариант успокоения и расслабления – фитотерапия. Среди легких растительных седативных средств – шалфей, чабрец, лаванда, мята. Из них можно заварить чай или сделать настой.

Отрепетируй дома с кем-нибудь из членов семьи речь, которую должен произнести завтра. Как правило, в привычной обстановке слова льются свободно. Нужно запомнить такое свое состояние и вспомнить его в момент «икс». Такие репетиции можно проводить и перед зеркалом: декламировать стихи, читать вслух отрывки из книг Данным способом пользуются люди, и не страдающие логоневрозом, но профессиональные лекторы, актеры и т.п.

  • Очень важно правильное дыхание. Уменьшить заикание позволят регулярные повторения дыхательных упражнений из гимнастики цигун и йоги. Они дают возможность в нужное время выводить воздух из легких, контролировать силу вдоха-выдоха.
  • Не концентрируйся на собственном голосе во время говорения – неровная речь способствует тому, что можно упустить нить разговора. Лучше акцентироваться на содержании, а не форме.
  • При предчувствии наступлении спазма лучше замолчать, сделать паузу, вдохнуть. Не зря пауза является одним из основных средств художественной выразительности у актеров в театре. Сделайте и вы так же – и в глазах собеседника сразу будете выглядеть значимей и глубже.
  • Неплохим вдохновляющим моментом может стать художественный фильм «Король говорит», получивший в свое время престижную кинопремию Оскар. Его главный герой ­– монарх Великобритании Георг VI прошел очень непростой путь, избавившись от заикания с помощью логопеда Лайонела Лога.
  • Можно сделать самомассаж горла и шеи мягкими движениями – это снимет спазм.
  • Чтобы не перегружать мускулатуру гортани и рта большую часть дня лучше помолчать.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей