Проект по биологии ученицы 6 класса «Муравей — вечный строитель».
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Проетно-исследовательская работа по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская работа «Муравей — вечный строитель». | 186.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
В работе ученицы 5 класса Манашевой Риммы проведены наблюдения за жизнью муравьев. Наблюдения проводились в течение 6 дней, проведен анализ работы, получена информация, значительную часть которой ученица добывала сама. Эмоциональный заряд, который получила ученица во время работы, способствовал активизации познавательной деятельности не только её, но и учеников класса.
Работа может служить источником дополнительной информации для учащихся, учителей биологии, всех кто хочет познать интересный загадочный мир природы.
Работа написана простым, доступным языком, работа закрепляет умения работать с исследуемым материалом, развивает логику и креативное мышление.
- Повышение уровня знаний по биологии.
- Развитие творческих способностей, коммуникативных умений, логического и аналитического мышления.
- Формирование умений находить несколько решений в проблемной ситуации
- Приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы.
- Развитие умения увидеть проблему и наметить пути ее решения.
- Познакомить учащихся с методами исследованиями,
- Научить представлять результаты своей работы с использованием информационных технологий.
- Приобрести навыки работы в коллективе, использовать Интернет – ресурсы для организации коллективной работы.
Дидактические и методические материалы учителя:
- Презентация;
- Критерии оценивания презентации учащихся;
- Критерии оценивания публикации учащегося;
- Методический паспорт проекта;
- Памятки.
- Лист планирования учебного проект
- Формирование групп для проведения исследований;
- Выбор творческого названия проекта;
- Самостоятельная работа учащихся по сбору материала;
- Подготовка учащимися презентаций и буклетов;
- Защита полученных результатов на научно-практической конференции
Методический паспорт проекта .
Проектно — исследовательская работа
«Муравей – вечный строитель».
учитель географии и биологии.
Сроки: июль – ноябрь 2011г.
Кто реализует: Манашева Римма,
ученица 6 класса
МRОУ ООШ № 18 с\п «Поселок Солони».
Наблюдения за муравьями.
Поиск литературы в библиотеке.
Работа с другими материалами: в Интернете, с учебными электронными пособиями.
Общение с природой всегда доставляет нам радость. Человек не перестает восхищаться поразительными её творениями: животными, растениями и удивительной красоты ландшафтами. Но хорошо ли мы знаем окружающий мир? В своё время каждый из нас не раз спрашивал себя: почему небо голубое? Отчего вода в море солёная? Почему страус не летает? Хобот-это рука или нос? Спят ли когда-нибудь рыбы? Как живут муравьи?
С тех пор, как на Земле появился человек, он пытается постичь тайны природы. Им движет любопытство, с которого и начинается процесс познания. На уроках биологии я хочу узнать много нового, особенно мне нравится наблюдать за жизнью мелких насекомых, как они живут, чем занимаются, когда человек не видит их повседневной жизни? Я решила провести наблюдения за муравьями и ответить на многие интересующие меня вопросы:
- Как живут муравьи?
- Движение муравьев разнообразно или в одном направлении?
- Как относятся муравьи к различным насекомым?
- Какие функции выполняет каждый муравей?
- Муравьи – вечные строители?
Цель работы определила: провести наблюдение за жизнью муравьёв, собрать необходимую информацию про общественных насекомых, которая поможет изучать в дальнейшем зоологию.
- Изучить литературу по данной теме.
- Провести наблюдения за муравьями в разные периоды.
- Провести анализ работы и пополнить дополнительным материалом биологическую «копилку» класса.
II. Основная часть.
1. Краткая характеристика муравьёв.
Муравьи́ ( лат. Formicidae ) — семейство насекомых из надсемейства муравьиных отряда перепончатокрылых .
Являются общественными насекомыми , образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи — бескрылые. Усики коленчатые, у самок и рабочих особей 11—12-члениковые, у самцов 12—13-члениковые у ряда видов 4-, 6-, или 10-члениковые. Основной членик усика (скапус) обычно намного длиннее всех члеников. Задний отдел груди (эпинотум) представляет собой первый сегмент брюшка, слившийся с заднегрудью. Собственно брюшко присоединяется к эпинотуму стебельком, образованным 1 или 2 сегментами. У муравьёв некоторых подсемейств ( мирмицины , понерины и других) развито жало. Крылья с редуцированным жилкованием.
Муравьи живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, холмиках, под камнями, некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Существуют паразитические виды, которые обитают в гнёздах других муравьёв, муравьи-«рабовладельцы», содержащие в своих гнёздах «рабов» — муравьёв других видов. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей .
Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми.
Распространены по всему миру, за исключением Антарктиды и некоторых удалённых островов, образуя 15—25 % земной биомассы наземных животных. Успех муравьёв во многих средах обитания обусловлен их социальной организацией и способностью изменять место обитание и использовать разнообразные ресурсы.
В мире более 12 000 видов, распространённых преимущественно в тропиках. В Палеарктике около 500 видов в 24 родах в странах бывшего СССР обитает около 300 видов.
2. Наблюдения за муравьями.
Муравейник, за которым я вела наблюдения, находился в щели асфальта около крыльца моего дома. Несмотря на все старания, мне ни разу не удавалось попасть к началу работы муравьев, и мне приходилось наблюдать лишь её продолжение. Наблюдение велось шесть дней.
1 день: В первый день я начала наблюдения с девяти часов и продолжала следить за муравьями до половины одиннадцатого.
Ничего особенного не происходило – несколько муравьев копошились, подтаскивали к нему различный материал: щепочки, мертвых насекомых.
2 день: на следующий день я начала наблюдения с половины девятого, а закончила их в десять часов.
В этот раз я заметила, что большинство муравьев движутся не просто так, а друг за другом на расстоянии около пяти сантиметров, и передвигаются они по тем же дорожкам, что и вчера, а некоторые муравьи ничего не несут, но каждый раз, возвращаясь к муравейнику, они снова бегут с остальными (по-видимому, это старые муравьи, которые уже не могут таскать на себе различные тяжести).
Ещё мне удалось увидеть, что около муравейника появилась маленькая кучка из песчинок. Посмотрев поближе, я поняла, что это – муравейничек. Хоть муравьи и живут в земле под асфальтом, все-таки они пытаются строить муравейник и над асфальтом. Но к сожалению, у них ничего не получается, так как люди, не замечая, наступают на муравейничек и затаптывают его. Слишком уж в неудобном для жилья месте приютились эти муравьи.
3 день: На третий день, начав наблюдения с одиннадцати часов, я закончила их в двенадцать. Я обратила внимание на то, что около муравейника были не только обычные бескрылые муравьи, но и крылатые, которые были больше обыкновенных. Они бегали по земле, ненадолго взлетали и вновь опускались около муравейника.
4 день: На четвертый день начала наблюдения в двенадцать, а закончила в тринадцать часов тридцать минут.
Я снова встретилась с крылатыми муравьями, но их стало меньше, чем в предыдущий раз, и некоторые, сев на землю, обламывают крылышки. Я решила проследить за одним из них. Муравей взлетел на воздух и, пролетев около десяти метров, скрылся в кустах.
Далее наблюдать за муравьями мне не пришлось – пошёл сильный дождь. Отяжелевшие мокрые муравьи медленно потянулись к муравейнику и скрылись в его темных ходах.
5 день: На пятый день с утра шёл дождь, и мне пришлось начать свои наблюдения лишь в четырнадцать часов, а закончить в пятнадцать тридцать.
Сегодня я не увидела ни одного крылатого муравья. По-видимому, перед дождем у муравьев происходит своеобразная линька, о чем потом я прочитала в научной энциклопедии.
Тогда я решила провести небольшой опыт. На одну из муравьиных тропинок я положила маленькую (около 5 см) палочку и стала следить за реакцией муравьев. Два муравья перелезли через неё и попытались сдвинуть палочку с места, но у них ничего не получилось. Тогда к ним подошли ещё два муравья, и они вчетвером потащили палочку к муравейнику, но так как она не пролезала внутрь, то её пришлось оставить снаружи. Это была половина опыта. Вторая половина заключалась в том, чтобы положить такую же палочку перед одиночным муравьем. Сделав все это, я стала следить, что будет делать муравей. Он дополз до палочки, остановился и тотчас двинулся дальше. Реакция муравьев оказалась разной.
6 день: На шестой день, наблюдая за муравьями в последний раз, я начала наблюдения в одиннадцать, а закончила в двенадцать.
На этот раз я решила провести ещё один опыт. У себя в огороде я срезала кусок коры с тлями и поместила его около муравейника. Цель этого опыта состояла в том, чтобы узнать, что будут делать муравьи с тлями. Муравьи поступили очень странно. Они не набросились на насекомых, а даже выставили охрану: по краям кусочка коры расположились с десяток муравьев. Когда же я бросила дохлую гусеницу, то реакция была совершенно противоположной – муравьи набросились на неё и быстро уволокли в муравейник. В этом опыте реакция муравьев тоже оказалось разной.
Источник
Исследовательская работа «Муравьи – знакомые-незнакомцы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 г. Новочеркасска
Муниципальный этап областного этапа конкурса научно-исследовательских проектов «Созвездие»
Номинация: «Флора и фауна»
Автор: Лосев Владислав
12 лет, учащийся 6г класса
МБОУ СОШ №6 г. Новочеркасска
Руководитель: Битюкова О.А.
МБОУ СОШ №6 г. Новочеркасска
II . Муравьи – знакомые-незнакомцы ………………………………..4-13
3.2.Нервная система и органы чувств………………………………………………..7-7
4. Как наблюдать жизнь муравьёв в домашних условиях? ……………………..8-9
4.2.Еда для домашних муравьев……………………………………………………….8-9
4.3.Влажность и температура для формикария ………………………………………9-9
5.1. Эксперименты и наблюдения …………………………………………………. 9-12
5.3.Почему летают муравьи. 12-13
Тема: « Муравьи – знакомые-незнакомцы».
Цель: изучить особенности строения и поведения муравьёв
Новизна исследовательской работы состоит в изучении жизнедеятельности колонии муравьёв в процессе выполнения практических исследований
В работе использовались теоретические и практические методы: анализ и классификация материала из различных источников, проведение простых экспериментов
Практическое значение: материал, который представлен в работе может быть интересен для учащихся школ.
Тема работы мною выбрана не случайно, меня очень заинтересовали самые известные общественные насекомые – муравьи.
Впервые я заинтересовался муравьями в 4 классе. Тогда я наблюдал их на даче, рассматривал под лупой, и мне стало интересно, что же это за насекомые?
Цель: изучить особенности строения и поведения муравьёв
Оказалось, что муравьи одни из самых известных общественных насекомых. Среди обширного отряда перепончатокрылых вообще нет муравьёв – одиночек. Семьи муравьёв состоят из хорошо различающихся по внешности каст, на членов которых возложены разные функции. Большую часть семьи составляют рабочие особи-бесплодные самки, лишённые крыльев. Они выполняют все необходимые работы в гнезде: строят и чистят его, добывают пищу, заботятся о потомстве. Касту солдат, охраняющих гнездо, составляют муравьи с крупной головой и мощными челюстями. Все члены семьи — это потомство самки основательницы. Жизнь муравьев основана на различных способах коммуникации и контролируется во многом благодаря инстинктам.
Данная работа позволила на основе наблюдений и экспериментов изучить жизнедеятельность муравьёв.
II. Муравьи – знакомые-незнакомцы
1. Виды муравьёв.
Существует более двенадцати тысяч видов муравьёв, я же перечислю более известные всем нам виды и расскажу немного о каждом виде.
Рыжие лесные муравьи .
Рыжие лесные муравьи — одни из самых важных защитников лесов от вредителей, так как потребляют огромное количество всевозможных насекомых.
.
Messor Structor — или жнецы .
Жнецы потребляют в пищу семена растений. Гнезда в почве, глубиной до нескольких метров и могут служить индикаторами грунтовых вод. Муравьи – жнецы делают запасы семян в глубинных камерах.
Lasius Nigger – чёрный садовый муравей
Всем нам известный чёрный садовый муравей потребляет в пищу, как и семена, так и других насекомых.
Фаронов муравей – (домовой муравей)
Фараонов муравей достигает в длину всего двух миллиметров. Окрас у него рыжий, широко известный, как «домовой муравей» заселяющий человеческие жилища. Относиться к одним из известнейших домашних вредителей.
2. Устройство муравейника
Муравейники бывают разных видов: подземные, купольные, древесные.
2.1. Купольные муравейники
Купольный муравейник устроен очень сложно. Купол муравейника, построенный из веточек и хвои, может достигать два метра в высоту и три метра в диаметре. Поверхность купола пронизана многочисленными входами, которые открываются и закрываются муравьями в зависимости от времени суток и погоды. Подземная часть гнезда, где зимует семья, и располагаются камеры с кормовыми запасами, расположена под куполом и уходит на глубину до метра-метра и 50 сантиметров
.
Подземный муравейник устроен так же очень сложно, достигать в глубину он может до десяти метров. Состоит он из многочисленных камер. Каждая камера предназначена для своей цели, некоторые камеры служат, как кладовые для хранения запасов, некоторые в качестве полей для выращивания грибов, а некоторые служат даже в качестве яслей, больниц, и кладбищ! В камере, которая расположена глубже всех находится матка. Муравьи каждый день приносят ей пропитание, чтобы она откладывала муравьиные яйца. Сами яйца не остаются лежать рядом с самой маткой, их специальный муравей-воспитатель относит в камеру — ясли, где и появляются сами муравьи.
Муравьи могут строить свои гнёзда в старых упавших деревьях, или под их корой. Рядом с такими муравейниками можно часто увидеть горки древесных опилок.
Как выяснилось, существует множество видов муравейников разных размеров и форм и все-таки, зачем муравьям нужен муравейник? Во первых муравьям нужно поддерживать почти 100% влажность в своём муравейнике — это жизненно необходимо для муравьёв, во вторых муравьям нужно укрытие и защита от врагов и плохих погодных условий.
Муравьи – близкие родственники пчел и ос. Они также относятся к отряду перепончатокрылых. Внешний вид. Различия касаются в основном размера и веса тела. Некоторые тропические муравьи достаточно мелкие – их вес составляет не более 2 мг, а размер тела – около 2 мм. Но существуют и довольно крупные представители семейства, у которых тело рабочих особей достигает в длину 3 см, а вес – 90 мг. Вместе с тем строение тела всех муравьев имеет такие общие черты: наличие прочной хитиновой оболочки для поддержания формы тела и защиты внутренних органов; тело разделено на 3 основных сегмента: голову, мезосому (грудь) и брюшко; на голове расположены характерные усики и мандибулы; ротовой аппарат лижуще-грызущего типа; наличие петиоля – узкой талии между грудью и брюшком. Эта часть тела состоит из 1–2 члеников; крылья есть только у самцов и у репродуктивных самок до окончания брачного периода; наличие жала – видоизмененного яйцеклада – у рабочих особей. Применяется для добычи пищи и защиты семьи. Из трех пар ножек передние – самые сильные, именно ими он выполняет основную работу. Вот почему то, сколько ног у муравья, не имеет значения — главное у муравья есть «руки»
3.2.Нервная система и органы чувств .
Нервная система муравьев состоит из длинной брюшной нервной цепочки и нервных узлов. Сложное поведение насекомых возможно благодаря надглоточному ганглию, который представляет собой мозг муравья. Его размеры достаточно велики по сравнению с размерами тела, а самый большой – у рабочих особей.
Не менее интересно узнать, чем видят муравьи. Как и у других насекомых, у них сложные фасеточные глаза, состоящие из большого количества линз. Муравьи не могут достаточно хорошо различать форму предмета, так как их зрение имеет низкое разрешение, зато отлично реагируют на движение. Кроме того, в верхней части головы расположены три маленьких органа зрения, которые называют простыми глазками. Они способны различать уровень освещенности и определять плоскость поляризации светового потока. Существуют также абсолютно слепые виды, которым зрение не нужно, так как они обитают в толще почвы.
Также на голове муравьев находится универсальный орган чувств – усики. Они способны распознавать молекулы различных химических веществ, чувствовать воздушные потоки, вибрации и принимать сигналы при соприкосновении с предметами или другими насекомыми. Кстати, прикосновения вместе с особыми жестами и выделением феромонов составляют язык муравьев. Они же помогают различать вкус. Муравьи могут отличать чистую воду от загрязненной, обнаруживают минеральные примеси, растворенный сахар и кислоты.
4. Как наблюдать жизнь муравьёв в домашних условиях?
Домашних муравьев можно содержать в простой стеклянной пробирке до тех пор, пока колония не станет достаточно большой, чтобы переселить её в настоящий муравейник. В стеклянную пробирку необходимо поместить ватку, смоченную в сладкой воде. Пробирку необходимо закрыть еще одной ваткой, дабы муравьи не сбежали. Подобный тип жилья может и выглядит непривлекательно, но все же подойдет для содержания небольших колоний с максимальной численностью работников в 25 муравьев.
Покупной муравейник или формикарий состоит из гнезда и внешней оболочки. Гнездо обыкновенно выполнено из гипса или бетона, снабжено туннелями, покрытыми стеклянным шифером. Стекло накрывают чем-либо, чтобы создать темноту для гнезда, но в любой момент человек может заглянуть вовнутрь. Внешняя оболочка представляет собой территорию, где вы сможете оставлять еду для муравьев, сюда же они будут выбрасывать мусор.
4.2.Еда для домашних муравьев
Тип пищи зависит от конкретного вида муравьёв, который вы хотите завести. В целом муравьи питаются мертвыми или даже живыми насекомыми и смесью воды и сахара (или воды и мёда). Некоторые виды потребляют семена, например, вид муравьёв-жнецов Messor. Также насекомых вполне можно кормить фруктами, мясом, пыльцой и сиропом.
Вы можете сделать сладкую воду для муравьев, смешав 7 частей воды с 1 частью сахара или мёда. Получившуюся жидкость налейте в крышку от газировки, поставьте ее на общедоступную часть муравейника. Меняйте воду каждые 2-3 дня, не позволяя ей заканчиваться.
Для подкормки муравьев подойдут следующие насекомые: живые или только что умершие плодовые мушки, мелкие сверчки, мухи, моль, тля. Белки, полученные от этих насекомых, играют важную роль для жизнедеятельности колонны ваших домашних муравьев.
4.3 . Влажность и температура для формикария
Оптимальная влажность воздуха зависит от каждого конкретного вида муравьёв. Температура для формикария должна быть 20-28 градусов днем, и не ниже 15 градусов ночью. Гнездо должно находиться в темноте всё время.
5.1. Эксперименты и наблюдения
В августе я приехал на дачу, чтобы провести своё наблюдение за муравьями. Я нашёл муравейник с муравьями вида Lasius Nigger (Чёрный садовый муравей). В тот день было очень жарко, а муравейник был расположен не в тени, поэтому я сделал искусственную тень, чтобы муравьи вышли из муравейника. Первым моим наблюдением была быстрота реагирования муравьёв на появление еды возле муравейника (в качестве еды я взял кусочки яблока и конфету). Спустя одну минуту и тридцать секунд после появления тени из муравейника выполз первый муравей – разведчик. Он быстро пополз в направлении яблока. Когда муравей достиг яблока, он подал сигнал с помощью феромонов другим муравьям, что появилась пища. Буквально через десять секунд из муравейника выползли ещё десять муравьёв, а затем двадцать. Все они направились к кусочкам яблок. Затем муравьи начали отрывать от яблока кусочки и уносить в муравейник.
Следующим наблюдением было, насколько быстро муравей сможет перенести семена бархатцев через препятствия в муравейник. Первым к семенам подполз муравей — солдат он взял семя своими сильными челюстями и пополз в направлении муравейника. Для чистоты эксперимента я начал подлаживать на пути муравья препятствия, чтобы пронаблюдать, как он будет их преодолевать. Оказалось, что муравей сначала залазит на препятствие задними лапками, а затем передними. Вот так муравей преодолевает препятствия.
№ 3 . Чтобы проверить агрессивность, муравья-испытуемого я сажал на специальную арену, а потом туда же помещал жужелицу — главного врага в естественной среде. И следил за характером и продолжительностью реакций.
— У муравья мертвая хватка, как у бульдога. Его могут надвое разорвать, но челюсти он, если вцепился в противника, не разожмет. Такое поведение встречается именно у тех особей, которые выполняют функцию охранника. Муравьи-охотники близки к охранникам, у них тоже высокая агрессивность. Но у охотников больше проявляется еще и исследовательская активность, они чаще вступают в социальные контакты. И главное, агрессия имеет границы, она обычно не доходит до мертвой хватки, а значит, охотники не так склонны к риску.
№ 4. Наблюдение за ориентировкой муравьев.
Я взял муравья с тропы, ведущей к муравейнику, и посадили его на расстоянии 2 метров от этой тропы на землю. Муравей долго и хаотично блуждал в течение 5 минут, пока не наткнулся на другую тропу. По ней он сразу же направился к муравейнику.
Я палочкой провел поперёк муравьиной тропы, стёр верхний слой земли.
Муравьи беспомощно стали метаться взад и вперёд, не зная куда идти. Движение на этом участке муравьиной тропы нарушилось.
Затем в муравьиной тропе верхний слой земли нарушил сразу в двух местах.
Муравьи находились как бы в заключении, никак не могли находить дорогу к муравейнику.
Не нарушая поверхностный слой земли, слегка прикоснулся пальцами к муравьиной тропе на несколько секунд.
Даже от такого прикосновения наблюдалось замешательство муравьев и нарушение движения, видимо от запаха пальцев рук, которое передалось почве при соприкосновении.
Муравьи ориентируются с помощью обоняния, используя специальные вещества — феромоны, запах которых не дает им заблудиться и сбиться с пути, А вот если он уйдёт далеко от дома и придёт к другому муравейнику, скорее всего в свою семью его уже не примут, так как у него «чужой запах». Он может погибнуть. Об этом говорят результаты следующего опыта.
№ 5. Узнают ли муравьи своего?
Возьмём муравья и посадим в другой муравейник.
А) Чужой муравей тотчас подвергнётся нападению со стороны хозяев.
Б) Если муравьи не нападают, то этот муравей из их семьи.
Вывод. Муравьи отличают обитателей своего муравейника от пришельцев того же вида. Муравейники — это семья, община, сообщество, экосистема (это, безусловно, подобие устройства жизни человека).
5.3.Почему летают муравьи?
Летом мы обращаем внимание на странных летающих муравьев, нашествие которых происходит ежегодно, примерно в один и то же период. Муравьи начинают летать только для того, чтобы совершить «брачный лет». Молодые самцы и самки муравьев покидают свои жилища, чтобы иметь возможность спариться
Полностью брачный лет, как правило, заканчивается оплодотворением самок и массовой гибелью самцов. Спустившись на землю, все самки начинают искать подходящее место. Когда место найдено, самка строит в земле камеру и откладывает туда яйца. Так образуется новая колония.
В середине октября 2017г. после прохладной погоды на несколько дней аномально поднялась температура воздуха. На своем дачном участке под облепихой я наблюдал массовое скопление муравьёв, среди которых большинство особей имели крылья. Что же заставило насекомых появиться на поверхности? Я стал искать ответ на вопрос…. Оказалось, что из-за аномально теплой и влажной погоды и осенью может произойти вылет этих насекомых. Так срабатывает их организм на определенный температурный режим.
В начале исследовательской работы я поставил цель – узнать о самых известных насекомых – муравьях.
В ходе работы, я изучил: виды муравьёв и их строение , состав муравьиной семьи устройство муравейника. Я узнал, что за жизнью и поведением муравьёв можно наблюдать в домашних условиях.
Летом мной были проведены несложные эксперименты. Проведенные исследования позволили понять, что в сложном поведении этих общественных насекомых преобладают инстинкты.
Считаю, что в ходе работы удалось достичь поставленную цель. Планирую продолжить наблюдения за этими удивительными насекомыми не только в природе, но и в условиях формикария.
4.Энциклопедия знаний «Насекомые» Р О С М Э Н 2013 г.
5. Большая энциклопедия школьника «Эксмо» 2005 г.
Источник