Проклятие знания как избавиться

Страдаете ли вы «проклятием знания»?

Вы когда-нибудь пытались объяснить концепцию нейропластичности новичку? Нет? А растолковать, как работает краткосрочное голодание тому, кто ничего в этом не смыслит? Казалось бы, вы рассказываете приятелю, как падает уровень инсулина, по прошествии времени тело переходит в состояние кетоза и начинает использовать вместо глюкозы жирные кислоты в качестве основного источника энергии и как это постепенно уменьшает процентное содержание жира в организме. Но, похоже, ваш друг не вполне вас понимает. Почему так происходит?

Возможно, вы страдаете «проклятием знания».

Что такое «проклятие знания»?

Вы страдаете «проклятием знания», если разбираетесь в том, чего не знают другие, и забыли, каково это — не обладать подобным знанием. Вам трудно поставить себя на место собеседника и объяснить ему вещи просто и доступно.

Когда вы страдаете «проклятием знания», то предполагаете, что другие люди знают то же, что и вы, и это когнитивное искажение заставляет вас верить, что окружающие прекрасно понимают вас, хотя на самом деле все обстоит совершенно не так.

Знаменитый тест

В известном психологическом эксперименте группу испытуемых разделили на 2 части: стучащие и слушающие. Представителям первой группы предложили слушать песни и выстукивать их ритм на столе. Тестируемые из второй команды должны были по получившемуся ритму определить песню.

Поскольку мелодия была известная, стучащие были уверены, что ее угадает не менее половины слушателей, но результаты эксперимента оказались шокирующими. Лишь 2,5% представителей второй группы смогли угадать музыкальное произведение! Таким образом, стучащие переоценили свою способность быть понятыми. На деле она оказалась ниже в 20 раз.

Когда человек страдает «проклятием знания», он подобен стучащим из психологического теста. Поскольку он знает ту или иную песню, то делает неверный вывод, что она известна и другим. Но часто другой человек — слушающий — приходит не к тем выводам, к которым приходим мы, ведь владеет не таким объемом информации. В тесте слушатели не могли определить мелодию по стуку, поскольку воспринимали его как серию нестройных звуков.

Если экстраполировать эти результаты на общение в целом, это означает, что мы гораздо чаще думаем, что люди нас понимают, чем это происходит на самом деле. Мы настолько привыкли знать то, что знаем, что кажется, и окружающие мыслят так же. Попробуем разобраться с особенностями рассматриваемого понятия путем кратких вопросов и ответов.

Каковы последствия «проклятия знания»?

Одно из важных следствий заключается в том, что мы слушаем не тех людей, которые в состоянии дать по-настоящему дельный совет, а тех, кто имеет авторитет. Люди используют социальную значимость как инструмент для определения степени доверия к тому или иному собеседнику. Это часто работает, но не всегда.

Почему это работает не всегда?

Речь идет об известной дилемме «ученик-учитель». Представим себе человека, имеющего высочайшую квалификацию в конкретной области знаний. Казалось бы, лучший преподаватель по предмету! Однако на практике выходит иначе, поскольку мастер своего дела нередко страдает от «проклятия знания».

Чем профессор экономики лучше Билла Гейтса?

Вы скажете: «Ну и что? Я все равно хочу, чтобы тому, как разбогатеть, меня учил Билл Гейтс, а не мой профессор экономики!» Что тут возразить? Этого бы каждый хотел. Однако Билл Гейтс слишком далеко ушел от положения обычного студента, чтобы понять, какой шаг в вашем дальнейшем обучении приведет к успеху. Он перескочил через столько ступеней карьерной лестницы, что ему сложно объяснить вам все этапы, которые он преодолевал, чтобы добиться того, что имеет. Из-за «проклятия знаний» он наверняка убежден, что вы знаете, как начать бизнес, написать бизнес-план и осуществить кучу других базовых вещей.

Читайте также:  От чего появились муравьи с крыльями

Еще один известный пример. Когда чрезвычайно успешного продавца IBM спросили, как он этого добился, тот ответил: «Я перестал кашлять!» Эксперты в области продаж были озадачены его ответом, как его понимать, и изучили историю более внимательно. Выяснилось, что он блестяще использует тактику реализации продукции, владеет множеством эффективных приемов, о которых даже не задумывается. Что касается кашля, то речь шла о том, что в молодости он очень нервничал во время встреч с клиентами, и у него начинался психологический кашель. Этот сотрудник IBM действительно предпринял ряд шагов, позволивших избавиться от нервной привычки. Однако вряд ли успех его можно объяснить таким образом. Он просто был выдающимся продавцом, но неверно толковал, как этому можно научиться.

Ну и хотели ли бы вы иметь в качестве учителя такого торговца, который объясняет вам, что успех продаж зависит от отсутствия кашля? Или предпочли бы менее успешного преподавателя, который мог бы растолковать, что такое методика продаж, что вы делаете не так и каким должен быть следующий шаг на пути к успеху?

Источник

Страдаете ли вы от проклятия знания?

Ниже речь пойдет об интересной когнитивной странности — психологическом феномене. Он описывает ситуацию, когда более информированным людям очень трудно воспринимать некий вопрос с точки зрения менее осведомленных людей.


Впервые о таком явлении заговорили в семидесятые годы ХХ века, когда ученый Барух Фишхофф опубликовал свою работу об ошибке хайндсайта — то есть о тенденции воспринимать уже произошедшие, известные события как предсказуемые, хотя вообще-то нужного объема данных для их предсказания не существовало. Участвовавшие в исследовании люди не подозревали, что их кругозор и начитанность оказали влияние на их ответы. Но даже если бы и знали, все равно не смогли бы как-то обойти данное обстоятельство!

Термин проклятия знаний чуть позже предложила группа экономистов: они заметили, что знающий нечто индивид не может предугадать, как поведет себя тот, кто этими знаниями не владеет.

Когнитивное искажение «Проклятие знания» подтвердили в ходе такой экспериментальной ситуации. Одна подгруппа настукивала на столе мотив популярной песни, а другой части испытуемых нужно было догадаться, что это за мелодия. Те, кто загадывал, были уверены, что как минимум половина слушающих справятся с заданием. А на деле правильно определили песню только… 2,5% человек из второй подгруппы!

Наверняка и вы встречались с таким парадоксом, играя в «Крокодила»: уж казалось бы, загаданное слово показываете предельно понятно, почему же остальные никак не могут отгадать? Прикидываются что ли.

Этот феномен ярко представлен в экономической сфере. Подкованные, владеющие особыми знаниями, эксперты определяют цену товаров, которые затем уже продают не столь осведомленным обывателям. Так, инвестиционные банковские специалисты оценивают ценные бумаги, сомелье вкушают вина, владельцы кинотеатров просматривают кинокартины до того, как выпустить их в массовый прокат. Затем они реализуют эти товары широким общностям людей, которые уже гораздо менее информированы о свойствах такой продукции. И если наши избранные спецы попадаются в ловушку проклятия знания, то цена у элитных товаров окажется завышенной, а у низкосортных — заниженной по отношению к адекватному ценнику, который бы обеспечил прибыль. Возможно, цена будет и оправдана качеством, но последнее не будет очевидным для большинства простых потребителей.

Викиум — всегда на страже здравого смысла. Мы разработали специальный курс «Критическое мышление», который убережет вас от попадания в когнитивные ловушки и силки подсознания — в том числе и от проклятия знания в психологии и обычной жизни. А еще после прохождения увлекательного курса вы перестанете покупаться на рекламные уловки и сможете понимать, когда вами пытаются манипулировать.

Источник

Проклятие знания: почему умничать бесполезно

Представьте, что вы специалист и объясняете другу, что такое нейропластичность или определение митохондриальной ДНК. Казалось бы, все просто: в яйцеклетке, как и во многих клетках организма, есть митохондрии, маленькие «энергетические станции», которые упаковывают энергию питательных веществ в своеобразный аккумулятор – молекулу АТФ, и эти самые митохондрии содержат собственный набор генов. Но, похоже, ваш друг все равно не понимает. Не спешите подносить ладонь к лицу: просто вы страдаете от «проклятия знания». Что это такое, объясняет «Футурист».

Читайте также:  Как отличить укус клеща от прыща

Невоспроизводимый майонез

Вы знаете то, чего не знает другой и вы забыли, каково это – не иметь этих знаний. Это усложняет взаимопонимание и затрудняет процесс объяснения. Такая, казалось бы, простая закономерность входит в число когнитивных искажений и называется проклятием знаний. Этот термин предложил психолог Робин Хогарт, а подробно описали его экономисты Колин Камерер, Джордж Левенштейн и Мартин Вебер. Ученые опровергли распространенную точку зрения, что более информированные экономические агенты могут точно предугадывать действия менее информированных.

Когда американская компания Clorox приобрела права на соус Hidden Valley Ranch Dressing (это смесь из майонеза, обезжиренных сливок, чеснока, специй и зелени), она потратила десятилетие, чтобы сделать его вкус неотличимым от оригинала. Лабораторной команде казалось, что их разработка не такая вкусная, как оригинал. В конце-концов эксперты сдались и выпустили наиболее утонченный вариант. К их удивлению, продукт стал хитом. Представителям Clorox не приходило в голову, что оригинал практически никто не пробовал.

Знание на кончиках пальцев

Проклятие знания хорошо иллюстрирует следующий психологический эксперимент. Попробуйте настучать пальцами по столу популярную мелодию и попросите собеседника угадать ее. Скорее всего, он ошибется. Такой эксперимент впервые провела выпускница Стэнфордского университета Элизабет Ньютон в 1990 году. Половина «барабанщиков» была уверена, что распознать песню несложно, но результаты оказались поразительными: только 2,5% слушателей угадали мелодию. Проклятие знания проявляется в том, что «барабанщики» знали, какие именно мелодии они выстукивали, и были уверены, что другая группа отлично справится с угадыванием. Но другие участники слышали лишь аритмичные звуки.

Если мы экстраполируем эти результаты на коммуникацию в целом, это означает, что мы думаем, что люди понимают нас намного чаще, чем на самом деле. Просто потому, что мы понимаем, чего мы хотим от других. Преподаватели в университете часто возмущаются: насколько непонятливыми стали студенты. А научные журналисты ломают головы, как объяснить аудитории сложный термин так, чтобы ни у кого не возникло вопросов.

Не гонитесь за авторитетом

По этой причине порой бесполезно просить совета у более опытного человека: это все равно, что семикласснику попросить Льва Ландау помочь с домашкой по физике. Конечно, заманчиво получить инструкцию «как разбогатеть» от Билла Гейтса или Илона Маска. Однако вряд ли они помогут вам больше, чем престарелый профессор экономики из вашего университета или взнакомый стартапер. Кумиры слишком высоко поднялись по лестнице успеха и вряд ли помнят себя в далекой юности. Скорее всего, они будут подразумевать, что вы уже знаете, как начать бизнес, написать бизнес-план и другие элементарные для них вещи.

Все это не означает, что вы можете халтурить на работе и учебе: все равно, мол, никто не заметит. Однако для того, кто излишне беспокоится о том, как он и плоды его труда выглядят со стороны, не лишним будет вспомнить о проклятии познания. Или, на худой конец, о расхожей фразе «Будь проще и люди к тебе потянутся».

Источник

Проклятие знания

Каждый, кто учился в школе или университете, знает, что иногда понять что-то бывает совершенно невозможно: несмотря на то, что преподаватель вроде как прекрасно разбирается в теме, все его попытки что-то объяснить практически ни к чему не приводят. К счастью, такие ситуации — не правило (иначе мы бы никогда ничего не узнали), а скорее исключение, которое часто обусловлено когнитивным искажением, называемым «проклятием знания». Подробнее о нем — в нашем блоге.

Читайте также:  Как избавиться от маниакальной привязанности

Этот феномен (в английском языке его называют довольно мистическим ‘the curse of knowledge’) обозначает ситуацию, в которой говорящий полагает (чаще всего — ошибочно), что у слушающего есть вся необходимая для понимания информация. Почему именно проклятие? Потому что обладающий информацией человек под воздействием этого искажения обрекает себя на непонимание — как со стороны других людей, так и в отношении самой коммуникативной ситуации. В действительности получается некий порочный круг: слушающий не понимает, что ему пытается объяснить говорящий, в то время как для говорящего информация, которую он пытается донести, может быть до ужаса элементарной и логичной, из-за чего он, в свою очередь, не понимает, почему его не понимает слушающий.

Впервые этот феномен был описан в конце 80-х годов американскими экономистами Колином Камерером (Colin Camerer), Джорджем Ловентштайном (George Loewenstein) и Мартином Вебером (Martin Weber). Они, опираясь на работы, посвященные еще одному когнитивному искажению — ошибке хиндсайта (наши читатели, кстати, очень любят вспоминать про нее, когда хотят показать, что результаты работы не настолько очевидны, как кому-то может показаться — спасибо им за это), описали ситуацию на рынке, когда более информированный участник не может с легкостью предугадать поведение менее информированного участника. Из-за этого более знающий часто оказывается в проигрыше: он полагает, что его контрагент будет поступать согласно информации, доступной ему самому. Но тут-то и вмешивается «проклятие знания»: контрагент совсем не обязательно обладает тем же объемом информации, и поэтому его решения предугадать не так-то просто.

Самый известный эксперимент, демонстрирующий «проклятие знания», провела студентка Стэнфордского университета Элизабет Ньютон (Elizabeth Newton) в 1990 году при подготовке своей диссертации (к сожалению, не опубликованной). Участники ее эксперимента разделились на две группы: первые стучали по столу, отбивая ритм несложной мелодии, а вторые слушали это стучание. Первую группу попросили настучать что-нибудь очень простое (например, песенку ‘Old McDonald had a farm’), а участники из второй группы пытались угадать эти мелодии. Перед началом эксперимента стучащих также спросили, сколько, по их мнению, песен угадают слушатели. Большинство посчитали, что угадать должны как минимум половину исполненных «композиций». В реальности слушатели угадали всего 2,5 процента всех мелодий.

Ньютон (как и все остальные исследователи, занимающиеся «проклятием знания»), в частности, показала, что, зная что-то, очень сложно вообразить, что кто-то может не обладать этой информацией. Отбитая на столе «мелодия» звучит для исполняющего вполне похоже на оригинал (к примеру, из-за того, что он повторяет ритм в своей голове), но для слушающего это может быть не так очевидно. Во многом дело, разумеется, сводится к исполнению: зная что-то очень хорошо и оказавшись под действием «проклятия знания», мы не слишком обеспокоены тем, насколько понятно преподносим слушателям информацию, — во многом потому, что нам самим она кажется очевидной.

Наша неспособность осознать, что другим людям может быть неизвестна или непонятна информация, которая кажется нам элементарной, растет из нарушений в работе теории сознания (theory of mind) — модели психических репрезентаций, отвечающих за построение и обработку суждений как о самом себе, так и о других людях. Склонность к «проклятию знания» связана и с нарушением индивидуальной способности к эмпатии.

В результате наша способность объяснять напрямую зависит от нашей способности воспринимать состояние другого человека. Получается, что «проклинает» человека не столько само его знание (вы, вероятнее всего, встречали в жизни людей, сумевших объяснить вам что-то так, чтобы вы поняли), сколько неспособность к осознанию того, что собеседник может думать по-другому, а если быть точным, не знать чего-то, что знает он сам.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей