- Как Библия учит бороться с завистью: 5 способов искоренить чувство, съедающее человека изнутри
- Признайте зависть
- Начните радоваться
- Молитесь за соперника
- Примите Бога
- Помните о любви Бога
- Eвангельские проповеди
- Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко
- Как избавиться от зависти?
- Зависть
- Из наследия Оптинских старцев
Как Библия учит бороться с завистью: 5 способов искоренить чувство, съедающее человека изнутри
Зависть — страшное чувство, которое вредит не столько окружающим, сколько самому завистнику, медленно, но уверенно съедая его изнутри. Бороться с ним очень сложно, особенно когда постоянно приходится наблюдать, как хорошо живут другие. Но можно и нужно.
Библия — это не только Божье Писание, но и кладезь мудрости. Если вчитаться в нее, можно понять, как Писание учит справляться с одним из страшных грехов человека — завистью. И способ борьбы не один.
Признайте зависть
Священное Писание учит, что человек должен уметь признавать зависть в себе. Не нужно считать ее чертой характера, зависть — это грех, и никак иначе охарактеризовать это чувство нельзя.
В Библии сказано:
Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, возлюбите чистое словесное молоко (Библию, Слово Бога), дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь.
Именно с такими словами в Писании к нам обращается апостол Петр.
Уже одно осознание греховности своих помыслов способно наставить человека на истинный путь.
Начните радоваться
Человек, который доволен собой и жизнью, никогда не завидует. Что такое зависть? В Библии говорится, что это чувство недовольства всем тем, что дает нам Бог.
Начните радоваться вместе с радующимися, а не завидовать. Чтобы с каждым днем это получалось все лучше, осознайте для себя, что зависть — это «тромб», мешающий человеку получить все благое, что приготовил для вас Господь, будь то какая-то прибыль или успех в любом деле.
Завистливый и гнилой душой человек всегда заблуждается, считая, что вот-вот и, спустя пару подлостей, устроенных для других, он станет счастливее, успешнее, богаче. Не станет. В Библии верно говорится:
Спешит к богатству завистливый человек и не думает, что нищета настигнет его.
И ведь действительно все так: еще ни один завистник не стал счастливее. Зато проблем у таких хоть отбавляй: то ли Бог наказывает, то ли сами себя карают, позволяя черному чувству сжирать изнутри.
Осознание человеком этого уже способно наставить на путь исправления. Нужно, признав греховность своего чувства, постепенно научиться радоваться успехам других. Сначала вам придется искать причины для радости, и со временем мозг сам научится не завидовать.
Молитесь за соперника
Если успех соперника не дает вам покоя, попробуйте пожелать ему еще большего успеха и помолиться за него. Пожелайте ему всего самого лучшего так, как будто желаете всего этого своим детям. Полюбите соперника, «полюбите своего врага», как учит тому Библия, и сами не заметите, как успех этого человека постепенно станет интересовать вас все меньше, а собственные дела пойдут на улучшение.
Все дело в том, что, когда человек начинает молиться о других (особенно о противниках), Бог начинает изменять его сердце в лучшую сторону, наполняя его любовью и радостью. Ведь в Библии сказано:
Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла.
Стоит человеку наполнить свое сердце искренней любовью, как черное чувство тут же покидает его. Мир становится намного светлее, а жизнь — радостнее «ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».
Примите Бога
Принятие Бога тоже способно избавить от зависти, особенно если ранее человек не был верующим. Как только люди начинают принимать Бога и Спасителя в жизнь, их сердца начинают наполняться любовью к себе и окружающим: сначала медленно, а потом все быстрее. Мир вокруг меняется в лучшую сторону, о зависти и мыслей не возникает — греховные помыслы сами покидают голову любящего человека.
Помните о любви Бога
Важно не только принять Бога в свою жизнь, но и каждый день, каждую минуту помнить о его любви к вам. Это помогает избегать низкой самооценки, порождающей завистливые чувства.
Каждый раз, когда в голове проносится мысль о том, за что же кому-то достается счастье, вспоминайте о Божьей любви к вам. Просите его о своем, а не о чужом, и он обязательно пошлет:
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что есть у ближнего твоего.
И помните, что зависть — это лишь показатель того, что внутри вы не удовлетворены собой, не испытываете радости от того, что каждый день Бог дает вам. А ведь как много у человека богатств, если посудить, и как часто он не ценит их, пока не потеряет.
Источник
Eвангельские проповеди
Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко
Как избавиться от зависти?
Зависть — чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом, которые отсутствуют у завистника, и сопровождающееся желанием лишить их соперника. Философская энциклопедия.
Зависть — это внушённое диаволом греховное чувство.Впервые зависть была посеяна диаволом в сердце Евы. Зависть подвигла её на обладание запретным плодом.
«Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Быт.3:5,6.
Наиболее крайние проявления зависти можно видеть в деле Каина, убившего своего брата Авеля. Зависть подняла людей на Моисея.«И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня»? Чис.16:3.
Асаф исповедуется о зависти, поразившей его, и едва не приведшей к погибели. «А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых — ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам». Пс.72:2-5.
Зависть не щадит никого. Даже священники, люди особо духовные были поражены завистью, так что Иисуса Христа предали на смерть.
«Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучшеВаравву. Мар.15:9-11.
Закон Божий запрещает человеку иметь в себе зависть. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Исх.20:17.
Зависть побеждается смирением пред Богом, безоговорочным принятием Его воли. Апостол Павел говорит: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Рим.12:1,2.
Если христианин не бодрствует, не порабощает свою плоть, зависть неизбежно поразит его. «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений». Иак.4:1-3.
Фазиль Искандер как-то сказал: «Зависть, это ложное чувство, что другой украл нашу судьбу, и одновременно смутная догадка о неправильности нашей жизни». В этом определении мудрый писатель отметил очень важную вещь: Жизнь неправильная, если в сердце есть зависть. Здесь возможны варианты. Осуждение ближнего – практически всегда из зависти. В церкви, зависть проявляется в сплетнях, когда даже служители позволяют себе судить других служителей, осуждая их поступки, уровень духовности, или практику служения. Зависть возбуждает в человеке недовольство. Зависть разрушает отношения даже близких людей. Зависть проявляется как у Каина в восстании на брата. Практически все церковные расколы стали следствием зависти.
Восстановление правильности жизни — обязанность христианина. «Попечения о плоти не превращайте в похоти». Рим.13:14. В этом постоянном напряжённом процессе есть две стороны. Первое, контроль над собою. Дисциплина своих чувств, желаний. Осознанное ограничение в материальных благах. Осознанное ограничение в пище. Осознанное ограничение в использовании времени. Всему своё время.
Осознанное, значит чётко и разумно разграниченное. Апостол Павел говорит об этом радикально.«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними». Кол.3:5-7.
Но это всего лишь констатация уже свершившегося в крещении умирания для греха. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». Рим.6:2-4.
К сожалению, мы нередко впадаем в духовный сон. Забываем о своём статусе детей Божьих. Равнодушие. Лень. Привычка. И вот незаметно, плоть уже ожила, да ещё и на трон взобралась. А зависть в арсенале врага душ человеческих остаётся одним из самых успешных средств.
Ведь грех зависти развивается нашим демонстративным бахвальством, выставленным напоказ богатством, похвальбой своими путешествиями в заморские страны, демонстрацией своего положения или близостью к сильным мира сего. В таком случае, грех ещё более страшен, ибо он среди святых, да ещё преподносится, как благословение Божье. Так действовал сатана, совращая Еву, и ныне он так действует в среде святых, отвращая взгляд людей от Голгофы, от Христа, и обращая взгляд на материальный успех.
Вторая сторона в создании правильного образа жизни заключается в том, что христианин созидает себя с помощью Духа Святого. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Кол.3:14-16.
Как только мы свою жизнь сверяем с жизнью живущих рядом с нами, мы попадаем в сеть. Когда мы свою жизнь сверяем со словом Божьим, с образом Спасителя, мы обречены на успех.
Писание учит нас. «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное». Еф.5:1,2.
Источник
Зависть
Из наследия Оптинских старцев
Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.
Преподобный Амвросий говорил о зависти:
«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».
Завистливому угодить никак нельзя
Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:
«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:
– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.
Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».
Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:
«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».
Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество
Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:
«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».
На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:
«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».
Как бороться с завистью
Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:
«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».
Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:
«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).
Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.
А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».
Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:
«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».
Заставлять себя делать добро
Преподобный Амвросий советовал:
«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе
Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:
«Кому завидуешь, за того Богу молись».
«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».
Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти
Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:
«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.
Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».
Быть готовым к возвращению страсти
Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:
«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».
Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
Источник