Распределите перечисленные живые организмы муравьи дождевые черви

Распределите перечисленные живые организмы муравьи дождевые черви

Оксана Александрова запись закреплена

Инструктивная карточка к уроку по биологии в 5 классе. Тема урока «Среды обитания организмов».
Ф.И.____________________________________________________________________________

1 Что называют средой обитания живых организмов?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

2. Закончите схему Среда обитания.

3. Закончите предложение.
Каждый живой организм __________________________________________________________
________________________________________________________________________________

4. Заполните таблицу «Среды обитания организмов»

Среда обитания Особенности среды 2-3 примера обитателей Черты приспособленности организмов к среде

5. Чем можно объяснить большое разнообразие живых организмов на нашей планете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Найдите лишнее и определите к какой среде обитания относятся организмы.
1 вар.
1. крот 5. страус
2. дождевой червь 6. кенгуру
3. землеройка 7. крот
4. сова 8. волк

1-8 лишнее_____
1-4 среда ___________________ 5-8 среда.___________________________

Источник

Распределите перечисленные живые организмы муравьи дождевые черви

Определите тип питания организмов, приведённых в списке.

5) дождевой червь

Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.

Ответ в каждую ячейку запишите в виде последовательности цифр, в порядке их возрастания.

Автотрофный тип

Автотрофы — сами производят органическое вещество: 1) ламинария (бурая водоросль); 3) кукушкин лён (мох); 6) репчатый лук (покрытосемянное)

Гетеротрофы — питаются готовым органическим веществом: 2) мухомор (гриб); 4) кукушка (класс птицы — животное)

5) дождевой червь (кольчатые черви — животное)

Ответ: Автотрофы — 136. Гетеротрофы — 245.

Определите тип питания организмов, приведённых в списке.

Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.

Ответ в каждую ячейку запишите в виде последовательности цифр, в порядке их возрастания.

Автотрофный тип

Какой тип питания характерен для улотрикса, изображённого на рисунке? Обоснуйте свой ответ.

1) Указание типа питания животного: смешанный тип питания — и автотрофный (на свету) и гетеротрофный (в темноте или когда много органических веществ); или ответ — миксотрофный тип питания.

2) Обоснование, например: На свету фотосинтезирует — значит, автотрофный тип питания. В темноте или когда много органических веществ — питается готовыми органическими веществами — всасывая их всей поверхностью, значит, гетеротрофный тип питания. Такой тип питания называется — миксотрофный.

Автотрофы — сами производят органическое вещество: 1) кувшинка; 2) береза; 6) кактус.

Гетеротрофы — питаются готовым органическим веществом: 3) пеницилл; 4) корова; 5) инфузория-туфелька.

Определите тип питания организмов, приведённых в списке.

Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.

Ответ в каждую ячейку запишите в виде последовательности цифр, в порядке их возрастания.

Автотрофный тип

Какой тип питания характерен для хламидомонады, изображённой на рисунке? Обоснуйте свой ответ.

1) Указание типа питания животного: смешанный тип питания — и автотрофный (на свету) и гетеротрофный (в темноте или когда много органических веществ); или ответ — миксотрофный тип питания.

2) Обоснование, например: на свету фотосинтезирует — значит, автотрофный тип питания. В темноте или когда много органических веществ — питается готовыми органическими веществами — всасывая их всей поверхностью, значит, гетеротрофный тип питания. Такой тип питания называется — миксотрофный.

Источник

Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители

Название Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители
страница 1/4
Дата конвертации 08.07.2012
Размер 0,93 Mb.
Тип Документы
скачать >>>
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Ставропольский государственный аграрный университет

Составители: Куксова М.А., к.б.н., доцент кафедры экологии СГАУ,

Лысенко И.О., к.б.н., доцент кафедры экологии СГАУ.

Рецензенты : к.б.н., доцент кафедры фитопатологии Карташева И.А.

Экология. Рабочая тетрадь. – Ставрополь: СГАУ. – 2004.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Экология» составлено в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом для студентов обучающихся по специальностям небиологического направления.

Данная рабочая тетрадь содержит практические задания, в которых отражены все основные разделы необходимые для изучения экологии и ее отраслей, знакомства с положениями рационального природопользования и охраны природы. Кроме того, рабочая тетрадь включает тестовые задания и список используемой литературы. Рабочая тетрадь удобна для закрепления и самоконтроля знаний по экологии.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей, школ и классов с углубленным изучением экологии.

Рабочая тетрадь печатается по решению методического совета Ставропольского государственного аграрного университета.

Протокол № от 2004г.

 ФГОУ ВПО Ставропольский

государственный аграрный университет, 2004.

Экология в переводе с греческого («ойкос») означает жилище, местообитание. Экология — это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей их неорганической средой, общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня, среду обитания живых существ, в том числе и человека. Специалист в любой сфере деятельности должен обладать экологическими знаниями, понимать сущность современных проблем взаимодействия общества и природы, разбираться в причинной обусловленности, возложенных негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду. Уметь квалифицированно оценить характер, направленность и последствия влияния конкретной деятельности человека на природу, увязывая решение производственных задач с соблюдением соответствующих природоохранных требований, вырабатывать и осуществлять научно обоснованные решения экологических проблем.

В настоящее время деятельность человеческого общества превратилась в самый мощный средообразующий фактор, немаловажную роль играет сельское хозяйство. В этой связи, стало насущной необходимостью глубокое изучение экологии студентами, получающими сельскохозяйственные специальности.

Изучение курса экологии обусловлено важностью гармонизации отношений общества и природы. Дает возможность раскрыть основные задачи и направления современной экологии.

Данная методическая разработка предназначена для работы на занятиях, закрепления знаний, самостоятельной работы студентов по курсу экологии.

Учебное пособие содержит задания в виде таблиц, схем, рисунков и тестов. Задания даны в соответствии с тематическим планом лекционного курса по экологии. По завершению изучения курса, студентам предлагается выполнить итоговое задание, в которое входят все ключевые вопросы изученных тем.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ

Тема 1.1. Экология наука ХХ века

Задание 1. Решите проблемную задачу.

Каждая мышь рождает в год 50-60 детенышей. Предположим для удобства расчетов – 25 самок и 25 самцов. Итак, каждая мышь рождает в год 25 самок. Через 2 года потомство одной мыши должно было бы состоять из 625 самок (25х25), не считая самцов. На 10-й год потомство только одной самки должно было бы достигнуть 95.3677.431.640.625 одних самок, а с самцами в два раза больше.

Почему этого не происходит, и число мышей на Земле заметно не увеличивается?

Задание 2. Заполните таблицу 1.

Вклад ученых в развитие экологии

Задание 3. Рассмотрите схему (рис. 1). На схеме расставьте объекты изучения экологии разного уровня в порядке их усложнения: экосистема, популяция, биосфера, особь, биогеоценоз.


4


3


1

5

Рис.1. Уровни организации живой природы

Задание 4. Ответьте на вопрос. Чем, на ваш взгляд, отличаются задачи экологии от задач физиологии, которая также изучает связь организмов со средой?

Тема 1.2. Экологические факторы

Задание 1. Докажите, что климатические условия являются фактором, обусловливающим различия между растительным и животным миром на разных территориях.

Задание 2. В прудах, озерах и реках водоросли обычно зеленые, а в глубинах морей и океанов – красные. Дайте объяснение этим факторам.

Задание 3. Какие факторы могут влиять на число и разнообразие видов, появляющихся на определенной территории.

Задание 4. Рассмотрите график (рис.2). На конкретном примере объясните, что характеризует график, изображенный на рисунке? Подпишите все точки и зоны, выделенные на этом графике. Что они обозначают?

Рис. 2. Общие закономерности действия факторов на организмы

Задание 5. Сформулируйте три морфолого-географических правила, используя опорные словосочетания: «размеры тела», «величина отростков и выростов тела», «яркость окраски».

Обобщающие тесты к ТЕМЕ 1.

1. Наука, изучающая закономерности взаимоотношений живых организмов и среды обитания, называется:

2. Какой ученый впервые сказал, что все живое и неживое на нашей планете составляет единое целое – биосферу?

Б. Вернадский В.И.

3. Экосистемой называется:

А. Группа животных и растений, обитающих на одной территории.

Б. Совокупность компонентов живой и неживой природы, относящихся к одной территории.

В. Совокупность неживых компонентов и живых организмов, взаимосвязанных обменом веществ и энергии на определенной территории.

Г. Совокупность живых организмов, взаимосвязанных обменом веществ и энергии на определенной территории.

4. В систему рационального природопользования входит:

А. Освоение пойм в пашню.

В. Установление сроков охоты.

Г. Усиленный выпас скота на пастбище.

5. Какие экологические «законы» Б. Коммонера предполагают влияние природных факторов на формирование экосистемы?

А. «Все связано со всем».

Б. «Природа знает лучше».

В. «Все надо куда-то девать».

Г. «За все надо платить».

6. К нерациональному природопользованию относятся:

А. Создание безотходных технологий.

Б. Вселение новых видов, конкурирующих со старыми.

В. Чрезмерная концентрация промышленности в городах.

Г. Сохранение местообитания популяций.

7. Учение об однородных наземных экосистемах – биогеоценозах создал:

А. Вернадский В. И.

8. К наукам экологического комплекса, изучающим глобальные экологические проблемы планеты, относят:

А. Лесную экологию.

Б. Биосферную экологию.

В. Химическую экологию.

Г. Социальную экологи.

9. С каким глобальным процессом, происходящим на нашей планете, связаны экологические беды России?

А. Выращивание культур, разрушающих почву.

Б. Загрязнение рек, озер, больших массивов тундры и тайги нефтепродуктами.

В. Истощение лесов интенсивными рубками.

Г. Увеличение концентрации диоксида углерода в атмосфере.

ТЕМА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Тема 2.1. Структура экологической системы

Задание 1. Заполните таблицу 2.

«Законы» Барри Коммонера и использование человеком различных экосистем

№ п/п Ученые-экологи Вклад в экологию
1.

№ п/п «Закон» Биосфера Естественные экосистемы Агроэкосистемы Городские экосистемы
1. Все связано со всем
2. За все надо платить
3. Все надо куда-то девать
4. Природа знает лучше

Сделайте вывод.

Задание 2. Назовите три основных категории организмов, образующих экосистемы:

— что такое продуценты?

— назовите и охарактеризуйте процесс, требующий их участия;

— назовите основные типы консументов, проиллюстрируйте их многообразие на конкретных примерах;

— приведите примеры организмов-редуцентов.

Задание 3. Закончите таблицу 3.

Представители разных трофических групп некоторых экосистем

Задание 4. Наблюдая за аквариумом, ответьте:

— можно ли и почему считать его экологической системой?

— какие организмы в нем составляют группу продуцентов?

— какой фактор обусловливает длительное существование этого искусственного фрагмента природы?

Задание 5. Распределите перечисленные живые организмы (муравьи, дождевые черви, гнилостные бактерии, росянка, сфагнум, амеба, хламидомонада) в предложенную таблицу 4.

Трофическая структура экосистемы

№ п/п Трофическая группа Лес Водоем Сельскохозяйственные угодья
1. Продуценты Ель, береза, сосна
2. Консументы-фитофаги
3. Консументы-зоофаги Человек, скворец, божья коровка
4. Консументы-детритофаги

Тема 2.2. Типы экологических систем и их энергетика

Задание 1. Заполните таблицу 5.

Типы экологических систем и источник их энергии

Продуценты Консументы Редуценты

Задание 2. Рассмотрите схему наземной пищевой цепи (рис.3). Какой компонент пищевой цепи отсутствует?

Продуценты

Консументы I порядка

Консументы II порядка

Плотоядные животные

Консументы III порядка

Рис. 3. Упрощенная наземная пищевая цепь

Задание 3. Рассмотрите схему (рис.4) и ответьте на вопросы.

1. Почему компоненты этой схемы имеют такую конфигурацию?

2. Какую экологическую закономерность отражает схема?

3. Как можно повысить биологическую продуктивность водоема?

Плотоядные I порядка

х
Плотоядные II

Рис.4. Экологическая пирамида.

Задание 4. Рассмотрите схему (рис.5). Два верхних квадрата условно указывают количество организмов, которое может прокормить один урожай.

Рис.5. Экологические пирамиды.

Рассмотрите следующую информацию: а) множество людей относится к III трофическому уровню, т. е. они едят мясо; б) стремление увеличить сельскохозяйственную продукцию оборачивается разрушением почв в результате эрозии и перевыпаса.

По имеющейся информации сделайте вывод и обоснуйте его.

Задание 5. Заполните таблицу 6.

№ п/п Тип экосистемы Источник энергии, поддерживающий экосистему Практическое использование экологических знаний
1. По источнику энергиии
1.1 Автотрофные
1.2 Гетеротрофные
2. По происхождению
2.1 Естественные
2.2 Антропогенные

Задание 6. Объясните сущность высказывания: «На конце длинных пищевых цепей не может быть большой биомассы» (третий принцип функционирования экосистемы по Б. Небелу).

Задание 7. Заполните таблицу 7.

Почва как экологическая система

№ п/п Экосистема Уровень продуктивности Показатели продуктивности
1.

Задание 8. Зарисуйте схему (рис.6). Проиллюстрируйте взаимоотношения этих факторов.

Климат рельеф

организмы материнская порода

Рис.6. Факторы формирования почв.

Задание 9. на основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой в 300 кг.

Задание 10. Рассмотрите две пирамиды биомассы (рис.7), на которых отображена биомасса планктона в озере весной и зимой. Объясните, почему в течение года пирамида переворачивается.

I I

Рис.7. Пирамиды биомассы ( I – продуценты, II – первичные консументы, III – вторичные консументы).

Задание 11. Чем можно объяснить:

а) весеннее увеличение фитомассы планктона;

б) быстрое падение ее в летние месяцы;

в) увеличение осенью;

г) уменьшение зимой?

Задание 12. Было замечено, что многие животные погибают от отравления ДДТ в те периоды, когда им не хватает пищи. Объясните это явление.

Задание 13. Принцип функционирования экосистем гласит: «На конце длинных пищевых цепей не может быть большой биомассы». Подтвердите это положение схемой пищевой цепи. Прокомментируйте ее.

Задание 14. Дано уравнение: потребленная животным пища = рост + дыхание + фекалии + экскреты.

Объясните, куда расходуется энергия, потребленная животным.

Задание 15. Приведите пример антропогенной экосистемы. Можно ли, на ваш взгляд, повысить ее биологическую продуктивность и как?

Обобщающие тесты к ТЕМЕ 2.

1. Любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды называется:

А. Природной территорией.

В. Биологической системой.

2. Термин «экосистема» предложил ученый:

Г. Вернадский В.И.

3. Компоненты экосистемы, синтезирующие органические вещества из неорганических, называются:

4. Какая группа организмов относится к гетеротрофам:

А. Лисица, заяц, скворец, человек.

Б. Рдест, осот, ель, пырей.

В. Бактерии, грибы, вирусы.

Г. Перловица, дождевой червь, дафния.

5. Энергетическое обеспечение каких экосистем осуществляется зелеными растениями:

В. Антропогенных хемоавтотрофных.

Г. Естественных хемоавтотрофных.

6. К антропогенным гетеротрофным экосистемам не относятся:

А. Биологические очистные сооружения.

Б. Автомобильные заводы.

Г. Рыборазводные заводы.

7. Биологическую продукцию, которую создают консументы и редуценты в процессе переработки растительной и животной биомассы, называют:

8. К экосистеме, характеризующейся самой высокой биологической продуктивностью, относятся:

В. Леса умеренных широт.

Г. Заросли тростника в дельтах рек, текущих на юг.

9. Цикл какого элемента, участвующего в круговороте веществ в биосфере, является открытым:

10. Какая из приведенных цепей питания правильная:

А. Кузнечик – ящерица – трава – ястреб – заяц.

Б. Хищники – копытные – бактерии – растительность леса.

В. Водоросли – дафнии – мальки рыб – окунь – чайки.

Г. Трава – лисицы – мыши – совы – зайцы.

Источник

Читайте также:  Гордыня что это как от нее избавиться
Оцените статью
Избавляемся от вредителей
Обитатели почвы Их роль в экосистеме Непосредственная функция
Почвенные бактерии Редуценты Разлагают органические вещества до неорганических