Дидактический материал к уроку экологии по теме: «Среда обитания и факторы среды»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
1) образовательные: изучить экологические факторы и их классификацию; рассмотреть влияние этих факторов на живые организмы; ознакомиться с законами оптимума и ограничивающего фактора и их значением; закрепить понятия — популяция, экосистема, биосфера;
2) развивающие: способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся;
3)воспитательные: воспитывать у обучащихся понимание практической значимости экологических знаний.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: презентация, задания для самостоятельной работы, дидактический мате-риал, схемы, таблицы.
1. Организационный момент.
-Настрой учащихся на работу.
II . Актуализация опорных знаний. Проверка усвоенных знаний.
1.Фронтальный опрос по вопросам:
— Что изучает экология?
— Назовите задачи экологии?
2. Индивидуальный опрос.
— История развития экологии.
3. Проверка и оценивание схем « Значение экологии в жизни человека и в освоении строительных специальностей».
4. Решение экологических задач.
а) Буквальное исполнение лозунга «Превратим Землю в цветущий сад!» опасно с экологической точки зрения. Почему? Может ли оно привести к гибели биосферу или отдельные экосистемы? Какие экосистемы пострадают от воплощения такого лозунга?
Ответ: Реализация такой «мечты» несет гибель степям, пустыне, тундре да и биосфере в целом, ибо цветущий сад — это уничтожение видового разнообразия на планете.
б) Множество растений в нашей стране – пришельцы из других мест, нередко даже с других континентов. Деревья и травы из Америки у нас не редкость, но это касается не только овощных растений и деревьев для озеленения, но растений вполне безразличных для человека. Не было ему смысла завозить семена этих поселенцев, а вот куда не глянь, они растут, можно встретить дурнишник калифорнийский, мелколепестник канадский, щирицу – это американские виды. Да и по Америке распространился наш подорожник. Как попадают на другие континенты такие растения, как они там распространяются?
Ответ: С кусочками почвы семена прилипают к обуви, одежде путешественников, с зерном, в щелях теплоходов, самолетов.
III. Мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала.
1.Объяснение учителя с элементами беседы.
а) Среда обитания живых организмов.
— Что называется средой обитания ?
— Какие есть среды обитания? Приведите примеры организмов, заселяющих данные среды жизни.
На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания, сильно различающиеся по специфике условий. Водная среда была первой средой, в которой возникла и распространилась жизнь. В последующем живые организмы овладе-ли наземно-воздушной средой, создали и заселили почву. Четвёртой специфической сре-дой жизни стали сами живые организмы, каждый из которых представляет собой целый мир для населяющих его паразитов или симбионтов. Каждая из этих сред имеет свои спе-цифические условия жизни, которые оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ.
б) Экологические факторы.
— Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?
Действительно, животные и растения, грибы и бактерии существуют не сами по себе, а в тесном взаимодействии друг с другом и с окружающей средой.
Компоненты или условия среды, которые прямо или косвенно воздействуют на организ-мы называются экологическими факторами.
— Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте определить на какие группы их можно разделить (три группы).
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучи в небе проплывают.
Цветы, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это — факторы природы.
Ответ: абиотические, биотические и антропогенные.
2. Поисковая беседа (схемы на столах).
На любой организм оказывают влияние экологические факторы среды.
Вспомните из курса биологии, какие виды экологических факторов знаете?
1.Абиотические факторы — факторы неживой природы (вода, температура, воздух, климат, рельеф, почва).
2.Биотические факторы — факторы живой природы (все типы взаимоотношений живых организмов).
3.Антропогенный фактор — влияние деятельности человека на природу, может быть положительным и отрицательным (приведите примеры).
Экологические факторы действуют не по отдельности, а во взаимосвязи.
Биотические факторы – совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других.
— Внутривидовые взаимодействия характеризуют взаимоотношения между организма-ми на популяционном уровне. В основе их лежит внутривидовая конкуренция.
— Межвидовые взаимодействия характеризуют взаимоотношения между различными ви-дами, которые могут быть благоприятными, неблагоприятными и нейтральными.
Соответственно, обозначим характер воздействия +, – или 0. Тогда возможны следующие типы комбинаций межвидовых взаимоотношений:
00 нейтрализм – оба вида независимы и не оказывают никакого действия друг на друга; в природе встречается редко (белка и лось, бабочка и комар);
+0 комменсализм – один вид извлекает пользу, а другой не имеет никакой выгоды, вреда тоже (крупные млекопитающие (собаки, олени) служат разносчиками плодов и семян растений (репейник), не получая ни вреда, ни пользы);
–0 амменсализм – один вид испытывает угнетение роста и размножения от другого (све-толюбивые травы, растущие под елью, страдают от затенения, а самому дереву это без-различно);
++ симбиоз – взаимовыгодные отношения (актиния и рак-отшельник);
++ мутуализм – виды не могут существовать друг без друга (инжир и опыляющие его пче-лы; лишайник);
++ протокооперация – совместное существование выгодно обоим видам, но не является обязательным условием выживания (опыление пчелами разных луговых растений);
— — конкуренция – каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное воздействие (растения конкурируют между собой за свет и влагу);
+ – хищничество – хищный вид питается своей жертвой (щука и карась);
+ – паразитизм – паразит тормозит рост и развитие своего хозяина и может вызвать его гибель (свиной цепень и кабан).
Другие экологические факторы и термины экологии.
Большинство экологических факторов постоянно изменяются во времени и пространстве, причём эта изменчивость может быть регулярной, периодической (например, смена суточ-ной освещённости, сезонные изменения температуры, приливы и отливы, уменьшение количества кислорода при подъёме в гору и др.) или нерегулярной (изменения погоды, наводнения, лесной пожар).
Несмотря на большое разнообразие экологических факторов и характера их воздействия на организмы, можно выявить ряд общих закономерностей.
Для жизни организмов необходимо определенное сочетание условий. Если все условия среды обитания благоприятны, за исключением одного, то именно это условие становится решающим для жизни рассматриваемого организма. Оно ограничивает (лимитирует) развитие организма, поэтому называется лимитирующим фактором.
Лимитирующий фактор (ограничивающий) – экологический фактор, выходящий за пределы максимума или минимума, снижающий жизнедеятельность организмов. Впервые на существование ограничивающих или лимитирующих, факторов обратил внимание немецкий химик Ю.Либих.
— Почему зимой в водоемах происходит замор рыбы, почему карпы не живут в океане, почему после дождя на поверхности земли появляются черви.
Ответ (заморы рыб зимой в водоемах вызваны нехваткой кислорода, карпы не живут в океане (соленая вода), миграцию почвенных червей вызывает избыток влаги и недостаток кислорода).
Для форели ограничивающим фактором является количество кислорода (норма: 2мг на 1л воды).
Закон Либиха — лимитирующих (ограничивающих) факторов звучит следующим образом: фактор, находящийся в недостатке или избытке, отрицательно влияет на организмы даже в случае оптимальных сочетаний других факторов.
Оптимальный фактор, или оптимум.
Для каждого организма существует наиболее подходящее сочетание факторов, оптималь-ное для его роста, развития и размножения. Оптимум, или оптимальный фактор – это наилучшее сочетание всех условий.
Закон толерантности или диапазон устойчивости (закон Шелфорда). В 1913 году В. Шелфорд сформулировал закон толерантности: толерантность — способность орга-низмов выносить отклонения экологических факторов от оптимальных для себя (лат. «толеранция» — терпение).
Организмы плохо реагируют как на недостаток, так и на избыток действия экологического фактора. Диапазон между максимумом и минимумом и составляет пределы толерантности организма. Если фактор выходит за пределы толерантности, организм погибает.
Пессимум – наихудшее сочетание всех условий.
В экологии существуют следующие основные понятия: вид, популяция, биоценоз, биогео-ценоз, или экосистема, биосфера.
— Вспомните определения этих терминов с курса биологии.
Популя́ция (от лат. Populatio -население) — это совокупность организмов одного вида , длительное время обитающих на одной территории и относительно изолированных от других особей этого вида.
Экосисте́ма — биологическая система ( биогеоценоз ), состоящая из сообщества живых организмов ( биоценоз ) и среды их обитания ( биотоп ).
Основным ключевым понятием в экологии является термин «экосистема», который был предложен английским учёным А. Тенсли (1935год) или «биогеоценоз», предложенный русским ученым В.Сукачевым (1942 год).
Биосфе́ра (от греч. « биос»-жизнь и «сфера»- шар) — геологическая оболочка Земли , заселённая живыми организмами , находящаяся под их воздействием, или совокупность всех экосистем планеты Земля.
IV . Закрепление изученного.
1. Работа по таблицам.
а) Распределите животных соответственно их среде обитания.
Источник
Среда обитания и методы исследования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Среда обитания и методы исследования.
показать большое значение изучения экологии в современном мире. Изучить основные задачи, стоящие перед экологией и её связь с другими науками.
образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественно научных дисциплин, способствовать формированию знаний о лесе, природе, ее закономерностях;
воспитательные : воспитывать бережное отношение к лесу, природе; развивать эмоцинально-чувственную сферу личности школьника; способствовать сплочению детского коллектива;
развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умение решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Тип урока: Комбинированный
1. Подготовка учащихся к уроку.
2.Беседа, с целью воспроизведения в памяти учащихся знаний из курса 9 класса.
Вспомните, что вы знаете об экологии?
Кто впервые ввёл термин «Экология»?
Какие вопросы решает эта наука?
3. Изучение нового материала.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
Эрнст Геккель «Естественная история миротворения» (1868)
«Экология — общая наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся все условия их существования».
Впервые термин «экология» предложил Э. Геккель (1866 год)
Это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.
«Экология» — (от греческого «ойкос» — дом, жилище и «логос» — учение). Экология наука молодая, но тесно связана со многими другими науками. Она пытается объяснить, почему те или иные растения и животные встречаются только в определённом месте; почему так много организмов одного типа и так мало другого, какие изменения могут вызвать их взаимодействия на данной территории; как функционируют биологические системы, как образуются и используются органические соединения в них, как происходит круговорот элементов и веществ в природе.
Какие методы исследования в экологии вы выделите?
Источник
Конспект урока по биологии 5 класс :»Среды обитания организмов».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Среды обитания организмов.
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о средах обитания организмов ,их представителях и приспособлениях организмов.
Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном решении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и приспособленности организмов к средам обитания;
Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, отрабатывать навыки работы по составлению схем;
3. Прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
1. Приветствие родителей : Здравствуйте ,Уважаемые родители. М еня зовут Иванова Наталья Викторовна, я проведу у Вас урок биологии в 5 классе.
2.Изучение нового материала.
Учитель: У осла и соловья, У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья — Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно. Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое Облюбовано жилье.
Выбирает привереда лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный маршрут.
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
-Все ли обитатели нашей планеты одинаковы? Чем они отличаются?
— Как вы думаете, о чем будет наш урок?
— В стихотворении говорится об условиях, месте, или — по-другому о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Учитель: показывает тему урока на слайде.
Среда обитания организмов.
— Что такое среда обитания?
Учащиеся: — это часть природы, где живут организмы, которые неразрывно связаны с окружающей средой. Они оказывают друг на друга самое разнообразное влияние.
Наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой называется экологией (от греческих слов «ойкос» — дом, «логос» — изучение или наука). Не смотря на разнообразие условий сред обитания, их заселяет огромное множество различных живых организмов.
Учитель: — давайте выясним , какие среды обитания организмов существуют? Посмотрите на интерактивную доску или на рисунок № 10 стр. 19 в учебнике и назовите среды обитания организмов.
Ученики: наземно-воздушная, водная , почвенная и организменная.
Учитель: молодцы, правильно.
А теперь давайте попытаемся охарактеризовать среды обитания по группам. Выполнить это можно с помощью учебника с.19-22 , условными знаками на ватманах, а потом мы с вами составим общую схему у доски. ( Ученики разделены на 4 группы, время на данную работу 5-7 минут), используя план:
2.Условия среды (Наличие солнечного света , колебания температуры,
количество кислорода, количество воды.).
-Эта работа направлена на составление интеллектуальной карты-схемы по средам обитания. Используется технология дивергентных карт. Эту схему мы делаем для структурирования материала.
Учитель: Заслушаем по 1 представителю от каждой группы.
Ученики: Презентуют среды обитания наземно– воздушную, водную, почвенную, организменную, выясняем особенности каждой среды.
акула
осьминог
мидия
водоросли
бактерии
крот
дождевой червь
медведка
личинка жука
бактерии
голубь
бабочка
волк
береза
бактерии
Учитель: Скажите пожалуйста, какие животные обитают в нашей области? В каких средах?
В организменной среде обитают аскариды. Какие меры нужно предпринимать , чтобы не заболеть аскаридозом?
Учитель: Теперь, когда особенности сред нам известны , давайте попытаемся назвать приспособления организмов , которые появились в ходе эволюции. ( Использую слайды из презентации животных). 4 слайда.
Ученики: Называют приспособления организмов:
Организмы наземно-воздушной среды- опорные ткани, скелет, крылья, ноги, ( кактус, верблюд).
Организмы водной среды- обтекаемая форма тела, конечности в виде плавников или ласт, перепонки между пальцами.
Организмы почвенной среды- отсутствие зрения у крота, видоизмененные лапы в виде лопаток;
Организмы организменной среды- утрачены органы необходимые свободноживущим видам , имеются присоски и крючки, отсутствует зрение.
Учитель: Молодцы, все приспособления организмов к условиям среды правильно назвали.
3.Закрепление знаний: Задание: Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, клещ собачий.
Крот, дождевой червь, клубеньковые бактерии
Бабочка, олень, волк, береза, орел, ворона, чайка, страус
Дельфин, акула, карась, ламинария, медуза, щука
Аскарида, свиной цепень, клещ собачий.
А теперь самостоятельно оцените себя.
1 – 2 ошибки – оценка «5»;
3 – 4 ошибки – оценка «4»;
5 – 8 ошибок – оценка «3».
Учитель:
Ребята, какой вывод о средах обитания организмов вы можете сделать:
Ученики:
1.Каждая среда жизни обладает характерными для нее условиями.
2.Организмы, обитающие в разных средах имеют приспособления к этим условиям.
3. Организмы заняли вс е пригодные для жизни места на планете земля.
Учитель:
Ребята, мы раскрыли сегодня на уроке очень серьезную тему, что наша планета Земля – дом для всего живого. Планета – среда обитания.
И оценкой для всех нас будет наше доброе бережное отношение к природе.
Урок закончим мы на том,
Что вся Земля наш общий дом.
Что дом мы наш должны беречь.
Давай, докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Посмотрите на слайды, все ли животные расположены в своих средах обитания?
Найдите пожалуйста ошибки .1 Наземно- воздушная :морской лев, личинки жуков, дельфин.
2. Водная: ящерица, тигр.
3.Почвенная: белка и паразитические организмы.
1. Прочитать S 4 и ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Творческие задания: сообщения о животных разных сред обитания, презентации.
Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, клещ собачий.
Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, клещ собачий.
Крот, дождевой червь, клубеньковые бактерии
Бабочка, олень, волк, береза, орел, ворона, чайка, страус
Дельфин, акула, карась, ламинария, медуза, щука
Аскарида, свиной цепень, клещ собачий.
А теперь самостоятельно оцените себя.
Источник