Рассеянность внимания как избавится

Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Автор: Глозман Жанна Марковна

31.03.2021

Начался очередной учебный год. Для кого новый, для кого первый. Все родители осознанно или не очень надеются на то, что их дети будут самыми умными, прилежными и способными. Но часто желаемое совсем не совпадает с действительным.

«Конечно, первые школьные годы бывают неудачными, но не до такой же степени…» — думают родители, листая тетради своего чада. Учителя, наблюдая резкие скачки в успеваемости ребенка, говорят, что он «умный, но рассеянный». Да и сами родители знают, как трудно усадить ребенка за уроки и как часто он отвлекается в процессе их приготовления.

Постараемся не упрекать наших маленьких учеников, а разобраться, где истоки его невнимательности и как победить школьную рассеянность, если даже врач, пожимая плечами, говорит, что с медицинской точки зрения никаких отклонений у ребенка нет.

Где найти ответы на эти вопросы?

Ура! Нейропсихологи знают ответ!

Попробуем поискать ответ в науке – нейропсихологии.

Мы вправе гордиться тем, что родина этой молодой науки – Россия. Ее основоположник – отечественный психолог, нейропсихолог Александр Романович Лурия. До него функции человеческого мозга были одной из самых неизученных областей науки. Во время Великой Отечественной войны Александр Романович получил возможность наблюдать за психическими функциями и поведением солдат, получивших черепно- мозговые ранения. Он обнаружил, например: ранение в левый висок – страдают речевые функции, в затылок – зрительное восприятие, поражено темя – человек начинает плохо ориентироваться в пространстве, лоб — страдают регуляция и контроль любой деятельности. Им был создан известный всем клиническим психологам метод исследования функции мозга – «батарея Лурия». Мы пользуемся им и по сей день, естественно, с учетом детских возрастных нормативов и условий тестирования детей.

Учения А.Р. Лурия развивалось и в России, и за рубежом. Его последователи занялись и детской нейропсихологией, так как она очень перспективна: мозг ребенка пластичен до 12 лет, а по последним сведениям, и до 16 лет. Все можно наладить. Но прежде всего надо точно определить, какие функции головного мозга ребенка еще не созрели, и что именно мешает овладению каким – либо предметом, например письмом. Лурия писал: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого – либо одного центра; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

Все отделы мозга А.Р. Лурия условно разделил на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, лень. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ученик может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (например, дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Второй блок мозга обеспечивает также фонематический слух и зрительное восприятие.

При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила – любые – и не может себя контролировать, даже если хочет. Во – первых, это правила учебные – он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое.

Читайте также:  Как избавится от бредовой идеи

Не «созрела» функция произвольности – ребенок не будет усваивать правила, вовремя не развились пространственные представления – будет путать буквы «б» и «д», писать зеркально. У каждой ошибки – своя причина.

«Но когда мы его отдавали в школу, то проходили тестирование, и психолог определил, что ребенок готов к школе».
Да, но психолог смотрел, насколько ребенок мотивирован к занятиям в школе, то есть, хочет ли он учиться, и проверял в основном его интеллект. А интеллекту сегодняшних детей можно только позавидовать!

Если у ребенка сформирована положительная внутренняя мотивация к учебе, то есть желание учиться, то половина дела сделана. Но это только половина. Существует и вторая составляющая готовности к школе. Это – нейрофизиологическая готовность к процессу обучения. А начинаются школьные перегрузки – совсем трудно становится малышу. Отсюда и слезы, и «глупые ошибки», и плохое поведение.

Разберем типичные примеры

Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.

Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.

Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?

Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.

Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны — от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», — считает учительница.

С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость.

Как наладить школьную жизнь Артема?

Юля, 11 лет. Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает. У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила – была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему – то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…». Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» — за содержание и «2» — за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…

Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?

Как заметить, что ребенок развивается атипично?

О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.

В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.

Читайте также:  Как выставить зажигание крота

В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).

Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?

Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.

Источник

Нарушение концентрации внимания

Внимание – способность человека сосредотачиваться на выполняемой им деятельности, умение отключаться от побочных раздражителей. Это одна из структурных составляющих процесса познания. Внимание является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности. Нарушение концентрации внимания может возникнуть у детей и взрослых. В Юсуповской больнице врачи применяют современные методы лечения заболеваний, проявлением которых является нарушение концентрации внимания.

Медицинский персонал внимательно относится к психологическим проблемам пациентов. Психотерапевты используют новейшие методики психотерапии, которые позволяют избавиться от рассеянности. Внимание усиливает восприятие, способствует удержанию нужной информации в оперативной и кратковременной памяти, создаёт условие для перевода запоминаемого материала в долговременную память, определяет направленность и продуктивность мышления.

Существует 2 вида внимания, которые зависят от времени: немедленный и медленный. Немедленный вид, или быстрая концентрация внимания, позволяет мгновенно реагировать на окружающую реальность, анализировать информацию и концентрироваться на одном событии или задаче. Медленный вид внимания человеку необходим во время трудовой деятельности или обучения. Он позволяет усвоить информацию во время образовательного процесса или не спеша поразмыслить над проблемой.

Причины нарушения внимания

Способность концентрировать внимание увеличивается до 25 лет, до 45 лет остаётся стабильной или улучшается. После пятидесяти лет начинается постепенная деградация. На способность концентрировать внимание влияет образ жизни (вредные привычки), хронические заболевания и новообразования головного мозга. Нарушение внимания возникает под воздействием следующих факторов:

  • Гипоксия головного мозга;
  • Стрессы, нарушение качества сна;
  • Информационная перегрузка;
  • Неправильное питание.

Рассеянность, нарушение концентрации внимания может быть предвестником заболеваний центральной нервной системы. Чтобы исключить осложнения, стоит обратиться к врачам Юсуповской больницы.

Медикаментозная терапия при рассеянности и нарушении внимания

Для того чтобы избавить пациента от рассеянности и нарушения внимания неврологи назначают ноотропные препараты. Они стимулирую мозговую деятельность. Ноотропы улучшают процесс обучения, повышают концентрацию внимания. К этой группе лекарственных средств относятся следующие фармакологические препараты:

  1. Нобен – содержит синтетический коэнзим Q10. При наращивании концентрации этого вещества в головном мозге происходит стимуляция памяти, улучшается концентрация внимания;
  2. Билобил – основным действующим веществом является экстракт гинкго билоба, который оказывает вазоактивное действие, стимулирует нервные клетки головного мозга и оказывает слабое и антидепрессивное воздействие;
  3. Глицин – является заменимой аминокислотой, которая легко проникает в вещество головного мозга, обладает успокаивающим эффектом, повышает концентрацию внимания, способствует улучшению процесса усвоения информации;
  4. Аминалон – активным ингредиентом препарата является гамма-аминомасляная кислота. Препарат способствует оптимальному ускорению по усвоению глюкозы, способствует ускорению реабилитационного периода после инсульта, повышает концентрацию внимания.

Для укрепления нервной системы пациентам с нарушением внимания назначают комплексный витаминный препарат биотредин. Он содержит витамин В6 и аминокислота треонина. Укрепляет нервную систему, тем самым повышая внимательность. Для улучшения концентрации внимания неврологи назначают пирацетам, энцефабол, фенотропил, фезам. Пациентам пожилого возраста показан витаминный комплекс витрум мемори. Комплекс витамин разработан для людей пожилого возраста. Он способен улучшать память и концентрацию внимания, уменьшать рассеянность. Неврологи Юсуповской больницы индивидуально подбирают каждому пациенту наиболее эффективные и безопасные препараты.

Читайте также:  Как избавится от запаха старого сала

Диета при нарушении внимания

Улучшить работу головного мозга, избавиться от рассеянности и повысить концентрацию внимания помогает правильное питание. Ежедневный рацион питания должен включать молочные продукты, крупы из различного зерна, фрукты и овощи. Картофель, банан, мука грубого помола позволяют улучшить краткосрочной вид памяти при нарушении концентрации внимании.

Мощнейшим антиоксидантом является чёрный шоколад. Он повышает в крови уровень серотонина – гормона радости, улучшает память и концентрацию внимания. Сахар быстро восстанавливает энергетический запас в клетках головного мозга.

Отличным источником витамина «Е» и антиоксидантов являются семечки и орехи. Они улучшают деятельность головного мозга. Их рекомендуется употреблять в пищу при рассеянности, нарушении внимания.

Морские сорта рыбы содержат насыщенные омега-3-аминокислоты, которые улучшают кровоснабжение мозга, стимулируют интеллектуальную деятельность. Рыба должна быть в рационе каждого человека не менее двух раз в неделю. Улучшают память, умственную деятельность, борются с бессонницей и успокаивают нервную систему пряности: шафран, паприка, горчица, лавровый лист.

Как избавиться от рассеянности без лекарств

Медитации позволят развить концентрацию внимания и избавиться от рассеянности. Вначале необходимо выбрать объект — любой предмет, и поместить его перед собой. Затем следует занять удобную расслабленную позу:

  • Сесть с прямой спиной;
  • Руки опустить на колени;
  • Плечи расслабить.

Сначала нужно просто смотреть на предмет, расположенный перед вами. После того, как появятся отвлекающие мысли, необходимо снова сфокусировать внимание на объекте, не оценивая его и не анализируя. Теперь можно немного расширить фокус внимания. Позвольте попасть в него вещам, которые окружают предмет. Затем снова сконцентрируйтесь на объекте. Повторите действия несколько раз.

При рассеянности полезно вести активный образ жизни. После аэробных упражнений, которые следует выполнять в течение двадцати минут между занятиями, концентрация внимания повышается. Результат подтверждают специальные тесты. Развить внимание помогают подвижные игры и занятия динамичными видами спорта. Они помогают развить внимание, благоприятно влияют на мозг и способны повысить уровень интеллекта.

Наиболее полезны следующие виды физических нагрузок:

  • Гимнастика, выполняемая регулярно, усиливает питание мозга и повышает концентрацию внимания.
  • Плавание оказывает нагрузку на все группы мышц и дыхательную систему, улучшает кровоснабжение головного мозга;
  • Футбол, баскетбол, волейбол помогают избавиться от рассеянности.

Для того чтобы собраться с мыслями, можно применить элементарные приёмы психотерапии:

  • Обозначить желаемый результат. Можно не сомневаться в правильности своих действий в процессе реализации задачи, определив показатели, которых нужно достичь;
  • Установить временные рамки. Поможет работать в нужном темпе установленное для выполнения задачи время;
  • Убрать отвлекающие факторы. Для того чтобы максимально сфокусировать внимание, следует оградить себя от лишних звуков и предметов.

Концентрация внимания повысится, если разбить большое дело на несколько задач и составить план. Для наглядности план действий можно написать или нарисовать. Это помогает сконцентрироваться и выполнить задачу быстрее.

Повысить концентрацию внимания, производительность и эффективность труда позволяет правильно обустроенное рабочее место. Чтобы не отвлекаться от процесса выполнения задания, необходимо обеспечить рабочее место нужными предметами и средствами. Способность эффективно планировать рабочее время и правильно расставлять приоритеты даёт возможность видеть общую картину и чувствовать себя целостно, правильно выделять преимущества, избегать стрессовых ситуаций, концентрировать внимание на главном.

После некачественного сна повышается рассеянность, нарушается внимание. Ко сну нужно отходить не позже 22.00. Оптимальная длительность ночного сна – от 7 до 9 часов. Спать нужно в удобной постели, проветрив комнату, или с открытой форточкой. За 30 минут до отхода ко сну следует прекратить просмотр телепередач и работу с компьютером. Быстрому засыпанию способствует лёгкая негромкая музыка. Выполняя эти рекомендации можно попытаться избавиться от нарушения внимания без лекарств.

Для того чтобы подобрать препараты, повышающие концентрацию внимания, записывайтесь на приём к неврологу Юсуповской больницы онлайн или позвонив по телефону. Контакт центр работает круглосуточно без выходных и перерыва на обед. Врач проведёт обследование, установит причину рассеянности и подберёт необходимые препараты.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей