- Растение — тля — синица — ястреб — укаже какой из организмов в этой пищевой цепи является консументом 1 — го порядка?
- Почему вероятность наличия в пищевой цепи консумента 15 порядка очень мала?
- Составить пищевую цепь, в которой одним из звеньев будет дождевой червь?
- Чем в пищевой цепи является растение?
- 2. Даны организмы : бабочка, куница, цветок, паук, синица?
- Составьте из перечисленных организмов и продуктов их жизнедеятельности несколько пастбищных и детритных пищевых цепей : травянистые растения, листья деревьев и кустарников, растительный опад, дождевые?
- Составьте цепи питания ?
- Какой организм может занимать уровень консументов второго порядка 1?
- 1)Определите правильно составленную пищевую цепь?
- Напишите пожалуйста пищевую цепь?
- Разместите организмы за трофическими уровнями 1) Клевер луговой, 2)Виноградная улитка, 3)Заец — русак, 4)Серый волк, 5)Калина обычная, 6)тля, 7)Паук, 8)Синица большая, 9) Ястреб, 10)Бактерии гниения, ?
- Ответы к тесту по экологии 10 глав (Часть 1)
Растение — тля — синица — ястреб — укаже какой из организмов в этой пищевой цепи является консументом 1 — го порядка?
Биология | 5 — 9 классы
Растение — тля — синица — ястреб — укаже какой из организмов в этой пищевой цепи является консументом 1 — го порядка.
К первому порядку относятся растительноядные, т.
Е те кто едят растения.
Почему вероятность наличия в пищевой цепи консумента 15 порядка очень мала?
Почему вероятность наличия в пищевой цепи консумента 15 порядка очень мала?
Составить пищевую цепь, в которой одним из звеньев будет дождевой червь?
Составить пищевую цепь, в которой одним из звеньев будет дождевой червь.
Определить и подписать кто в цепи является продуцентом, консументами или редуцентом?
Чем в пищевой цепи является растение?
Чем в пищевой цепи является растение.
2. Даны организмы : бабочка, куница, цветок, паук, синица?
2. Даны организмы : бабочка, куница, цветок, паук, синица.
Выполните за — дание :
а) составьте пищевую цепь ;
б) укажите количество трофических уровней ;
в) укажите консумента I уровня в этой цепи ;
Составьте из перечисленных организмов и продуктов их жизнедеятельности несколько пастбищных и детритных пищевых цепей : травянистые растения, листья деревьев и кустарников, растительный опад, дождевые?
Составьте из перечисленных организмов и продуктов их жизнедеятельности несколько пастбищных и детритных пищевых цепей : травянистые растения, листья деревьев и кустарников, растительный опад, дождевые черви, гусеницы бабочек, слизни, личинки мясной мухи, лягушки, ужи , погибшая ворона, синицы, ястребы , ежи.
Составьте цепи питания ?
Составьте цепи питания .
Укажите пастбищные и детритные пищевые цепи .
А) личинка мухи , ястреб — перепелятник , коровий помет , скворец
Б) паук , сок розового куста , хищная птица , тля , насекомоядная птица.
Какой организм может занимать уровень консументов второго порядка 1?
Какой организм может занимать уровень консументов второго порядка 1.
1)Определите правильно составленную пищевую цепь?
1)Определите правильно составленную пищевую цепь.
Листья растений —» тля —► божья коровка —► паук —► скворец —►ястреб тля —> божья коровка —> листья растений —► паук —> скворец —►ястреб ястреб —► скворец —► паук —► божья коровка —» тля —> листья 1 растений 4) листья растений —► тля —> паук —► божья коровка —> скворец—»ястреб 9) Что относится к природной экосистеме?
1) пашня 2) сенокос 3)парк 4)степь 2)Агроценозы от естественных биоценозов отличаются.
1)длинными пищевыми цепями 2)незначительным видовым разнообразием 3)полным круговоротом веществ 4)отсутствием искусственного отбора.
3)какой из круговоротов веществ на земле абсолютно замкнут?
1)геологический 2)антопогенный 3)биологический 4)все незамкнуты.
Напишите пожалуйста пищевую цепь?
Напишите пожалуйста пищевую цепь.
Перечень организмов : растения, божья коровка, тля, домовый воробей.
Разместите организмы за трофическими уровнями 1) Клевер луговой, 2)Виноградная улитка, 3)Заец — русак, 4)Серый волк, 5)Калина обычная, 6)тля, 7)Паук, 8)Синица большая, 9) Ястреб, 10)Бактерии гниения, ?
Разместите организмы за трофическими уровнями 1) Клевер луговой, 2)Виноградная улитка, 3)Заец — русак, 4)Серый волк, 5)Калина обычная, 6)тля, 7)Паук, 8)Синица большая, 9) Ястреб, 10)Бактерии гниения, 11)жук — могильщик, 12)ящерица
Б)Консументы 1 — го порядка
В)Консументы 2 — го порядка
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Растение — тля — синица — ястреб — укаже какой из организмов в этой пищевой цепи является консументом 1 — го порядка?. Вопрос соответствует категории Биология и уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском», который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
Источник
Ответы к тесту по экологии 10 глав (Часть 1)
1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ
1. Современное определение науки экология — это:
1) учение о доме, жилище;
2) наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей
средой;
3) фундаментальная наука о природе, являющаяся комплексной и объединяющая
знание основ нескольких классических естественных наук.
2. Биоцентрическое мировоззрение это:
1) в центр природы и мироздания ставит человека;
2) рассматривает человека как часть природы;
3) центром и целью жизни самого человека ставит тоталитарную социальную или
производственную систему;
3. Термин экология впервые ввел в науку:
1) Ю.П. Одум;
2) В.И. Вернадский;
3) Э. Геккель;
4) К.Ф. Рулье.
2
4. Какой из методов экологических исследований является основным, позво-
ляет исследователю по возможности не вмешиваясь в естественный ход со-
бытий, судить об истинном характере изучаемого явления?
1) эксперимент;
2) моделирование;
3) наблюдение в искусственных условиях;
4) наблюдение в естественных условиях.
5. Раздел экологии, изучающий взаимоотношение особей (организмов) с окру-
жающей средой называется:
1) демэкология;
2) аутэкология ;
3) общая экология;
4) синэкология.
6. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяций с окружающей
средой называется:
1) демэкология;
2) общая экология;
3) синэкология;
4) глобальная экология.
7. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения сообществ и экосистем на-
зывается:
1) медицинская экология;
2) общая экология;
3) аутэкология;
4) синэкология.
8. Раздел экологии, исследующий общие закономерности взаимоотно-шений
общества и природы называется:
1) общая экология;
2) популяционная экология;
3) социальная экология;
4) глобальная экология.
9. Один из разделов экологии, изучающий биосферу земли называется:
1) общая экология;
2) глобальная экология;
3) сельскохозяйственная экология;
4) химическая экология.
3
10. Раздел экологии, изучающий болезни человека, связанные с загрязнени-
ем среды и способы их предупреждения и лечения называется:
1) химическая экология;
2) экономическая экология;
3) медицинская экология;
4) общая экология.
11. Один из разделов экологии, изучающий способы получения экологически
чистых сельскохозяйственных продуктов без истощения ресурсов пашни и
лугов называется:
1) экономическая экология;
2) медицинская экология;
3) сельскохозяйственная экология;
4) юридическая экология.
12. Моделированием экологических процессов занимается:
1) промышленная экология;
2) математическая экология;
3) экономическая экология;
4) химическая экология.
13. Разработкой экономических механизмов рационального природопользова-
ния занимается:
1) промышленная экология;
2) юридическая экология;
3) общая экология;
4) экономическая экология.
14. Изучением влияния выбросов предприятий и заводов на окружающую
среду, снижением этого влияния за счет совершенствованных технологий за-
нимается:
1) химическая экология;
2) юридическая экология;
3) промышленная экология;
4) социальная экология.
4
1.2. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА ОБИТАНИЯ
1. Отличительные особенности живых организмов:
1) способность мыслить;
2) способность расти и развиваться;
3) способность к саморегуляции;
4) способность чувствовать;
5) способность к самовоспроизведению;
6) способность двигаться.
2. Основная единица строения всех организмов:
1) атом;
2) молекула;
3) клетка;
4) органы;
5) изотоп.
3. Химические элементы, входящие в состав живых организмов называются:
1) биогенами;
2) канцерогенами;
3) мутагенами.
4. В темновую фазу фотосинтеза происходит:
1) запасание энергии в АТФ;
2) синтез угдеводов;
3) выделение кислорода.
5. В растительных клетках световая энергия преобразуется в:
1) химическую;
2) электрическую;
3) механическую.
6. Единый универсальный источник энергообеспечения клеток — это:
1) белки;
2) углеводы;
3) АТФ;
4) Липиды.
7. Химические процессы в клетках происходят:
1) в водных растворах;
2) в кристаллической форме;
3) в гидрофобной форме.
8. Генетическая информация о структуре белков в клетках закодирована:
1) в ДНК;
5
2) в липидах;
3) в углеводах.
9. Продолжите фразу «Совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции
называется …».
10. Установите соответствие между важнейшими процессами, протекающими у
растений и животных при участии света
ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗМЫ
1) транспирация А. растения
2) синтез витамина Д Б. животные
3) зрение
4) выработка пигмента меланина
5) фотопериодизм
6) фотосинтез
11. Автотрофы это:
1) организмы, требующие для своего роста и развития готовых органических
соединений;
2) организмы, не требующие для своего роста и развития готовых органиче-
ских соединений.
12. Гетеротрофные организмы, питающиеся другими организмами или части-
цами органического вещества и перерабатывающие их в другие формы, на-
зываются:
1) консументами;
2) продуцентами;
3) редуцентами;
4) авторофами.
13. К хемосинтетикам относятся:
1) нитрифицирующие бактерии;
2) бактерии гниения;
3) цианобактерии.
14. Продолжите фразу «Автотрофные организмы способны синтезировать …
вещества из …».
15. Фитофаги питаются:
1) мертвыми растительными остатками;
2) живыми растениями;
3) трупами животных.
6
16. Условия существования это:
1) совокупность необходимых для организма элементов питания;
2) совокупность необходимых для организма элементов среды обитания.
17. Толерантность это:
1) минимально приемлемые значения экологического фактора;
2) максимально приемлемые значения экологического фактора;
3) весь интервал диапазона по какому либо экологическому фактору.
18. Продолжите фразу «Совокупность особей, способных к скрещиванию и
образованию плодовитого потомства, населяющих определенный ареал на-
зывается …».
1.3. ФАКТОРЫ СРЕДЫ
1. Экологические факторы это:
1) все элементы среды, воздействующие на организм;
2) только температурный фактор;
3) только пищевой фактор.
2. Что представляют собой абиотические факторы?
1) факторы живой природы ;
2) факторы не живой природы;
3) особые химические факторы;
4) радиационные факторы.
3. Антропогенные факторы это:
1) факторы климатической природы;
2) факторы биологической природы;
3) факторы, вызванные деятельностью человека.
4. Оптимальные условия для организма достигаются при:
1) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для жизне-
деятельности;
2) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для размно-
жения;
3) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для роста
организма.
5. Какой из ниже перечисленных законов говорит о том, что выносливость ор-
ганизма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических по-
требностей?
1. законом минимума (Либиха) ;
2. законом оптимума (толерантности, Шелфорда) ;
3. законом Гаузе (правилом конкурентного исключения) ;
7
4. законом максимума.
6. «Даже единственный фактор за пределами зоны своего оптимума приводит
к стрессовому состоянию организма и в пределе к его гибели» — это формули-
ровка закона:
1) минимума Либиха;
2) незаменимости фундаментальных факторов Вильямса;
3) лимитирующего фактора Шелфорда.
7. Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в наземно-
воздушной среде?
1) ограниченное количество кислорода;
2) значительные колебания температуры;
3) состав органического вещества;
4) возможность потерять хозяина.
8. Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в водной
среде?
1) количество кислорода;
2) значительные колебания температуры;
3) состав органического вещества;
4) возможность потерять хозяина.
9. Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в почве?
1) ограниченное количество кислорода;
2) значительные колебания температуры;
3) влажность;
4) возможность потерять хозяина.
10. С какой средой жизни связан паразитический и полупаразитический об-
раз жизни?
1) водной;
2) наземно-воздушной;
3) почвенной;
4) живой организм.
11. Какая среда жизни является более однородной?
1) водная;
2) наземно-воздушная;
3) почвенная ;
4) живой организм.
8
12. Установите соответствие между отдельными видами животных и отноше-
нием их к температурному фактору.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ
1) голубь А. пойкилотермные (холоднокровные)
2) акула Б. гомойотермные (теплокровные)
3) собака
4) лягушка
5) кит
6) ящерица прыткая
13. Установите соответствие между растениями и животными организмами по
отношению к освещенности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗМОВ ОРГАНИЗМЫ
А. растения 1) светолюбивые
Б. животные 2) ночные
3) сумеречные
4) дневные
5) светолюбивые
6) тенелюбивые
14. Отсутствие скелета или уменьшение его доли в общей массе тела является
приспособлением живых организмов к обитанию в:
1) наземно-воздушной среде;
2) почве;
3) живом организме;
4) водной среде.
15. Гомойотермность (теплокровность) животных и разнообразные формы те-
ла характерны для обитателей:
1) наземно-воздушной среды;
2) почвы;
3) живого организма;
4) водной среды.
16. Редукция или полное отсутствие системы пищеварение является приспо-
соблением живых организмов к обитанию в:
1) наземно-воздушной среде;
2) почве;
3) живом организме;
4) водной среде.
9
17. Из списка экологических факторов выберите те, которые относятся к био-
тическим:
1) вырубка лесных массивов;
2) конкуренция;
3) температура;
4) хищничество;
5) свет.
18. Пределы устойчивости организма это:
1) Рамки, ограничивающие пригодные для жизни условия;
2) Минимально приемлемые для обитания условия существования;
3) Оптимальные условия для существования.
19. Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказать:
1) инфракрасное излучение;
2) излучение в синей части спектра;
3) ультрафиолетовое излучение;
4) излучение в красной части спектра.
20. Вода как среда жизни обладает следующими свойствами:
1) высокой плотностью;
2) низкой плотностью;
3) содержит много света;
4) количество света уменьшается с глубиной;
5) низкое количество кислорода;
6) обилие воздуха.
21. Наземно-воздушная среда жизни обладает следующими признаками:
1)высокой плотностью;
2) низкой плотностью;
3) много света;
4) мало света;
5) отсутствие кислорода;
6) обилие воздуха.
22. Почва как среда жизни обладает следующими характеристиками:
1)мало света;
2) много света;
3) недостаток кислорода;
4) обилие углекислого газа;
5) низкая плотность;
6) обилие воздуха.
10
23. Адаптация это:
1) приспособление организма к среде обитания;
2) приспособления организма к температурному фактору ;
3) пищевые приспособления организма.
24. Экологическая ниша организмов определяется:
1) пищевой специализацией;
2) ареалом;
3) физическими параметрами среды;
4) биологическим окружением;
5) всей совокупностью условий существования.
25. В основе методов биоиндикации состояния окружающей среды лежит
применение:
1) организмов, чувствительных к изменениям условий среды;
2) синантропных видов;
3) видов, устойчивых к загрязнениям.
1.4. ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ (ДЕМЭКОЛОГИЯ)
1. Популяция — это:
1) Организованная группа, приспособленная к совместному обитанию в пределах
определенного пространства;
2) минимальная самовоспроизводящаяся группа особей одного вида, на протя-
жении эволюционно длительного времени населяющая определенное прос-
транство, образующая генетическую систему и формирующая собственную
экологическую нишу;
3) совокупность особей, обладающих общими морфологическими, физиологи-
ческими и биохимическими признаками .
2. Гомеостаз популяции это:
1) поддержание количественного состава популяции;
2) способность популяции противостоять изменениям и сохранять динамическое
постоянство своей структуры и свойств ;
3) способность к поддержанию пространственной структуры .
3. Число особей популяции, погибших за единицу времени, называется:
1) эмиграцией;
2) иммиграцией;
3) рождаемостью;
4) смертностью.
11
4. Доля особей в популяциях, доживших до определенного возраста или воз-
раста генетической зрелости, называется:6
1) смертностью;
2) рождаемостью;
3) эмиграцией;
4) выживаемостью.
5. Число особей, вселившихся в популяцию за единицу времени, называется:
1) иммиграцией;
2) эмиграцией;
3) рождаемостью;
4) смертностью.
6. Число особей, выселившихся из популяции за единицу времени, называет-
ся:
1) иммиграцией;
2) эмиграцией;
3) рождаемостью;
4)смертностью.
7. Возможности экосистемы в течение длительного времени выдерживать мак-
симальную численность популяции определенного вида, не деградируя и не
разрушаясь, называются:
1) биотическим потенциалом;
2) сопротивлением среды;
3) емкостью среды;
4) выживаемостью.
8. Возможность вида увеличивать свою численность и/или область распростра-
нения при наилучших условиях существования называется:
1) сопротивлением среды;
2) емкостью среды;
3) выживаемостью;
4) биотическим потенциалом.
9. Вся совокупность факторов, включая неблагоприятные погодные условия,
недостаток пищи и воды, хищничество и болезни, которая направлена на со-
кращение численности популяции и препятствует ее росту, распространению,
называется:
1) сопротивлением среды;
2) емкостью среды;
3) биотическим потенциалом;
4) выживаемостью.
12
10. Взаимодействия в природной системе, основанные на прямых и обратных
функциональных связях, ведущие к динамическому равновесию или к само-
развитию всей системы, называются:
1) сопротивлением среды;
2) биотическим потенциалом;
3) емкостью среды;
4) авторегуляцией в природе.
11. Число особей одного вида, находящихся на единицу площади, занимаемой
популяцией, называют:
1) численностью популяции;
2) плотностью популяции;
3) населением;
4) рождаемостью.
12. Общую территорию, которую занимает вид, называют:
1)экологической нишей;
2) биотопом;
3) ареалом;
4) кормовой территорией.
13. Максимальная рождаемость определяется:
1) физиологической плодовитостью;
2) территориальным поведением самцов;
3) площадью кормовых территорий, занимаемой видом.
14. Виды, экологическая ниша которых связана с хозяйственной деятельно-
стью человека, называются:
1) доминантными;
2) синантропными;
3) эврибионтными.
1.5. ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ (СИНЭКОЛОГИЯ)
1. Пищевая цепь это:
1) Последовательность переноса энергии в рамках биосферы;
2) Последовательность переноса энергии от одного организма к другому.
2. Совокупность пищевых цепей в экосистеме, соединенных между собой и
образующих сложные пищевые взаимоотношения, называют:
1) пищевой цепью;
2) пищевой сетью;
3) трофическим уровнем;
4) непищевым взаимоотношением.
13
3. Отдельные звенья цепей питания называются:
1) пищевой цепью;
2) пищевой сетью;
3) трофическим уровнем;
4) непищевым уровнем.
4. Назовите группу организмов, число представителей которой обычно
меньше численности каждой другой группы, входящей в состав пищевой це-
пи выедания (пастбищной):
1) продуценты;
2) консументы 1 порядка;
3) консументы 2 порядка;
4) консументы 3 порядка.
5. Пищевые цепи подразделяют на виды:
1) пастбищые;
2) детритные;
3) выедания;
4) разложения;
5) трофические.
6. Растительный опад — личинки насекомых — лягушка – гадюка. Укажите, ка-
кой организм в пищевой цепи является детритофагом:
1) растительный опад;
2) личинки насекомых;
3) лягушка;
4) гадюка.
7. Растения — тля — синица – ястреб. Укажите, какой из организмов в пищевой
цепи является консументом 1-го порядка:
1) растения;
2) тля;
3) синица;
4) ястреб.
8. Растение — полевая мышь — ястреб – бактерии. Укажите, какой из организ-
мов в пищевой цепи является консументом 2-го порядка:
1) растение;
2) полевая мышь;
3) ястреб;
4) бактерии.
14
9. Желудь — белка — рысь – бактерии. Укажите, какой из организмов в пище-
вой цепи является редуцентом:
1) желудь;
2) белка;
3) рысь;
4) бактерии.
10. Капуста — гусеница — скворец – ястреб. Укажите, какой из организмов в
пищевой цепи является продуцентом.
1) капуста;
2) гусеница;
3) скворец;
4) ястреб.
11. Органическое вещество, создаваемое в экосистемах в единицу времени, на-
зывают:
1) биомассой;
2) биологической продукцией;
3) биологической энергией;
4) биологической численностью.
12. Соотношение численности живых организмов, занимающих разное поло-
жение в пищевой цепи, называют:
1) пирамидой численности;
2) пирамидой биомассы;
3) пирамидой энергии;
4) пирамидой потребности.
13. Плотность населения организмов на каждом трофическом уровне отража-
ет:
1) пирамида биомассы;
2) пирамида численности;
3) пирамида энергии;
4) пирамида потребности.
14. Суммарную массу организмов на каждом трофическом уровне отражает:
1) пирамида потребности;
2) пирамида численности;
3) пирамида энергии;
4) пирамида биомассы.
15. Количество энергии, потребляемое живыми организмами, занимающими
разное положение в пищевой цепи, называют:
1) пирамидой энергии;
15
2) пирамидой численности;
3) пирамидой потребности;
4) пирамидой биомассы.
16. Согласно какому закону осуществляется переход энергии с одного трофи-
ческого уровня экологической пирамиды на другой ее уровень?
1) закон минимума (Либиха) ;
2) закон толерантности (Шелфорда) ;
3) законом (правилом) конкурентного исключения (Гаузе) ;
4) закон (правило) десяти процентов (Линдемана).
17. Какая доля энергии, поглощенная продуцентами, доходит до пятого трофи-
ческого уровня на данной схеме: растения -кузнечик — лягушка — змея — орел.
Если энергия, поглощенная растениями, принята за 100%. К чему приводит
такая передача энергии?
18. Какой процентов энергии, поглощенной растениями (100%) переходит к
степной гадюке на данной схеме: растения- полевка — степная гадюка — змее-
яд.
19. Сколько процентов энергии доходит до четвертого трофического уровня на
приведенной схеме: растения — гусеница— синица — ястреб-перепелятник.
Если энергия растений составляет 100%.
20. Сколько процентов энергии доходит до второго трофического уровня на
приведенной схеме: растения — кузнечик лягушка — змея — орел. Если энергия
растений составляет 100%?
21. Взаимодействие бобовых растений и клубеньковых бактерий является
примером:
1) конкуренции;
2) симбиоза;
3) паразитизма;
4) хищничества.
22. Существование некоторых травоядных копытных и микроорганизмов,
обитающих в их желудке и кишечнике, является примером:
1) мутуализма;
2) конкуренции;
3) хищничества;
4) паразитизма.
23. Форма отношений, при которой один из участников умерщвляет другого и
использует его в качестве пищи, получила название:
1) паразитизм;
16
2) нейтрализм;
3) хищничество;
4) симбиоз.
24. Тип взаимодействия, при котором один из участников не убивает сразу сво-
его хозяина, а длительное время использует его как источник пищи, получил
название:
1) нейтрализм;
2) хищничество;
3) паразитизм;
4) симбиоз.
25. Тип взаимодействия, при котором организмы соперничают друг с другом,
пытаясь лучше и быстрее достичь какой-либо цели, получил название:
1) нейтрализм;
2) хищничество;
3) конкуренция;
4) паразитизм.
26. Тип взаимодействия, при котором ни одна популяция не оказывает влия-
ния на другую, называется:
1) нейтрализм;
2) хищничество;
3) конкуренция;
4) паразитизм.
27. В результате взаимосвязи хищник-жертва:
1) происходит вымирание популяции жертвы;
2) резко увеличивается численность популяции;
3) усиливается естественный отбор в обеих популяциях;
4) не происходит изменения в популяциях хищника и жертвы хищника.
28. Невозможность длительного совместного выживания двух видов с близки-
ми экологическими требованиями была названа:
1) законом минимума (Либиха) ;
2) закон толерантности (Шелфорда) ;
3) законом (правилом) конкурентного исключения (Гаузе) ;
4) законом действия факторов (Тинемана).
29. Доминантами сообщества называют виды:
1) сильно влияющие на среду обитания;
2) преобладающие по численности;
3) характерные для данного биоценоза;
4) сохраняющиеся при смене биоценозаю.
17
30. Неограниченный рост численности популяции сдерживается:
1) действием факторов внешней среды;
2) количественным соотношением особей;
3) связями между особями разных поколений;
4) спецификой физиологии женских особей.
31. Рост популяции, численность которой не зависит от ее плотности, называ-
ют:
1) логистическим;
2) изменчивым;
3) стабильным;
4) экспоненциальным.
32. В ответ на увеличение численности популяции жертв в популяции хищни-
ков происходит:
1) увеличение числа новорожденных особей;
2) уменьшение числа половозрелых особей;
3) увеличение числа женских особей;
4) уменьшение числа мужских особей.
33. Установите соответствие между формами биотических взаимоотношений и
отдельными представителями.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1) клубеньковые бактерии А) симбиоз
2) бактерии, обитающие в желудке
жвачных животных
Б) паразитизм
3) вши и человек
4) блохи и собаки
5) свиной цепень и свинья
6) гриб и водоросль
1.6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
1. Экосистема это:
1) сохраняющаяся неопределенно долгое время совокупность различных попу-
ляций, взаимодействующих между собой и окружающей их средой;
2) взаимоотношения между видами в рамках биоценоза;
3) совокупность особей проживающих на одной территории.
2. Крупные наземные экосистемы, включающие в себя связанные друг с дру-
гом более мелкие экосистемы, называют:
1) биоценозами;
2) биотопами;
3) сукцессиями;
4) биомами.
18
3. Валовой первичной продукцией экосистемы называют:
1. общее количество вещества и энергии, поступающих от автотрофов к гетеро-
трофам;
2. общее количество вещества и энергии, производимое автотрофами.
4. Первичную продукцию в экосистемах образуют:
1) продуценты;
2) консументы;
3) детритофаги;
4) редуценты.
5. Вторичная продукция в экосистемах образуется:
1) продуцентами;
2) консументами;
3) детритофаги;
4) редуценты.
6. Наименьшая продуктивность характерна экосистемам:
1) лесов;
2) лугов;
3) степей;
4) пустынь.
7. Наибольшая продуктивность характерна экосистемам:
1) тропических дождевых лесов;
2) центральных частей океана;
3) жарких пустынь;
4) лесов умеренного климата.
8. Установите, в какой последовательности должны располагаться экосистемы
с учетом увеличения их продуктивности:
1) центральные части океана;
2) леса умеренной полосы;
3) горные леса;
4) коралловые рифы.
9. Установите, в какой последовательности должны располагаться экосистемы
в направлении увеличения их продуктивности:
1) влажные леса;
2) дубравы;
3) степи;
4) арктическая тундра.
19
10. Несмотря на то, что океан занимает 71% площади нашей планеты, его
продукция в 3 раза, а биомасса водорослей в 10 тыс. раз меньше, чем продук-
ция и биомасса растений суши. Чем это объяснить?
11. Перечислите принципы функционирования экосистем.
12. Опишите явления, свидетельствующие о нарушении человеком принципов
функционирования экосистем.
13. Атмосферный азот включается в круговорот веществ благодаря деятельно-
сти:
1) хемосинтезирующих бактерий;
2) денитрифицирующих бактерий;
3) азотофиксирующих бактерий;
4) нитратных бактерий.
14. Сера в виде сероводорода поступает в атмосферу благодаря деятельности:
1) денитрифицирующих бактерий;
2) сульфобактерий;
3) метилотрофных бактерий;
4) серобактерий.
15. Азот попадает в растения в процессе круговорота веществ в форме:
1) оксида азота;
2) аммиака;
3) нитратов;
4) азотной кислоты.
16. Основными антропогенными поставщиками серы в большой круговорот
веществ являются:
1) теплоэнергетические установки;
2) удобрения;
3) испытания атомного оружия;
4) полеты воздушных кораблей.
17. Круговые движения химических элементов между организмами и окру-
жающей средой называют:
1) круговоротом энергии;
2) биогеохимическим циклом;
3) круговоротом живых организмов;
4) круговоротом азота.
18. Установите соответствие между круговоротами веществ и их признаками.
ПРИЗНАКИ КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ
1) содержание в атмосфере составля- А) ЦИКЛ АЗОТА
20
ет более 70%
2) Растения из почвы поглощают
сульфатные соединения
Б) ЦИКЛ СЕРЫ
3) В водной среде фиксируется циа-
нобактериями
4) Попадает в почву в результате раз-
ложения медного колчедана
5) Основными антропогенными по-
ставщиками элемента в круговорот
веществ служат теплоэнергетиче-
ские установки
6) Фиксатором атмосферного элемен-
та являются клубеньковые бакте-
рии бобовых растений
19. В наземном биоценозе микроорганизмы и грибы завершают разложение ор-
ганических соединений до простых минеральных компонентов, которые снова
вовлекаются в круговорот веществ представителями одной группы организ-
мов. Назовите эту группу организмов:
1) консументы I порядка;
2) консументы II порядка;
3) продуценты;
4) редуценты.
20. В какой форме углерод вступает в круговорот веществ в биосфере?
1) в форме углекислого газа;
2) в форме свободного углерода;
3) в форме известняка;
4) в форме угля.
21. В какой форме углерод выходит из круговорота веществ, образуя осадоч-
ные породы?
1) сульфата кальция;
2) карбоната кальция;
3) нитрата кальция;
4) сульфида кальция.
22. Круговорот кислорода в природе занимает около:
1) 300 лет; 2) 2000 лет; 3) 1 млн. лет; 4) 100 млн. лет.
23. Круговорот воды в природе занимает около:
1) 300 лет; 2)2000 лет; 3) 1 млн. лет; 4) 100 млн. лет.
21
24. Правило краевого (пограничного эффекта) гласит: на стыках биоценозов
количество видов в них:
1) не изменяется;
2) увеличивается;
3) уменьшается;
4) значительно не увеличивается.
25. Масса тела живых организмов в экосистеме называется:
1) биопродукцией;
2) биоэнергией;
3) биомассой;
4) биочисленностью.
26. Сезонная периодичность в природе наиболее выражена в:
1) субтропиках;
2) пустынях;
3) умеренных широтах;
4) тропиках.
27. Периодичность открывания и закрывания раковин у устриц относят к
ритмам:
1) суточным;
2) приливно-отливным;
3) годовым;
4) сезонным.
28. Листопад относят к ритмам:
1) лунным;
2) суточным;
3) сезонным;
4) годовым.
29. Последовательная во времени смена одних сообществ другими на опреде-
ленном участке среды называется:
1) сукцессией;
2) флуктуацией;
3) климаксом;
4) интеграцией.
30. Среди перечисленных примеров к первичной сукцессии относится:
1) превращения заброшенных полей в широколиственные леса;
2) постепенная смена мест рубок лиственным лесом;
3) постепенное обрастание голой скалы лишайниками;
4) превращения пожарищ в ельники.
22
31. Среди перечисленных сукцессионных процессов к первичной сукцессии
относится:
1) превращение гарей в еловые леса;
2) постепенная смена мест рубок сосняком;
3) превращение деградированных пастбищ в дубравы;
4) появление на сыпучих песках сосняка.
32. Среди перечисленных сукцессионных процессов к вторичной сукцессии
относится:
1) превращение заброшенных полей в дубравы;
2) появление лишайников на остывшей вулканической лаве;
3) постепенное обрастание голой скалы;
4) появление на сыпучих песках сосняка.
33. Основной причиной неустойчивости экосистем является:
1) неблагоприятные условия среды;
2) недостаток пищевых ресурсов;
3) несбалансированность круговорота веществ;
4) избыток некоторых видов.
34. Относительно устойчивое состояние экосистемы, в котором поддерживает-
ся равновесие между организмами, а также между ними и средой, называют:
1) климаксом;
2) сукцессией;
3) флуктуацией;
4) интеграцией.
35. Установите соответствие между видовым составом лесных и водных экоси-
стем.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭКОСИСТЕМЫ
1) ель обыкновенная А) лесные
2) тростник обыкновенный Б) водные
3) рогоз широколиственный
4) стрелолист обыкновенный
5) сосна обыкновенная
6) береза повислая
36. Эвтрофикация водоемов это:
1) обогащение водоемов биогенными веществами, стимулирующее рост фито-
планктона;
2) процесс превращения болота в озеро;
3) процесс обогащения воды кислородом.
23
1.7. БИОСФЕРА
1. Оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту
часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими
организмами, называется:
1) атмосферой;
2) гидросферой;
3) экосферой;
4) биосферой.
2. Не входит (полностью или частично) в состав биосферы:
1) атмосфера;
2) магнитосфера;
3) гидросфера;
4) литосфера;
5) астеносфера;
6) ионосфера.
3. На какой высоте находится так называемый отдельный озоновый слой:
1) 20 … 30 км над уровнем моря;
2) 10 … 15 км над уровнем моря;
3) 25 … 50 км над уровнем моря;
4) отдельного слоя озона не существует.
4. Основная роль озонового слоя (экрана) заключается:
1) в защите от ультрафиолетового излучения;
2) в поддержании климата планеты;
3) в создании парникового эффекта.
5. Укажите три вещества, содержание которых в земной коре максимально:
1) водород;
2) алюминий;
3) кислород;
4) кальций;
5) кремний.
6. Отличительными особенностями океанической коры от материковой яв-
ляются:
1) толщина составляет 3 … 7 км;
2) толщина составляет 20 … 40 км;
3) гранитный слой присутствует;
4) гранитный слой отсутствует;
5) осадочный слой в среднем менее 1 км;
6) осадочный слой составляет в среднем 3 … 5 км;
7) наличие второго слоя между осадочными и базальтовыми слоями.
24
7. Горные породы, которыми покрыто более 75 % поверхности континентов —
это:
1) магматические;
2) осадочные;
3) метаморфические.
8. Дайте характеристику оболочкам Земли составляющим биосферу.
9. Перечислите основные признаки биосферы, которые отличают ее от других
оболочек Земли.
10. Перечислите и дайте характеристику трем основным функциям биосферы.
11. Перечислите и дайте характеристику структурным компонентам биосфе-
ры.
12. Закон константности количества живого вещества Вернадского гласит:
1) количество живого существа в биосфере величина постоянная;
2) количество живого вещества в биосфере увеличивается;
3) количество живого вещества в биосфере уменьшается.
13. Природные тела почвы, представляющие собой результат совместной дея-
тельности всех живых организмов, а также физико-химических и геологиче-
ских процессов, протекающих в неживой природе, В. И. Вернадский назвал:
1) живым веществом;
2) косным веществом;
3) биогенным веществом;
4) биокосным веществом.
14. Функция живого вещества, связанная с поглощением солнечной энергии в
процессе фотосинтеза и последующей передачей по пищевым цепям, называ-
ется:
1) энергетической;
2) концентрационной;
3) деструктивной.
15. Функция живого вещества, связанная с переносом вещества против силы
тяжести и в горизонтальном направлении, называется:
1) транспортной;
2) энергетической;
3) газовой;
4) деструктивной.
25
16. Функция живого вещества, связанная со способностью изменять и поддер-
живать определенный атмосферный состав, называется:
1) транспортной;
2) энергетической;
3) газовой;
4) деструктивной.
17. К концентрационным функциям живого вещества биосферы относятся:
1) образование озонового экрана;
2) выделение живыми организмами аммиака;
3) аккумуляция железобактериями железа;
4) образование органических веществ при автотрофном питании;
5) способность хвощей накапливать кремний .
18. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в био-
сфере относятся:
1) процессы аккумуляции железа;
2) процессы фотосинтеза;
3) процессы выделения аммиака;
4) процессы хемосинтеза;
5) процессы минерализации органических веществ ;
6) процессы дыхания.
19. Какова роль зеленых растений для биосферы Земли?
20. В чем проявляется связь биосферы Земли с космосом?
21. Гипотетическая стадия развития биосферы, когда в будущем разумная деятель-
ность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития – это
определение:
1) магнитосферы;
2) ноосферы;
3) литосфера;
4) астеносфера.
22. К признакам современной ноосферы относятся:
1) массовое потребление продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох;
2) увеличение содержания свободного кислорода;
3) появление новых трансурановых химических элементов;
4) рассеивание энергии Земли;
5) накопление энергии Земли;
6) является сферой Земли.
23. Что такое природные ресурсы?
1) совокупность природных тел и явлений не используемых человеком в своей
26
деятельности;
2) совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует чело-
век в своей деятельности.
24. К невозобновимым природным ресурсам относятся:
1) солнечная энергия;
2) топливно-энергетические ископаемые ресурсы.
25. В чем заключается принцип оптимизации природопользования?
1) в принятии наиболее целесообразных решений в использовании природных
ресурсов;
2) в оптимальном использовании природного потенциала региона.
ОТВЕТЫ
Глава 1. Предмет и задачи экологии
1). 3; 2).2; 3).3; 4). 4; 5).2; 6). 1; 7). 4; 8). 3; 9). 2;
10).3; 11).3; 12).2; 13).4; 14).3.
Глава 2. Организмы и среда обитания
1).3,5; 2).3; 3).1; 4). 2; 5).1; 6). 3; 7).1; 8).1;
9).метаболизм; 10).А, Б, Б, Б, А, А; 11).2; 12).1; 13).1;
14).органические из неорганических; 15).2 ; 16).2 ; 17).3 ; 18).вид
Глава 3. Факторы среды
1).1; 2).2; 3).3; 4). 1; 5).1; 6).3; 7).2; 8).1; 9). 3;
10).4; 11).1; 12). Б, А, Б, А, Б, А; 13). А, Б, Б, Б, А, А; 14). 4;
15).1; 16).3; 17).2, 4; 18).1; 19). 3; 20).1, 4, 5; 21). 2, 3, 6;
22).1, 3, 4; 23).1; 24).5; 25). 1.
Глава 4. Экология популяций (демэкология)
1).2; 2).2; 3).4; 4). 4; 5).1; 6).2; 7). 3; 8). 4; 9). 1;
10).4; 11).2; 12).3; 13).1; 14).2.
43
Глава 5. Экология сообществ (синэкология)
1).2; 2).2; 3).3; 4).4; 5).1,2,3,4; 6).2; 7).2 ; 8).3;
9).4; 10).1; 11).2; 12).1; 13).2; 14).4; 15).1; 16).4;
17).
0,01%; к уменьшению числа и массы организмов на каждом по-
следующем уровне; к ограниченности количества звеньев в пищевой
цепи;
18).
10%; 21). 2; 22). 1; 23). 3; 24). 3;
25). 3; 26). 1; 27). 3; 28). 3; 29). 2; 30). 1; 31). 4;
32). 1; 33). А, А, Б, Б, Б, А
Глава 6. Экологические системы
1). 1; 2).4; 3).2; 4).1; 5).2; 6).4; 7). 1;
8).1, 3, 2, 4; 9).4, 2, 3, 1;
10). Основные продуценты суши — деревья, а океана — мелкие одно-
клеточные водоросли; различный прирост; растительноядные консу-
менты океана быстро поедают продуцентов, и запас водорослей посто-
янно остается низким, а на суше — наоборот.
11). Получение ресурсов и избавление от отходов в рамках круговоро-
та всех элементов; существование за счет практически неисчерпаемой
и чистой солнечной энергии; соответствие биомассы популяции тро-
фическому уровню, занимаемому ею.
12). Нарушение круговорота веществ (загрязнение, кислотные дож-
ди); экосистема функционирует не только за счет солнечной энергии,
но и энергии ветра, дров, ископаемого топлива и других источников;
нарушается принцип — на конце длинных пищевых цепей не может
быть большой биомассы. Человек — третий трофический уровень, то
есть питается мясом. Чтобы все люди могли есть мясо, нужно расши-
рить в 10 раз посевные площади.
13). 3; 14). 2; 15). 3; 16). 1; 17). 2; 18).А, Б, А, Б, Б, А
19). 4; 20). 1; 21). 2; 22). 2; 23). 3; 24). 2; 25). 3; 26). 3;
27). 2; 28). 3; 29). 1; 30). 3; 31). 4; 32). 1; 33). 3; 34). 1;
35). А, Б, Б, Б, А, А; 36). 1.
Глава 7. Биосфера
1). 3; 2). 2,5,6; 3).1; 4). 1; 5). 2,3,5; 6). 1,4,5,7; 7). 2;
8). Атмосфера (газовая оболочка Земли) состоит из смеси газов:
азота, кислорода и инертных газов. Ее нижний слой, до 15 км, назы-
вается тропосферой. На высоте 15-35 км от поверхности Земли рас-
положен «озоновый экран».
Гидросфера (водная оболочка Земли) составляет 70% поверхности
Земли. Наибольшие запасы воды сосредоточены в Мировом океане
(около 90%).Состояние гидросферы определяет климатические усло-
вия.
Литосфера (твердая оболочка Земли) включает в себя земную кору и
44
верхнюю часть мантии. Жизнь в литосфере сосредоточена в ее верх-
нем, плодородном слое — почве.
9). В пределах биосферы проявляется геологическая деятельность
всех живых организмов.
Непрерывный круговорот веществ, регулируемый деятельностью жи-
вых организмов.
Биосфера получает энергию от солнца и поэтому является открытой
системой.
10). Газовая функция – выделение и поглощение газов живыми орга-
низмами.
Окислительно-восстановительная функция – осуществление окисли-
тельных и восстановительных химических реакций живыми организ-
мами.
Концентрационная функция – способность живыми организмами на-
капливать в своих телах различные химические элементы в виде ор-
ганических и неорганических соединений.
11). Живое вещество – совокупность всех живых организмов (микро-
организмов, грибов, растений, животных).
Биогенное вещество — это минеральные или органические вещества,
созданные в результате жизнедеятельности живых организмов (газ,
нефть, известняк и т. д.).
Косное вещество – совокупность всех неживых тел, которые образу-
ются в результате процессов не связанных с деятельностью живых
организмов (вулканизм, метеориты и т. д.).
Биокосное вещество – создается живыми организмами вместе с не-
живой природой (почва).
12). 1; 13). 4; 14). 1; 15). 1; 16). 2; 17). 3, 5; 18). 2, 4, 6;
19). Трансформируют энергию солнечных лучей в энергию химиче-
ских связей органических соединений, которая используется всеми
остальными живыми существами нашей планеты.
Насыщают атмосферу земли кислородом, который служит для окис-
ления органических веществ.
Определенные виды растений в симбиозе с азотофиксирующими бак-
териями вводят газообразный азот атмосферы в состав молекулы ам-
миака и других азотосодержащих соединений.
20). Потоки энергии, поступающие на землю, создают условия, обес-
печивающие жизнь.
Космическое излучение, достигающее биосферы, обеспечивает фото-
синтез и влияет на активность живых существ.
21). 2; 22). 1, 3, 4; 23). 2; 24). 2; 25). 1.
Источник