Раздражение как избавиться от него православие
Почему так часто люди раздражаются, и что надо делать, чтобы и самому не впадать в этот грех?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Раздражение – острое проявление озлобления и недовольства. Оно бывает быстротекущим и продолжительным. Причиной раздражительности всегда является гордость и самолюбие. Сколько бы человек ни говорил о любви, он, раздражаясь, обнаруживает отсутствие в нем этой важнейшей добродетели. Св. апостол Павел указывает на отсутствие раздражения как на одно из проявлений любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1Кор.13:4-7). Совершенная любовь является нравственным идеалом последователя Иисуса Христа. Любовь есть мера нашего христианства. Сколько в нас любви, столько же в нас христианства. Без любви наша религиозная жизнь является формальной, холодной и бесплодной. Один афонский старец как-то сказал: «Не упускайте возможности угодить Богу ласковым обращением с людьми». Мы порой ищем, что можно сделать хорошее для своего спасения, и не замечаем, что такая возможность рядом. Она предоставляется нам почти каждую минуту. Напротив, постоянной раздражительностью мы обесцениваем наш труд, совершаемый для спасения, ибо причиняем боль тому, за кого Христос умер (Рим.14:15).
Не впадает в раздражительность тот, кто отрешился от нравственной беспечности, кто постоянно наблюдает за своими словами, делами и чувствами, помня, что любой грех удаляет нас от Бога. Нанесение обиды человеку, недовольство и озлобление против него, является сугубым грехом, потому что он связан с нарушением одной из двух главных заповедей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк.12:31). Христианин не должен раздражаться. В отношении к любому человеку проверяется мера нашей христианской нравственности. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф.4:31-32).
При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна
Источник
Как бороться с раздражением?
Беседовали Анна Кастарнова и Ольга Ильина
Пост – борьба со страстями. А что делать, когда не можешь справиться с нарастающим раздражением?
– Однажды преп. Амвросий Оптинский, когда какая-то женщина жаловалась ему на то, что она стала раздражительной, сказал: любое раздражение от гордости. Почему ты можешь раздражаться на человека, почему ты можешь злиться на него? Потому что ты считаешь себя выше него. Если б ты считал себя хуже и ничтожней, как бы ты мог на него раздражаться, интересно?
– Иногда ты даже об этом не думаешь, а просто что-то нехорошее поднимается внутри…
– Если бы рядом с Вами в этот момент находился, например, митрополит Ювеналий, Вы бы стали раздражаться?
– Нет, если митрополит, вряд ли…
– Почему? Потому что рядом с Вами есть кто-то, на кого Вы вот так смотрите, снизу вверх. Значит, если бы Вы так смотрели на любого человека, Вы никогда бы не раздражались.
– А как научиться смотреть на любого человека, как на митрополита Ювеналия?
– Мы видим другого человека только с внешней стороны. Мы не знаем, что он думает, не знаем его внутреннего устройства. И мы в любом человеке можем подозревать особенные душевные свойства, которые его оправдывают полностью… Может быть, он очень добр или простосердечен в глубине себя, может быть, он вынес ребёнка из горящего дома, может быть, дал ему Господь такой дар, что он только скажет в сердце своём: «Прости…» и его прощают. От нас всё это скрыто. Ну а про себя-то самих мы всё знаем! Вот как нам оправдать себя? Мы знаем все свои потайные желания, поступки, косые взгляды, всех червей, которые в нас копошатся. Когда мы думаем про себя – какая там тайна, какое спасение, какое прощение. И тогда ты начинаешь к другому относиться с гораздо большим уважением и страхом, потому что он тайна, а ты – открытая книга. Вот считай, что всё, что с тобой внутри происходит, знают все вокруг…
– Ужасно. Но ты-то всё знаешь! А другой – тайна. И вот этой тайной могут быть митрополит Ювеналий, Мусоргский, Моцарт, – кто угодно. А с тобой всё ясно. И мне кажется, это правильное упражнение. Ты начинаешь к себе относиться проще, а к другим – сложнее. И вряд ли ты уже будешь на человека раздражаться ни с того ни с сего.
– Отец Александр, а как научиться ценить то, что ты имеешь, то, что тебе дано, и не переживать из-за того, что могло бы быть? Вот, например, утрирую: ты работаешь менеджером, а хочешь быть директором фирмы. А вот был бы ты менеджером, получал бы удовлетворение от того, что у тебя есть сейчас: от семьи, детей, – и не рвался куда-то вверх.
– Почему? Можно и рваться вверх.
– А зачем, если тебе это не приносит никакой духовной пользы?
– Тогда не рвись, если не приносит. Нет человека, который своей пользы не чувствовал бы. Зачем ты рвешься? Что тебе нужно? Мне кажется, если три раза спросить «зачем?», можно понять смысл того, что ты хочешь. Тебе денег надо? Или слава тебе нужна?
Вот представьте себе, что говорили Апостолу Петру, когда он за Христом пошел: «Да ты что? Куда ты рвёшься. Ты всё бросил!» У него семья была, теща была. И что нужно было ему сказать? «Вернись»? «Ходи в синагогу»?
Мы робки. Господь так устраивает, что даже в роковой ошибке можно найти полезную для тебя и развивающую вещь. Ничего безнадежного нет. Зачем говорить человеку «Остановись!»? Он сам разберется, нужно ему – пускай рвется… Но это мы с вами так, между собой говорим…
Я люблю историю про одного теперь уже очень пожилого священника. Он учился в семинарии, и ему нужно было решить, жениться или идти в монахи. Он хотел идти в монахи, духовник сказал съездить к старцам. Он съездил: одни старцы сказали одно, другие – другое. Он вернулся к духовнику, и тот говорит: «Ну, ладно, тогда женись». Он женился, а через 20 лет духовник приехал к нему в гости на несколько дней. Приехал, пожил, посмотрел, а, уезжая, сказал: «Ты знаешь, я ошибся: тебе не нужно было жениться». И этот батюшка мне говорит: «Да, наверное, он ошибся. Но жизнь моя уже прошла. И я счастлив. Счастлив в детях, счастлив в своей службе, в самом терпении своём счастлив…»
– Отец Александр, в конце нашей беседы скажите что-нибудь на спасение души.
– На спасение души надо сказать всем, и себе тоже: не бойся! Надо Бога бояться, а жить – не бояться. Всё может быть, и ужасное может быть. Но всё равно бояться не надо, надо жить радостно и с аппетитом!
Источник
Православная Жизнь
В продолжение Великого поста каждый христианин должен вести усиленную борьбу со страстями. Также святые отцы говорят о том, что в этот период усиливаются искушения, в результате которых человек впадает в грех раздражительности. Мы собрали поучения афонских монахов о том, как бороться с раздражительностью.
«Некоторые монахи бывают немирны, и выставляют причины: или послушание нехорошее, или калия плохая, или старец с тяжелым характером. Но не понимают они, что не калия виновата, и не послушание, и не старец, а душа больная. Горделивой душе ничто не нравится, а смиренному все будет хорошо. Если начальник плохой, то молись за него, и в душе у тебя будет мир. Если калия плохая, или послушание не нравится, или болезнь тяготит, то помышляй сам в себе: «Господь меня видит и знает мое положение; стало быть так Богу угодно», и будешь мирен. Душа если не предастся воле Божией, нигде не будет мирна, хотя бы несла великий пост и молитву творила. Кто обвиняет людей за то, что они его укорили, тот не знает, что душа у него больная, а не укоризна виновата». (Преподобный Силуан Афонский).
Однажды у преподобного Силуана Афонского спросили, как нужно вести себя человеку, у которого раздражительный начальник на работе. На это он ответил так:
«Раздражительный человек сам несет большое страдание от злого духа. Мучение это он терпит за гордость. Подчиненный, кто бы он ни был, должен знать это и молиться за больного душой своего начальника, и тогда Господь, видя терпение его, даст ему (подчиненному) прощение грехов и постоянную молитву. Великое дело перед Богом молиться за тех, кто обижает и оскорбляет нас; за это Господь даст благодать, и ты Духом Святым познаешь Господа, и тогда с радостью будешь терпеть все скорби за Него, и даст тебе Господь любовь ко всему миру, и ты горячо будешь желать добра всем и будешь молиться за всех, как за свою душу. Господь заповедал любить врагов, и кто любит врагов, тот уподобляется Господу, но любить врагов возможно только по благодати Святого Духа, и поэтому, как только обидит тебя кто-нибудь, молись за него Богу и тогда сохранишь мир в душе и благодать Божию. А если ты будешь роптать и ругать своего начальника, то и сам ты станешь раздражительным, как он, и исполнится тогда на тебе слово пророка Давида: со избранным избран будеши и со строптивым развратишися (Пс. 17, 27)». (Преподобный Силуан Афонский).
Преподобный Никодим Святогорец рассказал такую поучительную историю, которая поможет избавиться от раздражительности тем, что занимает руководящую должность: «Был у нас такой случай. Монастырский эконом посылал одного рабочего по делу, но тот, по неопытности, не хотел идти. Эконом говорит ему: «Иди». Тогда рабочий рассердился и при всем там бывшем народе, а было человек сорок, назвал эконома собакою. Но эконом пожалел рабочего, и дал ему чаю и сахару, и сказал: «Ты всегда зови меня собакою». И вдруг рабочему стало так стыдно, что лицо его горело от стыда, и после был он послушнее всех. Так хорошо жить по любви; тогда Господь помогает Своею благодатью и дает горячую молитву за людей. Но если эконом будет раздражительный, то он и свою душу испортит, и других людей возмутит гневом своим». (Преподобный Никодим Святогорец).
«Предположим, что кто-нибудь оскорбил тебя чем-нибудь, большим или малым, и у тебя поднялись движения неудовольствия и раздражения с внушением отплатить. Внимай себе и спеши осознать, что эти движения хотят увлечь тебя не на доброе …Старайся возбудить и утвердить в себе чувства и расположения. Это и будет — изгнать из сердца страсть и заменить ее противоположною ей добродетелью, что и есть цель невидимой брани». (Преподобный Никодим Святогорец).
«Человек порабощается страстям, дав диаволу права над собой. Запусти всеми своими страстями диаволу в рожу. Этого и Бог хочет, это и в твоих же собственных интересах. То есть гнев, упрямство, тому подобные страсти обрати против врага. Или, лучше сказать, продай свои страсти тангалашке (такое прозвище старец дал диаволу), а на вырученные деньги накупи булыжников и бросай ими в диавола, чтобы он к тебе даже не приближался. Обычно мы, люди, невнимательностью или гордыми помыслами сами позволяем врагу делать нам зло. Тангалашка может воспользоваться одним только помыслом или словом». (Преподобный Паисий Святогорец).
«В прежние времена жизнь была более умиротворенной и люди проявляли терпение. А сегодня все, кого ни возьми, словно зажигалки: сыпят искрами и не могут вынести ни единого слова. …Но правда и то, что сегодня некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным». (Преподобный Паисий Святогорец).
«Маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит «не хочу, не буду!» Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку — хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается!». (Преподобный Паисий Святогорец).
«Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение, как внешняя пыль, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится». (Преподобный Паисий Святогорец).
«Если разражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться». (Преподобный Паисий Святогорец).
«Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным». (Преподобный Паисий Святогорец).
Источник
Почему в пост повышается раздражительность
Что такое конфликт? Какова природа раздражительности? Всегда ли гнев — грех? На эти и другие вопросы отвечает священник и психолог Андрей Лоргус.
— Если человеку свойственно нередко попадать в конфликты, о чем это может говорить? Может быть о его гордости, немилосердии или, наоборот, о его положительных чертах, например, о том, что он не проходит молча мимо несправедливости?
Священник Андрей Лоргус
Если человек попадает в конфликты — это значит, что он живой, потому что конфликт – это нормальное явление. Мы вступаем в конфликты в силу того, что мы разные. У нас разное отношение к миру, к себе, к тем состояниям, которые мы переживаем, поэтому неизбежны столкновения различных мнений, различных подходов, различных чувств и характеров. Сталкиваются два разных чувства, два разных интереса, два разных мнения — вот вам, пожалуйста, конфликт.
Выйти из конфликта – значит обогатиться знанием о том, что иные люди хотят жить по-другому, не так, как вы, и научиться принимать точку зрения других, научиться договариваться. Как два враждующих государства рано или поздно садятся за стол переговоров и договариваются о границах и взаимоотношениях, так и у людей любой конфликт завершается тогда, когда они садятся за стол переговоров и договариваются о том, как они будут дальше вместе жить. Или о том, что они разойдутся.
А существует ли тип конфликтной личности?
В психологии такого понятия нет, поскольку конфликтность – это симптом разных состояний. Конфликтной личностью называют обычно человека, который любит выяснять отношения, бывает навязчивым, раздражительным. Но это уже не конфликтность сама по себе, это другое качество, которое на языке психологии, психиатрии называется навязчивостью.
Есть люди, которые пытаются самоутверждаться за счет других. Это тоже может быть названо конфликтностью. Такой человек всегда вступает в самые разные споры только — для того, чтобы доказать свою правоту и таким образом самоутвердиться.
Могут быть и другие ситуации, например, когда раздражительность стала свойством характера.
В целом же можно сказать, что конфликтность — это нормальное свойство, но если человек слишком часто вступает в конфликты, значит у него есть внутренний конфликт с самим собою.
Чаще всего внутренний конфликт – это конфликт между идеальным «Я» и самооценкой. То есть я чувствую, что я гораздо хуже, чем хотел бы быть. Это вызывает во мне напряжение и раздражение собою. Поэтому при малейшем поводе я переношу это раздражение на других.
Если человек все время всех обличает….?
Частое обличение других – это способ самоутверждения. Кроме того, это может быть свойством конформистского характера, когда человек очень крепко держится за определенные правила, рамки, стереотипы, внешние нормы поведения. Этому человеку нужно все время кого-то обличать, чтобы поддерживать динамическое и устойчивое представление о собственных рамках и стереотипах.
Если говорить об оппозиции, то это подростковый симптом. Именно для подростка свойственно все обличать и быть всегда против. Это так называемый подростковый нигилизм, свойственный инфантильной личности взрослеющего человека.
У человека произошло «застревание» в подростковой позиции – всегда быть «против». Не важно, по какому поводу, главное — быть всегда в оппозиции. Типичный пример «застрявшего» в подростковом возрасте мужчины – доктор Хаус.
А почему происходит «застревание»?
Причин может быть очень много. Если брать Хауса, то, конечно, здесь играет роль глубокая психологическая травма, но на ее месте может быть и страх взрослого мира, и боязнь ответственности.
А раздражительность — откуда
У раздражительности есть несколько конкретных причин. Самая главная – это наличие внутреннего напряжения. Внутреннее напряжение возникает у человека тогда, когда он занимает не соответствующее себе место. Например, берет на себя слишком тяжелую работу или выполняет работу, для которой он не приспособлен. У него нет способностей, нет знаний, нет умений. Или человек вынуждает себя терпеть какое-либо неудовлетворительное состояние, скажем, голод, холод, недосыпание. В этих случаях выстраивается следующая цепочка внутренних состояний: напряжение – раздражение – агрессия. То есть раздражение – это всегда показатель внутреннего напряжения.
Кроме того, к раздражению ведет внутри-личностный конфликт, когда реальное самоощущение не совпадает с идеальным «Я»: «Я хотел бы быть святым, но я, оказывается, простой грешник». Тогда возникает внутренний конфликт, а от него происходит раздражение.
Раздражение может возникать и естественно, когда нарушаются мои личностные границы. Если начальник на работе все время повышает на меня голос или требует от меня делать то, что я не должен, например, заставляет меня заваривать чай или все время мной недоволен и ругает меня. Когда в мою комнату без стука входят родители. Когда моя жена контролирует содержание моего бумажника или моей переписки. В подобных случаях нарушаются личностные границы, и человек всегда раздражен.
Часто раздражение возникает в связи с духовной жизнью, когда человек берется за подвиг не в свою меру, не понимая даже внутренней сути этого духовного подвига, например, непрестанной молитвы. Для того, чтобы научиться молитве, необходимо много разных условий. Прежде всего, это знание своих основных страстей (о победе над ними в начале духовного пути речь еще не идет). Во-вторых, это, конечно, умение владеть собою, то, что святые отцы называли собранностью. Для того, чтобы непрестанно молиться, надо знать, как совершается молитва внутренним голосом, умом. А для этого требуется чистота ума и сердца. Если этих условий нет, то человек, который взвалили на себя такой подвиг, конечно, будет раздражен, потому что у него не получается, и он не знает, почему.
Причин раздражения, связанных с духовной жизнью, много, но все они проистекают от отсутствия опыта и послушания духовному руководителю, если таковой имеется.
С чем связана повышенная раздражительность во время поста у некоторых людей?
Если человек не опытный в христианской жизни берется за строгий пост, то его раздражительность чаще всего будет гораздо выше нормы. Кроме того, он будет проецировать свою раздражительность на других людей. Неофит просто не знает, какие последствия в нем вызовет строгий пост. Более того, он не догадывается, что помимо поста в Церкви есть еще молитва, богослужение. И если степень поста не уравновешена молитвой или иным духовным деланием, то очень трудно его выдержать.
Пост создает некий вакуум внутри души, и его надо чем-то заполнить. Чем? Духовным содержанием. Когда у человека отсутствуют сенсорные ощущения вкуса, насыщения, радости от трапезы, у него образуется вакуум, недостаток простых чувств. Чем этот вакуум можно заполнить? Чем-то духовным, интеллектуальным: чтением, молитвой, богослужением. Может быть, даже стоит пойти на дополнительны курсы или послушать лекции, которые сейчас в большом объеме предлагаются каждому православному. Тем самым можно скомпенсировать тот внутренний вакуум, который образуется из–за поста. Ведь целью поста как раз и является создание некоего внутреннего пространства, куда может поместиться новое и ценное. Если же человек просто не ест и, сжав кулаки, терпит муки голода, то он не может быть не раздражен.
Пост заключается не в том, чтобы держать себя за руки и за ноги железными цепями. Этого напряжения личность все равно когда-нибудь не выдержит. И смысл поста не в том, чтобы вызвать внутреннее напряжение, а в том, чтобы приобрести новый опыт, духовный опыт. В данном случае пустота, голод – это почва для нового опыта, но не цель.
Если, например, в семье есть проблемный человек, который является источником постоянного раздражения, и изменить это нельзя, можно ли в таком случае справиться со своим раздражением?
Источник раздражения всегда внутри человека. Это не мама с папой, не жена или дети, а внутренняя точка напряжения в его душе, в его личности. Так что человек всегда может что-то сделать с этой точкой напряжения, главное разобраться, что это такое. И детский крик может не раздражать, а радовать, и стук в дверь престарелой мамы, которая еще раз пришла спросить, взял ли ты с собой на завтра теплые носки, может не раздражать, а умилять. Причина раздражения внутри души человека. С ней надо не бороться, с ней надо разбираться.
Что такое гнев — реакция на раздражение?
Иногда гнев может быть реакцией на раздражение, но бывает, что гнев является просто эмоциональной реакцией. Эмоциональная реакция – это естественная психологическая реакция, которая возникает в ответ на такие стимулы, которые у каждой личности особые. Оскорбление, унижение, агрессия, напор, нарушение границ может вызывать у нас гнев. Если гневливость – эмоциональная реакция, то эти вспышки проходят через пять-двадцать минут. Но гневливость может стать и чертой характера, тогда мы рассматриваем как страсть.
Отдельные вспышки гнева, наверное, дело житейское, не стоит о них и говорить?
Ну почему же. Они тоже имеют важное значение в духовной жизни. Если я пришел на работу голодный и замерзший и при этом застал в своем кабинете сотрудников, которые чаю не приготовили, задание не выполнили, и так далее, и не приму вовремя меры, чтобы не дать себе вспылить, — то это будет мой грех. Если я знаю, что у меня такое искушение может возникнуть, значит я себя должен, во-первых, сдержать, во-вторых, принять контрмеры, например, попить сладкий чай перед тем, как разговаривать с сотрудниками о работе.
Кто предупрежден, тот вооружен. Как Давид в Псалтири пишет: «уготовихся и не убояхся». То есть человек готовый и знающий, чего от себя ожидать, не попадается в эту ловушку.
Мне кажется, что особенность гнева состоит в том, что у него отсутствует такая стадия как «прилог». То есть за негативным событием сразу следует негативная эмоциональная реакция. Ни мозги, ни душа просто не успевают вклиниться между этими двумя событиями. Возможно ли затушить вспышку раздражения в таком случае?
В этом случае ничего нельзя сделать, поскольку это эмоциональная реакция. Но стоит знать, что мы попадаем в эти эмоциональные реакции с определенной закономерностью, а закономерность эта заключается в нашем предыдущем опыте. Если наша эмоциональная реакция зашкаливает, если она в несколько раз превышает стимул, то есть повод, по которому мы вспылили, не соответствует нашему гневу, — значит причина этой вспыльчивости лежит где-то в нашем прошлом опыте, и она не связана напрямую с данным событием. Значит надо искать причины такой эмоциональной реакции в прошлом опыте.
Если речь идет о сложной ситуации, в которой человек сам разобраться не может, надо обращаться к специалисту, идти на психотерапию. И медленно, шаг за шагом, разбираться, в чем причина этого внутреннего глубокого конфликта, напряжения.
А если гнев адекватен обстоятельствам?
«Адекватный» гнев также может привести к очень тяжелым последствиям. В гневе можно сказать лишние слова, обидеть кого-то. Поэтому лучше этого избегать. Если гнев в какой то мере адекватный, значит есть некая возможность избежать ситуаций, в которых я могу гневаться. Когда я знаю, что эта ситуация выводит меня из себя, и я ничего не могу с этим поделать, тогда надо предупреждать окружающих. Повесить на себя табличку «Осторожно, я могу сейчас взорваться».
Помимо собственной страсти, гнев провоцирует и еще и объективная несправедливость. Существует ли мера терпения несправедливостей? Некоторые подвижники намеренно устраивали свою жизнь так, чтобы рядом с ними находился гневливый человек. Значит ли это, что какую-то, хотя бы видимую, справедливость отстаивать вообще не надо, не надо защищать свои права, а надо смиряться?
Это очень разные понятия – смирение, справедливость и отстаивание прав.
Каждый человек имеет право защищать свои права: человеческие, политические, профессиональные, семейные. Будет он это делать или нет – это его выбор. Есть люди, которые не защищают своих прав, страдают, но терпят. Есть люди, которые очень тщательно оберегают свои права.
Теперь по поводу смирения. Это святоотеческая добродетель. Смирение не является вопросом психологии, но тем не менее и в психологии есть понятие смирения. Оно означает признание и принятие себя таким, каков ты есть на сегодняшний день. Принятие не своих грехов и страстей, а себя. Это требует смирения, потому что я не соответствую собственному идеальному образу, который хотел бы иметь. Я такой, какой есть, например, маленький, горбатенький, сухонький и гугнивый. Принять себя реальным очень сложно, потому что мы все время о себе мечтаем. Это смирение в психологическом смысле. Я думаю, что с него начинается смирение духовное.
Относительно же справедливости можно сказать, что ведь ее вообще нет. Кто сказал, что справедливость существует? Даже само это понятие является не духовным, а социальным. Но и в социуме справедливости нет. И Бог не справедлив, но многомилостлив. Если бы Бог был справедлив, нас бы не было на этой земле. По справедливости мы давно должны были быть в геенне огненной, а мы ходим, радуемся и даже бываем счастливы. Это же Его милость к нам, а не справедливость.
Когда-то Бог пытался быть справедливым и учинил потоп, но потом сказал, что не будет больше таким. Он хотел быть справедливым, и Дафан и Авирон под землю ушли. Мы знаем примеры Божественной справедливости, трепещем от них и рассчитываем на Его милость к нам, а не на Его справедливость. И нет ничего более милосердного, чем пришествие в мир Сына Божиего, устроившего наше спасение. Поэтому поиск справедливости в этом мире – это, на мой взгляд, ложная идея. Ее нет. И отстаивать правду, отстаивать справедливость — это некая романтическая мечта, которая, к сожалению, сгубила многие жизни.
Источник