- На дне: Характеристика Клеща
- Особенность образа
- Клещ и работа
- Клещ и жена
- Клещ и ночлежка
- Сайт здоровой семьи
- Главные герои повести «На дне»
- Анна в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание
- Анна в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание
- Характеристика героев пьесы «На дне» Горького: описание обитателей, жителей ночлежки
- Характеристика героев пьесы «На дне» Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки и других персонажей
На дне: Характеристика Клеща
Среди нищих обитателей ночлежки есть тот, кто не должен бы там быть. Образ и характеристика Клеща в пьесе «На дне» подтверждают реальность жизни: на самом низу общества легко оказываются рабочие люди.
Особенность образа
Клещ – нелюдимый и замкнутый жилец. Он редко говорит, чаще бурчит или злится. Отношение к людям у персонажа резко отрицательное. Все находящиеся рядом с ним чувствуют эту антипатию, сторонятся его или осуждают. Чем объясняется такое положение? Клещ гордится умением работать, у него есть мастерство. Андрей Митрич ставит себя на ступень выше остальных постояльцев. Он – рабочий человек, они – отбросы общества. Причем, нет у Клеща деления на близких и чужих (неродных). Удивительно, что воры, картежники, разбойники стоят в стороне от рабочего. Не находят с ним общих тем и бывшие дворяне, артисты. Человек без сострадания и души не может быть кому-то другом.
Клещ и работа
Труд должен, по мнению классика, приносить удовлетворение. Клещ занят изготовлением каких-то железных деталей. Он верит, что им найдется хозяин. Слесарь сможет вернуться к нормальному существованию, покинуть ночлежку. Но в это верит только он один. Зритель и читатель чувствуют, что Клещу здесь место — на дне, в темном подвале. Он не сможет больше причинить вреда и горя, которое доставил жене, доброй слабой характером Анне. Клещ будет бездельничать, пить, драться вместе с другими постояльцами.
Клещ держит в руках ключи, и рядом с наковальней лежит связка ключей. Классик не зря дает ему в руки именно ключи. Какие двери мог бы открыть слесарь, скольким людям помочь? Вопрос становится философским. Не всякий труд, оказывается, способен изменить человека. Клещ закрылся на замок от всех и стал ненужным, жестоким и злым.
Еще один предмет, который находится рядом с персонажем – самовар. Символ русского добродушия исковеркан и разбит. Так и Андрей Митрич. Он не стал тем, кто объединил бы вокруг себя, создал артель, а тот, кто разбивает и разрушает. Созидательный характер труда исчезает.
Клещ и жена
Анна терпит от мужа побои. Женщина, еще достаточно молодая, превращается рядом с Клещом в разбитую старуху. Болезнь съедает молодость, но не изменяет мужчину. Он продолжает быть грубым, жадным и жестоким. Мужу жалко для жены глотка свежего воздуха. Он боится за себя, вдруг простудится, думать о ближних — не в его правилах. Нет в мужчине любви и ласки. Создается впечатление, что ему все в тягость. Он ждет, что не станет жены и все изменится. Он найдет себе новое место, но судьба распоряжается по-другому. На похороны Клещ продает инструменты и остается без сил, без работы и без семьи, которую не ценил.
Клещ и ночлежка
Андрей Митрич злится на судьбу. Он не ищет правду, зачем она ему. Вся правда жизни в лохмотьях. Из уст персонажа слышится страшное: «Издыхать надо!». Он произносит слово «дьявол» тогда, когда большинство обращаются к Богу. Ночлежка раскрывает характер рабочего человека. Не всем удается выбраться из нищеты, ремесло не помогает. Клещ быстро привыкает к людям подвала. Он начинает понимать, он не выше их. Везде люди, и они одинаковы по своей сути. Человеку нужно пристанище, пусть это будет ночлежка. Темное беспросветное будущее у живого мужчины встает в контраст светлых и радужных надежд умершей жены.
Гениальный классик не стал идеализировать человека, владеющего мастерством. Он, наоборот, показывает, как можно очерствить душу. Суровая реальность отбирает у таких людей мечты, лишает их будущего.
В итоге, слесарь встает на одну ступень с Сатином. Он пьет и рассуждает как Актер о своей ненужности в этом мире. Постепенно Клещ забудет о ремесле, как Бубнов будет смеяться над другими.
Источник
Сайт здоровой семьи
Главные герои повести «На дне»
В речи каждого из персонажей драмы отражается его внутренний облик, характер, социальное положение, культурно-интеллектуальный уровень. Так, в речи Луки присутствует просторечие («давеча», «всяко», «отмаялась»), он употребляет синонимические пары («славно-хорошо»), использует лексический повтор («жил-жил», «глядел-глядел»), эпифору («Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит»).
Речь героя афористична, напевна, многие высказывания его похожи на пословицы, отражают народное мировидение: «Ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают…», «Где тепло, там и родина», «Все мы на земле странники…», «Человек — все может… лишь бы захотел…» Лука рассказывает ночлежникам притчу о «праведной земле». Исследователи отмечали, что этот интерес героя к легендам и преданиям может быть обусловлен крестьянским происхождением его, а также его прошлым общением с раскольниками. Вместе с тем мы отмечаем богатый жизненный опыт этого персонажа, его ум, наблюдательность.
Главным идейным оппонентом Луки считается Сатин. Он получил образование, прочитал много книг, в его памяти живы научные термины («трансцендентальный», «макро-биотика»).
При этом вряд ли он понимает значение этих выражений. «Люблю непонятные, редкие слова», — говорит Сатин. Речь героя также афористична, он обладает ораторскими способностями: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» В этой фразе использован прием анафоры и синтаксического параллелизма. Именно Сатину автор доверяет знаменитый монолог о человеке.
Афористична у Горького и речь Бубнова. Мудрость, наблюдательность этого персонажа переданы в его лаконичных замечаниях: «Люди все живут… как щенки по реке плывут…», «Все люди на земле — лишние…» Речь Бубнова несет отпечаток устного народного творчества. Его высказывания напоминают пословицы, они напевны, в них часто присутствует рифма: «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье», «Все хотят порядка, да разума нехватка». В речи героя часто звучит просторечие: «валяй», «мелешь», «рожа», «тяпнуть», «укокошить», «айда».
Речь Актера ярко характеризует этого героя.
Он цитирует Пушкина, Беранже, Шекспира. Его высказывания часто напоминают реплики из пьес. «Он уйдет… увидите», — говорит он о себе в третьем лице. Свою роль на сцене Актер завершает краткой, лаконичной фразой: «Ушел». Это тонкий, восторженный, эмоциональный человек, в душе которого живы воспоминания о сцене. Речь его — отрывистая, эмоциональная, насыщенная восклицательными и вопросительными предложениями, а также многоточиями, передающими мечтательность и развитое воображение героя. Мы видим здесь прием парцелляции: «Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота…», «Врешь! Дед! Скажи ему, что он — врет. Я — иду! Каково?»
На речь Насти влияет стиль бульварных романов с их «романтическими атрибутами»: «ночь», «сад», «беседка», «левольверт».
Она рассказывает окружающим романтические истории, пересыпая их затертыми эпитетами («драгоценная», «любезная», «незабвенная»).
Собственные переживания героиня передает гиперболически, также в виде штампованных фраз: «дрожу от страха и горя», «пропаду от тоски по тебе».
В речи Васьки Пепла присутствует просторечие, звучат горячие, страстные интонации, раскрывающие безудержную натуру этого персонажа. Характерно, что, изображая босяков и бродяг, Горький отказался от использования воровского и блатного жаргона. Речь его героев в основном нейтральна. Однако при этом некоторые персонажи зачастую повторяют одно и то же слово, которое становится лейтмотивным в развитии данного образа. Так, для Барона это слово — «дальше». В этом — нежелание жить «настоящим», чувство равнодушия и безразличия ко всему.
Клещ постоянно повторяет то, что он — «рабочий человек». Это определение поддерживает в нем веру в собственные силы. Ключевое слово Луки — «терпение». Так, он советует потерпеть Анне и Актеру. Так же говорит он и о себе: «Ничего! Потерплю!»
Важную роль в пьесе играет монолог. Однако адресован он не зрительному залу, а другим персонажам, которые вставляют в него свои реплики. Эпический стиль характерен для монологов Луки, страстно и пафосно звучат речи Сатина, уныло и с оттенком высокомерия, ностальгического чувства — воспоминания Барона. Также использует Горький полилог, «разговор глухих», когда каждый из персонажей задает собственную тему, не слушая партнера по сцене.
Таким образом, речь героев раскрывает их внутренний облик, способствует разрешению идейно-философской проблематики пьесы, а также яркому изображению бесчеловечных условий человеческой жизни.
Источник
Анна в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание
Анна в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание
Анна является одной из обитательниц ночлежки для бедных, которую содержит семья Костылевых.
Возраст Анны — 30 лет:
«Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…» (Сатин — Клещу)
«Я здесь полгода прожил… а всё равно как шесть лет…» (Клещ о себе)
«На постели, закрытая пологом, кашляет Анна.»
«Не надо… спасибо. Зачем мне есть?» (Анна о себе)
«Слышь, – не кричи! Тут – женщина помирает… уж губы у нее землей обметало… не мешай!» (Лука)
«Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…» (Костылев)
«Конечно! Еще бы… как же! Ты вон заездил жену‑то до полусмерти…» (Квашня)
В браке с Клещом Анна видит только побои и обиды и больше ничего:
«Побои… обиды… ничего кроме – не видела я… ничего не видела!» (Анна о своей жизни)
Несмотря на болезнь Анны, ее муж продолжает вести себя с ней грубо и безразлично:
«Анна (высовывая голову из‑за полога). Начался день! Бога ради… не кричите… не ругайтесь вы!
«Клещ. Ладно! Ты сидишь на нарах, а я – на полу… пусти меня на свое место да и отворяй… а я и без того простужен…
Бубнов (спокойно). Мне отворять не надо… твоя жена просит…» (Клещ думает прежде всего о себе, а не о умирающей жене)
«Квашня (подходя к Анне). И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?
Квашня. Ну‑ну! Эх ты… терпеливица. Что, не легче в груди‑то?
«Анна. Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь.
Анна. Не хочу… На что мне есть? Ты – работник… тебе – надо…»
«Не помню – когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь… За что?»
«Нет… Хоронить надо… а у меня сорок копеек всего…» (Клещ)
Источник
Характеристика героев пьесы «На дне» Горького: описание обитателей, жителей ночлежки
Сцена из спектакля по пьесе «На дне» |
Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя М. Горького.
Характеристика героев пьесы «На дне» Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки и других персонажей
Барон — 33-летний пьяница, дворянин по происхождению. В прошлом был состоятельным чиновником, но попался на растрате казенных средств и попал в тюрьму, после чего оказался в нищете. Барон состоит в любовных отношениях с Настей, которая дает ему деньги на пьянство.
Бубнов — 45-летний мужчина, в прошлом хозяин меховой мастерской. После развода он остался без мастерской, потому что та была записана на жену. Теперь нищий Бубнов живет в ночлежке и работает картузником (шьет шапки и т.д.).
Анна — 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Анна является женой слесаря Андрея Клеща. Всю жизнь Анна терпит побои и обиды со стороны мужа. По словам Анны, она, вероятно, «зачахла» из-за жестокого отношения мужа. В конце концов героиня умирает от своей болезни.
(см. Характеристика Анны)
Квашня — 40-летняя торговка пельменями. Она 8 лет была замужем за человеком, который бил ее. В конце пьесы Квашня становится женой полицейского Медведева. Теперь Квашня сама бьет своего нового мужа, который тем временем ударяется в пьянство.
Татарин — обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Татарин — законопослушный, честный человек. Он жалуется на то, что шулер Сатин и его приятель Барон ведут нечестную игру в карты. Татарин призывает их к честности. В конце пьесы Татарин ломает руку и, судя по всему, надолго оказывается без работы.
Кривой Зоб — обитатель ночлежки, приятель Татарина, тоже крючник (грузчик). Как и Татарин, он хорошо знает о нечестной игре Сатина и Барона, но при этом не упрекает их, а оправдывает. Любит петь песни с другими обитателями ночлежки.
Это была краткая характеристика героев пьесы «На дне» Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки, информация о том, как персонажи попали в ночлежку, кем они были до этого и т.д.
Источник