Фотоотчет: Разборка заднего редуктора мотороллера «Муравей»
Редуктор, который мы сегодня с вами будем разбирать, до этого момента — провалялся несколько лет в сарае и был там найден по чистой случайности. Выкидывать его, — жалко, поэтому решено было его разобрать и при необходимости отремонтировать, для дальнейшего использования в качестве основы самодельного мотоблока — не больше, не меньше! Тем более, у меня в наличии есть практически новый двигатель от СЗД, как раз будет отличная пара к этому редуктору.
К сожалению, техническое состояние данного редуктора было неизвестно, при первом осмотре выяснились некоторые детали: Выходные валы полуосей не прокручивались, приводная звездочка тоже… Скорей всего редуктор просто «поймал клина». Поэтому, его сняли и кинули в сарай где он и провалялся много лет…
Очищаем корпус от грязи, снимаем все лишние, после снятия приводной звездочки выяснилось, что рассыпался подшипник первичного вала.
Выкручиваем болты стягивающие корпус редуктора, берем строительный фен, равномерно со всех сторон прогреваем корпус феном, затем берем деревянную киянку и обстукиваем корпус пока он не разойдется на две половины.
Вот и нашлась причина «клина», — рассыпавшийся подшипник первичного вала, но это еще «цветочки». Шарики подшипника во время работы редуктора, попали между шестернями, что привело к серьезным повреждениям зубьев, а это уже серьезно… Такие шестерни придется менять на новые.
Повреждения на зубьях первичного вала, оказались самыми значительными.
Повреждения на зубьях промежуточной шестерни.
Трещина на наружной обойме подшипника.
Разгибаем стопорные пластины и откручиваем болты стягивающие чашки корпуса дифференциала, снимаем шестерни.
Разъединяем чашки дифференциала.
Извлекаем стопорный штифт.
Вынимаем ось сателлитов.
С помощью специального съемника, снимаем стопорное кольцо и вынимаем полуось из чашки.
Детали дифференциала проверку прошли на «отлично», зубья шестерен целые без следов износа, трещин, выработки — как и положено. Допустимый износ трущихся поверхностей не превышает 0.1мм.
Источник
Редуктор от муравья схема
Продолжение мероприятия по сборке второго Фермера. В ходе покрасочных работ было не до съёмок. Красили детали сразу для двух Фермеров. Сама покраска была разделена на две части: то, что буде краситься в черный цвет и то, что будет покрашено в камуфляж. Казалось бы, не так уж много деталей для покраски в черный цвет. Но нет — набралась целая гора. В итоге все детали были успешно выкрашены. Правда, на это ушло два дня. Как всегда, то одно. то другое … Пока детали сохли можно было заняться сборкой, либо двигателя, либо редуктора. Сам по себе алгоритм сборки мотовездехода подразумевал следующую схему: редуктор в мост, мост в маятник, маятник в раму, к раме передняя вилка и так далее.
Сначала решил собрать редуктор. Тему чистых деталей затрагивать не буду, так как это личное дело каждого… Детали вымыты и проинспектированы.
Расположение валов относительно друг друга внутри корпуса редуктора с обозначением, что есть что.
Сборку редуктора начинаю с левой половинки картера. Некоторые начинают сборку с правой половинки. В общем, кому как удобно.
В левую половинку запрессовывается блок дифференциала в сборе. Подшипник полуоси блока дифференциала: шариковый радиальный открытого типа номер 207.
Далее запрессовывается промежуточный вал. Подшипник промежуточного вала: шариковый радиальный открытого типа номер 203.
После того как запрессован промежуточный вал, можно монтировать первичный вал. Но для этого предварительно на первичный вал необходимо установить две шестерни переднего и заднего хода. В противном случае их уже будет не поставить и придется снова вытаскивать вал. Трущиеся поверхности вала и шестерёнок перед сборкой необходимо смазать. Самым нагруженным подшипником в редукторе является правый подшипник первичного вала. Подшипник шариковый радиальный открытого типа номер 204. При переборке редуктора необходимо внимательно осмотреть и проверить подшипник на люфт. В заключении на первичный вал поверх шестерни прямого хода устанавливается опорная шайба.
Далее необходимо собрать вилку переключения реверса. Вал вилки и шарик перед сборкой тоже необходимо смазать.
После того как вилка переключения реверса установлена, до запрессовки правой половинки, необходимо проверить механизм переключения вцелом. В данном положении осуществляется движение вперед.
В этом положении шестерён, включен задний ход.
Если всё переключается как надо и при прокручивании от руки валы вращаются без заедания и дополнительного усилия, то можно приступать к дальнейшей сборке.
Примеряем прокладку (особенно если она новая). Иногда бывают случаи, когда прокладки немного не подходят. В основном это касается не оригинальных прокладок.
Далее необходимо подготовить вторую половинку картера для запрессовки. В неё требуется установить поводок вики переключения реверса.
Далее аккуратно запрессовывается правая половинка картера редуктора. При проведении работ необходимо состыковать прорезь поводка с вилкой переключения реверса. При помощи пресса или деревянной киянки запрессовываем вторую половинку картера. Контролировать совмещение поводка и вилки до полного касания половинок картера. Теперь необходимо стянуть половинки при помощи восьми болтов.
Когда половинки стянуты между собой можно приступать к установке крышек подшипников.
На левой стороне редуктора все восемь винтов крепящие две крышки одинаковые.
Верхняя крышка подшипника левой половинки является ещё и стопором вала вилки переключения реверса. Левая сторона редуктора собрана.
Приступаем к сборке правой стороны редуктора.
На правой стороне редуктора два винта из восьми потайного типа. Перепутать куда их вкручивать невозможно, так как в одной из крышек подшипника два отверстия зенкованы.
Правая сторона редуктора собрана.
Далее если установить резиновую пробку-сапун, то работы по сборке редуктора можно считать выполненными. В процессе эксплуатации мотовездехода задний мост иногда полностью погружается в воду и неизбежно мало по малу набирает в редуктор воду. Изучив конструкцию пробки-сапуна выяснилось, что в ней имеются два горизонтальных отверстия. Вода как раз через них и проникает внутрь. В итоге решил сделать полноценную систему выравнивания давления внутри корпуса редуктора с выводом трубки с сапуном под хвостовой элемента рамы. Чертежи деталей ниже.
Сборка пробки и штуцера с вырезом четверти.
Далее выточил штуцер для шланга.
И установил его в пробку, просверлив перед этим отверстие. После чего всю эту конструкцию смонтировал на редуктор. И вот теперь всё.
Источник
Реверс – редуктор «Муравей» изнутри взглядом А. Н. (часть 1)
Реверс – редуктор «Муравей» изнутри взглядом А.Н. (часть 1).
Для впервые покупающего редуктор: внешнее отличие от редуктора СЗД (инвалидная мотоколяска) – у СЗД более длинная нижняя маслозаливная горловина и более округлая часть картера (в месте установки дифференциала). При работе редуктора СЗД в классической компоновке (мотор цилиндром вперед) редуктор при движении вперед будет работать через паразитную шестерню (она – не на подшипниках качения) на режиме заднего хода, что недолговечно (на мотоколяске мотор стоит «задом-наперед», и передний ход осуществляется без «паразитки»).
Число зубьев шестерни первичного вала переднего хода – 22.
Число зубьев шестерни первичного вала заднего хода – 25.
Число зубьев вала — шестерни «паразитки» – 22 (венец идентичен шестерне первичн. вала передн. хода).
Число зубьев шестерни дифференциала (переднего хода) – 47.
Число зубьев шестерни дифференциала (заднего хода) – 52.
Венец шестерни – «паразитки» по модулю и числу зубьев соответствует венцу шестерни кик-стартера мотора «Т-200» (мотороллер «Тула»), но последняя в 1,5 раза уже (12 против 18 мм) оригинальной.
Окружной модуль зубьев m (по ст. СЭВ 310-76) = 2,5 мм (для всех шестерен редуктора).
Окружной шаг зубьев по делительной окружности Р= m х ПИ = 7,854 мм.
Межосевые расстояния между осями картера:
— первичный вал – вал паразитки: 55 мм,
— первичный вал – дифференциал: 96,25+0,25 мм,
— вал паразитки – дифференциал: 86,25+0,25 мм.
Диаметры окружностей вершин зубьев шестерен (Da) и впадин зубьев шестерен (Df):
— первичного вала переднего хода: Da = 60 мм, Df = 48,75 мм,
— первичного вала заднего хода: Da = 67,5 мм, Df = 56,25 мм,
— вала — шестерни «паразитки»: Da = 60 мм, Df = 48,75 мм,
— шестерни дифференциала (переднего хода): Da = 122,5 мм, Df = 111,25 мм,
— шестерни дифференциала (заднего хода): Da = 135 мм, Df = 123,75 мм.
Передаточное отношение (передний ход) – 2,136; передаточное отношение (задний ход) – 2,080 (грубо говоря, редуктор уменьшает обороты (и соответственно, увеличивает тягу) в два раза).
Входной вал – шлицевая на 6 шлицев, как у звездочки двигателя «Тула», «Муравей» (цепь на колесо).
На «родных» полуосях шлицевая – такая же (на нее подходит шлицевая кардана мотоцикла «Урал»).
Применяемые звездочки цепи привода редуктора: шаг 15,875 (ИЖ-СЗД) – 21 (есть 12, 10, 9 зубьев),
шаг 12,7 (Муравей, Минск) – 11 и более зубьев.
Подшипники: первичный вал — № 000 (2 шт), расточка в картере ф 47 мм,
вал «паразитка» — № 000 или конические 7203 (2 шт), расточка в картере ф 40 мм,
дифференциал — № 000 (2 шт), расточка в картере ф 72 мм.
Внутренний диаметр посадочных отв. под штатные полуоси в коробке дифференциала – 25 мм (для справок–в качестве сплошного вала для переоборудования редуктора в редуктор с заблокированным дифференциалом для установки на снегоход для осуществления реверса может подойти без доработок шкворень передней балки а/м «Газель» (его ф25 мм)). Корпус дифференциала – чугун (металл, не уважающий сварку)! Про многочисленные варианты перехода на сплошной вал – смотри наш форум.
Фиксированной нейтрали нет (для нее на штоке вилки можно сделать проточку). Шлицы на валике переключения – как у лапки КПП «Тула», «Минск», «Восход».
Возможно избавление от «паразитки» — переход на цепную передачу (укороченная двухрядная цепь и звездочки от газораспределительного механизма «ВАЗ-классика» + самодельный успокоитель из капролона). Осуществлено Валентинычем (интересно, а звезды от ГРМ не чугунные? и как укорачивается цепь?).
Возможно «отзеркаливание» редуктора (переброска приводной звездочки справа-налево для смещения редуктора вправо от оси снегохода и уменьшения консоли вала привода на гусеницу). Осуществлено Радоснегом.
Возможно усиление картера редуктора (оковка каждого полукартера рамкой из стального уголка; у штатного картера облом приливов под шпильки крепления – рядовое явление). Осуществлено Радоснегом.
Источник