Ролевой экспансионизм как избавиться

Профессиональные деструкции и пути их преодоления или же барьеры карьерного роста и пути их преодоления

Предисловие: я не спец по этой теме, и лишь разбил на составные части одного материала в интернете.

(Я хотел сначала выложить презентацию, но так и не понял, как это сделать, потому есть только текст :D)

Источник: https://studme.org/129205225310/psihologiya/professionalnye_destruktsii

Будет рассматриваться следующее:

  1. Черты поведения, выражающие профессиональную деструкцию (по А. К. Маркову)
  2. Психологические детерминанты профессиональных деструкций
  3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВАЖНЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ.
  4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИЙ НА ПРИМЕРАХ ДЕСТРУКЦИИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХО- ЛОГОВ.
  5. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА НА РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЭТАПАХ ЧЕЛОВЕКА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (ПО Э. Ф. ЗЕЕРУ)

5.1 КРИЗИС УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ (С 14-15 ДО 16-17 ЛЕТ)

5.2 КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА (23-25 ЛЕТ)

5.3 КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ (30-33 ГОДА)

5.4 КРИЗИС СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (38-42 ГОДА)

5.5 КРИЗИС УГАСАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(55-60 ЛЕТ, Т.Е. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПЕРЕД ПЕНСИЕЙ)

5.6 КРИЗИС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДЕКВАТНОСТИ

(65-70 ЛЕТ, Т.Е. ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ)

6. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (ПО Э. Ф. ЗЕЕРУ)

7. ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИК

1. Определения , связанные с темой:

  • Профессиональныйрост — это направление работы, основной задачей которого является развитие человека в профессиональной сфере, за счет приобретения необходимых знаний и опыта, развития соответствующих практических навыков, образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности, которые, в свою очередь, формируют определенные компетенции специалиста, как профессионала своего дела, и влияют на его карьерный рост.
  • Профессиональные деструкции\барьерыпрофессионального роста — это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структурыдеятельности и личности, негативно сказывающиесяна продуктивности труда и взаимодействии сдругими участниками этого процесса, а также наразвитии самой личности
  • неконгруэнтность — состояние, в котором части личности конфликтуют друг с другом, характеризуется наличием сомнений, неполной сосредоточенностью на достижении результата, проявляется в не согласующихся друг с другом сообщениях, сигналах, отсутствии упорядоченности или соответствия слова и дела.
  • Экспектация (англ. expectation — ожидание) — система ожиданий и требований, предъявляемых к личности относительно норм исполнения ею социальных ролей.
  • «Яконцепция» — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
  • Аутопсихологическая компетентность – это умение индивида создавать благоприятную ситуацию для своей деятельности, изменяя свое внутреннее состояние. Сделать это можно за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений, навыков, за счет создания волевой установки, направленной на достижение необходимых результатов.

2. Черты поведения, выражающие профессиональную деструкцию (по А.К. Макарову) :

1. Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами.

2. Несформированность профессиональной деятельности (работник как бы «застревает» в своем развитии).

3. Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты.

4. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация.

5. Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания).

6. Свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления.

7. Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих, профиль личности.

8. Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции — особенно в профессиях с выраженной властью и известностью).

9. Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

10. Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают её адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

3. Психологические детерминанты профессиональных деструкций :

Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально- экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВАЖНЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ:

  • Профессиональное развитие — это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции).
  • Профессиональные деструкции в самом общем виде — это нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастными изменениями, физическими и нервными истощениями.
  • Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда — и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает).
  • Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека — это и есть «профессиональные деформации»: это как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.
  • Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность: многие качества человека остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.
  • Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием. Неизбежны временные периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.
  • Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.
Читайте также:  Может ли клещ укусить больно

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИЙ НА ПРИМЕРАХ ДЕСТРУКЦИИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ .

  • Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, т.е. нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения.
  • Авторитарность. Возможные причины: защита-рационализация, завышенная самооценка, властность, схематизация типов учащихся.
  • Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка «образа Я», эгоцентризм.
  • Дидактичность. Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.
  • Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность.
  • Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т.е. неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.
  • Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчуждение, синдром «эмоционального сгорания», генерализация личного отрицательного педагогического опыта.
  • Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.
  • Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.
  • Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, социальные экспектации, т.е. неудачный опыт адаптации к социально- профессиональной ситуации. Особенно заметно проявляется такая деструкция у учителей истории, вынужденных, чтобы не подводить учеников, которым придется сдавать соответствующие экзамены, излагать материал в соответствии с новыми (очередными) конъюнктурно-политическими «модами». Примечательно, что некоторые бывшие высокопоставленные чиновники Министерства образования РФ публично заявляли, что «больше всего за свою многолетнюю работу в Министерстве образования гордились именно тем, что изменили содержание курса «История России», т.е. «адаптировали» курс к идеалам «демократии»».
  • Поведенческий трансфер. Причины: защита-проекция, эмпатическая тенденция присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам. Например, использование выражений и манер поведения, которые проявляют некоторые ученики, что нередко делает такого преподавателя неестественным даже в глазах этих ученико в .

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ (ПО Э. Ф. ЗЕЕРУ) :

1) Кризис учебно-профессиональной ориентации (с 14-15 до 16-17 лет) :

Факторы, обусловившие кризис:

  • Неудачные формирование профессиональных намерений и их реализация.
  • Несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность со смыслом, противоречия между совестью и стремлением «красиво пожить» и т.п.).
  • Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям).

Способы преодоления кризиса:

  • Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки.
  • Глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении.

2) Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении) :

Факторы, обусловившие кризис:

  • Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой.
  • Перестройка ведущей деятельности (испытание студента «свободой» по сравнению со школьными ограничениями). В современных условиях это время часто используется на зарабатывание денег, что фактически позволяет говорить о ведущей деятельности для многих студентов не как об учебно-профессиональной, а как о собственно профессиональной (точнее — о деятельности «подрабатывающей»).
  • Изменение социально-экономических условий жизни. Заметим, что у студента денег «объективно» больше, чем у старшеклассника. Но «субъективно» их постоянно не хватает, так как резко возрастают потребности и более отчетливым (менее «маскируемым», как раньше) становится социально-имущественный разрыв между сокурсниками. Это еще больше заставляет многих не столько учиться, сколько «подрабатывать».
  • Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально- профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы, т.е. кризис профессиональной адаптации)
  • Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально- профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы, т.е. кризис профессиональной адаптации)
  • Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами — новыми «приятелями»),
  • Освоение новой ведущей деятельности — профессиональной.
  • Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности

Способы преодоления кризиса :

  • Смена мотивов учебной деятельности. Во-первых, это большая ориентация на предстоящую практику. Во-вторых, усвоение большого объема знаний в вузе намного легче тогда, когда у студента имеется какая-то идея, интересная для него проблема, цель. Вокруг таких идей и целей знания как бы «кристаллизуются», но без идеи знания быстро превращаются в «кучу» знаний, которая вряд ли способствует развитию учебно- профессиональной мотивации.
  • Коррекция выбора профессии, специальности, факультета. По этой причине все-таки лучше, если у студента в течение первых двух-трех лет обучения имеется возможность лучше сориентироваться и уже после выбрать специализацию или кафедру.
  • Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т.п. Нередко студент стремится быть поближе к знаменитым и модным преподавателям, забывая о том, что далеко не все из них имеют достаточно времени и сил, чтобы «возиться» с каждым своим дипломником. Иногда лучше бывает прикрепиться к менее известному специалисту, который для самоутверждения наверняка «повозится» со своими немногочисленными учениками.
  • Активизация профессиональных усилий. Рекомендуется в первые месяцы работы проверить себя и поскорее обозначить «верхний предел» («верхнюю планку») своих возможностей.
  • Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Основой такой корректировки является поиск смысла труда и смысла работы в данной организации.
  • Увольнение, смена специальности и профессии рассматриваются Э. Ф. Зеером как нежелательный для данного этапа способ. Нередко работники кадровых служб тех организаций, куда потом устраивается уволившийся молодой специалист, воспринимают его как «слабака», не сумевшего справиться с первыми трудностями.
Читайте также:  Сколько живут крысы природе

3) Кризис профессионального роста (23-25 лет):

Факторы, обусловившие кризис:

  • Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Нередко это усугубляется сравнением своих «успехов» с реальными успехами своих недавних сокурсников. Как известно, зависть в наибольшей степени проявляется по отношению к близким, особенно по отношению к тем, с кем совсем недавно учился, гулял и развлекался. Быть может, именно по этой причине бывшие сокурсники долгое время не встречаются, хотя где-то через 10-15 лет чувство обиды за успехи своих приятелей проходит и даже сменяется на гордость за них.
  • Потребность в дальнейшем повышении квалификации.
  • Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей.

Способы преодоления кризиса :

  • Повышение квалификации, включая и самообразование и образование за свой счет (если организация «экономит» на дальнейшем образовании молодого специалиста). Как известно, и реально, и формально успех в карьере во многом зависит от такого дополнительного образования.
  • Ориентация на карьеру. Молодой специалист всем своим видом должен показывать, что стремится быть лучше, чем он есть на самом деле. Поначалу это вызывает усмешки окружающих, но потом к этому привыкают. И когда появляется привлекательная вакансия или должность, то могут вспомнить и о молодом специалисте. Нередко для карьеры важны не столько профессионализм и протекция, сколько способность противостоять насмешкам и общественному мнению.
  • Смена места работы, вида деятельности на данном этапе допустимы, так как молодой работник уже доказан себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации. Более того, в данном возрасте вообще .лучше попробовать себя в разных местах, поскольку профессиональное самоопределение фактически продолжается, только уже в рамках выбранной сферы деятельности.
  • Уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач на основной работе. С точки зрения Э. Ф. Зеера, это не самый лучший способ преодоления кризиса в этом возрасте. Заметим, что особенно в сложном положении часто оказываются молодые женщины, вышедшие замуж за «хорошо зарабатывающих» мужей, которые считают, что жена должна сидеть дома и заниматься хозяйством.

4) Кризис профессиональной карьеры (30-33 года):

Факторы, обусловившие кризис:

  • профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось).
  • Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом.
  • Ревизия «Я- концепции «, связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. В немалой степени это следствие переориентации с ценностей, характерных для молодежи, на новые ценности, предполагающие большую меру ответственности за себя и своих близких.
  • Новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников «вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов).

Способы преодоления кризиса :

  • Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно. В случае же «осторожных» отказов на работнике вообще могут поставить «крест» как на неперспективном. Заметим, что и здесь в основе успеха карьер» лежат не только профессионализм и усердие, сколько готовность к риску и смелость изменить свою ситуацию.
  • Освоение новой специальности и повышение квалификации.
  • Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция и т.п., которые часто также являются своеобразной компенсацией неудач на работе и которые Э. Ф. Зеер также считает не самыми лучшими способами преодоления кризисов на данном этапе
  • Особым способом является ориентация на эротические приключения. В большинстве случаев и они могут рассматриваться как вариант компенсации профессиональной несостоятельности. Опасность данного способа заключается не только в том, что подобные «приключения» достаточно однообразны и примитивны, но и в том, что часто являются своеобразным «успокоением» для несостоявшегося профессионала, когда он не стремится искать пути более творческой жизненной самореализации. Психологу- консультанту следует рассматривать такие «способы» с особой деликатностью

5) Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года) :

Факторы, обусловившие кризис:

  • Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации.
  • Коррекция «Я-концепции», также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы.
  • Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом.
  • Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.
  • Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.

Способы преодоления кризиса :

  • Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Заметим, что к этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему «экспериментировать» и «рисковать» без сильного ущерба для дела.
  • Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом. Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным «кормильцем», может сопротивляться выходу такого «кормильца» на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремления своего «кормильца» к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. Мы считаем, что в данном возрасте — это серьезная причина многих разводов.
Читайте также:  Дуст от тараканов принцип действия

6) Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией) :

Факторы, обусловившие кризис:

  • Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли.
  • Сужение социально-профессионального поля (работнику поручают меньше заданий, связанных с новыми технологиями).
  • Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.

Способы преодоления кризиса :

  • Постепенное повышение активности во вне профессиональных видах деятельности. В этот период увлечение хобби, досуговыми занятиями или хозяйством вполне может быть желательным способом компенсации.
  • Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, предполагающая участие в этом не только общественных организаций, но и специалистов.

7) Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию) :

Факторы, обусловившие кризис:

  • Новый способ жизнедеятельности, главная особенность которого — появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Усугубляется это тем, что пенсионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с внуками, хождение по магазинам и т.п.).
  • Получается так, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу.- Сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми членами своей семьи.
  • Социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и Т.П.
  • Утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было).
  • Общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и помогал).
  • Чувство собственной «ненужности», которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости. Ситуация усугубляется тем, что иногда дети и внуки (те, о ком пенсионер совсем недавно искренне заботился) ждут, когда он уйдет из жизни и освободит приватизированную на их имя квартиру. Криминальный аспект данной проблемы уже привлекает внимание исследователей, однако не менее страшным представляется морально-нравственный аспект, который пока еще не стал предметом серьезного изучения.
  • Резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства собственной «ненужности»).

6. Способы преодоления кризиса :

  • Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров.
  • Вовлечение в общественно полезную деятельность. Заметим, что многие пенсионеры готовы работать и за чисто символическую зарплату, и даже вообще бесплатно.
  • Социально-психологическая активность. Например, участие в политических акциях, борьба не только за свои ущемленные права, но и за саму идею справедливости. Еще Л. Н. Толстой говорил: «Если старики говорят «разрушай», а молодые — «созидай», то лучше послушаться стариков. Ибо «созидание» молодых — это часто разрушение, а «разрушение» стариков — это созидание, ибо на стороне стариков — мудрость». Недаром на Кавказе говорят: «Там, где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи».
  • Освоение новых социально полезных видов деятельности (главное — чтобы старик, точнее пожилой человек, смог почувствовать свою «полезность»). Проблема в том, что в условиях безработицы и для более молодых людей не всегда находятся возможности приложения своих сил. Но и старики далеко не все немощны и больны. Кроме того, у стариков действительно немало опыта и нереализованных планов. Заметим, что главным богатством любого общества и любой страны являются не недра, не заводы, а людской потенциал.
  • И если такой потенциал не используется, то это равносильно преступлению. Пожилые люди и старики являются первыми жертвами такого преступления и наиболее остро переживают то, что их таланты и идеи мало кого волнуют.

7. Возможные пути профессиональной реабилитации (по Э. Ф. Зееру ) :

  • Повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности.
  • Диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления.
  • Прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах.
  • Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.
  • Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста.
  • Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.
  • Повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы).

The End

8. Ссылка на интернет-источник.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей