- Л. р. №6 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»
- БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН.
- Практическая работа по биологии на тему»»Признаки сходства зародышей человека и других позвоночных
- Черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития
Л. р. №6 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»
Л. р. №6 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»
Цель работы: выявить признаки сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Ход работы: 1Рассмотреть рисунок.1. Прочитать текст
Рис.1. Эмбрионы рыбы, саламандры, черепахи, крысы и человека сходны на ранних стадиях.
Сравнительная эмбриология приводит убедительные доказательства в пользу эволюции. арвин обратил внимание на связь между индивидуальным развитием — онтогенезом и историческим развитием вида — филогенезом. Немецкие ученые Э. Геккель и Ф. Мюллер сформулировали биогенетический закон, закон рекапитуляции: «онтогенез — есть краткое и быстрое повторение филогенеза».
Например, зародыши млекопитающих на ранних стадиях развития имеют длинный хвост и жаберные щели и похожи на зародыш рыбы, затем на зародыш земноводного, затем — пресмыкающегося, имеют клоаку (рис.2). Проявление признаков объясняется тем, что на разных стадиях включаются сохранившиеся гены далеких предков — рыбы, земноводного, пресмыкающегося, обезьяны. Головастик лягушки имеет рыбообразную форму тела, боковую линию, двухкамерное сердце и один круг кровообращения Он как бы повторяет признаки рыб, далеких предков земноводных
Рис.2. Схема кровеносной системы головастика:
1 — предсердие; 2 — желудочек; 3 — круг кровообращения.
Сходство прослеживается в строении человека и других позвоночных животных. Человек относится к млекопитающим, так как имеет диафрагму, молочные железы, дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные) , ушные раковины, зародыш его развивается внутриутробно. У человека есть такие же органы и системы органов, как и у других млекопитающих: кровеносная, дыхательная, выделительная, пищеварительная и др. О родстве человека с животными свидетельствуют также рудименты и атавизмы. У человека свыше 90 рудиментарных органов: копчик, аппендикс, зубы мудрости и др. Среди атавизмов можно назвать сильно развитый волосяной покров на теле, дополнительные соски, хвост. Эти признаки были развиты у предков человека, но изредка встречаются и у современных людей. Сходство прослеживается и в развитии зародышей человека и животных. Развитие человека начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки. За счет ее деления образуются новые клетки, формируются ткани и органы зародыша. На стадии 1,5-3 месяцев внутриутробного развития у человеческого плода развит хвостовой отдел позвоночника, закладываются жаберные щели. Мозг месячного зародыша напоминает мозг рыбы, а семимесячного — мозг обезьяны. На пятом месяце внутриутробного развития зародыш имеет волосяной покров, который впоследствии исчезает. Таким образом, по многим признакам зародыш человека имеет сходство с зародышами других позвоночных.
3. Какая стадия развития у всех многоклеточных, способных к половому размножению, является начальной?
4. Чем схож эмбриогенез всех позвоночных?
5. Чем похожи зародыши птиц и млекопитающих (включая человека).
6. Сделайте вывод, что доказывает сходство зародышей человека и других млекопитающих.
Источник
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН.
Задание 1. Заполни таблицу.
Признаки | Яйцеклетка | Сперматозоид |
Размеры | ||
Форма | ||
Число хромосом | ||
Подвижность | ||
Половые хромосомы |
Задание 2. Соотнесите буквы и номера ответов.
А. Мужская половая система:
В. Женская половая система:
3. Граафов пузырек.
4. Предстательная железа.
5. Маточные трубы (яичники).
8. Крупные неподвижные клетки.
9. Мелкая клетка, состоящая из головки, шейки, хвоста.
10. Содержит только X хромосому.
11. Содержит X или Y хромосому.
12. Образуются в яичниках.
13.Образуются в семенниках.
Задание 3.
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН.
1. Изучи внимательно текст.
2. Ответь на вопросы:
— как читается биогенетический закон?
— подтверди его фактами.
3. Заполни таблицу 1. ( третью колонку).
Из курса биологии VII класса вы знаете об общем плане строения позвоночных, что свидетельствует о единстве их происхождения. Убедительные доказательства степени родства между организмами представляет эмбриология, изучающая зародышевое развитие организмов. Еще Ч. Дарвин отметил наличие взаимосвязей между индивидуальным развитием организмов ( онтогенезом ) и их эволюционным развитием ( филогенезом ). Эти связи были подробно изучены последующими исследователями.
СХОДСТВО ЗАРОДЫШЕЙ. Подавляющее большинство организмов развиваются из оплодотворенного яйца. Проследим последовательные стадии развития зародышей рыбы, саламандры, черепахи, крысы и человека. Удивительное сходство зародышей касается формы тела, наличия хвоста, зачатков конечностей, жаберных карманов по бокам глотки. ( рис. внизу ). Во многом сходна на этих стадиях внутренняя организация зародышей. У всех сначала имеется хорда, а затем позвоночник из хрящевых позвонков, кровеносная система с одним кругом кровообращения ( как у рыб, вспомните курс зоологии), одинаковое строение почек и др.
По мере развития сходство между зародышами ослабевает и начинают все более четко проявляться черты тех классов, к которым они принадлежат. У черепахи, крысы и человека зарастают жаберные карманы; у зародыша человека особенно сильно развивается головной отдел, включающий мозг, формируются пятипалые конечности, а у зародыша рыбы – плавники и т. п. По ходу эмбрионального развития последовательно происходит расхождение признаков зародышей, приобретающих черты, характеризующие класс, отряд, род и , наконец, вид, к которому они принадлежат.
Изложенные факты говорят о происхождении всех хордовых от одного ствола, который в ходе эволюции распался на множество ветвей.
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН. Основываясь на приведенных выше, а также на множестве других факторов, во второй половине XIX в. немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель установили закон соотношения онтогенеза, который получил название биогенетического закона. Согласно этому закону каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенез), или, короче, онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Приведем несколько примеров. У всех без исключения позвоночных животных в онтогенезе закладывается хорда – признак, который свойствен их отдаленным предкам. У головастиков бесхвостых земноводных (лягушки, жабы) развивается хвост. Это – повторение признаков их хвостатых предков. Личинки многих насекомых имеют червеобразную форму (гусеницы бабочек, личинки мух и т. д.). В этом следует усматривать повторение черт строения их червеобразных предков.
Биогенетический закон приложим и к растениям. Из споры мха развивается сначала ветвящаяся нить, похожая на нитчатую водоросль. Это говорит о родстве наземных растений с водорослями.
Биогенетический закон, выражающий глубокую связь между онтогенезом и филогенезом, имел большое значение для выяснения родственных связей между организмами.
Источник
Практическая работа по биологии на тему»»Признаки сходства зародышей человека и других позвоночных
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Практическое занятие № 5
Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их родства.
Цель : Рассмотреть и выявить черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития
Оборудование: Плакаты, таблицы
Краткие теоретические сведения
Эмбриология — наука об индивидуальном развитии организмов .
I закон — «Закон зародышевого сходства »
В 1828 г. Карл фон Бэр сформулировал закономерность, которую называют Законом Бэра:
«Чем более ранние стадии индивидуального развития сравниваются, тем больше сходства удается обнаружить».
II закон – «Биогенетический закон». (Закон Геккеля-Мюллера)
«Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом».
1.Прочитайте статью « Данные эмбриологии»
Легко установить родство между организмами при сравнении их эмбриональных стадий развития.
Оказывается. Любой организм в своём индивидуальном развитии повторяет стадии развития предковых форм.
В эмбриогенезе у всех позвоночных закладывается хорда, которая у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у всех позвоночных в дальнейшем замещается позвоночником.
В возрасте нескольких недель зародыши человека и других млекопитающих обнаруживают многие черты сходства с рыбами.
По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система сходна с характерной для рыб: двухкамерное сердце, хвостовая артерия, кровеносные сосуды в составе шести дуг аорты, подходящие к жаберным дужкам. А также общая форма тела зародыша, хвост, жаберные борозды, нитевидное продолжение заднего отдела спинного мозга.
На следующей стадии наблюдается сходство с земноводными : сюда относятся плавательные перепонки, развивающиеся между пальцами у человеческого зародыша. В нижней части стенки живота человека унаследованы от земноводных сухожильные перетяжки прямых мышц, седалищную артерию (ветвь нижней ягодичной артерии, унаследованную от древних амфибий).
У некоторых взрослых людей можно обнаружить в скелете запястья свободную центральную косточку, характерный признак строения земноводных предков.
В обонятельном отделе человек унаследовал от земноводных часть, называемую якобсоновым органом : он развивается к пятому месяцу утробной жизни в виде канала, идущего из носовой полости в ротовую. Хотя в конце утробного развития этот орган и редуцируется, но его все же можно найти у взрослого человека в виде короткого, слепо оканчивающегося канальца, к которому подходят окончания специальных нервов.
И наконец, остаток мигательной перепонки в виде так называемой полулунной складки, во внутреннем углу глаза. Этой складке соответствует хорошо развитая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц мигательная перепонка. Среди млекопитающих мигательная перепонка подверглась сильной редукции, особенно у китообразных и большинства приматов, но значительно развита, например, у кроликов, кошек и некоторых обезьян.
От пресмыкающихся человек унаследовал ряд признаков, которые обнаруживаются преимущественно в утробный период, например, в развитии головного мозга, в строении и характере причленения конечностей у плода нескольких месяцев.
О родстве человека с низшими млекопитающими свидетельствуют и другие примитивные черты, обнаруживающиеся в его онтогении. Например, у человеческого шестинедельного зародыша формируются зачатки нескольких пар молочных желез вдоль млечных линий. По всему телу (кроме ладоней и подошв) развивается довольно густой, хотя и мелкий волосяной пушок (лануго). В ротовой полости на мягком нёбе образуются валики, характерные для обезьян, хищных и других млекопитающих.
В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел, в котором можно обнаружить и конечный отдел зачаточного позвоночного столба с 8-9 закладками позвонков. К концу этого срока наружный отдел хвоста редуцируется. Во внутреннем участке хвостового отдела сохраняется 4 (от 6 до 2) позвонка, сросшись, образуют копчик.
Из внутреннего зародышевого листка развиваются органы пищеварения и легкие. В матке зародыш покрывается несколькими оболочками. На одной из них, с брюшной стороны зародыша, образуются пальцеобразные выросты — ворсинки. Они врастают в ткань матки. Так образуется плацента. На этой стадии длина зародыша около 2 мм. И он почти неотличим от зародыша лягушки. У него вместо легких — жабры. Позднее жабры исчезают, а жаберные щели зарастают. Сердце тоже претерпевает изменения. Из двухкамерного оно становится трехкамерным, так как предсердие делится перегородкой на две части. А еще позднее сердце приобретает четырехкамерное строение. Все эти особенности, сходные со строением тела позвоночных животных, имеются у зародыша человека до 4—5 недель. И если сперва он имеет сходство с зародышами рыб, то позже появляются особенности, свойственные амфибиям и рептилиям.
Позднее всего проявляются черты строения млекопитающего и в последнюю очередь приматов. На шестом-седьмом месяце развития человеческий зародыш больше всего похож на зародыш человекообразных обезьян — гориллы и шимпанзе. Его тело почти сплошь покрыто волосами, которые к рождению исчезают. Пропорции тела зародыша в это время ближе к таковым у обезьян, чем у людей и мозг сходен с мозгом обезьяны.
Сходство с зародышами антропоидов сохраняется наибольшее время. В процессе развития зародыша общие признаки, присущие типам и классам животных, проявляются раньше, чем особенности рода и вида. Эта закономерность является общей в развитии зародышей позвоночных животных и получила название биогенетического закона. Сходство на ранних стадиях развития зародыша человека и животных объясняется тем, что человек прошел сложный путь исторического развития, продолжавшийся миллионы лет. Этот путь в основных чертах отражается в развитии человеческого зародыша.
Таким образом, в процессе индивидуального развития каждый вид повторяет своё историческое развитие.
2.Запишите этапы развития человека.
Развитие начинается с оплодотворения.
Возникшая зигота дробится.
Образуются стадии: морула, бластула, гаструла.
Источник
Черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития
Урок 13-14
Лабораторная работа №2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»
1. Выполнить лабораторную работу № 2 в зеленой тетради
2.Отправить фото преподавателюvishnyakova@bpcol.ru, отправляйте на почту.
Как заполнять таблицу?
1)Если орган имеется, ставим +, обращаю внимание, что хвост у рыбы, кролика и ящерицы на всех стадиях и даже после рождения)))).
2) С воздушного пузыря формируются легкие!
3) Передние конечности у рыб – плавники!
Лабораторная работа №2
Тема: «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства».
Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира, доказать эволюционное родство человека и других позвоночных.
— этапы эмбрионального развития организмов,
— значение изменений в зародышевом развитии для эволюции.
— устанавливать родство позвоночныхживотных,
— делать вывод об общности их происхождения.
Средства обучения: рисунки эмбрионов человека и других позвоночных.
ОК: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Правила ТБ на рабочем месте:
— выполнять все действия только по указанию преподавателя;
— выполнять только работу, определённую учебным заданием;
— соблюдать порядок и дисциплину;
— по окончании занятий привести в порядок своё рабочее место, проверить его безопасность.
Рекомендуемая литература: 1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология: общая биология 10 кл. М. «Дрофа» 2015 — § 22.
2. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология: общая биология 11 кл. М. «Дрофа» 2015 — § 13.
1. Рассмотрите рисунки эмбрионов человека и других позвоночных.
I стадия |
II стадия |
III стадия |
IV стадия |
2. Выявить черты сходства и различия зародышей человека и других позвоночных, заполнить таблицу.
Черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития
Кому принадлежит зародыш | Наличие хвоста | Носовой вырост | Передние конечности | Воздушный пузырь |
рыба | ||||
ящерица | ||||
кролик | ||||
человек | ||||
рыба | ||||
ящерица | ||||
кролик | ||||
человек | ||||
рыба | ||||
ящерица | ||||
кролик | ||||
человек | ||||
рыба | ||||
ящерица | ||||
кролик | ||||
человек |
4. Назовите стадии эмбрионального развития позвоночных, охарактеризуйте каждую стадию.
4. Заполните таблицу:
№ п/п | Название зародышевого листка | Формирующиеся ткани и органы |
1 | ||
2 | ||
3 |
1. Сделайте вывод о чертах сходства и различия зародышей человека и других позвоночных на разных стадиях развития._______________________
Вопросы для контроля:
1. Дайте определение рудиментам, атавизмам, приведите примеры.
2. На каких стадиях развития онтогенеза и филогенеза проявляются сходства в строении зародышей, а где начинается дифференциация.
Источник