Рыба саламандра черепаха крыса человек таблица

Л. р. №6 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Л. р. №6 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Цель работы: выявить признаки сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Ход работы: 1Рассмотреть рисунок.1. Прочитать текст

Рис.1. Эмбрионы рыбы, саламандры, черепахи, крысы и человека сходны на ранних стадиях.

Сравнительная эмбриология приводит убедительные доказательства в пользу эволюции. арвин обратил внимание на связь между индивидуальным развитием — онтогенезом и историческим развитием вида — филогенезом. Немецкие ученые Э. Геккель и Ф. Мюллер сформулировали биогенетический закон, закон рекапитуляции: «онтогенез — есть краткое и быстрое повторение филогенеза».

Например, зародыши млекопитающих на ранних стадиях развития имеют длинный хвост и жаберные щели и похожи на зародыш рыбы, затем на зародыш земноводного, затем — пресмыкающегося, имеют клоаку (рис.2). Проявление признаков объясняется тем, что на разных стадиях включаются сохранившиеся гены далеких предков — рыбы, земноводного, пресмыкающегося, обезьяны. Головастик лягушки имеет рыбообразную форму тела, боковую линию, двухкамерное сердце и один круг кровообращения Он как бы повторяет признаки рыб, далеких предков земноводных

Рис.2. Схема кровеносной системы головастика:

1 — предсердие; 2 — желудочек; 3 — круг кровообращения.

Сходство прослеживается в строении человека и других позвоночных животных. Человек относится к млекопитающим, так как имеет диафрагму, молочные железы, дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные) , ушные раковины, зародыш его развивается внутриутробно. У человека есть такие же органы и системы органов, как и у других млекопитающих: кровеносная, дыхательная, выделительная, пищеварительная и др. О родстве человека с животными свидетельствуют также рудименты и атавизмы. У человека свыше 90 рудиментарных органов: копчик, аппендикс, зубы мудрости и др. Среди атавизмов можно назвать сильно развитый волосяной покров на теле, дополнительные соски, хвост. Эти признаки были развиты у предков человека, но изредка встречаются и у современных людей. Сходство прослеживается и в развитии зародышей человека и животных. Развитие человека начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки. За счет ее деления образуются новые клетки, формируются ткани и органы зародыша. На стадии 1,5-3 месяцев внутриутробного развития у человеческого плода развит хвостовой отдел позвоночника, закладываются жаберные щели. Мозг месячного зародыша напоминает мозг рыбы, а семимесячного — мозг обезьяны. На пятом месяце внутриутробного развития зародыш имеет волосяной покров, который впоследствии исчезает. Таким образом, по многим признакам зародыш человека имеет сходство с зародышами других позвоночных.

3. Какая стадия развития у всех многоклеточных, способных к половому размножению, является начальной?

4. Чем схож эмбриогенез всех позвоночных?

5. Чем похожи зародыши птиц и млекопитающих (включая человека).

6. Сделайте вывод, что доказывает сходство зародышей человека и других млекопитающих.

Источник

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН.

Задание 1. Заполни таблицу.

Признаки Яйцеклетка Сперматозоид
Размеры
Форма
Число хромосом
Подвижность
Половые хромосомы

Задание 2. Соотнесите буквы и номера ответов.

А. Мужская половая система:

В. Женская половая система:

3. Граафов пузырек.

4. Предстательная железа.

5. Маточные трубы (яичники).

8. Крупные неподвижные клетки.

9. Мелкая клетка, состоящая из головки, шейки, хвоста.

10. Содержит только X хромосому.

11. Содержит X или Y хромосому.

12. Образуются в яичниках.

13.Образуются в семенниках.

Задание 3.

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН.

Читайте также:  Длинные муравьи с крыльями

1. Изучи внимательно текст.

2. Ответь на вопросы:

— как читается биогенетический закон?

— подтверди его фактами.

3. Заполни таблицу 1. ( третью колонку).

Из курса биологии VII класса вы знаете об общем плане строения позвоночных, что свидетельствует о единстве их происхождения. Убедительные доказательства степени родства между организмами представляет эмбриология, изучающая зародышевое развитие организмов. Еще Ч. Дарвин отметил наличие взаимосвязей между индивидуальным развитием организмов ( онтогенезом ) и их эволюционным развитием ( филогенезом ). Эти связи были подробно изучены последующими исследователями.

СХОДСТВО ЗАРОДЫШЕЙ. Подавляющее большинство организмов развиваются из оплодотворенного яйца. Проследим последовательные стадии развития зародышей рыбы, саламандры, черепахи, крысы и человека. Удивительное сходство зародышей касается формы тела, наличия хвоста, зачатков конечностей, жаберных карманов по бокам глотки. ( рис. внизу ). Во многом сходна на этих стадиях внутренняя организация зародышей. У всех сначала имеется хорда, а затем позвоночник из хрящевых позвонков, кровеносная система с одним кругом кровообращения ( как у рыб, вспомните курс зоологии), одинаковое строение почек и др.

По мере развития сходство между зародышами ослабевает и начинают все более четко проявляться черты тех классов, к которым они принадлежат. У черепахи, крысы и человека зарастают жаберные карманы; у зародыша человека особенно сильно развивается головной отдел, включающий мозг, формируются пятипалые конечности, а у зародыша рыбы – плавники и т. п. По ходу эмбрионального развития последовательно происходит расхождение признаков зародышей, приобретающих черты, характеризующие класс, отряд, род и , наконец, вид, к которому они принадлежат.

Изложенные факты говорят о происхождении всех хордовых от одного ствола, который в ходе эволюции распался на множество ветвей.

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН. Основываясь на приведенных выше, а также на множестве других факторов, во второй половине XIX в. немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель установили закон соотношения онтогенеза, который получил название биогенетического закона. Согласно этому закону каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенез), или, короче, онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Приведем несколько примеров. У всех без исключения позвоночных животных в онтогенезе закладывается хорда – признак, который свойствен их отдаленным предкам. У головастиков бесхвостых земноводных (лягушки, жабы) развивается хвост. Это – повторение признаков их хвостатых предков. Личинки многих насекомых имеют червеобразную форму (гусеницы бабочек, личинки мух и т. д.). В этом следует усматривать повторение черт строения их червеобразных предков.

Биогенетический закон приложим и к растениям. Из споры мха развивается сначала ветвящаяся нить, похожая на нитчатую водоросль. Это говорит о родстве наземных растений с водорослями.

Биогенетический закон, выражающий глубокую связь между онтогенезом и филогенезом, имел большое значение для выяснения родственных связей между организмами.

Источник

Практическая работа по биологии на тему»»Признаки сходства зародышей человека и других позвоночных

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практическое занятие № 5

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их родства.

Цель : Рассмотреть и выявить черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Оборудование: Плакаты, таблицы

Краткие теоретические сведения

Эмбриология — наука об индивидуальном развитии организмов .

I закон — «Закон зародышевого сходства »

В 1828 г. Карл фон Бэр сформулировал закономерность, которую называют Законом Бэра:

«Чем более ранние стадии индивидуального развития сравниваются, тем больше сходства удается обнаружить».

II закон – «Биогенетический закон». (Закон Геккеля-Мюллера)

«Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом».

1.Прочитайте статью « Данные эмбриологии»

Легко установить родство между организмами при сравнении их эмбриональных стадий развития.

Читайте также:  Когда лучше травить тараканов днем или вечером

Оказывается. Любой организм в своём индивидуальном развитии повторяет стадии развития предковых форм.

В эмбриогенезе у всех позвоночных закладывается хорда, которая у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у всех позвоночных в дальнейшем замещается позвоночником.

В возрасте нескольких недель зародыши человека и других млекопитающих обнаруживают многие черты сходства с рыбами.

По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система сходна с характерной для рыб: двухкамерное сердце, хвостовая артерия, кровеносные сосуды в составе шести дуг аорты, подходящие к жаберным дужкам. А также общая форма тела зародыша, хвост, жаберные борозды, нитевидное продолжение заднего отдела спинного мозга.

На следующей стадии наблюдается сходство с земноводными : сюда относятся плавательные перепонки, развивающиеся между пальцами у человеческого зародыша. В нижней части стенки живота человека унаследованы от земноводных сухожильные перетяжки прямых мышц, седалищную артерию (ветвь нижней ягодичной артерии, унаследованную от древних амфибий).

У некоторых взрослых людей можно обнаружить в скелете запястья свободную центральную косточку, характерный признак строения земноводных предков.

В обонятельном отделе человек унаследовал от земноводных часть, называемую якобсоновым органом : он развивается к пятому месяцу утробной жизни в виде канала, идущего из носовой полости в ротовую. Хотя в конце утробного развития этот орган и редуцируется, но его все же можно найти у взрослого человека в виде короткого, слепо оканчивающегося канальца, к которому подходят окончания специальных нервов.

И наконец, остаток мигательной перепонки в виде так называемой полулунной складки, во внутреннем углу глаза. Этой складке соответствует хорошо развитая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц мигательная перепонка. Среди млекопитающих мигательная перепонка подверглась сильной редукции, особенно у китообразных и большинства приматов, но значительно развита, например, у кроликов, кошек и некоторых обезьян.

От пресмыкающихся человек унаследовал ряд признаков, которые обнаруживаются преимущественно в утробный период, например, в развитии головного мозга, в строении и характере причленения конечностей у плода нескольких месяцев.

О родстве человека с низшими млекопитающими свидетельствуют и другие примитивные черты, обнаруживающиеся в его онтогении. Например, у человеческого шестинедельного зародыша формируются зачатки нескольких пар молочных желез вдоль млечных линий. По всему телу (кроме ладоней и подошв) развивается довольно густой, хотя и мелкий волосяной пушок (лануго). В ротовой полости на мягком нёбе образуются валики, характерные для обезьян, хищных и других млекопитающих.
В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел, в котором можно обнаружить и конечный отдел зачаточного позвоночного столба с 8-9 закладками позвонков. К концу этого срока наружный отдел хвоста редуцируется. Во внутреннем участке хвостового отдела сохраняется 4 (от 6 до 2) позвонка, сросшись, образуют копчик.

Из внутреннего зародышевого листка развиваются органы пищеварения и легкие. В матке зародыш покрывается несколькими оболочками. На одной из них, с брюшной стороны зародыша, образуются пальцеобразные выросты — ворсинки. Они врастают в ткань матки. Так образуется плацента. На этой стадии длина зародыша около 2 мм. И он почти неотличим от зародыша лягушки. У него вместо легких — жабры. Позднее жабры исчезают, а жаберные щели зарастают. Сердце тоже претерпевает изменения. Из двухкамерного оно становится трехкамерным, так как предсердие делится перегородкой на две части. А еще позднее сердце приобретает четырехкамерное строение. Все эти особенности, сходные со строением тела позвоночных животных, имеются у зародыша человека до 4—5 недель. И если сперва он имеет сходство с зародышами рыб, то позже появляются особенности, свойственные амфибиям и рептилиям.
Позднее всего проявляются черты строения млекопитающего и в последнюю очередь приматов. На шестом-седьмом месяце развития человеческий зародыш больше всего похож на зародыш человекообразных обезьян — гориллы и шимпанзе. Его тело почти сплошь покрыто волосами, которые к рождению исчезают. Пропорции тела зародыша в это время ближе к таковым у обезьян, чем у людей и мозг сходен с мозгом обезьяны.

Читайте также:  Что любят крысы белые

Сходство с зародышами антропоидов сохраняется наибольшее время. В процессе развития зародыша общие признаки, присущие типам и классам животных, проявляются раньше, чем особенности рода и вида. Эта закономерность является общей в развитии зародышей позвоночных животных и получила название биогенетического закона. Сходство на ранних стадиях развития зародыша человека и животных объясняется тем, что человек прошел сложный путь исторического развития, продолжавшийся миллионы лет. Этот путь в основных чертах отражается в развитии человеческого зародыша.

Таким образом, в процессе индивидуального развития каждый вид повторяет своё историческое развитие.

2.Запишите этапы развития человека.

Развитие начинается с оплодотворения.

Возникшая зигота дробится.

Образуются стадии: морула, бластула, гаструла.

Источник

Черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Урок 13-14

Лабораторная работа №2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

1. Выполнить лабораторную работу № 2 в зеленой тетради

2.Отправить фото преподавателюvishnyakova@bpcol.ru, отправляйте на почту.

Как заполнять таблицу?

1)Если орган имеется, ставим +, обращаю внимание, что хвост у рыбы, кролика и ящерицы на всех стадиях и даже после рождения)))).

2) С воздушного пузыря формируются легкие!

3) Передние конечности у рыб – плавники!

Лабораторная работа №2

Тема: «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства».

Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира, доказать эволюционное родство человека и других позвоночных.

— этапы эмбрионального развития организмов,

— значение изменений в зародышевом развитии для эволюции.

— устанавливать родство позвоночныхживотных,

— делать вывод об общности их происхождения.

Средства обучения: рисунки эмбрионов человека и других позвоночных.

ОК: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Правила ТБ на рабочем месте:

— выполнять все действия только по указанию преподавателя;

— выполнять только работу, определённую учебным заданием;

— соблюдать порядок и дисциплину;

— по окончании занятий привести в порядок своё рабочее место, проверить его безопасность.

Рекомендуемая литература: 1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология: общая биология 10 кл. М. «Дрофа» 2015 — § 22.

2. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология: общая биология 11 кл. М. «Дрофа» 2015 — § 13.

1. Рассмотрите рисунки эмбрионов человека и других позвоночных.

рыба ящерица кролик человек

I стадия
II стадия
III стадия
IV стадия

2. Выявить черты сходства и различия зародышей человека и других позвоночных, заполнить таблицу.

Черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Кому принадлежит зародыш Наличие хвоста Носовой вырост Передние конечности Воздушный пузырь
рыба
ящерица
кролик
человек
рыба
ящерица
кролик
человек
рыба
ящерица
кролик
человек
рыба
ящерица
кролик
человек

4. Назовите стадии эмбрионального развития позвоночных, охарактеризуйте каждую стадию.

4. Заполните таблицу:

№ п/п Название зародышевого листка Формирующиеся ткани и органы
1
2
3

1. Сделайте вывод о чертах сходства и различия зародышей человека и других позвоночных на разных стадиях развития._______________________

Вопросы для контроля:

1. Дайте определение рудиментам, атавизмам, приведите примеры.

2. На каких стадиях развития онтогенеза и филогенеза проявляются сходства в строении зародышей, а где начинается дифференциация.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей