Рыжий таракан биологический прогресс или регресс
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Направление эволюции | Путь эволюции | Пример |
---|---|---|
А | идиоадаптация | приспособление у цветковых растений к опылению ветром |
биологический прогресс | Б | редукция органов чувств у паразитических червей |
биологический прогресс | ароморфоз | В |
Список терминов и понятий:
1) биологический прогресс
2) общая дегенерация
3) появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих
5) обитание в океане рыбы латимерии
6) биологический регресс
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Направление эволюции | Путь эволюции | Пример |
---|---|---|
А — биологический прогресс | идиоадаптация | приспособление у цветковых растений к опылению ветром |
биологический прогресс | Б — общая дегенерация | редукция органов чувств у паразитических червей |
биологический прогресс | ароморфоз | В — появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих |
Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде. Появление новых приспособлений обеспечивает организмам успех в борьбе за существование, сохранение и размножение в результате естественного отбора. Это приводит к вспышке численности и, как следствие, к освоению новых мест обитания и формированию многочисленных популяций.
Биологический прогресс может достигаться тремя основными путями — посредством ароморфоз (арогенеза), аллогенеза (в том числе идиоадаптация) и общая дегенерация (катагенеза). Каждый из путей характеризуется возникновением у организмов определенных приспособлений (адаптаций).
Упрощение организации у паразитических форм (дегенерация) сопровождается совершенствованием репродуктивной системы. Это приводит к их процветанию, т. е. к биологическому прогрессу.
Биологический регресс (от лат. regressus — возвращение, движение назад) — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к условиям обитания. Если у организмов темпы эволюции (формирование приспособлений) отстают от изменений внешней среды и родственных форм, то они не могут конкурировать с другими группами организмов. Это значит, что они будут удаляться естественным отбором. Произойдет снижение численности особей. В результате уменьшится площадь заселенной ими территории и, как следствие, сократится число таксонов. В результате может произойти вымирание данной группы.
Таким образом, биологический регресс — постепенное вымирание систематической группы (вида, рода, семейства и др.) вследствие снижения приспособленности ее особей. Деятельность человека также может приводить к биологическому регрессу некоторых видов. Причиной может быть прямое истребление (зубр, соболь, стеллерова корова и др.). Но это может произойти и в результате сокращения ареалов при освоении новых территорий (дрофа, журавль белый, жаба камышовая и др.). Виды, находящиеся в состоянии биологического регресса, заносятся в Красную книгу и подлежат охране.
Источник
Рыжий таракан биологический прогресс или регресс
На фотографии представлены отпечатки вымершего животного, обитавшего около 440 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. К какому типу современных животных вы бы отнесли данный организм? По каким признакам Вы отнесли бы его именно к данному типу?
млн. лет
млн. лет
1. Эра палеозойская, период силур.
2. Тип Членистоногие.
3. Членистое строение тела и конечностей, наличие панциря.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для пресмыкающихся, в отличие от земноводных, характерно
1) наличие смешанной крови в желудочке сердца
2) два круга кровообращения
3) ячеистые лёгкие у всех представителей
4) сухая, покрытая чешуями, кожа
5) водный образ жизни
6) внутреннее оплодотворение
Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, освоили сушу в связи с тем, что у них
3) ячеистые лёгкие у всех представителей
4) сухая, покрытая чешуями, кожа
6) внутреннее оплодотворение
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)В ходе эволюции растений происходили значимые изменения, сильно повышавшие приспособленность растений. (2)При выходе на сушу у растений сформировались механические и покровные ткани. (3)В дальнейшем появились корни. (4)Различная форма побегов и жизненных форм способствовала широкому распространению наземных растений. (5)Формирование семян и оплодотворение при помощи опыления позволили окончательно избавится от необходимости воды для размножения. (6)Различные формы и цвет цветков и плодов позволили освоить дополнительные экосистемы.
Необходимо выбрать три предложения, в которых даны описания ароморфозов растений:
(2)При выходе на сушу у растений сформировались механические и покровные ткани.
(3)В дальнейшем появились корни.
(5)Формирование семян и оплодотворение при помощи опыления позволили окончательно избавится от необходимости воды для размножения.
Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Идиоадаптация — частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды.
1 предложение — определение ароморфоза, а не пример; 4 и 6 предложения — идиоадаптация
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у насекомых. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)В ходе эволюции у насекомых сформировалось множество приспособлений к условиям обитания. (2)Так, разнообразные типы питания привели к формированию различных ротовых аппаратов. (3)Для усвоения кислорода у насекомых сформировалась разветвлённая трахейная система. (4)В зависимости от места обитания насекомые разных отрядов имеют различную форму конечностей. (5)Например, у медведки конечности копательные, а у кузнечика — прыгательные. (6)Также очень важным приспособлением, снижающим внутривидовую конкуренцию, стало разделение сред обитания у личиночной и взрослой стадий насекомого.
Необходимо выбрать три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у насекомых:
(2)Так, разнообразные типы питания привели к формированию различных ротовых аппаратов.
(4)В зависимости от места обитания насекомые разных отрядов имеют различную форму конечностей.
(5)Например, у медведки конечности копательные, а у кузнечика — прыгательные.
Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Идиоадаптация — частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Среди плоских и круглых червей достаточно много паразитов. (2) У паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина. (3) У паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина. (4) Эти черви утратили пищеварительную систему. (5) На головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки. (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались.
Идиоадаптация — эволюционный процесс, приводящий к повышению приспособленности организмов к разным условиям обитания и существенно не отражающийся на общем уровне организации, в отличие от ароморфоза.
Необходимо выбрать три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций:
(2) у паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина; (3) у паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина; (5) на головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки.
(4) Эти черви утратили пищеварительную систему; (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались — это считается примерами общей дегенерации.
Какие идиоадаптации сформировались у цветковых растений, обитающих в воде? Приведите не менее четырёх признаков и обоснуйте их адаптивные значения.
1. у водных цветковых растений устьица развиты на верхней стороне листа, а на нижней не развиты (в то время как у наземных растений часто больше устьиц на нижней стороне), потому что устьица поглощают углекислый газ и кислород воздуха, с которым соприкасается внешняя сторона листа;
2. наличие в тканях многочисленных воздухоносных полостей (аэренхима) позволяет водным растениям поддерживать тело на необходимой глубине или держаться на поверхности;
3. поглощение минеральных веществ всем телом. Основная часть тела располагается в среде насыщенной необходимыми веществами, поэтому всё тело берёт на себя эту функцию.
4. гетерофилия. Для некоторых цветковых растений характерно образование разных типов листьев. Подводные листья поглощают минеральные вещества и воду, надводные фотосинтезируют, поскольку в толщу воды свет проникает хуже. Часто эти листья имеют разную структуру. Например, подводные могут быть рассечены на тонкие нитевидные участки для увеличения поверхности поглощения необходимых веществ.
5. увеличение количества хлоропластов. Необходимо большое количество, чтобы улавливать свет в толще воды.
6. редукция органов. Например, механических тканей для увеличения гибкости и покровных тканей для лучшего обмена веществ со средой.
7. плавучесть плодов обеспечивает распространение семян водой.
8. подводные листья лентовидные (или сильно рассечёные), что предотвращает повреждение листьев при быстром течении
Источник
Рыжий таракан биологический прогресс или регресс
Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.
ВИД ОРГАНИЗМА | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками.
ПРИЗНАКИ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.
ПРИСОСОБЛЕНИЕ | НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между примерами дивергенции и конвергенции и процессом, иллюстрирующим эти примеры.
ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССА | ПРОЦЕСС |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался.
ПРИЗНАК | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между ароморфозом и типом животных, у которого он впервые появился.
АРОМОРФОЗ | ТИП ЖИВОТНЫХ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ | ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.
ИЗМЕНЕНИЕ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.
ИЗМЕНЕНИЕ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Установите соответствие между ароморфозом хордовых и эрой, в которой он появился.
АРОМОРФОЗ | ЭРА |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и процессом, которому соответствует данная характеристика.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | E |
Установите соответствие между группой животных и эрой, в которой эта группа возникла.
ГРУППА ЖИВОТНЫХ | ЭРА |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | E |
Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе эволюции и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ | ЭРЫ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | E |
Установите соответствие между организмами, появившимися или расцветавшими в процессе эволюции, и эрами, в которые они появились и расцветали.
ОРГАНИЗМЫ | ЭРЫ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | E |
Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и уровнем эволюции, на котором он происходит. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ | УРОВЕНЬ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между примерами и направлениями биологической эволюции, которые соответствуют этим примерам: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | НАПРАВЛЕНИЕ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ПРОЦЕССЫ |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Источник