- LiveInternetLiveInternet
- —Цитатник
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Мыши и крысы в искусстве: от любви до ненависти
- Крысиные истории. Как символ 2020 года вдохновлял художников на творчество
- В живописи
- Крыса неприглядная
- Крыса веселая
- Крыса аллегорическая
- В литературе
- Крыса сатирическая
- Крыса героическая
- Крыса ужасающая
- В кинематографе
- Крыса убивающая
- Крыса умиляющая
- Крыса года
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Первоначально кажется, что это крыса царапае.
. чтобы не утратить ясность мышления в старости Оказывается, всё так .
Ашик-Кериб. Турецкая сказка. Xудожник Мелихов .
—Метки
—Рубрики
- МУЗЕИ МИРА (938)
- НАПИТКИ (43)
- ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ (148)
- ПОЛЕЗНОЕ (12)
- РЕТРО (1941)
- Каталоги, альбомы (396)
- СПОРТ (27)
- CCCP (439)
- АКТЕРЫ ТЕАТРА И КИНО (587)
- ДЕТСКОЕ (966)
- ДЛЯ МЕНЯ (67)
- ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК (3086)
- ЖИВОТНЫЙ МИР (359)
- ИСТОРИЯ (1265)
- ИСТОРИЯ РОССИИ (2052)
- КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО (964)
- МОДА (209)
- МОСКВА (477)
- ОДЕЖДА, ОБУВЬ и пр., и пр. (220)
- ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА (19)
- ПЕРСОНЫ (1778)
- ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА (1017)
- ПОЗИТИВ (99)
- ПРО ЕДУ (135)
- РАЗНОЕ (1047)
- РЕЛИГИЯ (460)
- РОМАНОВЫ (417)
- СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ (49)
- СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ ПРИТЧИ (392)
- ТЕХНИКА (29)
- ФОТОГРАФИЯ (2782)
- «LiFE» — фотоархив (173)
- Библиотека Конгресса США (251)
- Редкие фото известных людей. (173)
- ФОТОХУДОЖНИКИ (302)
- ШЛЯПОМАНИЯ (147)
- Звезды в шляпах (53)
- ЭКСКУРСИИ ВИРТУАЛЬНЫЕ (2)
- ЮНЕСКО (11)
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Мыши и крысы в искусстве: от любви до ненависти
Вторник, 31 Декабря 2019 г. 05:39 + в цитатник
Bo4kaMeda
Роберт Бейтман «Белоногая мышь»
Эти маленькие создания известны своей способностью выживать даже в самых суровых условиях. Их символическая ценность напрямую связана с их внешним обликом и менялась на протяжении веков. В некоторых культурах мышей и крыс боготворили, а в других — презирали. Для одних мышь была символом невинности, а для других — болезней и темной магии. А из-за того, что эти зверьки обитают под землей, их нередко считали связующим звеном между миром живых и миром потусторонним.
Мышь — прекрасный пример того, что малый размер отнюдь не всегда говорит о слабости. Эти животные отличаются завидной выносливостью и способностью переживать как сильную жару, так и сильный холод. Кроме того, крысы и мыши довольно легко адаптируются к разным условиям жизни и могут найти пропитание практически везде. Еще одно их ценное качество — осторожность и осмотрительность. Из-за своих размеров они далеко не всегда могут дать бой хищникам, поэтому для них единственный способ выжить — всегда быть начеку.
Китайская фигурка из слоновой кости XIX века, изображающая крысу
Изображения мышей и крыс и легенды с их участием можно найти в самых разных культурах по всему миру, хотя символическое значение этих созданий может быть очень разным. В Китае мыши символизируют жизненную силу и интеллект. В культуре этой страны есть множество присловий, посвященных мышам и крысам: например, о человеке могут сказать, что он «хитрее крысы» или «изменчив, как мышь».
Древние китайские племена считали мышей символом успеха и процветания, а также верили в способность этих существ общаться с богами.
Крыса — первое животное в китайском зодиакальном календаре. Считается, что люди, родившиеся в этот год, обладают такими качествами, как сообразительность, находчивость, многосторонность, доброта и изящество.
Ганеша верхом на крысе
В индуистской мифологии крыса является верным спутником, а точнее — ездовым животным бога мудрости и благополучия Ганеши. По одной из легенд, Ганеша во время сражения превратил в крысу великана, отломив и бросив в него собственный бивень. В японской же культуре крыса тоже сопровождает и служит посланником бога богатства Дайкоку.
Важным символическим значением мыши обладали в культуре коренных американцев. Для них эти существа служили примером того, что малый размер — не помеха большим достижениям. В племени Черноногих мыши имели особый статус: они считались братьями и помощниками людей. Крысы же в шаманских традициях коренных американцев символизируют безопасность и выживание, поскольку считается, что они обладают сильным иммунитетом. В то же время у кельтов крысы по большей части представали в негативном свете: согласно верованиям, эти животные приносили несчастье.
Бронзовая фигурка мыши с маской, I век н. э.
Британский музей
За последние двести-триста лет на территории бывшей Римской империи было обнаружено множество маленьких бронзовых скульптур, изображавших мышей. По мнению историков, эти фигурки носили исключительно эстетическую функцию: они украшали крышки масляных ламп и емкостей для продуктов, всевозможные подставки и перила. Бронзовые мышки размером в два-три сантиметра чаще всего изображались с орехом, печеньем или кусочком фрукта, зажатого в лапках.
Среди всех этих многочисленных скульптур особенно выделяется одна — мыши, держащей театральную маску Паппосилена (согласно мифологии, он был главой сатиров и наставником Диониса). Этот персонаж был одним из основных героев сатирических представлений: он руководил разнузданным хором сатиров и чествовал Диониса — бога вина и плодородия. Вероятнее всего, неизвестный скульптор, создавший бронзовую мышь с маской, выбрал это животное в качестве символа Паппосилена именно из-за поразительной плодовитости.
Et in Arcadia ego
Джованни Франческо Гверчино 1622
81 × 91 см
Однако репутация мышей и крыс была разрушена в Средние века. Их стали связывать с колдовством и заклеймили как разносчиков чумы и других опасных болезней.
Позже эти животные стали появляться в натюрмортах, и в частности — в жанре ванитас, как дополнительное напоминание о скоротечности земной жизни и недолгом веке всех живых существ. В этом же значении мышь, глодающая человеческий череп, появляется на картине Джованни Франческо Гверчино «Et in Arcadia Ego». Забавно, что два печальных пастуха с этой картины появляются на другом полотне Гверчино — «Аполлон и Марсий» — где они с такими же тоскливыми лицами наблюдают за тем, как мстительный бог снимает кожу с сатира.
Джованни Франческо Гверчино
«Аполлон и Марсий» (ок. 1618 г)
Мышь пробралась и в знаменитый «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха. Среди огромного количества персонажей ее обнаружить не так-то просто: зверек сидит в прозрачном цилиндре, который «вырастает» из диковинного растения. На его вершине покоится прозрачная сфера с заключенными в нее любовниками. Возможно, здесь мышь символизирует плотскую любовь и плодовитость.
Впрочем, не всегда мыши на картинах имеют символическое значение. К примеру, Джон Констебл в 1824 году написал «Мышь с куском сыра» — портрет собственного питомца по имени Джек. Этих животных, не символизирующих ничего, кроме самих себя, можно встретить и в работах Кацусики Хокусая. Художник стремился запечатлеть буквально «все во Вселенной»: Будду и мифических чудовищ, сцены из повседневной жизни, людей с забавными выражениями лиц и, конечно, огромное количество самых разных животных. В частности, одна из его гравюр изображает пять белых мышей, поедающих традиционное японское пирожное моти.
Мышь с куском сыра
Джон Констебл 1824
10.1 × 13.3 см
Гравюра Хокусая с мышами и пирожным
А вот на полотне «Мариана» (1851) Джона Эверетта Милле поразительно реалистичная мышь появилась почти случайно. Трагически для самого животного, но очень удачно для художника. На этой картине мышь — единственное живое существо, кроме главной героини, символ одиночества Марианы и царящего вокруг запустения. Милле изначально хотел изобразить мышь на полотне, и однажды во время работы увидел живого зверька в своей мастерской. Художник опрокинул на мышь портфель, и животное погибло, по словам Милле, «в самом лучшем положении для рисования».
Мариана
Джон Эверетт Милле 1851
59.7 × 49.5 см
И немного о «родственниках». На гравюре Дюрера «Меланхолия» летучая мышь держит транспарант с надписью «Меланхолия I», и это может подразумевать, что меланхолия — это такое особое, сугубо ночное состояние, некие сумерки сознания, когда человеку могут неожиданно приоткрываться те смыслы, которые недоступны сознанию дневному, рациональному.
Меланхолия
Альбрехт Дюрер
Гравюра, 1514
23.8 × 18.6 см
Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис
Летучая мышь
Альбрехт Дюрер 1500
15 × 25 см
Лувр, Париж
Сон разума рождает чудовищ (из серии «Капричос», лист 43)
Франсиско Гойя 1799
21.8 × 15.2 см
Музей изящных искусств, Бостон
Диптих: Летучие мыши. Мир внутри нас
Цукиока Ёситоси
Гравюра, 1883
36.8 × 25 см
В XIX веке мыши и крысы становились частыми героями сатирической карикатуры и шаржей. Гротескные антропоморфные крысы нередко появлялись в работах известного французского иллюстратора и карикатуриста Жана Гранвиля. Он, к примеру, в одной из работ серии «Сцены общественной и частной жизни животных» изобразил нищую «церковную крысу» и проиллюстрировал басню Жана де Лафонтена «Крыса городская и крыса полевая» (переложение басни Эзопа). К этому же сюжету позже обращался и знаменитый английский иллюстратор Артур Рэкхэм.
Крыса городская и Крыса полевая
Иллюстрации к басням Жана де Лафонтена
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль
Гравюра, 1840
23.5 × 28.5 см
Мыши слушают плач портного
Иллюстрация для «Портной из Глостера»
Элен Беатрикс Поттер 1902
11.1 × 9.2 см
И, наконец, в конце ХХ века изображение крысы стало важным символом для уличных художников по всему миру. Многие из них сами сравнивают себя с этими животными, поскольку тоже вынуждены прятаться, часто работать под покровом темноты и всегда быть начеку из-за того, что их творчество считается незаконным. Бэнкси однажды сказал: «Если вы чувствуете себя грязным, незначительным или нелюбимым, крысы — хороший образец для подражания. Они существуют без разрешения, у них нет уважения к иерархии общества, и они занимаются сексом 50 раз в день».
Пусть едят крэк
Бэнкси
Стрит арт, 2008
Рубрики: | РАЗНОЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК |
Метки: животные живопись мышка картины новый год
Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям
Источник
Крысиные истории. Как символ 2020 года вдохновлял художников на творчество
По восточному календарю в 2020-м наступит год белой крысы или мыши. Эти умные грызуны нередко вдохновляли людей на создание картин, фильмов или поэтических произведений, с их помощью рассказывали о человеческих пороках и добродетелях или делали их героями увлекательных приключений. Фокус вспоминает о крысах, запечатленных в истории искусства
Именно крыса открывает китайский 12-летний лунный цикл. В Поднебесной ее почитают как умное и трудолюбивое животное. Здесь она исторически ассоциируется с процветанием и достатком в доме. В исламской традиции крыса считается воплощение чувственности, а в Индии ее называют символом успешных начинаний.
Будь всегда в курсе событий вместе с телеграм-каналом Быстрый Фокус.
Совсем другое отношение сложилось к грызунам в европейской культуре. На западе крыса всегда носила лишь негативные черты. Грызуна ассоциировали с алчностью, с разрушениями, агрессией и жестокостью. В английской литературе образ хвостатого животного традиционно служил олицетворением трусости, глупости и бедности.
Вместе с тем, исследования ученых в последнее время доказывают, что у человека с крысой гораздо больше общего, чем можно было предположить. Например, в 2008 году зоологи из Оксфорда заявили, что у крыс развито абстрактное мышление, хотя до этого считалось, что им обладают лишь люди. Кроме того, грызуны, как и мы, боятся щекотки и даже могут издавать смехоподобные звуки.
Но каким бы ни было отношение к крысам, эти животные всегда умудрялись вдохновлять деятелей искусства на создание чего-то прекрасного – поэм (как тут не вспомнить шутливые стихотворения шотландца Роберта Бернса), картин, литературных произведений и множества увлекательных фильмов.
В живописи
Крыса неприглядная
Винсент Ван Гог, «Две крысы»
В 1884 году нидерландский постимпрессионист на деревянной дощечке 30 на 40 см маслом написал двух грызунов, украдкой поедающих кусок хлеба. Не отрываясь от своей случайной находки, крысы осторожны и словно готовы бежать при малейшей опасности.
Эта работа художника так не похожа на яркие, наполненные цветом и светом картины голландца. Вместо буйства красок здесь подчеркнутая реалистичность. Ван Гог не попытался как-то приукрасить животных, даже выбором палитры словно усилил простоту и естественность сюжета. Это соответствует образу жизни, который художник вел в этот период. Тогда он перебрался в провинцию Дренте и поселился в отдельной хижине, ежедневно наблюдал за незамысловатым существованием местных крестьян и отображал на полотнах их повседневный быт.
Крыса веселая
Фердинанд ван Кессель, «Танец крыс»
Грызуны, изображенные на картине фламандского живописца Фердинанда ван Кесселя, выполнены максимально натуралистично, однако при этом умеют танцевать, взявшись за лапки.
Для талантливого анималиста это был вполне обычный сюжет. Животные на других его картинах устраивают богатые пиршества, ходят в цирюльни и увлеченно музицируют. Очеловеченные животные играют немаловажную роль даже в работах, которые ван Кессель выполнял по заказу польского короля Иоанна III Собеского.
Крыса аллегорическая
Гюстав Доре, «Крысы, собравшиеся, чтобы решить, кто из них повесит колокольчик на шею коту»
Гюстава Доре по праву называют одним из лучших иллюстраторов XIX века. За свою долгую карьеру он делал рисунки для самых различных произведений, в том числе иллюстрировал Данте, Байрона, сказки Шарля Перро. Крысы и мыши нередко становились героями его картин. Для басни Лафонтена «Городская и полевая крысы» он создал изящный рисунок улепетывающих в ужасе грызунов. Но особый интерес представляет его гравюра к другой знаменитой басне о крысах, которые решили повесить колокольчик на шею кота, чтобы знать о его приближении.
На черно-белом рисунке изображено с полсотни грызунов, но создается ощущение, что у каждого из них есть свой характер и свое мнение о предстоящей задаче. Остроносые мордочки прорисованы мастером с такой любовью, что хочется рассматривать их бесконечно.
В литературе
Крыса сатирическая
«Война мышей и лягушек»
Пародийная древнегреческая поэма с невыговариваемым названием «Батрахомиомахия» является не чем иным как переиначенной версией «Иллиады» Гомера. Вместо троянцев и ахейцев конфликт разгорается между животными – после того, как царь лягушек Вздуломорда утопил мышонка Крохобора. Одно время авторство замысловатой и остроумной пародии приписывали тому же Гомеру, но сейчас исследователи среди возможных создателей поэмы называют другого мастера гекзаметра Пигрета Галикарнасского.
«Война мышей и лягушек» вдохновила не одно поколение писателей на создание похожих произведений. Например, Лопе де Вега написал «Котомахию» — «Войну котов», в которой испанец, рассказывая о борьбе за красавицу-кошку, высмеивал нравы своего времени.
Само слово «батрахомиомахия» сейчас используется для обозначения глупой и бессмысленной ссоры.
Крыса героическая
Терри Пратчетт, «Изумительный Морис и его ученые грызуны»
В 2001 году британский фантаст Терри Пратчетт в рамках своего самого известного цикла сатирического фэнтези «Плоский мир» выпустил историю об уличном коте Морисе и образованных крысах, которые выучились разговаривать и читать. Сначала ученые грызуны Окорок, Загар, Сардины и другие дурачили людей, но потом оказались настоящими героями, освободив городок Бад Блинтц от жутчайшего Крысиного короля.
Терри Пратчетт уверял, что начал писать свои романы «как противоядие» плохому фэнтези. О том, что у него получилось, говорят не только поклонники творчества, но и профессиональные критики: забавный и милый роман «Изумительный Морис и его ученые грызуны» получил престижную медаль Карнеги и был признан лучшей детской книгой 2001 года.
Крыса ужасающая
Стивен Кинг, «Ночная смена»
Ну кому, как не «королю ужасов», может принадлежать самая зловещая история о крысах?! У Стивенга Кинга они становятся самим воплощением кошмара.
Фабула рассказа максимально проста: хозяин ткацкой фабрики направляет бригаду рабочих ночью очистить подвал от крыс. Конечно же, здесь находится настоящее царство мутировавших грызунов чудовищных размеров: крысы-альбиносы, громадные летучие мыши, ну и главный монстр в виде крысиной королевы без глаз и ног. Жуткий рассказ был экранизирован в 1990 году режиссером Ральфом Синглтоном по сценарию самого писателя.
В кинематографе
Крыса убивающая
«Манхэттенские крысы», режиссер Бруно Маттеи
Испокон веков европейцы воспринимали крыс лишь как вредителей, которых надо уничтожать. Эпидемия чумы в Средние века только усилила антипатию, ведь грызуны как разносчики заразы стали ассоциироваться исключительно со страшными муками и смертью. Это отношение к хвостатым животным буквально на генетическом уровне сохранилось и до сегодня. Так что нет ничего удивительного в том, что многие сценаристы, работающие в жанре хоррора, именно крыс выбирали в качестве наиболее ужасных и кровожадных чудовищ.
Одной из таких картин стали «Манхэттенские крысы» (другое название «Крысы: ночь ужаса»). Это незамысловатый ужастик 1984 года о полчищах крыс-мутантов в постапокалиптическом мире. Несмотря на простенький сюжет, итальянский режиссер Бруно Маттеи сделал все для того, чтобы без отвращения фильм невозможно было смотреть. Копошащиеся грызуны с красными глазами способны устрашить кого угодно.
Крыса умиляющая
«Рататуй», режиссер Брэд Берд
Стоит сказать, что в кинематографе есть немало и противоположных историй, где грызуны выступают не кошмарными монстрами, а вызывающими умиление зверушками. Главной из них, пожалуй, является полюбившийся детям и взрослым мультфильм «Рататуй» от студии Pixar. Режиссер Брэд Берд создал чудесную комедию о похождениях смышленого крысенка Реми, мечтающего стать шеф-поваром. Для создания персонажей-крыс создатели фильм немало повозились с настоящими животными, изучая их повадки и движения. В студии даже стояла большая клетка с крысами, и аниматоры наблюдали за тем, как они двигают лапками и хвостами, как реагируют на запахи. Художники признавались, что сложнее всего было натуралистично нарисовать шерсть. В итоге для Реми вырисовали более миллиона волосков. Озвучивавший главного героя Пэттон Освальд впоследствии рассказывал журналистам, что ходил в зоомагазин и часами наблюдал за грызунами, пытаясь вдохновиться на работу.
Интересно, что после выхода мультфильма в мире стали чаще заводить себе крыс в качестве домашних питомцев. Особой популярностью они стали пользоваться во Франции, где происходит действие анимационной картины, к примеру, издание The Telegraph сообщало, что французы стали покупать грызунов на 40% чаще.
Крыса года
«Свейн и крыса», режиссер Магнус Мартенс
Еще один фильм, показывающих крыс умными и добрыми, — норвежская семейная лента «Свейн и крыса», вышедшая в прокат в 2006 году. Главный герой по имени Свейн пытается доказать всем вокруг, что грызуны совсем не так ужасны, как о них принято думать. Для этого он с друзьями готовится принять участие в городских соревнованиях домашних любимцев. В итоге крыса Халворсен получает титул «домашнее животное года».
Магнус Мартенс экранизировал одноименную книгу писательницы Марит Николайсен. О приключениях Свейна и его любимого домашнего зверька норвежка создала целую серию романов, которые на ее родине до сих пор чрезвычайно популярны у детей.
Источник