Селение тли северная осетия

Культовые сооружения средневековой христианской Алании: храм в селении Тли

В рамках подготовки к нему проводится реставрация многочисленных памятников истории и культуры. Всего в программу подготовки к празднованию включены 15 объектов культурного наследия. В их числе – христианский храм предположительно XI века и Сторожевая башня в селении Тли в Мамисонском ущелье в Алагирском районе республики.
Селение Тли — одно из древнейших в этом регионе. Здесь хорошо сохранились жилые, общественные и фортификационные сооружения средних веков. Все они уникальные исторические памятники, образцы средневековой горной архитектуры, которые составляют единый архитектурно-исторический комплекс.
В некотором отдалении от селения находятся руины средневекового храма. Его часто именуют близнецом Зругского храма Божией матери, также расположенного в Алагирском районе Северной Осетии в глубине Зругского ущелья близ покинутого осетинского селения Хозитыка (о нем НИА-Кавказ также расскажет в своих публикациях – прим. редакции).
Размеры здания в интерьере 10,80×6 м. Стены сложены из двух панцирей с бутобетонным заполнением между ними, панцирная кладка (из двух рядов обработанного камня, внутри засыпанная мелким камнем – прим. редакции) из квадров (квадр (итал. quadro — четырёхугольник) — крупный, правильно отёсанный и приготовленный для кладки каменный блок в форме прямоугольного параллелепипеда или призмы – прим. редакции) и плит известкового туфа. На остатках стен с внутренней стороны сохранились участки штукатурки, на которую, очевидно, были нанесены фрески, ныне погибшие.
От культового сооружения на сегодняшний день сохранилась только часть стен высотой от полутора до пяти метров. Разумеется, никаких чертежей или изображений храма не сохранилось и воссоздать первоначальный облик здания не представляется возможным. Поэтому реставраторами принято решение только выровнять контур кладки по сохранившимся высотным отметкам, используя обвалившиеся каменные блоки, вернуть на место верхнюю часть сохранившегося профилированного обрамления дверного проема. Об этом журналистам в начале текущего года рассказал автор проекта, архитектор-реставратор Петр Шутов .
В ходе работ по реставрации и консервации храм также защитят от дальнейшего разрушения, будет создана эффективная система водоотведения, а также снижена высоту холма, нависающего над зданием церкви с северной стороны.
«Работы по понижению холма, выросшего за последние несколько столетий, будут проводиться в рамках археологических работ, чтобы не повредить ценные данные, находящиеся под землей. Вероятно, получится узнать немного больше об истории этого места и населявших его людях», — отметил автор проекта.
Дабы создать у зрителей представление о первоначальных размерах и форме храма планируется возведение над ним легкой металлической инсталляции. Но это решение не окончательное. «Окончательное решение об этом будет принято после проведения реставрационных работ. Если эти работы могут стать угрозой сохранности памятника, от них придется отказаться «, — заявляет Петр Шутов .
Завершение работ по реставрации храма планируется не позднее декабря 2022 года.
Значение селения Тли как туристического объекта существенно возрастет после введения в строй объектов Всесезонного курортно-рекреационного комплекса «Мамисон», который может стать крупнейшим из аналогичных объектов на всем Северном Кавказе. Его сооружение ведется очень активно. Кроме катания на лыжах, сноубордах и иных развлечений «зимнего» цикла отдыхающим будет предложена разнообразная экскурсионная программа. И памятники древнего горного селения призваны стать хитами этой программы.

Источник

Селение тли северная осетия

Кавказ. Осетия. Чарующие горные пейзажи Туалии… В одном из ущелий края – Мамисонском – есть аул со странноватым названием «Лисри». Здесь наше «родовое гнездо», могилы деда, прадеда, прапрадеда…

Читайте также:  Операция что бы избавиться от храпа

Величественно возвышающиеся над саклями башни, древние культовые сооружения, церковь без купола, под шатким мостиком поигрывающий булыжниками горный поток, целебные источники, пышная растительность, изумительной красоты цветы вдоль извилистой дороги. Над безлюдными улочками аула высоко в небе парит орел…Покой… Тишину нарушает лишь щебетанье птиц… Поистине, лучшего места для общения с Небом не сыскать. В древности здесь проходил Великий Шелковый путь. Странствующие по свету купцы, путешественники и абреки были свидетелями социального устройства многолюдного сурового края. По преданию, топоним «Лисри» возник в XVII веке, после того как свободолюбивые жители горного села проявили непокорство, отказавшись выйти поприветствовать высокопоставленного гостя, следовавшего по той дороге, что впоследствии стали называть «паддзахы фæндаг», «Военно-Осетинская дорога». Как называлось поселение прежде (до XVII века), увы, не известно.

В наши дни – при издании книг, при съемках историко-этнографических телепередач – исследователи и гиды-краеведы не упоминают некоторые фамилии проживавших здесь осетин. И это несмотря на то, что, по данным переписи, проводимой в XIX веке, в этом горном поселении проживало несколько семейств, в частности, фамилии Рамоновых. По количеству кладбищенских захоронений можно было бы определить, что в числе жителей аула было немало людей из рода Рамона. По данным переписи 1886 года, в ауле Лисри проживали представители фамилий Сидаковых, Дарчиевых, Моураовых, Айларовых, Добаевых, Рамоновых.

В период проведения переписи в доме моего 50-летнего прадеда Рамонова Тото Салыковича проживали его жена Пруп (Дзанаева), два сына (15-летний Паша и 5-летний Георгий), две дочери, взрослые дети ушедшего из жизни брата (21-летний Елкан с сестрой и женой). Жизнь в суровом горном крае была тяжелой. Понятие «фыдæлты æгъдау» (включающее обычаи, свод установлений мудрых предков, в том числе и легендарного прародителя, родоначальника Рамона) все еще главенствовало, но коррективы жизнь вносила настолько серьезные, что даже земледельческий праздник «Рамон бон» осетины стали называть просто «Хор-хор» в угоду церковнослужителям (личные имена из народного календаря следовало забыть). Несмотря на заложенное традициями трудолюбие, все жители Осетии испытывали большие трудности из-за малоземелья. Часть населения переселилась на равнину. Примкнули к переселяющимся и некоторые жители Лисри. Известно, что поселение, называемое «Дарг-Кох», заложено было в 1847 году представителями рода Рамона и выходцами из села Какадур – Саламовыми. Впоследствии же – полвека спустя – многие в поисках лучшей доли стали отправляться в Америку, Канаду, Австралию…Вот и мой дед – Георгий Тотоевич – в конце XIX века подался в Америку «на заработки», заработал кое-что, однако, глядя на нуждающихся в помощи, примкнул к тем, кто и за границей, и в Осетии щедро раздавал заработанное бедствующим.

К сожалению, дед наш рано ушел в мир иной: в 1919 году заболел тифом, в качестве проводника сопровождая в Южную Осетию отряд, возглавляемый Евгением Давидовичем Рамоновым – наркомом здравоохранения Осетии, будущим доктором медицины и одним из руководителей Института гематологии; легендарным доктором, лечившим Ленина после совершенного покушения на него эсерки Каплан. В том году от тифа умерло немало малолетних жителей села, в том числе и годовалая сестренка моего отца (похоронены они все на сельском кладбище, за рекой). В качестве дополнения к изложенному, приведу строки из автобиографии Е.Д. Рамонова: «Во Владикавказе был избран в городскую организацию РКП (б), членом исполкома Совдепа и обнарсовета и комиссаром здравоохранения Горреспублики. В 1919 году, после падения советской власти в Терской республике, мне пришлось отступить в горы, где в течение пяти месяцев выдерживал деникинскую осаду. Руководил вместе с Тогоевым и Абаевым партизанскими набегами на тыл Деникина. После падения советской власти в красных горских ущельях и при истощении всех съестных и боевых припасов мне пришлось с остатками вооруженных сил отступать через неприступные ледниковые горы в Грузию, в Кутаисскую губернию. Попал в лагерь интернированных. Вместе с Ш. Абаевым бежал из него, принял вместе с товарищем Санакоевым участие в вооруженном восстании против меньшевистского правительства …»

Читайте также:  Клещ при укусе отпадает

В славном поселении Лисри почти все были связаны родственными узами. Скажем, из рода Рамона были Добаевы, Амрановы, Баевы (часть из них перебралась в Дарг-Кох). В ауле часто объявляли «зиу» (общественные работы типа нынешних субботник. Сообща построена была церковь, помещения для обучения детей грамоте, вместе возвели несколько сторожевых башен, поэтому назову все фамилии, указанные в посемейном списке селения Лисри за 1886 год. Это и семейство Гаева, Зазаева, Икоева, Кучиева, Текаева…

В ауле было построено немало башен (примерно 14–16). На вершине одной из них заложен камень с изображением змеи. Этот древний камень – что-то вроде оберега, тотема рода Рамона. Согласно легенде, как-то раз змея подползла к плачущему младенцу, оставшемуся без присмотра взрослых во время полевых работ, и успокоила его, подав ему кончик своего хвоста вместо соски. Род наш издревле почитал все живое на земле (как фауну, так и флору), а уж после такого случая ряды почитающих пополнили и аульчане других родов. Этот вид пресмыкающихся почти все в округе стали воспринимать как священных существ. Ребенку, сдружившемуся со змеем, дали имя Домбай. Спустя века, при строительстве башни, Дарчиевы, возводившие ее совместно с односельчанами-родственниками, решили сохранить тотем, закрепив его на верхотуре. То есть камень с изображением змеи – это не просто «архитектурное декоративное украшение», это родовой камень наших предков, потому-то башню (гæнах) воспринимали не как хозяйственную постройку, а нечто большее.

В начале 30-х годов XX века моя бабушка Итта (Мысирæт) – вдова Георгия Рамонова – вместе с двумя сыновьями сменила местожительство («в связи с руководящим указанием», аульчан следовало переселить в селение Кирово). Но все же красота родного ущелья была столь притягательна, что при каждом удобном случае они отправлялись в горы, в свой аул. Именно отсюда в июне 1941 года ушел на фронт и мой отец. К тому времени его младший брат, служивший в воинской части на западе страны, уже воевал. Общеизвестно, что в 1942 году фашистам не удалось пройти вглубь Алагирского ущелья – враг был остановлен у Тамиска. Так что в ауле Лисри в период оккупации равнинной части Осетии появлялись лишь те, кто ушел в леса к партизанам. Враг не ступил на эту землю, но все же спустя два года – в 1944 году этот изумительной красоты уголок края обезлюдел…

Красавец Лисри – свидетельство отменного художественного вкуса наших предков. И даже сегодня, со слезами на глазах глядя на развалины этого аула, воспринимаешь его как музей под открытым небом. Будущее этого дорогого нашим отцам уголка земли, напоминающего о корнях, представляется лишь в виде этнографического комплекса (с отселком Камсыхо). Понятно, что немыслимый труд и вложения требовались для строительства дивной красоты сооружений, столь живописно расставленных на берегу реки. И, конечно же, следует восстановить утраченное, поскорее вернуть былую красоту разрушенным во время землетрясений памятникам осетинского зодчества. Не хотелось бы, чтобы этот аул и его окрестности были изуродованы строениями из современных строительных материалов. Немало лет уже республика в ожидании открытия горно-рекреационного комплекса «Мамисон». Надеюсь, что мечты все же сбудутся…

Читайте также:  Огурцы заражены паутинным клещом

При «реализации программ туристического характера», думаю, вновь возникнут вопросы по статусу Лисри. А почему этому аулу не стать неотъемлемой частью Национального музея республики? На мой взгляд, это было бы здорово. Это была бы прекрасная возможность доставить радость людям, жаждущим окунуться в завораживающий мир прошлого, мир средневековья Осетии…

Аул Лисри не может принадлежать лишь отдельным осетинским родам. Этот архитектурный комплекс – наследие предков всему человечеству. В ответ на это утверждение хотелось бы услышать разумное: «Музею быть!»

Источник

Селение тли северная осетия

ЦХИНВАЛ, 4 июл — Sputnik, Элина Габараева. В Тлийском ущелье Дзауского района Южной Осетии прокладывают дорогу к церкви (святилище Атынаг), которая расположена на высоте 2500 метров над уровнем моря.

Работами занимаются выходцы из села Тли. Протяженность дороги составит семь километров, ширина — около четырех метров.


©
Sputnik / Наталья АйриянДорога к святилищу в селении Тли

«К строительству приступили 3 июля. В течение месяца планируют выровнять и расширить дорожное полотно», — сказал один из инициаторов строительства Сослан Маргиев.

Он отметил, что в строительстве помогают неравнодушные выходцы из ущелья.


©
Sputnik / Наталья АйриянСеление Тли

«Помощь оказали выходцы из нашего села Маргиев Анатолий Хазбиевич и Маргиев Анатолий Дианозович, а также глава Дзауского района Андрей Джиоев и многие другие», — отметил Сослан.

Он рассказал, что впервые дорогу здесь проложили в 1995 году сельские жители.

Маргиев добавил, что населенный пункт опустел, последние жители села уехали в 2006-м из-за трудных условий для жизни.

  • Дорога к святилищу в селении Тли
    ©
    Sputnik / Наталья Айриян
  • Дорога к святилищу в селении Тли
    ©
    Sputnik / Наталья Айриян
  • Дорога к святилищу в селении Тли
    ©
    Sputnik / Наталья Айриян

1 / 3
©
Sputnik / Наталья АйриянДорога к святилищу в селении Тли

Источник

На реставрацию храма XI века в Мамисонском ущелье Северной Осетии направят 18 млн рублей

Христианский храм XI века, расположенный вблизи древнего селения Тли в Мамисонском ущелье Северной Осетии отреставрируют к 2022 году, на реставрационные работы планируется направить 16,1 млн рублей, следует из аукционной документации, размещенной на портале госзакупок.

Ранее сообщалось, что церковь XI века в Мамисонском ущелье Алагирского района Северной Осетии планируется отреставрировать в рамках подготовки к празднованию 1100-летия крещения Алании. Всего в программу подготовки к празднованию включены 15 объектов культурного наследия.

Согласно конкурсной документации, начать реставрационные работы предполагается в 2021 году, полностью завершить — не позднее 20 декабря 2022 года. Максимальная сумма контракта составляет 16,1 млн рублей.

Как пояснила ТАСС руководитель ГБУ «Наследие Алании» (занимается, в частности, защитой и сохранением памятников археологии, архитектуры и истории — прим. ТАСС) Людмила Габоева, после реставрации храм, который находится в полуразрушенном состоянии, планируется законсервировать.

«Храм находится в руинированном состоянии, датируется XI веком. Будет консервация этого храма. По возможности восстановят вход, арку, защитят от дальнейшего разрушения, но все будет сохранено в подлинном виде. Кроме того, планируется благоустройство территории, подходов к объекту», — сказала Габоева, добавив, что объект находится вблизи строящегося курорта Мамисон и будет интересен для туристов.

По данным комитета по туризму Республики Северная Осетия-Алания, селение Тли — один из древнейших и крупных населенных пунктов Мамисонского ущелья — находится селение на правом берегу реки Мамисондон. Там сохранились жилые усадьбы, оборонительные крепости и другие постройки. Главными достопримечательностями селения Тли, наряду со средневековой христианской церковью, является оборонительная башня фамилии Кадзаевых.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей