Шасси клещи носилки пассатижи

Урок-практикум на тему ‘Имя существительное. Род, число и падеж имен существительных’. (10 класс)

— Расширить знания учащихся об имени cyществительном как части речи и его грамматических категориях рода, числа и падежа; повторить правописание окончаний и суффиксов существительных.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки, учебник, тесты, таблицы, словари, презентация.

I. Организационный момент. 1 мин.

Рука к руке, нога к ноге.

Голова к голове, сердце к сердцу.

Ты мой друг и я твой друг.

Я желаю тебе на уроке…

Словарно-орфографическая работа. 5 мин.

Радость, хрипота, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, рантье, беднота, инженер, врач, цемент, мастер, мука, задира, недотрога, бег, леди, растяпа, жюри, Сочи, Миссисипи, вуз, юношество, мебель, ботва, смех, олово.

— К какой части речи относятся данные слова? (к имени существительному)

— О какой части речи сегодня на уроке мы будем говорить? (об имени существительном)

— Давайте определим цель сегодняшнего урока. (Мнения учеников записываем на доске)

Повторение и формирование знаний идет с работой по презентации. 5 мин.

— Что вы можете рассказать об имени существительном? (по цепочке учащиеся выходят к доске и составляют схему «Имя существительное» с примерами)

III. Формирование новых понятий и способов действия

Самостоятельно прочитать материал § 37-38. 7 мин.

Составить вопросы к материалу так, чтобы ответ звучал только ДА или НЕТ.

— Имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

— Имена существительные изменяются по родам.

— Имена существительные в предложении выполняют только роль подлежащего.

— Конкретные существительные называют конкретные предметы, поддающиеся счету и сочетающиеся с количественными числительными.

— Отвлеченные существительные обозначают совокупность лиц или предметов как единое целое.

— Вещественные существительные называют однородное вещество, поддающееся измерению, но не счету.

— Граница между нарицательными и собственными именами существительными очень строгая, и никогда имя собственное не может стать нарицательным.

— Одушевленные существительные являются наименованиями живых предметов.

Работа в паре. У существительных, написанных в орфографическом диктанте, определите род. Отметьте слова общего рода, составьте с ними 3 словосочетания, 2 предложения.

Разделите слова, записанные выше, на группы:

Конкретные: имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотрога, профессор, леди, Баку, Капри, растяпа, эскимо, Сочи, меню, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз, ИТАР — ТАСС, тюль;

Отвлеченные: радость, хрипота, бег, смех;

Собирательные: депо, рантье, жюри, юношество, беднота, мебель, ботва;

Вещественные: кофе, пшеница, цемент, мука олово.

Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму:

1 вариант: а) только множественного числа;

2 вариант: б) только единственного числа.

Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, ворота, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье.

Индивидуальная работа. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. (по 10 слов — 3 варианта)

Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь муж, полено.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово

1. Ралли, кандалы, мемуары, пожитки.

2. Барокко, торнадо, банджо, контральто.

3. Умишко, носишко, бельишко, голосишко.

4. Шасси, клещи, носилки, пассатижи.

2. Составление схемы «-Е, -И в окончаниях существительных разных склонений»

-И пишется в 1) на -мя (у времени, о знамени);

2) 1 скл. (у рощи, у свечи)

словах: 3) 3-го скл. (матери, дочери, пути);

4) на -ия (в Р., д-, п. п.- армии, об армии);

5) на -ий, -ие (в п. п.) об известии, в санатории

6) — Е — в остальных случаях

3.Обозначьте окончания существительных и укажите номер приведенного выше правила — алгоритма.

На песчаной отмели, в большом здании консерватории, в моей тетради, назовите по имени, был в библиотеке, служил в армии, ходил в шинели, рассказывал о разведке, подошел к площади, на первой странице, на ветке ели, участвовал в соревновании, был в школе, театре, на улице, был в планетарии, забыл о грусти, сила в объединении, о грустном известии, стоял у знамени, вне себя от радости, был в Румынии, любовь к Родине.

4. Составление схем. Опираясь на схемы, допишите окончания существительных

-Е — сущ. муж. и сред. рода

-А — сущ. жен. рода

— УШК, — ЮШК, — А — сущ. муж. и жен. рода одушевл.

-ЫШК, — ИШК — О — сущ. муж. рода неодуш. и сред. рода

одуш. сущ. муж. рода

или общего рода — А

после суффикса -Л

сущ. сред. рода — О

Болотище, бородища, верзила, воротила, соседушка, соловушка, парнишка, точило, кулачище, грязища, запевала, человечишка, письмишко, зубило, домище, шалунишка.

5. Проверочная работа

1. Только во множественном числе употребляется существительное

A) Осло. B) синева. C) любовь. D) железо. E) мемуары.

2. Правильно образованы все формы родительного падежа множественного числа в варианте

A) башкир, носок, партизан, помидор. B) башкир, носков, партизан, помидоров.

C) башкир, носок, партизанов, помидоров. D) башкир, носков, партизанов, помидоров.

E) башкиров, носков, партизанов, помидоров.

3. Выберите строку с существительными второго склонения

A) Валя, Ваня. B) юноша, дядя. C) полесье, звено. D) судьба, родина. E) высота, слепота.

4. Два варианта окончания: Е и У (Ю) — имеют в предложном падеже единственного числа существительные

A) круг, край. B) кожа, сосна. C) падеж, лицо. D) дорога, тропка. E) одежда, костюм.

5. Несклоняемым является существительное

A) грипп. B) добро. C) козни. D) метро. E) щавель.

6. К третьему склонению относятся существительные

A) рама, стол. B) улица, забор. C) кость, лесть. D) диван, шкаф. E) карандаш, ручка.

7. К третьему склонению относятся существительные

A) ноль, день B) толь, тюль. C) конь, огонь. D) пень, плетень. E) свекровь, церковь.

8. Слово общего рода

A) врач. B) лентяй. C) генерал. D) задавака. E) продавец.

9. К разносклоняемым относятся существительные

A) имя, знамя, семя, стремя, путь. B) радио, метро, табло, пенсне, плато.

C) лошадь, площадь, ночь, мать, дочь. D) страна, юноша, статья, певунья, плясунья.

E) слово, здание, здоровье, санаторий, ветер.

10. К третьему склонению относятся существительные

A) ответ, дар. B) лицо, взор. C) привет, удар. D) письмо, слово. E) мощь, храбрость.

11. Суффикс ЕК пишется в существительном

A) нож…к. B) лист…к. C) пест…к. D) ключ…к. E) горош…к.

12. Буква Е пропущена в словах

A) птенч…к, стульч…к. B) сарайч…к, заливч…к. C) горош…к, дождич…к.

D) костюмч…к, шалаш…к. E) колокольч…к, скандальч…к.

13. Буква И пропущена в слове

A) плато…к. B) огурч…к. C) дубоч…к. D) кусоч…к. E) сахароч…к.

14. суффикс -ИЧК- есть слове

A) нян…чка. B) врем…чко. C) пугов…чка. D) крыш…чка. E) книж…чка.

1. Правильно согласуется подлежащее со сказуемым в предложении

A) ГЭС вступил в строй. B) СМУ получила обязательства.

C) ВДНХ представил новые экспонаты. D) НИИ начала работать над новой темой.

E) КазГУ получил статус национального университета.

2. Только форму единственного числа имеют

A) названия игр. B) слова бремя, вымя, пламя, темя.

C) названия промежутков времени. D) названия составных и парных предметов.

E) названия материалов, веществ или их остатков.

3. Укажите, в каком случае форма множественного числа существительного не обозначает множество предметов:

A) Море — моря. B) Грязь — грязи. C) Стул — стулья. D) Ребёнок — дети. E) Человек — люди.

4. К среднему роду относится сложносокращённое слово:

A) РТС. B) ГЭС. C) ГАИ. D) ПТУ. E) ТЮЗ.

5. Только форму множественного числа имеет слово

A) чай. B) силос. C) дебаты. D) ельник. E) учительство.

6. Только форму множественного числа имеют существительные

A) горы, леса. B) народы, дети. C) борцы, бойцы. D) камни, цветы. E) шорты, каникулы.

7. К среднему роду относятся имена существительные

A) тенге, атташе. B) салями, мадам. C) авеню, кольраби. D) бюро, коммюнике. E) колибри, пенальти.

8. Слово общего рода

A) сестра. B) сирота. C) страна. D) папаша. E) дедушка.

9. К несклоняемым относятся имена существительные

A) среднего рода с окончанием Я. B) среднего рода с окончаниями О, Е.

C) мужского и женского рода с окончаниями А, Я. D) мужского и женского рода с нулевым окончанием. E) иноязычные с конечными гласными О, Е, У, Ю, И, Э.

10. Ни к одному из трёх склонений не относятся существительные

A) дома, земли, церкви. B) забияки, нюни, ломаки. C) караваи, батоны, калачи.

D) каникулы, сутки, дрожжи. E) тростинки, лозинки, росинки

11. Через дефис пишется сложное существительное.

A) (контр) атака. B) (лесо) тундра. C) (радио) сигнал. D) (кардио)грамма. E) (штабс) капитан.

12. Буква Ч пропущена в слове

A) гон…ик. B) обман…ик. C) разнос…ик. D) болель…ик. E) стропиль…ик

Читайте также:  Дне горький характеристика героев клещ

13. В словах европе…ц, пальт…цо, нян…чка, лестн…чка пропущены буквы

A) Е, Е, Е, е. B) Е, Е, Е, и. C) Е, и, Е, и. D) Е, Е, и, и. E) и, Е, Е, и.

14. суффикс -ИЧК- есть слове

A) нян…чка. B) врем…чко. C) пугов…чка. D) крыш…чка. E) книж…чка.

V. Этап информации о домашнем задании

§ 37-38, упр. 319, 324.

VI. Подведение итогов урока

VII. Этап рефлексии

Опираясь на схемы, допишите окончания существительных

-Е — сущ. муж. и сред. рода

-А — сущ. жен. рода

— УШК, — ЮШК, — А — сущ. муж. и жен. рода одушевл.

-ЫШК, — ИШК — О — сущ. муж. рода неодуш. и сред. рода

одуш. сущ. муж. рода

или общего рода — А

после суффикса — Л

сущ. сред. рода — О

Болотищ…, бородищ…, верзил…, воротил…, соседушк…, соловушк. парнишк…, точил…, кулачищ…, грязищ…, запевал…, человечишк…, письмишк…, зубил…, домищ…, шалунишк….

Источник

Шасси клещи носилки пассатижи

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1 вариант

1. Расставьте ударения в следующих словах:

августовский, генезис, коклюш, мышление, оптовый, туфля, украинский, фортель, щавель, эксперт.

2. А. Определите грамматический род аббревиатур:

Б. Поставьте слова в форму родительного падежа мно­жественного числа:

сандалии, лимоны, щупальца, блюдца, сапоги.

3. А. Объясните значение заимствований:
аншлаг, диссидент, толерантный.

Б. Объясните значение фразеологизмов:

авгиевы конюшни; притча во языцех.

4. Поставьте следующие словосочетания в форму родительного, творительного и предложного падежей:

84 лошади; 6821 год.

5. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний оши­бочные, сделайте необходимые исправления.

Понимать существо происходящего, эффектное управле­ние производством, подписать контакт, отвечать за свои по­ступки, игральный автомат, игровое поле.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1. Расставьте ударения в следующих словах:

арахис, дефис, диспансер, еретик, злоба, зубчатый, козырной, колледж, корысть, ремень.

2. А. Определите грамматический род слов:

иваси, портмоне, шимпанзе.

Б. Поставьте слова в форму именительного падежа мно­жественного числа:

бухгалтер, ветер, директор, профессор, трюфель.

3. А. Объясните значение заимствований:

беллетристика, импозантный, конъюнктура.

Б. Объясните значение фразеологизмов:

книга за семью печатями; буря в стакане воды.

4. Поставьте следующие словосочетания в форму родитель­ного, творительного и предложного падежей:

58 лезвий; 9 874 шарфа.

5. Определите лексические значения выделенных слов.

A. Кирила Петрович с гордым смирением поклонился в землю, когда дьякон громогласно упомянул и о зиждителе храма сего. А. С. Пушкин. Дубровский.

Б. Первое, что поразило его при входе в переднюю, был запах пачули, тут же стояли какие-то высокие сундучки и баулы. И. С. Тургенев. Дворянское гнездо.

B. И кровь широкими струями на чепраке его видна. М. Ю. Лемонтов. Демон.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 3.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

тирания, шрифта (род. п. от шрифт), гофрированный, танцов­щица, догмат, прибыла (прош. вр., ед.ч., ж.р. от прибыть), фо­рум, ходатайствовать, осведомить, пористый.

2. Исправьте неправильное словоупотребление.

  1. «Не все коту масленица» полюбилась читателям.
  2. Он вылил две пятые полученного состава.
  3. Реакция публики по этому произведению была неоднозначной.
  4. Уверенность в завтрашний день помогала ему в трудные минуты жизни.
  5. Он любил и наслаждался классической музыкой.

3. Поставьте существительные в форму родительного па­дежа множественного числа:

эполеты, якуты, яблоки, розги, щупальца.

4 А. Объясните значение заимствований:

андеграунд, легитимный, электорат.

Б. Объясните значение фразеологизмов:

курить фимиам; прописать ижицу.

5. Поставьте следующие словосочетания в форму родитель­ного, творительного и предложного падежей:

49 ночей; 5539 линия.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант 4.
1. Расставьте ударения в следующих словах:

дьяволица, коммивояжер, аналог, пломбированный, степеней (мн.ч., род.п. от степень), отбывший, поутру, исподнизу, бом­бардировать, высококвалифицированный.

  1. Объясните смысл следующих устойчивых выражений.

А. Белая ворона.

Б. Вавилонское столпотворение.

3. Поставьте слова в форму родительного падежа мно­жественного числа:

кеды, клешни, барышни, солдаты, кладбища.

4. Определите значения заимствованных слов:

автоклав, генезис, мессия, утилитарный, экспансия.

5. Исправьте неправильное словоупотребление.

  1. На ремонт квартиры потребовались двадцать рулонов обоев.
  2. По лугу бегали три жирные зайца.
  3. Российский космический корабль направился к планете Венере.
  4. Этот молодой человек чувствует свое превосходство перед друзьями.
  5. Журналисты стремились поговорить с певцом с широкой популярностью.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
Вариант 5.
1.. Расставьте ударения в следующих словах:

медикаменты, эксперт, перчить, ржаветь, созыв.

2.. Определите значения заимствованных слов:

крах, кредит, секьюрити, теолог, трюизм.

3. Исправьте неправильное словоупотребление.

  1. ФИДЕ разработал новые правила игры.
  2. Последних три месяца она чувствовала себя плохо.
  3. В этой книге вы найдете ответы по интересующим вас вопросам.
  4. Учитель кричал, потому что рассердился глупой выходкой.
  5. Этот красивый дом — результат поисков многих архитекторов своего лица.

4. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа:

туфли, грузины, помидоры, сакли, блюдца.

5.Употребите числительные в форме Р.п., Т. п, П.п.

599 рва..ых кожа..ых п..рчаток, 7о53 выброше..ых к..нтейнера.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
Вариант 6.

1.Расставьте ударения в следующих словах:
корысть, соболезнование, квартал, средства, красивее.

2. Определите значения заимствованных слов:

бенефис, канцлер, плеяда, лапидарный, цуг.

3. Объясните смысл следующих устойчивых выражений.

А. От альфы до омеги. Б. Снять стружку.

4.Исправьте неправильное словоупотребление.

  1. На улицу высыпали тысяча демонстрантов.
  2. Стройный дерево бамбук встречается во многих африканских странах.
  3. В городе Санкт-Петербург очень много памятников архитектуры.
  4. Один из популярных жанров сочинения — рецензия о чем-либо.
  5. Ученые приступили к подготовке к эксперименту.

5. Поставьте существительные в форму родительного па­дежа множественного числа:

ботинки, башкиры, баклажаны, кочерги, колья.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1. Расставьте ударения в следующих словах:

приговор, статуя, языковое явление, обеспечение, чистильщик.

2. Определите значения заимствованных слов:

инвестиция, экстремизм, электорат, дивиденд, допинг.

3. Исправьте неправильное словоупотребление.

  1. Шимпанзе на лету подхватила брошенный банан.
  2. По окну ползали четыре больших мухи.
  3. В адрес Сергея Геннадьевича было отпущено несколько метких словечек.
  4. Ученик плохо отличал стихотворные размеры.
  5. Мальчик боялся сказать маме пойти попросить папу прий­ти в школу.

4. Поставьте существительные в форму родительного па­дежа множественного числа:

чулки, англичане, колесики, ботфорты, мокасины.

5.Употребите числительные в форме Р.п., Т. п, П.п.

599 рва..ых кожа..ых п..рчаток, 7053 выброше..ых к..нтейнера.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1. Расставьте ударения в следующих словах:

кренить, приторможенный, вербовщик, втридешева, добела.

2.. Определите значения заимствованных слов:

инвестиция, экстремизм, электорат, дивиденд, допинг.

3. А. Определите грамматический род аббревиатур:

МХАТ, МАГАТЭ, ГЭС.

Б. Поставьте слова в форму родительного падежа мно­жественного числа:

погоны, амперы, цыгане, кухни, воскресенья.

4. А. Объясните значение заимствований:
бестселлер, реферат, саммит.

Б. Объясните значение фразеологизмов:

питаться пищей святого Антония; внести лепту.

5. Поставьте следующие словосочетания в форму родитель­ного, творительного и предложного падежей:

1,5 яблока; 2367 вагон.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант 9.

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

балованный, гофрированный, коклюш, кровоточить, семинария.

2. Определите значения заимствованных слов:

водевиль, гиль, каламбур, маргинал, фуршет.

3. Поставьте существительные в форму родительного па­дежа множественного числа:

погоны, узбеки, томаты, няни, одеяльца.

4. Исправьте ошибки в словоупотреблении.

  1. На все вопросы своих адресатов газета отвечает незамед­лительно.
  2. В Индии его долгое время мучила ностальгия по родине.
  3. Проходя мимо студии, были слышны громкие звуки музыки.
  4. Ваше мнение не играет никакого значения в данной си­туации.
  5. Новое руководство фирмой решило выплатить премию со­трудникам инвестиционного отдела.

5. Поставьте следующие словосочетания в форму родитель­ного, творительного и предложного падежей:

1,5 яблока; 2367 вагон.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 10.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

береста, нарочитый, овен, ракушка, плато.

2. А. Определите грамматический род аббревиатур:

Б. Поставьте слова в форму именительного падежа един­ственного числа:

зразы, гренки, гетры, тапки, куры.

3. А. Объясните значение заимствований:
альянс, импичмент, эксклюзивный.

Б. Объясните значение фразеологизмов:

перековать мечи на орала; глас вопиющего в пустыне.

4. Исправьте ошибки в словоупотреблении.

1. Кондуктор предложил пассажирам оплатить за проезд.

  1. Идя по лесу, дышалось легко и свободно.
  2. Лес окружал нас с обоих сторон.
  3. Общаясь с Васей пять лет, я узнал его более лучше.
  4. Дунечка приехала в Петербург, чтобы жениться на Лужине.

5. Поставьте следующие словосочетания в форму родитель­ного, творительного и предложного падежей:

58 мячей; 2002 год.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 11.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

вечеря, инсульт, кредитор, [анализ] крови, ломота, медикамен­ты, процент, украинский, фетиш, эпилог.

2. А. Определите грамматический род слов:

суахили, эму, пенсне.

Б. Поставьте слова в форму именительного падежа мно­жественного числа:

Читайте также:  Булимия как избавиться от него

бок, джемпер, договор, инженер, парус.

3. А. Объясните значение заимствований:
апогей, апология, коллизия.

Б. Объясните значение фразеологизмов:

буриданов осёл, квасной патриотизм.

4. Исправьте ошибки в словоупотреблении.

.1. Личностный состав фирмы был отправлен в бессрочный отпуск.

  1. Двадцать лет своей биографии она посвятила детям.
  2. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».
  3. Таксист разбил себе лобовое стекло и фары.
  4. Этот цвет свойственен работам импрессионистов.

5. Поставьте следующие словосочетания в форму родитель­ного, творительного и предложного падежей:

91 семя; 5 953 весла.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 12.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

алкоголь, алфавит, гастрономия, добыча, исчерпать, мусоро­провод, пепелище, столяр, феномен.

2.. Определите грамматический род слов:

атташе, какаду, староста.

3. Определите лексическое значение выделенных слов.

А. Увидели ляхи, что плохо наконец приходит, выкинули хо­ругвь и закричали отворять городские ворота. Н. В. Гоголь. Та­рас Бульба.

Б. «А смею спросить, — продолжал он, — зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон?» Я отвечал, что такова была воля начальства, и чаятельно, за неприличные гвардии офице­ру поступки. А. С. Пушкин. Капитанская дочка.

В. Тогда пришел к нему чернец с увещевапьем и мольбой. М. Ю. Лермонтов. Мцыри.

4. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний оши­бочные, сделайте необходимые исправления.

Сыскать уважение, снискать ключ, снискать средства к жиз­ни, сыскать дорогу домой, одеть шляпу, предоставить в дирек­цию отчет, водяные растения.

5. Поставьте следующие словосочетания в форму родитель­ного, творительного и предложного падежей:

91 семя; 5 953 весла.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Вариант 13.

1. Расставьте ударения в словах:

баловать, воздухопровод, втридорога, газопровод, генезис, дви­жимый, добыча, закупорить, завсегдатай, каталог, кожанка, красивее, мальчиковый, нефтепровод, оптовый, перчить, пу­тепровод, средства, трубопровод, ягодица.

2. Определите лексические значения выделенных слов.

А. И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, по­мещичьи рыдваны. Н. В. Гоголь. Мертвые души.

Б. А кстати, вот князь Петр Ильич, княгиня и с княжнами. А. С. Грибоедов Горе от ума.

В. На куртаге ему случилось обступиться: // Упал, да так, что чуть затылка не пришиб. А. С. Грибоедов. Горе от ума.

3. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний оши­бочные, сделайте необходимые исправления.

Буднее платье, будничный вечер, снискать средства к жиз­ни, сыскать дорогу домой, надеть пальто, оплатить за проезд, демонстративный зал.

4. В каких случаях пишется и произносится е, а в каких ё?

Филер, гренадер, ксендз, опека, маневр.

5. Вставьте пропущенные буквы; запишите числительные
словами:

думать о 5 673 подли. ых шедеврах; распрощаться с 698 сло­ма. ыми станками; у нас нет 9 653 ветр. ых мельниц.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1. Расставьте ударения в словах:

атлас (ткань), баловать, баллотировать, втридешева, вояжер, газопровод, движимый, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, ко­жанка, красивее, мусоропровод, заснеженный, нефтепровод, оптовый, перчить, средства, трубопровод, языковая (колбаса).

2.. Определите лексические значения выделенных слов.

А. Ах, Алексей Александрович, ради Богат, не будем делать рекриминаций! Что прошло, то прошло. Л. Н. Толстой. Анна Ка­ренина.

Б. Нужно тебе знать, что он мошенник, и в его лавке ничего нельзя брать. но зато уж если вытащит из дальней комнатки. какую-нибудь бутылочку, ну просто, брат, находишься в эмпи­реях. Н. В. Гоголь. Мертвые души.

В. Ни словечка про это не вымолвила, хоть бы взглянула, а взя­ла только наш большой драдедамовый зеленый платок, накры­ла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом, к стене. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание.

3. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово.

Рагу, бра, купе, леди, такси.

Салями, какао, лобби, резюме.

Коммюнике, шимпанзе, кенгуру, кофе.

Сани, салями, сливки, тиски.

Запевала, плакса, актриса, сирота.

4. Исправьте ошибки в словоупотреблении.

  1. Николай Фомич был мужественен.
  2. Мой брат большой любитель мандарин.
  3. Я пригласил девчонок на моё день рождение.
  4. Воспитательница приготовила для занятия кубики и другой
    демонстративный материал.
  5. Я был удивлен его выносливости.

5. В каких случаях пишется и произносится е, а в каких ё?

Гололедица, опека, афера, безнадежный, маневры.

Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1. Расставьте ударения в словах:

аргумент, баловать, блудница, бочковый, вертел (сущ.), газо­провод, движимый, добыча, жалюзи, заржаветь, завитый, за­всегдатай, кашлянуть, красивее, мусоропровод, кедровый, неф­тепровод, оптовый, перчить.

2. Определите лексическое значение выделенных слов.

А. «Этого только недоставало», — перебила его княжна, сар­донически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. Л. Н. Тол­стой. Война и мир.

Б. Швабрин переменился в лице. «Это тебе такие пройдет,— сказал он, стиснув мне руку. — Вы мне дадите сатисфак­цию», А. С. Пушкин. Капитанская дочка.

В. К дочери найми девку из слободы – учить политесу и танцам. А.Толстой Петр Первый.

3. Исправьте ошибки в словоупотреблении.

План был предоставлен руководству точно в срок.

  • В войне победили люди сильные душой.
  • Поняв правило, решить задачу легко.
  • Этот закон тождественен ранее опубликованному.
  • 5.Согласно плана мы должны были прибыть ровно в семнадцать часов.

    4. Как произносится сочетание ЧН в следующих словах?

    Сердечный, горчичник, скучно, троечник, яичница.

    5. Вставьте пропущенные буквы; запишите числительные
    словами:

    думать о 5 673 подли. ых шедеврах; распрощаться с 698 сло­ма. ыми станками; у нас нет 9 653 ветр. ых мельниц.

    Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
    Вариант 16.

    1. Расставьте ударения в словах:

    августовский, арахис, дефис, Кухонный, иконопись, кремень, молох, мусоропровод, христианин, опошление, щавель, диопт­рия, коклюш, кредитор, ломота, обеспечение, путепровод, со­средоточение, фетиш, эксперт, вечеря, газопровод, генезис, диспансер.

    2. Определите лексическое значение выделенных слов.

    А, И хлебник, немец аккуратный, в бумажном колпаке, не раз // Уж отворял свой васисдас.

    А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

    Б. Хлестаков. Вздор — отдохнуть. Извольте, я готов от­дохнуть. Завтрак у вас, господа, хорош. Ядоволен, ядоволен. (С декламацией.) Лабардан! лабардан! Н. В. Гоголь. Ревизор.

    В. Князь Ипполит торопливо надел свой редингот. Л. Н. Тол­стой. Война и мир.

    3. Вставьте пропущенные буквы. Употребите выделенное словосочетание в форме родительного, творительного и пред­ложного падежей.

    407 полотня. ых платков; 287 по держа. ых автомобилей;

    1306 соломе. ых шляпок; 3005 грамм(ов) свежемороже. ыхягод; 550 подстрел. ых уток.

    4. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний оши­бочные, сделайте необходимые исправления.

    Лесистая чащоба, цивильное государство, редакторская правка, оплатить проезд, уплатить за проезд, сыскать уваже­ние, буднее платье.

    5. Определите, правильно или неправильно построены пред­ложения. Исправьте ошибки.

    1. Я сказал, чтобы они не волновались, попросил развести огонь и приготовить мне завтрак.
    2. Петр чувствовал, как слипаются от усталости глаза и страш­ную ломоту в теле.
    3. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в тече­ние многих недель ни одного свободного дня для отдыха.
    4. В зале не раз вспыхивали долго несмолкаемые аплодисменты.
    5. Употребление этих выражений и оборотов может быть по­казано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстрации образцы художественной литературы.

    Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине

    «Русский язык и культура речи»

    1. А. Расставьте ударения в словах:

    пройма, завитый, грейпфрут, девичий, жерло, лоскут, рефлек­сия, комкать, недопитый, дотла, шабаш, бронировать (покры­вать броней), блага (мн. число от благо), долбишь, углубить.

    Б. Обозначьте правильный вариант произнесения слова: [‘э] или [э]?

    Артерия, патент, патетика, паштет, шинель.

    2. Определите лексическое значение выделенных слов.

    1. На нем был теперь застегнутый сюртук и поношенные парусинковые брюки, стоптанные внизу. А. П. Чехов. Невеста.
    2. Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес на деревянных выточен­ ных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечни­ ки. Н. В. Гоголь. Мертвые души.
    3. Он вдруг начинал вычислять достоинства барина, ум, лас ковость, щедрость, доброту; и если у барина его недоставало качеств для панегирика, он занимал у других и придавал ему знатность, богатство или необычайное могущество.

    И. А. Гон­чаров. Обломов.

    3. Определив, по какому признаку объединены слова, вычеркните «лишнее» слово.

    Тиски, брюки, кепи, литавры.

    Выпь, неясыть, коростель, форель.

    Дискуссионный, вагонный, сессионный, оккупационный.

    Дорога, дорожный, дорожка, дорогой.

    Стираный, кожаный, драный, путаный.

    4. Вставьте пропущенные буквы. Употребите выделенное словосочетание в форме родительного, творительного и пред­ложного падежей.

    640 оловя. ых солдатиков; полтора серебря. ых слитка; 490 жже. ых дощечек; 780 чита. ых книг; 256 нежда. ых гостей.

    5. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний оши­бочные, сделайте необходимые исправления.

    Абонентская плата, изобретательское состязание, одеть пальто, глубинный взгляд, домовая мышь, домовитая книга, сыскать уважение.

    Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

    1. Расставьте ударения в словах:

    диспансер, газопровод, гамбит, начерпать, наголо (о стрижке).

    2. Определите лексическое значение выделенных слов.

    1. В комнате попались все старые приятели, попадающиеся всякому в небольших деревянных трактирах, каких немало выстроено по дорогам, а именно: заиндевевший самовар, вы­ скобленные гладко сосновые стены. Н. В. Гоголь. Мертвыедуши.
    2. Он был тепло одет, в широкий, мерлушечий, черный кры тый тулуп, и за ночь не зяб, тогда как сосед его принужден был вынести на своей издрогшей спине всю сладость сырой, но­ябрьской русской ночи, к которой, очевидно, не был приуготовлен. Ф. М. Достоевский. Идиот.
    3. Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. А. П. Чехов. Спать хочется.
    Читайте также:  Прыщи комедоны как избавиться

    3. Определив, по какому признаку объединены слова, вы­
    черкните «лишнее» слово.

    Штаны, сени, носилки, иваси.

    Манго, пальто, жабо, эсперанто.

    Форменный, пламенный, величественный, хозяйственный.

    Званый, ломаный, рваный, песчаный.

    Трущоба, сдоба, проба, стыдоба.

    4. Определите, правильно или неправильно построены пред­ложения. Исправьте ошибки.

    1. Чтобы, поправить свои пошатнувшие дела, господа неред­ко продавали дворовых слуг.
    2. Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.
    3. Творческий процесс в музыке, как и во всяком другом ис­кусстве, начинается с познания жизни.
    4. Пользуясь логарифмической линейкой, расчет произво­дится правильно и легко.
    5. Не любя, невозможно понять жизнь.

    5. Поставьте существительные в форму родительного па­дежа множественного числа:

    гусар, гнездовье, башкир, грузин, лезгин, осетин, румын, сол­дат, турок.

    Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
    Вариант 19.

    1. Расставьте ударения в словах:

    добыча, кулинария, кормленый, звонит, иконопись.

    2. Определите лексическое значение выделенных слов.

    \) Покамест та успела изумиться, пока еще собиралась понять, он уже всунул ей в руку пятидесятирублевую, снял мантилью с платком и накинул все на плечи и на голову На­стасье Филипповне. Ф. М. Достоевский. Идиот.

    1. Много лет до смерти, в доме № 13 по Алексеевскому спус­ку, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку ма­ленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. М. Булгаков. Белая гвардия.
    2. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней. А. П. Чехов. Дом с мезонином.

    3 Определив, по какому признаку объединены слова, вычеркните «лишнее» слово.

    Ралли, кандалы, мемуары, пожитки.

    Барокко, торнадо, банджо, контральто.

    Утренний, высоченный, множественный, семенной.

    Сеяный, жестяной, конопляный, дровяной.

    Подванивать, вонючий, звонок, обоняние.

    4. Вставьте пропущенные буквы; запишите числительные
    словами:

    думать о 853 ране. ых в Чечне бойцах; познакомиться с 4 939 зачисле. ыми студентами; у нас нет 8 433 беше. ых собак.

    5. Определите, правильно или неправильно построены пред­ложения. Исправьте ошибки.

    1. Писатель подробно описывает о жизни.
    2. Крупные тяжелые капли висели на ветках деревьев и кустов.
    3. Стихи молодого поэта будут скоро выпущены в журнале.
    4. При первой же встрече они быстро нашли общий язык.
    5. Владельцам вишневого сада грозит разорительство.

    Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
    Вариант 20.

    1. Расставьте ударения в следующих словах:

    апостроф, бюрократия, документ, жалюзи, зубчатый, испокон, колледж, корысть, постфикс, соглядатай.

    2. Определите лексическое значение выделенных слов.

    1. Потом мы стояли на балконе, облокотясь на каменную ба­люстраду, с летним удовольствием чувствуя, как горячо печет нам раскрытые головы. И. Бунин. Натали.
    2. Тут Чичиков осмотрелся и, увидя, что камердинер с лоханкою выше, начал так. Н. В. Гоголь. Мертвые души.
    3. Старшая девочка, лет девяти, высоконькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на плечи ветхом, драдедамовом бурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его
      шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание.

    3. Определив, по какому признаку объединены слова, вычеркните «лишнее» слово.

    Сани, гусли, ясли, мартини.

    Картофель, вуаль, нашатырь, толь.

    Казенный, клюквенный, обеденный, фирменный.

    Торфяной, глиняный, стреляный, ледяной.

    Баранина, витрина, телятина, курятина.

    4. Определите правильные или неправильные вариантыглагольного, предложного и именного управления, а также со­гласования главных и второстепенных членов предложения.

    1. Сын решил стать врачом наперекор желания родителей.
    2. В турнире принимали участие представители многих стран:
      Австрия, Венгрия, Россия, Франция и др.
    3. Об этом указывали «Итоги».
    4. В книжном магазине продаются новые учебники по математике, физике, химии.
    5. Это говорит о плохой дисциплине.

    5. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний оши­бочные, сделайте необходимые исправления.

    Демонстративный материал, методологическая литерату­ра, оборонительный рубеж, отрывной календарь, оплатить за проезд, выразить признание.

    Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

    1. Вставьте ударения в следующих словах:

    августовский, атомный, валовой, газопровод, доцент, козыр­ной, ломоть, перчить, приобретение, факсимиле.

    2. Определите лексическое значение выделенных слов.

    \) Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичь­ей. Н. В. Гоголь. Ревизор.

    2) Самое довольное расположение сопровождало его во все время одевания: надевая подтяжки или повязывая галстук, он расшаркивался и кланялся с особенною ловкостью и хотя ни­когда не танцевал, но сделал антраша. Н. В. Гоголь. Мертвые души.

    3) А наши старички? ? ■— Как их возьмет задор,

    Засудят об делах, что слово — приговор, —

    Ведь столбовые все, в ус никого не дуют;

    И об правительстве иной раз так толкуют,

    Что если б кто подслушал их. беда!

    А. С. Грибоедов. Горе от ума.

    3. Определив, по какому признаку объединены слова, вы­черкните «лишнее» слово.

    Крылышко, домишко, пальтишко, полюшко.

    Виски, куантро, мартини, вино.

    Соусник, взрывник, призывник, баловник.

    Устрашение, страхование, междустрочный, застращать.

    Расхвалить, разорвать, расизм, разбой.

    4. Вставьте пропущенные буквы; запишите числительные словами:

    найти 4 787 рва. ых в клочья страниц; купить 579 вагонов свежемороже. ой рыбы; любоваться 4 789 исти. ыми брил­лиантами.

    5. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Исправьте ошибки.

    1. Я буду точнее слушать избирателей.
    2. Молодой режиссер Дуся Иванова проводила репетицию.
    3. Китай категорически заинтересован в отношениях с нами.
    4. У соседнего подъезда он увидел толпу машин.
    5. Такая программа обязана быть принята депутатами.

    Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
    Вариант22.

    1. Расставьте ударения в следующих словах:

    бряцанье, догмат, досуг, изыск, розан, квартал, квашенье, пих­та, подключится, пуловер.

    2. Определите лексическое значение выделенных слов.

    1) После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталис­том? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или про­мах рассудка. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

    2) Подалее от этих хватов,

    В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,

    Там будешь горе горевать,

    За пяльцами сидеть, за святцами зевать.

    А. С. Грибоедов. Горе от ума.

    3) — О баловень, сибарит! — говорил Волков, глядя, куда бы положить шляпу, и, видя везде пыль, не положил никуда; раз­двинул обе полы фрака, чтобы сесть, но, посмотрев вниматель­но на кресло, остался на ногах. И. А. Гончаров.

    3. Определив, по какому признаку объединены слова, вычеркните «лишнее» слово.

    Умишко, носишко, бельишко, голосишко.

    Шасси, клещи, носилки, пассатижи.

    Соло, сопрано, село, бистро.

    Засолить, солоноватый, посольство, пересаливать.

    Здоровяк,дьяк, червяк, босяк.

    4. Вставьте пропущенные буквы; запишите числительные
    словами:

    беспокоиться о 5 783 наполне. ых ведрах; отправить 468 празд­ничных открыток; гордиться 9 872 выраще. ыми деревьями.

    5. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний оши­бочные, сделайте необходимые исправления.

    Приметливый знак, приметный жест, артистичная деятель­ность, уплатить за проезд, оплатить счет, оплатить по счету, оплатить за покупку.

    Практическое задание к экзаменационному билету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
    Вариант 23

    1. Расставьте ударения в словах:

    буксировать, заплесневеть, мытарство, нефтепровод, норми­ровать.

    2. Определите лексические значения выделенных слов.

    А. Войска остановились под Ольмюцем, и хорошо снабжен­ные маркитанты, предлагая всякого рода соблазны, наполня­ли лагерь. Л. Н. Толстой. Война и мир.

    Б. Гостинодворцы уже снимали с дверей замки, вывешивали на шестах товары. А. Толстой. Петр Первый.

    В. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным ду­хом, поражает его собственною мощью. В. Г. Белинский. Сти­хотворения М. Лермонтова.

    3. Дайте развернутое определение терминов (с примерами).

    Лексическое значение, фразеологизм, морфема.

    4. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний оши­бочные, сделайте необходимые исправления.

    Предоставить квартиру, артистическая натура, дефектив­ный ботинок, уплатить за проезд, водяные растения, техничес­кий боксер, редакторская правка.

    5. Определите правильные или неправильные варианты глагольного, предложного и именного управления, а также со­гласования главных и второстепенных членов предложения.

    1. Призыв об охране природы, лесов должен быть обращен
      прежде всего к молодежи.
    2. Навстречу ему шли три мужчины.
    3. С каждым днем отец все яснее понимает сына, радуется за
      его успехи.
    4. Мой брат моложе её.
    5. Согласно распоряжения директора срок представления от­
      чета истекает первого марта.

    То, что нас можно обманывать снова и снова, внушает мне оптимизм. Станислав Ежи Лец
    ещё >>

    Источник

    Оцените статью
    Избавляемся от вредителей