- Школьная крыса
- О крысах в классе
- Любимчики учителей и школьные «крысы»
- Чемпионат России по географии
- Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
- Не о причинах вымирания
- Ответ на пост «Не Моргенштерном единым живет молодежь»
- Не Моргенштерном единым живет молодежь
- Плюсы и минусы работы учителем в США. 3 часть
- Ответ на пост «Довели учителя»
Школьная крыса
Это было давно, прошлой весной. В общеобразовательной школе № 123 завелась крыса. Живая дикая крыса! Серо-бурая, с взъерошенным мехом, чёрными глазками-бусинками и длинными-предлинными гладкими усами. Она обитала обычно в подполе школы, но зимой ей стало холодно ползать по бетону и камню. Тогда крыса вылезла на поверхность и стала прятаться под учительским столом. Да так ей там понравилось, что решила она остаться в классе. Это оказался класс литературы и русского языка. А весной крысу заметила учительница, Анастасия Сергеевна. Дело было на переменке.
— Аааа! Крыса! Под моим столом — крыса. — закричала она.
На звук сбежались все дети из класса и даже директор Сан Саныч.
— Да, действительно крыса. — сказал Сан Саныч, поправив очки.
— Ну и что с ней делать? — нервно спросила Анастасия Сергеевна.
— Как что — вызвать уничтожителей! — сказал директор в ответ.
— Нет, не надо вызывать! — закричали девочки Таня, Аня и Света.
Однако директор их не слушал. Он взял телефон, набрал номер и.
— Алло! — сказал Сан Саныч. — Это служба уничтожения грызунов? Да, у нас крыса! В школе! Приезжайте в школу № 123 в таком-то районе около такого-то дома.
— Ну всё, дело в шляпе! — обратился он к учительнице, повесив трубку.
— Только не это! — закричали девочки. — Нам надо спасти нашу крысу.
На следующий день днём приехали уничтожители. Детей Анастасия Сергеевна вывела из класса, чтобы они не погибли вместе со зверьком. Трое девочек сели в уголке около окна в коридоре и тихонечко заплакали. Учительница подошла к ним.
— Чего вы плачете? — спросила она их добрым, понимающим голосом.
— Эта крыска — наша подружка! — сказала сквозь слёзы Светлана.
— Мы подкармливали её, даже приручили. — подхватила Татьяна.
— А теперь её убьют! — зарыдала Анна, прислонившись лицом к стене.
— Нет, не убьют. — решительно сказала Анастасия Сергеевна.
— Правда? — спросили девочки, подняв глаза на учительницу.
— Честное учительское! — сказала она, погладив их по головкам.
Анастасия Сергеевна зашла в директорскую и поговорила с Сан Санычем.
— Что ж, если им так важна эта крыса, — сказал он, — пусть живёт!
Когда уничтожители вошли в класс, они увидели там Сан Саныча.
— Ну и где ваша крыса? — спросил самый рослый мужчина из них.
— Крыса? Так она убежала! — неуверенно ответил им директор.
— Как это убежала? — ничего не понял дератизатор.
— А так! Ушла куда-то в жилой квартал! Или на свалку.
— Это что, розыгрыш? Никаких розыгрышей! — сказал крысолов.
Он открыл дверь, скрипнув ею, и с сердитым лицом вышел из класса.
— Ну, девочки, радуйтесь. Ваша крыса жива! — сказал Сан Саныч.
Всю жизнь крыса жила в школе. Там её любили и не обижали. А когда она умерла от старости, её похоронили со всеми почестями на кладбище животных.
Источник
О крысах в классе
И я сейчас не про детей.
Вчера была на родительском собрании. О сыне мне сказали то, что я и ожидала: учится между 4 и 5 ровно по всем предметам, по поведению – на уроках с натяжкой тройка, на переменах – суровый неуд. Учитель видит прогресс: Дань по крайней мере на уроках старается держать себя в руках, а перемены – ну что перемены… они для того, чтоб пар сбрасывать, и он сбрасывает.
Но я не о том. На собрании учительница рассказала о двух произошедших в ноябре инцидентах.
1. На прошлом собрании мы с родителями и учительницей договорились купить в класс две рулонные шторы вскладчину с классом, который в нашем кабинете учится с утра. Причина: окна огромные, кабинет очень светлый, там жарко, а к весне буде еще и слишком светло. Школа выделила одну рулонную штору – на окно. Которое ближе к доске, чтоб притенять ее и чтобы не отсвечивало. Учительница предложила купить еще две, чтоб не сварить детей, да и столько солнца для глаз не слишком хорошо. На четвертое окно решили не вешать, дорого и смысла большого нет. Все согласились. ВСЕ. Никто не сказал ничего против, все понимают, что учиться в этом кабинете три года, и за три года солнце никуда не денется. А текстиль запрещен.
А через пару дней учительнице позвонил некто, кто не представился, назвал себя отцом ученика и сказал, что поборами в школе заниматься недостойно звания учителя и отключил телефон. И вот она и говорит – люди, если кто-то против, — ведь можно просто сказать. Зачем так-то…
2. Раз в неделю, в пятницу у детей 4 урока, в остальные дни – 5. И вот в пятницу за час до уроков наша учительница приглашает ребят, у которых есть проблемы с освоением материала, на дополнительное занятие, занимается индивидуально или небольшой группой, человека 3-4. Бесплатно. И школа ей это тоже не оплачивает. Почему она это делает: класс очень сильный, есть несколько ребятишек, которые откровенно не успевают за остальными, им нужна помощь. Иногда приглашает детей, которые проболели тему и теперь отстают. И всего раз собрала весь класс на занятие перед всероссийской проверочной работой, потренироваться. И вот какая-то зараза позвонила завучу, и выясняла, на каком основании, и почему учитель нагружает детей, и в целом форма была достаточно неприятная. И вот наша учительница в недоумении: ну не хочет кто-то, чтоб ребенок этот лишний час занимался – ну ок, не водите. Это не обязательно. Это не за деньги. Единственная причина – дать тем, кто не успевает за сильным классом, возможность их догонять. Справляетесь сами – да бога ради. Зачем жаловаться-то? Если вы считаете, что вам это не нужно – позвонили бы мне и сказали, что вы против, и всё.
Знаете, мы извинились за неадекватов. Покупать рулонную эту штору – да, действительно заставить никто никого не может. Школа одну выделила – что за беда купить еще две. тем более что окна в высоту почти 2 м, просто огромные, да к весне там будет глаз не открыть от света. А уж про дополнительные занятия и вовсе смешно. Когда из 26 детей 20 учатся на 4-5, двое на твердую четверку и остальные еле тянут на троечку – по мне так учительница просто молодец, потому что слабым или придется уходить из класса, или всю жизнь плестись в конце.
Вот откуда берутся такие крысы. Которые не нашли в себе мужества сказать прямо, что не согласны, но смогли вот так сделать. и нам же еще 10 лет в одном коллективе быть.
Источник
Любимчики учителей и школьные «крысы»
Небольшая школьная история, из которой каждый сам сделает выводы.
У нас в школе была хорошая учительница математики. Объясняла темы доступно, никогда не была против того, чтобы ещё раз объяснить ученику непонятную для него тему. Но была у неё, откровенно говоря, слабость — заводила себе любимых учеников, которых тащила на олимпиады, вытягивала на пятёрки. Я была в числе этих самых любимцев.
На одной из контрольных своей «элите» она дала несколько усложнённые задания, с которыми по итогу мало кто справился. В общем то, я не справилась совсем, написала на двойку. После урока она подозвала нашу компанию к себе, предложила переделать дома контрольную в чистой тетради, но уже обычный вариант. И чтобы мы никому ничего не говорили, а если спросят, то это «дополнительное задание, чтобы исправить оценку».
Все всё поняли, казалось бы.
Однако на следующем уроке истории нам так же оглашали результаты по предыдущей проверочной и у некоторых были неудовлетворительные результаты. И тут одна девочка из нашей «компании» просит дать переделать работу дома, как это сделала учитель математики. Мы мгновенно притихли, мысленно проклиная жизнь за то, что не наделила нашу одноклассницу мозгами.
Что дальше началось! Историчка тут же побежала к директору, обрисовала всю ситуацию, вдвоём они пришли в наш класс, где никто ничего не отвечал толком, потому что не знали, как себя вести. А затем направились к нашей математичке. Там уже медлить нельзя было и я вместе с одноклассником бросились за ними. Объяснили, что девочка имела ввиду не переделать контрольную, а закрыть плохую оценку хорошей с помощью доп. задания, как предложила нам наша учитель математики.
В итоге всё обошлось даже без выговора. Только математичка потом эту девочку давить стала, выгнав из своего «клуба любимцев»
А причем тут крысятничество? Вижу что интелект — 0, но крысить — делать пакость специально, а тут просто уровень интелекта измеряется не в IQ а в ICQ
Тю. У нас это абсолютно открыто для всех делали. Отличникам дозволялось переписывать, они же отличники.
Не вижу «любимчиков» в негативном смысле. Любой педагог будет с удовольствием заниматься с теми, кто действительно хочет учиться и получать знания, а не мордоваться с тем, кто к учебе относится резко отрицательно, даже если это простое вырезание ложек из полена. А здесь, имела место элементарная проверка готовности лидеров решать задачи повышенной сложности, и должна она была проходить отдельно от всего класса, а не на общем уроке. Учитель время с экономил, вот и получил.
Мне, как любимчику, разрешалось тупо про#бывать уроки без последствий типа «маму в школу».
А потом ее отбуцкали ногами в живот на заднем дворе
Чемпионат России по географии
Привет, Пикабу! Это мой первый пост, хотя читаю давно и часто. Хочу поделиться с вами позитивным примером того, что происходит в российских школах, а то все одна грязь да чернуха в основном в сети.
Я работаю учителем географии. Много лет назад (4 года, если точнее) пришла в голову идея провести что-то необычное для детей. Решил пригласить в школу серьезных географов и известных путешественников. К моему удивлению, удалось провести «Неделю географии», в которой поучаствовали преподаватели МГУ, блогеры Сергей Доля и Илья Варламов, игроки женской команды ЦСКА, автор архитектурного путеводителя по Москве и еще много кто. Детям такое уж точно запомнилось (я проверял).
Как только «Неделя» завершилась, мы с братом, тоже учителем географии, решили пойти дальше и придумали «Чемпионат России по географии». Мы сделали простенький сайт на бесплатном конструкторе, создали группу в Вк, затем долго и упорно поштучно собирали электронные адреса школ из разных уголков России.
Трезво оценив свои силы, мы ожидали собрать команд 20-30. Однако, за пару недель получили более 700 заявок!
Параллельно мы искали спонсоров, так как дарить простую грамоту или блокнот какой-нибудь за участие не хотелось. И здесь снова улыбнулась удача — компания «Туту.ру» (не реклама) согласилась предоставить победителям сертификат на 35 тысяч рублей, которые можно было потратить на покупку билетов у них на сайте. То есть лучшая школьная команда географического чемпионата смогла бы отправиться в путешествие — идеальный приз!
Осталось только придумать сами задания, но это у нас получается неплохо. В общем, с января по март школьники из большинства субъектов Российской Федерации отвечали на труднейшие вопросы, узнавали много нового и развивали всякие полезные в современном мире навыки, вроде работы в команде или поиска информации в Интернете. Да, гуглить мы не запрещаем, а даже всячески поощряем это дело, тем более даже с такой подсказкой далеко не все справляются со всеми задачами.
Шли годы. Мы получили диплом ЮНЕСКО за наш проект, запустили в рамках Чемпионата лекционную программу, пробуем разные интересные форматы конкурсов и викторин. Сейчас продолжается регистрация на четвертый сезон проекта и все идет вроде бы неплохо. Правда, пандемия лишила нас главного спонсора, но мы в поисках, да и в Чемпионате есть «Взрослая лига», участие в которой платное (школьники, конечно же, соревнуются бесплатно — это принципиальный момент). Эти средства позволяют нам обеспечить наш скромный призовой фонд, а также задуматься о реализации разных других идей (например, выпуск географической настольной игры или «живого учебника географии»).
Самое приятное во всем этом — это видеть уже постоянных участников и их благодарные отзывы. Здорово осознавать, что делаешь хорошее дело для школьного образования и приносишь хотя бы немного пользы людям. Вот.
Я не знаю, можно ли прикреплять ссылки сюда, но нас легко найти, если вбить в поиске «Чемпионат России по географии». Спасибо, что дочитали до конца. Для вас небольшой бонус — до 31 октября проходит тематическая викторина про кино. Участие свободное, заходите попробовать свои силы!
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Средняя заработная плата учителей в столичных школах возросла до 122 тыс. рублей в месяц. Об этом сообщил в четверг руководитель департамента образования Москвы Александр Молотков.
«На сегодняшний день, по итогам девяти месяцев [текущего года], средняя заработная плата учительская — 122 тыс. рублей, при этом у нас порядка 3,5 — 4 тыс. учителей получают зарплату среднемесячную свыше 150 тыс. рублей. Это вполне достойная зарплата, соответствующая статусу московского учителя», — сказал Молотков в ходе заседания комиссии Мосгордумы по образованию.
Он отметил, что также столичные учителя получают ряд надбавок и выплат. «Это выплаты за классное руководство, как городские, так и федеральные, это выплаты за участие в развитии московской электронной школы и гранты за создание контента для нее, это отдельные выплаты довольно внушительных размеров, но при этом предъявляются требования по высокому качеству контента, который учителя создают и размещают в МЭШ, и по востребованности этого контента», — заключил Молотков.
26 августа Молотков сказал ТАСС, что минимальная зарплата учителя при условии работы на полную нагрузку составляла 78 тыс. рублей, а средняя зарплата по городу — 117 тыс. рублей.
Не о причинах вымирания
Вот учительница выложила фото в купальнике—смешать с дерьмом. Учителя танцев за танец живота—туда же.У нас же осталось. Ещё одна за личный блог тоже хлебнула.А учитель ,ведущий детишек в кино в разгар пандемии. За это ж не уволят, правда? А зато город контрастов у нас Стамбул.
Ответ на пост «Не Моргенштерном единым живет молодежь»
Недавно около моего дома отгрохали сквер, с лавочками и прочими ништяками, естественно там начал тусоваться весь местный молодняк, слушая на портативных колонках всякие помои, от которых кровь из ушей идет. Через этот сквер я постоянно езжу на велике, и да бы уберечь свой слух стараюсь проезжать по быстрее.
Но как то возвращаясь с работы я не поверил своим ушам, на одной из лавок сидит компания ребятишек лет 16-17 и слушает Агату Кристи, я аж сбавил скорость. Дальше больше. Где то через неделю, проезжая, заприметил другую компанию, примерно такого же возраста. Ребята были без колонки, но с гитарой, а собственно сам гитарист исполнял, причем очень даже зачетно, хиты группы КИНО. Я просто не мог проехать мимо, уселся на соседнюю лавочку, достал купленное домой пиво и просто кайфовал. Вера в молодое поколение восстановлена!
Не Моргенштерном единым живет молодежь
Было это зимой, в прошлом учебном году. В 6 классе вела урок русского языка. Ученикам лет 12-13. Писали диктант. Дохожу до второго абзаца, начинаю диктовать: «Белый снег. «, и тут половина класса, не сговариваясь, продолжает, подпевая: «Серый лёд. «
Тепло стало на душе)
Плюсы и минусы работы учителем в США. 3 часть
Всем снова привет! Прежде чем я начну отвечать на ваши комментарии, хочу спросить может переименовать посты в «Жизнь учителя в США»? Так как многие вопросы от вас это не минусы и плюсы о работе учителем, а социальные моменты.
Итак, сегодня попробую ответить всем по поводу налогов, дисциплины в школе, бюрократии (это сильно связано с дисциплиной), мотивации детей и инклюзивности школы в штате Мэриленд.
Ниже фото школы, в которой я работаю. Авторские права — wcboe.org
Пожалуйста, не верьте всем кто кричит о безумных налогах в США. Здесь налог на доход прогрессивный. Причём существует федеральная часть и штатовская. Если федеральная не меняется от места к месту, то ставка штата разнится.
Итак пройдёмся по мне. За прошлый 2020 год мы с мужем заплатили около 14% от дохода. Это полностью, вместе с тем, что я платила в течении года, и с той суммой которую мы отдали irs (федеральная налоговая служба) и Мэриленду в марте. Последний день подачи налоговой декларации — 15 апреля. Мы делаем налоги чуть раньше.
Почему так мало? У нас были списания (траты, вычитающиеся из дохода до налогов). От нашего суммарного дохода, вычились стоимость страховки на здоровье, процент от ипотеки, стоимость моей учебы, и довольно большая сумма не облагается налогом, так как у нас двое детей.
В этом году доход будет больше, соответственно налог тоже будет больше. Полную сумму узнаю в марте следующего года.
Ниже фото моей же школы, с главного входа. Авторские права wcboe.org
Хочется написать одним словом средняя 😄.
Не без проблемных студентов, но мы стараемся справляться с ними.
Итак, существует пара правил, которым подчиняются все.
Ten-ten rule, 10 минут после начала урока и 10 минут до его конца никто не имеет права покидать классную комнату. Если вы умирает, то наверное можно, но при мне ещё никто не умирал.
Перерывы между периодами 5 минут. Этого хватает, чтобы студенты быстрым шагом дошли от одного конца школы до другого, очень быстрым шагом. Это снижает любые психологические столкновения между студентами. Администрация школы и полицейские дежурит в коридорах постоянно.
Дисциплинарные взыскания. Всего их три вида:
— conduct referral ( запись в личное дело, разговор с директором или завучем, письмо или звонок родителям/опекунам);
— ISS inter school suspension. Ребенка «выгоняют» с урока в специальную комнату, чтобы он/а подумал/а о своём поведении. В этой комнате их контролирунт специальный человек, дети обязаны заниматься учёбой.
— OSS out of school suspension. Ребёнок не имеет права приходить в школу. Приэтом, теоретически, ребёнок должен учиться. Как, где и когда никому не интересно. Есть право на образование, но есть обязанность подчиняться правилом школы. Не выполняешь обязанность — лишаешься права.
OSS работает на ура, для многих школа это не про учёбу, а про возможность бесплатно и неплохо поесть, общение со сверстники, клубы и спорт. На моей практике я слышала о 3 студента на ОSS. И был один случай, когда студента исключили из дистрикта. Насовсем. То есть этот ученик может ходить в школу, но не в нашем дистрикте. Отгадайте за что такое сделали? — Человек додумался покурить марихуану в школьном туалете и . выложить весь процесс в TikTok!
Она есть, куда без неё. Главное правило документируй все действия.
— поговорил с учеником об оценках — заметка в x2 portal (наверное, это аналог электронного дневника)
— позвонил родителям — снова заметка
— студент попросил дополнительное занятие — заметка.
К моему предмету ещё добавляется правила безопасности. У меня есть контракт о поддержании техники безопасности в кабинете химии, этот контракт подписывает ученик и его родители/опекуны. После этого ученик обязан сдать тест на знание правил безопасности, и только затем он/а может приступить к своей первой химической лабораторной работе.
Уточню один момент, если в других классах учителя не имеют ничего против перекусов, то в моем кабинете любая еда запрещена. Даже диабетики выходят в коридор, если у них скачок глюкозы в крови. Но дети, те которые не сбежали в первую неделю, привыкли.
Мотивация детей к учёбе сильно зависит от того из какой семьи эти дети.
Так как я веду «тяжелый» предмет до меня не доходят те ученики, которым все равно, которые ждут своих 17 лет, чтобы уйти из школы. В Мэриленде дети обязаны ходить в школе до 17 лет, после они сами принимают решение оставаться или уйти. И да, многие уходят без диплома — это влияет на рейтинг школы, очень сильно роняет его, но улучшает дисциплину. Нет минусов, без плюсов.
Итак, мои ученики замотивированы учиться, они молодцы. Что по остальным? В моей школе я бы сказала, что остальных можно поделить так:
— 10% в гробу видели эту школу, изните за грубый язык.
— 60% мечтает сбежать, но продолжают ходить и даже учиться.
— 30% любят школу, участвуют во всех внешкольных занятиях и планируют идти в университеты и колледжи.
Инклюзивность. В США работает два закона «no child behind» и IDEA. Первый означает равно то, как переводится не оставляем детей за бортом школы (до 17 лет), поэтому ленивые дети ХОДЯТ в школу. Их регулярно переводят в более слабые классы, например в моем департаменте полное падение ученика выглядело бы так: AP Science (колледж-уровень физика, химия, биология) -> honor Chemistry это мой предмет/AP environment (колледж уровень экология) -> honor биология -> биология -> physical science (начальный курс физики и химии) ->honor экология -> наука о Земле (геология и метеорология).
Как правило, не мотивированные дети не поднимаются даже на уровень honor биологии. Ах да, для того чтобы получить диплом школы нужно сдать не ниже D три научных курса на выбор, но можно и больше. В прошлом году у нас был студент, который к 12 классу имел 6 научных классов с оценкой А по всем.
IDEA это закон о включении в общую школу детей со специальными нуждались. Например, у меня сейчас учиться девочка с ДЦП (умнейший ребёнок, её критическое мышление развито в разы больше, чем ожидаешь от некоторых 30летних). Она приходит со ассистентом учителя (да, каждому такому ребёнку приставляется взрослый, который ассистирует ему в учёбе, это бесплатно), и если у нас лабораторная, то ассистент выполняет «невозможную» работу, а девочка делает все остальное. Если ученица устала и не может набирать текст на компьютере к её услугам ручка speech-to-text.
По поводу рас и национальностей. Есть все: чёрные, латиносы, белые, азиаты, арабы и индусы. Мой опыт опровергает все стереотипы. Есть ленивые белые, и трудолюбивые чёрные. Есть азиаты, которые не могут в математику, и есть арабы, которые в уме решают степени. Люди разные, просто это надо увидеть.
К слову моим лучшим учеником пока что является чёрный мальчик- талантливый ребёнок с огромным сердцем. А моей самой успешной выпускницей — девочка-гей, её приняли в MIT масачусетский технологический институт.
На сегодня всё. Буду ждать ваших вопросов. Заранее извиняюсь за опечатки и ошибки, пишу с телефона. Вот вам фото моего Добби, в качестве извинения:
Ответ на пост «Довели учителя»
Вдогонку к посту про конфликт ученицы с учительницей. В таких постах нередко упоминается Антон Семёнович Макаренко, про которого незнакомые с педагогикой читатели знают лишь то, что он «бил детей». Хотелось бы слегка поправить это впечатление, да и вообще отчасти затронуть тему методов «влияния на ученика», которые, по мнению многих комментаторов, есть некая панацея, изучаемая в педагогических университетах. Сразу предупреждаю — букв и цитат много, читаем на свой страх и риск 🙂
Тема физического насилия в педагогике отчасти табуирована, хотя в художественной литературе можно встретить описание того, как наши предки обучали молодое поколение. Вот, например, из «Отважных мореплавателей» Киплинга:
— Хорошо, что ты вспомнил, Дэнни! — воскликнул Длинный Джек, который только и искал, чем бы развлечься. — Я начисто забыл, что у нас на борту пассажир. Тому, кто не знает корабельной оснастки, всегда работенка найдется. Ну-ка давай его сюда, Том Плэтт. Мы его поучим.
— Ну, я умываю руки, — усмехнулся Дэн, — в этом я тебе не помощник. Меня отец концами учил.
Целый час Длинный Джек водил свою жертву по палубе, обучая Гарви тому, что, по его словам, «на море должен знать всякий, будь он слеп, пьян или во сне». У семидесятитонной шхуны с короткой фок-мачтой не бог весть какая оснастка, но Длинный Джек обладал особым даром вразумлять своего подопечного: когда он хотел обратить внимание Гарви на дирик-фалы, он задирал ему голову и полминуты заставлял его смотреть вверх; объясняя разницу между баком и ютом, он проводил носом Гарви по рею, а назначение каждой снасти запечатлевал ударом веревочного конца.
.
Он назвал какую-то снасть, и Гарви, уже изрядно уставший, медленно поплелся к ней. От удара концом по ребрам у него перехватило дыхание.
— Когда у тебя будет свое судно, — сурово сказал Том Плэтт, — тогда и будешь по нему разгуливать. А до той поры выполняй приказы бегом. Еще раз, да пошевеливайся!
Гарви и так был вне себя от такого обучения, а этот последний урок еще больше подстегнул его. Но он был очень сметливый мальчишка, с очень решительным характером и довольно упрямый. Он оглядел всех и увидел, что теперь не улыбается даже Дэн. Значит, такая учеба здесь дело обычное, хоть и мучительное. Он молча со вздохом проглотил пилюлю и даже усмехнулся. Та же сметливость, что позволяла ему помыкать матерью, помогла ему понять, что никто на судне, кроме разве что Пенна, не станет потакать его прихотям.
Однако вернёмся к Макаренко, — к его «Педагогической поэме». К слову, это не скучная «книга для учителей», а интригующее повествование, полное внезапмных поворотов сюжета и динамики (это же верно и для книги «Флаги на башнях»). Есть, конечно, и эпизоды с насилием, которые столь часто упоминаются разными комментаторами.
Сразу стоит сделать оговорку: Макаренко был не просто учителем, а воспитателем. Заведующим колонии малолетних преступников. Двадцатые годы, беспризорщина, голод и холод. Это «слегка» отличается от современных реалий обучения, не так ли? Впрочем, несмотря на сто лет, прошедшие с момента описываемых событий, состояние дел в педагогической науке описано в книге как нельзя более точно:
Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, — они были еще и месяцами поисков истины. Я за всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года.
.
У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие.
.
Меня возмущали безобразно организованная педагогическая техника и мое техническое бессилие. И я с отвращением и злостью думал о педагогической науке:
«Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство».
Насколько я помню педагогику, основы педагогического мастерства и иные предметы моего именно педагогического (к сожалению) образования, этих инструментов нет до сих пор. Судя по учебникам и материалам конференций, педагогические теории – это, в большинстве своем, набор простых и незамысловатых истин, построенных по алгоритму «быть хорошим – хорошо». А чтобы их доказать, надо просто повторить само условие, только другими словами. Впрочем, Макаренко пишет и об этом:
На небесах и поближе к ним, на вершинах педагогического «Олимпа», всякая педагогическая техника в области собственно воспитания считалась ересью.
На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать.
.
Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян, но это никого не смущало — для небожителей были дороги принципы и идеи.
Если кого-то смущает словосочетание «коммунистическая личность», можете заменить его словами «достойный гражданин» или чем-то подобным. Крайне советую прочесть главу «У подошвы Олимпа» полностью, так как именно в ней делается основной разбор педагогического «вероучения». Основная идея, пожалуй, вот:
А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.
Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим портачам:
— У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебока и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья.
Впрочем, по высоким теоретикам Макаренко тоже прошёлся:
«Кому ума недоставало» решать любые воспитательные вопросы? Стоит человеку залезть за письменный стол, и он уже вещает, связывает и развязывает. Какой книжкой можно его обуздать? Зачем книжка, раз у него у самого есть ребенок? А в это время профессор педагогики, специалист по вопросам воспитания, пишет записку в ГПУ или НКВД:
«Мой мальчик несколько раз меня обкрадывал, дома не ночует, обращаюсь к вам с горячей просьбой…»
Спрашивается: почему чекисты должны быть более высокими педагогическими техниками, чем профессора педагогики?
Если кто-то полагает, что в нынешнее время ситуация кардинально изменилась, то вынужден огорчить. И это бессилие, пожалуй, одна из причин, которые приводят к подобным конфликтам, каковые описаны в изначальном посте. Нет некоего рабочего отлаженного механизма для их предотвращения и разрешения. Материальный вопрос оплаты труда учителя, который затрагивается в публичном разборе подобного рода конфликтов, конечно же, имеет место быть (пожалуй, стоит коснуться этого вопроса в отдельном посте), однако это не единственная причина.
И из всего богатства поднятых Антоном Семёновичем вопросов обыватель помнит лишь о избитом воспитаннике! Это крайне иронично Иронично потому, что за фактом удара оный обыватель не видит сути вопроса. Впрочем, обратимся к первоисточнику:
И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно веселый ответ:
— Иди сам наруби, много вас тут!
Это впервые ко мне обратились на «ты».
В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
— Простите, Антон Семенович…
Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто нибудь слово против меня — я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что то спешил поправить в костюме.
Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:
— Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!
И вышел из спальни.
Вот такой эпизод. В разговорах с иными сотрудниками колонии Макаренко поясняет этот эпизод так:
Я подумал немного и сказал Екатерине Григорьевне:
— Нет, тут не в рабстве дело. Тут как то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Они же прекрасно понимают, что я мог бы и не бить, мог бы возвратить Задорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важных неприятностей. Но я этого не делаю, я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок. А колония им, очевидно, все таки нужна. Тут сложнее. Кроме того, они видят, что мы много работаем для них. все таки они люди. Это важное обстоятельство.
— Может быть, — задумалась Екатерина Григорьевна.
Вот такой случай. Как относиться к нему — дело хозяйское, однако же сводить все педагогические идеи Макаренко к заурядному «избиению» как минимум некорректно. К слову, зачастую так поступают обе стороны в обсуждениях, только одни полагают насилие панацеей, а иные — абсолютным злом. Антон Семёнович расценивал этот эпизод именно как исключительный.
Саму же «Педагогическую поэму» крайне советую к прочтению. Идеи Макаренко ничуть не устарели, и проблемы, поднятые им всё ещё актуальны.
Источник