Конспект занятия для старшей группы «Насекомые»
Светлана Мухамадеева
Конспект занятия для старшей группы «Насекомые»
Конспект занятия по теме : «Насекомые» для старшей логопедической группы
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые» (насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный. Совершенствование грамматического строя речи (согласование имени существительного с именами прилагательными, с глаголами). Совершенствование синтаксического строя речи. Совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающне цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Знаки-медальоны (бабочка, пчела, майский жук, муравей, стрекоза, кузнечик, зеркала на каждого ребенка, картинка «Насекомые», домики для звукового анализа на каждого ребенка.
Предварительная работа. Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Разучивание упражнения «Насекомые». Заучивание чистоговорки на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(дети заходят, звучит запись звуки насекомых)
Дети, скажите, чьи звуки вы услышали?
Комар, муха, кузнечик, пчела.
Скажите комар, муха, кузнечик, пчела, как можно назвать их одним словом?
Насекомые. Правильно сегодня мы с вами продолжим беседовать о насекомых.
2. Упражнение «Разноцветные бабочки»
Посмотрите какие бабочки к нам прилетели. Скажите, какая у вас по цвету, бабочка и на каком цветке она сидит. Например, отвечаем как я. Синяя бабочка сидит на красном цветке.
Желтая бабочка сидит на синем цветке.
Оранжевая бабочка сидит на желтом цветке…
А теперь подуем на них так, как дует тихий ветерок, нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытяну губы трубочкой, а теперь подуем так, как будто на них подул сильный ветер.
Бабочки наши полетели к себе на лужайку, и они приглашают нас в гости на весенний луг. Вы хотите попасть на весенний луг? (Да)
Но, чтобы попасть на весенний луг, нужно превратиться в насекомых.
3. Игра «Скажи, в какое насекомое ты превратился бы?»
Я превратилась бы в разноцветную бабочку.
Я превратился бы в трудолюбивого муравья.
Я превратилась бы в ловкую стрекозу.
Я превратилась бы в мохнатую пчелу.
Я превратился бы в майского жука.
Я превратился бы в зеленого кузнечика.
На носочки становись, вокруг себя повернись, в насекомое превратись.
(На столе лежат нагрудные знаки-медальоны с изображением вышеуказанных насекомых, надевают на грудь).
4. Составление описательных рассказов о насекомых от первого лица с использованием опорной схемы.
Одной из первых на карнавал прилетела бабочка Адмирал.
Я крупная бабочка с черными пятнами. У меня продолговатое туловище, маленькая головка с длинными усиками, шелковистые крылья с разноцветными узорами, покрытые пыльцой. Я живу и летаю над лугами и питаюсь цветочной пыльцой, нектаром, который достаю хоботком.
Я мохнатая полосатая пчела. У меня два прозрачных крыла, тонкий хоботок. Я тружусь целый день, собираю сладкий нектар с цветов, из нектара делаю мед. Живем мы пчелы в ульях большой семьей, в которой у всех свои обязанности.
Я майский жук. На голове у меня глаза, ушки, рот, усики. Тело мое овальное, покрыто жесткими крыльями. Прозрачные тонкие крылья спрятаны, видны, когда я летаю. Мы летаем над землею и жужжим, а питаемся соком травы.
Я муравей «санитар леса». За один день мы уничтожаем много вредных насекомых. У меня есть голова, грудь, брюшко и шесть лапок. Мы очень маленькие, но трудолюбивые.У нас у муравьев очень интересный дом: муравейник-это верхний этаж, а остальная часть глубоко под землею.
Я стрекоза изумрудные глаза. Я хищное насекомое с длинным и тонким телом. У меня большие прозрачные крылья, которые при полете издают шум. Глаза у меня необыкновенные. Каждый глаз состоит из маленьких глазков. Оба выпуклые, большие. Я все вижу и справа, и слева, и вверху, и внизу, и спереди, и сзади. Питаюсь я мошками, комарами.
Я кузнечик попрыгунчик. Я зеленый, меня совсем не видно в траве. С помощью больших, длинных задних лапок я делаю прыжки. А стрекочу я крыльями. Я питаюсь растительной пищей, но есть другие кузнечики, которые питаются мелкими насекомыми.
5. Беседа по картине
Посмотри — весенний луг!
Ты поймешь, что жизнь вокруг очень занимательна
И зеленая картинка сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Полосатый шмель гудит Радостно и звучно.
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно!
Посмотрите на картину, каких насекомых вы видите, расскажите, что они делают.
Божья коровка сидит на большом камне.
Разноцветная бабочка сидит на травке.
Муравей сидит на большом муравейнике.
Зеленый кузнечик прыгает по тропинке.
Стрекоза летает над зеленой травой.
Дети, скажите, а от каких насекомых появляются бабочки?
От гусениц. Все лето они питаются листьями, затем осенью закутываются в кокон, а весной из этих коконов появляются красивые бабочки.
6. Логопедическая гимнастика.
Верно, а давайте покажем, как гусеница кушает, ползет по листочку, заворачивается в листок.
1)«Гусеница кушает» (на укрепление мышц губ)всасывать верхнюю губу под нижние зубы с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта так, чтобы раздался чмокающий звук.
2)Аналогично всасывать нижнюю губу под верхние зубы.
3) «Гусеница ползет по листочку» (на укрепление мышц языка, выработки умения поднимать боковые края языка, развивать умение управлять языком). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Поднять боковые края лопатообразного языка так, чтобы по средней продольной линии образовалась впадина. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10, стараясь, чтобы губы оставались неподвижными и не помогали языку.
4) «Гусеница заворачивается в листок» (на выработку плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей по середине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Поднять боковые края лопатообразного языка и выдыхать воздух. Как бы произнося звук Ф, стараясь, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. Следить, чтобы щеки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
7. Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
Этот странный дом без окон складывают руки домиком над головой
У людей зовется «кокон». Обхватывают ладонями локти
Свив на ветке этот дом, вращательные движения указательным пальцами
Дремлет гусеница в нем. Соединяют указательный и большой пальцы
Спит без просыпа всю зиму. Сложенные ладони кладут под щеку
Но зима промчалась мимо- сгибают руки в локтях и попеременно
поднимают ладони вверх-вниз
Март, апрель, май, капель, весна… сжимают руки в кулак и разжимают пальцы
Просыпайся, соня-сонюшка! Поднимают руки и потягиваются
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна- через стороны опускают руки вниз
Стала бабочкой она! Делают маховые движения руками
Давайте скажем красивые слова про насекомых, которые собрались на нашем весеннем лугу.
8. Игра «Подбери признак». Бабочка (какая) красивая, разноцветная, пестрая, порхающая, нежная.
Стрекоза (какая) ловкая, подвижная, длиннохвостая, шустрая, большеглазая.
Муравей (какой) трудолюбивый, работящий, хлопотливый, проворный.
Гусеница (какая) длинная, медлительная, прожорливая, вредная.
Кузнечик (какой) зеленый, длинноногий, стрекочущий.
Муха (какая) назойливая, вредная, прожорливая, увертливая, большеглазая.
Пчела (какая) хлопотливая, трудолюбивая, разноцветная, мохнатая, полосатая, полезная.
Кто как передвигается?
9. Игра «Летают, бегают, ползают, прыгают»
Кто как передвигается?
Летают… бабочки, стрекозы, жуки, пчелы.
Ползают…муравьи, тараканы, пауки, гусеницы.
Прыгают… кузнечики, сверчки
Бегают… тараканы, муравьи.
10. Физкультминутка. «Муравьи»
Муравей трудолюбивый дети шагают на всей стопе
Еле тащит прутик ивы.
Он устал, он изнемог, шагают в приседе.
Но другой ему помог.
Оба дружно, через ельник ходят «змейкой», положив правую руку
Прутик тащат в муравейник. на плечо впереди стоящего товарища.
Знает каждый муравей: маршируют
В жизни трудно без друзей,
А с товарищем всегда
Даже горе- не беда.
А теперь наши бабочки предлагают нам поиграть в домино. Я называю насекомое, вы делите название насекомого на слоги, если у вас есть нужное количество точек в квадратах, то вы получаете фишку, побеждает тот, у кого быстрее заполнятся квадраты фишками на игровом поле.
9. Игра «Угощение для гостей»
Бабочки приготовили угощение для своих гостей.
А чем ты пчела угостила бы разноцветную бабочку?
Я пчела угостила бы бабочку земляничным соком. А ты, бабочка, чем угостила бы муравья?
Я бабочка угостила бы муравья зернышком. А ты, муравей, чем угостил бы стрекозу?
Я муравей угостил бы стрекозу мошками. А ты, стрекоза, чем угостила бы майского жука?
Я стрекоза угостила бы майского жука соком травы. А ты, майский жук, чем угостил бы кузнечика?
Я майский жук угостил бы кузнечика травой. А ты зеленый кузнечик, чем угостил бы пчелу?
Я зеленый кузнечик угостил бы пчелу нектаром.
10. Упражнение «Подбери схему»
Посмотрите у вас на столах лежат домики для насекомых, какие насекомые на карточках, назовите (осы, пауки, муха). Помогите найти домик для мухи, пауков, ос.
11. Проговаривание чистоговорки.
А мы с вами возвращаемся в детский сад.
Но сначала нужно произнести четко следующие слова
ЗА – ЗА – ЗА — прилетела стрекоза
КИ – КИ – КИ — ползают жуки
ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела
ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ — рыжий муравей
НЕЧИК – НЕЧИК – НЕЧИК – зелененький кузнечик
ТКЕ – ТКЕ – ТКЕ — бабочка на цветке
Вокруг себя вращайтесь, в детский сад скорее возвращайтесь. (Снимают нагрудные знаки-медальоны с изображением насекомых).
12. Окончание занятия.
Скажите, дети, о чем мы беседовали?
Где побывали? Что вам понравилось на занятии? Для чего нужны насекомые?
Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые» для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Задачи: Коррекционно-обучающие: 1. Уточнение знаний о насекомых и их характерных признаках. 2. Актуализация словаря по теме. 3. Образование.
Конспект занятия «Насекомые весной» для старшей группы Тема: Насекомые весной. Цель: Формировать представления о насекомых, их признаках, внешнем виде. Учить устанавливать причинно – следственные.
Конспект НОД «Насекомые» для детей средней группы Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС в области «познание» для средней группы Составила воспитатель: Аллерборн Елена.
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Насекомые» для детей старшей группы Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи любого.
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые». Коррекционные задачи: Корректировать и развить.
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые» Тема: «Насекомые» Задачи: -Закрепить представления детей о насекомых. — Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. -Воспитывать.
Конспект занятия «Наши друзья — насекомые» в старшей билингвальной группе с крымскотатарским языком Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» с. Прудовое Симферопольского района Республики Крым.
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Насекомые» в старшей группе Задачи Коррекционно – образовательные: — активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»; — упражнять детей в подборе слов-антонимов;.
Конспект занятия в старшей группе «Насекомые» Конспект занятия в старшей группе «Насекомые». Воспитатели: Смирнова М. А. ,Анфимова Е. И. Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания детей.
Источник
Лексическая тема «Насекомые»
Ольга Троегубова
Лексическая тема «Насекомые»
Кузнечик, муравей, стрекоза, пчела, бабочка, жук, муха, божья коровка, комар, оса, шмель, таракан, гусеница.
Программное содержание. Способствовать накоплению и совершенствованию знаний ребёнка. Расширять представление детей о насекомых (чем отличаются, какую пользу приносят, какой вред). Учить различать по внешнему виду и называть.
Продолжать развивать наблюдательность и совершенствовать способность практически применять усвоенные знания. Закреплять умение вести себя в природе.
Лексический материал.
Существительные: насекомые, усики, крылья, хоботок, жало, глазки, брюшко. Польза, вред. Улей, муравейник, гнездо, нора. Комарик, тараканчик, стрекозка, пчёлка, мушечка, жучок. Жучище, тараканище, комарище, глазищи, ножищи, усищи, крылищи.
Глаголы: заражают, уничтожают, объедают, повреждают. Жалят, кусают. Служат, собирают.
Прилагательные: опасные, вредные, полезные; осиное, деревянный. Пёстрокрылая, пёстрые, большеглазая, длинноусый. Муравьиные, пчелиные, тараканьи, комариные.
Насекомых на земле очень много. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна – две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей; есть хоботок, жало, глазки, брюшко. Самые маленькие – величиной с точку. А жук – геркулес, длиной с котёнка.
Расскажите ребёнку о том, какую пользу приносят насекомые. Например, пчела собирает мёд, бабочки опыляют цветы, божья коровка и муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Некоторые насекомые нам вредят. Они жалят и при этом заражают опасными болезнями. Другие уничтожают полезные растения в полях, садах, огородах, лесах.Например: колорадский жук поедает ботву картофеля; мухи переносят на лапках вредных насекомых; жуки – короеды повреждают кору деревьев; гусеницы объедают листья растений; комары, слепни, блохи больно кусают животных и птиц.
«Где живут насекомые?» «Пчелы живут в ульях. Улей – это деревянный домик, который строит для пчел человек».
Муравьи живут в муравейнике. Они сами строят себе дом.
Осы живут в осиных гнёздах. Это гнездо похоже на шар.
Шмели живут в земле, в норках».
Игра «Скажи одним словом».
У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.
У стрекозы большие глаза – её называют …
У таракана длинные усы – его называют.
Игра «Назови ласково».
Комар – комарик. Таракан — …
Ваня рассматривал в лупу свою коллекцию насекомых. И казалось,что: У стрекозы не глаза, а глазищи.
У муравья не ножки, а … .
У таракана не усы, а … .
У бабочки не крыло, а … .
Божья коровка выглядела не жуком, а огромным жучищем.
Игра «Чьи лапки, чья голова».
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы — … лапки, … голова.
У таракана — … лапки, … голова.
У комара — … лапки, … голова.
Гусеница в галстуке в гости приползла
И с собою свежую газету принесла.
Села и читает, не глядит вокруг
И не замечает гусениц – подруг.
Как хорошо быть пчелкой
С веселой рыжей чёлкой –
И перед всем народом
Своим гордиться мёдом.
Трёт тарелку таракан тряпочкой, тряпочкой
И притопывает в такт тапочкой, тапочкой.
Тёр да тёр – протёр дыру в тряпочке, в тряпочке
И уполз к себе в нору, потеряв тапочки.
Не зверь, не птица, нос, как спица;
Летит – кричит; сядет – молчит;
Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)
Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук)
Мы – лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
В траве они совершенно не заметны, благодаря их
зелёному цвету. У кузнечиков три пары ножек
и две пары крыльев. Задние ноги у них очень длинные, при помощи их кузнечик прыгает. У кузнечиков есть усики и уши, которые находятся на животике. Кузнечики умеют петь.
Муха – очень неприятное насекомое. Мухи издают противное жужжание, а осенью больно кусают. Кроме того, они разносчики всяких болезней. Мухи летают по помойкам, а потом прилетают к нам на кухню и счищают грязь со своих лапок на кастрюлях и столах, где мы обедаем. Лапки мухи покрыты особой жидкостью, поэтому муха может спокойно ползать по потолку, не падая вниз.
Пчела приносит пользу: опыляет растения.
У пчёл есть жало, которым они больно жалят.
Пчёлы большие труженицы.
Они делают мёд или трудятся в улье.
Трудно представить, что из такого довольно противного существа может получиться красавица – бабочка. Как же это происходит? Взрослая бабочка откладывает яички. Из этих яиц вылупляются крошечные гусеницы. Они начинают, есть и расти. Едят они зелёные листочки, на которых сидят. В определённый момент гусеница сбрасывает с себя гусеничную кожу и сплетает вокруг себя кокон, из которого через некоторое время и появляется прекрасная бабочка.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Конспект занятия тема: «Насекомые» Цель: Воспитание просодических компонентов речи: дыхания, голоса, темпа речи, выразительности, выдержки, зрительной ориентировки на говорящего,.
Конспект занятия с презентацией «Шестиногие малыши» Тема презентации: Шестиногие малыши Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых Задачи: Развивать умение видеть признаки сходства.
Источник