Словно муравьи люди копошились по оврагу
Тайна на дне колодца
Художник Александр Астрецов
Взрослые часто не понимают детей, потому что видят мир не таким, каким его видят дети. В окружающих предметах взрослые видят их назначение, видят то, чем эти предметы полезны для них. Дети же видят лицо вещей. Они не знают, откуда эти вещи явились, кто их сделал и сделал ли кто. Дети знают, что вещи существуют, что вещи живут, и относятся к вещам, как к живым существам.
Помню себя маленьким — четырехлетним, может быть, трехлетним. Вижу себя в окружении вещей, которые не только будят во мне какие-то мысли, но и действуют на мои чувства. Вот сутулый с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит, подпирая своей широкой, плоской спиной стену, погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него не много добьешься слов. Если он и произнесет что-нибудь на своем скрипучем, непонятном для меня языке, то лишь когда открывают дверцы, чтоб достать что-нибудь из одежды, хранящейся в его недрах.
По сравнению со шкафом буфет более легкомысленное и франтоватое существо. У него и цвет не такой серо-бурый, а с красноватым отливом. Верхние дверцы на его груди украшены деревянной резьбой, изображающей битых уток, подвешенных вниз головой. На нижних дверцах такие же резные изображения корзин, наполненных виноградными гроздьями. У него какая-то несуразная маленькая головка в виде полукруга с вырезанным по краям хитросплетением виноградных листьев, а на плечах торчат выточенные из дерева шпилеобразные фигуры, напоминающие собой что-то вроде двух огромных шахматных ферзей. Этот чудак буфет, наверно, воображает, что очень красиво, когда на плечах две такие нелепые штуковины.
Во всяком случае, он не такой задумчивый и не такой молчаливый, как шкаф. На его полках хранятся сахар, печенье, варенье в стеклянных банках (иногда даже конфеты!), соль, масло, хрен, перец, горчица, чай, кофе, какао, консервы, чашки, блюдца, стаканы, графины, бокалы, кофейная мельница (ее можно вертеть сколько угодно, когда никто не видит). В ящиках, которые выдвигаются из его живота, лежат ложки, вилки, ножи, салфетки и другие разные вещи. На нижних полках — стопы тарелок, розеток, соусницы, селедочницы, суповые миски, огромные блюда, медные подсвечники, чугунная ступка — в общем, вещи все нужные, которые постоянно приходится доставать, отчего буфет то и дело говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками.
Словом, он существо хотя и нелепое, но вполне компанейское, чего не скажешь о креслах… Вот уж. В своих белых полотняных чехлах, из-под которых, точно из-под платьев, торчат только кончики ножек, они похожи на каких-то чопорных пожилых теток. Аккуратно протянув согнутые в локтях руки вдоль бедер с таким расчетом, чтоб была соблюдена строгая параллельность, они чинно сидят по углам комнаты, полуобернувшись друг к дружке, и молчат. Молчат напряженно, упрямо, сосредоточенно. Чувствуется, что им до зарезу хочется поговорить, посудачить о том о сем, да неохота показывать, что их могут интересовать такие пустяки, как праздные разговоры. Мне кажется, что, как только я ухожу из комнаты, они сейчас же принимаются болтать о всякой всячине: их словно прорывает от длительного молчания. Но стоит мне возвратиться — и они тотчас прикусывают язык, ручки тотчас — вдоль бедер, и опять тишина, будто никакого разговора и не было.
В их обществе я чувствую себя лишним, ненужным, стесняющим: чем-то вроде гвоздя в сапоге. Ни на минуту не оставляет мысль, что эти старые ханжи только и ждут, чтоб я поскорей выкатился за дверь и не мешал им изливать друг перед дружкой душу или перемывать косточки своим знакомым.
Диван, который стоит вдоль стены, тоже из их породы, но характер у него другой. Он смешит меня тем, что старается быть похожим на кресла. Пыжится, напускает на себя важность, а ничего не выходит. Ему и невдомек, что нет смысла выпячивать грудь и выставлять напоказ всем живот, которые до такой степени разрослись вширь, что уже ни на грудь, ни на живот непохожи. Не помогает ему и чехол, который он напялил на себя. Чехол до того широк, что уже потерял всякое сходство с платьем. А зачем ему платье? Он же мужчина! Диван, однако ж, не замечает всей смехотворности своего положения и, подражая креслам, тоже аккуратненько положил ручки вдоль бедер…
Но, может быть, он просто передразнивает кресла? Может быть, он подшучивает над ними? На самом деле его, может быть, распирает от смеха и от этого он такой надутый? Как все толстяки, диван — добродушное существо, а все, у кого добродушный характер, любят пошутить, посмеяться. Только какой же смех может быть в присутствии этих чванливых кресел! Если мне случится попрыгать по дивану, он с удовольствием поскрипит пружинами, маскируя этими звуками свой смех. Таким образом, и сено цело и овцы сыты: и посмеялся чуточку и не разозлил никого. Ну, мы-то с диваном понимаем друг друга. Только мне, сказать по правде, не то что прыгать, но даже сидеть на нем, точно так же как и на креслах, нельзя: могу чехлы испачкать.
Да это не очень-то мне и нужно. Подумаешь! У меня больше дружбы со стульями. Хотя они тоже чем-то смахивают на людей (и ножки у них и спинки), но они не пыжатся изо всех сил, стараясь изображать из себя каких-то недотрог. Словом, ребята они вполне свойские, с которыми можно, как говорится, запросто, без особенных церемоний.
А вот самая близкая для меня вещь в мире вещей — моя кровать. На ее плоских железных спинках, выкрашенных голубой краской, — две замечательные овальные картинки. На картинке, которая у меня в ногах и на которую обычно устремлен мой взор, когда я лежу, изображены ветряная мельница, вдали — деревенские домики среди кудрявых лип и березок, а впереди — зеленая лужайка и поблескивающий на солнце ручей. Я люблю смотреть на этот “романтический” пейзаж… Вернее сказать, любил бы, если бы изготовители кровати не переусердствовали в своем стремлении усладить жизнь ребенка и не украсили верхушки обеих спинок литыми или штампованными из металла изображениями головы какого-то чудовищного старика, сплошь заросшего волнистыми змеевидными волосами, как у мифической Горгоны, при взгляде на которую люди, как известно, каменели от страха. Приоткрыв в какой-то издевательской усмешке черную дыру рта, заросшего вокруг кольцами бороды и усов, старик уставился на меня своими жесткими, неподвижными глазами, прячущимися в завихрениях косматых бровей.
Даже днем при взгляде на это, с позволения сказать, украшение меня охватывает неприятное, беспокойное чувство страха. Но днем я могу убежать от него в другую комнату, во двор и постараться выбросить его из головы. Но вот наступает ночь. Приходится ложиться спать. Я забираюсь в кровать, стараясь не глядеть в сторону пугающего меня изображения старика. Но не глядеть на него я не могу. Его лик словно притягивает к себе мои взоры. Я словно хочу разгадать, зачем он так настойчиво на меня смотрит, чего ему от меня надо, что он задумал против меня.
Гасят свет, и комната погружается во мрак, только окна, которые до этого были темные, даже черные, моментально становятся светлыми. Я гляжу на окно, на лицо окна. Верхняя часть оконной рамы — это лоб. Под ним две форточки — глаза (бывают и одноглазые). Нижние открывающиеся створки — щеки, между которыми длинный, от бровей до самого подбородка, нос. Рядом — другое такое же окно-лицо. Оба окна выжидательно глядят на меня, словно думают:
Источник
Повесть «Лестница в небо»
Тем, кто вместе со мной первоисследовал крупнейшую пещерную систему Урала – пропасть Кутук-Сумган: Ивану Константиновичу Кудряшову, Евгению Даниловичу Богдановичу. Анатолию Горину, Владимиру Камалову, Николаю Безроднову, Эдуарду Нигматуллину, Александру Петрашу, Александру Жаркевичу, Владимиру Книссу…
А так же тем, кто уже после нас погиб в этой пропасти…
Результаты раскопок в ущелье Олдовай в Танзании наводят на мысль, что в Восточной Африке существа, подобные homо егесtus, появились около миллиона лет назад, а спустя какое-то время часть из них направилась на север. Причина этой миграции неизвестна. Бесспорно одно: голод им ни грозил, так как в то время африканский континент повсеместно отличался обильной фауной, которая сохранилась ныне лишь в самых богатых заповедниках. Вернее предположить, что это был процесс, объясняющийся, скорее, понятным, нам стремлением двигаться вперед, предпочтительно в неизведанное.
Джон Пфейфер, археолог
— Будь я один на свете, — говорит Прево,- я бы лег и не двигался.
Антуан де Сент-Экэюпери Част I
КРАСНЫЙ ОСИНОВЫЙ ЛИСТ
Последние хлопоты. Разбросанные по стульям, по полу веревки, связки скальных крючьев, мотки лестниц.
Бутылки сухого вина на столе. Собрались все, только нет Толи. Он все еще не приехал, но я не беспокоюсь, он примчится на вокзал в последние минуты перед отправлением поезда. Он всегда так – появляется в самый последний момент. Я уже привык к этому.
Я сижу у стола один. Меня некому провожать’. Чтобы не быть неловким свидетелем чужого счастья, отворачиваюсь к окну. Невольно прислушиваюсь к голосам за спиной.
— Берегись. Одевайся теплее. На ночь надевай носки, которые я связала.
— Не пей сырую воду! Ешь вовремя.
— Пиши каждый день.
Голоса сухи от волнения, и ребята поспешно со всем соглашаются. Я даже не узнаю их: до того они послушны и предупредительны.
Смотрю в окно и грустно улыбаюсь. Потому что знаю: ребята забудут все наказы, как только переступят порог. Потому что уже завтра эти наказы будут не только невыполнимы, но даже бессмысленны. Потому что у Дороги своя любовь. Потому что уже через несколько дней ребятам придется глохнуть под тяжестью рюкзаков, а на привалах они будут жадно хватать губами студеную воду ручьев, а то и тухлую жижу болот. А носки Володя спалит, задремав у костра после трудного перехода, а вторые отдаст Рудику, который под землей вымокнет под ледяным водопадом и будет замерзать. А письма Аксенов не будет писать каждый день: много суток он будет отрезан от земли стопятидесятиметровой толщей мертвого камня.
И я подумал: это хорошо, что женщины не знают сути нашей работы. Так им легче будет ждать. И еще я подумал, что это, наверно, даже необходимо для общей пользы дела, что меня некому провожать.
Вчера я столкнулся с Валериной матерью. Днем я никогда не прихожу на эту улицу, но вчера — перед новой дорогой — решил проститься с родным городом и неожиданно для себя оказался перед Валериным домом.
Увидев ее, я попытался спрятаться за угол, но было уже поздно. Улыбающаяся, с растрепанными седыми волосами, она тяжело перебежала улицу и схватила меня за рукав и, испытующе глядя в глаза, спросила:
— Вы, случайно, не знаете, когда вернется Валерик?
Я молчал. Я молчал и от самой макушка до пят покрывался холодным потом.
Тогда она, счастливо улыбаясь, ответила сама себе:
— Вчера получила от Валерика письмо. Оно сейчас лежит на подоконнике. Он пишет, что скоро вернется. Вы придете его встречать?
— Конечно, — растерянно выдавил я.
Мне хотелось броситься от нее в первую попавшую подворотню, но она крепко держала меня за рукав и все повторяла:
Потом из ворот вышел ее муж, седой и сгорбленный старик, молча и неприязненно оглядел меня, взял ее за руку, силой повел в дом. Она все оглядывалась и махала мне рукой:
— Валерик будет очень рад. Приходите.
Валера погиб в Медвежьей пещере три года назад. Утонул в подземной реке, в сифоне*: застряла в щели страховочная веревка. Все, может, кончилось бы иначе, не вырони он из рук ножа… Четыре часа ребята делали ему искусственное дыхание, они все еще верили в чудо, но чуда не случилось.
*Сифон — участок подземной реки или озера, в котором свод смыкается с водой. Преодолеть сифон можно, лишь погрузившись в воду с головой.
Нельзя сказать, что мы с Валерой были большими друзьями, просто работали в одной экспедиции, и, кроме экспедиционных дел, ни о чем другом у нас не хватало времени поговорить. В последний год я был его заместителем, и, как по наследству, что ли, мне достались от него должность начальника партии и его альпинистский карабин — овальный стальной треугольник, служащий для взаимной страховки идущих в одной связке людей, — который мы через год случайно нашли в подземной речке рядом с сифоном.
Источник
Рабочая тетрадь по русскому языку для 8-9 классов
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме
Тетрадь предназначена для отработки навыков тем, изучаемых в этих классах тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_prepinaniya.doc | 67.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
по русскому языку
- Знание — лучшее богатство.
- Жизнь прожить — не поле перейти.
- Огромное для меня удовольствие – ходить с ним спозаранку на базар.
- Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.
- Трижды три – девять.
- Длина этой комнаты – пять метров.
- а) Самая простая примета – это дым костра.
б) Искренность, правда в обращении – вот дружба.
в) Охранять природу – значит охранять Родину.
- Чай пить не дрова рубить. Бедность не порок.
- В состав сказуемого входят сравнительные союзы что, словно, будто, как, точно, как будто
Небо без облаков что море без волны. Небо в ноябре словно звездный шатер.
Это и вправду было как в сказке.
- Я последний поэт деревни.
- Вечерняя вода густа и розовата.
2. Тире в неполном предложении
- Рядом елочка цветёт. Поодаль – сосна (растёт).
- Дереву цена по плодам, человеку – по трудам (цена).
- Знаки препинания при обращении.
- Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть.
- Страна родная, как ты хороша!
- Многоуважаемый Иван Петрович, спасибо за книгу.
- Эй, ты, шляпа, отойди подальше.
- Ты песнями, время, согрейся.
- Милая, добрая, нежная, с думами грустными ты не дружись.
- Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.
- О мой милый друг, скоро встретимся с тобой.
- Люблю тебя, как друга юных лет, товарищ мой случайный.
4. Знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях.
- Я, пожалуй, бы жизнь по-иному прожил.
- Наша лодка, к счастью, не на глубокое место пошла.
- Действительно, ветер усиливался.
- По словам Дмитрия Сергеевича, почти каждое растение содержит в себе
или целебные или смертельные соки.
- Во-первых, сначала решим важные вопросы, во-вторых, выделим
- У вас, понимаете ли, не хватает широкого размаха.
- Он меня, вы знаете, очень уважает.
- Около нашего автомобиля (тень от леса как раз подбиралась к нему)
струился в небо тонкий синий дымок.
- На праздник великий – обычай таков – далёких и близких зовём земляков.
5. Знаки препинания между однородными членами.
- Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами.
- Осенние дожди здесь бывают непродолжительные, зато очень сильные.
- В его голосе и неподдельная глубокая страсть, и молодая сила, и какая то
4. Однажды вздумалось друзьям побродить по рощам, по лугам, и по долинам,
5. К счастью, друг или расслышал, или пренебрег неуместным намёком.
6. Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую.
7. Нужны мне разом юг и север, восток и запад, лес и степь, моря и каменные
6. Двоеточие и тире при однородных членах
с обобщающим словом
- Ни грязь, ни распутица, ни сердито вздувшиеся реки, ни бешеные контратаки – ничто не могло остановить их прорыва.
- Он чувствовал себя на седьмом небе: смеялся, прыгал от радости, хлопал в ладоши.
- И девичье личико, и солнце, ни тени, и быстрая речка – всё это было так прелестно в это милое утро.
- Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было странно, красиво и грустно.
- Среди птиц, насекомых в густой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение весны.
7. Знаки препинания при обособленных определениях
- Каждая веточка, мохнатая от легких кристаллов, хранила свою красоту.
- А этот терем, странный и милый, высится среди листвы.
- Со всех сторон расстилалась безграничная пустынная степь, блестящая серебристым ковылём на косых лучах утреннего солнца.
- В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие укрепленные ворота крепости.
- К концу января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады.
8. Обособление приложений
- Скоро в отряде появился свой врач, известный в нашем городе хирург.
- Она, мать двух детей, понимала любовь к ним так, как понимают очень многие женщины.
- В 18 веке блистал Фонвизин, друг свободы.
- Иванова, как лучшего математика, хорошо знали все ученики школы.
- Я беру тебя с собой как свидетеля.
9. Обособление дополнений.
- Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров.
- Впрочем, за исключением матери, Мушку не любили и домашние, и посторонние.
- Человеку, кроме огня, нужно ещё освоить весь окружающий мир.
- Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены трофейными автоматами.
10. Обособление обстоятельств.
- Растаяв, льды становятся синью в реке.
- Где–то далеко поёт, улетая, колокольчик проезжей тройки.
- Старик что-то сказал, улыбнувшись.
- Обогнув небо, луна стояла уже над горою.
- Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего.
- Вот вдоль колодца, едва касаясь снега, прошмыгнул ловкий соболь.
- Тренировки, по случаю приближения спортивных соревнований, на стадионе усилились.
- В тот же день, несмотря на хорошую погоду, нам удалось пройти немного.
- Невзирая на проливной дождь, футбольный матч начался вовремя.
11. Знаки препинания при уточняющих членах предложения
- Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо.
- Ночью, перед рассветом, меня разбудил сильный шум.
- Всякое раннее утро, московское в том числе, имеет на природу человека отрезвляющее действие.
12. Пунктуация при сравнительных оборотах
- Большая душа, как большой костёр, издалека видна.
- Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила.
- Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды.
- Словно муравьи, люди копошились по оврагу, то поднимаясь с тяжёлыми котомками, то спускаясь в провалы.
- Он замирает в полушаге, весь напрягается, точно стальная пружина, и, раздувая ноздри, шумно втягивает в себя воздух.
- У тебя брошка вроде как пчёлка.
- Глаза у внучки что вишенки.
- Дождь лил как из ведра.
13. Пунктуация в предложениях с прямой речью
- «Учиться надо, дружок, тогда всё будет понятно», — посоветовал инженер.
- Мой собеседник неторопливо закончил свой разговор: «Понравилось здесь, прижился и остался навсегда в этих краях».
- «И охота было не слушаться, — говорил он сердито, — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почитал бы себе до утра».
14. Знаки препинания в ССП
- а) Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звезды, и звуки понемногу затихли в тишине.
б) Начните работать, и вы почувствуете радость труда.
- Я устал на охоте за лисицами, и мне захотелось где-нибудь отдохнуть.
- В льдистом, необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.
- Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.
- Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.
- Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
- Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.
- Из лесу доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос.
- Когда будут соревнования по футболу и кто пойдёт в сборную команду от школы?
- Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!
- Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился.
- Он знак подаст – и все хохочут.
15. Знаки препинания в СПП
- Дни продолжали стоять такие же знойные и светлые, какие могут быть только на юге.
- Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
- Бабушка не была уверена, приедет ли внук на летние каникулы.
- Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
- Совсем неожиданно для себя я открыл, что чувство природы в литературе сказалось вполне оригинально только у тех, кто был охотником.
- Мне кажется, что, если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грязной темноты, я тоже полечу в глубокую трясину.
- Мне кажется, что, если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грязной темноты, то я тоже полечу в глубокую трясину.
- Работали так, как будто изголодались о труде, как будто давно ожидали удовольствия швырять с рук на руки четырехпудовые мешки.
- Буду работать, пока у меня пальцы смогут держать перо и пока не остановится сердце, переполненное свыше меры ощущением жизни.
- А всё-таки должно в человеке присутствовать что-то невидимое с первого взгляда, о чём можно лишь догадываться, и что рано или поздно удивит нас. И что заставит нас по-новому взглянуть на этого человека.
- Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня..
- Сколько я ни напрягал зрение, я не мог увидеть конца этой низины.
- Костёр, как ни поддерживали его в это мглистое утро, скоро погас.
16. Бессоюзное сложное предложение
- Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума.
- На тёмно-сером небе мигают звёзды; влажный ветерок изредка набегают легкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью.
- Идти было трудно: густые, частые колючие кусты разрослись густо.
- Внезапно в её жизни произошло огромное событие: пришёл человек и уверенно положил ей руку на неопытную детскую головку.
- Однажды случилось сбиться с тропы куда-то в болото, и я понял: это болото то самое, какое идёт к Печоре за сотни вёрст.
- Встретите сапёрную роту – вручите командиру приказание.
- Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
- Молвит слово – соловей поёт.
- Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи.
- Тогда деревья в лесу сливались в одну зелёную массу – теперь каждое является само собой.
- Василий хотел броситься за ней – ноги его подкосились.
- Нет друга – так ищи, а нашёл – так береги.
- Все предметы вокруг были отчётливы и преувеличенно реальны, — так бывает, когда не спишь всю ночь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 — 7 классов. Знакомит с региональным дискурсом «Рыболовство», нацелена не на обучение учащихся диалекту, а на развитие ключевых предметных и метапредме.
Рабочая тетрадь представляет различные виды упражнений для работы в классе и дома.
Дорогие пятиклассники!Приглашаю вас в увлек.
Тетрадь, которую ты держишь в руках, поможет тебе расширить и углубить свои знания. Умение определять тему текста, главную мысль, тропы и стилистические фигуры необходимо для современного школьн.
Рабочая тетрадь по русскому языку, 7 класс. (К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык». 7 класс).
Обложки распечатываю на А-4 (в цветном варианте). Тетради выдержаны в едином стиле. Содержат справочный материал для обучающихся 3 класса.
Рабочая тетрадь может быть использована в качестве пособия для выполнения самостоятельной или проверочной работы на уроке, а также для выполнения заданий дома. К данной тетради отдельно прилагаю.
Источник