Смородина тля тип взаимоотношений
Цели: Продолжить формирование и углубление знаний учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции и нейтрализма; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;подготовка к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: тексты, карточки с вопросами, таблицы, схемы, рисунки.
Знакомит с темой.
Записывают тему в тетрадях
Записывают ответы в тетрадях
Настраивает на пози-тивный лад, мотивирует
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
Работа с разноуровневыми вопросами
Раздаёт вопросы, объясняет
Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.
Ответы на вопросы
Работа по вопросам нового мате-риала;
Подводит итог, анализирует таблицу
Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом.
Дает задание желающим сделать задание С.
Желающие записывают задание
У: На предыдущих уроках мы познакомились с множеством симбиотических, антибиотических отношений между организмами внутри сообществ, образующие биоценозы. На сегодняшнем уроке продолжим изучать формы отрицательных взаимоотношений между видами.
2. Проверка знаний. Биологический диктант « Проверь себя».
У: Дайте определения этим понятиям письменно в тетрадях.
Понятия: экология, биосфера, биогеоценоз, популяция, продуценты, симбионты, паразитизм, антибиоз.
3. Целеполагание.
У: Неблагоприятное влияние одних видов на другие может проявляться в разных формах. Продолжим рассматривать их. Найдите в учебнике ( стр. 568) еще одну форму- конкуренция. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, свои результаты и достигли ли цели. Свои успехи будем отражать в карте успеха.
Внимательно прочитайте текст и отвечайте на вопросы.
4. Работа с разноуровневыми вопросами.
1) Какова биологическая основа возникновения конкуренции?(У двух близких видов возникают сходные потребности).
2) Опишите особенности конкурентных отношений между видами животных и растений?
3) В чем состоит эволюционное значение конкуренции?
( Ч. Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование).
4) Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать лисица и волк, живущие на одной территории? (Пища, место для норы, охотничья территория, убежища, вода во время засухи).
5) Может ли кислород быть ресурсом, за который лисица будет конкурировать с волком? (Нет, потому что кислород находится в избытке).
6) Назовите известные вам организмы, которые могут конкурировать за свет? (Ель, береза, ландыш и многие другие).
7) Какую роль играет конкуренция в регуляции видового состава сообщества? ( В биогеоценозе совместно уживаются только те виды, которые смогли разойтись в своих требованиях к условиям жизни).
8) Что такое нейтрализм? ( Сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий (н-р, белки и лоси)).
9) Какое значение имеет нейтрализм для развития биогеоценоза? (Все формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя степень его устойчивости; причем чем богаче видовой состав биоценоза, тем устойчивее сообщество в целом).
9) Задание: заполните последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяг- полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц- беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые бактерии, водные бактерии, заяц- русак, карась.
Тип взаимоотношений
Количество примеров
Примеры взаимоотношений данного типа
Источник
Типы взаимодействий организмов
1. Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов:
а) корова – человек;
б) большой пестрый дятел – ель;
в) кишечная палочка – человек;
г) рыба прилипала – акула;
д) тля – рыжий муравей;
е) наездник-трихограмма – яйца капустной белянки;
ж) муха ктырь – комнатная муха;
з) человек – кровососущий комар;
и) грызун песчанка – саксаульная сойка;
л) ель – гусеница сибирского шелкопряда;
(Ответ: хищничество – а, б, ж, л; мутуализм – а, б, в, д; комменсализм – г, и, м; паразитизм – в, е, з, л; нейтрализм – и, к, м. Особенностью этого задания является неоднозначность большинства ответов к предлагаемым заданиям.)
2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
(Ответ: пчела – липа; гриб подберезовик – береза; актиния – рак-отшельник; дуб – сойка; гриб подосиновик – осина; клевер – клубеньковые азотфиксирующие бактерии.)
3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз): цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.
(Ответ: цапля – лягушка; заяц-русак – ива; тля – смородина; амеба – водные бактерии; муравьиный лев – муравей; тигр – кабан; росянка – комар.)
4. Лишайники являются примером биотических отношений:
а) симбиоза (мутуализма);
(Ответ: а.)
5. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):
а) щука и карась;
в) пресноводная амеба и бактерия;
г) муравьиный лев и муравей;
(Ответ: д.)
6. Соотнесите предлагаемые понятия и определения:
1) мутуализм (симбиоз);
5) комменсализм (квартирантство);
6) комменсализм (нахлебничество);
8) хищничество (трофизм).
А. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.
Б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.
В. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.
Г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
Д. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.
Е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
Ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.
З. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.
(Ответ: 1 – В; 2 – Д; 3 – Е; 4 – А; 5 – Г; 6 – Б; 7 – Ж; 8 – З.)
7. Как вы думаете, для чего прогрессивные технологии посадки деревьев в бедную почву предполагают заражение грунта определенными видами грибов?
(Ответ: между этими грибами и деревом формируются симбиотические отношения.
Грибы быстро образуют очень разветвленную грибницу и оплетают своими гифами корни деревьев. Благодаря этому растение получает воду и минеральные соли с огромной площади поверхности почвы. Чтобы достичь такого эффекта без грибницы, дереву пришлось бы потратить много времени, вещества и энергии на формирование столь разветвленной корневой системы. При посадке на новое место симбиоз с грибом значительно повышает шансы дерева благополучно прижиться.)
8. Назовите организмы, являющиеся симбионтами человека. Какую роль они выполняют?
(Ответ: представители бактерий и простейших, обитающих в кишечнике человека. В 1 г содержимого толстой кишки насчитывается 250 млрд микроорганизмов. Многие вещества, поступающие в организм человека с пищей, перевариваются при их активном участии. Без кишечных симбионтов нормальное развитие невозможно. Болезнь, при которой уменьшается количество симбиотических организмов кишечника, называется дисбактериозом. Микроорганизмы живут также в тканях, полостях и на поверхности кожи человека.)
9. Взаимоотношения взрослой ели и соседствующего проростка дуба являются примером:
(Ответ: а.)
10. Лишайники – пример симбиотических (мутуалистических) взаимоотношений между грибами и водорослями (или грибами и цианобактериями – синезелеными водорослями). Предположите, из какого первоначального типа биотических отношений мог сформироваться этот вариант симбиоза.
(Ответ: лишайниковые грибы не встречаются отдельно от водорослей, тогда как большинство лишайниковых водорослей представлено и свободноживущими формами. Грибы в лишайнике периодически поедают как отмершие, так и здоровые клетки водоросли. Так что наиболее вероятно, что на начальных этапах эволюционного формирования лишайников грибы паразитировали на водорослях или даже попросту их поедали.)
Источник
Тля красносмородиновая
Cryptomyzus ribis
Тля листовая галловая , Тля красносмородинная , Тля смородинная пузырная , Тля волосистая смородинная , Capitophorus ribis , Red blister aphid , Currant aphid , Red currant aphid
Тля красносмородиновая – злостный вредитель красной смородины, реже встречается на других видах смородины. Переносит вирусы. Вид двудомный, факультативно мигрирует во втором и более поздних поколениях на растения семейства губоцветных.
Как и у других представителей Тлей жизненный цикл состоит из нескольких морфологически различных генераций. Наблюдается последовательность партеногенетических поколений в течение вегетационного периода и одно, последнее в сезоне, амфигонное (обоеполое) поколение. Зимует яйцо.
Морфология
Полиморфизм. Жизненный цикл вида состоит из нескольких морфологически отличающихся генераций:
- Основательница, появляется из яйца. Бескрылая.
- Бесполая девственница – несколько весенне-летних поколений партеногенетических самок:
- Крылатая девственница.
- Бескрылая девственница.
- Полоноски – появляются в колониях к осени. Крылатые.
- Нормальные самки (амфигонные) – отрождаются из полоносок, откладывают яйца. Бескрылые.
- Нормальные самцы (амфигонные) – крылатые, оплодотворяют нормальных самок (амфигонных).
Все партеногенетические генерации красносмородиновой тли, как и у других представителей надсемейства настоящих тлей (Aphidoidea), живородящие. [2]
Яйцо черное, продолговатое. [8]
Основательница бескрылая. Как и у всех представителей подотряда Тли (Aphidinea), имеет следующие особенности: голова трапециевидной формы; покровы мягкие; усики шестичлениковые, последний членик разделен на основание и шпиц; на усиках расположены ринарии, их две на двух последних члениках; на втором членике усиков располагается Джонстонов орган, выполняющий, предположительно, функции слуха и осязания, и играющий роль в координации движения тлей; ротовые органы сосущего типа в форме тонкого четырехчленикового хоботка. Ноги насекомого длинные, тонкие. Брюшко состоит из девяти сегментов. [2]
Бескрылая девственница. Размер – 1,94 х 1,10 мм, форма яйцевидная. Цвет покровов бледный, желтовато-зеленый. Тело покрыто длинными головчатыми волосками, на первых брюшных тергитах их насчитывается более десяти. Глаза красновато-бурого цвета. Усики, трубочки, хвостик и ноги светлые. Кутикула нежно-морщинистая, по бокам кое-где находятся шипики. Дыхальца мелкие, округлые, расположены на морщинистой стигмальной пластинке. Краевые бугорки совсем не выражены. Лоб желобковатый, с хорошо развитыми усиковыми и срединными буграми.
Усиковые бугры выше среднего бугорка в два раза. На буграх и I-м членике антенн длинные головчатые волоски. Усики состоят из шести члеников, имеется постоянный ринарий с шестью добавочными. Шпиц с четырьмя щетинками, расположенными апикально, одна щетинка находится на самой вершине, а три других группой, немного ниже по шпицу. Глаза нормальные, с четко выраженным трехфасеточным бугорком. Хоботок заходит за средние тазики. На третьем членике 18 волосков, на четвертом – 12.
Ноги длинные, тонкие, покрыты редкими волосками. На вершинах голени волоски гуще и длиннее, вершина голени расширена и с одной стороны в виде фартука наплывает на первый членик лапки. Трубочки цилиндрической формы, со слабо-черепитчатой скульптурой и небольшим ободком на вершине, срезанной по косой. Хвостик широко-пальцевидный, с шестью волосками. Анальная пластинка эллипсоидная, в редких волосках. [6]
Крылатая девственница. Размер тела – 1,94 х 0,90. Форма вытянутая. Цвет покровов желто-зеленый, грудь буроватая, усики и вершины бедер затемнены. На III членике усиков 37 вторичных ринарий круглой формы, на IV – 14, на V – 7, на III членике ринарии расположены в два ряда по всей длине. В остальном особь аналогична бескрылой. [6]
Нормальная самка (амфигонная). Бескрылая. Размер тела – 2,35 х 1,20. Тело эллипсоидной формы с вытянутым задним концом. Покровы желто-зеленые, прозрачные. Усики практически равны длине тела. Задние голени оборудованы множеством ложносенсорий. В остальном аналогична бескрылой девственнице. [6]
Нормальный самец (амфигонный). Не описан. [6]
Фенология развития (в сутках)
Развитие
Яйцо зимует на ветках. [8]
Основательница. Личинки самок-основательниц отрождаются ранней весной, одновременно с распусканием первых листочков, и расползаются по кормовому растению. В результате жизнедеятельности личинок на верхушечных листьях образуются галлы вишнево-красного цвета. [3] Достигнув половой зрелости, основательница партеногенетически отрождает живородящих бескрылых самок. [2]
Бескрылая девственница. Генерация наблюдается на красной смородине до середины лета. [3]
Крылатые девственницы-переселенцы. К моменту прекращения прироста листьев и их огрубения появляется крылатое поколение тлей. Оно мигрирует с красной смородины на травы из семейства губоцветных, чаще всего – на представителей рода Stachys. На вторичном хозяине развитие и размножение длится вплоть до осени. [3]
Нормальная самка (амфигонная), нормальный самец (амфигонный). Возвращение насекомых на красную смородину и появление данных генераций наблюдается ранней осенью. [8]
Период спаривания. Достигшие половой зрелости и оплодотворенные амфигонные самки откладывают яйца на ветки красной смородины и погибают. [8]
Морфологически близкие виды
По внешним признакам (морфологии) к описываемому виду близок Cryptomyzus alboapicflis. От описываемого вида он отличается тем, что у него усиковые бугры и срединный лобный бугор одинаковы, на третьем членике имеется ободок из 8 волосков. Трубочки цилиндрические, во второй половине слегка вздуты, с прямой вершиной. [6]
Кроме описанного вида, часто встречаются Cryptomyzus galeopsidis и Cryptomyzus korschelti, также морфологически близкие к Красносмородиновой тле (Cryptomyzus ribis). [7]
Географическое распространение
Ареал распространения красносмородиновой тли охватывает Западную и Восточную Европу на север до Хибин, Закавказье, Казахстан, Среднюю Азию, а также Западную Сибирь. Завезена во все страны. [6]
Вредоносность
Тля красносмородиновая – широко распространенный вредитель белой и красной смородины, на черной смородине встречается очень редко. В результате повреждений на верхней части листьев образуются вздутия в виде красных опухолей или галлов. Поврежденные растения дают незначительный прирост, их урожайность снижается. [8]
Степень повреждения листовой пластинки и ее реакция на воздействие тли зависит от возраста листа. На взрослых листьях, закончивших рост, наблюдаются только мелкие некротические пятна от сосания тлей. На средневозрастных листьях, расположенных в средней части побегов, галлы более крупные. На самых молодых листьях и верхушках побегов наблюдаются многочисленные, но мелкие, рассеянные по пластинке листа красные пятна. [3]
Источник