- Карточка для самостоятельной работы по биологии на тему «Среда обитания. Факторы среды»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Интерактивные технологии в обучении и воспитании
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Конспект урока по биологии 5 класс :»Среды обитания организмов».
- Сопоставьте изображения организмов со средой их обитания крот дельфин
Карточка для самостоятельной работы по биологии на тему «Среда обитания. Факторы среды»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Среда обитания. Экологические факторы»
Распределите факторы среды обитания по колонкам: рельеф, хищник-жертва, тип почвы, вырубка лесов, распашка степей, свет, осадки, гриб-дерево, температура, охота.
Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова:
Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется — 1__________. Различают следующие среды обитания: 2____,3 ____, 4____, 5____ . Дельфин обитает в 6__________ среде. Дождевые черви обитают в 7__________. В наземно-воздушной среде достаточно 8______, 9_____, но недостаток 10_______ . Температура здесь меняется больше, чем температура в 11______________среде. Наиболее постоянные условия в12 ________ среде.
Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.
А) ветер, снег, насекомые, свет, дождь;
Б) испарение, вырубка, распашка, рыболовля;
В) волк и заяц, божья коровка и тля, кот и мышь, охота человека на медведя;
Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.
Дайте характеристику наземно-воздушной среде обитания по следующим пунктам: А. Перепады температур. Б. Влажность. В. Плотность. Г. Содержание кислорода. Д. Свет
Назовите не менее трех приспособлений бычьего цепня для жизни в пищеварительном тракте хозяина.
От каких особенностей, связанных со средой обитания, произошло название дождевого червя? Дайте полный развернутый ответ.
«Среда обитания. Экологические факторы»
Распределите факторы среды обитания по колонкам: паразитизм, влажность, тип почвы, браконьерство, промышленные выбросы, свет, засуха, конкуренция, температура, забота о потомстве.
Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова:
Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется — 1__________. Различают следующие среды обитания: 2____,3 ____, 4____, 5____ . Крот обитает в 6__________ среде. Паразитические черви обитают в 7__________. В наземно-воздушной среде достаточно 8______, 9_____, но недостаток 10_______ . Температура здесь меняется больше, чем температура в 11______________среде. Наиболее постоянные условия в12 ________ среде.
Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.
А) ветер, снег, птицы, свет, туман;
Б) испарение, охота, распашка, озеленение города;
В) волк и заяц, божья коровка и тля, волки в стае, охота человека на медведя;
Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.
Дайте характеристику водной среде обитания по следующим пунктам: А. Перепады температур. Б. Влажность. В. Плотность. Г. Содержание кислорода. Д. Свет
В какой среде обитает крот. Назовите не менее трех приспособлений крота к жизни в этой среде обитания.
Наиболее крупные представители животного мира обитают в воде. Водоросли не имеет ярко выраженной механической ткани. Тело не дифференцируется на органы (нет стебля, листьев, корня), оно представлено одним слоевищем. Какие особенности воды как среды обитания это обуславливают? Дайте полный развернутый ответ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 758 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов
Номер материала: ДБ-264274
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Конспект урока по биологии 5 класс :»Среды обитания организмов».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Среды обитания организмов.
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о средах обитания организмов ,их представителях и приспособлениях организмов.
Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном решении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и приспособленности организмов к средам обитания;
Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, отрабатывать навыки работы по составлению схем;
3. Прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
1. Приветствие родителей : Здравствуйте ,Уважаемые родители. М еня зовут Иванова Наталья Викторовна, я проведу у Вас урок биологии в 5 классе.
2.Изучение нового материала.
Учитель: У осла и соловья, У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья — Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно. Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое Облюбовано жилье.
Выбирает привереда лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный маршрут.
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
-Все ли обитатели нашей планеты одинаковы? Чем они отличаются?
— Как вы думаете, о чем будет наш урок?
— В стихотворении говорится об условиях, месте, или — по-другому о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Учитель: показывает тему урока на слайде.
Среда обитания организмов.
— Что такое среда обитания?
Учащиеся: — это часть природы, где живут организмы, которые неразрывно связаны с окружающей средой. Они оказывают друг на друга самое разнообразное влияние.
Наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой называется экологией (от греческих слов «ойкос» — дом, «логос» — изучение или наука). Не смотря на разнообразие условий сред обитания, их заселяет огромное множество различных живых организмов.
Учитель: — давайте выясним , какие среды обитания организмов существуют? Посмотрите на интерактивную доску или на рисунок № 10 стр. 19 в учебнике и назовите среды обитания организмов.
Ученики: наземно-воздушная, водная , почвенная и организменная.
Учитель: молодцы, правильно.
А теперь давайте попытаемся охарактеризовать среды обитания по группам. Выполнить это можно с помощью учебника с.19-22 , условными знаками на ватманах, а потом мы с вами составим общую схему у доски. ( Ученики разделены на 4 группы, время на данную работу 5-7 минут), используя план:
2.Условия среды (Наличие солнечного света , колебания температуры,
количество кислорода, количество воды.).
-Эта работа направлена на составление интеллектуальной карты-схемы по средам обитания. Используется технология дивергентных карт. Эту схему мы делаем для структурирования материала.
Учитель: Заслушаем по 1 представителю от каждой группы.
Ученики: Презентуют среды обитания наземно– воздушную, водную, почвенную, организменную, выясняем особенности каждой среды.
акула
осьминог
мидия
водоросли
бактерии
крот
дождевой червь
медведка
личинка жука
бактерии
голубь
бабочка
волк
береза
бактерии
Учитель: Скажите пожалуйста, какие животные обитают в нашей области? В каких средах?
В организменной среде обитают аскариды. Какие меры нужно предпринимать , чтобы не заболеть аскаридозом?
Учитель: Теперь, когда особенности сред нам известны , давайте попытаемся назвать приспособления организмов , которые появились в ходе эволюции. ( Использую слайды из презентации животных). 4 слайда.
Ученики: Называют приспособления организмов:
Организмы наземно-воздушной среды- опорные ткани, скелет, крылья, ноги, ( кактус, верблюд).
Организмы водной среды- обтекаемая форма тела, конечности в виде плавников или ласт, перепонки между пальцами.
Организмы почвенной среды- отсутствие зрения у крота, видоизмененные лапы в виде лопаток;
Организмы организменной среды- утрачены органы необходимые свободноживущим видам , имеются присоски и крючки, отсутствует зрение.
Учитель: Молодцы, все приспособления организмов к условиям среды правильно назвали.
3.Закрепление знаний: Задание: Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, клещ собачий.
Крот, дождевой червь, клубеньковые бактерии
Бабочка, олень, волк, береза, орел, ворона, чайка, страус
Дельфин, акула, карась, ламинария, медуза, щука
Аскарида, свиной цепень, клещ собачий.
А теперь самостоятельно оцените себя.
1 – 2 ошибки – оценка «5»;
3 – 4 ошибки – оценка «4»;
5 – 8 ошибок – оценка «3».
Учитель:
Ребята, какой вывод о средах обитания организмов вы можете сделать:
Ученики:
1.Каждая среда жизни обладает характерными для нее условиями.
2.Организмы, обитающие в разных средах имеют приспособления к этим условиям.
3. Организмы заняли вс е пригодные для жизни места на планете земля.
Учитель:
Ребята, мы раскрыли сегодня на уроке очень серьезную тему, что наша планета Земля – дом для всего живого. Планета – среда обитания.
И оценкой для всех нас будет наше доброе бережное отношение к природе.
Урок закончим мы на том,
Что вся Земля наш общий дом.
Что дом мы наш должны беречь.
Давай, докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Посмотрите на слайды, все ли животные расположены в своих средах обитания?
Найдите пожалуйста ошибки .1 Наземно- воздушная :морской лев, личинки жуков, дельфин.
2. Водная: ящерица, тигр.
3.Почвенная: белка и паразитические организмы.
1. Прочитать S 4 и ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Творческие задания: сообщения о животных разных сред обитания, презентации.
Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, клещ собачий.
Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, клещ собачий.
Крот, дождевой червь, клубеньковые бактерии
Бабочка, олень, волк, береза, орел, ворона, чайка, страус
Дельфин, акула, карась, ламинария, медуза, щука
Аскарида, свиной цепень, клещ собачий.
А теперь самостоятельно оцените себя.
Источник
Сопоставьте изображения организмов со средой их обитания крот дельфин
Рассмотрите изображения животных: майский жук, крот, гребешок. Подпишите их названия под изображениями.
Под каждым названием подпишите название среды обитания взрослой формы животного: наземно-воздушная, водная, почвенная.
Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.
Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения, животные.
Занесите ответы в поля для ввода.
Для соотнесения объктов с рисунками нужно воспользоваться словами из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения, животные.
На рисунке А — вирус (ВИЧ).
На рисунке Б — папоротник, он относится к растениям.
На рисунке В — кузнечик, он относится к животным.
На рисунке Г — бациллы — палочковидные бактерии.
Ответ: А — вирусы; Б — растения; В — животные; Г — бактерии.
Назовите клетку, которая образуется в завязи.
Ко времени опыления в завязи пестика развивается один или несколько семязачатков. Снаружи семязачаток снабжен покровами, а внутри него находится зародышевый мешок. Наиболее важное значение из его клеток имеют яйцеклетка (женская половая клетка) и центральная клетка, образованная путем слияния двух клеток зародышевого мешка.
Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
2. Объяснение, например: это неклеточная форма жизни.
Бактерии, растения, животные состоят из клеткок, а вирусы — неклеточная форма жизни.
Но эту информацию учащийся должен знать, т. к. на рисунке не отличит бактерию и вирус.
Источник