Советы святых старцев как избавиться от алкоголизма

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Протоиерей Евгений Пейков. Что делать родственникам пьющего человека?

К каждому из священников, особенно к тем, которые состоят в обществе «Трезвение» приходит множество людей, ищущих помощи и исцеления для своих родных, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Большинство из этих людей (в психологии людей, окружающих алкоголика (наркомана) называют «созависимыми») пребывают в очень подавленном состоянии. Страх перед неизвестным, вздрагивание от стука шагов, нарушения сна, потеря интереса к общению с людьми говорит о том, что сами они не меньше своего родственника нуждаются в серьезной духовной и психологической (а иногда и психотерапевтической) поддержке. К сожалению, это состояние не только лишает их возможности помочь ближнему, но и способствует развитию заболевания. Поэтому (как бы странно эта рекомендация не звучала) первое, что нужно сделать для них — это прекратить всякие попытки переделывать других, а сначала самим избавиться от страшных плодов созависимости. Не может больной поделиться здоровьем, не исцелившись сначала сам. Когда говоришь об этом, часто встречаешь непонимание и даже осуждение, вплоть до отказа от дальнейшей помощи. Верующий человек должен понять, что желание самому влиять на другого — это проявление гордыни, а как известно «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Иак.4:6) Смириться, признать, что ты ничего изменить в другом не можешь, как бы не пытался, очень трудно. Но опыт показывает, что те, кто, смирившись, избавились от болезненного самообмана, что можем влиять на другого, поручили это Воле Божьей и занялись своим исправлением, получают поразительные результаты.

Повсеместной ошибкой является то, что большинство ищут быстрого и безболезненного решения своей проблемы путем каких-то одномоментных действий, которые помогли бы измениться зависимому человеку притом без его желания. «Какой молебен отслужить и какую молитву прочитать, кому свечку поставить и в какой монастырь съездить, чтоб он (она) пить перестал?». Вроде бы все верно. И молебны с акафистами совершаются и свечи на них горят, а кто пил тот, как правило, пить и продолжает, несмотря на то, что все «рекомендации» выполняются исправно. Причины этого можно разделить на две категории.

Первая происходит из неправильного понимания духовной жизни. Молитва за ближнего не угодна Богу, если она не соединятся с глубоким смирением, прощением обид, искренним покаянием в преждесодеянных грехах и исправлением жизни по заповедям Божиим. Каждый раз, ставя свечу с храме, подавая записку на литургию или молебен, приводи на ум слова из Евангелия и 50 псалма «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Матф.5:23,24) «Жертва Богу — дух сокрушенный». (Пс.50:19) Без этого примирения и сокрушения сердца наши свечки и записки неугодны Богу. Ежедневное чтение Евангелия, Святых Отцов, повседневное исповедание грехов, подробная и частая исповедь перед духовником поможет понять это. Особе место в жизни христианина должно занимать по возможности более частое причастие Тела и Крови Христовых. Никакой правильной духовной жизни без причастия быть не может «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Иоан.6:53) Если нам действительно дорог человек, для которого мы просим у Бога исцеления, для которого нам не жалко ни сил не средств, от которого мы готовы терпеть и терпим годами обиды и унижения, то почему же нам ради него нам так трудно бывает заставить себя следовать этим простым рекомендациям? Мне встречались женщины, которые в поисках отрезвления своих мужей истратили десятки тысяч на разных «целителей», терпели побои и измены из «любви» к ним, а в ответ на просьбу священника прийти на исповедь и причастие пожимали плечами, мол, это очень сложно, нам нужен такой священник, чтоб «почитал» и сразу стало легче. Но как известно «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.» (Матф.7:13)

Вторая заключается в нашем неправильном отношении к больному и его болезни, в поведении не только не способствующем выздоровлению, а даже наоборот поощряющем дальнейшее развитие зависимости. Как известно, ранняя диагностика любой болезни дает намного больше возможностей для ее излечения. К сожалению, на начальной стадии заболевания родные, замечающие неладное склонны попросту отрицать проблему как таковую. «Он не алкоголик, просто меры не знает«, «попал в дурную компанию», «пил бы понемногу, никаких проблем бы не было». Проблему видят не в зависимости, а в количестве выпитого. В данной ситуации очень важно понять, что причиной безобразного поведения являются не внутренние качества человека, «только проявляющиеся после выпивки», а сам алкоголь, изменяющий личность человека, привносящий в нее черты, изначально неприсущие, открывающий вход в душу для нечистой силы, которая начинает руководить пьяным и его устами и руками творить беззаконие. Количество и качество выпитого алкоголя никакого значения не имеет. Алкоголик никогда не сможет «пить в меру». Знали бы родные сколько противоречий возникает в его душе, когда, вскоре после крупного скандала устроенного на следующий день после позднего прихода в пьяном виде, по какому-то семейному поводу, жена (мать, теща) достает бутылку и предлагает принять «для аппетиту». Логика «пусть лучше выпьет дома» или, что еще хуже, совместная выпивка, всегда приводит к ускорению прогрессирования болезни, переходу к следующим стадиям деградации личности и многократному усилению признаков созависмости или даже к втягиванию в зависимость других членов семьи. Понять чувства, мысли, логику алкоголика тому, кто сам не прошел через это, очень трудно, для многих вообще невозможно. Да и пытаться не нужно. Поймите одно. Если в семье есть человек, испытывающий проблемы с алкоголем, (а алкоголик может только совсем не пить, пить «культурно» он никогда не сможет), то всем остальным, если он им действительно дорог, нет иного выхода, как полностью, навсегда принять решение об абсолютно трезвом образе жизни. Верующие это решение подкрепляют обетом трезвения, принимаемом по благословению духовника.

Читайте также:  Чем обрабатывать землю осенью от муравьев

Дальше начинается самое сложное. Нужно отделить в своем сознании человека от его болезни, возненавидеть грех и возлюбить грешника, научиться спокойно реагировать на все его выходки, зная, что причина не в нем самом а «в водке». Ни в коем случае нельзя идти на поводу у своих эмоций, на которые будет давить алкоголик, изображая жертву, шантажируя, угрожая, торгуясь с вами, пытаясь навязать вам роль няньки или «спасителя». Ни в коем случае нельзя позволять алкоголику манипулировать собой, строить из себя жертву, нельзя давать деньги на выпивку, обслуживать запои, звонить с объяснениями причин прогулов на работу, покупать справки о болезни. Принимая бремя ответственности за его поступки на себя, вы навсегда лишаете его возможности осознать все положение. Дайте понять, что избавление от пьянства нужно, прежде всего, самому пьющему. Те случаи, когда бросают пить «ради семьи, детей, работы» как правило, приносят только временное облегчение. В таких случаях в период между запоями алкоголик требует повышенного внимания к себе, шантажирует, бездельничает, а в ответ на какие-то замечания говорит «…зато не пью», «было б лучше, если бы пил?». И, конечно же, находит повод для того чтоб сорваться. Ради истинной, спасающей любви нужно научиться сдерживать проявления «любви» ложной, губительной.

Несмотря на наличие общих принципов, в разных людях болезнь протекает по-разному и по каждому конкретному случаю нужно собеседование как с духовником, имеющим представление по данной проблеме, так и с врачом-психотерапевтом. Ни в коем случае нельзя покупаться на многообещающие рекламные вывески многочисленных частных кабинетов, где обещают «сотворить чудо» и избавить от всех проблем за несколько сеансов. К сожалению, часто пациенты кроме потраченных впустую денег и времени выносят из этих кабинетов вместо исцеления тяжелые психические и физические осложнения, потерпев несколько неудач, теряют веру в возможность избавления от недуга. Чудеса бывают, но они — область веры, а не медицины. Поэтому в случае тяжелого запоя или признаков развивающегося алкогольного психоза ни в коем случае не занимаетесь самолечением, не пытайтесь прервать запой самостоятельно, это может привести к внезапной смерти или страшным трагедиям. Не ищите чудо-лекарей, а обращайтесь в таких случаях в государственную наркологическую службу, которая эффективно позволяет привести человека в сознание, и только после этого станет возможно дальнейшее психотерапевтическое лечение и духовная реабилитация. Нет ничего стыдного в том, чтоб обратиться к специалисту и чем раньше вы это сделаете, тем ему легче будет оказать помощь вашему больному.

Алкоголизм — такое же заболевание, как гипертония или диабет, хотя имеет в большей степени психическую, а не только физиологическую природу. Болезнь эта многократно осложнена тем, что сами больные и их семьи признавать ее не хотят. А ведь увидеть и разобраться в том, что со мной происходит — это уже полпути к выздоровлению. Процесс духовной войны с зависимостью может быть очень не быстрым. Вообще, нет гарантии, что ваши усилия увенчаются успехом в этой жизни. Бывали случаи, когда не исправлением жизни, то хотя бы покаянием на смертном одре Бог спасал заблудшую душу. Нам не дано знать пути Господни, но одно мы знаем точно. От нас и нашего поведения зависит очень многое.

Протоиерей Евгений Пейков, член Донбасского православного общества «Трезвение»

Источник

Святые отцы о пьянстве

Пагубное влияние «зеленого змия» известно еще с ветхозаветных времен. Первое Библейское повествование о зловредном воздействии чрезмерного винопития восходит к истории Всемирного потопа. Так, святой праведный Ной, который, вместе со своим семейством, только один из всего рода человеческого был спасен от общего бедствия по чудесному откровению от свыше, «начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9, 20-21). Праведный Лот, избежавший с помощью ангелов Божиих горькой участи нечестивых жителей сожженного Содома, после впал, однако, в тяжкий грех кровосмешения со своими собственными дочерями, когда был упоен ими же до потери памяти и смысла (см. Быт. 9, 30-38). Легендарный богатырь Сампсон, предавшись пьянству и любодеянию, был лишен своей удивительной силы и благодати Божьей, легко побежден давнишними врагами, ослеплен, поруган и осужден к бесчестной работе, пока не вернулся в прежнее достоинство (см. Быт. 16, 16-31).

Читайте также:  Каких крыс можно есть

В христианстве нет категорического запрета на умеренное потребление вина в разрешенное церковным уставом время, тем не менее по поводу порока пьянства св. апостол Павел прямо и недвусмысленно говорит, что «пьяницы… Царства Божия не наследуют» (Кор. 6, 10). Свт. Василий Великий называл пьянство «самовольным бесом, который от сласти в душе рождается». Много сказано святоотеческих поучений, порицающих пьянство и призывающих христиан к достойному их веры образу жизни. Некоторые наиболее заслуживающие внимания проповеди приведем по старообрядческой книге «Измарагд» (изд. 7419 г., свободный перевод на русский).

Булгаковский Д.Г. Иллюстрированный альбом «Пьянство и его последствия»

Слово о пьянстве (слово 41-е).

Пьянство есть пагубнее объедения и многократно запрещено святыми книгами. Сим не достойно нам отягчаться. Добро есть мало испить, ради телесной немощи. Как земля, в меру поливаемая, насеянное в ней семя возрастит с прибытком, но от излишества влаги только терние возрастит, так и многое питие сотворит человека безумным в поругание, а мудрым — в плач. Сказано в Божественном Писании: Ной был мужем праведным, а, упившись, лежал наг. От безумного Хама поруган был, и мудрые сыновья покрыли его наготу. Бежим, братья, от пьяной трапезы и беса, да не поруганы будем. Но паче пребываем в трезвости, да будет целомудрен внутренний человек. Так и приточник учит нас, говоря: не будь винопийцей. Всякий пьяница обнищает. Кому люто? Кому молва, и свары, и суды, и распри? Искушение и тщета? Кому сини очи? Не пребывающим ли в корчме и ищущим, где пиры бывают? В вине не укрепляйся, ибо многих погубило пьянство. Не пользует безумного пища и питие. Неистово и досадливо есть пьянство. И всякий, приобщающийся к нему, не будет мудр. Исаия же, укоряя пребывающих в пьянстве, говорил: «горе гонящим квас и ждущим вечера, потому что их жжет вино». И Иоиль сказал: «протрезвитесь, прельщенные пьянством. И плачьте, и рыдайте пагубы вашего пьянства». Воистину похотливым и некрещенным людям пьянство есть на веселие. Как и сказано: заблуждаются пьяные. А хотящие жить чисто пойдут по правому пути без соблазна, послушав апостола: «не упивайтесь вином, в нем же нет спасения». И также: «пьяницы Царствия Божьего не наследуют». Сего ради не будьте безумны, но разумейте, что есть воля Божия. Ибо все вредные и постыдные дела возникают от пьянства. Господь же наш Исус Христос всем заповедал, глаголя: «блюдитесь, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими». Ему же слава.

Слово святых отец. О пьянстве ко всем христианам (слово 43-е).

Рече Господь ко апостолам Своим: пьяницы не наследуют Царствия Божьего, но уготована им мука вечная с прелюбодеями и ворами. И в первых родах было показано от Бога, как великие мужи, угодники Божии, погибли от пьянства. Цари отринуты от царствования, и святители погубили святительский сан. И сильные силу свою потеряли. И храбрые были преданы мечу. Богатые обнищали. И много пожившие умерли без Божьего суда. Ибо скоро пьяницы умирают, как удавленники. Если кто в пьянстве умрет, тот сам себе убийца и враг, и приношение за него ненавистно Богу. Что нам делает беззаконное пьянство? Губит ум, портит орудия, теряет прибытки. Князьям пьянство опустошит землю, простых людей доведет до тяжкой работы и наделает им множество долгов. Умелым мастерам пьянство испортит искусство и не даст им разума исполнить дело. Братию ссорит. Жен от мужей отлучает. Ногам болезнь творит и рукам дрожь. Отнимает зрение очей. Красоту погубит. Пьянство к церкви не пустит, ибо молиться Богу не хочет. Книги прочитать не даст. Страх Божий отгонит, смерти предает и во огнь вечный посылает. Братья, добро оставить злое пьянство, чтобы получить Царство Небесное и жизнь без конца.

Слово святых отец о пьянстве (слово 44-е).

Святые отцы не возбраняют нам того, чтобы пить и есть в законное время, но запретили объедение и пьянство. Не ел и не пил диавол, но спал вниз. А Павел и ел и пил, но взошел на небо. Чтобы не пить совсем, было бы к досаждению людям: от Бога дано есть питие разумным на веселие. Но неразумные часто упиваются до пьянства и до непрестанного злого греха. Не сказано в Писании «не пейте», но «да не упивайтесь». Кто может удержать утробу от пьянства и уста от злых словес, тому возможно есть. Чтобы, без ума упившись, не впасть в блуд. О много же пьющих сказано так: кому горе, кому мятеж, кому мерзость, кому сокрушение? Не пребывающим ли в вине? И смотрящим, где пиры бывают? О братья и сестры, бегайте пьянства. И трезвыми пребывайте в молитвенный час, в который Богу молитесь. Вечер, утро и в полдень — с трезвым умом, а не пьянством. Как и апостол Петр говорит: братья, будьте трезвы, а не пьяны. Ибо супостат ваш диавол ищет пьяных, чтобы поглотить их. О, горе пьяным, как им сохранить себя? Лежащим, словно мертвым. И от Бога отбежавшим пьянства ради. Удалившимся от Святого Духа из-за смрада пьянства. И слова Божьего не имеющего в устах своих из-за гнили пьянства. И Ангелу-Хранителю отошедшему и плачущему о пьяном. Бесы же веселятся о пьяницах. И, радуясь, приносят жертву к диаволу от пьяных. Дьявол же радуется и говорит: никогда же не веселюсь так и не радуюсь о жертве человек-язычников, как о пьянстве христиан. В пьяницах творятся вся дела моего хотения и лучше мне есть пьяницы и запойцы от христиан, чем язычники, молящиеся идолам. Ибо и язычников Бог соблюдает, пьяниц же — ненавидит и гнушается их. Я же радуюсь о них, ибо мои есть пьяные. А трезвые — Божии. Сказав сие, диавол приказал бесам: идите и поучайте христиан на пьянство и на всякое дело хотения моего. Ангелы же Господни, с великой печалью пришедши к святым отцам, поведали им о том, чтобы отлучали христиан от пьянства и запойства злого, но не от пития в подобное время. Святые же отцы написали честное свое и святое учение и предали его христианам, как правило в сей жизни. Если кто послушает и поживет в страхе Божьем, наследует Небесное Царствие. А кто святых отцов учения не послушает, тот осужден будет с бесами в муку вечную. Услышавши об этом, подвигнемся, братья и сестры, сотворить заповеди Господни трезвым умом. Ему же слава со Отцом и со Святым Духом.

Читайте также:  Как избавиться от клопа крестоцветного

Данные современной статистики открывают весьма печальную картину губительного воздействия алкоголя на окружающее общество. Так, в пьяном виде совершается 50% убийств и 25% самоубийств. Порядка 60% разбоев и грабежей устраивают с целью найти деньги на спиртное. Около половины ДТП происходит при участии пьяных водителей. Примерно половина разводов в России — из-за алкоголизма одного из супругов. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на 2010 год Россия находится на 4 месте в Мире по количеству выпиваемого спиртного на душу населения в год. Эта цифра составляет 15.1 литров чистого этанола. Тройку самых пьющих стран в мире возглавляет Белоруссия (17.5 л.), далее следуют Молдавия (16.8 л.) и Литва (15.4 л.). Самые трезвые страны — исламские страны ближнего востока, такие как Саудовская Аравия и Пакистан.

Булгаковский Д.Г. Иллюстрированный альбом «Пьянство и его последствия»

В «Древнем Патерике» есть один показательный рассказ о том, как некоему египетскому пустынножителю явился бес и обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил какой-нибудь грех. Он предложил на выбор следующие три: убийство, блуд и пьянство. Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть само по себе большое зло и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Блуд совершить — стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и буду мирно жить в пустыне». И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с нею грех, пришел муж той женщины и застал грешащего с женой, начал его бить. А он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха, каких он трезвый боялся и гнушался, и через это погубил все многолетние труды свои.

Желаю, о возлюбленный, спасения твоего и благословение даю тебе. Знаешь о том, сын мой и чадо, духом рожденное, что дал мне Бог талант учения, да им прикуп сотворю, а не сокрою в лености. Господь, пришедши, спросит с меня грешного на Страшном Суде Своем, если прикупа им ныне не сотворю: лютый суд и злой ответ будет мне. Талант же мой есть, чтобы заботиться о душах ваших и сеять в сердцах ваших Божественное семясвятое учение, терние же греховное искоренять. Когда вижу вас в заповедях Господних ходящих, тогда радуется сердце мое, когда же вижу повеления Господни преступающих, тогда снедает меня печаль. О сем и прежде говорил тебе, чадо мое любимое, о злом пьянстве, и ты не послушал того. И ныне весьма печалюсь о тебе, так как вижу тебя в святые постные дни побеждаемого пьянством. Дни сии даны христианам на очищение грехов и на спасение души, а ты пребываешь как неверный… О чадо, не упивайся во святой сей пост, сиевеликое зло. Апостолы из-за этого не велели и памяти святых в пост творить, а вы, больше чем на память святых, своим утробам честь творите, упиваясь в святой пост. Так, тщетно мы христианами именуемся, если делаем дела язычников. О братья, все во славу Божью творите, да Господь прославит вас во Царствии Своем, а здесь здравие и честь, и жизнь мирную подаст вам Господь Бог ваш. Ему же слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков, аминь («Златоуст», сл. 19-е).

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей