Павел Александрович Кротов (род. 22 июня 1961 года; Ленинград) — российский историк, доктор исторических наук (с 1999 года), профессор СПбГУ (с 2002 года), академик военно-исторических наук, один из крупнейших историков, занимающихся проблемами периода правления Петра Великого, периода Дворцовых переворотов, российской военной и военно-морской истории.
Содержание
Образование
В 1978—1983 годах обучался на Историческом факультете ЛГУ им. А. А. Жданова. В течение всех пяти лет его научным руководителем являлся выдающийя российский историк Владимир Васильевич Мавродин. Четыре года, начиная с 1979 года, Кротов был старостой семинара, который вел Мавродин.
В 1983 году он поступил на заочное отделение аспирантуры Ленинградского отделения Института Истории АН СССР, где его научным руководителем был известный историк И. П. Шаскольский. 17 ноября 1987 года он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Строительство Балтийского флота в первой четверти XVIII века».
Преподавание и научная деятельность
Преподавание Кротов начал еще будучи аспирантом. Местом его работы стал Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, где он преподавал в течение 11 лет. Он преподавал на кафедре русской истории факультета социальных наук Герценовского института 6 лет (1985 год—1991 год) в качестве ассистента, 5 лет (1991 год—1996 год) в качестве доцента.
С сентября 1996 года работает на историческом факультете СПбГУ (кафедра Истории России), 22 декабря 1999 года Кротов защитил докторскую диссертацию по теме «Российский флот на Балтике при Петре Великом». 29 января 2002 года Кротов был избран на должность профессора. Главным читаемым учебным курсом профессора Кротова является «Россия в 1682—1796 гг.». Читает также курсы «История русского военного искусства (XVIII—XIX вв.), «История международных отношений (1682—1856)».
15 декабря 2002 года Кротов был избран академиком Академии военно-исторических наук.
Павел Кротов специализируется на изучении истории России конца XVII—XVIII столетий. Основная проблематика: становление России в качестве великой державы, Великая Северная война 1700—1721 гг., культурные взаимосвязи России с европейскими странами, публикация малоизвестных русских и иностранных источников по истории России в Петровскую эпоху. Кротов является руководителем секции «Балтийское море: сотрудничество и противостояние» ежегодных международных конференций «Санкт-Петербург и страны Северной Европы», зам. председателя редакционной коллегии издательской программы «Библиотека фонда памяти светлейшего князя А. Д. Меншикова». С 2009 года активно изучает т. н. «метрические книги», сведения о населении Санкт-Петербурга второй половины XVIII века.
Ответственный редактор ежегодного сборника «Меньшиковские чтения», директор Научно-исследовательского центра «Меньшиковский институт», член диссертационного совета СПбГУ. Член Русско-голландского клуба.
С 1986 года вышло немало монографий и книг Кротова [1] , среди которых:
Тревожные годы Архангельска: 1700—1721: Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого / Российская Академия наук, Архангельский филиал Русского географического общества / Издание подготовили Ю. Н. Беспятых, В. В. Брызгалов, П. А. Кротов. Архангельск, 1993. 431 с. (40 документов).
История отечественного судостроения. СПб.: Судостроение, 1994. Т.1. Главы 8-12, 18;
Гангутская баталия 1714 года. СПб.: Лики России, 1996. 248 с.;
Ден Д. История Российского флота в царствование Петра Великого / Пер. с англ. Е. Е. Путятина / Вступительная статья, научная редакция и уточнение перевода, примеч. П. А. Кротова. СПб.: Историческая иллюстрация, 1999. 192 с.;
Нартов А. А. Рассказы о Петре Великом (по авторской рукописи) / Подготовка текста рукописи и приложений, вступительная статья П. А. Кротова. СПб.: Историческая иллюстрация. 2001. 160 с.;
История отечественного военного судоремонта. Кн. 1. СПб.: Гангут, 2004. Глава 1;
Битва при Полтаве (К 300-летней годовщине). М., 2009.
Осударева дорога 1702 года: Пролог основания Санкт-Петербурга/Отв. ред. Н.В. Кирющенко. СПб.: Историческая иллюстрация, 2011. 312 с: ил.
Научные открытия
Работы П.А. Кротова связаны с рядом исторических открытий. В частности, историк специализируется на введении в науку ранее неизвестных архивных материалов и разрушении исторических «мифов». Одним из введенным Кротовым в научный оборот документов стали «Записки о Петре Великом», авторство которых было ученым установлено и приписано А.А. Нартову. Записки Нартова были изданы в 2001 году.
В одной из первых крупных монографий П.А. Кротов разрушил миф о трех атаках во время Гангутской морской баталии, доказав, что миф о трех атаках был придуман шведским офицером, чтобы показать стойкость и героизм защищающихся шведских солдат. На самом деле атака была одна, благодаря тактическому мастерству Петра I был предпринят обход шведских кораблей в тыл с фланга, что предопределило победу России. Относительно Гренгамской баталии исследователь доказал, что со шведской стороны на битву прибыло 17, а не 12 кораблей (5 судов подошли в день баталии), из которых непосредственно в сражении участвовали 6. Кроме этого, он показал, что с русской стороны в сражении участвовало до 300 пушек, а не 52, как показано было предыдущими исследователями, а также доказал, что в битве участвовало 53, а не 62 русские галеры.
Сделал ряд открытий касательно Полтавской битвы. Установил, что общая численность русских войск составляла 80 000 человек (а не 60 000), точно подсчитал количество пушек у русских — 302, а не 102, как было известно ранее. В апреле 2012 года П.А. Кротов нашел очень важный для истории Санкт-Петербурга документ — «Месяцеслов 1714 года», в котором Санкт-Петербург впервые был назван «царствующим градом Санктпитербурхом», таким образом город официально получил статус столицы. В настоящее время рассматривается вопрос о праздновании в 2014 году 300-летнего юбилея переноса столицы в Петербург [2] .
Источник
КРОТОВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Российский историк. Доктор исторических наук (1999), профессор кафедры истории России с древнейших времен до XX века Института истории СПбГУ (2002), академик Академии военно-исторических наук (2002).
Родился 22 июня 1961 года в Ленинграде. В 1983 году окончил исторический факультет ЛГУ имени А.А. Жданова. С 1983 по 1984 год работал библиотекарем и преподавателем истории в Ленинградском техникуме морского приборостроения, с 1984 по 1985 год – экскурсоводом в Центральном военно-морском музее. С 1985 по 1996 – сотрудник кафедры русской истории факультета социальных наук Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена (с 1991 года – Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена). В 1987 году под руководством И.П. Шаскольского защитил кандидатскую диссертацию на тему «Строительство Балтийского флота в первой четверти XVIII века». С 1996 года — сотрудник кафедры истории России с древнейших времен до XX века Института истории СПбГУ. В 1999 году защитил докторскую диссертацию на тему «Российский флот на Балтике при Петре Великом».
Автор более 160 научных публикаций. В область научных интересов входят история русской армии и флота, кораблестроения, Санкт-Петербурга, русско-европейских культурных, научных и экономических связей, живописи и скульптуры Петровской эпохи, русской литературы XVIII века.
Сочинения:
Битва при Полтаве (К 300-летней годовщине). М., 2009.
Гангутская баталия 1714 года. СПб.: Лики России, 1996. 248 с.;
Ден Д. История Российского флота в царствование Петра Великого / Пер. с англ. Е. Е. Путятина / Вступительная статья, научная редакция и уточнение перевода, примеч. П. А. Кротова. СПб.: Историческая иллюстрация, 1999. 192 с.;
История отечественного военного судоремонта. Кн. 1. СПб.: Гангут, 2004. Глава 1;
История отечественного судостроения. СПб.: Судостроение, 1994. Т.1. Главы 8-12, 18;
Нартов А. А. Рассказы о Петре Великом (по авторской рукописи) / Подготовка текста рукописи и приложений, вступительная статья П. А. Кротова. СПб.: Историческая иллюстрация. 2001. 160 с.;
Осударева дорога 1702 года: Пролог основания Санкт-Петербурга/Отв. ред. Н. В. Кирющенко. СПб.: Историческая иллюстрация, 2011. 312 с: ил.
Тревожные годы Архангельска: 1700—1721: Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого / Российская Академия наук, Архангельский филиал Русского географического общества / Издание подготовили Ю. Н. Беспятых, В. В. Брызгалов, П. А. Кротов. Архангельск, 1993. 431 с. (40 документов).
Источник
«Все три раза женился на студентках». Российские профессора о романах с ученицами
Автор фото, Semen Likhodeev/TASS
История 63-летнего доцента СПбГУ Олега Соколова, обвиняемого в убийстве 24-летней Анастасии Ещенко, заставляет задуматься о допустимости романтических отношений между преподавателями и студентками — убитая была ученицей Соколова, они начали встречаться еще во время учебы.
Корреспонденты Би-би-си спросили у сотрудников нескольких российских университетов, могут ли преподаватели заводить романы со своими воспитанницами и должно ли руководство вузов такие отношения пресекать.
Сергей Медведев, профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики:
«Мы с большим трудом выходим из патриархальной, сексистской и очень грязной парадигмы, которая была в России и особенно в Советском Союзе, что считается абсолютно допустимым, нормальным и даже социально одобряемым, что преподаватель может иметь роман со студенткой, особенно если это студентка старших курсов. По этому поводу нет жесткого общественного неприятия. На деле это, конечно, очень большая проблема.
[Распространены ли такие отношения?] Абсолютно. Я знаю это о коллегах — об этом немного с усмешкой говорится, но это признанная практика.
Отношение к этому меняется слабо, я не вижу особенно, чтобы оно менялось. Может быть, даже хорошо, что тема благодаря этой трагической истории поднимается — об этом нужно говорить, это один из очень больших резервуаров патриархальной власти.
Границы при этом очень зыбкие. Я не могу сейчас выступить каким-то Катоном, ревнителем нравственности, стукнуть кулаком по столу и сказать: все, никаких отношений, полный запрет. Хорошо, а если выпускница? А если не студентка, а аспирантка? А если докторантка? А если она становится коллегой? Причем необязательно «она»: а если это студент, к которому испытывает интерес преподавательница, женщина-профессор?
Я бы не хотел, чтобы были жесткие правила по этому поводу — это опять-таки ограничение свободы. Взрослые люди могут принять решение относительно своей частной жизни.
Здесь важно снять негласную общественную легитимацию этого процесса, когда преподаватель, профессор имеет отношения со своей студенткой (я думаю, в 90% случаев это старший преподаватель и девушка), и начать открытую дискуссию.
Надо понимать, что это отношения власти. Профессор всегда имеет власть над студентом, которая дана тебе правом ведомости, правом поставить или не поставить зачет, повысить или занизить оценку. Это еще и власть чисто возрастная: приходят девушки 17-ти, 18-ти, 19-летние, не видевшие жизни, и встречают овеянного авторитетом мужчину, который моментально становится для них отцовской фигурой, занимает место отца.
«Ущемленное больное эго»: бывшие коллеги и студенты об Олеге Соколове
Лично я считаю, что пользоваться этой властью, данной тебе твоей позицией, просто нечестно, несправедливо и не по-мужски. Хотя, конечно, такого рода сценарии вокруг постоянно происходят.
[Нужен ли прямой запрет?] Я думаю, что нужно найти границу между профессиональной этикой и индивидуальной свободой. В любом случае, это должно быть жестко ограничено в рамках профессиональных отношений. Если это прописывать в кодексах университетов, должна быть очень тщательно рассмотрена возможность институционального влияния: когда преподаватель является научным руководителем, преподавателем на курсе, когда от него зависит оценка, диплом, выбор темы курсовой. И надо в любом случае исключить узурпацию этих институциональных каналов.
А дальше надо смотреть: а если студентка другого факультета? Или в бакалавриате была на твоем факультете, а в магистратуру перевелась на другой? Очень много нюансов и модальностей, и есть просто так взять и запретить все сразу, это будет Северная Корея».
Павел Кротов, профессор Института истории СПбГУ, преподаватель погибшей Анастасии Ещенко:
«Для России были весьма типичны браки между профессорами и студентками. Это, как правило, счастливые браки. В XIX веке эта традиция была положена, в XX-XXI продолжается. И много оснований для достижений счастья, потому что когда женятся профессора на студентках той же специальности, у них, как правило, одинаковое образование, интересы, система ценностей.
Это было всегда характерно, распространено, но распространено только среди высокообразованных людей. Народу, более широким массам, это непонятно — и никогда не будет понятно, потому что, например, данные этнографии говорят, что если женщина сельской местности в XIX веке выходила замуж, и муж был старше больше, чем на три года, то уже говорили: вышла за старика.
Сейчас это народное мышление преобладает, большинство людей считают, что это нездоровые проявления. Это массовая психология. Но есть группа — узкое сословие высокообразованных людей, которые думают по-другому, чем масса. Эти люди считают, что можно достичь счастья с большой разницей в возрасте, и достигают его, как правило.
Такие браки более устойчивые, более счастливые. Дети, насколько я знаю по историческим материалам, получаются высокоинтеллектуальные, поскольку отец старше значительно, и с матерью полное согласие, дети получаются высокообразованные. Отмечено, что у отцов в возрасте дети с большими дарованиями.
Я все три раза женился на студентках, своих ученицах. В первый раз — в 30 лет, сейчас вот в третий раз. Мне 58 лет, сыну шесть месяцев, и дальше планируем, хотелось бы троих детей.
Семья счастливая. Разница в возрасте 33 года у меня с женой. Со второй была разница 21 год, с первой — 13. У первой возраст был 18 лет, у второй 19, третьей сейчас 24 года.
Как правило, такие нетрадиционные подходы более выигрышные. Множество профессоров, доцентов женаты на студентках, это одна из предпосылок для счастья, потому что у них есть общее дело, интересы, взаимопонимание. Это массовая история, массовая. Если начать исследовать это, может быть, более половины таких браков, я навскидку говорю.
[Нужен ли прямой запрет со стороны вузов на отношения преподавателей со студентками?] Сейчас конституция все больше и больше ограничивается уставами различных учреждений. И эти формалисты теперь еще будут залезать в постель, грубо говоря, ко всем. Это будет общество всеобщей слежки, это будут уже нездоровые проявления, будет нарушаться в очередной раз дух конституции, потому что взрослые люди имеют право на самостоятельный выбор, и ограничивать этот выбор никто не имеет права.
Хотя я не исключаю, что ректоры некоторых высших учебных заведений введут подобные [предписания], и начнутся слежка и доносительства ввиду того, что сейчас мужчина и женщина живут вместе некоторое время, прежде чем заключить брак. У меня чисто отрицательное отношение, хотя это в духе идущих в мире тенденций, особенно они страшны на Западе, но нас уже тоже достигают.
На Западе всех сопоставляют с собой и считают, что их путь универсальный, призывают другие страны равняться. Для меня это сумасшедший вариант — то, что делается в рамках протестантской цивилизации. У них там приоритет сексуальным меньшинствам, национальным меньшинствам, прочая философия, которая навязывает эти ценности — ну это, конечно, все умрет с крахом этой модели, этот крах уже начался.
[Убитую Ещенко] я хорошо знаю, она у меня была год на спецкурсе, посвященном проблемам развития Российской империи в XVIII веке. Она умница была, великолепно выступала в дискуссиях, делала прекраснейшие доклады, увлекалась архивной работой, хотела быть историком. Ее жизнь выталкивала в эти новые отношения из общежития.
Она молодая студентка, зависима от окружающего мира. У нее мало денег, в комнату в общежитии подселили к ней африканских каких-то аспирантов, с которыми ей тяжело, не с кем поговорить. И ее жизнь, как и прочих нормальных людей, толкнула на решения интеллектуальные.
Она умная, понимала, что поскольку она творческая, яркая и неординарная, она будет счастлива с таким же человеком, ярким, неординарным, харизматичным. И она подругам говорила, что полюбит того, кто первый ее полюбит.
А вообще-то у них были все основания для счастья. Насколько я знаю, он развелся со своей предыдущей женой, готовился жениться, но произошло такое ужасное и чудовищное преступление, которое всех повергло в шок».