Стимминг у аутистов как избавиться

Стимы при аутизме

Самостимуляцией или аутостимуляцией психологи называют различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера, осуществляемые с помощью тела либо постороннего предмета. Данное поведение в психиатрии обозначают термином «стереотипия», разговорная речь часто использует для него слово, позаимствованное из английского языка, «стимминг» (и каждое отдельное повторяющееся действие называют стимом).

В легкой форме стимминг свойственен практически каждому здоровому человеку. А вот, патологические проявления самостимуляции, в первую очередь, характерны для детей от от одного до трех лет, имеющим расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера и РДА (ранний детский аутизм). Основной целью самостимуляции у аутистов является получение определенных чувственных (сенсорных) ощущений, а также снятие психоэмоционального напряжения.

В этом материале мы рассмотрим детально, что такое стимы при аутизме.

Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов

У аутистов стимминг не всегда предназначен только для аутостимуляции. Иногда, при помощи стимов ребенок с РАС самовыражается, привлекая внимание к своим эмоциям – возбуждению или радости, страху или грусти, гневу или тревоге. Кроме этого, аутичный ребенок «стимить» может просто от скуки, в этом случае можно попытаться занять его каким-либо так же повторяющимся, однако при этом более функциональным действием. К примеру, поручить малышу положить вещи в стиральную машинку или вынуть их из нее (по одной), сложить тарелки в стопку и т.п.

То есть, общей особенностью всех разновидностей самостимуляции яыляется то, что они представляют собой своеобразное средство коммуникации. Сама по себе аутостимуляция – это не просто «типичный симптом аутизма», это специфическая система симптомов и знаков, которые важно изучать и оценивать для лучшего понимания внутреннего мира аутичного ребенка. По этой причине стимы у аутиста не всегда являются чем-то опасным и непременно требующим коррекции (речь не идет о действиях, приносящих физический вред окружающим или самому ребенку).

Не смотря на то, что повторяющееся поведение может быть свойственно для ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), не стоит избавляться от стимминга лекарствами от ОКР, конечно, если ОКР не было диагностировано. Дело в том, что прием несоответствующих препаратов не просто не поможет, но и усложнит проблему.

ВИДЫ САМОСТИМУЛИРУЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ АУТИЗМЕ

Самостимуляция у детей с аутизмом может выражаться одним либо несколькими из 6-ти основных типов стимминга:

  • визуального (зрительного);
  • аудиторного (звукового/слухового);
  • тактильного (этот вид связан с прикосновениями и ощущениями от них);
  • вестибулярного (данный тип связан с ощущением равновесия);
  • обонятельного;
  • вкусового.

Следовательно, каждый отдельный тип аутостимуляции зависит от одного либо нескольких чувств, за счет чего становится буквально жизненно важным для ребенком с аутизмом. Рассмотрим разновидности стимминга подробней.

Визуальный

Стимминг зрительный может проявляться различными способами, включая:

  • безотрывный долгий взгляд на источник света, фотографию и прочие статичные изображения, на вращающиеся вентиляторы либо другие предметы однообразно движущиеся;
  • частое длительное моргание либо вращение глазами;
  • повторяющееся прищуривание глаз;
  • размахивание руками либо повторяющиеся движения пальцев перед глазами;
  • эпизоды «отсутствующего взгляда», когда со стороны кажется, что малыш смотрит «в никуда».

Кроме этого, визуальная аутостимуляция может выражаться также в навязчивом стремлении к розыску определенных форм в сложных орнаментах (ковры, обои и т.п.).

Звуковой

Стимминг аудиторный представлен следующими проявлениями:

  • громкое щелканье пальцами;
  • повторяющиеся нажатия на уши ладонями;
  • ритмичное постукивание ногами или руками по поверхностям предметов;
  • ритмичное повторение определенных звуков либо просто долгое «мычание» на одной ноте.
Читайте также:  Австралийский таракан macropanesthia rhinoceros

Эхолалия может стать еще одним выражением звукового вида самостимуляции – выражается в бессмысленном частом повторении чужих слов, фраз, фрагментов песен и т.п. Стоит отметить, что в детском возрасте при аутизме эхолалия проявляется чаще и сильнее, нежели у взрослых.

Тактильный

Среди признаков тактильного стимминга:

  • Сжимание и разжимание кулаков;
  • навязчивые потирания, почесывания и расцарапывания кожи.

Кроме этого малыш с тактильным стиммингом может стремиться постоянно гладить какой-либо определенный вид ткани, бумагу, имеющую определенную текстуру, погружать руки в воду, пересыпать песок в руках песок и т.п.

Вестибулярный

Самостимуляция вестибулярная при аутизме проявляется «маятниковыми» раскачиваниями вперед и назад либо из стороны в сторону, возможно длительное вращение вокруг своей оси, прыжки на месте, бег или ходьба широким шагом взад-вперед или же по кругу и т.п.

Вкусовой

Стимминг вкусовой выражается в облизывании каких-либо поверхностей или же собственных рук, малыш также может небольшие предметы или пальцы класть в рот.

Обонятельный

У аутистов обонятельные стимы проявляются в стремлении долго обнюхивать неодушевленный предмет или другого человека, как можно дольше и чаще вдыхать определенные запахи.

Источник

Личный опыт. Стереотипии у детей с аутизмом

Почему при аутизме дети прибегают к стереотипному поведению (стиммингу) для самоуспокоения, и как помочь им избегать вредных стереотипий

У каждого из нас есть двигательные стереотипии. Когда я говорю с подругой, я накручиваю волосы на палец. Может быть, вы начинаете грызть ногти, если нервничаете или скучаете. Может быть, у вас есть привычка стучать пальцами или ручкой по столу, когда вы задумываетесь. У меня был знакомый, который любил жевать палочки корицы, и я знаю человека, который совершает необычные движения глазами.

Есть люди, которых я узнаю издалека по характерным для них движениям. Мы все знаем людей с раздражающими стереотипиями, например, привычкой хрустеть костяшками пальцев каждые 5 минут, часто повторять одну и ту же фразу, или такими социально неприемлемыми стереотипиями как ковыряние в носу или кусание руки.

Что такое стереотипия

Стереотипия — это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова. При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Невролог моего сына называет их «аутистическая стереопатия». Также их называют «самостимуляция» или, на разговорном языке, «стимминг».

Пятая редакция Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям включает стереотипии как один из диагностических критериев для расстройства аутистического спектра: «Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование предметов или речь». Также в руководстве говорится, что диагностическими критериями считаются: «Симптомы, которые вызывают клинически значимые трудности в социальной сфере, трудовой занятости и других важных областях функционирования в данный момент».

В этом и есть разница между аутистическими стереотипиями и обычными стереотипиями. Это симптом аутизма только в тех случаях, когда стереотипии мешают выполнению повседневных задач и обучению.

Неверный вопрос

«Как прекратить стереотипии?» Обычно это первый вопрос, который задают родители, когда маленький ребенок открывает для себя стимминг. И это неверный вопрос.

Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его в принципе невозможно. Во-вторых, даже если вы избавитесь от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо более проблемной.

И самое важное — ваши попытки прекратить стереотипии могут вызвать у ребенка желание избегать вас и общения с вами, в результате, вы потеряете возможности для социального взаимодействия.

Верный вопрос

«Почему мой ребенок прибегает к этому поведению?» Всегда лучше начинать с поиска причины и понимания мотивации поведения. Вот несколько возможных причин и гипотез, объясняющих стереотипии:

Чрезмерная стимуляция: Стереотипии помогают блокировать лишнюю сенсорную информацию из окружающего мира и избежать перегрузки.

Читайте также:  Как избавится от бессонницы без лекарств

Недостаточная стимуляция: Стереотипии могут предоставлять дополнительную сенсорную стимуляцию, когда это необходимо.

Уменьшение боли: Повторяющиеся удары головой или по телу могут уменьшить общее чувство боли. Существует гипотеза, что стереотипии освобождают бета-эндорфины, которые действуют как анестезия или вызывают удовольствие.

Управление эмоциями: Как отрицательные, так и положительные эмоции могут вызвать «всплеск» стереотипий. Мы все видели такие реакции на радость или восторг как прыжки или тряска кистями рук. Недовольство или злость могут усилить стереотипии до такой степени, что они могут стать опасными.

Саморегуляция: Некоторые стереотипии являются способом утешить себя или успокоиться. Так многие младенцы сосут пальцы, чтобы расслабиться.

Не так давно я читала в блоге одной мамы, что она не понимала, почему ее сын прикрывает уши руками во сне. Он начал закрывать уши, когда вокруг было слишком шумно, и это его успокаивало. Так что он начал закрывать уши каждый раз, когда ему нужно было успокоиться, в том числе, когда он засыпал.

Когда необходимо уменьшить стереотипии

Стереотипия может мешать обучению, общению и негативно влиять на социальные ситуации. Некоторые типы стереотипий причиняют физический вред и могут вызвать воспаления или потребовать хирургических операций.

Стереотипии могут быть результатом какой-то медицинской проблемы, например, мигреней у человека с инвалидностью, который не может рассказать о своей боли.

Как уменьшить стереотипии

Вот несколько идей о том, как можно уменьшить время, посвященное стереотипиям, и одновременно развивать навыки общения:

Медицинское обследование, чтобы исключить физические причины стереотипий, например, ушные инфекции, хронические боли, мигрени, отслоение сетчатки.

Улучшение сенсорной и эмоциональной обстановки, чтобы ребенку было комфортнее и потребность в самоутешении уменьшилась.

Спорт, физические упражнения и другие интенсивные физические нагрузки уменьшают стереотипии. Возможно, это связано с тем, что при физических нагрузках освобождаются бета-эндорфины, как и в результате стереотипий.

Продолжайте общение, даже если возникли стереотипии. Джеймс МакДональд предполагает, что люди с аутизмом воспринимают окружающий мир скорее через ощущения и действия, а нейротипики скорее через мысли и язык. Если понять это различие, то стереотипии становятся более осмысленными. МакДональд рекомендует выполнение различных занятий по очереди, при этом не надо пытаться остановить стереотипии ребенка, достаточно просто вовлекать его в занятие. Постепенно совместное занятие станет для ребенка более привычным и привлекательным, и это естественным образом уменьшит стереотипию.

Создание положительной ассоциации между стереотипией и социальным взаимодействием. Один из способов использовать стереотипию для процесса обучения — это разрешать стереотипии как поощрение или награду после короткого периода совместной игры или работы. Джулия Мур считает, что если выделять запланированное время на стимминг после общения, то это позволит ребенку быть собой, мотивирует его чаще общаться, и при этом общее время, которое он проводит за стереотипиями, уменьшится.

Присоединитесь к стереотипии! В некоторых подходах взрослым предлагается присоединиться к самостимулирующему поведению, чтобы инициировать общение. Например, если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается, начните тоже раскачиваться рядом с ним. Мой сын «стимился», поднимая руку и разговаривая с ней, как будто смотрелся в зеркало. Он был в восторге, когда я начинала делать это вместе с ним!

Затем вы можете добавлять к вашему взаимодействию что-то новое, например, жесты, с помощью которых ребенок сможет попросить то, чего он хочет. Основной принцип в том, чтобы предложить ребенку опыт, который вызовет похожие на стереотипию ощущения, но который является более функциональным и будет способствовать большей саморегуляции.

Другими словами, чтобы уменьшить стереотипии, предложите замену, которая будет более привлекательной!

Источник

Вопрос-ответ. Что такое «самостимуляция» при аутизме, и почему она важна?

Определение самостимулирующего поведения и рекомендации от взрослого человека с синдромом Аспергера

Читайте также:  Приборы от комаров тараканов

Ваш ребенок часто раскачивается, дергает коленом, мычит под нос, скашивает глаза или нюхает разнообразные предметы? Цель такого поведения — сенсорная стимуляция или «самостимуляция» («стимминг»), и оно не просто является нормой — для ребенка с расстройством аутистического спектра такие движения необходимы и жизненно важны.

Обратная связь для наших чувств

Самостимуляция обеспечивает наши чувства обратной связью. Существует пять общеизвестных чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Есть также несколько дополнительных чувств, включая чувство баланса (вестибулярная система), интероцепцию (восприятие ощущений во внутренних органах), проприоцепцию (суставно-мышечное чувство, ощущение положения собственного тела и его частей). Кроме того, в мозгу существуют собственные психические датчики, которые, судя по всему, способны участвовать в собственной стимуляции.

Вы заметите, что самостимулирующее поведение обращается к одному или более чувствам, например, мычание посылает и слуховые, и тактильные (осязательные) сигналы.

Сенсорная перегрузка

Люди с расстройствами аутистического спектра часто страдают от сенсорной перегрузки. Важно, что «сенсорная» в данном случае относится не только к пяти основным чувствам. Например, плохие новости или внезапное изменение планов могут не казаться «сенсорными» для вас, но для человека аутистического спектра это внутренняя психическая перегрузка, и она вызывает сильный стресс.

Самостимуляция как способ снять стресс

Самостимуляция предоставляет обратную связь, которая может отвлечь или подбодрить человека с аутизмом. Например, с помощью раскачивания, человек с аутизмом может направить свои психические, проприоцептивные, тактильные и вестибулярные чувства на другую задачу, и это отвлечет его от мыслей о том, что его беспокоит. Именно поэтому вы будете наблюдать увеличение самостимулирующего поведения ребенка во время стресса.

Самостимуляция как способ получить удовольствие

Конечно, в большинстве случаев самостимуляции возникают естественным образом, и человек не пытается осознанно использовать их для снижения стресса. Ребенок может делать это просто потому, что самостимуляция вызывает приятные ощущения. Дети могут начинать самостимулирующие действия совершенно неосознанно, даже не замечая, что они «стимят».

Такое поведение может временами раздражать родителей, так как оно привлекает ненужное внимание к вашему ребенку и может стать причиной издевок, оно может быть даже вредным. Один из худших способов самостимуляции моего сына — жевание рубашки. Такое поведение прекратилось недавно — ему двенадцать лет. Представьте наше разочарование, когда выяснилось, что каждая его рубашка изжевана, и его младший брат уже не может их носить.

Как уменьшить самостимуляцию

— К сожалению, не так уж много можно сделать, чтобы уменьшить самостимуляцию, хотя научить ребенка осознавать, как выглядит его самостимулирующее поведение — это хороший первый шаг.

— В тех случаях, когда это возможно, вы можете поощрять ребенка за использование менее заметных способов самостимуляции, но будьте осторожны. Я знаю родителей, которые просто хотели, чтобы их ребенок перестал грызть ногти, но в результате их усилий появлялся новый «стим», еще более заметный и опасный. Иногда стоит просто закрывать глаза на мелочи.

— В следующий раз, когда вы заметите, что ваш ребенок использует самостимуляцию, подумайте, какие чувства при этом задействованы, и какие тревоги он таким образом успокаивает. Это может быть что-то, о чем он думает, а может быть, просто музыка в другой комнате играет слишком громко.

Самостимуляция — это нормально, и мы все ее используем в той или иной степени. Возможно, мы не делаем это в таких масштабах, как люди с аутизмом, но, скорее всего, это потому что мы нашли для себя другие, «более цивилизованные» способы самостимуляции. Прослушивание музыки, жевание жевательной резинки, курение, верчение ручки и постукивание пальцами — все это формы самостимуляции, и они помогают нам чувствовать себя спокойнее.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей