- Рабдофобия – страх психологического или физического наказания
- Симптоматика
- Физические симптомы
- Психологические симптомы
- Самые распространённые психологические симптомы рабдофобии:
- Причины
- Рабдофобия может быть следствием:
- Лечение
- Три основные формы страха. Часть 3
- Страх кастрации
- Страх наказания
- Чувство вины
- Зрелое Супер-Эго
- Невротический конфликт
- Мазохизм
Рабдофобия – страх психологического или физического наказания
Каждый человек совершал те или иные проступки. В целях воспитания эти проступки были поводом для наказаний. Наказания – санкции, которые применяются вследствии несоответствующего поведения установленным правилам. Таким образом, этот метод помогает сократить или вовсе избежать количество ситуаций, где совершаются намеренные проступки. Только преобладание такого метода контроля может вызвать в человеке невротическое состояние, связанное с боязнью быть наказанным – рабдофобию.
Необходимость использования наказаний вызывает множество споров. Этот метод воспитания опасен тем, что тяжело соблюдать тонкую грань между желанием взрастить у воспитанника ответственность за свои поступки и нанесением психологических травм, которые могут принести много вреда самому воспитаннику и обществу. Не у всех получается соблюдать баланс – это нормально и по-человечески. В этой статье мы рассмотрим распространенные причины развития рабдофобии, её проявления и способы лечения.
Симптоматика
Рабдофобия проявляется как хроническое тревожное состояние, которое сопровождается постоянными переживаниями о своих поступках. Рабдофоб анализирует своё поведение с точки зрения степени наказуемости. Почти все мысли направлены на самокритику и проигрывание возможных сценариев. Помимо этого, рабдофобы склонны к самокопанию, недовольству собой, перфекционизму и закомплексованности. Данная фобия проявляется на физическом и психологическом уровне. Рассмотрим каждый подробнее.
Физические симптомы
Соматические симптомы проявляются в момент совершения поступка, который с точки зрение рабдофоба повлечёт за собой наказание. В некоторых случаях, это могут быть поступки за которые следовали наказания в детстве и даже во взрослом возрасте, когда наказывать за это никто не будет, то рабдофоб все равно будет испытывать чувство страха. Оно может быть замаскировано тревожностью и ощущением дискомфорта без причины.
Итак, физическое проявление рабдофобии сопровождается:
- нарастающая паника;
- тремор конечностей;
- головокружение;
- ком в горле;
- перепады температуры тела;
- давление в груди.
В запущенных стадиях приступы могут завершиться потерей сознания. Сложность рабдофобии заключается в том, что человек не может избавиться от ощущения грядущего наказания, следовательно, купировать паническую атаку самостоятельно бывает очень сложно.
Помимо этого, рабдофобы склонны бояться совершить ошибку, так как в обществе за ошибки принято отвечать. Это расценивается рабдофобом как ещё одним фактором риска получить наказания. Поэтому, рабдофобы могут быть приметными исполнительными работниками, но испытывать большие сложности с продвижением по карьерной лестнице из-за своих страхов перед новым.
Психологические симптомы
Рабдофобия сопровождается своего обладателя постоянно, а в периоды повышенного стресса симптомы могут усиливаться. На психологическом уровне рабдофобы часто недовольны собой и своими достижениями, а их самокритика может достигать саморазрушающих масштабов. Каждая попытка или действия воспринимаются как наиболее неудачные и обречённые на провал за которыми последует то самое страшное наказание.
Самые распространённые психологические симптомы рабдофобии:
- нервозность;
- тревожность;
- недовольство собой;
- раздражительность;
- самобичевание;
- низкая самооценка.
При страхе наказания проблема сидит именно в мыслях, так как боязнь направлена именно на ожидание расплаты. Рабдофобы склонны наделять смыслом обычные жизненные неудачи. Например, разбитая чашка – наказание за то, что долго спал, ударился мизинцем об косяк – подумал о ком-то плохо и так далее. Зачастую рабдофобию сложно обнаружить самостоятельно из-за того, что подобное поведение – отношение к жизни.
Причины
Рабдофобия – в основном страх из детства. Причинами развития являлась глубочайшая психологическая травма, полученная из-за наказания за проступок. Посмотрим на рабдофобия под другим углом и поймём, что наличие этого расстройства продиктовано инстинктом самосохранения. Защитный механизм оценил наказания как угрозу жизни и здоровью, которая возможно действительно могла быть таковой. Поэтому, мозг пострадавшего будет находится в постоянном ожидании повторной опасности и делать все необходимое для подготовки.
Рабдофобия может быть следствием:
- регулярного или единоразового домашнего насилия;
- издевательств сверстников;
- конфликты с учителями, воспитателями;
- сложные отношения с членами семьи.
Боязнь наказания свойственна людям, которые росли в глубоко религиозных и неблагополучных семьях. Стоит отметить, что и во внешне благополучных семьях будут присутствовать психологические и физические наказания, которые используется «во благо», по мнению родителей. Ещё одним важным, триггером может стать постоянное обещание наказания, которого не случается. Тогда ребёнок растёт в постоянном ожидании чего-то плохого.
Лечение
Самая главная проблема рабдофобии заключена в некорректной оценки своих и поступков. Поэтому, самостоятельно вылечить рабдофобию очень сложно. Но, в легких проявлениях поможет переоценка своих чувств. В первую очередь – избавление от хронического чувства вины. Здесь помогут позитивные аффирмации и аутотренинг. Дополнительными помощниками станут дыхательные практики, йога, медитации, здоровый сон и сбалансированное питание. Это поможет избавиться от стресса и быть в контакте со своими чувствами и телом.
К сожалению, рабдофобия крайне редко встречается в начальной стадии из-за того, что корни в большинстве случаев тянутся из детства. Данное расстройство требует обращения к психологу или психотерапевту. Специалист поможет выявить конкретные причины возникновения, поможет осознать подавленные чувства, назначит персональное лечение и будет сопровождать на протяжении всего пути к обретению эмоционального здоровья от фобии.
Если Вам при прочтении текста что-то откликнулось и Вам кажется, что ситуация и симптомы, описанные в статье, похожи на Ваш случай, и Вы хотели бы решить эту проблему, вы можете предварительно позвонить мне по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о своей проблеме, которую Вы хотите решить.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно), в процессе этого времени я должен решить, смогу ли я Вам помочь в рамках психоаналитического консультирования. Если Вам проще написать письмо – Вы можете это сделать перейдя по ссылке и записаться на консультацию. Прошу Вас описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма неограничен, я обязательно прочитаю Ваше письмо и отвечу.
Источник
Три основные формы страха. Часть 3
В статье “Торможение, симптом, тревога” Фрейд описывает три основные формы страха, появляющиеся естественным образом в процессе развития ребенка и его воспитания. В предыдущих статьях были описаны его первые две формы: страх потери объекта любви (матери) и страх потери любви объекта (любви матери).
Третьим страхом, появляющимся в процессе развития ребенка, Фрейд называет страх кастрации.
Страх кастрации
По мнению Фрейда, страх кастрации не обязательно связан с соответствующими угрозами со стороны родителей, а генетически запрограммирован. Фрейд считал, что в психике любого человека существуют, так называемые, прафантазии, передающиеся из поколение в поколение филогенетически, возникшие в доисторические времена, когда кастрация в качестве наказания была обычным делом.
По мнению Фрейда, страх кастрации является для мальчика основным мотивом, чтобы отказаться от притязаний на мать, в результате чего разрушается Эдипов комплекс и происходит дальнейшее развитие ребенка (подробнее см. Эдипов комплекс у мальчиков).
У девочки, по мнению Фрейда, совсем другая история. В связи с тем, что у нее нет пениса, она не может бояться кастрации. Поэтому развитие девочки идет исключительно за счет воспитания, которое заключается в угрозе лишиться любви со стороны родителя или в награде в виде любви за хорошее поведение (подробнее см. Эдипов комплекс у девочек). Страх лишиться любви для мальчика, по мнению Фрейда, имеет второстепенное значение в его развитии.
Таким образом получается, по Фрейду, что страх наказания для мальчика – это, прежде всего, страх кастрации, который существует в бессознательном мальчика априори.
Для девочки, получается, что страх наказания – это страх лишиться любви родителя.
«Для ребенка этого возраста [5-6 лет] морально правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. С моральной точки зрения, неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Пяти- или шестилетнему ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным, и есть правильное. То, что они называют неправильным, есть неправильное… Когда ребенок уверен, что тот или иной из инстинктивных импульсов приведет к родительскому неодобрению в виде изгнания [потери объекта любви], лишения любви либо кастрации, тогда неудовольствие проявляется в форме тревоги. Если же ребенок убежден, что родительское неодобрение и возмездие уже произошло из-за того или иного инстинктивного импульса ребенка, то неудовольствие проявляется в форме депрессивного аффекта. Ожидание родительского неодобрения является тем аспектом функционирования Супер-Эго, который Фрейд назвал страхом наказания»
Страх наказания
Развитие ребенка не может быть обусловлено исключительно страхами. Напротив, ребенок переходит с одного этапа развития на другой в результате преодоления страха, характерного для данного этапа развития.
Ребенок, появляясь на свет, переживает травму рождения. Вскоре он получает опыт обладания матерью – первого объекта любви. Страх возвращения в безобъектное состояние травмы рождения порождает страх потери объекта любви.
Приблизительно к трем годам, благодаря постоянному присутствию матери или лица ее замещающего, ребенок, убедившись, что любимый человек всегда находится поблизости, преодолевает страх потери объекта любви. Но теперь он боится потерять любовь матери или других близких ему людей, когда они выражают недовольство в отношении его поведения.
Если ребенок в процессе своего развития не травмируется чрезмерно страхом потери любви, то он больше не боится потерять любовь родителя. Только в этом случае можно говорить о страхе наказания. То есть когда ребенок не сомневается в любви наказывающего родителя, и не боится ее потерять, а боится только самого наказания.
Таким образом, страх наказания отличается от страха потери любви.
В наиболее благоприятном варианте развития ребенка, преодоление страха потери любви может совпасть с преодолением страха потери объекта любви в три года.
Послушных детей не приходится наказывать – достаточно им сделать строгое замечание. Нет необходимости в наказаниях, потому что они бояться потерять любовь. А непослушных детей приходится наказывать, потому что они уверены в любви своих родителей, и не боятся ее потерять.
Чувство вины
Страх потери объекта любви – это страх возвращения в первоначальное безобъектное состояние травмы рождения. Такой страх вызывает тяжелую депрессию, и даже психоз (сумасшествие).
Страх потери любви вызывает закономерный вывод, что ты недостоин любви, потому что ты плохой. Поэтому потеря любви вызывает чувство стыда.
Страх наказания вызывает чувство вины. В этом случае, в результате проступка, ребенок, который не боится потерять любовь – не чувствует себя плохим, а только виновным в содеянном.
Конечно, формирование чувства вины невозможно без угроз наказаний, к которым даже иногда приходится прибегать (без излишней жесткости). Психически здоровый ребенок – непослушный ребенок. Но для нормального развития ребенка одной безусловной любви недостаточно – это приведет к избалованности, вседозволенности и, как следствие, слабости Эго.
Формирование здорового чувство вины является необходимым условием формирования зрелой личности, интегрированной в социум, и зрелого Супер-Эго, интегрированного в личность.
Зрелое Супер-Эго
В предыдущих статьях был описан процесс формирования раннего Супер-Эго. Такое Супер-Эго формируется в результате страха потери объекта любви или страха потери любви объекта. Это самые страшные страхи для ребенка. Поэтому в неблагоприятных случаях раннее Супер-Эго может носить архаичный и садистичный характер.
В разделе Супер-Эго я описал, в общих чертах, процесс его формирования и значение для человека. Зрелое Супер-Эго является наследником раннего Супер-Эго – но это не просто расширение предписаний, норм и правил, полученных до трех лет предписаниями следующего периода. Если у ребенка существует внутренняя уверенность, что он никогда не потеряет свои объекты любви (пусть это и нереалистично) и никогда не лишится их любви, он начинает следовать предписаниям, воспринятым от объектов любви, не на страх, а на совесть. Мотивом для соблюдения запретов, норм и правил теперь является не страх, а любовь.
В этом случае психоаналитики говорят, что Супер-Эго интегрировано в личность. Так формируются индивидуальные ценности ребенка, которые являются продолжением ценностей его родителей. Это очень длительный и неравномерный процесс, который сопряжен с бунтами и протестами (криз трех лет и подростковый кризис). В благоприятном случае процесс формирования зрелого Супер-Эго завершается к концу подросткового возраста, к 25 годам.
Интегрированные ценности Супер-Эго не вызывают ни интерпсихических конфликтов (бунта против носителей этих ценностей – родителей, воспитателей, учителей, руководителей, государства), ни интрапсихических (внутренних) конфликтов, и обогащаются личными ценностями индивидуума, полученными в процессе собственного развития. В этом смысле конформность является признаком психического здоровья и душевного благополучия. Так формируется мораль, не требующая надзора уголовного преследования (внешнего Супер-Эго).
В неблагоприятном случае интеграция Супер-Эго не происходит никогда.
Невротический конфликт
В статье Принцип удовольствия и избегания неудовольствия я описал суть структурной модели психики человека по Фрейду: Ид является постоянным источником желаний, большая часть которых является запретными, противоречащими идейным содержаниям Супер-Эго. И Эго оказывается между молотом и наковальней: снизу напор желаний со стороны Ид, а сверху – давление запретов со стороны Супер-Эго. Это и называется в психоанализе внутрипсихическим конфликтом, который в свою очередь и порождает невроз.
Если ребенок не может преодолеть страх потери любви – его Супер-Эго продолжает носить архаичный характер. Архаичное Супер-Эго подобно садистичныму монстру, живущему внутри; оно оказывается чуждым Эго, потому что его ценности получены не в результате любви, а только в результате страха (идентификации с агрессором). Символом такого архаичного Супер-Эго является ветхозаветный Бог Иегова, жестокий и бескомпромиссный всемогущий высший арбитр.
Конструктивный компромисс между Ид и архаичным Супер-Эго невозможен, поэтому компромиссом такого противостояния становится невроз – когда Эго оказывается зажато между Ид и Супер-Эго (читайте Супер-Эго и невроз).
Таким образом, невротический конфликт всегда связан с непреодоленными страхами раннего возраста, которые в психоанализе называют доэдиповыми конфликтами.
Невротическая конформность – это проявление послушания не из любви, а из страха. За таким послушанием стоит подавленная злость и депрессия.
Считается, что в результате чрезмерно строгих наказаний родителями, ребенок приобретает сильное чувство вины. Но если родители жестоки, мне видится сомнительным, чтобы ребенок таких родителей смог оказаться способным преодолеть страх потери любви, потому что этой любви мало или нет вовсе. По моему мнению, в этом случае стыд путают с чувством вины.
В заключение хотелось бы сказать пару слов об авторитарности и авторитетности родителей. Авторитарность связана с подавлением личности ребенка, о чем было подробно написано в статье Агрессия и аутоагрессия. А авторитетность основана на идеализации родителя ребенком, взаимном уважении и любви. (См. подробнее Авторитарность и авторитетность.)
Мазохизм
Моральный мазохизм психологи связывают с получением удовольствия от страданий. Конечно же, невозможно получать удовольствие от душевной боли – это противоречит природе человека.
Мазохизм рождается из любви ребенка к родителю, который неспособен любить своего ребенка. Постоянное отвержение таким родителем своего ребенка фиксирует его на страхе потери любви или даже на страхе потери объекта любви. Ребенок, отвергаемый родителем, испытывает ужас возврата к безобъектному состоянию травмы рождения. Поэтому наказание он воспринимает как проявление любви – только бы не быть покинутым.
Такой сильный страх покинутости формируется не обязательно в результате психической травмы, когда ребенка оставляют с малознакомым ему родственником или госпитализируют, разлучая с матерью. Такой страх возникает в результате хронического дефицита внимания и любви со стороны матери, и когда нет никого рядом с ребенком, кто мог бы взять на себя обязанности матери.
Жесткое обращение с ребенком тоже приводит к мазохизму, но, опять же, не потому, что ребенок получает от этого удовольствие, а потому что страдания ему доставляет человек, которого он любит.
Во взрослом возрасте мазохистическая личность часто находит себе нового мучителя в лице партнера или начальника – это оказывается возможным, потому что унизительное отношение к себе воспринимается естественным, привычным (но это не значит, что желанным). Мазохистическая личность имеет высокую толерантность к душевной боли, приобретенную в детстве, а низкая самооценка не позволяет отстаивать свои права. Мотивом для сохранения таких патологических отношений для мазохистической личности является не получение удовольствия от страданий – а избегание страха быть покинутым и депрессии, связанной с потерей объекта любви. Именно поэтому мазохисты часто находят себе в партнеры самых никчемных и злых людей, которые никому не нужны, кроме них, а значит, их никто не отнимет у них. Все делается для того, чтобы получить «гарантию» не быть покинутым.
Считается, что мазохизм идет рука об руку с садизмом, что любой мазохист также должен проявлять и садизм в адрес партнера, получая удовольствие от его страданий. Мне здесь видится путаница в понятиях. Моральный мазохист, испытывающий унижение или физическое насилие со стороны партнера, конечно же, испытывает реактивную злость в его адрес (хотя и не чувствует ее, потому что тут же подавляет из страха). Злость аккумулируется в бессознательном, и может возвращаться в адрес обидчика в видоизмененной, часто, изощренной форме, что и принимают за садизм. Но чаще всего эта злость изолируется, в результате чего развивается невроз, или депрессия, или формируется хроническое психосоматическое заболевание.
Этой статьей я завершаю описание основных причин возникновения депрессии. Читайте далее статью, подводящую итог этого цикла.
Источник