- Боязнь плохих оценок: как исправить?
- Страх получить плохую оценку как избавиться
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
- А вообще, существует ли такая боязнь?
- Причины страха
- Субъективные оценки
- Разочарование родителей
- Случайные причины
- Что можно сделать, чтобы ребенок не боялся получить неудовлетворительную оценку
- Я всё время боюсь: людей, плохих оценок, смены обстановки. Откуда берётся страх и как с ним справиться? Ответ здесь
Боязнь плохих оценок: как исправить?
Дети часто акцентируют внимание на результате, из-за чего происходит искажение мотивации — вместо учебы ради знаний, открытий, уверенности в себе они учатся для одобрения, оценки, похвалы и положения в классе.
Иногда дети настолько сильно боятся получить плохую оценку, что нервное напряжение начинает доставлять им серьезные неудобства. Что стоит за этой боязнью? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя, так как дети и ситуации, даже при внешней схожести, очень индивидуальны. Но разобравшись, что стоит за этим страхом, можно помочь ребенку от него избавиться.
Синдром отличника — активно изучаемый феномен в психологии. Суть его в том, что для ребенка важна только положительная оценка его работы или поведения. А если она отрицательная, то ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, его самооценка заметно снижается, что сказывается на качестве учебы.
Дети с синдромом отличника воспринимают учебу как соревнование, для них процесс обучения не имеет большого значения, важен только конечный результат — пятерка в дневнике. Такой перфекционизм приводит к страху плохих оценок, а стремление к идеалу может вызвать нарушения психики, депрессивные состояния, снижение интеллектуальных способностей.
Если страх плохих оценок вызван стремлением к идеальному результату, нужно учить ребенка наслаждаться процессом и видеть красивое в неидеальном.
Субъективизм оценки. Всё, что касается оценок, субъективно окрашено. Да, есть определенные правила, по которым они выставляются, например, за 2 ошибки — оценка 4, за 4 — тройка и т. д. Но, во-первых, у ребят разные интеллектуальные способности, и для кого-то сделать 2 ошибки — это очень много, а для кого-то — очень мало. А оценивают их одинаково, хотя один был просто невнимательным на контрольной работе, а другой — очень старался и сделал рекордно маленькое для себя количество ошибок. Как видим, в системе обучения оценивается только результат. В связи с чем и возникает синдром отличника, который отравляет жизнь и детям, и их родителям.
Родительское разочарование. Иногда и сами родители подливают масла в огонь, объясняя, что ребенок должен учиться на одни пятерки. Малыш так боится наказания, так боится родительского гнева, что начинает бояться плохих оценок. Для него двойка — не оценка знаний, это —родительское разочарование. Никто не хочет огорчать родителей, поэтому многие школьники панически боятся плохих оценок, которые порой бывают несправедливы.
Говоря об оценочности, всегда хочется вспомнить пресловутую двойку за поведение. Эти двойки ставят за любое поведение, которое не вписывается в школьные рамки: говорил громче, чем можно, забыл дневник, вышел в туалет, когда учитель не разрешил. Безусловно, общие правила важны для того, чтобы ребенок учился жить в коллективе, но иногда, боясь получить двойку, ребенок не совершит какое-либо действие для защиты себя и своих интересов. Например, не попробует отстоять свою позицию или послушается запрета и не пойдет в туалет.
Что делать, чтобы ребенок не боялся плохих оценок?
В первую очередь, избегать оценочных суждений дома. Объясняйте с самого раннего возраста, что ребенок — хороший. Его поступок может быть плохим, но сам ребенок — никогда. Не оценивайте его чувства и переживания. Злость, обида, гнев, расстройство — это не плохие чувства, они точно такие же нужные и важные, как и радость, любовь. Проговаривайте это максимально часто, чтобы ребенок запомнил, что оценки — это не всегда важно.
Конечно, школьные оценки — это то, чего избежать невозможно. Готовьте малыша к этому заранее: рассказывайте, что от оценок в дневнике не будет зависеть ваша любовь, ведь она безусловна и безоценочна: вы одинаково любите его и отличником, и двоечником. Если ребенок это усвоит, он будет менее болезненно воспринимать плохие оценки в школе, если они вообще будут.
Часто страх плохих оценок возникает из-за сравнения ребенка с другими. Обратите внимание, как часто вы произносите фразы о том, что «Лена — хорошая девочка, опять пятерку получила, а ты, двоечница, снова провалила контрольную!». Именно из-за таких фраз и сравнительных характеристик ребенок теряет уверенность в себе и начинает опасаться плохих оценок. Ваш ребенок — это отдельная личность, индивидуальность, его ценность состоит в нем самом, а чужой ребенок — вовсе не мерило, по которому стоит оценивать собственное дитя.
Подавление инициативы — тоже причина боязни плохих оценок. Например, как только малыш берется за какую-то деятельность, взрослые спешат предупредить: «Не надо! Упадешь! Не получится!» — конечно не получится, если даже родители в него не верят. Чем чаще ребенок слышит слова о том, что не справится, совершит ошибку, тем вероятнее, что он будет бояться этих ошибок, а как следствие, и плохих оценок. Верьте в своего ребенка, ему это просто необходимо! И даже если у него действительно не получится, хвалите его за старания и за процесс, а не за результат, чтобы избежать формирования синдрома отличника.
Самый действенный способ научить ребенка не бояться плохих оценок — предложить ему оценивать свою работу самостоятельно. Это учит рефлексии, анализу, глубокой работе над собой, учит выбирать критерии оценки, понимать, где именно что-то пошло не так. К тому же он научится видеть несоответствие разных взглядов, разделять свою точку зрения и чужую. Это довольно сложно, но очень полезно в жизни.
Источник
Страх получить плохую оценку как избавиться
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Многим детям в настоящее время очень важно, какие оценки они получат в школе.
Статья:
Многим детям в настоящее время очень важно, какие оценки они получат в школе. Тем самым они делают акцент на внимании, и в школу ходят не ради того, чтобы получить новые знания, сделать какие-либо открытия, обрести уверенность в себе. Нет, им важны оценки, похвала и место, которое они занимают в классе.
Порой дети просто до безумия боятся плохих оценок, и такое нервное напряжение впоследствии выливается в массу неудобств и неприятный последствий.
А вообще, существует ли такая боязнь?
На данный вопрос ответить очень сложно, да и точного ответа на него не существует. Все дети разные, и ситуации, с которыми они сталкиваются – также. Важно помнить, что выход из сложившейся ситуации есть – в первую очередь необходимо разобраться из-за чего возникает такой страх, и каким образом его можно побороть.
Самый известный феномен в психологии – это синдром отличника. Все дело в том, что ребенку очень важно получить не только похвалу и достойную оценку за работу на уроке, но и оценить его поведение. В случае, если оценка является неудовлетворительной, то самооценка ребенка значительно снижается, и это отражается на самой учебе.
Такие ребята оценивают учебы как некое соревнование, и получение знаний в данном случае не играет никакой роли. Главное – результат. Из-за такого перфекционизма начинается получение плохих оценок, и стремление к идеалу вызывает настоящее нарушение психики, депрессию, а интеллектуальные способности снижаются.
В случае, когда боязнь получить плохие оценки связана со стремлением к идеалу, необходимо рассказать ребенку, что порой можно видеть красивые вещи в чем-то неидеальном.
Причины страха
Субъективные оценки
В таком случае все окрашено субъективно. Безусловно, все оценки выставляются уже по давно существующим правилам, и, чтобы получить 4, нужно совершить 2 ошибки и так далее. Но необходимо помнить, что у каждого подростка разный интеллект, и для одного допустить 2 ошибки – это уже неприемлемо, поскольку это очень много, для другого же – это в пределах нормы. И в связи с этим оценивать таких ребят одинаково – не совсем правильно. Поскольку один ребенок очень старался и по своей невнимательности сделал всего несколько ошибок, а другой же сделал для себя минимальное количество ошибок. Но к сожалению, в нынешней системе образования все оценивается конечным результатом. Таким образом, и возникает синдром отличника, отравляющий как детскую, так и взрослую жизнь.
Разочарование родителей
Порой случается и такое, что сами родители усугубляют ситуацию. Они говорят ребенку, что учится на отлично – обязательно. И после этого, малыш попросту боится приносить домой плохие оценки, поскольку понимает, что родители будут ругаться, накажут его. И двойка для него является не неудовлетворительной оценкой, а родительским наказанием. Ведь абсолютно никто н хочет, чтобы родители расстраивались, и в таком случае школьник будет панически бояться получить 2, которая может быть и справедливо получена.
Случайные причины
Не секрет, что иногда 2 ставят также и за плохое поведение, которое не вписывается в школьные рамки – подросток громко разговаривал, оставил дневник дома, пошел в туалет без разрешения учителя. Конечно, все школьные правила являются очень важными, и в первую очередь для того, чтобы ребенок научился жить и взаимодействовать с коллективом. Только вот если он побоится получить двойку за поведение, то в дальнейшем не научится отстаивать собственные права и интересы.
Что можно сделать, чтобы ребенок не боялся получить неудовлетворительную оценку
Для начала необходимо переставить осуждать малыша за принесенную из школы двойку. С раннего детства необходимо говорить, что он – самый лучший. Да, то, как он поступил в определенной ситуации — не хорошо, но это поступок, а сам он – хороший. Нельзя оценивать чувства и переживания. Помните, злость, обида, гнев также нужны ребенку как любовь и радость. Об этом необходимо говорить как можно чаще, чтобы подросток мог запомнить и понять, что оценки – являются всего лишь частью его учебы.
Безусловно, получать оценки в школе является обязательным. Поэтому готовить школьника к этому нужно заранее, рассказывать, что вы его любите не из-за 5 в дневнике. Он может быть как отличником, так и двоечником, от этого ваша любовь к нему не измениться. В случае, если ребенок это поймет, то будет со спокойствием принимать неудовлетворительные оценки, если они конечно будут.
Порой страхи могут возникнуть, если начинать сравнивать ребенка с кем-то другим. Начните контролировать то, о чем говорите. Возможно, вы упоминаете одноклассников, которые получают пятерки и упрекаете своего ребенка в том, что он снова получил 2 за контрольную. После таких сравнений школьник как раз и теряет уверенность в себе и начинает переживать из-за плохих оценок.
Еще одной причиной боязни плохих оценок является то, что вы подавляете его инициативу. Возможно, ребенок с радостью берется за выполнение какой-либо работы, а родители ему говорит, что этого делать не нужно, ведь у него все равно ничего не получится. Естественно так и будет, ведь в него даже собственные родители не верят» Помните, если ребенок постоянно слышит, что он с чем-то не справится, сделает ошибку, то именно этого он и будет бояться в дальнейшем. Он будет бояться совершить ошибку, а также получить плохую оценку. Нужно всегда верить в своего ребенка, поддерживать в любых начинаниях, ведь ему это так нужно!
Важно помнить, что самым действенным способом объяснить ребенку, что бояться плохих оценок не нужно – дать оценить его собственную работу ему самому.
Благодаря этому он сможет анализировать, работать над собой, выбирать критерии оценок. Помимо этого, он сможет видеть несоответствие взглядов и сможет разделить свою точку зрения с точкой зрения другого человека. Безусловно, это очень сложно, но зато как полезно.
Источник
Я всё время боюсь: людей, плохих оценок, смены обстановки. Откуда берётся страх и как с ним справиться? Ответ здесь
Страх — неотъемлемая часть нашей жизни. Каждый из нас живёт в постоянном страхе. Кто-то боится получить плохую оценку на экзамене, кто-то — потерять или сменить работу, кто-то — сменить место жительства, сделать какую-то покупку, сделать причёску или поменять одежды. Кто-то боится всего и сразу. Но что означает этот страх? Чего именно боится ученик, дрожащий перед преподавателем на экзамене? Почему, мучаясь годами на нелюбимой работе, мы, в то же время, испытываем страх перед увольнением и поиском другой работы? Чего конкретно мы боимся?
Если вы были отличником или отличницей, и страх перед экзаменом вам знаком, то задумывались ли вы, чего именно вы боялись? И почему ваш одноклассник или одногруппник в институте совершенно не переживал по поводу предстоящего экзамена? Давайте подумаем. Ну, к примеру, вы можете сказать, что страх был от того, что вы боялись получить плохую оценку. Казалось бы, это самый очевидный ответ. Но, почему ваш беззаботный одногруппник не боялся того же самого? «Вероятно, — скажете вы, — ему было плевать на учёбу». Окей, ему было плевать. Почему же вам было не плевать? Наверное, потому, что вам было важно выучиться, получить диплом и потом пойти работать. Ладно, предположим, так и есть. Но тут выясняется, что ваш одногруппник, точно так же, как и вы, в итоге получил диплом и, возможно, преуспевает в жизни даже больше, чем вы. Как так? Более того, вы всегда понимали, что владеете предметом гораздо лучше, чем ваш беззаботный товарищ. И, тем не менее, приступы тревоги и непреодолимый страх перед плохой оценкой испытывали именно вы, а не он.
Давайте подумаем вот над чем: что бы было, если бы вместо необходимой вам пятёрки, вы получили бы четыре или три? Что бы от этого изменилось? Вероятно, случилось бы нечто такое, чего вы и боялись. Но что это?
Прежде, чем найти ответ на поставленный вопрос, нужно понять следующую вещь: если человек обучается по специальности, которая ему на самом деле интересна, если он действительно отлично разбирается в предмете, то у него нет рациональных причин для страха перед экзаменом. Он сам выбрал свою будущую профессию, он получает удовольствие от учёбы и, самое главное, он отвечает не перед кем-то, а только перед самим собой. Независимо от того, поставят ли ему пятёрку, четвёрку или тройку, человек будет осваивать специальность и развиваться в ней. Даже если вопрос оценки будет для него принципиальным, он не будет испытывать тревогу и страх. Он просто, без слёз и истерик, проявит упорство, добьётся пересдачи экзамена и улучшит свою оценку.
Понимаете, в чём дело? Страх — это НЕ следствие разумного желания получить диплом. Страх — это аффективная реакция на что-то, что оказывает на тебя давление. Плохая оценка сама по себе не может вызвать страх. Что страшного в четвёрке за экзамен (вместо необходимой пятёрки)? Ответ: ничего, если за этой четвёркой не стоит что-то большее. А, точнее, кто-то.
Приведу другой пример. Одна моя знакомая уже много лет работает на однообразной рутинной работе, которая приносит ей одни страдания. Из года в год в её жизни совершенно ничего не меняется. И это касается не только работы. Она боится абсолютно любых перемен, несмотря на то, что нынешняя жизнь её абсолютно не устраивает. Кстати говоря, институт она закончила с красным дипломом, который отнюдь не сделал её успешнее остальных. Ей страшно всё: сменить стиль одежды, завести новые знакомства, сменить место жительства, поэкспериментировать с причёской и так далее.
На вопрос о том, чего именно она боится, девушка придумывает самые разные ответы. К примеру, когда ей предложили гораздо более высокооплачиваемую работу, ради которой ей нужно было переехать в другой город, она испугалась, потому что (перечисляю с ей слов): в поезде её могут изнасиловать; на новом месте её тоже могут изнасиловать или убить; она « не сможет там одна » ; она может оказаться плохим работником и опозориться; на новом месте более дорогие продукты и не получится экономить; на новом месте другой климат и она может заболеть и так далее. В то же время, когда встаёт необходимость ехать в гости к родителям, которые живут в другом городе, или начальство на её нынешней работе отправляет её в командировку в другой город, о страхе быть изнасилованной в поезде нет и речи. Этого страха просто нет, как и всех остальных.
Когда я обратил внимание своей знакомой на это странное противоречие, она задумалась. И тогда я попросил её, буквально пошагово, мысленно воссоздать ситуацию, в которой ей придётся уволиться и ехать в другой город на новую работу. Предположим, сегодня она решила увольняться и переезжать. Что дальше? А дальше. она позвонит своей маме и скажет, что хочет уволиться и переехать. Мама начнёт паниковать и убеждать свою дочь в том, что переезжать — опасно, глупо, неразумно, что на новом месте её никто не ждёт и так далее. Если дочь осмелится спорить, мать станет повышать голос, плакать, угрожать. В конечном итоге, девушке проще просто согласиться с мамой. А ещё проще — вообще не создавать ситуаций, в которых маме может что-то не понравиться.
Итак, страха перед чем-то, не существует. А существует страх перед кем-то. И во всех случаях этот кто-то — один и тот же человек. Отличник, изнывающий от тревоги и страха перед экзаменом, боится не плохой оценки самой по себе. Он боится реакции своего родителя. Человек, боящийся сменить причёску, поменять в квартире мебель, сменить место работы (и так далее) — боится реакции родителя (или того, кто заменяет ему родителя). Такой заменой может быть, к примеру, муж или жена, либо любой другой родственник/друг, с которым человек состоит в созависимых отношениях.
В жизни каждого человека есть так называемый авторитет — то есть тот, кто довлеет над этим человеком и навязывает ему свою волю. Человек эмоционально зависим от своего авторитета — точно так же, как и авторитет эмоционально зависим от того, над кем он довлеет. Такие отношения называют созависимыми. Если у человека хватает сил преодолеть созависимость и пойти против давления со стороны авторитетов, если ему удаётся взять жизнь в свои руки и отстоять своё право на самоопределение, тогда он становится свободным. Он начинает жить без страха и оглядки на других. Он чётко знает, чего хочет, и он будет с азартом и интересом добиваться своих целей. И если ты, читатель, найдёшь в себе смелость пойти против воли авторитетов и возьмёшь жизнь в свои руки, то все те бесконечные страхи, которые до сих пор переполняли твою жизнь, просто исчезнут.
Секрет твоего гипотетического одногруппника из примера выше, который никогда не переживал перед экзаменом, в том, что от него просто никто не требует отличных оценок. Его родителям всё равно, какую оценку получит их ребёнок. Ему не нужно отвечать перед ними за то, что он не выполнил их волю. Либо, есть второй вариант: его родителям не всё равно, но твой одногруппник находит в себе силы противостоять их давлению и может самостоятельно расставлять для себя приоритеты. Отличная оценка, возможна, нужна его родителям, но она не нужна ему. Он это понимает и, при этом, не боится заявить об этом авторитетам. Именно поэтому, даже несмотря на свои плохие оценки, в будущем у него будет гораздо больше шансов стать успешным, чем у его товарищей-отличников.
Источник