- Ребенок боится темноты. Как помочь? 5 советов опытного педагога
- Если ребенок боится темноты: 7 подсказок психолога
- Содержание
- Природа детских страхов
- Возрастные этапы
- Причины
- Фольклорное творчество
- Ссоры родителей
- Особенности воспитания
- Что нельзя делать родителям?
- Как победить ночных монстров?
- Сочините рассказ
- «Свет и тьма»
- Наделите волшебной силой
- Интерактивное чтение
- Уничтожьте «страшный страх»
- Эксперимент из книги
- Ребенок боится темноты. Во что поиграть, чтобы избавиться от страха?
- Детские страхи: рисуем, называем и разыгрываем сценку
- Нарисовать свой страх, дать ему имя и попробовать испугать его
- Как разыграть с ребенком сценку о страхе
- Ребенок боится темноты. Как от этого избавиться?
Ребенок боится темноты. Как помочь? 5 советов опытного педагога
Страх темноты — один из самых распространенных и древнейших. Он уходит корнями в далекое прошлое: наши первобытные предки знали, что во мраке может скрываться любая опасность. Темноты боятся и многие взрослые люди, но если страх мешает жить, нужно искать способы его преодолеть.
Детям бывает трудно отделить воображаемое от реального, отсюда возникают жуткие призраки, страшные чудовища и подкроватные монстры. Когда выключается свет, комната в воображении ребенка превращается в совершенно иной мир: каждый силуэт, предмет и шорох приобретают новый смысл.
Если малыш боится спать один, не игнорируйте эту проблему. Худшее, что вы можете сделать в этой ситуации, это ругать, стыдить, высмеивать ребенка или сравнивать его с другими детьми.
«Поступая подобным образом, вы теряете доверие вашего малыша. Он понимает, что в трудной ситуации не получит от вас поддержки и помощи. В следующий раз он не сможет доверить вам свои проблемы. Не повторяйте подобных ошибок!» — говорит педагог и автор детских книг Елена Ульева.
Как же помочь малышу справиться со страхом? Мы спросили совета у Елены Ульевой:
1. «Показать, что в темноте ничего страшного нет. Пусть малыш обойдет и осмотрит всю комнату при свете. Теперь выключите свет. Ничего опасного в комнате нет, и бояться нечего».
Так решает проблему маленькая героиня книжки «Тося-Бося и Темнота». Однажды, устав бояться, Тося-Бося решает изловить темноту и навсегда прогнать ее из дома.
Девочка поборола страх, пока искала злодейку под кроватью, за комодом и шкафу, а в конце сказки и вовсе поменяла свое отношение к темноте.
2. «Оградить малыша от просмотра пугающих мультфильмов и фильмов. Читать добрые сказки и рассказы».
3. «Постараться победить страх логически. Никто не придет. Не заберется. Замок крепкий, дверь надежная. Ты в полной безопасности. Что тебе угрожает? Ничего».
Понять природу своих страхов и взглянуть им в лицо помогут сказки из книжки «Почему мне страшно?». Умение справляться с эмоциями еще не раз пригодится ребенку в жизни.
4. «Победить страх темноты. Да-да. Это возможно. Пусть малыш сделает один шаг из освещенного коридора в темную комнату. Постоит, вернется. Затем два шага, три и так далее. В конце концов он сможет находиться в темноте без страха. Это настоящая победа малыша! Похвалите его».
5. «Сформировать положительное отношение к темноте.
Играйте в прятки. Накрывайтесь одеялом и рассказывайте истории. Устройте вечер при свечах. А еще можно прочитать добрые сказки. Например, в моей книге «Я не боюсь темноты», зайчонок понимает, что ничего страшного в темноте нет. Мама же иногда надевает темное платье, но от этого она не перестает быть его доброй мамой.
Темнота — это платок, которым бабушка-ночь накрывает весь мир, чтобы дети отдыхали. Можно придумать еще много положительных образов, которые изменят отношение вашего ребенка к темноте».
Страх темноты у ребенка — это естественно и нормально. Но если он вгоняет ребенка в постоянный стресс, постарайтесь решить проблему вместе. Не стоит подавлять страх, иначе он может укорениться и стать благодатной почвой для развития других комплексов.
Источник
Если ребенок боится темноты: 7 подсказок психолога
Содержание
Едва ли не каждый первый дошкольник боится темноты. Дети опасаются ходить по темным коридорам, спать без ночника и закрывать глазки, «потому что там темно». Чаще «возрастная боязнь» проходит в младшем школьном возрасте, но у 2% перерастает никтофобию. С чем это связано и как избавиться от страха темноты расскажут психологи expertolog.
Природа детских страхов
Из 100 мам 80 жалуются, что дети от 3 до 10 лет боятся ночи. В этом нет ничего странного. Боязнь темноты люди наследуют генетически. Он вписан в ДНК код и является предупреждением о возможной опасности. Уже в период внутриутробного развития плод чувствует тревожность мамы, вместе с ней пугается и переживает.
Боязни высоты, темноты, одиночества, закрытых дверей — разные версии страха, связанные с родовым стрессом. Младенец запоминает его как реактивную эмоцию и по мере развития при наличии катализаторов реализует. То есть боязнь застрять в лифте и остаться в темной комнате имеют одну причину. Триггер дает эмоциональный отклик на травматическую ситуацию с ощущениями в теле: дрожью, учащенным пульсом, расширенными зрачками.
Возрастные этапы
Природа страхов предсказуемая. Пик выпадает на период активного развития фантазии, когда «включается» полушарие мозга, отвечающее за иррациональнее мышление. Проблема в том, что недостаточно развитое левое, отвечающие за логику, не способно объяснить происходящее.
Боязнь развивается вместе с воображением, и темную комнату детская фантазия населяет монстрами и чудовищами. Она возникает, когда у малыша достаточно информации для ассоциаций, но из-за дефицита знания он не может построить причинно-следственные связи. Вместо выводов он додумывает сюжеты. Ему кажется, что тени двигаются, помещение наполняется звуками. Фантазии появляются из подсознательного и обобщения услышанной информации. От ужаса он с головой зарывается под подушку и зовет на помощь маму.
Боязнь темноты систематизирована по возрастам:
В 1-3 года кроха связывает ночь со сном, не способен проводить параллели между опытом и впечатлениями, осознавать в полной мере подсознательные ощущения. Около 3 лет начинается первый переходный кризис, и границы мира расширяются из-за накопления знаний. Так формируются первые страхи.
4-5 лет малыш становится чувствительным к явлениям и событиям. Но неумение отличать вымыслы от правды рисуют пугающие образы. Он пугается силуэтов и шорохов, боится спать без света.
В 5-7 четко формулирует и проецирует свои страхи, полагаясь на обобщенный опыт. Видит в темноте «объекты опасности»: образы персонажей книг и мультфильмов, выстраивает логические/ ассоциативные цепочки. Темная комната превращается в загадочное место, где живу фантастические существа.
В 8-10 лет при родительском участии ребенок перерастает фобии. Но иногда прибегает в спальню к родителям и ищет убежище от монстров в кровати. Такое состояние объясняется возбудимостью, спровоцированной в школе, просмотром кино.
Страхи, вызванные тревожностью, требуют психологической коррекции. Особенно, если сын или дочь не соглашаются оставаться днем одни, вздрагивают от громких звуков, обижаются без причины, ведут себя агрессивно.
Причины
Кроме родовых страхов, бывают приобретенные. Они появляются от сильного голосового испуга или из-за неадекватного воспитания. Родители иногда практикуют наказание, оставив кроху сидеть в темной комнате, пугают страшилками.
Триггерами становятся негативно окрашенные эмоциональные сюжеты из книг и мультфильмов. Для чтения приключенческих историй впечатлительному ребенку лучше выбирать книжки без красочных изображений трехголовых существ. Он сам смоделирует нужный образ героя комфортный для психики.
Фольклорное творчество
Народный эпос помогает растить неврастеников. Не обязательно петь колыбельные с сомнительным смыслом. Малыш замрет в ожидании волчка, обещавшим укусить за бочок, испугается Бабайки и прочих народных героев, которыми так любят устрашать детей взрослые для подчинения.
Ссоры родителей
Частые громкие скандалы вызывают нервозность. От переживаний и ужаса семейных сцен дети впадают в ступор и истерики. Такой эффект дают увиденные фрагменты из взрослых фильмов, обрывки новостей с описанием трагедий. Маленькие эмоциональные травмы превращаются в страхи. Это не значит, что ребенка нужно полностью ограничивать от ТВ. Смотреть программы он может с взрослыми, которые поясняют картинки объяснениями: «Порой это случается, но не у нас. ».
Особенности воспитания
Страху темноты больше подвержены единственные в семье дети. Психологи объясняют повышенной тревожностью из-за ограниченного эмоционального общения. Оказывается, чем больше маме лет, тем тревожнее дети. Гиперопека снижает формирование адаптивных реакций, и дети пугаются даже громких звуков. Из них вырастают легковозбудимые и неврастеничные взрослые с букетом фобий.
Что нельзя делать родителям?
Взрослые не серьезно относятся к детским страхам и выдают стереотипные реакции: «Сынок, тебе кажется. В комнате никого нет и быть на может» или: «Мужчины ничего не бояться!». Доводы не могут успокоить эмоции и помочь уснуть. Ничего не значащие фразы показывают безразличие к переживаниям и обижают малыша: «Почему ты мне не веришь, если я их вижу?» Они правдивы и присутствуют в его реальности. Недоверием вы загоняете негативную эмоцию в бессознательное. Нельзя:
Сомневаться в словах. Вы вселяете страх быть высмеянным.
Побеждать боязнь через прохождение ситуации. В темноте из-за обостренного восприятия малыш сильно испугается, и фобию придется лечить в кабинете психолога.
Искать вторичную выгоду. У страха, как и у болезни, есть обратная сторона. Ребенок приходит ночью в спальню к родителям с криком: «Мне страшно и буду спать с вами».
Как победить ночных монстров?
Малыш боится не темноты, а того, что спрятано за покровом ночи. Нужно показать, что за темной занавесой, кроме теней, ничего нет. Сперва расскажите, что тоже боялись оставаться спать одни, пока не поняли, что темнота – это шторка от света. За ней можно подглядывать с фонариком и ночником. Поиграйтесь со светом, чтобы он увидел, как появляются и пропадают тени.
Сочините рассказ
Придумайте сюжет о пиратах и потерянных сокровищах, с фонариками в руках отправьтесь вдвоем искать заранее спрятанный «клад». Предложите малышу осветить все углы, руками исследовать труднодоступные места. Попросите, чтобы он открывал каждый ящик и комментировал содержимое.
«Свет и тьма»
Поиграйте в игру, по очереди перебегая из темной комнаты в освещенную, задерживаясь в каждой на счет 5. Когда малыш адаптируется к темноте, счет постепенно увеличивайте. Чтобы не было страшно, в темной детской считайте вместе.
Представьте себя путешественниками, и перегоняйте машины через темный туннель. Положите в кузов игрушечной машины фонарик, предложите вместе объехать детскую по периметру и выбраться на свет. Когда он поймет, что игра безопасна, усложните маршрут, и пусть пройдет путь самостоятельно.
Наделите волшебной силой
С 3,5 лет играйте по вечерам в супергероев. Вам нужно наделить малыша магической силой, помогающей видеть во сне. Достаньте очки для ночного видения из набора шпионов, приклейте или нарисуйте на ладошке фломастером волшебную кнопку. При троекратном нажатии она активизирует суперспособности. Сочините соответствующий сюжет, и превратите игру в забавные приключения.
Интерактивное чтение
Читайте вместе книгу детского автора «Темнота». Л. Сникет рассказывает, как ночь пригласила в гости и чем закончилась встреча. Благодаря ярким иллюстрациям ее можно рассмотреть в деталях. Чтобы малыш убедился в безопасности, сделайте чтение интерактивным. Погасите на минутку-две свет и посидите в кромешной темноте. Если ему страшно, возьмите за руку. Рассмотрите тени или силуэты.
Объясните, что так выглядят знакомые вещи ночью. Включая и выключая лампу, наглядно показывайте, как предметы меняют силуэты и превращаются в чудовищ. Пока малыш удерживает тень руками, нажмите выключатель. Попытайтесь объяснить, что они превращаются в игрушки и предметы. Покажите, как рассеивается свет и появляется «звездное» небо при свечении фонариком через сито.
Для альтернативного чтения возьмите «Большую книгу темноты» Г. Гараштовой. Специально для взрослых автор написала «Монстров под кроватью», где рассказывает о способах борьбы со страхом. Они помогут объяснить малышам, что с наступлением темноты жизнь не замирает. Расскажите про ночных птиц, прочитайте сказку о совах и летучих мышах. Вырежьте фигурки из картона, обклейте фольгой, назначьте персональными охранниками, повесьте над кроваткой. Попросите папу из радиоконструктора сделать сигнализацию, защищающую от страшных снов и установить рядом. Ребенку полезно посмотреть «Тигренка Даниэля и его соседи». В мульте есть серия для трансформации фобий.
Уничтожьте «страшный страх»
Предложите нарисовать на бумаге «портрет монстра». Когда ребенок чего-то страшится, то пытается дистанцироваться. Если визуализирует с мелкими деталями, меняет внутренний образ и перестает бояться. Он должен понять, что с чудовищем можно сделать все что угодно. Пусть изобразит ушки, ножки, дополнит деталями и обратит в забавный смайлик. Затем вырежет пазл и посадит в «клетку» на вечное хранение, или выбросит в окно, порвет в клочки, смоет в унитазе.
Порисуйте вместе на черной бумаге белым маркером или восковыми мелками. Уже сам процесс является психотерапией. Попросите воспроизвести образы, для достоверности наклеить, пугающие по вечерам глазки/ ушки, затем найти знакомые черты и сопоставить с животными. Расскажите, что зайцы и белки так маскируются и играют в «Угадайку».
Эксперимент из книги
Ничто так не влияет на мозг ребенка, как наглядные примеры. Покажите, что солнце не исчезает, а уходит спать. Сделайте импровизированный глобус, объясните вращение земли вокруг оси. Для этого:
возьмите мяч и наклейте бумажный фрагмент;
направьте на него свет настольной лампы;
вращайте вокруг оси;
покажите, почему на одном полушарии день, на другом ночь.
Страхи, тревоги, фантазий, капризы – естественная часть взросления. Даже у образцовых родителей дети вредничают и чего-то бояться. Но если чувствуют, что живут в безопасной среде, окружены заботой и пониманием, многие симптомы быстро проходят сами. Важно разговаривать, вникать в проблему маленького человека, правильно создавать игровые терапевтические сюжеты для рационального понимания.
Источник
Ребенок боится темноты. Во что поиграть, чтобы избавиться от страха?
Детские страхи: рисуем, называем и разыгрываем сценку
Элизабет Лукас психотерапевт, доктор психологии (Австрия), ученица Виктора Франкла, автор книг
Ребенок боится темноты, боится оставаться один в комнате и засыпать самостоятельно. У детей 4-5 лет боязнь темноты часто связан с развитием фантазии: они представляют себе что-то страшное в темноте. Для преодоления иррациональных страхов психотерапевт Виктор Франкл изобрел очень эффективный метод «парадоксальных интенций». В модифицированном виде он может быть применим и к детям.
Маленькая Лиза боялась темноты. Хотя по ночам у ее кровати горела слабая лампочка, она несколько раз за ночь переживала паническую атаку и в слезах заползала в постель к родителям. Отец и мать, простые и душевно здоровые люди, привели девочку ко мне.
Нарисовать свой страх, дать ему имя и попробовать испугать его
Я посадила ее к себе на колени, покачала немного, дала цветные карандаши и бумагу и попросила нарисовать свой страх. Дрожащей рукой девочка нацарапала в центре листа коричневое чудовище. После этого она должна была нарисовать саму себя. В самом углу листа появилась микроскопическая женская фигурка.
«Молодец, Лиза, — сказала я. — А теперь дай коричневому чудовищу имя». «Это Медведь-Ворчун», — ответила девочка не задумываясь. «Какое правильное имя! — восхитилась я. — Ведь Ворчун, когда приходит по ночам, нашептывает тебе всякие гадкие вещи, о которых ты мне рассказывала. А знаешь что, давай с сегодняшнего дня ты будешь ворчать ему в ответ? До сих пор он тебя пугал, а теперь наоборот, ты будешь пугать его, договорились?»
Малышка прижалась к моей юбке. «Я не могу его испугать», — пропищала она. «Еще как можешь! — приободрила я ее. — Я тебя научу. Мы будем днем тренироваться, как пугать Ворчуна, а ночью ты будешь делать это сама у себя дома. И еще я тебе раскрою один секрет: медведи-ворчуны, если их испугать, превращаются в безобидных милых плюшевых мишек. А маленькие дети, которые смело общаются с медведями-ворчунами, вырастают в больших, сильных девочек».
Я взяла второй лист бумаги и нарисовала на нем улыбающуюся девочку в центре, а у ее ног маленького лежащего медвежонка, у которого от страха шерсть стояла дыбом. «Так должно быть в будущем, — сказала я. — Ты согласна?» Девочка энергичным движением скатилась с моих колен. Ее «да» звучало уже более уверенно.
Как разыграть с ребенком сценку о страхе
Вот отрывок из диалога, который мы разучивали с ней, при этом я играла роль Ворчуна.
За окном стемнело. Тихо, на цыпочках входит Ворчун. Он заползает на подоконник, видит Лизу в кроватке.
Ворчун: Ух, Лиза, вот я и пришел, чтобы тебя забрать!
Лиза: Хорошо! Я очень хочу посмотреть, как выглядит медвежья берлога. Надеюсь, ты в ней прибрался, я ведь очень люблю порядок.
Ворчун (самому себе): Ну вот еще! Лиза меня совсем не боится! Она даже собирается проверить, прибрана ли берлога — только не это! Там ведь полный беспорядок! Но я знаю, как мне ее задержать. (Лизе): Смотри, какие у меня большие лапы! Я могу ими тебя поцарапать!
Лиза: А ну-ка, дай сюда свои лапы! Когти чистые и правильно подпиленные? М-да, мне кажется, даже при этом слабом свете я вижу, что под твоими когтями много грязи. И с такими лапами ты смеешь заходить ко мне в комнату! Сначала иди и помойся, а потом я, может быть, разрешу тебе войти.
Ворчун (самому себе): Что случилось с Лизой? Я не могу испугать ее даже своими большими лапами! И еще мне их надо помыть! Фу! Мне совсем неохота это делать. Но у меня еще есть пасть. (Лизе): Эй, малышня, я тебя съем!
Лиза: Как раз этого я тебе не советую делать. У меня крепкие кости, они застрянут у тебя в желудке. И у тебя сильно заболит животик. А если одна из моих острых косточек врежется тебе в кишечник, тебе придется поехать в больницу и лечь на операцию. Но знаешь, в больнице плохо обращаются с медведями-ворчунами, там любят только человеческих детей.
Ворчун (дрожа, самому себе): Сдаюсь! Она для меня слишком опасна! Лучше я пойду поищу себе другую жертву, которую смогу испугать. С Лизой у меня ничего не получится!
Лиза: Эй, Ворчун! Не будь трусишкой! Теперь, когда я так весело с тобой разговариваю, ты от меня убегаешь? Зайди хотя бы еще разок завтра вечером, поболтаем!
Ворчун (убегая, в окне): Этого я не могу тебе обещать. Ты для меня слишком умная, слишком смелая. Я перед тобой делаюсь совсем маленьким.
Лиза (смеясь, вслед): Но ведь ты на самом деле всего лишь маленький плюшевый медвежонок, который о себе что-то возомнил! Приходи снова, не бойся! Если ты будешь хорошо себя вести, я разрешу тебе залезть ко мне под подушку.
Ребенок боится темноты. Как от этого избавиться?
Чем больше мы импровизировали, тем больше девочке это нравилось. Совсем приободрившись, она начала танцевать вокруг стула, на котором я (то есть «Ворчун») сидела, а в конце игры легко щелкнула меня по носу. Вновь став «собой», я поздравила ее с победой над медведем, отдала ей оба листа с рисунками и посоветовала каждый вечер перед сном выбирать, какому из рисунков верить — страшному или победному? Она скомкала страшный рисунок, засунула его в карман кофточки и побежала к родителям, гордо размахивая победным рисунком как трофеем.
Потребовалось всего несколько недель и несколько освежающих повторений нашего спектакля, чтобы Лиза снова могла спокойно спать — без света. При расставании я подарила ей маленького плюшевого мишку и шепнула на ухо: «Ты пообещала ему, что он может залезть к тебе под подушку». Она радостно взяла его в руки, погладила и с довольным видом отправилась домой.
Фраза «тебе нечего бояться» вряд ли может кого-то успокоить. Детям, да и взрослым, недостаточно сказать, чего им не следует делать. Если мы хотим им помочь, мы должны им объяснить, что надо делать.
Источник