Анализ поэмы «Страна Муравия»
Твардовский Александр Трифонович
Поэма «Страна Муравия»
История создания
«Страну Муравию» я написал в 1934 — 1936 году, и ее первое отдельное издание вышло в 1936 году в смоленском издательстве. Жил я тогда в Смоленске, областном центре моего родного края, учился в педагогическом институте и одновременно сотрудничал в местных газетах: «Рабочем пути» и «Смоленской деревне».
Эта поэма была пятой моей книгой. Я до нее издал уже поэмы «Путь к социализму» и «Вступление», книжку прозы «Дневник председателя колхоза» и «Сборник стихов». Все это было посвящено исключительно занимавшей меня тогда тематике колхозного строительства. Я много ездил в качестве газетного работника, писал корреспонденции, очерки, статьи, стихи и рассказы. Во всех тогдашних делах деревни я разбирался порядочно, — не только потому, что сам происходил из деревни, но особенно потому, что все происходившее там в годы «великого перелома» составляло для меня самый острый интерес и задачу жизни. Эта революция в сельском хозяйстве, во всем жизненном укладе миллионов явилась для меня в юности примерно тем, чем для старшего поколения наших людей были Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война.
Все написанное и напечатанное в эти годы, а также мои рабочие записи и незаписанные впечатления поездок, встреч и т. п. — все это было как бы подготовкой к «Стране Муравии».
«Происхождение названия «Муравия» от слова мурава (трава) подтверждается и заметками в Большой советской энциклопедии и у «Брокгауза и Ефрона», на которые мне указал мой земляк — старый литератор Н. С. Каржанский. Там, между прочим, сказано: «Муравский шлях — один из главных путей, которым пользовались крымские татары в XVI — XVII вв., совершая набеги на Русское государство. Муравский шлях шел от Перекопа к Туле по безлюдной, поросшей травой (муравой) степи, минуя переправы через большие реки. » (БСЭ); «На месте его и теперь существует большая проезжая дорога, называемая до сих пор у г. Ливен Муравкою» («Брокгауз и Ефрон»). Любопытно ответить, что в китайском переводе эта моя поэма названа «Страною зеленой свежести».
А.Т.Твардовский
Содержание поэмы
1. Никита Моргунок собирается на поиски страны Муравии, где нет колхозов, где вся земля — личная, частная собственность.
2. Он заезжает к свату попрощаться.
3. По дороге сначала встречает попа, который предлагает ему ездить с ним и зарабатывать. А затем видит своего соседа Ивана Кузьмича, кормящегося милостыней.
4. Сосед крадет у Никиты лошадь. Никита дальше странствует, но уже впряженный в телегу. Только однажды он увидал своего коня у того самого попа, но догнать не успел.
5. Он видит цыган, у которых не находит своего жеребца. На базаре он видит Ивана Кузьмича, но уже без лошади, ловит его, но тот ловко удирает из рук Никиты.
6. Никита попадает в колхоз, где кипит работа, колхоз процветает.
7. Моргунок попадает в селенье Острова. Теоретически — это именно та самая страна Муравия, о которой он так мечтал. Здесь земля в руках крестьян, на них никто не давит. Но все селенье — это большая разруха.
8. Моргунок возвращается в колхоз и знакомится с председателем — Фроловым. Начинается свадьба. На нее приходит и поп. Узнав его, Никита кидается на улицу и видит своего Серого.
9. Никита едет дальше. У мудрого старца, что попался ему по дороге, он спрашивает о стране Муравии. Старик отвечает, что такой страны нет.
- Никита решает вступить в колхоз.
Анализ поэмы «Страна Муравия»
1. Каковы особенности сюжета и жанра поэмы? Какие литературные традиции продолжает Твардовский в этой поэме?
(Сюжет поэмы почти сказочный — путешествие в поисках счастливой страны (вспомним поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»), и сказочные элементы: выбор дороги, поиски коня (цыгане трижды выводят коней для Моргунка). Соответствуют жанру волшебной сказки и герои: главный герой, претерпевающий множество приключений на пути и возвращающийся в родные места, где его и ждет счастье, верный конь («То конь был — нет таких коней! / Не конь, а человек»), герои-помощники (паренек-тракторист, подвозивший Моргунка, глава 13), герои-враги (укравшие коня, глава 8), спаситель — сам «Сталин… на вороном коне», который «В одном краю, / В другом краю / Глядит, с людьми беседует / И пишет в книжечку свою / Подробно все, что следует» (глава 7). Песенный лад поэмы, огромное количество присказок, пословиц, поговорок тоже соответствуют фольклорному стилю: «Как в двадцать лет / Силенки нет, — / Не будет, и не жди. / Как в тридцать лет рассудка нет, — / Не будет, так ходи. / Как в сорок лет / Зажитка нет, — / Так дальше не гляди. » (глава 4), «Пропадай, моя телега, / Все четыре колеса», «Косить пошел — покашивай, / Поехал — поезжай». Народная лексика — просторечия, диалектизмы, уменьшительные суффиксы — все это создает насыщенную атмосферу сказочности.)
2. Как соотносятся сказочные элементы, сказочный сюжет с жизненным материалом, который хотел выразить автор в поэме?
Твардовский мифологизирует действительность, и порой реалистические эпизоды приобретают символический смысл. Например, в главе 1 описание переправы символизирует «переправу» к какой-то неизвестной, новой жизни:
Паром скрипит, канат трещит,
Народ стоит бочком,
И баба с сундучком.
Паром идет, как карусель,
Кружась от быстрины.
Гармошку плотничья артель
Везет на край страны.
«Быстрина» происходящих событий срывает с обжитого места не только Никиту Моргунка. В дороге он слышит рассказ про деда и бабу, которые тоже «жили век в своей избе», пока не случилось небывалое половодье, представляющее явную аллегорию (глава 6):
Разлились по всей России
Воды всех морей и рек.
Подняла вода избушку,
Как кораблик, понесла.
Спали воды. Стало сухо.
Смотрит дед — на солнце дверь:
«Ну, тому бывать, старуха,
Жить нам заново теперь. »
Эта история про деда и бабу, напоминающая и историю Ноева ковчега, заканчивается благополучно, как и положено в сказках. В жизни же весна 1930 года рушила человеческие судьбы: шло массовое раскулачивание, аресты и высылки крестьян целыми семьями.
3. Как Твардовский отвечает на вопрос, поставленный его любимым поэтом, Некрасовым: «Кому на Руси жить хорошо»?
(После долгих мытарств единоличник Моргунок осознает, что страну Муравию искать не надо: хорошая жизнь рядом, в колхозе. В конце поэмы Моргунок попадает на колхозную свадьбу, где гуляют счастливые люди: «Неохота из артели / Даже замуж выходить»,
И над крыльцом невестиным,
Как первомайский знак,
Тревожно и торжественно
Таким образом, ответ на один из вечных русских вопросов, казалось, был найден.)
Вывод: Трагическая явь русской деревни превращается в эпическое предание о счастье, которое ждет народ в колхозном раю. С этой поэмы начался целый поток произведений — романов, повестей, сценариев — преображавших жестокую реальность в «сказочную быль».
Источник
Анализ «Страна Муравия» Твардовского
Поэма Твардовского Страна Муравия — это пример глубокого размышления о жизненном пути человека и целого народа в истории страны. Необычное и оригинальное произведение принесло успех своему автору, став его первой крупной работой. Поэму Твардовского Страна Муравия мы сегодня изучили на уроке и теперь сделаем анализ.
Твардовский: поэма Страна Муравия
Над своей поэмой Страна Муравия автор трудился с 1934 по 1936 годы. В целом поэма посвящается коллективизации, однако в основе сюжета Твардовский закладывает путешествие с целью отыскать счастье. Поэтому Страна Муравия отчасти перекликается с произведением Некрасова Кому на Руси жить хорошо.
Познакомившись с произведением, мы можем выделить главного героя Моргунка, который покинул свой дом, чтобы найти страну крестьянского счастья под названием Муравия. Это страна в воображение Моргунка представлена местом без колхозов, где вся произведенная продукция остается в собственности хозяина. Однако писатель строит свой сюжет так, чтобы в последствии убедить героя в том, что жизнь в колхозе гораздо лучше. Автор видел необратимость происходящих в стране процессов, поэтому и в строках поэмы читатель может увидеть скрытое «за коллективы на селе».
Раскрывая сюжетную линию, Твардовский затрагивает людей разных характеров и взглядов, где были приверженцы старины, бандиты, и просто те, кто хотел жить счастливо. Моргунок как раз и был среди последних. Ему хотелось трудиться и разбогатеть. А это в его представлении, было возможно лишь ведя хозяйство самостоятельно, не присоединяясь к колхозу. Он уверен, что после коллективизации люди станут жить бедно. Вот он и едет искать страну, где люди живут без колхозов. В поисках страны Муравии к Моргунку приходит осознание того, что помимо недостатков в коллективизации есть свои преимущества. Таким образом Твардовский демонстрирует сложный путь приобщения середняка к новой жизни. С помощью образа главного героя писатель по шагам прослеживает процесс постепенного становления нового сознания и разрушение установленных ранее понятий.
Главные герои
Никита Моргунок — главный герой поэмы Страна Муравия. Это обычный человек, которому с трудом удалось преодолеть нищету. Моргунок трудолюбив и стремится самостоятельно идти к достижению цели, а жизнь в колхозах его отпугивает. Он не хочет терять нажитое непосильным трудом, поэтому мечтает найти небольшой мирок, где «посеешь бубочку одну и та будет твоя».
С каждой последующей главой вместе с Моргунком читатель понимает нелепость поиска несуществующей страны. Любовь к труду все больше толкает героя к колхозникам и отдаляет от таких людей, как поп, который обобрал Моргунка. Или Бугров, на которого Моргунок постоянно равнялся. Отдаляется он и от жителей села Острова, где проживают ленивые и нищие люди, строившие свою жизнь по принципу единоличности. В конце путешествия Моргунок понимает, что именно колхозная деревня поможет устроить быт и даст веру в будущее. Здесь все всерьез, и все для жизни человека.
Источник
«Страна Муравия», анализ поэмы Твардовского
Поэма «Страна Муравия», написанная в 1934-36 годах и посвященная сталинской коллективизации, создавалась в условиях, очень сложных для Твардовского. Еще в начале 1930-х его семью раскулачили, а сам он на протяжении нескольких лет подвергался травле со стороны собратьев по перу. Благодаря содействию автора «Катюши» и «Одинокой гармони» М. В. Исаковского поэму впервые напечатали в апрельском номере журнала «Красная новь» за 1936 год. Позже в Смоленске увидело свет отдельное издание, в которое цензура внесла серьезные правки. В Москве произведение встретили тепло. В 1941 году Твардовский получил за него Сталинскую премию второй степени. Призовые – 50 тысяч рублей – он полностью перечислил фронту.
Как говорилось выше, с коллективизацией Твардовский был знаком не понаслышке. В марте 1931 года семью поэта депортировали как кулацкую. До этого она пыталась заплатить налог, которым облагались единоличники, но безуспешно. Ее отправили на северный Урал, где ей пришлось разбирать завалы бревен и сплавлять их по реке. Причем работать вынуждали даже детей. Сам Твардовский покинул семью еще в 1928 году, но после депортации формально отказался от нее, сделав выбор в пользу революционных идеалов. При этом нельзя сказать, что отречение прошло для него безболезненно. Поэт мучился от угрызений совести, был раздираем внутренним конфликтом. Он постарался убедить себя в том, что с его семьей поступили справедливо, ведь партия считала раскулачивание обязательным этапом коллективизации.
Страна Муравия – земля обетованная, которую пытается отыскать главный герой поэмы. Ее название – вымышленный автором топоним. По признанию самого Твардовского, слово Муравия позаимствовано им из крестьянской мифологии. Вероятно, оно означает «некую конкретизацию вековечной крестьянской мечты, мечтаний и легендарных слухов о вольных землях, о благодатных далеких краях, где текут молочные реки в кисельных берегах и т. п.». И здесь, естественно, вспоминается слово мурава, которое нередко встречается, например, в народной поэзии. В самой общей форме употребления его значение – молодая, сочная трава ярко-зеленого цвета. В итоге у читателей возникают ассоциации с весной, рождением новой жизни, достатком, процветанием.
Поэма рассказывает о путешествии крестьянина Никиты Моргунка. Он оставляет семью и хозяйство ради того, чтобы найти загадочную страну Муравию, о которой ему рассказывал отец. Движет им нежелание вступать в колхоз. Хоть раз Никите хочется пожить самостоятельно, чтобы ни от кого не зависеть, а возможно это, по мнению Моргунка, только в Муравии. Герой выдвигается в путь на телеге, запряженной конем. Этого коня Никита ценит крайне высоко, считая, что больше на свете таких нет. В дороге Моргунок встречает самых разных людей, например, странствующего попа, оказывающего за деньги религиозные услуги нуждающимся, а также посещает различные места, среди них – образцово-показательный колхоз.
В «Стране Муравии» на примере Никиты автор показывает процесс становления нового, социалистического сознания. Интересно, что Твардовский почти ничего не говорит о прошлом Моргунка. Читатель получает минимум информации: главный герой крещен, женат, любит работать на току, дружит со сватом. Кроме того, Никита не показан и после того, как завершилась его трансформация и он принял решение все-таки присоединиться к колхозу. Для Твардовского крайне важно изобразить, как меняется отношение Моргунка к колхозному строительству. Поэтому мало что известно о Никите как семьянине, например. Вместе с тем по ходу развития действия становится понятно, что Моргунок – хороший в общем-то человек. При встрече с бывшим кулаком Бугровым он делится с ним едой. Когда этот самый Бугров крадет у него коня и вместе с тем бросает своего сына на произвол судьбы, Никита жалеет мальчика и продолжает путь вместе с ним.
Изначально Моргунок не хочет быть членом колхоза, так как полагает, что коллективный труд обезличивает человека и лишает свободы действий. В то время, как страна кардинально меняется, он ищет спокойной жизни. Никита сталкивается с двумя противоположными силами. С одной стороны, победивший социализм в лице того же председателя колхоза Фролова, с другой, старое и обреченное на гибель, которое представлено, в частности, попом. Что касается самого Моргунка, то в его образе типизированы идеалы крестьян-середняков 1930-х годов. Никита не горит желанием вступать в лагерь врагов советской власти, но в то же время вплоть до финала у него нет стремления присоединяться к тем, кто занят активным строительством новой жизни.
«Страна Муравия» тесно связана с некрасовской традицией. В частности, с поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Среди общих черт – наличие множества персонажей, реалистичное изображение народных характеров, соединение напевности с разговорностью. Кроме того, заметна связь произведения Твардовского с фольклором, а также поэмами-путешествиями наподобие «Дона Жуана» Байрона.
Летом 1970 года Твардовский готовил свои произведения для «Библиотеки всемирной литературы» и перечитал «Страну Муравию». Тогда он сказал литературному критику В. Я. Лакшину: «Знаете, как опасно перечитывать старые свои сочинения: все не так, все не нравится. Но вот «Муравия», такая молодая ведь, на многое я смотрю сейчас иначе, а почему-то ничего не стыдно. Ничего не стыдно».
Источник