Стрекоза кузнечик пчела паук муравей

Занятие по лексической теме «Насекомые»

Алёна Сирина
Занятие по лексической теме «Насекомые»

Задания на неделю

1. Артикуляционная гимнастика

2.Дети усваивают: образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза.

Словарь включает слова: названия насекомых; крылья, туловище, лапки, усики, глаза, хоботок, жало; стрекочет, жужжит; летает, порхает, ползает, прыгает, сосет; больно, вредно, ярко.

3. Рассказать о том, какую пользу приносят насекомые:

·людям: пчелы дают мед, воск;

·лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опыляют растения;

·животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.

4. Рассказать о том, какой вред наносят насекомые:

·людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;

·лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;

·животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.

5. «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Паук, голубь, синица, сорока.

Бабочка, таракан, муха, комар.

Тля, моль, пчела, гусеница.

6. «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе)

Один комар, три комара, пять комаров.

(муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)

7. «Насекомые — великаны» (образование существительных с увеличительными оттенками)

Не паук, а. паучище (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)

8. «Чей?» (образование притяжательных прилагательных)

У комара писк — комариный

У муравья лапка -.

У шмеля жужжание -.

У паука паутина -.

1. Артикуляционная гимнастика

2. Вспомни и назови насекомых, которых ты знаешь (не менее 4). Назови перечисленных насекомых ласково:

КОМАР,ЖУК,ПЧЕЛА,СТРЕКОЗА, ГУСЕНИЦА. Определи количество слогов в этих словах.

3.Сосчитай до 5 правильно согласовывая слова: МОХНАТЫЙ ЖУК, КРАСИВАЯ БАБОЧКА, ЗЕЛЕНАЯ ГУСЕНИЦА.

4. Назови вредных и полезных насекомых. Объясни, почему ты так думаешь.

5. Составить предложения с предлогами НА,ПОД,НАД,ОКОЛО,ЗА,ПЕРЕД по теме «Насекомые» (Например: Пчела летала НАД красивым цветком.)

— Червяк склевал скворца.

— Мохнатая гусеница съела кукушку.

— Муха поймала в сети большого паука.

7. Прослушай внимательно,повтори по памяти: ЖУК, БАБОЧКАЮ ОСА, ПЧЕЛА.

• Назови одним словом, кто это. (Это насекомые)

• Каких насекомых ты еще знаешь? (3 – 4 названия)

• Какие насекомые полезные, какие вредные?

Определи количество слогов в словах: ЖУК, ОСА, БАБОЧКА, СТРЕКОЗА, ШМЕЛЬ, МУРАВЕЙ.

8. Расскажи, какие части тела есть у насекомых. (ГОЛОВА, ТУЛОВИЩЕ, ЛАПКИ, УСИКИ, БРЮШКО, СПИНКА, КРЫЛЬЯ)

9. «Один – много — нет».Скажи по образцу:

• Жук – жуки нет жуков

10. Подобрать слова – действия (глаголы): (к пяти разным насекомым)

(летает, кружится, жужжит)

(порхает, сидит, перелетает)

1. Артикуляционная гимнастика

2.Скажи по образцу:

• 1 лапка – 2 лапки – 5 лапок

3.Выучите загадку: На ромашку у ворот,

Кто же это? …. (стрекоза)

4. Д/и «Летом много насекомых»

Летом много мух. Летом много комаров и т. д. (сказать про всех насекомых)

*(Одна трудолюбивая пчела, две трудолюбивые пчелы, три трудолюбивые пчелы, четыре трудолюбивые пчелы, пять трудолюбивых пчёл).

6. Игра «Четвертый лишний»

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Паук, голубь, синица, сорока.

Бабочка, паук, муха, комар.

Муха, моль, пчела, гусеница.

7. «Сосчитай» — Один – три – пять.

Один комар, три комара, пять комаров.

Один муравей, три муравей, пять муравьев.

8. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

1. Артикуляционная гимнастика

2. Игра «Насекомые — великаны»

Не паук, а паучище.

Не муравей, а муравьище.

3. Игра «Скажи одним словом».

У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза – её называют?

У таракана длинные усы – его называют?

У паука мохнатые лапы – его называют?

У комара писк — комариный

У муравья лапка -.

У шмеля жужжание -.

У паука паутина -.

5. Отгадай загадки.

Летит – кричит; сядет – молчит;

Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)

Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,

Шесть ног без копыт. (Жук)

Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

6. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе).

Муравей сидел около. .

Божья коровка ползла по. .

Жук спрятался под. .

Гусеница сидела на. .

Читайте также:  Как избавиться от куриных блох человеку

7. «Измени словечко»: бабочка желтая – желтенькая, бабочка белая – беленькая.

черный муравей, серый комар, красная божья коровка, синий жук, зеленый кузнечик, полосатая оса.

Закрепление материала по теме «насекомые«

1. Артикуляционная гимнастика

2.Составь предложение из слов:

Цветок, села, на, бабочка.

По, ветка, ползает, гусеница.

Листок, под, жук, спрятался.

Червяк, из, выползает, земля.

Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.

Паутина, муха, в, попалась.

3. Отгадать загадку и выучить по выбору.

Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

Много мастеров срубили избу без углов. (Муравей)

Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Одежды не шью, а ткань тку. (Паук)

Осенью в щель забьется, а весной проснется. (Муха)

4. «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления. Ребенок не только подбирает нужное слово, но и повторяет предложение целиком.

Муравей ползает, а бабочка …

Гусеница ползает, а кузнечик …

Бабочка летает, а улитка …

Жук ползает, а стрекоза …

Оса летает, а червяк …

Улитка ползает, а стрекоза …

Паук ползает, а пчела…

Оса летает, а червяк…

Кузнечик прыгает, а комар …

Таракан ползает, а стрекоза …

Бабочка порхает, а муха …

5. Упражнение на координацию речи с движением.

Вот какая стрекоза — очень круглые глаза.

Вертится как вертолет:

вправо, влево, взад, вперед.

Выше, выше, высоко,

прыгай на носках легко!

Составь предложение из слов :

Цветок, села, на, бабочка.

По, ветка, ползает, гусеница.

Листок, под, жук, спрятался.

Червяк, из, выползает, земля.

Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.

Паутина, муха, в, попалась.

7. Пересказать рассказ «Сороконожка»по опорным картинкам:

Жила-была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идет. Стала сороконожка надевать резиновые сапоги. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко. Стала сороконожка сапоги снимать. Пока все сняла, пошел снег. Решила сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась. С тех пор сороконожка босиком ходит.

Фотоотчет о творческих работах детей 5–7 лет по лексической теме «Насекомые» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о творческих работах детей 5-7 лет по лексической теме:«Насекомые» В нашей группе.

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком с ЗПР по теме «Насекомые». Закрепление лексической темы по плану дефектолога Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком с ЗПР Тема: «Насекомые» Закрепление лексической темы по плану дефектолога Задачи: 1).

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые» Индивидуальное логопедическое занятие по лексической теме «Насекомые», автоматизация звука IРI. Задачи: Образовательные: — закреплять.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Методическая разработка по лексической теме «Грибы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами разработкой по теме «Грибы», которая будет полезна для воспитателей.

План-конспект НОД по лексической теме «Инструменты» Конспект НОД для старшей группы «Инструменты» Занятие проводится в микрогруппах с использованием социо – игровой технологии. Цель: Активизация.

Подборка загадок по лексической теме «Весна» Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель — В гости к нам пришёл. (апрель) *** Тает снежок, ожил лужок.

Открытое занятие по подготовке детей к изучению грамоты по лексической теме «Огород. Овощи» в подготовительной группе Лексическая тема: «Огород. Овощи. «Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемой темы, формирование лексико-грамматических.

Рекомендации родителям по проведению занятия по лексической теме «Насекомые» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «НАСЕКОМЫЕ». Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Систематизация дидактического материала по лексической теме «Мебель» Тема: «Мебель. Части мебели». Сроки: 2-я неделя декабря. Итоговое событие: инсценировка р. н. сказки «Три медведя» Задачи: Формировать представления.

Источник

Насекомые

Обогащаем и активизируем словарный запас у детей. Закрепляем знание существительных: голова, усы, крылья, лапки, стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, червяк, клещ, комар, пчела, оса, жук, паук, муравей. Норка, улей, дупло, муравейник; прилагательных:черный, зеленый, разноцветный, длинный, короткий, скользкий, колючий, шершавый, пестрый, полосатый, усатый, мелкий, крупный, красивый, большой, маленький, высокий, низкий, ароматный, приятный; глаголов:прыгают, летают, сосут, кусают, жалят, звенят, жалят, собирают, пьют, гудят, звенят, надоедают, вредят, помогают, прячутся, засыпают, вылезают, трудятся, переносят, ползают; наречий: высоко, низко, далеко, близко, впереди, позади, медленно, быстро.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Один — много». Образование единственного и множественного числа суще­ствительных именительного и родительного падежей.

Например: Стрекоза – стрекозы – много стрекоз и т.д.

«Скажи ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­тельных.

Например: Стрекоза — стрекозка

«Сосчитай до 5». Согласование числительных с существительными.

Один жук, два …, три …, четыре …, пять …

Одна бабочка, две …, три …, четыре …, пять …

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение, добавляя к существительному подходящее прилагательное: одна мохнатая гусеница, один извивающийся червяк и т.п..

Читайте также:  Зебра плюс крот что получится

«Куда спрятались насекомые?»

Практическое употребление в речи предлогов: НА, В, С, ИЗ. Составление простого распространенного предложения с обстоятельством места.

Муха села на шкаф.

Комар залетел в окно.

«Кто как передвигается?»

Зеленый кузнечик прыгает, а полосатая пчела … (летает).

Майский жук ползает, а маленький кузнечик …(прыгает).

Большеглазая стрекоза летает, а трудолюбивый муравей …(ползает).

Надоедливая муха летает, а красивая бабочка …(порхает).

Маленький комар летает, а большой кузнечик….

Красный муравей ползает, а прозрачнокрылая стрекоза ….

Сильный муравей ползает, а беззаботный кузнечик ….

«Каким бывает?»

Жук — маленький, легкий, бле­стящий, сверкающий, жужжащий;

Бабочка – красивая, яркая, пестрая…

Муравей – маленький, трудолюбивый, полезный…

«Кто что делает?»

Пчела – жужжит, летает, жалит, собирает нектар…

Кузнечик – прыгает, стрекочет…

«Найди ошибку» . Составь предложение правильно.

Муравей живет в улье.

Муха плетет паутину.

Комар ловит птиц.

Шмели строя муравейник.

Муравей вылез в муравейник.

Стрекоза летает под землей.

Гусеница ползает над веткой.

Бабочка порхает в цветком.

Пчела залетела из улей.

Пальчиковая гимнастика

Прилетела к нам вчера загибать пальцы по одному

Полосатая пчела. на каждое название насекомого

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. делать кольца из пальчиков, поднести к глазам

Пожужжали, полетали, машут ладошками

От усталости упали. уронить ладони на стол

Пальчиковая гимнастика

На ромашке – две букашки, руки вместе, ладони раскрыты,

А на лютике – жучок, поочередно соединять пальцы рук

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела, пальцы одной руки в кулаке, круговые движения

Собирает мед она. указат. пальца – пчела жужжит

Пальчиковая гимнастика

В избушке из ватрушки поочередно соединяют пальцы с большим

Живут подружки-мушки. одновременно на двух руках – на каждые две строчки

А в пряничном домишке —

Оса ночует в хатке

Из сладкой мармеладки,

А паучок в халупке

Из треснутой скорлупки.

Стихотворения для чтения и заучивания.

С цветка на цветок,

На цветок садится,

А цветы благодарят,

Ей спасибо говорят. К. Бендова

Вечером

Мимо дома и ворот,

Через сад и огород

Жук летит тяжеловесный

Ну и жук… А. Пысин

Дом для муравьёв
Мальчик Вася Муравьев

Строит дом для муравьев.

Стены будут из песка,

Крыша будет высока.

Но ползти в песочницу

муравьям не хочется!

Муравьишек под сосной

Муравейник ждёт лесной. Т. Собакин

Жук

— Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

Я на дереве сижу.

— Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

Я летаю и жужжу. Н. Френкель

Жук
Жук летает над лужком.

Он устал ходить пешком. Г. Виеру

Жук
Повстречал улитку ЖУК:
— Ты не бойся, я твой друг!
Что нацелила рога
На меня, как на врага!
Коль друзей встречать рогами,
Станут все они врагами! В. Орлов

Жук

По садам и по заборам

Жук летает и жужжит.

Жук работает мотором,

Жук ужасно деловит. Г. Сапгир

Жук на листике сидит,

И усами шевелит

Славно получается. Ф. Бобылев

Жук проснулся

Под листочком жук проснулся,

Потянулся и встряхнулся,

Брюшко, нос, глаза, усы

Вымыл капелькой росы. В. Бирюков

Здравствуй, милая пчела!

Как здоровье? Как дела?

— Все в порядке! Все жужжу!

Извините, я спешу! М. Дружинина

Кузнечик

В горошке мышином

Весь вечер до ночи

На швейной машинке

Сшил бабочке модной

То вышью их гладью, —

Сказал он задорно.

Портной он, бесспорно,

Зеленый кузнечик. Ф. Гуринович

Кузнечики

Все поле у околицы –

Большой кузнечный цех.

Здесь так работа спорится –

В ушах звенит у всех!

Весь день стучат кузнечики.

Куют – не устают.

Работают до вечера

И с солнышком встают. Е. Фейерабенд

Комар

Он отправился в полет

И гудит, как самолет.

Завели мы разговор:

— Может это в нем мотор,

Самый, самый микросамый.

Но зато такой упрямый. В. Шварц

Мишка и мушка

Мишка брел лесной опушкой.

Повстречался мишка с мушкой.

Закричала мушка грозно:

— Уходи, пока не поздно! —

Гром тут грянул, как из пушки.

Убежал медведь с опушки.

Прогнала медведя я! А. Босев, перевод В. Викторова

Мотылек

Чем живешь ты, дружок?

Как тебе не устать

День-деньской все порхать?»

— Я живу средь лугов

В блеске летнего дня;

Вот вся пища моя!

Но короток мой век –

Он не более дня;

Будь же добр, человек,

И не трогай меня! Л. Модзалевский

Мудрый муравей

Муравей буханку хлеба

Взял в далекий путь поесть.

Муравей решил на небо

По сосне высокой влезть!

Муравей к земле пошел,

За сучки хватается…

— Видно, очень я тяжел,

Раз сосна сгибается,

Раз она сгибается,

Вдруг она сломается. И. Демьянов

Муравей

Шар земной!» Р. Сеф

Муравьи

Сколько в нем ходов и улиц!

Муравьев в нем, словно буквиц

В книге сказок братьев Гримм.

Ну а рыжих муравьят –

На траве, на хворостинках!

Читайте также:  Как избавиться от синевы под глазами у девушки

А вот эти на ботинки

Мне забраться норовят.

По тропе ступаю я

Как бы это мне, ребята,

Не ступить на муравья. Ф. Гуринович

Муравьиная ракета

Муравьишки сели в ряд

На еловой шишке,

На Луну лететь хотят

Потому что шишка эта –

Муравьиная ракета. Ю. Андрианов

Мухи
Маленькие мушки
И большие мушки
Умывают лапками
И глаза, и ушки.
Чистые, умытые,
Утром на заре
Завтракают весело
В мусорном ведре. В. Орлов

Над Жорой жук, жужжа, кружит.

От страха Жора весь дрожит.

Зачем же Жора так дрожит?

Совсем не страшно жук жужжит. А. Стародубова

Надвигается гроза

— Муравей, постой, постой.

Почему спешишь домой?

— Что ж не видишь, стрекоза,

Если я спешу домой,

Будет дождик проливной. А Тараскин

Ночной скрипач

У нас в саду живет сверчок –

Такой усатый старичок.

Он вечерами при луне,

На скрипочке играет мне.

Наладит струны и смычок,

Повесит ноты на сучок

И до утра в ночной тиши

Играет мне от всей души.

Ему я хлопал как-то раз,

Он замолчал на целый час.

Я сразу понял, что ему

Аплодисменты ни к чему. В. Орлов

Оса в комнате

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Извелась совсем без дела,

Даже вроде похудела.

Я достал в шкафу варенье,

Я к животным – всей душой!

— На, поешь для подкрепленья,

Будешь толстой и большой. Ж. Давитьянц

Кружева плетет паук.

Клонит шляпу мухомор:

— До чего ж хорош узор!

Стрекоза так и застыла:

Только муха пролетела –

Даже глянуть не хотела. Д. Чуяко

Паук

Диво дивное паук:

Восемь ног и восемь рук!

Если надо наутек –

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг –

Выручают восемь рук.

Если злится почему-то,

Словно все кругом враги,

Значит, встал не с той ноги. В. Суслов

Паутина

Паучок из нити длинной

Сплел на ветках паутину.

Попадет к нему в сачок.

Нить паучья так тонка,

Но не выпустит жука.

Паутину я срываю —

Пусть спокойно жук летает. Е. Стеквашова

Паучок

Паучок под лавку

В городскую лавку

Купил. Из белорусского фольклора

Делать сети поучи-ка.

Ведь без маминых забот

Он такого наплетет! Н. Голь

Про бабочку
Я в руки взял большой сачок

И долго поджидал.

Я бабочку поймал.

Я ей на крылышки подул,

А после — отпустил. Н. Грахов

Про сороконожку

Как-то раз сороконожку

Пригласили на обед.

Ждут жуки, букашки, мошки,

А ее все нет и нет.

Появилась у стола.

— Опоздала я немножко,

Ведь какое невезенье,

Как же мне не опоздать!

Там у входа объявленье:

«Просьба ноги вытирать!» Б. Блиох

Пчела

На цветке сидит пчела,

До чего она мала.

Набирает сладкий сок

Наша пчелка в хоботок.

А цветок качается –

Это ей не нравится. К. Быкова

Пчелка

Залетела к нам пчела.

У оконного стекла

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

— Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках меду! В. Степенов

Разговор с жуком

— Эй, жук! Наш друг!

Расскажи, где ты живешь?

Что нас в гости не зовешь?

Ты себе построил дом?

— А зачем мне строить дом?

Я живу под лопухом,

Он и крыша, и навес.

Если жарко – в тень залез,

Если дождик – я исчез.

Хорошо под лопухом.

Мой лопух – аэродром!

Широка его ладошка,

Будто взлетная дорожка. М. Вехова

Разговор с пчелой

Меня ужалила пчела.

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нужен:

Я берегла его на уж-жин! М. Бородицкая

Рисунок
Я вчера заметил в парке

На сосне рисунок яркий.

Разглядеть его хотел.

Вдруг сложились половинки

Этой радужной картинки,

И рисунок улетел. Г. Сапгир

Скучать некогда

Села пчелка на цветок,

Подлетает к ней комар:

— Что ж ты ищешь там?

— А тебе не надоело?

Не наскучило искать?

— Нет! Тому, кто занят делом

Просто некогда скучать! А. Тараскин

Сороконожка

Сколько нужно ей сапожек,

Чтоб обуть все сорок ножек? Л. Рашковский

Стрекоза

На реке камыш, лоза,

Щавель с чередою.

Низко над водою.

Во все стороны глаза!

И совсем не вредная.

Вот она уже с утра

Вьется над рекою,

Мошкам, мушкам, комарам

Не дает покоя. Ф. Гуринович

Схватил муравьишка ношу,

Кричит: «Ни за что не брошу!»

В землю ножками упирается,

А земля под ним прогибается. В. Бахревский

Улей

Пчелиный дом зовется «улей»,

Пчела в него несется пулей,

А сколько в этом доме есть

Таких же пчел еще – не счесть!

Он весь как будто на ладони –

Пчелиный, сладкий, дружный домик.

(Что беспощаден он к врагу –

Об этом вспомнишь на бегу.) В. Егоров

У паука, у паука

То ли нога, то ли рука?

Прядет паук паучью сеть,

Чтоб всех кусачих сладко съесть. В. Бахревский

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей