Самостоятельная работа по биологии 11 класс: Типы взаимоотношений организмов.
методическая разработка по биологии (11 класс)
Данная работа проводится для учеников 9-10-11 классов после изучения темы: типы взаимоотношений организмов.
Проводится в течении 20 минут, позволяет быстро оценить весь класс.
Составлена в двух вариантах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samos_rab_tipy_vzaimod.docx | 21.21 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа №1 « Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме». Вариант -1
Задание №1. Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов: а) корова – человек; б) большой пестрый дятел – ель; в) кишечная палочка – человек; г) рыба прилипала – акула; д) тля – рыжий муравей; е) наездник-трихограмма – яйца капустной белянки; ж) муха ктырь – комнатная муха; з) человек – кровососущий комар; и) грызун песчанка – саксаульная сойка; к) лось – белка; л) ель – гусеница сибирского шелкопряда; м) волк – ворон. ( Особенностью этого задания является неоднозначность большинства ответов к предлагаемым заданиям).
- Хищничество
- Мутуализм
- Комменсализм
- Паразитизм
- Нейтрализм
Задание №2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз) : пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
Задание №3. Соотнесите предлагаемые понятия и определения:
1) мутуализм (симбиоз); 2) нейтрализм; 3) конкуренция; 4) аменсализм; 5) комменсализм (квартирантство); 6) комменсализм (нахлебничество); 7) паразитизм; 8) хищничество.
А. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.
Б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.
В. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.
Г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
Д. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.
Е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
Ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.
З. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.
Самостоятельная работа №1 « Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме . Вариант-2
Задание №1. Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары (самостоятельно):
Источник
Биотические взаимодействия. 9-й класс
Класс: 9
Презентация к уроку
Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе.
Задачи: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы; формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, иллюстрации с изображениями различных типов взаимодействий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Слайд №2, №3 (ответы на вопросы появляются по щелчку на вопрос).
III. Изучение нового материала.
После ответа на последний вопрос учитель сообщает тему урока «Биотические взаимодействия» и цель урока.
Далее учитель говорит о том, что в природе взаимоотношения очень разнообразны, со многими учащиеся уже знакомы. Взаимодействия принято обозначать с помощью знаков: 0; +; -.
Слайд №4 — обозначения.
Учащиеся получают на столы картинки различных пар организмов с изображениями разных биотических взаимодействий.
Учитель предлагает назвать известные для них взаимодействия. В процессе изучения нового материала, учащиеся обращаются к изображениям, подтверждая, тот или иной тип взаимодействия.
Учащиеся (работа в малых группах) называют те взаимодействия, которые для них хорошо знакомы — хищничество, паразитизм, симбиоз, конкуренция.
Учитель должен сообщить ребятам о том, что, кроме 5 названных взаимодействий, существует еще один тип – нейтрализм(0;0) — межвидовое взаимодействие биотических факторов. Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно.
Учащиеся приводят примеры нейтральных отношений.
Учащиеся записывают обозначения в тетрадь:
- 0 – отсутствие взаимодействий
- «-» — отрицательное воздействие (угнетение)
- «+» — положительное воздействие (процветание)
Слайд №5
Взаимовыгодные отношения — отношения, при которых оба организма получают выгоду (Симбиоз, мутуализм, протокооперация).
Симбиоз – тесные неразделимые взаимовыгодные отношения, при которых два организма образуют неразделимое единое целое.
На слайде представлены: внешний вид лишайника, а также строение лишайника в разрезе (гифы грибов и водоросли).
Среди организмов с развитыми биотическими связями особое место занимают муравьи. Муравьи занимаются «животноводством» — разводят тлю и «растениеводством» — создают грибные сады. В Амазонии они ведут «комплексное сельское хозяйство» — строят гнезда — плантации, куда затаскивают помет позвоночных животных, сажают растения-эпифиты, а на этих растениях разводят тлю, получение выделение которой является основной целью такой «фермы».
Центральной Америке у одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стебле акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу, муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение — кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, они осветляют полг и обеспечивают для своей акации световой режим. Если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.
Слайд №6 (Анимация – трюк птички Тари, которая чистит зубы крокодилу.)
Мутуализм — отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.
Интересные случаи взаимопомощи у растений отмечаются в полупустынях Америки, где в естественных условиях растут кактусы. Кактусы обладают особым типом фотосинтеза – они днем фотосинтезируют при закрытых устьицах, чтобы не испарять воду, а ночью запасают углекислый газ. Такая экономия воды ведет к перегреву кактусов. Молодые кактусы на открытом солнце погибают. Спасают их растения – няни из семейства губоцветных, которые притеняют молодые растения. При увеличении осадков и более прохладном климате — в сухих горных лесах, в услугах растений – нянь они не нуждаются.
Слайд №7
Протокооперация — отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.
Слайд №8
Полезновредные отношения – паразитизм и хищничество.
Хищничество — способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), называемых хищниками, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных — жертв. Хищники первого порядка нападают на «мирных» травоядных животных, второго — на более слабых хищников. Способность «переключаться» с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.
Паразитизм — форма взаимоотношений организмов разных видов, при которой один их них (паразит) использует другого в качестве источника пищи и среды обитания, возлагая на него регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой.
По характеру связей со своим местообитанием различают несколько видов паразитов:
- Эктопаразиты — питаются телом хозяина, находясь на его поверхности.
- Эндопаразиты — внутренние паразиты, живущие внутри тела хозяина и питающиеся его соками и тканями.
По степени зависимости от хозяина:
- Факультативные паразиты — способны жить и размножаться самостоятельно, независимо от хозяина, но ведущие паразитический образ жизни в случае снижения жизнестойкости
- Облигатные паразиты — абсолютно неспособные жить и размножаться вне своего хозяина (полные паразиты).
Учащиеся приводят примеры:
- блохи, клещи, вши; мучнистая роса – эктопаразиты;
- клещи, пиявки, веслоногие ракообразные в жабрах рыб, глисты — эндопаразиты;
Слайд №9
Вреднонейтральные отношения – аменсализм.
Аменсализм — отношения, при которых один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.
Остановить слайд №9 и провести физкультминутку (дети должны представить себя в лесу, под звуки пения птиц, выполнить упражнения), в это время звучит пение птиц в лесу (звуковой файл).
Слайд №10, 11
Взаимовредные отношения — конкуренция (межвидовая и внутривидовая).
Конкуренция — тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.
Работа в малых группах: из предложенного списка составить пары, которые в природе конкурируют между собой (названия организмов можно использовать только один раз): ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, американская норка, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, европейская норка, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая.
Слайд №12
Полезнонейтральные отношения – комменсализм (квартиранство, нахлебничество, сотрапезничество).
Комменсализм — форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны. При сотрапезничестве комменсальные отношения возникают на базе пищевых связей. Квартиранство (синойкия) — пространственное сожительство, полезное для одного и безразличное для другого. Поверхностное размещение мелких животных на крупных — эпиойкия, а размещение мелких организмов внутри крупных — эндойкия. При форезии мелкие слабоподвижные животные (комменсалы) используют крупных животных для расселения, прикрепляясь к их телу.
Квартиранство — отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.
Сотрапезничество — отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.
Нахлебничество — форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.
Перед просмотром ролика (слайд №13), учитель задает вопрос: «Можете ли вы утверждать, что в ролике речь идет только о комменсализме?»
На слайде №12 – гиперссылка на статью и видео «Бездомные собаки — причина распространения крыс».
Учащиеся после просмотра должны назвать тип взаимодействия между бездомными собаками и крысами.
Слайд №13
Видеоролик о комменсализме – (колибри и клещ).
Комменсализм (квартиранство – колибри – транспортное средство для клещей, а с другой стороны — о конкуренции – клещи являются конкурентами колибри и еще о мутуалистических отношениях – клещи питаются нектаром строго определенных цветов)
В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют в тетради таблицу:
Типы биотических взаимодействий.
Тип взаимодействия
Вид 1
Вид 2
Характер взаимодействия
Примеры
Ни одна популяция не оказывает никакого воздействия на другую
а) Оба вида испытывают угнетение
б) Подавление особей внутри одного вида
а) Серая крыса — чёрная крыса
б) Самоизреживание у растений
Один вид испытывает угнетение, другой — безразличен
а) Один вид использует остатки пищи другого
б) Использование разных частей одного ресурса
в) Один вид использует другой в качестве жилья или убежища
а) Рыба — прилипала-акула
б) Копытные — сурки
в) Кольчатый червь-рак-отшельник
Один вид живет за счет другого, поселяясь внутри или на поверхности его тела
Хищник убивает жертву и съедает ее
Взаимовыгодное, но необязательное сотрудничество двух популяций
Пчелы — луговые травы
Выгодное и обязательное сотрудничество
Буйволовы птицы- носороги
Тесное обязательное взаимовыгодное сотрудничество
IV. Закрепление
Слайд№14 (определить тип биотического взаимодействия – ответ за «шторкой»)
Слайд№15, 16 (работают по принципу триггеров).
Слайд№17 (триггеры – при нажатии на кнопку появляется ответ (кнопка №1,2)
Слайд№18 — подбери пары (при нажатии на тип биотического взаимодействия в левой колонке, появляется стрелка, ведущая к правильному ответу в правой колонке).
Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары:
Примеры растений и животных
Источник