Конспект занятия с презентацией для старших дошкольников «Удивительные насекомые — лесные муравьи»
Антонина Мосолова
Конспект занятия с презентацией для старших дошкольников «Удивительные насекомые — лесные муравьи»
Конспект занятия «Эти удивительные насекомые: лесные муравьи»
для детей старшего дошкольного возраста
— расширять и закреплять знания детей о насекомых – муравьях.
— дать представление об особенностях внешнего вида и образе жизни муравья.
— развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.
— Здравствуйте, дорогие ребята! Я вам предлагаю отправиться на прогулку в лес, чтобы познакомиться с его маленькими обитателями – насекомыми.
Отгадав загадку, вы узнаете,о ком сегодня мы будем говорить:
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок —
Дом уютный для семьи
Дружно строят … (Муравьи).
Сегодня я хочу вам рассказать о жизни лесных муравьев, поговорить с вами об устройстве муравейника, а также об их пользе нашей природе.
2. Рассказ о лесных муравьях по слайдам.
Муравьи – это самые развитые сильные насекомые. Он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. Вот какой силач малютка – муравей!
— У муравья утолщённое брюшко, грудь, три пары маленьких ножек и сильные челюсти.
Муравьи плохо видят, но, как и у всех насекомых, у них есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям. Также по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой.
— Ребята, а как вы думаете, где живут муравьи? Вы узнаете, отгадав загадку.
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник)
— Муравьи живут в муравейнике большой дружной семьёй. Население одного муравейника подчас такое, как население небольшого городка – несколько сот тысяч жителей.
— Муравьи обычно строят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных хвойных веток, чешуек. Мы видим дом муравьёв над землёю, но есть ещё и часть дома под землёй. Это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборниками, и туалетом, с хорошей вентиляцией. Даже есть «солярий», это камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.
Есть и зимовальная камера. Там насекомые собираются, чтобы пережить холода. Есть у муравьев и хлебный склад, здесь они хранят зерна. В «царской камере» живет царица – матка, откладывающая яйца с маленькими муравьями (личинками). Все ходы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
— Муравьи – неугомонные ребята, вся жизнь их связана с трудом. В семье муравьиной трудятся все: есть муравьи-строители, они строят муравейник. Другие «рабочие» муравьи таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьишки – дружный народ, они помогают друг другу.
Как зимуют муравьи?
Когда наступает поздняя осень, жизнь муравьёв, подобно и остальным лесным жителям, затихает и замирает.
Муравьи забираются в глубокие камеры своего дома, находящиеся под землей. Там они сбиваются в большой ком и замирают. Но когда наступает весна и начинает пригревать солнышко, муравейник снова оживает.
— Муравьёв называют «санитарами леса». Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц. Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается. Ещё муравьи рыхлят и удобряют почву.
— Рыжие лесные муравьи – обитатели одного муравейника уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых.
Любят угоститься муравьи и сладкими выделениями тли. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную сладкую жидкость.
— Некоторые птицы (например, дрозды, сойки) специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья своей кислотой. Эта кислота называется, как вы думаете, как?
— Кислота, выделяемая муравьями, называется — муравьиной. Ее используют и люди в медицинских целях.
Не разоряйте муравейники!
Муравьи – лесные санитары,
Так прозвали их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьина страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
— Ну, вот, ребята, наше знакомство с лесными муравьями подошло к концу.
Лесные муравьи – это удивительные насекомые, помощники природы и лесников. Муравейники должны быть в каждом лесу.
Здоровье наших лесов во многом зависит от состояния муравейников, поэтому нам обязательно нужно относиться к ним бережно и охранять от разрушений.
— А теперь я вам предлагаю ответить на вопросы по данной теме:
1) Почему муравьев называют самыми сильными?
2) Что такое муравейник?
3) Как устроен муравейник? Какие в нём есть «помещения»?
4) Кто в муравьиной семье самый главный?
5) Зачем муравьям усики?
6) Чем питаются муравьи?
7) Почему некоторые птицы прилетают на муравейник?
8) Почему муравьев называют «санитарами леса»?
— Я думаю, что вы с лёгкостью ответите на все вопросы.
— Если вас заинтересовали эти насекомые, то вы можете узнать о них подробнее, прочитав вместе с родителями дополнительную литературу и посмотрев познавательное видео.
Дополнительная литература о муравьях:
• Стихотворение Б. Ходарева «Муравьиные города».
• Рассказ Л. Толстого «О муравьях».
• Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
• Авторская сказка Марии Шкуриной «Сказка про хвастливого муравья» (сказкотерапия для детей).
• Фёдор Бакшт «Куча чудес. Муравейник глазами геолога».
• Просмотр мультфильма «Путешествие муравья» (по мотивам сказки В. Бианки).
— А я желаю вам здоровья и хорошего настроения. И когда у вас появится возможность, вы обязательно отправитесь погулять в лес и понаблюдаете за этими удивительными муравьями!
Прикреплённые файлы:
prezentacija-lesnye-muravi-2_k3nem.pptx | 9345,83 Кб |
Фотоотчёт о реализации экологического проекта в старшей группе «Эти удивительные насекомые» Фото отчёт о реализации экологического проекта в старшей группе «Эти удивительные насекомые» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию.
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старших дошкольников «Речные, озёрные и аквариумные рыбы» Цель:Обогащение представлений детей о рыбах различных водоёмов. Задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах. Обеспечить.
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Эти удивительные лягушки» с презентацией КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: » ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЛЯГУШКИ» Разработчик:.
Конспект познавательно-игрового занятия для подготовительной группы «Эти удивительные насекомые» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Конспект познавательной беседы для старших дошкольников «Глухари-лесные птицы Югры!» Цель: формировать представление у воспитанников о лесных куриных птицах таежного леса – глухарях. Задачи: • Формировать представление у.
Конспект сюжетно-тематического занятия «В музыкальном королевстве царя Додона» для старших дошкольников Цели: 1. Через синтез искусств прививать детям любовь к классической музыке. 2. Способствовать формированию музыкальной культуры через обогащение.
Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время» Ход НОД. Загадываю детям загадку: Оно весь век бежит вперёд И никогда не устаёт. (Время) — Правильно отгадали, это время. Оно постоянно.
Викторина с фоновой презентацией для досуга, посвящённого Дню рождения Г. Х. Андерсена, для старших дошкольников Великий Андерсен Илл. А. В. Кокорина План досуга Помещение по возможности оформлено иллюстрациями по сказкам Андерсена. Детей встречает.
Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые» Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые». Тип проекта: Познавательный. Вид проекта: групповой (коллективный).
Источник
«Вот какой он — муравей». Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе
Елена Фёдоровна Бондаренко
«Вот какой он — муравей». Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 комбинированного вида.
Подготовила и провела воспитатель:
Бондаренко Елена Фёдоровна
Непосредственная образовательная деятельность
в старшей группе.
Тема. «Вот какой он муравей».
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка».
Программное содержание. Закреплять у детей об образе жизни муравьёв, устройстве муравейника. Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника, развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Муравейник с муравьями, (изготовленные, детьми с помощью воспитателя); дидактическая игра «Собери муравья»(для каждого ребёнка) схема муравейника, заготовки с контуром муравья, ватные палочки гуашь; ватман с изображением большого муравейника; письмо.Аудиозапись: «Звуки леса»
Ход занятия.
Воспитатель. – Ребята, Нам пришло письмо от нашего друга Лесовика, но вместо письма, здесь только игра «Самые – самые» Поиграем! Вижу, согласны.
Дидактическая игра «Самые-самые»
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая лошадка, это — … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард)
Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).
Воспитатель. — Всё правильно, но странно как-то, обычно наш друг Лесовик пишет большие и познавательные письма, а тут только игра. Да тут ещё,что-то мелким почерком написано: «Кто самый сильный?. Когда дадите правильный ответ, расскажите всё, что вы знаете о нём. Лесовик» Мне кажется, наш Лесовик хочет нас запутать, но я думаю, у него это не получится. Ребята, я всегда думала, что на земле самый сильный — это
Слон или бегемот. Но я ошибалась. Кто же может быть самым сильным на земле, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Загадки про муравьёв:
Но больше себя ношу. (Муравей)
Кто трудолюбивее всех на свете (Муравей)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов. (Муравьи)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей)
За пнем бугорок, а в нем – городок. (Муравейник)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей,
Кто строитель? (Муравей)
Выстроен семьи трудом
Днем все сто дверей открыты,
Ночью их и не ищи ты. (Муравейник)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
Кто на свете всех сильнее? (Муравей)
Воспитатель. Верно, ребята, самые сильные — это муравьи. Ведь они могут переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
Воспитатель. — Ребята, расскажи мне – а муравей, кто это?
Дети: — Муравей – это насекомое, обитающее на земле, на деревьях.
Воспитатель. — Правильно, насекомое. А как вы думаете муравьи полезные?
Дети: — Муравьи очень полезные для леса, ведь их называют «санитарами леса». Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается.
Воспитатель: — А где они живут? Кто видел муравейник?
Дети: — Муравьи живут в муравейниках, но не только в них, но и в стволах и на стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов
Воспитатель: — Правильно, ребята! Муравьи в основном живут в муравейниках. Ведь муравьи – великолепные строители! Поэтому муравейник – это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборником и туалетом, с хорошей вентиляцией. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Давайте рассмотрим схему муравейника. А вы, ребята, расскажите, что вы знаете про этот многоэтажный дом.
Дима: — Муравейник имеет покрытие из иголок и веточек, которое защищает жилище от превратностей погоды. Ремонтируется жилище и обновляется рабочими муравьями.
Диана: — В муравейнике есть «Солярий» – это камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.
Артём: — Один из входов в муравейник охраняется «солдатами», он также служит вентиляционным каналом.
Олеся: — Это «Кладбище». Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
Настя: — В муравейнике есть зимовальная камера. Там насекомые собираются, чтобы пережить холода.
Дима: — Есть у муравьёв и «Хлебный амбар», здесь они хранят зерна.
Олеся: — А это царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.
Артём: — Как и у нас детей у муравьёв есть детские комнаты. Но это комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.
Настя. – А этот этаж муравьи называют «Коровник», здесь муравьи содержат тлей.
Диана. — У муравьёв есть и «Мясная кладовка», куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.
Проводится физкультминутка «Я весёлый муравей».
Воспитатель: — Правильно, есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять. Ребята, давайте расскажем стихотворения, какие вы знаете о муравьях.
Есть строитель муравей
Он любитель кирпичей
Лапок много у него
Быстро строит оттого
Только солнышко проснулось
И роса земли коснулась
Он спешит на стройку вновь
Инструмент ему готовь
Муравейник так растёт
И откуда сил берёт
Чудный мастер молодец
Муравейников творец1
Воспитатель. А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т. е. детишками. Как бы вы их назвали?
Под пенёчком домик чей?
Он без окон, без дверей!
Горка-башня из земли,
Ах, живут здесь муравьи!
Что-то в домик свой заносят,
А из домика выносят
Работяги-муравьи
Целый день снуют,
От восхода до зари,
Воспитатель показывает муравейник с муравьями, дети продолжают читать стихотворения
Заблудился муравей
Средь травы высокой.
Помоги ему скорей,
Ждет давно его семья,
Муравьиха плачет.
Муравьята – сыновья,
Тоже слезы прячут.
И вздыхает муравей:
«Где мой муравейник?».
Нет с ним рядом сыновей,
Муравья – к семье, домой,
И подружатся с тобой
Муравьи – трудяжки.
Вот домик муравья.
К нему подсела я.
Смотрю, а муравьишко
Листок несет в домишко.
И кажется, что он
Шагает под зонтом.
По травинкам, по листочкам,
По канавкам и по кочкам
Рыжий муравей бежит,
По делам своим спешит.
Он как солнышка кусочек,
Тоже золотистый очень.
Не смотри, что кроха он,
Он могучий словно слон.
Не боится он труда,
Не ленится никогда.
Воспитатель: — Какие красивые стихотворения про таких маленьких насекомых. Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. Пазлы все любите собирать! «Кто быстрее соберёт муравья»
Дидактическое упражнение «Собери муравья в разрезе».
Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять коробку с перемешанными в ней картинками и предлагает детям собрать их последовательно.
Воспитатель: — Молодцы быстро справились с заданием, за это я вам расскажу рассказ, который придумала я сама. Готовы слушать.
Воспитатель рассказывает детям рассказ о Муравье. «Однажды муравей вышел из муравейника, солнце только – только начинало всходить. Но Муравей наш был трудолюбив, он много работал. Он искал прочный материал для муравейника и не заметил, как заблудился. Долго Муравей пытался найти дорогу к муравейнику, но так и не смог её найти.
Быстро стемнело, и наступила ночь. В лесу все спали, только ветер тихонько шумел.
«Ветер, ветер! Подскажи где мой муравейник? Как мне найти дорогу домой». – Спросил муравей у ветра.
Светила ярко луна.
«Луна, Луна! Покажи мне, пожалуйста, дорогу домой». — Попросил у луны муравей.
Вдруг луну закрыла чёрная туча. Лишь успел услышать муравей: «Не могу, не могу, не могу»
Загрустил муравей, заплакал, не кому ему помочь. Видно пропадать, погибать ему в чужом незнакомом месте…»
— Хороший рассказ? Но только очень грустный. Давайте попробуем помочь муравью, чтоб у нашего рассказа был хороший конец.
Дети сами придумывают конец рассказа: все муравьи — друзья дружно пошли на поиски муравья и нашли его.
Воспитатель предлагает раскрасить заготовки муравья и его друзей.
Проводится пальчиковая гимнастика «Муравьиная семья».
Дети раскрашивают каждый свою заготовку муравья в технике нетрадиционного рисования (ватными палочками) после того, как все муравьи (друзья) будут раскрашены, каждый ребёнок придумывает ему имя, и вывешивают свои рисунки на ватман, где нарисован большой муравейник, с названием «Дружная семья».
Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.
Источник