- Необычная мебель Арне Якобсена
- Ликбез: главные герои датского дизайна
- Кааре Клинт (1888 — 1954)
- Что удобнее стул «Муравей» или кресло «Лебедь»?
- Датский дизайн: герои и их стулья
- Дания — страна, в которой интерьерный дизайн получил статус национальный идеи, дизайнеры — статус легенд, а созданные ими в прошлом веке объекты — статус вневременной классики.
- Арне Якобсен, датский архитектор и дизайнер: краткая биография, работы в области архитектуры, дизайнерская мебель
- Великая сила искусства
- Влюблен пожизненно
- Хотя бы часы повесьте!
- Хранимый судьбой
- Не только дома
- Шпионский скандал.
- …и стул посередине
- Лебединая песня
Необычная мебель Арне Якобсена
Арне Якобсен (Arne Jacobsen) считается одним из самых известных скандинавских архитекторов и дизайнеров пост-военного времени. Каменщик по первой профессии, а впоследствии легендарный создатель нескольких знаковых предметов мебели XX века, в том числе, кресла-яйца, стула-лебедя, стула-муравья, стула-жирафа, Арне Якобсен стал одним их самых первых архитекторов-модернистов Дании.
Вот лишь некоторые из удивительных работ Арне Якобсена:
Стул-муравей
В 1952 году Арне Якобсен разработал серию стульев модели № 3100 для столовой компании «Ново Нордиск». Стул получил название «Муравей» из-за сходства очертаний с головой насекомого, в нем впервые спинка и сидение стула были сделаны из одного куска фанеры. Стул первой настоящей промышленной мебелью и иконой скандинавского дизайна. Продажи били все рекорды, зашкаливая за миллион штук.
Кресло-яйцо
Кресло-яйцо, в 1958 году, по праву может считаться одним из триумфов дизайна Арне Якобсена. При производстве этого кресла впервые была использована совершенно новая технология: твердая цельная основа из пластика, армированного стекловолокном, покрытая мебельной пеной под мягкой обивкой. Известно, что Арне Якобсен в своем гараже лепил из глины прототип кресла, чтобы найти его совершенную форму. И действительно, в нем чувствуешь себя не только максимально удобно, но и получаешь эстетическое удовольствие от простоты и изящества его форм.
Стул-лебедь
Необычная модель стула, в форме сиденья, спинки и подлокотников которой угадывается силуэт изящной сильной птицы – лебедя. Модель была создана Арне Якобсеном в 1958 году специально для отеля Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене. Вплоть до настоящего дня эти стулья украшают не только зоны ожиданий и переговоров крупных компаний, но и стильные домашние интерьеры.
Стул-жираф
Стул-жираф был спроектирован специально для ресторана SAS Royal Hotel в Копенгагене в 1959 году. Эта модель никогда не выпускалась в промышленных масштабах и до сих пор доступна в крайне ограниченном количестве. Не все оценивают эстетику форм этого стула, некоторым она может показаться несколько угловатой. Тем не менее, ограниченный тираж произведения великого дизайнера делает стул-жираф предметом охоты коллекционеров предметов мебели.
Досье:
Арне Якобсен является наиболее известным представителем скандинавского дизайна. Он получал образование в неоклассической школе Академии художеств в Копенгагене в 1920-х годах. Самый важный свой вклад он сделал для SAS Royal Hotel (теперь – Radisson Blu Royal Hotel) в Копенгагене в 1958 году: Арне Якобсен работал не только над внешним видом здания, но и активно разрабатывал его интерьер, вплоть до мельчайших деталей. Именно для этого отеля было создано множество знаковых предметов мебели, среди которых легендарное кресло-яйцо
55 лет спустя, отель Radisson Blu Royal Hotel в Копенгагене отмечает знаменательную дату создания культового кресла-яйца и проводит глобальный дизайнерский конкурс, в рамках которого все желающие могли разработать дизайн для знаменитого кресла, используя онлайн-конфигуратор на сайте design.radissonblu.com. Экспертное жюри определит главного победителя конкурса, который получит в качестве приза кресло-яйцо, выполненное в предложенном им стиле, и VIP-поездку на три ночи в Копенгаген.
Источник
Ликбез: главные герои датского дизайна
Вместе с Анной Смоляковой, дизайнером интерьера и преподавателем Международной Школы Дизайна, вспоминаем отцов-основателей датского дизайна
Золотой век скандинавского модернизма в период с 1930–1960 гг. наиболее ярко представлен предметами, созданными датскими дизайнерами. Любое значимое явление возникает постепенно и формируется историей. Гильдия мебельщиков Копенгагена существует более 400 лет. Уважение к прошлому и преемственность, бережное изучение и сохранение технологий производства, явились прочной основой для творчества скандинавских дизайнеров ХХ века.
Кааре Клинт (1888 — 1954)
В 1924 году Кааре Клинт (Kaare Klint) основал факультет мебельного дизайна в Королевской академии изящных искусств Копенгагена. Концепция обучения базировалась на предварительном исследовании традиций. Клинт полагал, что основные технические задачи были уже успешно решены в прошлом.
Знаменитый стул Faaborg, созданный в 1914 году, задуман Клинтом как соединение неоклассического английского кресла с античным клисмосом. Идея состояла в легкости и мобильности стула.
Каждый предмет должен быть произведением искусства, формирующим пространство при совершенной функции. Отточенный силуэт, запоминающаяся форма, благородство естественных материалов, равновесие и комфорт — определяют кредо скандинавского дизайна как в предметах и в интерьерах. Последователи Клинта стремятся оптимизировать методы производства, позволяющие сделать дизайн доступным.
Клинт с учениками исследуют эргономику предмета и человека. Идеи мобильности и трансформации дизайнер воплощает в складном стуле Propeller Chair (1930), где в качестве основы применяется цилиндрическая деревянная штанга, разрезанная по спирали. Такой инновационный метод позволил стулу складываться и сделать производство безотходным.
Источник
Что удобнее стул «Муравей» или кресло «Лебедь»?
Стул «Муравей» звучит необычно, впрочем как и кресло «Лебедь». Создатель этого кресла Арне Якобсен датский архитектор и дизайнер мебели, интерьеров, тканей, изделий из стекла и металла. Все его модели имеют такие интересные названия. В 1952 году компания «Фриц Хансен» начала выпуск стула «Муравья». И с тех пор этот стул пользуется популярностью. Стул «Муравей» можно увидеть и в офисе, и в баре, и в кафе, и на даче. Он очень необычной формы, но при этом очень удобен. Первоначально, стул был без подлокотников и имел всего три ножки. В 1951 году Якобсен продолжил работу над «Муравьем». И создал стул «Модель 3100». Этот стул отличался. Это уже был замысловато спрессованный фанерный стул на тонких стальных ножках. В 1955 году появился похожий стул в форме песочных часов. Этот стул получил название «Серия 7». Как и «Муравей», этот стул легкий, компактный. В 1958 году было изобретено кресло «Лебедь». Оно было также необычно, как и все, что создавал Арне . Эта модель креслана вращающейся алюминиевой основе. Интересно и то, что фигурная оболочка кресла выполнена из синтетического материала с наполнителем из пенополиуретана холодной формовки. Обивка — ткань или кожа. В том же 1958 году Арне спроектировал кресло «Яйцо». Лично я не могу выбрать какая модель этого гения дизайна лучше. Могу только сказать, что пока никому не удалось создать что-нибудь более оригинальное.
Насколько всё-таки гармонично смотрятся кресла в интерьере.
Этому стулу создатель дал название «Стул 7».
Интересно, что Арне Якобсен — создатель и другой классики двадцатого века — набора для коктейля и комплекта посуды из нержавеющей стали «Силинда-Лайн» («Cylinda-Line»). Этот набор посуды был создан конце 1960-х годов для компании «Шелтон».
Источник
Датский дизайн: герои и их стулья
Дания — страна, в которой интерьерный дизайн получил статус национальный идеи, дизайнеры — статус легенд, а созданные ими в прошлом веке объекты — статус вневременной классики.
Как датские дизайнеры создали стиль вне моды и времени, и почему весь мир полюбил их стулья? Рассказываем.
Функциональный дизайн победил
В первой половине 20 века в скандинавских странах переосмыслили отношение к интерьерному дизайну. Он не рассматривался как статусная привилегия, а превратился в способ повысить качество жизни общества. Всего общества. Дизайн стал массовым, доступным, функциональным.
Датский предметный дизайн можно описать тезисом «избавиться от лишнего, сосредоточиться на нужном». К последнему определению относится: эргономика, компактность, износостойкость материалов и выразительная форма, внимательная к пропорциям человеческого тела.
Исходя из убеждения, что достойное окружение формирует достойных граждан, в 20-е годы прошлого века правительство Дании принимает решение инвестировать в дизайн на государственном уровне. При этом речь идет об архитектуре, ландшафте, оснащение городских зданий и о привычных предметах быта. Большинство датских дизайнеров того времени работают как над амбициозными архитектурными проектами, так и над дизайном стульев и кухонной утвари.
Обои Epsilon по эскизам Арне Якобсена и его легендарное кресло «Яйцо»
В начале XX века рабочий класс в Дании получает доступное жилье, которое требует эргономичной «начинки». Дизайнеры трудятся над компактной и функциональной мебелью для малогабаритных пространств.
Дания не только превращает дизайн в свою национальную идею, но и популяризирует его в мире, представляя свои экспонаты на крупных интерьерных выставках за рубежом. Уже к середине 20 века героев датского дизайна узнаёт весь прогрессивный мир.
Главные герои датского дизайна
Несмотря на массовое производство, призванное обеспечить удобной мебелью каждый датский дом, объекты датского дизайна остаются персонифицированными: имена их создателей не прячутся за серийными номерами и названиями фабрик. И до сих пор отскакивают от зубов у каждого дизайнера интерьера.
В датском дизайне никогда не было места радикализму, его история не знала переломных моментов, когда на место старому приходит нечто принципиально новое. Можно сказать, что датские дизайнеры выбрали эволюционный, а не революционный путь развития.
Стул «Фааборг» и «Фонарь 101» Кааре Клинта
Отцом-основателем датского дизайна считается Кааре Клинт, которого в равной степени волновали эргономика и эстетика объекта. Клинт создал схему, которой придерживались молодые датские модернисты. Вместо того, чтобы раз за разом изобретать велосипед, он предлагал взять за основу историческое наследие, взглянуть на него по-новому и адаптировать к современным реалиям. При этом к понятию «историческое наследие» Клинт относил интерьерные находки разных стран и эпох, не ограничиваясь скандинавской почвой. Так его легендарный стул «Фааборг», появившийся на свет в 1914 году, представляет собой модернизированный гибрид античности и английского неоклассицизма. Работая с проверенным веками «материалом», подлаживая его под современность, Клинт создавал объекты существующие за гранью моды.
Кроме прочего его занимали идеи компактности и мобильности предмета. Клинт подарил миру свои складные стулья, корпусную мебель с подвижными модулям и знаменитый светильник «Фонарь», который можно сложить и убрать в коробку.
Кресло «Лебедь» Арне Якобсена
Имя, которое первым приходит на ум при упоминании датского дизайна — Арне Якобсен. Будучи архитектором по образованию, прославился Якобсен благодаря своим эргономичным стульям и креслам с забавными «прозвищами» в духе органического модернизма: «Муравей», «Лебедь», «Яйцо», «Капля», «Жираф». Стулья и кресла Якобсена с их плавными изгибами, идеально подстроенными под человеческое тело, считаются одними из самых узнаваемых в мире и, благодаря своей универсальности, до сих пор лидируют в списках потребительских симпатий.
Стул «Муравей» стал первым мебельным объектом датского дизайна полностью промышленного производства.
Стул «Муравей» Арне Якобсена
Ханс Вегнер стал модернистом, который «счистил» с классической мебели завитушки, оставив чистую красоту конструкции. Именно благодаря Вегнеру стул превратился в самостоятельный объект дизайна, которому больше не обязательно было быть частью гарнитура. Такой подход сделал дизайн интерьера мобильнее, проще и пришёлся по душе публике.
«Wishbone Chair» Ханса Вегнера
Самый известный стул Вегнера, увидевший свет в 1949 году, называется просто «Круглый стул». Датское изделие с простым названием и удобной закругленной спинкой стало настоящей «звёздой» в США и даже попало на обложку «USA Interior Magazine» в 1950 году, заслужив титул самого красивого в мире стула. Кстати на обложке американского издания стул Вегнера фигурирует под емким названием. «Стул», что очень хорошо характеризует весь датский послевоенный модернизм, стремящийся к понятному, простому и вечному.
Именно на эти «круглые» стулья в 1960 году усадили Кеннеди и Никсона, участвующих в предвыборных теледебатах.
Ещё один легендарный датский стул подарил миру Вернер Пантон — инженер со страстью к передовым материалам, таким как пенопропилен и пластик. Новые материалы дали возможность создавать новые формы, которые Пантону нравилось облачать в яркие цвета, до него ещё невиданные в датском дизайне.
В 60-м году мир встречает сенсацию — «Panton Chair», отлитый из цельного куска пластика, который до сих пор остается одной из главных легенд предметного дизайна.
«Panton Chair» Вернера Пантона
И это только несколько громких имен и названий, на деле датский дизайн подарил нам множество эргономичных образцов мебели, которые выпускаются и переиздаются до сих пор.
Заветы датского дизайна
Удобство и эстетика в датском дизайне идут рука об руку, одно не уступает другому. Вместо назойливых украшательств — обтекаемые эргономичные формы, вместо подчеркнутой роскоши — скромная элегантность и исключительно качественные, износостойкие материалы.
Существуя в просторных рамках скандинавского стиля, датский дизайн любит светлые и натуральные оттенки, но ничего не имеет против ярких и насыщенных цветовых акцентов, которые популяризировал Вернер Пантон. Датский дизайн за свободу выбора и самовыражения, его цель — предоставить необходимый инструментарий.
Чтобы оформить интерьер в датском стиле, необязательно покупать легендарные датские стулья. Выбирайте характерные тона, делайте ставку на лаконичную обстановку и округлую обтекаемую геометрию, помните главный тезис: дизайн для человека.
Источник
Арне Якобсен, датский архитектор и дизайнер: краткая биография, работы в области архитектуры, дизайнерская мебель
Стремись к совершенству, и успех неизменно застанет тебя врасплох. Колоссальный успех Арне Якобсена, который сопровождал его на протяжении всей жизни, – пример счастливой судьбы и предмет зависти простых обывателей. Сам архитектор не стремился к званиям и регалиям, он просто до умопомрачения любил свое дело, и оно ответило ему взаимностью.
Великая сила искусства
Что общего между гениальными людьми в любой области деятельности? Будь то композитор, художник, писатель, программист и т. д.? Всех их объединяет одно – они беззаветно преданы своей страсти. Они полностью погружены в свое любимое занятие, они отдают ему все свое время и все свои чувства, и только на такой основе рождаются шедевры.
Такой страстной и талантливой натурой был датский дизайнер Арне Якобсен. Он родился в Копенгагене в 1902 году в еврейской семье. Авторитет родителей и послушание детей – это были основы семейных традиций. Поэтому для юного Арне было естественным после окончания училища Технологического общества стать учеником каменщика, т. к. отец считал, что у мужчины должна быть профессия, которая прокормит и его, и семью. Также естественным было получение разрешение родителя на учебу в Королевской академии искусств.
Влюблен пожизненно
Еще будучи студентом, Арне ездил на Международную выставку декоративного искусства в Париж. Уже тогда он получил серебряную медаль за создание дизайнерского кресла из ротанга, которое получит название Paris Chair — как напоминание о том событии.
Но не столько эта победа принесла радость юному дизайнеру, сколько соприкосновение с работами мэтров в области архитектуры. В работы Ле Корбюзье, французского архитектора, художника и дизайнера, невозможно не влюбиться. Если его архитектурные и дизайнерские замыслы до сих пор завораживают своей свежестью и неповторимостью, то в 1925 году они просто поражали воображение и меняли все представления об архитектуре и дизайне.
Юный Арне был в восторге от посещения новаторского павильона Ле Корбюзье L’Esprit Nouveau («Новый дух»), возведенного из стекла и бетона. Здесь он утвердился в своем желании идти по пути прославленного мэтра. Из Парижа он едет в Германию, чтобы окунуться в мир немецкого Баухауса Вальтера Гропиуса и Миса ван дер Роэ. Впечатления, которые оставили эти поездки, окончательно сформируют авторское кредо. Оно будет выражаться всю жизнь в его творчестве как любовь к простому минимализму и функционализму.
Хотя бы часы повесьте!
Вдохновленный новыми идеями, Арне Якобсен начинает воплощать свои мечты в жизнь. Победа в конкурсе Датской ассоциации архитекторов в 1929 году дала возможность построить «Дом будущего» для выставки Копенгагенского форума. В 30-е годы он много занимается строительством домов в столице Дании и ее окрестностей. Самым знаменитым проектом считается жилой комплекс «Беллависта», в который вошли жилые корпуса, бензоколонка, пляж, театр «Бельвю» и ипподром.
Несмотря на популярность в творческих кругах, работы Арне Якобсена в области архитектуры не всегда понятны рядовому обывателю. Протестные настроения и гневные заявления не позволили построить в «Беллависте» главную достопримечательность – вышку с вращающимся рестораном.
Также свое непонимание новомодных веяний продемонстрировали жители города Орхуса. Новый проект ратуши настолько отличался от привычных зданий, что горожане возмущались: «Вы хотя бы часы повесьте, чтобы мы не путали ратушу с заводом». Пришлось достроить традиционную башню с часами. Через несколько лет здание муниципалитета вошло в Датский культурный канон — список из 108 произведений искусства и архитектуры, охраняемых государством.
Хранимый судьбой
В 1940 году Дания была оккупирована нацистами. Гитлеровская Германия считала датчан самыми близкими по расе немцам, и поэтому оккупационный режим был самым мягким. Евреев не трогали до 1943 года. Когда по стране прокатилась новость, что скоро начнутся аресты еврейского населения, были собраны средства для эвакуации людей. Под покровом ночи, тайно, на рыбацких лодках евреев переправляли в соседнюю Швецию. На одной из таких лодок был перевезен и Арне Якобсен с семьей.
В Швеции у него не было разрешения на архитектурную деятельность, но созидательный ум не может бездействовать. Поэтому архитектор работает над дизайном текстиля и обоев. Обои с графическим и цветочным рисунком, разработанные в те годы, до сих пор выпускает шведская фабрика Boras Tapeter.
Не только дома
Комплексный подход к проектированию зданий включал в себя: проектирование и дизайн прилегающих территорий, внутреннюю отделку, текстиль, мебель, посуду – все выполнялось в едином стиле. Здесь для дизайнера не было мелочей, он мог два года работать над созданием столового набора. Поэтому предметы мебели в исполнении мастера сделали его знаменитым на весь мир.
В 1951 году для стула «Муравей» Арне Якобсен применит впервые технологию плавного перехода спинки в сиденье. Стул, выполненный из цельного куска формованной фанеры, напоминает силуэт муравья. Он был разработан для фармацевтической компании. Перед дизайнером стояла задача спроектировать легкий стул с возможностью штабелирования. Дизайн стула оказался настолько удачным, что ушел в массовое производство, и был распродан по миру в количестве более миллиона штук.
Шпионский скандал.
В 1955 году дизайнер разработал стул «Модель 3107», или просто Serie7. Этот образец по форме напоминал песочные часы. Выполненный из бука, он воплощал ту же новаторскую идею, когда спинка и сиденье являют собой одно целое. Хотя стул сам по себе хорош, но знаменитым его, а равно и его создателя, сделал шпионский скандал, который разразился в 1963 году в Великобритании.
Стивен Уорд, известный врач-остеопат и художник-портретист, был известен в Лондоне не столько своими профессиональными заслугами, сколько тем, что в своем доме умел устраивать VIP-вечеринки. Среди постоянных посетителей увеселений были военный министр Великобритании Джон Профьюмо и принц Филипп, герцог Эдинбургский. Обязательным украшением вечера служили представительницы прекрасного пола. Одной из блистательных особ была Кристин Килер, которая покоряла своей красотой и умением вести беседы. В этот дом был вхож военно-морской атташе СССР Евгений Иванов, который также не устоял перед чарами красотки.
…и стул посередине
Однажды один из пылких почитателей Кристин в пьяном угаре приревновав возлюбленную, открыл пальбу возле дома Уорда. Естественно, приехала полиция и стала выяснять обстоятельства дела. Никто и не подозревал, что обыкновенная бытовуха выльется в шпионский скандал. Кристин рассказала все, что происходило в этом доме, и назвала имена своих любовников. А главным было признание в том, что она передавала секретные сведения русскому агенту. Понятно, что после таких признаний не только у министра полетела голова, но вышел в отставку весь кабинет министров.
После этого Кристин сразу стала знаменитой. Известный фотограф Льюис Морли сделал провокационную, по тем временам, фотосессию с Килер. Провокация состояла в том, что на фото, кроме голой модели и стула, который прикрывал ее прелести, ничего не было. Англичане по достоинству оценили фотографии и заинтересовались стулом, который сильно походил на стул седьмой серии дизайнерской мебели датского архитектора. После этой истории стул в форме песочных часов был продан в количестве более пяти миллионов экземпляров.
Лебединая песня
Арне Якобсен по натуре был перфекционистом. Свои разработки он доводил до совершенства. Самым знаменитым его предметом мебели стало кресло-яйцо. Арне Якобсен работал над ним несколько лет. Сначала в своей мастерской он лепил модель кресла из глины, и только когда формы были доведены до совершенства, в 1959 году предмет мебели запустили в производство. Новаторской идеей здесь выступил сам подход к проектированию кресла под анатомию человека и современные материалы для его изготовления: цельный твердый каркас из пластика, армированный стекловолокном и покрытый специальной мебельной пеной. Обивка была двух видов: из кожи и текстиля. Кресло было создано для отеля SAS Royal Hotel, где все – от здания до дверной ручки – было дизайнерской мыслью знаменитого датского архитектора.
Умер мэтр в 1971 году. Биография Арне Якобсена богата событиями: он много сделал, был известен, имел много наград, но главное, что он пронес через всю свою жизнь, – это любовь к искусству.
Источник