Таежный клещ биологический прогресс или регресс

Таежный клещ биологический прогресс или регресс

Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) амурский тигр

В) домовый воробей

Д) журавль стерх

Е) большая панда

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А Б В Г Д Е

1) биологический прогресс: А) серая крыса; В) домовый воробей; Г) серый волк

2) биологический регресс: Б) амурский тигр; Д) журавль стерх; Е) большая панда

Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде. Появление новых приспособлений обеспечивает организмам успех в борьбе за существование, сохранение и размножение в результате естественного отбора. Это приводит к вспышке численности и, как следствие, к освоению новых мест обитания и формированию многочисленных популяций.

Биологический прогресс может достигаться тремя основными путями — посредством ароморфоз (арогенеза), аллогенеза (в том числе идиоадаптация) и общая дегенерация (катагенеза). Каждый из путей характеризуется возникновением у организмов определенных приспособлений (адаптаций).

Упрощение организации у паразитических форм (дегенерация) сопровождается совершенствованием репродуктивной системы. Это приводит к их процветанию, т. е. к биологическому прогрессу.

Биологический регресс (от лат. regressus — возвращение, движение назад) — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к условиям обитания. Если у организмов темпы эволюции (формирование приспособлений) отстают от изменений внешней среды и родственных форм, то они не могут конкурировать с другими группами организмов. Это значит, что они будут удаляться естественным отбором. Произойдет снижение численности особей. В результате уменьшится площадь заселенной ими территории и, как следствие, сократится число таксонов. В результате может произойти вымирание данной группы.

Таким образом, биологический регресс — постепенное вымирание систематической группы (вида, рода, семейства и др.) вследствие снижения приспособленности ее особей. Деятельность человека также может приводить к биологическому регрессу некоторых видов. Причиной может быть прямое истребление (зубр, соболь, стеллерова корова и др.). Но это может произойти и в результате сокращения ареалов при освоении новых территорий (дрофа, журавль белый, жаба камышовая и др.). Виды, находящиеся в состоянии биологического регресса, заносятся в Красную книгу и подлежат охране.

Источник

Тест для подготовки к ЕГЭ по биологии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест для подготовки к ЕГЭ по биологии

1. При составлении родословных используется ________________ метод исследования.

2. Рассмотрите таблицу «Уровни организации жизни». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

В клетке происходит обмен веществ, поэтому она является _____________ единицей живого.

Все перечисленные признаки, кроме двух используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, выпадающих из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Размножаются делением надвое

Характерны для растений

Имеют клеточную оболочку из хитина

Не имеют мембранных органоидов.

Установите соответствие между строением или функцией органического вещества и его видом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго.

Строение или функция Вид органического вещества

А) состоят из остатков молекул 1) белки

Б) выполняют роль биологических катализаторов 2) углеводы

В) являются обязательными веществами плазматической мембраны

Г) являются главными источниками энергии

Д) входят в состав клеточной стенки растений и грибов

Е) являются антителами

Какую функцию в клетке не выполняет комплекс Гольджи?

1) Биосинтез белка

Участие в образовании лизосом

Накопление веществ, синтезированных в клетке

Упаковка в мембранные пузырьки белков, липидов, углеводов

Синтез углеводов и липидов.

Все приведенные ниже термины, кроме двух, используют для описания фотосинтеза. Определите два термина, выпадающих из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между процессом и видом обмена веществв клетке, для которого он характерен.

Процесс Вид обмена веществ

А) образование крахмала 1) фотосинтез

Б) Участвуют и-РНК и т-РНК 2) биосинтез белка

В) происходит в ЭПС

Г) Электроны поглощают световую энергию

Д) синтез АТФ за счет энергии Солнца

9. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы происходят во время фазы митоза, изображенной на рисунке?

1) Хромосомы укорачиваются и и утолщаются

2) Вокруг собранных у полюсов хромосом формируются ядерные оболочки

3) Центриоли расходятся к полюсам клетки

4) Нити веретена деления прикрепляются к центромерам

5) Хромосомы располагаются на экваторе клетки

6) Хромосомы обособляются друг от друга, соединены только центромерой

Установите соответствие между организмом и способом его размножения размножения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Организм Способ размножения

А) инфузория-туфелька 1) половое

Б) стафилококк 2) бесполое

Д) дождевой червь

Е) медоносная пчела

Установите соответствие между признаком и стадией эмбрионального развития ланцетника, для которой он характерен.

Признак Стадия развития

А) есть первичный рот 1) бластула

Б) формируется из зиготы 2) гаструла

В) включает эктодерму, энтодерму и мезодерму

Г) ее стенка – многослойная

Д) ее стенка – однослойная

12 . Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К взаимодействию неаллельных генов относятся:

Г) Полное доминирование

Е) Неполное доминирование

13. Установите соответствие между признаками и царствами живых организмов.

А) не имеют оформленного ядра 1) Грибы

Б) есть митохондрии 2) Бактерии

В) способны к хемосинтезу

Г) автотрофы и гетеротрофы

Д) размножаются спорами

Е) образуют микоризу

14. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Грибы, как и растения.

Способны к фотосинтезу

Обладают неограниченным ростом

Центральную часть клетки занимает крупная вакуоль

Поглощают вещества в виде растворов

Запасное вещество – гликоген

15. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1) У растений семейства Розоцветные цветки собраны в соцветие колос.

2) Листья розоцветных могут быть простыми и сложными с сетчатым жилкованием.

3) Розоцветные часто вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями.

4) Большинство розоцветных – ветроопыляемые растения.

5) Для розоцветных характерны сложные и ложные плоды.

16. Установите соответствие между особенностями и классом животного, для которого они характерны.

А) раковина хорошо развита 1) Головоногие моллюски

Б) реактивный принцип движения 2) Брюхоногие моллюски

В) обитают только в морской воде

Г) органы выделения представлены одной почкой

Д) раздельнополые, развитие прямое

Е) гермафродиты или раздельнополые, развитие прямое или с личинкой

17 . Установите последовательность процессов, происходящих в коже человека и обеспечивающих терморегуляцию при понижении внешней температуры.

1) уменьшение теплоотдачи

2) происходит сужение мелких сосудов кожи

3) терморецепторы получают информацию

4) уменьшение количества крови, протекающей через кожу

5) информация поступает в нервный центр гипоталамуса.

18. Установите соответствие между признаком виноградной улитки и критерием вида, для которого он характерен.

Признак Критерий вида

А) питается частями растений 1) экологический

Б) обитает на суше, на лугах 2) морфологический

В) раковина цельная, без крышечки

Г) незамкнутая кровеносная система, есть сердце

Д) есть голова, туловище и нога

Е) преимущественно активна вечером

19. Установите последовательность этапов формирования приспособленности в процессе эволюции:

1) действие движущей формы естественного отбора

2) изменение условий обитания

3) сохранение особей с полезными мутациями

4) возникновение случайных мутаций у особей популяции

5) формирование популяции с полезными признаками в изменившихся условиях.

20. Проанализируйте таблицу «Доказательства эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Объект (предмет) изучения

флора и фауна континентов

1) эндемики озера Байкал

2) условия внешней среды

6) крылья летучих мышей и бабочек

7) рудименты человека

8) полезные ископаемые

21 . Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

отсутствие органов пищеварения у плоских червей

появление цветка и плода

СПИСОК ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ:

1) биологический прогресс

2) наличие перепончатых конечностей у водоплавающих птиц

3) наличие теплокровности у хордовых животных

6) биологический регресс

22. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений:

1) возникновение фотосинтеза

2) образование корневой системы

3) образование семян

4) возникновение покровных тканей

23 . Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которых он характерен.

Признак Группа организмов

А) генетически закрытая система 1) вид 2) популяция

Б) особи из одной группы могут перемещаться в другие группы

В) минимальная группа, способная эволюционировать

Г) разные группы способны скрещиваться и давать жизнеспособное потомство

Д) обладает репродуктивной изоляцией от других аналогичных групп

24. Установите последовательность процессов, происходящих при вторичной сукцессии:

1) формируется ельник

2) участок зарастает травами

3) возникает смешанный лес

4) вырубка ельника

5) появляются кустарники

6) развивается лиственный лес

7) появляется подрост из елей.

25. Установите соответствие между примером и доказательством эволюции, к которому он относится.

Пример Доказательство эволюции

А) Окаменелости 1) палеонтологические

Б) рудименты 2) сравнительно-анатомические

В) филогенетические ряды

Г) переходные формы

Д) гомологичные органы

Е) аналогичные органы

Назовите не менее четырех основных факторов, способствовавших эволюции человека и приведших к появлению вида Человек разумный.

2 , Что является ограничивающим фактором для арктической Белоклювой гагары? В чем суть закона ограничивающего фактора?

3 . Найдите три ошибки в приведённом тексте «Редуценты». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1) Редуценты — это гетеротрофные организмы, питающиеся органическими остатками и разлагающие их до минеральных веществ. (2) Их делят на голозоев и фаготрофов. (3) К редуцентам относят сапротрофные бактерии и грибы. (4) Редуценты занимают первый трофический уровень в цепях питания. (5) Они присутствуют во всех экосистемах.

4 . Какую роль в круговороте азота растения, азотфиксирующие бактерии, нитрифицирующие бактерии и животные?

5 . В чем заключается опасность воздействия человека на биосферу состоит? Укажите не менее четырех примеров и поясните их.

6. Какой хромосомный набор содержат клетки зоны деления корня и эндосперма ландыша майского? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

7. Голубоглазая женщина с 3-ей группой крови (ее родители имели третью и первую группу) вышла замуж за кареглазого мужчину со 2-ой группой крови (его отец имел голубые глаза и первую группу крови). Определите генотипы родителей. Какие могут родиться дети в этом браке?

Источник

Таежный клещ биологический прогресс или регресс

Верны ли следующие суждения о направлениях эволюции?

А. Упрощение в строении животных, связанные с паразитическим образом жизни, относят к биологическому регрессу.

Б. Возникновение класса Насекомые, сопровождавшееся повышением общего уровня их организации,&nbsp— пример ароморфоза.

Б — верно, т. к. повышение общего уровня организации при возникновении класса Насекомых — это пример ароморфоза.

А — неверно, т. к. Упрощение в строении животных, связанные с паразитическим образом жизни, относят к дегенерации. А дегенерация, как и ароморфоз и идиоадаптации, тоже относится биологическому прогрессу.

Палеонтолог А. Северцов (1912-1939) предложил различать в истории развития организмов два состояния, которые он назвал биологическим прогрессом и биологическим регрессом.

Биологический прогресс характеризуется следующими признаками:

1) Увеличение численности особей;

2) Расширение ареала распространения;

3) Усилением дифференциации прежней группы на новые (виды, подвиды);

Биологический регресс противоположен прогрессу и характеризуется:

1) Уменьшением численности особей;

2) Сокращением ареала распространения;

3) Уменьшением числа систематических группировок;

Преобразование одной группы организмов в другую происходит в состоянии биологического прогресса, когда начинается дифференциация исходной группы на новые систематические группы. Биологический регресс приводит в конце концов к вымиранию.

Дегенерация – путь эволюции, связанный с переходом в более простую среду обитания и ведущий к упрощению строения и образа жизни.

Общая дегенерация как путь биологического прогресса наблюдается у многих форм и связана главным образом с переходом к паразитическому или сидячему образу жизни. Упрощение организации вовсе не означает вымирание данной группы. Многие паразитические организмы процветают, несмотря на упрощение своей организации.

Во многих источниках упоминается термин:

Общая дегенерация – катагенез — как, морфофизиологический регресс.

Что вводит многих в заблуждение при выборе правильного ответа.

Источник

Читайте также:  Как дышит клещ при укусе
Оцените статью
Избавляемся от вредителей