- Тест по теме Взаимоотношения между организмами
- Урок биологии в 11 классе «Конкурентные взаимодействия»
- Тест по теме «Биотические факторы среды»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Тест по теме Взаимоотношения между организмами
А) бычий цепень и человек
Б) блоха и млекопитающее
В) осина и подосиновик
Г) гриб и водоросль в лишайнике
Д) клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений
1) симбиоз
2) паразитизм
Верный ответ: 22111
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1377.
А) отношения зайца и лисицы
Б) отношения печеночного сосальщика и коровы
В) всегда приводит к гибели одного из организмов
Г) один организм обитает внутри другого, нанося ему вред
Д) отношения печеночного сосальщика и малого прудовика
Е) один организм обитает поблизости от другого
1) паразитизм
2) хищничество
Верный ответ: 212112
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1489.
А) щука и речной окунь
Б) бабочка-капустница и бабочка-репница
В) береза и подберезовик
Г) носорог и воловьи птицы
Д) картофель и пырей ползучий
Е) бобы и клубеньковые бактерии
1) конкуренция
2) симбиоз
Верный ответ: 112212
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1601.
А) широкий лентец — рыба
Б) острица — человек
В) рысь — заяц-беляк
Г) аскарида — лошадь
Д) филин — лесная мышь
Е) гидра — дафния
1) паразит — хозяин
2) хищник — жертва
Верный ответ: 112122
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1713.
А) клевер и клубеньковые бактерии
Б) актиния и рак-отшельник
В) подберёзовик и берёза
Г) аскарида и человек
Д) головня и пшеница
Е) малярийный плазмодий и комар
Источник
Урок биологии в 11 классе «Конкурентные взаимодействия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
организовать самостоятельную работу учащихся по поиску необходимой учебной информации;
продолжить формировать и углублять знания учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;
показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: наглядные материалы, демонстрирующие конкурентные взаимодействия.
Методы : репродуктивные, частично-поисковые.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, проблемные технологии.
Письменные ответы по карточкам:
Задание: Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.
В течение своей жизни нападает на одну, иногда несколько особей.
В течение своей жизни нападает на большое число особей.
Поедает только часть вещества своей жертвы.
Поедает практически всю жертву.
Приводит свою жертву к гибели.
Наносит вред жертве, но редко приводит её к быстрой гибели.
Цикл развития тесно связан с жертвой.
Нападает на жертву и сам ею питается.
Нападает на жертву, но сам ею не питается.
Паразит: 1, 3, 6, 7, 9.
Задание: Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.
Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида
Особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух и более видов.
Ответ: 1 – 3, 2 – 1, 3 – 2.
Задание: Взаимодействие двух организмов теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов «+», «-» и «0», где «+» обозначает улучшение положения для организмов, «- » — его ухудшение и «0» — отсутствие значимых изменений при взаимодействии.
Поставьте напротив предложенных типов биотических взаимодействий соответствующую пару символов.
2. Письменный ответ у доски.
Задание: составьте схему «Основные типы экологических взаимодействий».
3. Тестирование. Вариант 1
1. В какой тип отношений вступают рак-отшельник и актиния?
2. Как называют отношения березы и обитающего на ней трутовика?
3. Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит
1) микориза корней цветковых растений и гифов шляпочных грибов
2) обитание кожного клеща на шерсти собаки
3) подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц
4) образование финны плоского червя в теле быка
4. Какой из приведенных примеров иллюстрирует конкурентные отношения между организмами?
2) дуб – белый гриб
3) корова – бычий цепень
4) клевер красный – шмель
5. Установите соответствие между примерами и типом взаимоотношений организмов.
А) гидра – дафния
Б) рысь – заяц-беляк
В) аскарида – человек
Г) черный коршун – лесная полевка
Д) таежный клещ – лесная мышь
Е) бычий цепень – копытное животное
Ответы: 1 — 1, 2 – 2, 3 – 1, 4 – 1,
Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:
В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:
Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:
6. Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
7. Отношения «паразит – хозяин» состоят в том, что паразит:
1) не оказывает существенного влияния на хозяина
2) всегда приводит хозяина к смерти
3) приносят определенную пользу хозяину
4) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.
8. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:
9. Хищники в природном сообществе:
1) уничтожают популяцию жертв
2) способствуют росту популяции жертв
3) оздоровляют популяцию жертв и регулируют её численность
4) не влияют на численность популяции жертв
10. Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:
1) основным хозяином
2) промежуточным хозяином
Ответы: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 3, 4 – 4, 5 – 2, 6 – 3, 7 – 4, 8 – 3, 9 — 3, 10 – 1.
Взаимопроверка, подведение результатов
II .Изучение нового материала
Работа учащихся с текстом учебника (с. 308 – 311) с целью знакомства с конкуренцией как одним из видов отрицательных взаимоотношений между организмами.
Задание 1 . Внимательно прочитайте текст (с.308 – 311) и ответьте на вопросы:
1.2.Какова биологическая основа возникновения конкуренции?
Ответы: 1) Конкуренция — сталкивание, соперничество, соревнование.
У организмов возникают сходные потребности. Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов (когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции).
Задание 2. Опишите особенности конкурентных отношений внутри одного вида на примере территориальности.
Задание 3. Ответьте на вопросы:
3.1. В чем особенности межвидовой конкуренции?
3.2. Каковы формы её проявления?
(От жестокой борьбы до почти мирного сосуществования, но, как правило, из двух видов с одинаковыми потребностями, один обязательно вытесняет другой).
3.3. Приведите примеры межвидовой конкуренции.
3.4. В чем заключается принцип Гаузе?
(Два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут. Конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями).
Задание 4. Рассмотрите рисунок и объясните, как уживаются между собой виды со сходными экологическими потребностями (на примере насекомоядных птиц). Ответ искать на стр. 311.
Ответ: В сообществе совместно уживаются только те виды, которые хотя бы немного разойтись в экологических требованиях. Насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.
Задание 5. Ответьте на вопросы:
5.1. К чему в итоге приводит межвидовая конкуренция?
Ответ: либо вытеснение одного из двух видов из сообщества, либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.
5.2. Какой тип конкуренции наиболее важен в формировании видового состава сообщества?
Задание 6. Сформулируйте вывод по данной теме, вставляя в текст пропущенные слова.
Вывод: все формы биологических связей между … (видами) служат … … (регуляторами численности) животных и растений в биоценозе, определяя степень его … (устойчивости) , причем, чем богаче … … (видовой состав) биоценоза, тем … (устойчивее) сообщество в целом.
В ходе эволюции и развития экосистем существует тенденция к … (уменьшению) роли отрицательных взаимодействий за счет положительных, увеличивающих выживание обоих видов. Поэтому в зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий … (меньше), чем в молодых.
IV . Закрепление изученного материала
Задание: охарактеризовать сущность и привести примеры различных взаимоотношений в виде таблицы, заполнить последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак—отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.
Примеры взаимоотношений данного типа
Пшеница – бодяк полевой
Наездник-трихограмма – яйца капустной белянки
Источник
Тест по теме «Биотические факторы среды»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тест по теме «Биотические факторы среды»
1. Какое влияние оказывает паразит на промежуточного хозяина? 1) вступает с ним в симбиотические отношения 2) приносит вред, но не приводит к его гибели 3) способствует повышению его плодовитости 4) усиливает его невосприимчивость к инфекциям
2. В норах степных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых. Такой тип взаимоотношений между видами называется 1) конкуренция 2) квартиранство 3) паразитизм 4) нахлебничество
3. Какой тип отношений существует между обитающими в одной экосистеме лисицей и грызунами? 1) хищничество 2) конкуренция 3) нейтрализм 4) симбиоз
4. Конкуренция – это отношения между 1) хищниками и жертвами 2) живыми организмами и абиотическими факторами 3) паразитами и хозяевами 4) организмами со сходными потребностями
5. Взаимоотношения цветковых растений и пчёл – пример симбиоза, так как пчёлы 1) наносят вред растениям, поедая пыльцу и нектар 2) обитают с растениями в одних и тех же условиях 3) обеспечивают расселение растений 4) опыляют растения, собирая пыльцу и нектар
6. Взаимоотношения серой жабы и голого слизня называют хищничеством, так как 1) они обитают в сходных условиях 2) слизни – объекты питания жаб 3) жабы – промежуточный хозяин слизня 4) оба вида конкурируют из-за мест обитания
7. Отношения между васильком синим и рожью, растущими на одном поле, – пример 1) паразитизма 2) конкуренции 3) симбиоза 4) хищничества
8. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют 1) конкуренцией 2) хищничеством 3) симбиозом 4) паразитизмом
9. Сожительство двух организмов, из которого оба извлекают пользу – это 1) хищничество 2) квартирантство 3) конкуренция 4) симбиоз
10. Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности 1) белок 2) лисиц 3) ласок 4) дроздов 5) паразитов 6) кротов
11. Конкурентные отношения между организмами в экосистемах характеризуются 1) угнетением видами друг друга 2) ослаблением внутривидовой борьбы 3) созданием среды одними видами для других 4) поеданием одних видов другими
12. Конкуренция в экосистеме существует между 1) дубом и березой 2) елью и черникой 3) елью и ландышем 4) дубом и белым грибом
13. Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений. ПАРЫ ЖИВОТНЫХ А) гидра – дафния Б) рысь – заяц-беляк В) аскарида – человек Г) черный коршун – лесная полевка Д) таежный клещ – лесная мышь Е) бычий цепень – копытное животное ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 1) паразит – хозяин 2) хищник – жертва
14. Тип взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений – 1) паразит – хозяин 2) хищник – жертва 3) конкуренция за пищу 4) симбиотические
15. Какие взаимоотношения в биоценозе степи характерны для диких копытных животных разных видов? 1) хищничество 2) конкуренция 3) симбиоз 4) нейтрализм
16. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между 1) березами и елями 2) березами и грибами-трутовиками 3) тлями и муравьями 4) ежами и насекомоядными птицами 5) березами и подберезовиками 6) черемухой и опыляющими ее мухами
17. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они 1) питаются сходной пищей 2) имеют примерно одинаковые размеры тела 3) имеют немногочисленное потомство 4) относятся к классу млекопитающих
18. Установите соответствие между животными и типом взаимоотношений между ними. ЖИВОТНЫЕ А) блоха и кошка Б) эхинококк и собака В) гидра и дафния Г) волк и рысь Д) лисица и мышь Е) рак-отшельник и актиния ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 1) симбиоз 2) паразит – хозяин 3) хищник – жертва 4) конкуренция
19. Возрастание численности белок в лесу в связи с большим урожаем семян ели относят к факторам 1) биотическим 2) климатическим 3) абиотическим 4) антропогенным
20. Установите соответствие между примером отношений организмов в природе и их формой. ПРИМЕР ОТНОШЕНИЙ А) борьба воробьёв и скворцов за место гнездования Б) токование тетеревов в лесу В) образование колоний у грачей Г) поселение блох на теле млекопитающего Д) питание лисицы грызунами Е) питание щуки и окуня одинаковой пищей ФОРМА ОТНОШЕНИЙ 1) взаимопомощь 2) конкуренция 3) паразитизм 4) хищничество
21. Как называют тип отношений между грибом-трутовиком и берёзой, на которой он обитает? 1) хищничеством 2) паразитизмом 3) конкуренцией 4) симбиозом
22. Установите соответствие между примером и типом пищевых отношений, который иллюстрируется этим примером. ПРИМЕР А) львы и гиены Б) носорог и воловьи птицы В) акула и рыба-прилипало Г) муравьи и тля Д) термиты и целлюлозоразрушающие бактерии Е) бобовые растения и клубеньковые бактерии ТИП ОТНОШЕНИЙ 1) симбиоз 2) нахлебничество
23. Отношения типа «хищник – жертва» наблюдаются у 1) коровы и печёночного сосальщика 2) рака-отшельника и актинии 3) острицы и человека 4) гидры и дафнии
24. Причиной резкого увеличения численности отдельных видов в экосистеме может быть 1) увеличение кормовых ресурсов 2) увеличение видового разнообразия 3) обострение конкуренции между видами 4) обострение внутривидовой борьбы за существование
25. Верны ли следующие суждения о связях видов в экосистеме? А. Сожительство гриба с корнями высших растений (микориза) – пример симбиотических отношений. Б. Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений – пример конкурентных отношений в биоценозе. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
26. Среди перечисленных организмов укажите такие, отношения между которыми нельзя назвать симбиотическими. 1) культурные и сорные растения 2) бобовые растения и клубеньковые бактерии 3) белый гриб и дуб 4) рак-отшельник и актиния
27. В какой среде обитают взрослые особи животных-паразитов, у которых произошло упрощение организации? 1) водной 2) наземно-воздушной 3) почвенной 4) живом организме
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 800 человек из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 22 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 304 человека из 63 регионов
Номер материала: ДБ-1142531
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник