Там где мечтают зеленые муравьи 1984

arbodhy

arbodhy

Рецензия на фильм Вернера Херцога «Там, где мечтают зеленые муравьи».

Малоизвестный фильм «Там, где живут зеленые муравьи» Вернера Херцога представляется мне маленьким шедевром, слабосильным по своему звучанию в шумном многоголосии различных политических лозунгов и культурной свалке, но достаточно смелым, чтобы вступиться за тех, у кого в этом мире голоса нет. Большую часть своей карьеры Херцог посвятил исследованию стремительно вымирающих первобытных культур, удачно совмещая в своем творчестве сильную документалистику и игровую режиссуру. «Там, где живут зеленые муравьи» родился на стыке этих жанров, став экологическим манифестом в защиту аборигенов Австралии, которые в какие-то 200 лет утратили право на свою землю, оказавшись за бортом прогрессивного человечества и гражданских прав.

События картины разворачиваются приблизительно в настоящем времени (1984 год), тем самым подчеркивая изменения в форме вытеснения коренных народов с их исконных земель. Если до этого гуманизм был идеологией сугубо европейской и не мешал варварским захватам богатых территорий Южной и Северной Америки, Африки и Австралии, то с момента окончания Второй Мировой войны, а вернее будет сказать с признания суверенитета африканских стран, мировое сообщество заговорило о правах тех народностей, которых не коснулась цивилизация. Вымирающие культуры под свою защиту взяла ООН. Теперь, когда американская добывающая компания AIRS наткнулась на урановые месторождения где-то в сердце Австралии, лишь через суд она может согнать местные племена Ворора и Риратингу, для которых эти месторождения 40 тысяч лет служили местом поклонения божествам — зеленым муравьям, приходящим сюда грезить.

Изначально AIRS позиционирует себя как социально ответственная компания, готовая к мирным переговорам с туземцами. Один из сотрудников налаживает коммуникации с местным вождем и шаманом, добросовестно пытается вникнуть в суть отношения этих людей к земле и к их храму. Складывается ощущение, что, по крайней мере, будет заключено полюбовное соглашение, и если аборигены и лишаться своей земли, то сделают это добровольно и бескровно. Только белыми нитками шито, что цивилизация и ее корпорации не остановятся ни перед чем в погоне за прибылью, и если есть совесть у одного сотрудника AIRS, то у самой компании совести не было с момента ее регистрации. Все что остается, это проникаться мировоззрением наивных аборигенов, пока есть возможность, ведь у подобной битвы всегда один исход, даже если такую битву пытаются загнать в рамки закона и прав человека.

Бросается в глаза, насколько Вернер Херцог любовно относится к выбранной ему теме. «Там, где живут зеленые муравьи» полны пресловутого гуманистического пафоса и сочувствия. Причем Херцог не выставляет компании некими чудовищами, которые ногами пинают туземцев, но симпатии его явно лежат на стороне коренного населения. Режиссер снял настоящих аборигенов, воспроизвел их песни, верования и обычаи, немного в ироничной, но очень теплой манере. В фильме есть, на мой взгляд, два потрясающих кадра, в которых Херцог демонстрирует не только привязанность аборигенов к своей земле, но и их чуждость «цивилизации», инакость. Первый раз он показывает супермаркет, в котором аборигены регулярно собираются, став местной достопримечательностью, так как раньше на этом месте было их священное дерево, где они молились о детях. Второй раз, когда от аборигенов откупаются старым самолетом, в котором те разводят костер. И ни разу Вернер Херцог не показывает их глупыми и абсолютно лишними в этом новом мире, за которым они не успели. Скорее наоборот, он утверждает, что цивилизации нет места на их земле, где они жили сорок тысяч лет и вкладывает в уста вождя племени очень правильные слова: «Что если я приду в ваш храм и взорву его?».

Читайте также:  После удаления клеща шишечка

А тем временем в суде не может сказать свое слово другой абориген, потому что на земле нет ни одного человека, который бы его понял. Он — последний представитель своего племени. Он — укор этой цивилизации. Укор, который уже никто не в состоянии услышать. И по своему воздействию он сильнее, чем тысячи манифестов.

Источник

Все отзывы о фильме Там, где мечтают зеленые муравьи

Wo die grünen Ameisen träumen (1984, Германия, Австралия) , IMDb: 7

Лучшие отзывы о фильме «Там, где мечтают зеленые муравьи»

Обращение Вернера Херцога к проблематике австралийской глубинки и попытки коммуникаций между местными аборигенами и пришедшими чужаками с Запада. Во время разведывательной геологической экспедиции по пустыням Австралии, представители британской компании внезапно сталкиваются со стоящими прямо перед бульдозером загорелыми парнями из местных племен, которые с серьезным выражением на лице уверяют, что никакой активности здесь проявлять не стоит, ибо тут спят зеленые муравьи и если разбудить их, то наступит конец света или что-то подобное тому. Британцы пытаются как-то мирно и деликатно объяснить ситуацию с одной стороны, и понять, чего хотят аборигены, с другой. Посредником на переговорах назначают совершенно обычного парня Лэнса (Брюс Спенс), который постепенно начинает проникаться философией местного племени, осознавая, насколько грубыми и жесткими являются попытки искать компромисс со стороны приезжих представителей промышленности.

Фильм поставлен по реальной истории, которая произошла между швейцарской горнодобывающий компанией и австралийскими аборигенами в 70-х, о чем Херцог узнал, когда прилетал туда на один из кинофестивалей. Кстати, сцены процесса, показанные в фильме, используют реальные диалоги, которые режиссер достал в архивах. Но больше всего во всей истории режиссера очаровало и захватило все то, что связано с культурой местных племен. Обилие разных языков, многие из которых ныне мертвы. Верования и ритуалы, такие странные для нас и столь важные, священные для самих аборигенов. Они даже не разрешили показывать в фильме не то, что настоящие предметы из их культуры, но и копии их, а также тщательно изучили имена, звучащие в фильме – ни одного не должно было совпасть с умершими недавно людьми. Единственное, зеленых муравьев и их грезы придумал сам режиссер. То есть каких-то реальных верований и мифологии австралийских коренных жителей в этом нет. При этом особо эту тему разрабатывать Херцог не собирался, поэтому если кто-то не понял, что за муравьи и что же за сны они там видят, это не только нормально, но и правильно, ведь фильм совершенно не документальное исследование истории и культуры австралийских аборигенов, это картина о непонимании не только западным человеком местных жителей, но ими европейцев. При этом, что приятно, режиссер не сильно включает нравоучительный тон и не пытается огульно поливать критикой западный мир, как это принято делать в подобных фильмах, хотя нет-нет, да нотка укора проскакивает.

Другим интересным моментом фильма является его колоратурная структура. Как известно, Вернор Херцог снимает фильм в цветах, соответствующих географическим и временным контекстам того или иного фильма и поэтому если фильм об австралийской природе, то красные и оранжевые оттенки доминируют в цветовой гамме фильма, соответствующе меняется и темп фильма. Единственное, что остается неизменным, так это ощущение сна от всего фильма. Режиссер вновь предпочитает передать свои мысли и замечания посредством каких-то сомнабулических построений и оборачивает его в привычную логическую форму, что должно радовать сложившуюся армию поклонников. С другой стороны, именно с этого фильма становится очевидно, что именно художественная сторона творчества режиссера сдает свои позиции и Херцог еще снимет несколько приличных фильмов, но уровня силы и энергии «Строшека» или «Фицкарральдо» ему уже никогда не достичь, судя по всему.

Читайте также:  Что такое медикаментозный клещ

Малоизвестный фильм «Там, где живут зеленые муравьи» Вернера Херцога представляется мне маленьким шедевром, слабосильным по своему звучанию в шумном многоголосии различных политических лозунгов и культурной свалке, но достаточно смелым, чтобы вступиться за тех, у кого в этом мире голоса нет. Большую часть своей карьеры Херцог посвятил исследованию стремительно вымирающих первобытных культур, удачно совмещая в своем творчестве сильную документалистику и игровую режиссуру. «Там, где живут зеленые муравьи» родился на стыке этих жанров, став экологическим манифестом в защиту аборигенов Австралии, которые в какие-то 200 лет утратили право на свою землю, оказавшись за бортом прогрессивного человечества и гражданских прав.

События картины разворачиваются приблизительно в настоящем времени (1984 год), тем самым подчеркивая изменения в форме вытеснения коренных народов с их исконных земель. Если до этого гуманизм был идеологией сугубо европейской и не мешал варварским захватам богатых территорий Южной и Северной Америки, Африки и Австралии, то с момента окончания Второй Мировой войны, а вернее будет сказать с признания суверенитета африканских стран, мировое сообщество заговорило о правах тех народностей, которых не коснулась цивилизация. Вымирающие культуры под свою защиту взяла ООН. Теперь, когда американская добывающая компания AIRS наткнулась на урановые месторождения где-то в сердце Австралии, лишь через суд она может согнать местные племена Ворора и Риратингу, для которых эти месторождения 40 тысяч лет служили местом поклонения божествам — зеленым муравьям, приходящим сюда грезить.

Изначально AIRS позиционирует себя как социально ответственная компания, готовая к мирным переговорам с туземцами. Один из сотрудников налаживает коммуникации с местным вождем и шаманом, добросовестно пытается вникнуть в суть отношения этих людей к земле и к их храму. Складывается ощущение, что, по крайней мере, будет заключено полюбовное соглашение, и если аборигены и лишаться своей земли, то сделают это добровольно и бескровно. Только белыми нитками шито, что цивилизация и ее корпорации не остановятся ни перед чем в погоне за прибылью, и если есть совесть у одного сотрудника AIRS, то у самой компании совести не было с момента ее регистрации. Все что остается, это проникаться мировоззрением наивных аборигенов, пока есть возможность, ведь у подобной битвы всегда один исход, даже если такую битву пытаются загнать в рамки закона и прав человека.

Бросается в глаза, насколько Вернер Херцог любовно относится к выбранной ему теме. «Там, где живут зеленые муравьи» полны пресловутого гуманистического пафоса и сочувствия. Причем Херцог не выставляет компании некими чудовищами, которые ногами пинают туземцев, но симпатии его явно лежат на стороне коренного населения. Режиссер снял настоящих аборигенов, воспроизвел их песни, верования и обычаи, немного в ироничной, но очень теплой манере. В фильме есть, на мой взгляд, два потрясающих кадра, в которых Херцог демонстрирует не только привязанность аборигенов к своей земле, но и их чуждость «цивилизации», инакость. Первый раз он показывает супермаркет, в котором аборигены регулярно собираются, став местной достопримечательностью, так как раньше на этом месте было их священное дерево, где они молились о детях. Второй раз, когда от аборигенов откупаются старым самолетом, в котором те разводят костер. И ни разу Вернер Херцог не показывает их глупыми и абсолютно лишними в этом новом мире, за которым они не успели. Скорее наоборот, он утверждает, что цивилизации нет места на их земле, где они жили сорок тысяч лет и вкладывает в уста вождя племени очень правильные слова: «Что если я приду в ваш храм и взорву его?».

А тем временем в суде не может сказать свое слово другой абориген, потому что на земле нет ни одного человека, который бы его понял. Он — последний представитель своего племени. Он — укор этой цивилизации. Укор, который уже никто не в состоянии услышать. И по своему воздействию он сильнее, чем тысячи манифестов.

Читайте также:  Как избавиться от риэлтора при продаже квартиры

Источник

Там где мечтают зеленые муравьи 1984

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • November 2021
    1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30

Обращение Вернера Херцога к проблематике австралийской глубинки и попытки коммуникаций между местными аборигенами и пришедшими чужаками с Запада. Во время разведывательной геологической экспедиции по пустыням Австралии, представители британской компании внезапно сталкиваются со стоящими прямо перед бульдозером загорелыми парнями из местных племен, которые с серьезным выражением на лице уверяют, что никакой активности здесь проявлять не стоит, ибо тут спят зеленые муравьи и если разбудить их, то наступит конец света или что-то подобное тому. Британцы пытаются как-то мирно и деликатно объяснить ситуацию с одной стороны, и понять, чего хотят аборигены, с другой. Посредником на переговорах назначают совершенно обычного парня Лэнса (Брюс Спенс), который постепенно начинает проникаться философией местного племени, осознавая, насколько грубыми и жесткими являются попытки искать компромисс со стороны приезжих представителей промышленности.

Фильм поставлен по реальной истории, которая произошла между швейцарской горнодобывающий компанией и австралийскими аборигенами в 70-х, о чем Херцог узнал, когда прилетал туда на один из кинофестивалей. Кстати, сцены процесса, показанные в фильме, используют реальные диалоги, которые режиссер достал в архивах. Но больше всего во всей истории режиссера очаровало и захватило все то, что связано с культурой местных племен. Обилие разных языков, многие из которых ныне мертвы. Верования и ритуалы, такие странные для нас и столь важные, священные для самих аборигенов. Они даже не разрешили показывать в фильме не то, что настоящие предметы из их культуры, но и копии их, а также тщательно изучили имена, звучащие в фильме – ни одного не должно было совпасть с умершими недавно людьми. Единственное, зеленых муравьев и их грезы придумал сам режиссер. То есть каких-то реальных верований и мифологии австралийских коренных жителей в этом нет. При этом особо эту тему разрабатывать Херцог не собирался, поэтому если кто-то не понял, что за муравьи и что же за сны они там видят, это не только нормально, но и правильно, ведь фильм совершенно не документальное исследование истории и культуры австралийских аборигенов, это картина о непонимании не только западным человеком местных жителей, но ими европейцев. При этом, что приятно, режиссер не сильно включает нравоучительный тон и не пытается огульно поливать критикой западный мир, как это принято делать в подобных фильмах, хотя нет-нет, да нотка укора проскакивает.

Другим интересным моментом фильма является его колоратурная структура. Как известно, Вернор Херцог снимает фильм в цветах, соответствующих географическим и временным контекстам того или иного фильма и поэтому если фильм об австралийской природе, то красные и оранжевые оттенки доминируют в цветовой гамме фильма, соответствующе меняется и темп фильма. Единственное, что остается неизменным, так это ощущение сна от всего фильма. Режиссер вновь предпочитает передать свои мысли и замечания посредством каких-то сомнабулических построений и оборачивает его в привычную логическую форму, что должно радовать сложившуюся армию поклонников. С другой стороны, именно с этого фильма становится очевидно, что именно художественная сторона творчества режиссера сдает свои позиции и Херцог еще снимет несколько приличных фильмов, но уровня силы и энергии «Строшека» или «Фицкарральдо» ему уже никогда не достичь, судя по всему.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей