Таракан дрова рубил комар водушку носил

Сценарий народного праздника «Семенов день»

Наталья Кондратьева
Сценарий народного праздника «Семенов день»

Сценарий народного праздника «Семенов день»

Цель: создание условий для приобщения детей к истокам русской культуры.

— знакомить с традициями русского народа;

— развивать творческих способностей детей;

— воспитывать интереса к устному народному творчеству.

Предварительная работа: беседы об осени, чтение стихов и рассматривание иллюстраций, разучивание русских народных песен, игр, закличек. Оформление выставки рисунков «Здравствуй, осень». Работа с детьми и родителями по ознакомлению с народным праздником «Семенов день».

Оформление зала: зал декорирован под русскую избу: печка, лавки, большой стол с самоваром и угощением, все участники праздника одеты в русские народные костюмы.

Звучит аудиозапись «К нам гости пришли» Слова М. Ивенсен, музыка А. Александрова.

В зал входят гости. Хозяйка сидит печи.

Хозяйка: Здравствуйте гости! Милости прошу!

У порога не толпитесь, поближе к печи садитесь.

Кто помнит, кто знает, какой праздник сегодня народ отмечает?

Дети: Семенов день.

Хозяйка: Правильно, сегодня Семенов день или Семен-листопадник. Встреча осени.

Ну-ка, народ, становись в хоровод, осень закликивать будем.

(Исполняется русская народная закличка «Осень, в гости просим»)

Осень, осень, в гости просим,

Осень, осень, погости

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Осень: А вот и я! Привет осенний вам друзья!

Хозяйка: Здравствуй, осень. Дружно все встаем, песню осени споем.

Исполняется хоровод-игра «Здравствуй, осень» Слова Е. Благининой, музыка Е. Тиличеевой.

Осень: Слышала, про Семенов день говорили? Что вы об этом празднике знаете?

Хозяйка: Да мы много чего о Семене-дне знаем. Давайте осени расскажем и покажем.

Родители, дети рассказывают и показывают.

• Все стремились в этот день совершать добрые дела, быть милосердными.

• С этого дня в старину начинали праздновать свадьбы.

• Этот день отмечался на Руси по-особенному. Люди собирались друг к другу в гости и не расходились до утра Песни пели, хороводы водили, в игры играли.

Хозяйка: А ну, честной народ, заводите хоровод.

Исполняется игра – хоровод «Шел козел по лесу».

• В этот день перебирались обычно в новые дома и справляли новоселье: «Переходы в Семенов-день на новоселье – счастье и веселье.»

• С Семена-дня начинали убирать картошку, сушить и мять лен.

Осень: Ребята, а вы умеете картошку собирать? Выходите, сноровку покажите.

Проводится игра «Собери картофель»

Осень: Что делают изо льна, вы знаете?

Дети: Нитки, шьют одежду, постельное белье, полотенца.

Хозяйка: Хоровод мы заведем, да про лен споем.

Исполняется хоровод «Лен зеленый»

Хозяйка: Был такой забавный обряд – девушки свои лучшие наряды одевали, из дома мух да других насекомых полотенцем выгоняли. Да мы сейчас покажем.

Девочки с полотенцами в руках исполняют обрядовую песню. «Таракан дрова рубил, комар водушку носил, в грязи ножку увязил. Вошка парилася, да ударилася ненароком – правым боком: ребро вывихнула. Клопы подымали, живот надорвали»

Осень: Что-то наши взрослые заскучали, давно не играли? Давайте поиграем, я начну, а вы продолжите.

Игра «Дополни примету»

Если на Семен-день теплая погода… (то вся зима будет тепла);

Если Марфа грязна вышла… (то осень должна быть дождливой);

На Семен-день ветер дует из южного края (будет зима гнилая или теплая);

Если в этот день ветер из-под солнца… (зимой ветры будут с севера);

Сухая осень, коли на Семен-день… (сухо);

На Семеновы осенины много тенетника… (осень долгая да ясная);

На Семена ясно… (осень ведренная);

Если гуси улетают на Семен-день… (жди ранней зимы.

Осень: Мне очень у вас понравилось, я рада что вы любите народные праздники, знаете традиции своего народа.

Хозяйка: По старой доброй традиции, милости прошу к праздничному столу.

Сценарий развлечения «День народного единства» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» Ленинградской области города Кириши. Тема: День народного.

Сценарий праздника «В гостях у осени. Семенов день» Цель: Возрождение и сохранение народных традиций, праздников. Ведущая: Здравствуйте, гости званные и желанные. В народном календаре осенью.

День народного единства. Сценарий праздника «Горжусь тобой, Россия» «Горжусь тобой Россия» (День народного единства)Музыкальный руководитель ГБОУ Школа № 1155 Фурс Любовь Ивановна Ведущий: У каждого человека.

Сценарий бурятского народного праздника «Сагаалган» СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА САГААЛГАН. Подготовительная группа Под бурятскую. музыку. дети входят в зал. Первый ведущий: Амар Сайн; аялга hайхан.

Сценарий календарного русского народного праздника «Кузьминки» Сценарий праздника «Кузьминки по осени поминки» Хозяйка: Мир вам гости дорогие Мы явились в добрый час Встречу теплую такую Мы готовили.

Сценарий календарного русского народного праздника «Масленица» «Масленица широкая» 1 ведущий: Вот и закончилась зима. Отгуляли в январе Святки, встретили Рождество, Старый новый год, Крещение, еще были.

Сценарий народного праздника «День жаворонка» в средней группе Цели: Расширять кругозор, закреплять знания о птицах. Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, познакомить родителей.

Читайте также:  Вынул клеща головка осталась

Сценарий народного русского праздника «Ах, Масленица-краса!» Цель: развивать способности у ребенка устанавливать взаимосвязи, существующие в мире природы, мире человека. Задачи: 1. Развитие познавательной.

Сценарий праздника «4 ноября — День народного единства» CЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА 4 ноября – День народного единства. Вед: Здравствуйте дети, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами отмечаем праздник.

Сценарий праздника День народного единства Цели: создать условия для развития толерантных отношений в детской среде, познакомить с историей празднования Дня народного единства Целевые.

Источник

Таракан дрова рубил комар водушку носил

Таракан дрова рубил.

Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил;
Комар воду возил,
В грязи ноги завязил.
Его мухи выдирали,
Живот-сердце надрывали.
Мушка банюшку топила,
Блоха щелок щелочила;
Вошка парилась
Да запарилась.
Тут две гниды подскочили,
Под рученьки подхватили,
В передбанник потащили,
На соломку положили,
Ребро выломили.

Казанская губерния. Можаровский (Из жизни детей), стр. 58

2836.
Таракан дрова рубил,
Комарь по воду ходил,
В грязи ноги завязил;
Он не вытащил,
Глаза вытаращил;
Блоха подымала,
Живот надорвала.
Муха банюшку топила,
Гнида щелок щелочила,
Блоха парилася,
(О)на запарилась,
Об пол вдарилася;
Закричала блоха:
„Вы подайте мне попа,
Да запечного клопа, —
Причастить божью рабу,
Черну блоху во гробу.“
Уж ты жор-журавель,
Завдалой молодец,
По мельницам ездил,
— 305 —
Диковинку видел:
Козел муку мелет,
Коза подсыпает,
Молодые козляточки
Себе не гуляют,
Во скрипку (и)грают.
Две вороны снаряжены
По горнице ходят,
Две сороки белобоки
Под скрипку пляшут,
Два кочета, два рябые
Горох молотили,
Две курицы, две красные
С току волочили,
Попадью кормили.
Как и наша попадья
Зародила воробья,
Тонконогонького,
Длинноногтенького.
Как ушел воробей,
Как ушел молодой;
Как нашли-то воробья
Под погребицею
С красной девицею,
Повели воробья
Да на барский двор,
К Капитону в дом:
„Капитон,
Капитон,
Капитонщичик!
Ты не бей меня жгутом,
Обстрыги меня кругом,
Три косички оставь,
У попы меня поставь
При дороге, при большой.“
Кто ни едет, кто ни йдет,
Воробья попом зовет:
— Уж ты батюшка попок!
Что ты служишь без порток?
„Я поеду во полки
Закупить себе портки.“

«Таракан дрова рубил. » // Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия / Изд. О-вом любителей росс. словесности при I-м Моск. ун-те. — М., 1911—1929. — Вып. I—II.
Вып. II, ч. 2. (Песни необрядовые). — М.: Типография Кооператива «Наука и Просвещение», 1929. — С. 304—305.
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/p22/p2223045.htm

Таракан дрова рубил

Таракан дрова рубил
Комар по воду ходил
Муха баницу топила
Гнида щёлок щелотила

Вошка парилася
С полка ударилася
Она боком ненароком

Блоха подымала
Живот нарывала
Два молодца
Горох молотили

Две девицы-голубицы
горох собирали

Молода попадья зародила воробья
Совсем воробей, совсем молодой
Черноноосенекой востроноосенекой

Поймали воробья
По поднебесью
С красной девицей
Повели воробья во татарский двор
К воеводы в дом
Воевода сын господский не стягай его кнутом
Остреги его кругом одни косички оставь
В край дорожки поставь

Да кто едет-кто идет назовет его попом
Уж ты батюшка попов, зачем служишь без портков

Я не ездил во полки
Не купил себе портки
Портки строченные
Позолоченные
Середь ярманки надену середь яболонья

Я на меленке то был и муковинку видел
Козлы мучку мелют, козы подсыпают
Маленьки козлятки ручкой мучку выгребают

Источник

Игровая развлекательная программа «Осенины — осени именины»

Людмила Никитина
Игровая развлекательная программа «Осенины — осени именины»

Цель: приобщение детей младшего школьного возраста к русским традиционным праздникам

1. Развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;

2. Нравственное и эстетическое воспитание школьников посредствам привлечения к активной творческой деятельности;

3. Показать уникальность и значимость осенних даров для человека;

4. Развитие творческих способностей учащихся, развитие чувства соперничества;

5. Укрепление дружеских, товарищеских отношений в коллективе учащихся;

6. Активизация творческого и духовного потенциала учащихся.

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. Сегодня мы будем праздновать Осенины – осени именины! В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября, переселялись в новые дома.

Ведущий 2: К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки.

Ведущий 1: Например,вот такую:

Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увязил.

Тараканы пошли вон

Вы лето летовали

А нам зиму зимовать.

Слайд 2 Песня «Осень раскрасавица»

Ведущий 2: Осень — пора щедрая, богатая, хлебосольная. На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы. Русский народ издавна праздновал осенины, как особый праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.

Читайте также:  Что значит приснившаяся крыса

Быстро лето улетело

Перелётной птицей вдаль

Осень чудно расстелила

В шелесте да в шорохе

Наш осенний сад.

На дорожке пестрые

Вмиг заворожила взоры

Огневой своей листвой,

Колоском, созревшим в поле,

Одарила гостья – осень

Кузовком лесных грибов.

Ведущий 1: Второй раз осенины справляли 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.

Ведущий 2: К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень. Итак,давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Слайд 3 Звучит музыка. Входит Осень

Осень: Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

А то придумал кто-то, что осень – унылая пора!

Ведущий (оба): Здравствуй, красавица, Осень!

Осень: Что за праздник у вас?

Ответы детей: Осенины – осени именины.

Осень: А, кто месяцы осенние мне назовёт?

Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Осень: Проходит быстро месяц,

За днями дни летят,

Меняет свой наряд.

Забот и дел немало,

Есть дочки у меня,

И каждую помощницу

Зову на помощь я.

Вы хотите с ними?

Слайд 4 звучит музыка (Вбегает девочка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук с листьями, грибами, в руках корзинка – Сентябринка).

Сентябринка: Я, ребята, Сентябринка,

Листья крашу в яркий цвет,

Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам

Над лугами рассвело,

Ну а солнце тут как тут:

Смотрит, как плоды растут,

Всё ли здесь в порядке…

Слайд 5 Сентябринка загадывает загадки об овощах

После отгадывания на экране появляется картинка

1. Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

2. Все они растут на ветке,

Любят взрослые и детки!

С них запекают пироги…

И как зовут их? …. (Яблоки)

3. Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …! (Капуста)

4. И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Под кустом … (Картошка)

5. В огороде вырастала,

Под дождями мокла,

И созрела …. (Свёкла)

6. Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (Лук)

7. Корешок оранжевый под землёй сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать? (Морковь)

8. Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

9. Он кусает, но не пес.

Зубок есть. Но где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что это, скажи? … (Чеснок)

10. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал

И лоснится от похвал

Очень важный … (Баклажан)

Слайд 6 Игра «Прогони ворон»

От каждого класса участвуют по 2 мальчика. В центре в обруче стоит мальчик в костюме подсолнуха. На его плаще пришиты пакетики с семечками. 1 мальчик ворона. 2 сторож. Не даёт сорвать с подсолнуха семечки. Собирают осенью урожай плодов.

Осень: А, вот и моя вторая дочка – встречайте.

Слайд 7 звучит музыка (Выходит – Октябринка в венке и в фартуке украшенным листьями)

Октябринка: Листьям – время опадать,

Птицам – время улетать,

Я, ребята, Октябринка,

Золотинка и дождинка

Много дел и у меня

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им кору

И листвою постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Ведущий 1: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т. е. их засолка и маринование. 27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ — рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.

Ведущий 2: Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой, отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. Ну, а, чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить.

Читайте также:  Толстые ляшки как избавиться

Осень: Дочь моя вторая, Октябринка золотая!

Покажи свое уменье и представь свои творенья!

Слайд 8 Игра «Дегустатор»

Ведущий выносит на тарелочке разрезанные на маленькие кусочки овощи. Дети с завязанными глазами пробуют овощи и отгадывают их по вкусу.

Осень: А, вот и моя треть дочка – встречайте.

Слайд 9 звучит музыка (Выходит “Ноябринка” на голове корона из листьев, в руках блестящие султанчики).

Ноябринка: Я, ребята, Ноябринка,

Холодинка и снежинка

Задремали лес, поляны,

На луга легли туманы.

Спит и пчёлка и жучок,

Замолчал в углу сверчок.

Обо мне в народе говорят так “В ноябре зима с осенью борется”.

Ноябрь капризен: то плачет, то смеется.

Ведущий 1: Давайте представим, что нас ждёт в ноябре, разделимся на две команды. Те, что сидят слева, будут изображать дождь, а те, что справа – ветер. (Обращается к тем, что сидят слева.) Эй, вы, помощники удалые! Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!

Дети громко кричат и хлопают в ладоши: Кап-кап-кап-кап! и хлопают.

Ведущий 2: (к детям, что справа): А, вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?

Дети хором: У-у-у-у и руки поднимают вверх раскачиваясь.

Ведущий 1: Ну, а теперь все вместе!

Дети все вместе изображают дождь и ветер

Ведущий 2: (обращаясь к Ноябринке): Ну что, Ноябринка, похоже?

Ноябринка: Похоже, еще как похоже! Спасибо!

Ведущий 1: Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета. Затерялось лето где-то.

Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

Слайд 10 ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!»

Участвуют по 2 ребёнка от класса

На полу раскладывают коврики. Каждой команде дают плащ. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на коврики.

Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее

и аккуратнее справится с этим заданием.

Ведущий 1: Как вы думаете, какое самое главное богатство осени? Хлеб! Давайте вспомним пословицы о хлебе

Слайд 11 Пословицы о хлебе

Ничего главнее нету хлеба на земле.

Хлеб на стол, и стол – престол; а хлеба ни куска, и стол – доска.

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме.

Слайд 12 звучит музыка Выходят Осень с караваем вместе с дочерями.

Сентябринка: В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Октябринка: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Ноябринка: Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Ведущий 2: Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться.

Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.

Осень угощает детей караваем.

Прикреплённые файлы:

oseniny_6ni3p.pptx | 16517,05 Кб

«Осенины — это осени именины». Фотоотчет о празднике в средней группе Осень пора щедрая, богатая, хлебосольная. На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы. Русский народ издавна праздновал.

Фотоотчёт фольклорного развлечения «Осенины — осени именины» для детей среднего и подготовительного возраста Осень, осень, в гости просим, Осень, осень, погости недель восемь: С обильными хлебами, с высокими снопами, С листопадом и дождём, с перелётным.

Игровая развлекательная программа «Космическое путешествие» Цель: Доставить детям радость посредством танцевально-игровой деятельности тематического характера; воспитывать патриотические чувства,.

Игровая развлекательная программа «Путешествие за смехом» Цель: расширить диапазон эмоций у детей через понимание и переживание чувства радости; формировать положительные чувства и эмоции через.

«Осенины — природы именины». Праздничный осенний досуг для детей подготовительной к школе группы «Осенины — природы именины» (праздничный осенний досуг для детей подготовительной к школе группы) Цель: Приобщение детей старшего дошкольного.

Осенние посиделки «Осенины — Осени именины» для детей старшего дошкольного возраста Осенние посиделки «Осенины — Осени именины» для детей старшего возраста. Цель: Формирование познавательного интереса у детей к истории.

Развлекательная игровая программа для детей с элементами логоритмики «Лесные кудесы» для детей 4–7 лет Цель: формировать представление о природе родного края. Задачи: 1) формировать представление о флоре и фауне природы родного края. 2) развивать.

Сценарий осеннего праздника «Именины у Красавицы Осени!» Цель :Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях.

Сценарий осеннего утренника в подготовительной к школе группе «Осенины — Осени именины» Сценарий утренника в подготовительной к школе группе. «Осенины, Осени — именины». Осенний праздник в русском народном стиле. Дети входят.

Театрализованно-игровая программа «Как на книжкины именины…». Цель: Развивать потребность в познании нового, расширить кругозор. Создать у детей радостное настроение, вызвать положительный, эмоциональный.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей