Таракан ласково как будет

Конспект логопедического занятия «Насекомые»

Ксения Курлович
Конспект логопедического занятия «Насекомые»

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

1. Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.

2. Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.

3. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик-, -к-.

4. Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

5. Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

6. Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.

7. Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

8. Развивать общую и мелкую моторику.

Ход ЗАНЯТИЯ:

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет?

— Правильно. А чем питаются птицы?

— Птицы питаются семенами и зернышками.

— Птицы питаются насекомыми.

II Развитие неречевого дыхания.

У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался?Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).

III Вводная беседа. — А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?

— На моей лужайке спрятался муравей.

— На моей лужайке спряталась стрекоза.

(кузнечик, жук, комар.)

— Как назвать одним словом?

— Это насекомые.

— Кто такие насекомые?

— Это крошечные животные, у которых шесть лапок.

— Из каких частей состоит тело насекомых?

— У насекомых есть голова, грудь, брюшко.

— Почему некоторые насекомые ярко окрашены?

Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.

IV Развитие лексико-грамматических категорий.

— Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?

— Комар звенит, а комары звенят.

— Кузнечик и кузнечики?

— Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.

— Жук жужжит, а жуки жужжат.

— Сверчок и сверчки?

— Сверчок свистит, а сверчки свистят.

— Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?

— Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.

— Жук летает, а жуки летают.

— Муравей ползает, а муравьи ползают.

— Пчела летает, а пчелы летают.

— Бабочка порхает, а бабочки порхают.

— Правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.

Муха — мушка, жук – жучок, таракан – тараканчик, пчела – пчелка, стрекоза – стрекозка, комар – комарик.

Наши друзья проголодались. Чем питается муравей?

— Муравей питается вредными насекомыми.

— Чем питается муха?

— Муха питается остатками пищи человека.

— Чем питается пчела?

— Пчела питается нектаром цветов.

— Чем питается кузнечик?

— Кузнечик питается вредными насекомыми.

— Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?

— Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.

— Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.

— Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.

Читайте также:  Средство от тараканов аверфос

— Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.

— Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.

— Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем. Сколько на поляне стрекоз?

— На поляне две стрекозы.

— Сколько на поляне муравьев?

— На поляне три муравья.

— Сколько на поляне мотыльков?

— На поляне пять мотыльков.

— Сколько на поляне кузнечиков?

— На поляне один кузнечик.

— Сколько на поляне жуков?

— На поляне два жука.

— Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну? (включается фрагмент аудиозаписи «Полет шмеля» Римского-Корсакова).

Как вы думаете, кто к нам прилетел?

— Я думаю, что прилетел комар.

— Я думаю, что прилетел шмель.

— Я думаю, что прилетела муха.

— Комар вредный, кровососущий, маленький, назойливый.

— Шмель большой, полосатый.

— Муха вредная, назойливая, надоедливая.

— Пчела полезная, трудолюбивая, медоносная.

Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Пчела». (Н. Нищевой)

Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.

Прилетела к нам вчера (дети бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

Полосатая пчела, (загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)

Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

От усталости упали. (Приседают на ковер.)

— Молодцы, возвращаемся на места. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?

— Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.

— Может быть она под листом?

— Под листом нет гусеницы.

— Может быть она на цветке?

— На цветке нет гусеницы.

— В норке нет гусеницы.

— Над травой нет гусеницы.

— Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?

— Это короткие слова. Они пишутся раздельно.

— Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.

V Развитие мелкой моторики. (детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).

— Ребята, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка. Какие бабочки у вас получились?

— Красивые, пестрые, разноцветные, большие.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

VI Итог занятия.

— Куда мы сегодня совершили путешествие?

— Мы совершили путешествие на лесную полянку.

— В кого превратилась гусеница?

— Гусеница превратилась в бабочку.

— Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная поляна?

— Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] — [Ш].

Читайте также:  Виды подкожных клещей у людей

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]» Цель: дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука. Обучающие: уточнить и закрепить правильное произношение.

Источник

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»

1. Рекомендую во время прогулки с ребенком в лесу, в парке, на даче найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, стрекозу, бабочку, божью коровку, комара, и жуков, муху. Сформировать обобщающее понятие «насекомые».

2. Рассказать ребенку, какую пользу приносят эти насекомые.

3. Объяснить, что муха — вредное насекомое.

4. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.

5. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Комар — комарик.
    Муравей — муравейка, муравлик, муравушка.
    Муха — мушка.
    И т.д.

6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

    1 муха, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 комар, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 жук, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И т.д.

7. Упражнение «Один — много» на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.

    1 муха — много мух.
    1 комар — много комаров.
    И т. д.

8. Развитие логического мышления. Учить отгадывать загадки.

    Сорвать цветок я захотел,
    А он… вспорхнул и улетел.
    (Бабочка)

Полосатая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком и поделится медком.
(Пчела)

9. Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

Шмель тяжелый, полосатый
Целый день летал в саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
Он ворчал:
— Трудна работа!
Нет в саду цветам и счета.

Шмель шнырял, шуршал в шалфее.
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил
Даже шершня разбудил.

(А. Пудваль)

10. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков (любое по выбору).

    Прилетела к нам вчера
    Полосатая пчела
    (махать ладошками)
    А за нею шмель — шмелек
    И веселый мотылек,
    Два жука и стрекоза,
    Как фонарики глаза
    (на каждое название насекомого загибать пальчик)
    Пожужжали, полетали,
    (махать ладошками)
    От усталости упали
    (уронить ладони на колени)

Села пчелка на цветок,
Пьет она душистый сок
(вытянуть указательный палец правой руки
и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки)

1. Побеседуйте с ребенком о насекомых. Уточните, каких насекомых ребенок знает, дополните его знания.

2. Рассмотрите насекомых (в природе или на иллюстрациях), рассмотрите части тела насекомого (голова, грудь, брюшко, лапки, крылья, усики) и помогите ребенку их запомнить.

3. Уточните, знает ли ребенок, какую пользу приносят насекомые.

4. Напомните, что муха — вредное насекомое, она является переносчиком различных заболеваний.

5. Упражнение «Подбери признак» — учимся подбирать прилагательные к существительным, активизируем словарь ребенка.

    Бабочка (какая?) .
    Муравей (какой?) .
Читайте также:  Клещи для штырьковых наконечников

6. «Закончи предложение» — упражнение на употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе.

    Муравей сидел около .
    Божья коровка ползла по .
    Жук спрятался под .
    Муха села на .
    Гусеница сидела на .
    Муха ползла по .

7. Упражнение «Узнай, чье крылышко» на употребление родительного падежа существительных в единственном числе.

    Бабочки, стрекозы, мухи и т.д.

8. Упражнение «Один — много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

    1 муха — много мух.
    1 комар — много комаров.
    И т. д.

9. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

    Комар — комарик.
    Муравей — муравейка, муравлик, муравушка.
    Муха — мушка.
    И т.д.

10. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

    1 муха, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 комар, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 жук, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И так далее.

11. Упражнение «Бывает — не бывает» на понимание логико-грамматических конструкций.

    Девочка ловит бабочку.
    Бабочка ловит девочку.
    Девочка поймана бабочкой.
    Бабочка поймана девочкой.
    Девочка поймала бабочку.
    Бабочка поймала девочку.

12. Развитие логического мышления. Продолжаем учиться отгадывать загадки.

    Как называется дом муравьев?
    (муравейник)

Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо.
(пчела)

13. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков (любое по выбору).

    Я — веселый майский жук.
    Знаю все сады вокруг.
    Над лужайками кружу,
    А зовут меня Жужжу.
    (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны — это «усы» — и пошевелить ими.)

Не кусай, комарик, злой!
Я уже бегу домой!
(Сжать кулачок, указательный палец вперед — это «хоботок». Мизинец и большой палец расслабить, опустить вниз — это «лапки».)

14. Развитие слуховой памяти. Работа над дикцией.
Выучить стихотворение.

Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
— Что ты ищешь там?
— Нектар!
— А тебе не надоело, не наскучило искать?
— Нет, тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!

Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку, он ее домой несет.
Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,
Но зато, какой хороший муравьи возводят дом.

(З. Александрова)

15. Развитие связной устной речи.
Пересказ с опорой на вопросы.

    Жук. Сима нашла жука. Жук был зеленый. У жука было шесть ножек. Сима посадила жука на большой зеленый лист. Жук сидел, сидел, а потом зажужжал и улетел.

— Что нашла Сима?
— Какого цвета был жук?
— Куда посадила Сима жука?
— Что сделал жук?

16. Ознакомление с художественной литературой.

1). Прочитать ребенку басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе.

2). Словарная работа. Объяснить ребенку, что такое басня.

    БАСНЯ — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно, что, однако, не противоречит его нравоучительному характеру. Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что в начале или конце обычно формулируется мораль — поучение, ради которого басня и писалась.

См. также:

Комментарии к статьям
Развитие речи. Май

Спасибо за идеи .
Я бы была поосторожнее с использованием формулировки «муха-вредное насекомое».Приносит вред людям,а птицам,жабам -огромная польза! 18.05.2010, 21:27
Татьяна

Спасибо, очень помогли при составлении конспекта начинающему логопеду.Охвачены все лексические темы. Детям очень нравятся занятия, которые проходят в игровой форме.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей