Тараканов ранние оперы прокофьева

Творчество С.С.Прокофьева — произведения, жанры, анализ

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953), вошедший в историю русской музыки как великий композитор, новатор, мастер музыкального театра, создатель нового музыкального языка и ниспровергатель старых канонов, всегда оставался истинно русским художником.
М. Тараканов отмечает, что в этом – главное историческое значение Прокофьева, продолжившего в данном направлении дело Пушкина и Глинки; его

«по праву можно назвать солнцем русской музыки».

В то же время, продолжая идти в некотором смысле по пути А. Бородина и М. Мусоргского, он привносит в музыку натиск, динамику, энергию, наполненные глубокими идеями и светлым оптимизмом.

Музыкальный театр Прокофьева

Непрерывный творческий процесс работы композитора в данном русле обусловлен развитием музыкально-сценической драматургии в связи с тремя основными линиями (выделяет Л. Данько):

  • комедийно-скерцозная, отмеченная связью с традициями народного ярмарочного представления, сказочно-пародийных спектаклей (например, балет «Шут», опера «Любовь к трем апельсинам»);
  • конфликтно-драматургическая, берущая начало от оперы «Игрок» – вплоть до оперы «Война и мир»;
  • лирико-комедийная (опера «Дуэнья», балет «Золушка»).

Четвертая линия, связанная с народной песенностью, формируется в последние годы жизни композитора (опера «Повесть о настоящем человеке», балет «Сказ о каменном цветке».

Оперы С.С.Прокофьева

Тематика оперных сюжетов охватывает образцы русской и европейской классической литературы; временной диапазон от эпохи Средневековья вплоть до периода Советского Союза. Помимо завершенных, немало оперных замыслов осталось нереализованными; некоторые приводит в пример Н. Лобачевская:

  • «Рассказ о простой вещи» (по повести Б. Лавреньева), существующий в виде краткого плана оперы;
  • «Расточитель» (по пьесе Н. Лескова), представляющий собой пространное изложение сюжета;
  • «Вас вызывает Таймыр» (по пьесе А. Галича и К. Исаева) – здесь разработаны отдельные характеры и сцены;
  • замыслы опер «Хан Бузай» и «Далекие моря» (сохранилась 1-я картина).

Среди завершенных опер:

  • «Пир во время чумы», родившийся в результате занятий композитора с Глиэром;
  • «Маддалена» (1911, 2-я ред. 1913) – одноактная лирико-драматическая опера;
  • «Игрок» (1916, 2-я ред. 1927), где зарождается тип конфликтной драматургии;
  • «Любовь к трем апельсинам» (1919), восходящая к традициям dell arte ;
  • «Огненный ангел» (1919-1927/1928, по одноименному роману В. Брюсова), сочетает черты камерной лирико-психологической оперы и социальной трагедии;
  • «Семен Котко» (1939), сочетающий черты любовной драмы, комедии, социальной трагедии;
  • «Дуэнья» (или «Обручение в монастыре», 1946) – синтезирует жанры лирической комедии и социальной сатиры;
  • «Война и мир» (1941-1952) – опера-дилогия по роману Л. Толстого;
  • «Повесть о настоящем человеке» (1948, 2-я ред. 1960) — посвящена одной из важнейших проблем советского искусства: национальный характер в период Великой Отечественной войны.

В целом для оперного творчества Прокофьева характерно господство игровой стихии, тенденция к усилению роли оркестровых эпизодов, стремление воплотить современные идеалы и отразить особенности воссоздаваемой в конкретном сюжете исторической эпохи.

Прокофьев в музыкальных текстах своих произведений – сторонник рационального использования музыкально-выразительных средств; как драматург, обновляет оперный жанр введением в него элементов драматического театра и кинематографа. Так, специфику прокофьевской монтажной драматургии охарактеризовал М. Друскин: «прокофьевская драматургия – это не простая смена «кадров», не калейдоскоп чередующихся эпизодов, а музыкальное перевоплощение принципов то «замедленной», то «убыстренной» съемки, то «наплыва», то «крупного плана». Также оперы Прокофьева отличают многоплановость образов и сценических ситуаций, полярность в отражении действительности.

Балеты Прокофьева

Характерная для русского балета ХХ в. тенденция к симфонизации возводит балетный жанр не только в ранг одного из ведущих, но и делает его серьезным конкурентом оперы. Во многом она (тенденция) связана с именем С. Дягилева, по заказу которого были созданы практически все ранние балеты Прокофьева.

  • композитор продолжает и завершает балетную реформу, начатую П. Чайковским, доводя ее до той вершины, где балет из хореографического спектакля превращается в музыкальный театр;
  • из трех ведущих линий советского балетного театра (героико-историческая, классическая, сатирическая) именно классическая, имеющая лирико-психологическую природу, оказывается основополагающей для балетов Прокофьева;
  • симфонизация балетного жанра, важная роль оркестра, развитая лейтмотивная система.
  • «Ала и Лоллий» (1914), в основе которого – скифский сюжет. Его музыка также известна как «Скифская сюита»; дерзкий, острый, смелый «Шут», или «Сказка про шута семерых шутов перешутившего» (1915 – 1920), поставлен в Париже.
  • Балеты 20-30х годов: («Трапеция», 1924; «Стальной скок», 1925; «Блудный сын», 1928; «На Днепре», 1930, памяти С. Дягилева).
  • Три балета – шедевры, созданные по возвращении на родину («Ромео и Джульетта», 1935; «Золушка», 1940-1944; «Сказ о каменном цветке», 1948-1950).
Читайте также:  Личинки белокрылки как избавиться

Инструментальное творчество Прокофьева

Симфонии

  • №1 (1916 – 1917) «Классическая», где композитор обращается к бесконфликтному типу симфонизма добетховенского периода (гайдновский тип симфонизма);
  • №2–4 (1924, 1928, 1930) – симфонии зарубежного периода. Симфонию №2 Асафьев назвал симфонией «из железа и стали». Симфонии №3 и №4 – на материале оперы «Огненный ангел» и балета «Блудный сын»;
  • №5–7 (1944, 1945 – 47, 1951 – 1952) – написаны в поздний период. Героико-эпическая симфония №5 отразила дух военного времени; симфония №7, завершенная менее чем за год до смерти композитора, исполнена, тем не менее, оптимизма и радости жизни.
  • С. Слонимский к симфониям также относит симфонию-концерт для виолончели b — moll (1950 – 1952).

Фортепианное творчество Прокофьева

«стеклянный» колорит, «точно соответствующий нонлегатному пианизму самого Прокофьева» (Л. Гаккель).

композиторов-кучкистов, с другой – к представителям западной музыкальной культуры. Так, бодрый тон творчества, стройность музыки, приемы гармонического развития (органные пункты, параллелизмы и т.д.), ритмическая четкость, лаконичность в изложении музыкальной мысли роднят его с Григом; изобретательность в области гармонии – с Регером; изящество тарантелльных ритмов – с Сен-Сансом (отмечает Л. Гаккель).

Для Прокофьева важна наглядность музыкальных идей, максимальная простота и рельефность в их реализации. Отсюда – стремление к «прозрачности» звучания (характерно для ранних произведений), где темы часто оказываются в верхнем регистре, а по мере роста динамического напряжения – сокращается число звучащих голосов (дабы не перегружать звучность). Общая логика развития, как правило, определяется движением мелодической линии.

В фортепианном наследии Прокофьева – 9 сонат (№10 осталась незавершенной), 3 сонатины, 5 концертов (№4 – для левой руки), множество пьес, фортепианные циклы («Сарказмы», «Мимолетности», «Сказки старой бабушки», т.д.), порядка 50 транскрипций (в основном, собственных сочинений).

Кантатно-ораториальное творчество

Прокофьевым создано 6 кантат:

«Семеро их» 1917-18, «Кантата к 20-летию Октября» 1936-37, «Здравица» 1939, «Александр Невский» 1938-39, «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» 1942-43, «Расцветай, могучий край» 1947, оратория «На страже мира» 1950.

Одним из первых образцов нового подхода к жанру исторической кантаты считается одночастная кантата Прокофьева «Семеро их», написанная на тексты «Зовов древности» Бальмонта, – обращенные в стихи халдейские заклинания для заклятия семерых чудовищ, антибогов, мешающих жизни. В кантате скифские тенденции переплетаются с конструктивистскими, что характерно также для Скифской сюиты и симфонии №2; предвосхищаются сонорные приемы хорового письма. Главным выразительным средством оказывается прием ostinato, близкий, с одной стороны, древним заклинаниям; с другой – идущий из музыки нового времени.

«Кантата к 20-летию Октября» родилась под впечатлением возвращения композитором на родину и стремлением запечатления эпохальных событий Советской России. Ее идейная суть: Великая Октябрьская социалистическая революция, победа, индустриализация страны, Конституция. В текстовом отношении – содержит фрагменты работ Маркса, Сталина, Ленина. Произведение было отклонено Комитетом по делам искусства, поскольку идея воплотить эти темы в музыке была расценена как кощунство. Премьера состоялась лишь в 1966 г.

Читайте также:  Дома нашла рыжего таракана

Широко известный исторический (героико-патриотический) опус «Александр Невский» – монументальное творение Прокофьева, основанное на музыкальном материале одноименного кинофильма (тексты композитора и В. Луговского). В 7 частях кантаты («Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков») наблюдается тесное взаимодействие драматургических принципов эпической композиции и кинематографического монтажа:

  1. эпика – в выдвижении на первый план народа как главного действующего лица, обобщенной трактовке образа Александра Невского, характеризуемого посредством песни о нем;
  2. монтажный принцип ярко проявляется в сцене ледового побоища посредством подключения нового музыкального материала, обусловленного динамикой зрительного ряда. В то же время он действует на уровне форм – в последовательности самостоятельных разделов, при этом иногда формируются внутренние структуры, иногда – развитие не подчиняется логике ни одной из типовых форм.

Общая динамика эволюции стиля С. Прокофьева отмечена постепенно усиливающимся тяготением к мелодизации в сравнении с моторикой и скерцозностью, имеющими ведущее значение в ранний период творчества, что, впрочем, не всегда было связано с эволюцией творчества композитора, а определялось тем, в какой стране и когда он живет.

Наряду с иными новаторами (К. Дебюсси, Б. Бартоком, А. Скрябиным), он в своем творчестве определил новые пути развития музыки ХХ века.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник

Тараканов ранние оперы прокофьева

(Подборка электронной литературы по 4-му курсу https://yadi.sk/d/kyLNVtavmA2eh)
ЛИТЕРАТУРА
Русская музыка и ХХ век / Сост. М. Арановский, М.: Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации, 1997
Барсова И. А. Контуры столетия. СПб.: Композитор, 2007
Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. М.: Классика-XXI, 2010
Мосолов. Статьи, воспоминания / Сост. Н.К.Мешко. М.: Советский композитор, 1986
Савенко С. И. История русской музыки ХХ века: от Скрябина до Шнитке. М.: Музыка. 2008.
Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины ХХ века. Э.Денисов. А.Шнитке. Р.Щедрин. Биографии. Книга для чтения по «Музыкальной литературе». С аудиоприложением. Минск: Пара Ла Оро, 2009. (https://yadi.sk/d/estv92u3aWKjk)

ПРОКОФЬЕВ
Прокофьев С. С. Автобиография. М.: Классика-XXI, 2007
С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания М., 1961
Прокофьев о Прокофьеве / Ред.-сост. В. П. Варунц. М.: Советский композитор, 1991
Савкина Н. П. Прокофьев. М.: Музыка, 1981
Прокофьев и Мясковский. Переписка. М.: Моветский композитор, 1977 (http://yadi.sk/d/XOICdrleFdSPK)
Прокофьев С. С.Дневник. 1907-1933 (в 3-х кн.) Париж: SPRKFV, 2002. (http://yadi.sk/d/o_4zpS_tFdRGs)
Сергей Прокофьев. 1891-1991. Дневник, письма, беседы, воспоминания / Сост. М. Е. Тараканов. М.: Советский композитор, 1991.
Ручьевская Е. А. «Война и мир». Роман Толстого и опера Прокофьева. СПб.: Композитор, 2010

ШОСТАКОВИЧ
Письма к другу. Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману. М.-СПб.: «DSCH»- «Композитор», 1993 (https://yadi.sk/i/mBxstMIWam2md)
Сабинина М. Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости. М.: Музыка, 1965
Сабинина М. Шостакович – симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. М.: Музыка, 1976
Хентова С. В мире Шостаковича. Записи бесед: Беседы с Шостаковичем. Беседы о композиторе. М.: Композитор, 1996.
Акопян Л. О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. СПб., 2004.

СВИРИДОВ
Георгий Свиридов. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002.

ДОКУМЕНТЫ
Редакционные статьи газеты «Правда» о Шостаковиче 1930-х годов: «Балетная фальшь», «Сумбур вместо музыки»
Постановление об опере «Великая дружба» т. Мурадели (1948)
[Коваль М., биография Шостаковича, публиковавшаяся в «Советской музыке» за 1948 год
Стенограмма обсуждений творчества композиторов-формалистов опубликованная в кн.: «Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б)», 1948]

Читайте также:  Постельный клоп как избавиться народные способы

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
В Политехническом «Вечер новой поэзии». Стихи, статьи, манифесты, воспоминания. Москва: Московский рабочий, 1987.

Одоевцева И. «На берегах Невы», Ходасевич В. «Некрополь»
Брюсов В. «Огненный ангел»
Поэзия Ахматовой, Мандельштама, Брюсова, Маяковского, Блока, Есенина, Евтушенко и др.
Стихи и литературоведческие статьи М. Цветаевой,
творчество М. А. Булгакова,
Литература о В. Э. Мейерхольде,
Станиславский К. С. «Моя жизнь в искусстве»
[Шварц Е. Сказки
Андроников И. «Первый раз на эстраде» ]

К. Гоцци сказки
Шекспир «Ромео и Джульетта»
Толстой «Война и мир»
Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел»

Источник

Поиск по каталогу библиотеки

Простой поиск Расширенный поиск

Простой поиск Расширенный поиск

Найдено изданий: 12

Тараканов М. Е., Сюжетные лейтмотивы в оперном жанре: попытка классификации — 2002

Автор настоящего издания вводит понятие «сюжетного лейтмотива в оперном театре». Сюжетные лейтмотивы определяют логическую основу оперной ситуации. Они не исключают основополагающего значения других лейтмотивов, сообщают ситуации внутренний смысл, но не совпадают с нею, не исчерпывают ее содержания. Издание предназначено студентам, аспирантам, практикам и теоретикам, занимающимся музыкальным театром, может быть полезно всем, кто интересуется искусством оперы

Тараканов М.Е., Ранние оперы Прокофьева — 1996

Монография вскрывает ранее неизвестный пласт отечественной музыкальной культуры,лишь недавно получивший доступ.

Тараканов М. Е., Стиль симфоний Прокофьева: Исследование — 1968

Одно из характернейших свойств музыки Прокофьева — неистощимая мелодическая изобретательность, яркий тематизм.

Тараканов М. Е., Советский музыкальный театр: проблемы жанров. [сб. ст. — 1982

Содержание: Опера — оратория и мноопера / М. Сабинина. Советская историко — революционная опера — движение во времени (по следам оперных дискуссий 30-х годов) / М. Черкашина. О роли песенного начала в драматургии современной советской оперы / Р. Касачева. Музыкальная драматургия в советском балете / М. Тараканова. О балетах больших и малых (к вопросу о драматургических принципах балетного спектакля) / Н. Чернова. Современный мюзикл / М. Гринберг, М. Тараканова

Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам : Науч. — публицист. сб. — 1993

Тараканов М.Е., Музыкальная культура в РСФСР — 1987 (Музыкальная культура народов СССР)

Тараканов М.Е., Советская музыка вчера и сегодня. (Новый взгляд на историю и пробл. сегодняшнего дня) — 1989 (Новое в жизни, науке, технике. Искусство. 5/1989)

Тараканов М. Е., Творчество Родиона Щедрина — 1980

Содержание: «Не только любовь»; Балеты; Симфоническое творчество; Музыка для фортепиано; Кантатно — ораториальное творчество; «Мертвые души»

Тараканов М.Е., Музыкальный театр Альбана Берга — 1976

Содержание: «Воццек»: Драма Бюхнера; Образцы и сценическая драматургия; Вокальная интонация; Тематизм оперы; Гармония и форма. «Лулу»: Образцы и драматургия; Вокальная интонация; Тематизм, гармония и форма: Тематизм и гармонические структуры; музыкальная форма

Тараканов М.Е., Инструментальный концерт — 1986 (Новое в жизни, науке, технике.Искусство;1)

Тараканов М.Е., Русская советская симфония: (Истоки и перспективы) — 1983 (Новое в жизни, науке, технике.Искусство;8)

В брошюре рассказывается о развитии жанра симфонии, об особенностях современной симфонической драматургии и музыкального языка, об основных творческих направлениях и композиторских стилях, о взаимопроникновении симфонии и смежных музыкальных жанров (кантаты, оратории, инструментального концерта и др.) Важное место занимает разговор о творчестве основоположников русской советской симфонии — Мясковского, Прокофьева, Шостаковича

Содержание: Симфония в ее историческом развитии; Классика русского советского симфонизма; Русская советская симфония 60-70-х годов

Тараканов М.Е., Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е гг.). Пути развития — 1988

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей