Тема клещи 7 класс

Классный час «Осторожно! Клещи»
классный час (7 класс) на тему

Классный час «Осторожно! Клещи» выполняет информативную задачу. Главная цель: познакомить учащихся с природой этих насекомых (происхождении, стадиями его развития, способами питания) и научить детей мерам предосторожности от них. Классный час расширяет кругозор обучающихся, рассматривая (обзорно) симптомы и последствия за болеваний, которые могут передаваться при укусе клеща. Не остаются без внимания и способы извлечения насекомого. Также на занятии используется зрительный ряд: видеофрагмент «Нападение клеща» и демонстрируется заспиртованный клещ. Основной материал излагают обучающиеся в виде сообщений. Завершающий этап — вопросы викторины, призванные обобщить и систематизировать изученное.

Скачать:

Вложение Размер
kl_chas_ostorozhno_kleshchi.rar 592.37 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «Осторожно! Клещи»

Цель: 1) познакомить учащихся с природой этих насекомых

2) научить детей мерам предосторожности от них

3) прививать чувства любви и уважения к окружающей среде

Задачи: 1. рассказать о природе клещей (происхождении, стадиями его развития, способами

питания и передачи инфекционных заболеваний)

2. расширять кругозор учащихся

3. обзорно познакомить с заболеваниями, которые могут сопутствовать укусу клеща:

4. формировать умения действовать в экстремальных ситуациях, оказывать первую

помощь в случае укуса клеща

5. изучить меры предосторожности при походе в лес

Зрительный ряд: заспиртованный клещ, видеофрагмент «Нападение клеща»

  1. Вступительное слово учителя:

— цель и задачи классного часа

1 учащийся : (2 слайд)

Клещи бывают длиной обычно 0,2—0,4 мм, очень редко до 3 мм. Туловище цельное или разделено на 2 части, которые не соответствуют головогруди и брюшку пауков, — граница проходит несколько ближе к передней части тела. Обычно имеется 6 пар придатков, из которых 4 задних пары у большинства взрослых особей — ноги (личинки, как правило, шестиногие). Членики ног: тазик, вертлуг, бедро, колено, голень и лапка. Лапка (концевой членик) обычно вооружена коготками и стебельчатыми присосками. Самая передняя пара придатков — хелицеры, они клешневидные (грызущие) или образуют колюще-режущие ротовые структуры. Вторая пара — педипальпы, также входящие в комплекс ротовых органов. У самых примитивных клещей они свободные, но в типичном случае срастаются основаниями и вместе с хелицерами и некоторыми другими частями тела образуют «головку», подвижно причлененную к туловищу. Свободные концы педипальп служат щупиками или хватательными приспособлениями. Обычно имеется 4 простых глазка. У представителей некоторых семейств тело мягкое, с кожистыми хитиновыми покровами, у других оно защищено твердыми щитками или панцирем.

2 учащийся : (3 слайд) Стадии развития клеща

Охотиться клещи начинают уже при одном–двух градусах тепла. Добычу свою отыскивают при помощи хорошо развитого обоняния, но и зрение у них тоже развито неплохо. Двигающегося человека клещ видит с десяти метров. Ползает он очень медленно, поэтому выбирает место для засады и ждет приближения жертвы. Место ожидания определяется по запаху следов человека или крупных млекопитающих. Подстерегающий жертву клещ сидит скрытно, не на верхушке травинки, а где-нибудь пониже, крепко ухватив травинку лапками. Однако запах приближающегося человека хищник при благоприятном ветре чует с двадцати метров, вот тогда он взбирается наверх и вытягивает лапки, готовясь уцепиться за прохожего. На крупных животных охотятся взрослые клещи. Подростки, так называемые нимфы, подстерегают мелких грызунов и землероек, а личинки-детки должны хорошо поесть крови, только после этого личинка превращается в нимфу. Нимфа питается ещё раз и превращается во взрослое насекомое. Взрослый клещ напивается крови в третий раз, чтобы найти самку, если это самец, или отложить яйца, если это самка. Так что за свою жизнь клещ должен питаться не менее трех раз. Два раза на мелких животных и один раз – на крупных.

  1. Демонстрация заспиртованного клеща

3 учащийся : (4 слайд) Клещевой энцефалит

Переносчиками инфекции в природе являются клещи, распространенные в лесах почти всех стран Европы, на европейской части России и в Сибири. После того, как клещ укусил больное животное, через 5-6 дней вирус проникает во все органы клеща, концентрируясь в половом аппарате, кишечнике и слюнных железах (что объясняет передачу вируса человеку при укусе клеща). Заражение человека может произойти также при раздавливании и втирании присосавшегося клеща, при употреблении в пищу инфицированного сырого козьего и коровьего молока. Заражение может произойти и без посещения леса — клещ может быть принесен из леса с ветками, на шерсти домашних животных и т.п.

4 учащийся : Симптомы заболевания:

Заболевание развивается остро, через 1.5-3 недели после укуса. Вирус поражает серое вещество головного мозга, двигательные нейроны спинного мозга и периферические нервы, что проявляется судорогами, параличом отдельных групп мышц или целых конечностей и нарушении чувствительности кожи. Позже, когда вирусное воспаление охватывает весь головной мозг, отмечаются упорные головные боли, рвота, потеря сознания, вплоть до коматозного состояния или наоборот развивается психомоторное возбуждение с утратой ориентации во времени и пространстве. Позже могут отмечаться нарушения сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы — задержка стула, увеличение печени и селезенки. Все перечисленные симптомы отмечаются на фоне токсического поражения организма — повышение температуры тела до 39-40 градусов С.

5учащийся : Меры предосторожности:

1.Поставить прививку от энцефалита. Самой надежной защитой против клещевого энцефалита являются собственные антитела, которые вырабатываются в ответ на прививку. Традиционно они проводятся заранее в осенне-зимний период. Однако сейчас появились и зарубежные вакцины для быстрой (три прививки в течение 21 дня) профилактики энцефалита. Прививки дают 91-97% гарантии, у 3% людей защитные антитела в ответ на прививку не вырабатываются.

2.Второй основой защиты от клещевого энцефалита является правильное поведение в лесу. Отправляясь в лесопарк или лес лучше надеть головной убор, одежду, закрывающую все тело, обрызгать одежду репеллентом, отпугивающим клещей. Гуляя, держитесь тропинок, не лезьте в чащу. После возвращения с прогулки необходимо раздеться и осмотреть друг друга с ног до головы.

6 учащийся : (5 слайд) Болезнь Лайма:

Для болезни Лайма (боррелиоза) характерно следующее: на месте присасывания клеща появляется эритема, распространяющаяся от места первичного появления к периферии в виде розово-красного кольца с более бледным центром. Наличие синдромов поражения нервной системы:

1. болезненность шейной, плечевой и поясничной областей

2. парез лицевого нерва с одной или с обеих сторон

3. синдром серозного менингита

6. Видеофрагмент «Нападение клеща»

7. Вопрос к классу: Как поступить, если вы обнаружили присосавшегося клеща? Кто может поделиться опытом оказания первой помощи при обнаружении клеща? (Выслушиваются ответы и краткие рассказы детей.)

Сообщение 7 учащийся (6 слайд)

Отрывать присосавшегося клеща ни в коем случае нельзя – «головка» останется в коже и вызовет воспаление, гораздо более опасное, чем сам укус. Лучше всего прижать к клещу пузырек со спиртом или одеколоном или маслом. Для этого можно воспользоваться обыкновенным пинцетом. При этом необходимо знать, что обрабатывать место укуса нужно два раза – до удаления членистоногого и после.

Извлечь клеща можно и другим способом: применив для этого нить. Необходимо сформировать из нитки петельку и набросить ее на клеща, разместив максимально близко к коже. Потом нужно тянуть поочередно кончики нитки в разные стороны, но очень осторожно и плавно, чтобы не оторвать головку клеща. На то, чтобы вытащить кровопийцу таким методом, у вас может уйти десять-пятнадцать минут.

Если клеща не трогать, то он сосет кровь около суток, увеличивая объем своего тела примерно в 200 раз и достигая размера крупной горошины, после чего отпадает.

— подготовка к походу в лес (одежда, репелленты, прививки, …)

  1. Викторина «Как уберечь себя от укуса клеща?

— что нужно знать о клещах?

(среда обитания клещей, период активности, фазы развития, …)

— можно ли отличить энцефалитного клеща от обычного?

— подготовка к походу в лес (одежда, репелленты, прививки, …)

Источник

Методическая разработка урока «Клещи»
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

· Обобщить и закрепить знания об особенностях представителей типа Членистоногие,

· Об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых;

· Изучить характерные признаки клещей, показать особенности его строения.

· Показать роль клещей в природе и в жизни человека.

§ Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.

§ Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.

§ Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую характеристику паукообразных.

§ Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.

§ Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.

§ Продолжить формирования умений самостоятельно добывать знания, использовать компьютерные технологии.

( Изображения рисунков будут доступны после скачивания)

Скачать:

Вложение Размер
kleshchi_-_2012g_chast_1.docx 486.74 КБ
kleshchi_-_2012g_chast_2.docx 977.73 КБ
kleshchi_prezentaciya(*.flp).rar 1.74 МБ
pylevye_kleshchi_video.rar 2.2 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

«Атбасар ауданының білім бөлімі» ММ

ГУ «Отдел образования Атбасарского района»

Средняя школа №5

/районный семинар по биологии /

Тема: Паукообразные. Клещи.

(Технология модульного обучения)

Разработала: Амелина С.В.

г. Атбасар, 2012год

Тема : «Паукообразные. Клещи»

Класс :7 «А» класс

Тип урока: комбинированный. Модульная технология.

По источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа);

По характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.

  1. Обобщить и закрепить знания об особенностях представителей типа Членистоногие,
  2. Об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых;
  3. Изучить характерные признаки клещей, показать особенности его строения.
  4. Показать роль клещей в природе и в жизни человека.
  1. Формировать научное мировоззрение на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией.
  2. Обеспечивать экологическое воспитание через формирование ответственного отношения к природе.
  1. Развивать логическое мышление, интеллектуальные умения сравнивать клещей с пауками, обобщать и делать выводы, составлять общую характеристику паукообразных.
  2. Развивать познавательный интерес к биологии на основе включающих в урок дополнительных к учебнику материалов.
  3. Продолжить формирование информационной компетентности, т.е. умение работать с учебником и наглядным материалом.
  4. Продолжить формирования умений самостоятельно добывать знания, использовать компьютерные технологии.

компьютерное оборудование, флипчарты , фильм « Клещи», коллекция членистоногих.

Сообщение задач и плана урока.

Вступительное слово учителя:

У всех животных этих, скажу без промедленья,

Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – на сегменты, сегменты тоже тело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерно для животных многих,
Относящихся к типу _______________(Членистоногих) [ Флипчарт 2,3]

На прошлом уроке мы познакомились с типом Членистоногие ,его классами и их особенностями.

Поэтому перейдем к контролю ваших знаний.

1.Закодировать ответы, в соответствии признака с типом [ Флипчарт 4,5]

Письменно на листочках за 1минуту. Листочки сдать учителю.

Ответ. По желанию отвечает на доске учащийся.

2. Задание . Распределить признаки по классам. [ Флипчарт 6,7 ]

Учащимся предлагается по очереди выходить к доске и перетаскивать по три признака к нужному классу.

3. Задание. За шторкой закрыто животное, учитель медленно сверху открывает часть его тела, а учащиеся должны попытаться определить и аргументировать к какому типу и классу относится животное./флипчарт 8,9/

3.Изучение новой темы.

Предварительный просмотр:

Рассказ древнегреческой легенды о дочке Красильщика Пурпуром Идмана — Арахне. Славилась она тем, что плела узорчатые ткани и ткала ковры и равных ей не было. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. Выткала ткань не хуже Афины, а та наказала ее за дерзость состязаться с богами. Не признала ее достоинства и превратила в паука, а мастерство оставила в утешение ей.

«Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.»

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по латыни называют Арахнидами, а науку о пауках – Арахнология. Всего известно ок. 30 000 видов пауков. Длина их туловища составляет от 0,1 до 5 см. Основная пища – жидкие ткани насекомых, которых пауки ловят, бросаясь из засады или с помощью паутины. Встречаются пауки практически на всех обитаемых широтах и высотных отметках: их находили на склонах Эвереста в 6700 м над уровнем моря и ловили (молодь) в 600 м от поверхности земли. Некоторые виды живут в воде.

С общей характеристикой класса мы познакомились на прошлом уроке, а сегодня мы поговорим о клещах. /Флипчарт 11/

Клещи представляют собой многочисленную и наиболее важную в практическом отношении группу паукообразных.
Они живут в пресных и реже в морских водах, но большинство – обитатели суши. Многие клещи живут в земле, во мху, в травах.
Клещи – большая группа мелких паукообразных (от 0,1 мм до 3 мм) с нерасчлененным телом (демонстрация на таблице). В составе тела различают головку, образованную челюстями и ногощупальцами, головогрудь и брюшко, имеющие 4 пары ходильных ног. Хелицеры изменились настолько, что представляют собой две колющие иглы. Но есть клещи и с клешневидными хелицерами (например, чесоточные). Небольшие размеры (у некоторых микроскопические) обеспечили широкое расселение их по Земле. У большинства клещей органами дыхания служат трахеи, у мелких видов дыхание происходит через покровы (кожное). Ротовые органы грызущего или колюще-сосущего типа. Кровеносная система развита слабо, у некоторых видов сердце отсутствует. Пищеварительная система у кровососущих форм приспособлена к питанию кровью.

Клещи сосут кровь самых разных животных, и так много её сосут, что сильно раздуваются.
На передних лапках находятся слюненные железы, выделяющие особый фермент, который препятствует свертыванию крови.
Собачий клещ после обильной трапезы весит в 223 раза больше, чем натощак! А клещ бычий за три недели, пока развивается из личинки, высасывает из несчастной коровы столько крови, что увеличивает свой вес в 10 тысяч раз!
Удивительно, что после такого феноменального обжорства, клещи постятся порой годами. Чтобы проверить, как долго они могут не есть, ученые отрезали у клещей все ротовые придатки, без которых сосать кровь невозможно. Оперированные клещи жили в лабораториях год, два года, три, четыре… уже про них почти забыли. Устали ждать, когда они от голода умрут. Но они не умирали, и пять, и шесть, и семь лет! И даже больше…
Так люди заставили маленьких родичей пауков поставить мировой рекорд: дольше них голодать никто не мог . Клещи раздельнополы. Их развитие происходит с превращением. У личинки лишь три пары ног.
Образ жизни клещей разнообразен.

И об этом нам сейчас расскажите вы, т.к. получили опережающее задание, изучит жизнедеятельность некоторых видов клещей. /Флипчарт 12-14/

Источник

Читайте также:  Dde v700ii крот инструкция по эксплуатации
Оцените статью
Избавляемся от вредителей