Эксперимент «Вселенная-25»
Ошибочные и спорные эксперименты в психологии – явление нередкое. Однако есть один эксперимент, который по своей «фейковости» и предвзятости бьёт все рекорды. Называется он «Вселенная-25». Провёл его в 1968 году американский этолог Джон Кэлхун в лаборатории на базе Национального института психического здоровья США.
Предпосылки к проведению и цель исследования
Название исследования говорит само за себя: 25 – это порядковый номер эксперимента. Прежде чем организовать столь масштабное исследование, Кэлхун наблюдал за крысами в их естественной среде, соорудив при этом ограду. Большие размеры огороженного пространства (930 квадратных метров) позволяли разместить в нём пять тысяч крыс; однако до такого количества крысы почему-то размножаться не стали: максимальное число особей не превышало 200, а среднее их количество за всё время наблюдения находилось на уровне 150. При этом крысы расселялись по территории не равномерно, а образовали несколько колоний, которые насчитывали по 12 особей и находились на некотором расстоянии друг от друга. Кэлхун заключил, что такое количество особей является наилучшим для крыс, и большее количество привело бы к распаду группы.
Помещение неограниченно снабжалось пищей и водой и был изолирован от внешнего мира. Его площадь была 12 квадратных метров, он был разделён на четыре отсека, идущих подряд друг за другом; центральные отсеки сообщались с соседними. Чтобы избежать перенаселения, Кэлхун удалял лишних молодых крыс, как только численность особей достигала некоторого количества.
В этом полигоне крысы распределились любопытным образом. Крайние отсеки захватили самые сильные самцы, имевшие по несколько самок в гаремах. Более молодых и слабых самцов они изгоняли в центральные отсеки. Особи, сбившиеся в центральных отсеках, демонстрировали девиантное поведение: проявляли повышенную агрессивность, пытались нападать друг на друга, спаривались со всеми подряд, независимо от пола, либо отказывались спариваться вообще, поедали новорождённых крысят.
В этих исследованиях Кэлхун пытался предсказать будущее для человеческого общества. В те годы в развитом мире наблюдалось резкое повышение уровня жизни населения; однако не менее быстро росла и численность населения. Массовое «размножение» наблюдалось в первую очередь в развивающихся странах, откуда мигранты начали отправляться и в страны «первого мира»; но деторождение увеличилось и среди коренных жителей стран Европы и Северной Америки.
Условия проведения и ход эксперимента
Новый, самый масштабный эксперимент, проводился уже на мышах. В специально построенный загон поместили четыре пары мышей. В помещении было 256 отсеков, каждый из которых мог вместить 15 особей. В загоне имелись автоматические раздатчики еды и воды, хранилось достаточное количество материала для строительства гнёзд. Таким образом, для мышей была создана настоящая «утопия». Кэлхун подсчитал, что места в загоне хватало для 3840 мышей, а постоянно подаваемой еды – на 9500 особей. Однако в действительности количество мышей не превышало 2200, а по достижении этого числа только сокращалось. Когда в 1972 году эксперимент заканчивался, в помещении оставались всего 122 старые мыши, которые уже в силу возраста не могли иметь детей. Исход исследования был ясен: «утопия» погубила всех своих поселенцев.
Первоначально мыши размножались с большой скоростью, и их численность удваивалась каждые 55 дней. Через 315 дней скорость размножения значительно упала, теперь мышей становилось в два раза больше через 145 дней. На следующей стадии, когда в загоне имелось уже 620 мышей, начала складываться социальная иерархия. Выделились самые старые и сильные самцы – лидеры, разместившиеся по периметру помещения, и более молодые самцы, вынужденные сгрудиться в центре загона. Эти «отверженные» сильно отличались от остальных мышей внешне: у них была частично выдрана шерсть, имелись кровоподтёки на теле, следы укусов.
Причина такого разделения была в том, что в идеальных условиях загона мыши жили долго. Старики уступать дорогу молодым не хотели и изгоняли их со своей территории. Отвергнутая молодёжь показывала явные признаки психических отклонений: они были слишком пассивными или, наоборот, чрезмерно агрессивными, нападали на всех окружающих мышей подряд. Беременные самки становились более уязвимыми; поэтому они сами начали проявлять повышенную агрессию, активно защищали свою территорию от конкурентов, но агрессию они проявляли и по отношению к своим детям. В результате значительно упала рождаемость и резко увеличилась смертность молодняка.
Через некоторое время началась последняя стадия эксперимента – «стадия смерти». На этой стадии появились особые самцы, которых Кэлхун назвал «красавцами», поскольку на их теле не было рубцов и ран. Эти самцы не проявляли желания размножаться, не боролись за самок и территорию, они только ели, спали и чистили шёрстку. Появились и самки, не желавшие спариваться с самцами. Несколько таких самцов и самок были перенесены в отдельные загоны, где у них не могло быть врагов и конкурентов, но они даже там не желали размножаться.
Наблюдаемая ситуация позволила Кэлхуну сделать вывод, что при достижении определённой плотности населения и заполнении всех социальных ролей в обществе возникает популяция молодых «изгоев», количество которых только увеличивается. В результате распадаются социальные связи и уничтожается общество в целом. В идеальных условиях существования нормальным становится «примитивное аутистическое поведение», которое приводит к вымиранию популяции.
Для описания наблюдаемой ситуации Кэлхун воспользовался христианским вероучением. По его словам, у мышей ещё при жизни наступила «смерть духа», что в конечном итоге привело и к физической смерти. Таким образом, исход эксперимента он обозначил как «смерть в квадрате».
Полученные результаты
Эксперимент продемонстрировал любопытный парадокс. Улучшение условий существования крыс привело не к максимальному заполнению территории, а к уничтожению популяции. Ключевым моментом в этой ситуации Кэлхун считал снижение смертности и увеличение продолжительности жизни: старые самцы, наслаждавшиеся жизнью и вытеснившие из социального пространства более молодых, в том числе собственных детей, сами запустили механизм гибели своего сообщества.
Точно такой же исход, по мнению Кэлхуна, ожидает и человечество, которое встало на путь цивилизации. Получается, что повышение уровня жизни, развитие медицины и образования, отказ от войн и насилия вообще, ограничение рождаемости – это путь к уничтожению человечества. Свидетельством угасания человечества, по его теории, служит появление в обществе большого количества чайлдфри и гомосексуалов. А попытки ликвидировать насилие приводят к обратному результату – росту агрессивного поведения, в том числе и по отношению к детям.
Критика и предположения
Эксперимент «Вселенная-25» был благосклонно встречен консервативными кругами, в том числе религиозными организациями. Однако более образованные люди, в том числе учёные, обрушились на творение Кэлхуна с критикой. Действительно, претензий к эксперименту очень много – вплоть до того, что полностью дискредитируется его научность и объективность.
К примеру, Кэлхун лукавит, когда говорит, что обеспечил мышей всеми необходимыми ресурсами. На самом деле он предоставил достаточное количество лишь второстепенных ресурсов, но резко ограничил основополагающий – территорию. Мыши прекратили размножаться намного раньше, чем они могли бы заполнить весь загон, однако территория популяции не ограничивается лишь «личным пространством» каждой особи. В природе мышам предоставляется потенциально неограниченное пространство, благодаря чему молодые особи могут отделяться от старшего поколения и образовывать новые сообщества со своей социальной иерархией. Получается, что и физического, и «социального» пространства для всех хватает.
Сравним с человеческим обществом. Если в родном городе молодёжь не может найти работу, поскольку все места заняты людьми более старшими, то она уезжает в другие города и даже в другие страны, где с успехом устраивается. Если бы выезд из города был запрещён, события в нём развивались бы аналогично эксперименту, несмотря на то, что физическая плотность населения в городе небольшая.
Далее. Люди – не мыши. Постоянное увеличение численности населения не является единственной и главной целью существования человеческого общества. В человеческой культуре более приоритетной становится, в частности, проблема передачи своих знаний, а не распространение своей «крови». Впрочем, эксперимент «Вселенная-25» не сработал бы даже с голыми землекопами – это разновидность мышей, обитающая в Африке. Сообщества этих подземных грызунов отличаются очень сложной социальной иерархией, которая напоминает муравьёв и термитов. Так, размножением в каждом сообществе занимается только одна самка и один – два самца, а остальные самки и самцы фактически являются «бесполыми»; их задача в том, чтобы обеспечивать безопасность стаи и её развитие, сохранность молодняка. Имеет место своеобразное разделение труда: часть стаи занимается размножением, другая часть способствует послеродовому развитию молодняка: добывает пищу, защищает от врагов, обучает и т. д. В дальнейшем молодняк может образовать собственные стаи, в которых социальные роли распределятся таким же образом.
Кроме того, человек, в отличие от мышей и даже голых землекопов, обладает разумом. Поэтому мы можем вовремя предотвращать пагубные последствия наших ошибок, модернизировать общество. Нам известно множество способов разграничить жизнь стариков и молодого поколения, давая возможность всем развиваться; и каждый раз возникают новые возможности, например – освоение космического пространства, колонизация других планет. Интеллектуальная и исследовательская деятельность, освоение новых пространств являются для нас не вынужденными мерами, как для многих высокоинтеллектуальных видов животных, а главным смыслом существования, но это же обеспечивает условия для полноценного существования всё новых поколений людей.
Настоящие проблемы начинаются тогда, когда различные деструктивные силы, включая религиозные организации и преступные сообщества, пытаются препятствовать этому процессу и строить для людей подобные мышиные загоны. В этом случае эксперимент «Вселенная-25» повторяется и на людях. В загонах могут царить кошмарные условия, как при фашистских режимах, или же, наоборот, наилучшие условия проживания (как в некоторых восточноевропейских странах эпохи социализма), но исход всегда один: постепенное разрушение общества и масштабная деградация населения, вплоть до угрозы полного вымирания. И определяющим фактором является ограничение базовых для человека ресурсов: свободного пространства, трудовой деятельности, интеллектуального развития, а также ликвидация гражданских прав.
Помимо этого, важное значение для человека имеет виртуальное пространство; животным оно недоступно, и они могут реализовывать себя лишь в пространстве физическом. Это делает возможным полноценное размножение при сильно ограниченной физической территории.
Чайлдфри и гомосексуализм – явления, которые в человеческом обществе были всегда; тем не менее, их существование никакого воздействия на демографию не оказывало. Религиозные организации вводили даже системы организованного чайлдфри: монастыри, целибат для духовенства и др.
Выводы
Эксперимент «Вселенная-25» оказался сильно упрощённым, тенденциозным и предвзятым построением, искажающим представление о поведении людей и животных; никакими признаками научности данный эксперимент не обладает. Тем не менее, консервативно настроенные деятели и сообщества ухватились за этот эксперимент, как за соломинку, чтобы оправдывать свои кошмарные, бредовые и абсурдные идеи. При этом любая критика по отношению к эксперименту часто воспринимается такими людьми и организациями как личное оскорбление.
Источник
«Вселенная-25». Мышиный рай
М ногие люди пребывают в иллюзии несовершенства мира — войны, болезни, экономическая нестабильность, уровень преступности, неблагоприятные погодные условия и так далее. Попробуем себе представить, что было бы, если бы на земле наступил настоящий рай, описанный в писаниях различных религий — все жили бы в достатке, мирно сосуществовали, на улице всегда была бы хорошая погода, и повсюду было бы только изобилие и процветание. Впрочем, к чему беспочвенные размышления, уже был проведён подобный эксперимент, правда, не с людьми, а с мышами. И результат эксперимента был довольно неожиданный.
Американский учёный Джон Кэлхун в 1972 году провёл эксперимент под названием «Вселенная-25». Он хотел проанализировать, как будут жить и развиваться мыши в идеальных условиях — при полном достатке, еды, питья, жизненного пространства и так далее. Он создал настоящий «мышиный рай» — в баке размером два квадратных метра поддерживалась температура +20, которая была идеальным температурным режимом для мышей. У грызунов была в достатке вода и еда. В баке поддерживалась чистота, грызуны не подвергались никакому стрессу, была исключена возможность нападения хищников или появления болезней. Система подачи еды и воды была идеальной, расчёт был таков, что более девяти тысяч мышей могли бы одновременно принимать пищу и более шести тысяч мышей могли бы одновременно пить воду. При том, что за всё время максимальное количество мышей, участвующих в эксперименте, с учётом потомства было на отметке 2200 особей. Начался же эксперимент с того, что в бак поместили четыре пары здоровых мышей. И дальше было самое интересное.
Джон Кэлхун впоследствии выделил четыре стадии эксперимента. Первая стадия была периодом, когда помещённые в бак мыши начали процесс освоения новой среды обитания. Затем наступила вторая стадия — фаза активного размножения особей. По прошествии 315 дней эксперимента было отмечено снижение рождаемости — так началась третья стадия, когда скорость увеличения количества мышей пошла на спад. На третьей стадии началась деградация мышиного «социума». Начались конфликты между мышами при условии полного изобилия продуктов питания и достаточного количества жизненного пространства. Мыши стали делиться на «касты». Более взрослые особи стали угнетать и притеснять более молодых. Молодые особи подвергались нападениям, и можно было видеть раны на их теле и вырванные клоки шерсти.
В идеальных условиях существования, при наличии полного изобилия в воде и пище мыши буквально начали сходить с ума от безделья. Также идеальные условия жизни способствовали тому, что увеличилась продолжительность жизни, и взрослые особи не умирали, тем самым не освобождая социальные роли для подрастающего поколения. Взрослые же особи, видя, что количество молодых увеличивается, постоянно притесняли их, не позволяя гармонично развиваться в мышином «социуме». Молодые особи, притесняемые более взрослыми, становились психически неполноценными, инертными и инфантильными. Они становились пассивными, не защищали своих беременных самок. Некоторые же из молодых особей, напротив, становились неадекватно агрессивными и нападали на всех подряд. Самки, лишённые заботы инфантильных и пассивных самцов, сами стали себя защищать и начали приобретать «мужские» модели поведения. Их агрессивность росла и достигла того уровня, когда они вовсе перестали себя контролировать и начали проявлять агрессию и по отношению к своему потомству тоже.
Вскоре большинство самок стало убивать своё потомство или вовсе отказываться от размножения. Постоянные конфликты между мышами и их психическая деградация привели к тому, что смертность стала возрастать, а рождаемость резко упала. Так началась четвёртая стадия эксперимента — фаза смерти. В мышином «социуме» появилась новая каста мышей, которых учёный назвал «красивые». Эти особи не проявляли никакой социальной активности и даже не проявляли желания спариваться. Они не дрались, не конфликтовали, никак не взаимодействовали с большинством. Они вели пассивно-праздный образ жизни: ели, спали и, что самое интересное, всё остальное время уделяли тому, что следили за своей внешностью — чистились, приглаживали шёрстку и так далее. Самцов и самок, которые отказывались от размножения, становилось всё больше, их число росло с каждым днём. В схватках со старшими особями и от рук самок погибали уже все новорожденные особи. Беременность стала крайне редким явлением, а вскоре самки и вовсе перестали беременеть.
Мыши начали вымирать. Рождаемость стабильно была на нуле, а смертность повышалась с каждым днём. Мыши становились всё более агрессивными в условиях полного достатка ресурсов и жизненного пространства. Вскоре были отмечены случаи гомосексуализма и каннибализма. Конец эксперимента наступил на 1780-й день, когда умерла последняя мышь.
Ещё на третьей стадии эксперимента учёные изъяли несколько мышей и поместили их в такой же бак, в такие же идеальные условия. По сути, эти мыши оказались в такой же ситуации, как и четыре пары мышей в начале эксперимента. Однако их поведение уже отличалось от тех четырёх пар мышей, с которых начался эксперимент. Мыши, изъятые из общего бака, отказались спариваться, вели себя пассивно, посвящая всё время еде и сну. Это продолжалось до тех пор, пока мыши не умерли от старости.
После завершения эксперимента Джон Кэлхун пришёл к выводу, что начало конца для «мышиного рая» началось тогда, когда в идеальных условиях существования для молодых особей просто не нашлось места. Лишённые заботы о поисках пищи взрослые особи вели праздное существование, и их единственным развлечением стала травля молодых особей. В свою очередь, молодые особи, которые подверглись не свойственной данному виду агрессии от своих сородичей, не смогли адаптироваться в мышином «социуме», и с ними произошло то, что Кэлхун назвал «первой смертью», а именно духовной смертью. Духовно сломавшись, молодые особи стали вести пассивный образ жизни, отказавшись от борьбы за существование и исполнение социальных ролей. А за «первой смертью», духовной, последовала и «вторая смерть» — физическая.
Таким образом, на примере мышей мы можем видеть, что идеальные условия существования ведут к духовной гибели как отдельных особей, так и всего общества. Наступает духовная и физическая деградация, а затем и вымирание. Идеальные условия существования не способствуют развитию. Можно привести пример с физическим телом человека. Во времена, когда машина была роскошью и доступна была далеко не каждому, а про интернет и вовсе ещё не слышали, люди гораздо больше двигались, повышенная физическая активность была нормальным жизненным ритмом. Сегодня же, когда для совершения многих действий можно даже не выходить из дома, а если всё-таки и нужно, то есть личный автомобиль или, на худой конец, общественный транспорт, физическая, да и умственная активность сводится к минимуму. Речь, разумеется, не идёт о том, что все достижения науки и техники — это зло. Вовсе нет. Всё, что проявлено в мире, является инструментом, и всё можно использовать как для развития, так и для деградации.
Достижения науки и техники, в самом деле, во многом упростили человеческую жизнь, но другой вопрос — для чего нужно это упрощение? Если для того, чтобы освободившееся время тратить на развлечения и праздное времяпрепровождение, то ни к чему хорошему это не приведёт. А если упрощение совершения многих повседневных действий позволяет потратить свободное время на духовное и физическое развитие, то это будет благом.
Духовный учитель Прабхат Ранджан Саркар ещё в прошлом веке предсказывал, что уже в ближайшие десятилетия уровень развития человечества достигнет таких высот, что для обеспечения себя всем необходимым человеку нужно будет работать не более 20 минут в неделю. Можно себе представить, сколько свободного времени появится у каждого из нас. И вопрос лишь в том, как мы сумеем распорядиться этим свободным временем. На примере с мышами мы можем видеть, что полное отсутствие проблем и трудностей приводит к деградации и полному вымиранию общества. Разумеется, никто не призывает возвращаться в каменный век, жить в пещерах и изнурять себя бессмысленным тяжёлым физическим трудом. Но эволюция и технологический прогресс всегда должны идти на благо. И если физические проблемы человека решены, то его эволюция должна выйти на духовно-психический уровень, а не оставаться на уровне удовлетворения четырёх базовых потребностей (еда, сон, секс и безопасность).
Как показал опыт с мышами, удовлетворение базовых потребностей без стремления к духовному развитию обрекает общество на медленную и страшную смерть. И если для животных это неизбежно, так как духовное развитие для них является едва ли возможным, то для разумных существ — это единственный способ выйти на новый уровень существования и совершить следующий виток эволюции, чтобы все достижения науки и техники пошли на благо, а не стали бомбой замедленного действия уже в ближайшие тысячелетия.
Общество, ориентированное на потребление, в любом случае обречено на гибель. Когда целью существования объявляется потребление товаров и услуг, это приведёт к духовной и физической гибели. Это неизбежно. И чтобы в век, «когда помутилось сердце человеческое, когда вся жизнь проповедуется в комфорте», развитие общества не стало началом его деградации, этому обществу нужно кардинально поменять свою систему ценностей и научиться разделять главное и преходящее, иначе гибель неизбежна. И это уже не лабораторные игры в «кошки-мышки», на кону — жизнь целой планеты. Кстати, почему же эксперимент назывался «Вселенная-25»? Потому что эта мышиная «Вселенная» была двадцать пятой по счёту. А все 24 предыдущих постиг такой же конец, который описан выше. То есть из двадцати пяти попыток создать рай (идеальные условия для жизни), ни одна не увенчалась успехом. Всё потому, что трудности — это необходимый этап развития любого живого существа. И если нет трудностей, пропадает смысл в совершении вообще какой-либо деятельности. И, как следствие, вообще смысл жить. Потому что смысл в том, чтобы развиваться, а без наличия трудностей это делать просто невозможно.
Источник