Теплоход граф муравьев амурский

Пароход — Граф Муравьев-Амурский

Амурский пароход – «Граф Муравьев-Амурский» – «Муравьев-Амурский» — «Иоффе» — «Киев» (?) – «ХХI-й МЮД»

В связи со своим первым названием по имени графа Н.Н.Муравьева-Амурского, история этого парохода всегда привлекала к себе внимание.
Этот буксирный пароход был построен в 1895 году, как и немало других пароходов фирмой «Джон Коккериль» (Бельгия). Через Николаевск-на-Амуре, где был собран, он начал плавание по Амуру.
Фрахтовался в разные периоды этот пароход со знаменитым именем и для военных нужд. В 1900 году при русско-китайском военном конфликте был обстрелян, получил повреждения (об этом писали газеты).
Во время русско-японской войны, буксировал санитарные баржи Общества Красного Креста.
В 1917 году, после Февральской революции, стал называться просто «Муравьев-Амурский, без слова Граф.
Во время гражданской войны был в разное время в составе белой и красной Амурской военной флотилии.
После окончания гражданской войны графское имя «Муравьев-Амурский» было заменено на советское – «Иоффе», по фамилии советского государственного и партийного деятеля, дипломата Адольфа Абрамовича Иоффе (1883-1927), который в начале 1920-х годов был послом СССР в Китае и Японии. Таким образом, пароход с именем «Муравьев-Амурский проходил по Амуру неполные 30 лет.
Пароход «Иоффе» привлекался военной флотилией во время событий на КВЖД в 1929 году, занимался перевозками по реке Сунгари.
В середине 1930-х годов этот пароход получил новое имя «XXI МЮД». МЮД – это Международный юношеский день, он отмечался с 1915 по 1945 года, в СССР – 1 сентября. В 21-ю годовщину МЮДа, в 1936 году пароходу и дали это новое имя.
Во время войны пароход работал на Нижнем Амуре на нефтеперевозках, а после войны уже использовался не как пароход, а для разных стоечных нужд.
На фото хорошо видно название парохода: «Граф Муравьев-Амурский».
Примечание.
В конце 1950-х годов на Амуре начал работать новый, большой пассажирский уже не пароход, а теплоход с названием «Муравьев-Амурский».

Источник

Проданный Амур

Хабаровский край остался без большого пассажирского флота

Флагман Амурского флота — «30 лет ГДР» продали в Южную Корею, где он и закончил свою жизнь, сначала служил отелем в Пусане, потом в ураган перевернулся и был разрезан на металлолом

Пассажирских теплоходов особого сибирского 860-го проекта на Амуре больше не осталось. Последним, в четвертом квартале 2011-го, был продан лайнер «Василий Поярков». Эту информацию сегодня подтвердили в ОАО «Амурское пароходство», которое с 2007-го вошло в лесопромышленный холдинг «RFP Group». Амур, входящий в десятку крупнейших рек мира, остался без визитной карточки — без большого пассажирского флота.

«Дежнева», «Невельского», «Седова», «30 лет ГДР» (он же «Арсеньев»), «Миклухо-Маклая» (он же «Капитан Котенко») — разрезали на металлолом, «Ерофея Хабарова» и «Пржевальского» (он же «Звезда Амура», «Граф Муравьев-Амурский») — продали для плавбазы.

Как пояснили в ООО УК «РФП Групп», в рамках инвестпрограммы по обновлению, реновации и модернизации флота, пассажирские суда были проданы различным организациям. «Эти продажи не комментируются, так как информация о них не подлежит обнародованию, в связи с включением в перечень информации, содержащей коммерческую тайну».

Кроме того, что касается нынешнего состояния проданных теплоходов, то в компании тоже отказались предоставить информацию. «Не являясь на сегодняшний день собственником имущества, «Амурское пароходство» не располагает сведениями о его использовании новыми владельцами и текущем состоянии, а также не запрашивало и не планирует запрашивать информацию такого рода у организаций, которым на сегодняшний день принадлежат права собственности на имущество», — было сказано на наш запрос.

И далее: «Касательно «теплоходов, распиленных на металлолом», можем пояснить, что предприятия холдинга «RFP Group», в том числе ОАО «Амурское пароходство», не занимаются видами коммерческой деятельности, связанными с утилизацией судов и плавсредств, а также сбором и переработкой металлолома. Пожалуйста, уточните формулировку вопроса, либо перенаправьте его в адрес организаций, занимающихся этими видами деятельности».

И еще: «Перечисленные теплоходы 860-го проекта проходили реконструкцию в Китае в период до приобретения холдингом «RFP Group» пакета акций «Амурского пароходства» (до 2007 г. — Авт.). Комментировать целесообразность действий и намерений предыдущего владельца судов, в свете того, что нам не известно, при каких обстоятельствах эти решения принимались и реализовывались, — как минимум, безосновательно. »

Теплоходы «Ерофей Хабаров», «Пржевальский», также еще четыре судна — «Семен Дежнев», «Василий Поярков», «Георгий Седов» и «Г.И. Невельской» были построены в далекие 1958-63 годы в Сретенске по проекту №860.

Отходив по Амуру двадцать лет, в 1983 году для них был разработан проект переоборудования и модернизации. Пароходство разработало собственные чертежи модернизации и отправило на реконструкцию в Харбин (КНР) первым теплоход «Василий Поярков». Затем, по одному в год, модернизацию прошли теплоходы «Миклухо-Маклай» и «Ерофей Хабаров».

Читайте также:  Репелленты от клещей аэрозоли

Пароходство разработало свои чертежи модернизации и в 1989-м отправило на реконструкцию в Харбин (КНР) первым теплоход «Василий Поярков» Реконструкция каждого из этих лайнеров обошлась государству (в то время теплоходы достались пароходству совершенно бесплатно через специализированное внешнеторговое предприятие «Судоимпорт» и Министерство речного флота СССР), примерно, в 3,5 млн. долларов США. Из ремонта они вернулись уже трехпалубными. В каждой каюте на всех палубах, включая трюм, имелись: умывальник, душ, унитаз и климатическая установка. Было и несколько двухкомнатных кают класса «Люкс».

Правда, теплоход «Ерофей Хабаров», если кто еще помним, задержался в Китае до 2002 года — у «Амурского пароходства» не было средств для выкупа судна после ремонта. Помог визит первого президента России Бориса Ельцина в Китай, после которого теплоход вернули в обмен за партию вертолетов. Однако проработал теплоход недолго, и встал на прикол.

Но самым первым, в 1992 году остановился «Семен Дежнев», так как его работу не согласились частично дотировать Николаевск-на-Амуре, Николаевский и Ульчский районы. Через год «Семен Дежнев» был отправлен в Китай на металлолом.

Затем добрались и до подарка ГДР Комсомольску-на-Амуре к 50-летию города — четырехпалубному белому теплоходу, флагману Амурского флота — «30 лет ГДР». Сначала его переименовали во «Владимира Арсеньева», а потом продали в Южную Корею, где он и закончил свою жизнь, сначала служил отелем в Пусане, потом в ураган перевернулся и был разрезан на металлолом.

«30 лет ГДР» — подарок республики Комсомольску-на-Амуре к 50-летию города Теплоход «Георгий Седов» проходивший модернизацию в России (по причине пожара, сгорела верхняя и нижняя палубы), в Комсомольске-на-Амуре, тоже стал не удел.

Осенью 2010-го были проданы по цене неразделанного металлолома (около 4 млн. рублей или 140 тыс. долларов США) теплоходы «Капитан Котенко», «Граф Муравьев-Амурский» и «Ерофей Хабаров». Напомним, за их модернизацию отдали 3,5 млн. долларов, за каждый.

«Капитан Котенко» (ранее «Пржевальский») был разрезан и сдан в металлолом, а два последних были проданы амурским рыбопромышленникам в «Рыболовецкий колхоз им. Куйбышева-2», и в прошлую навигацию использовались в качестве рыболовных плавбаз на Нижнем Амуре. В настоящее время эти два судна поставлены на ремонт в Амурский судостроительный завод.

Последним, до осени прошлого года не сходил с туристских маршрутов по Амуру только один теплоход — «Василий Поярков». Его содержание и эксплуатацию с 1992 года полностью на себя взял капитан Виктор Слюсарь, который вместе с экипажем организовал плавучий детский оздоровительный лагерь.

Последние четыре года «Василий Поярков» находился в аренде у капитана Слюсаря, затем был продан другому собственнику по более высокой цене. Новый хозяин лайнера пообещал произвести качественный ремонт под жесткие современные требования, предъявляемые к круизным судам.

В настоящее время к началу пассажирских перевозок на городских и пригородных линиях Хабаровска вышли 10 теплоходов «Москва», 2 теплохода «Москвич», на линии Хабаровск-Победа курсирует скоростной теплоход «Заря-173». В Николаевск-на-Амуре осуществляет пассажирские перевозки теплоход «Ом-5», между Хабаровском и Николаевском-на-Амуре — еще три «Метеора»: «Капитан Князев», «Сергей Торбин» и «Кола Бельды».

Справка
Список пассажирских теплоходов 860-го проекта,
стоявших на учете в «Амурском пароходстве»

«30 лет ГДР»
— 1980 г. постройки (г. Бойценбург)
— флагман Амурского флота (четырехпалубный)
— переименован в 1991 г. — «Владимир Арсеньев», в 1995 г. — «Ferris Flotel»
— в 1993 г. перегнали во Владивосток, далее, в Находку, в Южную Корею (Пусан)
— продан под флот-отель в престижном месте пляжного района Хэундэ, являлся одной из достопримечательностей города Пусана
— в 2003 г. перевернулся в ураган, в 2004 г. разрезан и утилизирован

«Семен Дежнев»
— 1959 г. постройки
— списан в 1992 г., разрезан в Китае

«Г. И. Невельской»
— 1960 г. постройки
— списан в 2003 г., разрезан в Китае

«Георгий Седов»
— 1963 г. постройки
— модернизирован в Комсомольске-на-Амуре
— не эксплуатировался с 2006 г.
— списан и разделан на металл

«Василий Поярков»
— 1960 г. постройки
— полностью модернизирован в Китае в 1989 г.
— в 2012 г. находился в затоне Хабаровска
— последний арендатор: ООО «Детский оздоровительный лагерь Василий Поярков»

«Миклухо-Маклай»
— 1961 г. постройки
— переименован в 2003 г. — «Капитан Котенко»
— полностью модернизирован в Китае в 1991 г.
— не эксплуатировался с 2006 г.
— в 2010 г. отправлен в Комсомольск-на-Амуре на разделку
— в 2011 г. разделан, утилизирован
— последний владелец: ЗАО «Торговый порт Благовещенск»

«Ерофей Хабаров»
— 1958 г. постройки
— переименован в апреле 2011 г. — «Ерофей»
— полностью модернизирован в Китае
— не эксплуатировался с 2006 г.
— в 2010 г. отправлен в Комсомольск-на-Амуре на разделку
— ныне: рыболовная плавбаза на Нижнем Амуре
— владелец: сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий снабженческо-сбытовой кооператив — СППССК «Рыболовецкий колхоз им. Куйбышева-2» (Ульчский район, с. Тахта)

Читайте также:  Стадии роста таракана домашнего

«Пржевальский»
— 1961 г. постройки
— переименован в 1991 г. — «Звезда Амура», в 2003 г. — «Граф Муравьев-Амурский», с апреля 2011 г. — «Амурск»
— ныне: рыболовная плавбаза на Нижнем Амуре
— владелец: СППССК «Рыболовецкий колхоз им. Куйбышева-2» (Ульчский район, с. Тахта)

По данным Российского речного регистра (РРР).

Из частных теплоходов на Амуре
«Таежный»
— 1958 г. постройки
— ранее назывался ОМ-1, «Блюхер», «Плавмагазин-301»
— реконструирован в 2005 г.
— владелец: частное лицо В.В. Козловский

По данным Российского речного регистра (РРР).

Источник

Амурское речное пароходство: от «Аргуни» до «30 лет ГДР»

Небольшой экскурс в прошлое — в рассказе корреспондента ИА AmurMedia

Долгое время в мире господствовало заблуждение, что река Амур крайне мелководна и ее русло теряется в песках. Развенчал эту ошибку многих известных мореплавателей наш великий исследователь, морской офицер Геннадий Невельской. Подробности — в публикации ИА AmurMedia.

Первое водное путешествие, первый сплав по Амуру состоялся в 1854 году, в период Крымской войны, в течение которой была и Тихоокеанская компания, и блестящая победа русских войск в Петропавловске-Камчатском, и подготовка к обороне непосредственно в Приамурье. После высочайшего утверждения — «плыть по реке Амуру», Его Императорское Величество Николай Первый добавил генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьёву (тогда еще просто Муравьёву, без приставки — Амурский): «Чтобы при этом не пахло пороховым дымом!»

Вся Сибирь встрепенулась при вести об открытии плавания по Амуру, которого она ожидала более 160 лет, со времен Ерофея Хабарова. Николая Николаевича Муравьёва везде встречали с восторгом, давали в честь его обеды, сочиняли стихи и песни. А на водах реки Шилки уже красовался невиданный до сего времени в Забайкалье пароход «Аргунь» и 76 грузовых баркасов для экспедиции.

14 мая 1854 года после напутственного молебна перед древней иконой Божией Матери, вынесенной из Албазина, и при салюте из албазинской пушки, флотилия начала спускаться по притоку Амура — реке Шилке. Как известно, древний Албазин был основан русскими казаками в 17 веке, но после подписания Нерчинского договора с Китаем его вынуждены были сжечь.

Флотилия шла под руководством капитана Петра Васильевича Казакевича и перевозила первых переселенцев с их скрабом, военный батальон, припасы и артиллерию. Возглавлял сплав сам Муравьёв. Командовал пароходом «Аргунь» лейтенант Александр Сгибнев, в будущем видный военно-морской историк.

День рождения пароходства

Итак, 14 мая 1854 года является датой учреждения Амурского речного пароходства. Одновременно со сплавом был послан из Петербурга в Пекин Пекинскому трибуналу внешних сношений лист о намерении разграничить Приамурские земли.

Непосредственно на Амуре первое судно было заложено чуть позже — 22 октября того же года. Произошло это в устье Амура на мысе Куегда, называлась шхуна-баржа «Лиман», но моряки ласкового прозвали ее «Бабушкой». Напомним, что топливом для всех речных кораблей тогда являлись дрова, заготовкой которых и занялись первые переселенцы.

Так начиналась славная история Амурского пароходства. Активно продолжилась она и в 20-м веке. С 1954 по 1960 год было построено 198 самоходных и 138 несамоходных судов. Большинство построено на судостроительных предприятиях Амурского бассейна.

Наиболее известен так называемый «Проект 860», благодаря которому был обновлен весь речной флот и построены такие известные суда, как «Ерофей Хабаров», «Семен Дежнев», «Василий Поярков», «Г.И. Невельской», «Пржевальский», «Миклухо-Маклай», «Георгий Седов» (построенный на «Амурском судостроительном заводе») Теплоход «Пржевальский» позже переименовали в «Звезду Амура», а еще позже в «Граф Муравьев-Амурский», отдав тем самым дань великому соотечественнику.

История одного корабля

Переименовывать пароходы считалось делом обычным, поэтому не будем путаться в названиях, а расскажем об одном, может быть самом известном в крае пароходе — «30 лет ГДР». В 1980 году он был построен в Германии, в городе Бойценбурге и в этом же году в качестве иностранного подарка был отдан Волго-Донскому речному пароходству и приписан к Ростову-на-Дону, где совершал речные круизы и даже один раз заходил в Москву. Может быть, так и ходил бы он там до сих пор, но судьба распорядилась иначе.

«30 лет ГДР». Фото: Открытые источники

Запланированный для обновления Амурского речного пароходства теплоход «Александр Суворов» не помещался в плавучий док, предназначенный для его перегонки на Амур — немного не рассчитали строители с габаритами. И было принято решение передать «30 лет ГДР» на Дальний Восток. Незамедлительно началось большое морское путешествие.

Последние рейсы по реке железнодорожные паромы на трассе Комсомольск — Пивань совершили в сентябре 1975 года, когда был введён в эксплуатацию мост через Амур. Фото: Открытые источники

Вообще-то, аналоги будущего Амурского флагмана и сами способны на небольшие морские походы, но непредсказуемый мировой океан без помощи плавучего дока был ему все-таки не по плечу. Судно длиной 130 метров и высотой в несколько этажей спряталось в доке, как в коробочке. Неспешное путешествие через Черное, Средиземное и Красное моря, Индийский и Тихий океаны заняло около трех месяцев.

Читайте также:  Молитва чтобы избавиться от ненужных людей

Флагман на металлолом

Сопровождали теплоход, не считая экипажей дока и буксиров, пять комсомольчан — в их распоряжении были все каюты и палубы. Так порт приписки поменяли на город Хабаровск, и корабль стал флагманом всего Амурского речного судоходства. Комсомольск пользовался им на правах аренды, и все, кто в 80-е годы прибывал в активном жизненном возрасте, помнят незабываемые прогулочные рейсы под названием «Вечерний Комсомольск», пользующиеся большим спросом.

В 90-е с теплоходом стали происходить пертурбации. В начале его переименовали во «Владимир Арсеньев», потом и вовсе содержание стало пароходству не по карману. И «30 лет ГДР» превратился в гостиницу во Владивостоке, затем оттуда был продан в Южную Корею, переименован в «Ferris Flotel» и тоже использовался в качестве гостиницы. В 2003 году пострадал от пронесшегося урагана, а в 2004 прямо на набережной корейского города Пусан начались работы по разделке судна на металлолом. К сожалению, наше время сделало этот страшный сон любого корабля грустной реальностью.

Гибель «Хабарова» и «Муравьёва»

Весной 2011 года любопытные комсомольчане, имеющие привычку гулять вблизи яхтенного клуба, могли заметить у берега двух речных гигантов: «Ерофей Хабаров» устало облокотился на «Графа Муравьева-Амурского», и оба понимают, что привели их сюда не от хорошей жизни.

Рядом со столь почтенными особами находится более скромный «Капитан Котенко», это бывший «Миклухо-Маклай», и от него оставалась только одна палуба, но и она вскоре ушла на переплавку.

«Капитан Котенко», бывший «Миклухо-Маклай». Фото: Открытые источники

«Ерофею Хабарову» и «Графу Муравьёву-Амурскому» ненадолго продлили жизнь коммерсанты, выкупив их для использования в качестве общежития и рыбоперерабатывающего цеха в период путины лосося. «Георгий Седов» какое-то время использовали на «Амурском судостроительном заводе» в качестве административного здания. О пассажирском туристическом флоте речь в настоящее время, к сожалению, не идет. Современное «Амурское пароходство» владеет множественными судами технического и грузового назначения, но туризм на Амуре на данный момент продолжает считаться делом неприбыльным.

Последним туристическим теплоходом стал «Василий Поярков». Последнее судно «Проекта 860». Большую часть времени на нем работал летний детский лагерь. Дети из всего Хабаровского края имели возможность прикоснуться к большой реке, побывать в расположенных на ней населенных пунктах. Сейчас же для этого есть лишь небольшие «ОМики» и скоростные метеоры «Капитан Князев» и «Сергей Торбин». Их называют «водными самолетами», и развивают они скорость свыше 60 км/час. Дебаркадеров необходимых для путешествия на этих метеорах также осталось считанное количество.

Суда Восход-14 и Метеор-187 у причала Речного вокзала (1984-1990). Фото: Открытые источники

Безусловно, речной транспорт мог бы выпускать Амурский судостроительный завод. Однако, для этого нет ни государственного, ни частного заказчика. Тем не менее, Амур с его протяженностью в 2824 километров, протекающий по территориям нескольких государств и российских регионов, для многих жителей Хабаровского края все-таки является привлекательным туристическим объектом.

В Комсомольске по сей день продолжают жить ветераны Амурского речного пароходства. Один из них — Валентин Берсенёв, одновременно и потомок первых переселенцев на Амур. Дед Валентина Григорьевича Акакий служил бакенщиком, то есть зажигал бакены — плавучие знаки, ограждающие фарватер, и обозначающие навигационные опасности.

Валентин Берсенев. Фото: Из личного архива

Сам Валентин Берсенёв работал и мотористом, и помощником механика, и старшим инженером участка плавучей механизации, а также начальником отдела охраны окружающей среды. Работал в устье реки Хор, черпая гравий дизельно-электрическим двухвинтовым краном, необходимый для постройки шоссейной дороги, а ныне федеральной трассы «Хабаровск — Комсомольск».

В Комсомольске намывал песком огромные городские территории, например, район «Парус». В возрасте 57 лет уехал в командировку в Сингапур и Малайзию, где таким же намывным образом намывали целые подводные острова, необходимые для строительства моста через пролив.

Увидеть Амур и восхититься

Валентин Берсенёв является автором многих краеведческих книг об истории Амурского пароходства. Вот что пишет автор во вступлении к одной из своих книг:

«Плавать я умел с малолетства, на лодке ходил уже с 5 лет, за что все ребята прозвали меня капитаном. На паровом катере «Отважный» работал мой двоюродный брат, брат отца после фронта работал на пароходе «Чита» рулевым. Мой отец все пароходы различал по гудкам. Так что благодаря таким примерам, я недолго думал, выбирая свой путь, полюбив Амур с юных лет».

Туристы. Фото: Открытые источники

Что ж, не будем считать, что история Амурского судоходства закончена или же сократилась до немногочисленных грузовых перевозок. Не для того трудились Невельской с Муравьёвым и многочисленными соратниками, делая Амур достоянием России, открывая первые сплавы по этой великой реке. Увидеть Амур во всей его красе должен каждый дальневосточник и не только…

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей