- Биология ЕГЭ. Цепи питания. Продуценты и консументы
- Продуценты. Консументы. Редуценты
- Потери энергии
- Дистанционная эколого-биологическая викторина
- Календарь проекта
- Календарь проекта
- Календарь проекта
- Календарь проекта
- Новости
- 22.10.2021 Ваш КОД УСПЕХА — интернет-олимпиада школьников по информатике
- 07.12.2020 Отборочный этап Межрегиональной олимпиады школьников им. И.Я. Верченко по информатике и компьютерной безопасности
- Ответы на задания I тура 2013-2014 учебного года
- Экосистема и ее факторы
Биология ЕГЭ. Цепи питания. Продуценты и консументы
Приветствую друзья, сегодня мы завершаем наш цикл статей связанных с энергетическим обменом и метаболизмом живых организмов. В прошлых статьях ( ищите на канале ), мы разобрали как организмы питаются, как извлекают из пищи энергию и как происходит энергетический обмен ( надеюсь вы хоть чуть чуть разобрались, ну или хотя бы уловили суть, это тоже важно ).
Однако вы никогда не задумывались, а откуда вообще появляется энергия на нашей планете? Ведь для того, чтобы кто-то покушал, нужно чтобы тот, кого он съел тоже откуда-то взял энергию и питательные вещества для жизни. Получается бог существует? Возможно, но биология объясняет всё намного проще.
По сути у нас на планете уже много миллиардов лет есть халявный и практически вечный источник энергии — солнце . С него то всё и начинается и благодаря организмом, которые научились преобразовывать солнечную энергию в питательные вещества ( фототрофам ) и стала возможна жизнь на Земле.
Эти организмы ( чаще всего в их роли выступают растения, хотя могут и некоторые бактерии ) и образуют фундамент для пищевой пирамиды. С них начинаются все цепи питания.
Продуценты. Консументы. Редуценты
Чтобы было проще запомнить, давайте разберём стандартную цепь питания:
Трава — Кузнечик — Мышь — Змея — Человек ( да, люди бывает едят змей )
В этой цепи питания каждый последующий организм съедал предыдущий и получал из него энергию и питательные вещества, которые расходовал на свою жизнедеятельность. Давайте рассмотрим роли, которые выпали каждому из участников этой пищевой цепи:
Трава — продуцент. Продуцентами ( от слов продукция, производить ) называют живые организмы, которые сами получают питательные вещества ( органические вещества ) из неорганических. Т.е. преобразуют энергию солнца ( фотосинтез у растений ) или химических связей ( хемосинтез у бактерий ) в нямку, которой не против поживиться остальные.
Кузнечик — консумент 1 порядка. Мышь — консумент 2 порядка. Змея — консумент 3 порядка. Человек — консумент — 4 порядка (сверххищник). Консументами называют тех, кто поглощает уже готовые органические вещества, а цифра порядка означает на каком этапе пищевой цепи находится этот консумент. Тот кто ест продуцентов ( корова, кузнечики, жуки, личинки ) будут консументами 1 порядка, тот кто есть консументов 1 порядка ( птицы, змеи и т.д ) будут уже консументами 2 порядка и т.д.
Некоторые живые организмы могут быть одновременно консументами как 1, так и 2 и 3 порядка. Например человек может есть как растения (быть консументом 1 порядка, так и корову т.е. становится консументом 2 порядка и т.д.)
Бактерии редуценты. Есть ещё организмы, которые не участвуют напрямую в цепях питания, но выполняют важную функцию по разрушению того, что осталось живых организмов после их гибели. Бактерии разлагают эти остатки и тем самым завершают круговорот энергии в природе.
Потери энергии
Поскольку живые организмы постоянно расходуют энергию на поддержание своей жизнедеятельности и другие глупости ( регуляция температуры тела, передвижение, размножение и т.д. ), то происходят существенные потери при передачи энергии с одного уровня на другой.
В среднем лишь около 10% энергии из пищи идёт на увеличение веса организма, остальное расходуется на текущие нужны. К тому же мы понимаем, что у любого организма есть несъедобные части, поэтому и получается, что с каждым новым уровнем потери будут всё больше и больше.
Источник
Дистанционная эколого-биологическая викторина
Календарь проекта
Календарь проекта
Календарь проекта
Календарь проекта
Новости
22.10.2021 Ваш КОД УСПЕХА — интернет-олимпиада школьников по информатике
Приглашаем школьников 5-8 классов присоединиться к участию в обучающей интернет-олимпиаде по информатике «Код успеха». Олимпиада проводится с 8 по 18 ноября 2021 года в двух возрастных номинациях: «5-6 классы» и «7-8 классы». Допускаются как командное, так и индивидуальное участие. Регистрация команд и индивидуальных участников — до 16 ноября включительно.
07.12.2020 Отборочный этап Межрегиональной олимпиады школьников им. И.Я. Верченко по информатике и компьютерной безопасности
Отборочный этап Межрегиональной олимпиады школьников имени И.Я. Верченко по информатике и компьютерной безопасности проходит с 1 декабря 2020 года по 23 января 2021 года дистанционно на сайте http://v-olymp.ru/olmp_it/. Участниками олимпиады могут стать школьники 8-11 классов.
Ответы на задания I тура 2013-2014 учебного года
Участие в интернет-викторине предполагает наличие определенных технических возможностей участников.
Вам предстоит подготовить электронные презентации, общаться с другими командами и координатором, заполнять онлайн-форму ответов в Виртуальном кабинете.
Тур был посвящен явлению паразитизма и опасным паразитам человека и животных.
Задание 1. Известно, что паразитические организмы используют в качестве среды обитания другие живые организмы. А сколько всего в биосфере существует основных сред обитания? Впишите ответ одной цифрой.
Ответ: 4. Пояснение: 1 – водная, 2 – наземно-воздушная, 3 – почва, 4 – живые организмы.
Задание 2. Среди перечисленных терминов отметьте те, которые не относятся к определениям взаимоотношений между популяциями разных видов организмов:
- аменсализм
- симбиоз
- транспирация
- фетализация
- паразитизм
- хищничество
- сукцессия
- мутуализм
- комменсализм
- каннибализм
Ответ: 3, 4, 7, 10.
Задание 3. Отметьте, какое место (или места) в пищевой цепочке могут занимать животные-эндопаразиты:
- продуценты
- консументы 1 порядка
- консументы 2-го порядка
- консументы 3-го порядка
- консументы 4-го и более высоких порядков
- хищники
- детритофаги
- редуценты
Ответ: 3, 4, 5.
Задание 4. Имеется пищевая цепочка: Сок яблони – тля – божья коровка – паук – синица – гельминт (внутренний паразит синицы) – ястреб-перепелятник. Какое место в этой цепочке будет занимать бактериофаг, поразивший бактерию, паразитирующую в кишечнике гельминта?
- редуцент
- продуцент
- консумент 1 порядка
- консумент 2 порядка
- консумент 3 порядка
- консумент 4 порядка
- консумент 5 порядка
- консумент 6 порядка
- консумент 7 порядка
- консумент 8 порядка
- детритофаг
Ответ: 9
Задание 5. Известно, что многие паразитические черви (гельминты) развиваются с одним или несколькими промежуточными хозяевами и имеют сложные жизненные циклы. А как называются гельминты, которые не имеют промежуточных хозяев в своем жизненном цикле? Впишите их название ОДНИМ СЛОВОМ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Ответ: ГЕОГЕЛЬМИНТЫ
Задание 6. По статистике в развитых странах (в том числе и в России) среди всех гельминтов дети чаще всего заражаются этим небольшим (до 12 мм) червем. Впишите ЛАТИНСКОЕ название его РОДА ОДНИМ СЛОВОМ.
Ответ: Enterobius
Задание 7. У этого гельминта одна из личиночных стадий таким образом воздействует на одного из своих промежуточных хозяев (насекомое), что тот (хозяин-насекомое) остается висеть на травинке, вцепившись в нее парализованными челюстями. В таком виде этот хозяин легко может быть съеден окончательным хозяином гельминта – травоядным животным. Напишите ОДНИМ СЛОВОМ ЛАТИНСКОЕ название РОДА этого гельминта.
Ответ: Dicrocoelium
Задание 8. Один из самых опасных ленточных гельминтов, достигающий в длину 15 метров (а по некоторым данным 24 метров), получил латинское название своего рода по органам прикрепления. Напишите название этих органов ПО-РУССКИ ОДНИМ СЛОВОМ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Ответ: БОТРИИ или БОТРИДИИ
Задание 9. Употребляя в пищу сырую или мороженую рыбу, в том числе суши, можно заразиться множеством разных видов паразитических червей, для которых человек является одним из хозяев в их сложных жизненных циклах. Среди приведенных ниже изображений паразитов выберите те, что относятся к паразитам, которыми НЕЛЬЗЯ заразиться, употребляя в пищу сырую или мороженую рыбу.
Примечание: Изображения: 1, 8 – увеличено, 2, 6 – сильно увеличены, 3 – сильно уменьшено, 5 и 7 – относительно близки к оригинальному размеру.
Рис. 1. Fasciola hepatica
Рис. 2. Nanophyetus sp.
Рис. 3. Diphyllobothrium sp.
Рис. 4. Opisthorchis felineus
Рис. 5. Ascaris lumbricoides
Рис. 6. Metagonimus sp.
Рис. 7. Dioctophyme renale
Рис. 8. Trichocephalus sp.
Ответ: Рис. 1, рис. 5, рис. 8.
Задание 10. Давно известное выражение: «не пей из лужицы, козлёночком станешь!» заимствовано из сказки. Конечно, козленочком в этом случае стать можно только в сказке, но заполучить неприятности в виде паразитарного заболевания можно. Выберите из задания 9 изображения тех паразитов, заразиться которыми можно, попив неочищенной водички из лужи.
Ответ: Рис. 1, рис. 7
Задание 11. Отметьте, какие из изображений задания 9 относятся к паразитам, развивающимся с промежуточными хозяевами.
Ответ: Рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4, рис. 6, рис. 7.
Задание 12. На рис. 9 изображено сильно увеличенное яйцо одного из самых опасных паразитов млекопитающих, в том числе человека. Размеры яйца приблизительно 140 микрометров. По строению яйца можно догадаться, в какой системе органов живет взрослая стадия этого паразита. Впишите название этой системы органов ОДНИМ СЛОВОМ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Ответ: КРОВЕНОСНАЯ
Задание 13. Заразиться червем из задания 12 можно… (выберите правильный ответ или ответы):
- купаясь в открытом водоеме
- употребляя необеззараженную воду из природных источников
- употребляя в пищу необработанную термически рыбу
- употребляя в пищу необработанное термически мясо
- употребляя в пищу необработанных термически насекомых
- через немытые руки, овощи, фрукты
- через загрязненный почвой порез тела
Ответ: 1.
Задание 14. Запишите ЛАТИНСКОЕ название РОДА паразитических червей из задания 12 ОДНИМ СЛОВОМ.
Ответ: SHISTOSOMA или SCHISTOSOMA
Задание 15. Видовое название этого гельминта происходит от названия города на Аравийском полуострове, местность вокруг которого долгое время считалась главным очагом заражения этим паразитом (см. Рис. 10). Размеры его могут достигать 120 см. в длину. Заболевание, которое он вызывает, распространено главным образом в южных областях Азии и тропической Африке.
Напишите название города, от которого происходит его видовое название НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОДНИМ СЛОВОМ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Ответ: Медина.
Задание 16. Заразиться червем из задания 15 можно… (выберите правильный ответ или ответы):
- купаясь в открытом водоеме
- употребляя необеззараженную воду из природных источников
- употребляя в пищу необработанную термически рыбу
- употребляя в пищу необработанное термически мясо
- употребляя в пищу необработанных термически насекомых
- через немытые руки, овощи, фрукты
- через переливание крови или ее компонентов
- через загрязненный почвой порез тела
Ответ: 2
Задание 17. Напишите название РОДА паразита из задания 15 НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ ОДНИМ СЛОВОМ
Ответ: Dracunculus
Задание 18. На рис. 11 изображен жизненный цикл паразита, наносящего огромный урон одному из видов животноводства. Паразитами являются сразу несколько видов одного рода. Кроме того, паразиты этого же рода вызывают заболевание домашней и дикой птицы.
Запишите ЛАТИНСКОЕ название этого РОДА паразитов ОДНИМ СЛОВОМ.
Ответ: Eimeria
Задание 19. На рис. 12 изображено одноклеточное животное – паразит человека. Существует обоснованное предположение, что до 40% населения Земли может быть заражено этим паразитом, хотя многие люди об этом даже не подозревают. Заражаются им те, кто пренебрегает самыми простыми гигиеническими правилами, то есть употребляют грязную пищу и воду, не моют руки перед едой и т.д.
Запишите РУССКОЕ название заболевания, которое вызывается этим паразитом, в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Источник
Экосистема и ее факторы
Экосистема (греч. oikos — жилище) — единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему.
Вы можете встретить синоним понятия экосистема — биогеоценоз (греч. bios — жизнь + geo — земля + koinos — общий). Следует разделять биогеоценоз и биоценоз. В понятие биоценоз не входит компонент окружающей среды, биоценоз — совокупность исключительно живых организмов со связями между ними.
Совокупность биогеоценозов образует живую оболочку Земли — биосферу.
Продуценты, консументы и редуценты
Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям разделены на:
- Продуцентов
Растения, преобразующие энергию солнечного света в энергию химических связей. Создают органические вещества, потребляемые животными.
Животные — потребители готового органического вещества. Встречаются консументы I порядка — растительноядные организмы, консументы II, III и т.д. порядка — хищники.
Это сапротрофы (греч. sapros — гнилой + trophos — питание) — грибы и бактерии, а также некоторые растения, которые разлагают останки мертвых организмов. Редуценты обеспечивают круговорот веществ, они преобразуют накопленные организмами органические вещества в неорганические.
Продуценты, консументы и редуценты образуют в экосистеме так называемые трофические уровни (греч. trophos — питание), которые тесно взаимосвязаны между собой переносом питательных веществ и энергии — процессом, который необходим для круговорота веществ, рождения новой жизни.
Пищевые цепи
Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней отражаются в пищевых цепочках (трофических цепях), в которых каждое предыдущее звено служит пищей для последующего звена. Поток энергии и веществ идет однонаправленно: продуценты → консументы → редуценты.
Трофические цепи бывают двух типов:
- Пастбищные — начинаются с продуцентов (растений), производителей органического вещества
- Детритные (лат. detritus — истертый) — начинаются с органических веществ отмерших растений и животных
В естественных сообществах пищевые цепи часто переплетаются, в результате чего образуются пищевые сети. Это связано с тем, что один и тот же организм может быть пищей для нескольких разных видов. Например, филины охотятся на полевок, лесных мышей, летучих мышей, некоторых птиц, змей, зайцев.
Экосистемы обладают важным свойством — устойчивостью, которая противостоит колебаниям внешних факторов среды и помогает сохранить экосистему и ее отдельные компоненты. Устойчивость экосистемы обусловлена:
- Большим разнообразием обитающих видов
- Длинными пищевыми цепочками
- Разветвленностью пищевых цепочек, образующих пищевую сеть
- Наличием форм взаимоотношений между организмами (симбиоз)
Экологическая пирамида
Экологическая пирамида представляет собой графическую модель отражения числа особей (пирамида чисел), количества их биомассы (пирамида биомасс), заключенной в них энергии (пирамида энергии) для каждого уровня и указывающая на снижение всех показателей с повышением трофического уровня.
Существует правило 10%, которое вы можете встретить в задачах по экологии. Оно гласит, что на каждый последующий уровень экологической пирамиды переходит лишь 10% энергии (массы), остальное рассеивается в виде тепла.
Представим следующую пищевую цепочку: фитопланктон → зоопланктон → растительноядные рыбы → рыбы-хищники → дельфин. В соответствии с изученным правилом, чтобы дельфин набрал 1кг массы нужно 10 кг рыб хищников, 100 кг растительноядных рыб, 1000 кг зоопланктона и 10000 кг фитопланктона.
Агроценоз
Агроценоз — искусственно созданный биоценоз. Между агроценозом и биоценозом существует ряд важных отличий. Агроценоз характеризуется:
- Преобладает искусственный отбор — выживают особи с полезными для человека признаками и свойствами
- Источник энергии — солнце (открытая система)
- Круговорот веществ — незамкнутый, так как часть веществ и энергии изымается человеком (сбор урожая)
- Видовой состав — скудный, преобладают 1-2 вида (поле пшеницы, ржи)
- Устойчивость экосистемы — снижена, так как пищевые цепочки короткие, пищевые сети неразветвленные
- Биомассы на единицу площади — мало
Биоценоз характеризуется:
- Преобладает естественный отбор — выживают наиболее приспособленные особи
- Источник энергии — солнце (открытая система)
- Круговорот веществ — замкнутый
- Видовой состав — разнообразный, тысячи видов
- Устойчивость экосистемы — высокая, так как пищевые цепочки длинные, разветвленные
- Биомассы на единицу площади — много
Факторы экосистемы
Любой организм в экосистеме находится под влиянием определенных факторов, называемых экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
- Абиотические (греч. α — отрицание + βίος — жизнь)
К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы. Существуют физические — климат, рельеф, химические — состав воды, почвы, воздуха. В понятие климата можно включить такие важные факторы как освещенность, температура, влажность.
К биотическим факторам относятся все живые существа и продукты их жизнедеятельности. Например: хищники регулируют численность своих жертв, животные-опылители влияют на цветковые растения и т.д. Это и самые разнообразные формы взаимоотношений между животными (нейтрализм, комменсализм, симбиоз).
К антропогенным факторам относится влияние человека на окружающую среду в процессе хозяйственной и другой деятельности. Человек «разумный» (Homo «sapiens») вырубает леса, осушает болота, распахивает земли — уничтожает дом для сотен видов животных.
В результате деятельности человека произошли глобальные изменения: над Антарктикой появились «озоновые дыры», ускорилось глобальное потепление, которое ведет к таянию ледников и повышению уровня мирового океана.
За миллионы лет эволюции растения и животные вырабатывают приспособления к тем условиям среды, где они обитают. Так у алоэ, растения живущего в засушливом климате, имеются толстые мясистые листья с большим запасом воды на случай засухи. У каждого организма вырабатывается своя адаптация.
Формируются привычные биологические ритмы (биоритмы): организм адаптируется к изменениям освещенности, температуры, магнитного поля и т.д. Эти факторы играют важную роль в таких событиях как сезонные перелеты птиц, осенний листопад.
Если адаптация не вырабатывается, или это происходит слишком медленно по сравнению с другими видами, то данный вид подвергается биологическому регрессу: количество особей и ареал их обитания уменьшаются и со временем вид исчезает. Иногда деятельность человека играет решающий фактор в исчезновении видов.
Закон оптимума
Если фактор оказывает на жизнедеятельность организма благоприятное влияние (отлично подходит для животного/растения), то про фактор говорят — оптимальный, значение фактора в зоне оптимума. Зона оптимума — диапазон действия фактора, наиболее благоприятный для жизнедеятельности.
За пределами зоны оптимума начинается зона угнетения (пессимума). Если значение фактора лежит в зоне пессимума, то организм испытывает угнетение, однако процесс жизнедеятельности может продолжаться. Таким образом, зона пессимума лежит в пределах выносливости организма. За пределами выносливости организма происходит его гибель.
Фактор, по своему значению находящийся на пределе выносливости организма, или выходящий за такое значение, называется ограничивающим (лимитирующим). Существует закон ограничивающего фактора (закон минимума Либиха), гласящий, что для организма наиболее значим фактор, который более всего отклоняется от своего оптимального значения.
Метафорически представить этот закон можно с помощью «бочки Либиха». Смысл данной метафоры в том, что вода при заполнении бочки начинает переливаться через наименьшую доску, таким образом, длина остальных досок уже не играет роли. Так и наличие выраженного ограничивающего фактора сводит на нет благоприятность остальных факторов.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник