Трогательная история про крота
Недавно в издательстве «Мелик-Пашаев» вышла книжка-малышка Вернера Хольцварта и художника Вольфа Эрлбруха с очень длинным названием: «Маленький крот, который хотел знать, кто наделал ему на голову».
Сказка про обиженного крота, который ищет обидчика, вызвала в Интернете бурю эмоций. Читатели фыркали, возмущались и призывали морально осудить издателей. Справедливости ради, заметим, что книжка, тем не менее, очень успешно продавалась в интернет-магазинах. «Папмамбук» посчитал, что такая острая и неоднозначная реакция сама по себе интересна и требует анализа.
Мы решили посвятить «Маленькому кроту…» и связанным с ним проблемам серию материалов.
«Маленький крот…» глазами издателя:
«Почему мы решили издавать эту книжку?»
В детской книге важнейшую роль играет художник. Вольф Эрлбрух, нарисовавший «Маленького крота…», – очень известный книжный иллюстратор. До того, как я увидела книжку про крота, я считала, что Эрлбрух рисует для взрослых. Но «Маленький крот…», с точки зрения рисования – чудесная детская книжка. Ей уже 20 лет. В книжных магазинах Германии, Англии, Испании она всегда лежит среди бестселлеров. Она издается в двух форматах – маленьком, как у нас, и более крупном.
Однако в большинстве московских магазинов «Маленького крота» отказались брать на продажу.
Сказали, что опасаются реакции покупателей. Тема книжки показалась там «странной». То есть они попросту сочли ее неприличной.
Но нас, когда мы принимали решение о покупке авторских прав, тема совсем не смутила – потому что здесь она подана очень талантливо.
Кроме того, мне кажется, что «Маленький крот. » – это книжка с хорошим познавательным потенциалом. Я помню, как в детстве бабушка меня учила: «Смотри, здесь коровка прошла. А это козочка свой след оставила. А здесь был кабанчик. » Мне все это было так интересно!
А какой конец в этой книжке? Во-первых, опять-таки, там присутствует очень точное естественнонаучное наблюдение: лучше всех в том, «кто это наделал», разбираются мухи.
Во-вторых, в результате «расследования», которое провел маленький кротик, восстанавливается справедливость: обидчик наказан. Но, заметьте, наказан совсем не страшно. Скорее всего, он этого наказания и не заметит. Оно не болезненное. Оно, по большому счету, и не обидное. Но кротик должен был это сделать, чтобы соблюсти собственное достоинство. Это же важно?
На сайте «Лабиринта» среди отзывов на эту книжку каких только бранных слов не было! Но, помните, как говорил Мюнхгаузен в захаровском фильме: «Все глупости мира делаются с серьезным лицом.
Смейтесь, господа, смейтесь!»
«Маленький крот…» с точки зрения натуралиста
Эта нехитрая история – хороший повод поговорить с ребенком о том, что он так или иначе узнаёт о себе и окружающем мире. Поговорить на очень простом языке, рассматривая смешные детали иллюстраций и отмечая нашу естественную, природную осторожность по отношению к любым экскрементам. Рассказать о крохотных специальных микробах, которые помогают нам расти и получать силы из еды. О том, что их не видно, потому что они очень маленькие. Но если бы внутри нас не осталось микробов, наш вес сразу уменьшился бы на несколько килограммов. Когда микробы живут в своем обычном месте, это хорошо, а когда попадают в рот или в глаз, то можно и заболеть. Поэтому надо мыть руки после прогулки, туалета и перед едой. Именно поэтому мы тщательно моем овощи, фрукты, зелень, которые сорвали или купили в магазине.
Известно, что врачи, опытные родители и хозяева домашних питомцев по виду и запаху экскрементов могут определить недуги. Мне вспоминается рассказ одной мамы о пережитом ужасе, когда она впервые накормила ребенка свеклой. Думаю, об этих особенностях изменения мочи и кала тоже надо как-то легко и просто рассказывать детям.
Кстати, это еще и хороший повод рассказать ребенку, что слово «какашки» – домашнее, врачи называют их калом, биологи – помётом, а вообще все эти выделения организма называются научным словом «экскременты».
Натуралисты, следопыты и биологи знают, как выглядят следы лап, ног, крыльев, зубов и клювов и остатки пищи – так называемые погрызы и погадки. Помет животных – составная часть этого длинного списка следов, по которым можно узнать то, что было: кто тут обедал; кто сидел на этой кочке на рассвете, и кто перебежал дорожку в вашем саду. А кто здесь явно пометил свою территорию. Обычно мы не видим всех этих животных, они живут своей жизнью, и надо уважать их право на эту свою жизнь. Поэтому лучше не выковыривать ежика из его укрытия, чтобы поселить в квартире, а научиться узнавать о присутствии животных по их разнообразным следам. Это так загадочно и интересно!
Конечно, может возникнуть вопрос, нужны ли нам, городским жителям, все эти подробности разнообразия помета животных? Если мы не собираемся изучать животных, переселяться в тайгу, охотиться, – то, вероятно, нет. А детям, осваивающим горшок вместо подгузника и пешие прогулки по нашим дворам и паркам вместо коляски, – пожалуй, да. Вот на таком уровне – удивления от того, что вокруг все другие и такие разные. И все они едят и какают.
Думаю, интерес к познанию начинается как раз в таком непуганом детстве, когда всё окружающее вызывает удивление и вопросы, на которые тебе не отвечают мгновенным запретом: «Фу, какая гадость! В приличном обществе не говорят про такие вещи!»
Меня немного смутил финал книжки: почему крот даже не стал разговаривать с псом, а сразу поверил мухам? Почему шмякнул свою маленькую помётину ему на лоб и успокоился? Да, но почему я решила, что обиженный крот – образец и герой? Ведь чего только не делают обиженные люди! И кроты, видимо, тоже. Так что с таким финалом у нас просто появился повод обсудить возможные варианты и поразмышлять.
А еще мне понравилось, как крот носит на голове неопознанную пока какашку. В мультфильме он, приветствуя корову, еще и приподнимает ее, как шляпу. Но больше всего мне понравилось предложение автора уважать детские интересы.
Надежда Пантюлина,
сотрудник Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева
Хотите посмотреть мультфильм?
Возможно, он примирит вас с книжкой:
http://www.youtube.com/watch?v=_XwMESXpA3o&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=e1EMZGFHu_Y
Научиться читать следы животных вам поможет книга А.Н. Формозова «Спутник следопыта»
«Маленький крот…» глазами зарубежных читателей
Книга о маленьком кроте впервые была издана в 1989 году. Она переведена почти на 30 языков. Ее обсуждают и на интернет-форумах, и на книготорговых сайтах. Но зарубежные читатели реагируют на нее совсем не так остро, как пользователи «русского» интернета. Конечно, и в западных сетях есть те, кого (уже больше 20 лет) возмущает сама тема книги. Есть также пользователи, которые считают, что книги для детей, рассказывающие о естественных функциях организма, имеют право на существование, но должны служить сугубо практической цели – приучить ребенка к горшку.
Основная претензия к книге связана с концовкой истории: мол, она учит ребенка мстить, следовать принципу «око за око». Но таких отзывов сравнительно мало. Например, на одном немецком сайте книга получила 98 раз оценку «пять» и только 7 раз – оценку «один».
Главным достоинством книги посетители сайтов считают то, что книга очень смешная. Причем смешно и взрослым, и детям. Еще отмечают, что в детской книге совсем не обязательно должна присутствовать глубокая мораль. Взрослые часто читают только для развлечения, и дети тоже имеют на это право. А многие родители находят способ сделать эту книгу полезной: с ее помощью они учат детей определять животных по оставленным «следам», рассказывают о том, почему эти «следы» такие разные, о том, где какие животные обитают и чем питаются.
Родители пишут, что месть крота собаке в этой книге, прежде всего, смешная. Маленький кротик мстит огромному спящему псу, который, проснувшись, вряд ли что-то заметит, а значит, и не узнает, что он обидел крота. Кто-то, тем не менее, после прочтения сказки объясняет ребенку, что лучше не мстить, а поговорить со своим обидчиком.
Некоторые родители отмечают, что эта сказка изобилует эвфемизмами и звукоподражаниями, поэтому чтение позитивно влияет на развитие детской речи. А взрослые получают дополнительный повод поговорить с малышом о языке.
Родители детей, у которых были проблемы с чтением, пишут: книжка несерьезная, но интересная для любого ребенка. Нашему ребенку «Маленький крот…» помог начать читать самостоятельно.
Приводятся примеры положительного воздействия книжки на детей, которые по каким-то причинам боялись ходить в туалет или страдали невротическими запорами. Как правило, у таких детей существует еще и проблемы с проговариванием болезненной для них темы. А если прочесть ребенку эту книжку несколько раз, то тема «легализуется», перестает быть мучительной и пугающей. Ребенок словно получает право называть вещи своими именами. Это помогает бороться и с самой проблемой.
А в одном отзыве даже рассказывается о том, что эту книгу читал вслух студентам на занятии профессор колледжа, иллюстрируя позитивистский подход к научному изысканию, принятый в XIX веке!
Источник
Синий Фил 207: Время первых, Танцы насмерть, Уйти красиво
Я вас категорически приветствую!
Сегодня мы узнаем: как интернет-критики влияют на прокат фильмов? Какие творческие планы у Арнольда Шварценеггера? А также могут ли снимать отечественные киноделы достойные фильмы про космос?
Но сперва, как водится, про самые популярные фильмы прошедшей недели.
Вторую неделю первое место держит мультик Босс-молокосос. На этот раз мерзкий карапуз вынул у российских зрителей 321 мильон 42 тыщи рублей.
На втором месте унылая экранизация “Призрака в доспехах”. Компьютерные города и латексная Скарлетт Йоханссон развлекли зрителей на 263 мильона 356 тыщ рублей.
На третьем месте обратно мультик – Смурфики: Затерянная деревня. Синие гномы, проживающие в грибах, разорили отечественных родителей на 99 мильонов 803 тыщи рублей.
Переходим к новостям кино.
Режиссёр-постановщик трилогии Час-Пик — Бретт Ратнер, высказал возмущение по поводу существования сайта Rotten Tomatoes (по-нашему Тухлые Помидоры) и ему подобных. Тухлые помидоры — агрегатор рецензий, собирает отзывы профессиональных критиков и обычных зрителей, после чего формирует рейтинг фильмов. Или другими словами, рейтинг свежести кинопродукта — откуда и название.
Ратнер в последние годы занимает должность продюсера. Среди фильмов выпущенных под его крылом за последние годы «Выживший», «Чёрная Месса», «Парни со стволами». И гражданин Ратнер серьёзно обеспокоен влиянием Интернет-критики на киноиндустрию. По его словам, Тухлые помидоры — это самое ужасное, что произошло с кино за последние годы. Говорит, они разрушают кинобизнес. Ратнер не против кинокритики в целом, он её даже наоборот уважает и, не побоюсь такого слова, любит. Но говорит, что настоящая кинокритика канула в Лету, когда он был маленьким. Вот тогда критика была настоящим искусством. А теперь критических статей, написанных с большим умом, как это было в прошлом веке, больше нет. По словам продюсера, сейчас всё свелось к соотношению числа положительных и отрицательных рецензий, что безумно его огорчает. Еще бы! Теперь нет смысла засылать денег профессиональным критикам, чтобы они умело похвалили твой фильм. Теперь любой тупой подросток может разнести твой фильм в пух и прах на такую же широкую, а порой и ещё большую аудиторию. Год от года пропихивать говно становится всё сложнее!
В качестве примера Ратнер упомянул фильм «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости», в продюссировании которого принимал участие. Картина Зака Снайдера с производственным бюджетом в 250 миллионов баксов собрала в мировом прокате 873 мильона, и продюсер считает, что если бы не рейтинг на Томатах в 27%, фильм собрал бы намного больше. По его словам, зритель не понимает, сколько сил и средств уходит на создание подобного фильма. А потом пара каких-то жалких циферок, и — о ужас! — граждане не идут в кино. Ратнер, правда, не уточнил, как в основу таких дорогостоящих проектов мирового масштаба закладывается чудовищная дурь, которую не хавают даже фанаты-подростки.
Начальник Томатов прокомментировал негодование Рэтнера: «Мы, говорит, на Rotten Tomatoes согласны с важностью кинокритики и потому организуем максимально простой доступ к сотням профессиональных рецензий, собирая их в одном месте. Томатометр стал полезным инструментом для фанатов, но это всего лишь точка старта, для того чтобы поделиться собственным мнением и начать дискуссию.»
Ну, не так давно мы ознакомились с мега-рассуждениями высококвалифицированных кино-академиков Оскара. Несложно догадаться, что с критиками ситуация не лучше. Читать отзывы и рецензии в рамках ознакомления с мнением народа — да, порой полезно. Воспринимать их за руководство к действию? Даже не знаю. Доверять надо мнению людей, с которыми у тебя совпадают вкусы.. Мнения безграмотных идиотов — они для идиотов. Ну а профессиональную мега-критику следует оставить мега-профессионалам.
Сильвестр Сталлоне покинул проект очередной части Неудержимых из-за творческих разногласий с продюсером франшизы. Слай недоволен выбором режиссёра и сценарием. Также он не желает продолжать сотрудничество с болгарской киностудией, ответственной за две части. Последняя часть денег толком не собрала и была враждебно встречена зрителями. Возможно, Сильвестр решил провести работу над ошибками и зажечь как следует, но у продюсеров имеются свои планы. Так или иначе Сталлоне из проекта выбыл. А вслед за ним ушёл и Шварценеггер. Арнольд заявил, что Неудержимых без Слая быть не может, и решительно покинул проект. Надеюсь, отважные болгары продолжат съёмки и без них — в демократической Болгарии свои Шварценеггеры и Сталлоны найдутся.
На днях Арнольду подослали сценарий очередного Хищника, съёмки которого стартовали в прошлом месяце. Вместе со сценарием поступило предложение принять участие в фильме. Сценарием Арнольд остался недоволен и предложение решительно отверг. Хотя отметил, что решение не железное и он допускает возможность лёгкого участие. Но только если «сценарий перепишут и сделают его роль позаметнее».
А вот проект по вселенной Конана, где Арнольду приготовили роль известно кого, отложен. Создатели говорят, что подготовили прекрасный, исполенный драматизма сценарий, чуть ли не «Непрощенный» в землях Киммерии. Но запрошенный бюджет оказался настолько велик, что производственная студия пока что не готова пойти на такие риски.
Ну и пара слов о Терминаторе. Ходили слухи, что после проката Генезиса, производство которого обошлось в 155 мильонов, а мировые сборы составили 440, студия Paramount поставила на Терминаторе крест. И вот на днях Шварценеггер подтвердил, что студия действительно не заинтересована в создании новой части. Но тут же призвал фанатов не отчаиваться, потому что есть еще 15 студий, готовых взять за дело. И, по словам Арнольда, переговоры с другими студиями ведутся, но больше он пока что ничего рассказать не может. Вдобавок ко всему, Арнольд напомнил, что в 2018 году права на франшизу возвращаются к Джеймсу Камерону, поэтому Терминатору — быть! Камерон, правда, занят своими Аватарами, но случиться может всякое. В общем, ждём появления бодрого старикана в добротных боевиках, а пока что желаем Арнольду поменьше сниматься во всяком отстое.
Новость из мира детской литературы. Четвёртого апреля в Стокгольме вручили международную премию имени бабушки Астрид Линдгрен — за вклад в развитие детской и юношеской литературы. Премии был удостоен немецкий художник-иллюстратор Вольф Эрльбрух. Одна из наиболее известных работ Вольфа — иллюстрации к мировому бестселлеру «Маленький крот, который хотел узнать, кто насрал ему на голову». Трогательная история о том, как маленький крот, проснувшись и выглянув из своей норы, обнаруживает у себя на голове «тёплую шапку». Пытаясь выяснить, кто навалил ему на башку, крот путешествует по окрестностям, внимательно изучая говно местных обитателей. Окончательную точку в говно-расследовании ставят мухи-криминалисты, которые пробуют говно на вкус и безошибочно указывают на автора — собаку мясника. Крот бежит восстанавливать справедливость и накладывает кучу на голову пса. После чего полный радости и умиротворения возвращается в нору.
По словам маститых литературоведов, данное произведение значимо тем, что вводит ребёнка в тему естественных функций человеческого тела. Путь к изданию данной книги был тернист, но сейчас она переведена на 27 языков и выпущена тиражом в 3 миллиона экземпляров.
Высокое жюри отметило, что Вольф делает экзистенциальные вопросы доступными и понятными читателю любого возраста. Также жюри обратило внимание на «юмор и теплоту, глубоко укорененные в идеалах гуманизма» в работах Вольфа. Обосраный крот, кучи говна, мухи-говноеды — какие могут быть сомнения, всё без обмана. Надеюсь, в самое ближайшее время про обосранного крота снимают замечательный детский мультик, ну а потом и полнометражный фильм.
Ну а теперь — что же нам покажут на этих выходных?
СМОТРИМ НА ВЫХОДНЫХ
Главный фильм недели — “Время первых”. История первого выхода человека в космическое пространство. Для тех, кто не в курсе, первым в открытый космос вышел советский человек, он же советский офицер и он же советский космонавт – Алексей Архипович Леонов. Фильм рассказывает о подготовке экипажа и о полёте корабля Восход-2. Лента практически документально воспроизводит события тех дней. Не в смысле — скучно, а достаточно подробно и с уважением к деталям. Легендарные события приправлены добротным юмором: герои фильма непрерывно острят и постоянно друг друга подкалывают. Хорошо поставлено, отлично сыграно! Только Леонид Ильич Брежнев получился идиотски-карикатурным, но это общую картину не портит. Подробно про «Время первых» рассказал в отдельном ролике. Хочешь посмотреть нормальный отечественный фильм? — Бери друзей, подруг, родителей — веди в кино.
Отечественный фантастический мегаблокбастер «Танцы насмерть». 2070 год. Мир разрушен ядерной войной. Москва. Люди живы благодаря энергии, которую выделяют участники свирепого турнира по танцам! Участвуя в ритуальном танцевальном баттле, участники предотвращают выбросы из недр земли. В конце каждого состязания в живых остаётся только один участник, который переходит в высшую касту! Но сформированый уклад внезапно рушит любовь — один из участников влюбляется в свою соперницу и решает во что бы то ни стало спасти её! Влюблённый подросток готов на всё! Система в опасности! Как многие догадываются, это диаметрально противоположный пример отечественного кинематографа. И, к сожалению, встречающийся гораздо чаще. Пока на одно «Время первых» выходят десять «Танцев насмерть», далеко мы не уедем. В кинотеатры ни ногой.
Драматический триллер «Последствия». История нашего соотечественника Виталия Калоева, жена и дети которого погибли в авиакатастрофе по вине авиадиспетчера. Через полтора года после трагедии Виталий авиадиспетчера зарезал. За что получил восемь лет тюрьмы, но уже через три года вышел за примерное поведение. В фильме история перенесена на западные реалии, главную роль исполнил Арнольд Шварценеггер. Сам Виталий выразил беспокойство по поводу того, что по сравнению с реальностью события в фильме сильно искажены. Фильм откровенно слабоват — как и всё, что теперь делает Арнольд. А жаль.
Комедия «Уйти красиво». Трое пожилых друзей измучены выплатами банкам. Вдобавок ко всему вот-вот прикроют их пенсионный фонд, и платить будет вообще нечем. Три товарища на старости лет решают взять от жизни своё, и в частности — от банков! То есть три дедушки на закате жизни решаются на ограбление. В главных ролях Майкл Кейн, Морган Фриман и Алан Аркин. В режиссёрском кресле звезда сериала «Клиника» — Зак Брафф. Если не знаешь, чем занять себя на выходных — сходи, попытай удачу.
Фильм ужасов «БайБайМэн». Наивные студентики заезжают в новый дом. А дом не простой. С виду обыкновенный особнячок оказывается пристанищем древнего зла — БайБайМэна. Монстр забирает с собой тех, кто знает его имя или думает о нём. Спастись невозможно, ведь нельзя прекратить думать о надвигающейся опасности — всем кранты! Любители ужасов могут заглянуть в кино, остальные смотрят на торрентах.
А на сегодня всё. Удачных выходных, до новых встреч!
Источник